Методические рекомендации для педагогов по подготовке обучающихся к олимпиадам
Методические рекомендации для учителей по подготовке к олимпиадам
Автор: Спасенова С.Г.
Математические конкурсы, олимпиады имеют большое значение при формировании у учащихся интереса к предмету. Участие в таких конкурсах формирует способность нестандартно мыслить, анализировать и предполагать результат действий. Но для участия в таких конкурсах необходима систематическая работа учителя с учеником. Дополнительные занятия должны отличаться своей индивидуальностью и интересными методами и формами проведения.
Именно учитель создает те условия, когда ученик может постигать новое. Участвуя в олимпиадах, ребенок стремиться одержать победу и поэтому необходимо обращать особое внимание на подготовку учащихся к различного рода конкурсам.
Работа с одаренными детьми, должна начинаться с выявления таких детей, которые не боятся трудностей, умеют находить нестандартные пути решения задач. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начинаться как можно раньше. Для каждого учащегося необходимо составить свой индивидуальный маршрут. Но несмотря на это работа учащихся в творческих группах очень необходима.
При подготовке к олимпиадам необходимо обращать внимание на решение логических задач, ребусов, задач разрезание и взвешивание. Учащихся нужно знакомить с различными предметными конкурсами, обращая внимание на их специфику.
Для успешного участия учащихся в олимпиадах нужно постоянно поддерживать интерес к предмету, уделять особое внимание самостоятельной работе учащихся по поиску новых решений.
При работе с одарёнными детьми учитель сам должен обладать определёнными навыками:
ü Уметь обновлять и расширять учебный материал дополнительными сведениями;
ü Уметь работать дифференцированно;
ü Уметь поддерживать и развивать познавательные способности учащихся;
ü Отбирать и составлять занимательные и нестандартные задания.
ü Использовать на уроках олимпиадные задания по теме урока.
Для развития познавательного интереса можно использовать занимательные задачи, задачи прикладного характера, задачи шутки.
Некоторые темы для занятий для учащихся разных классов:
1. Занимательные задачи на проценты (5-6 кл.).
2. Математические ребусы (5 – 7 кл.).
3. Задачи со спичками (5 – 6 кл.).
4. Задачи на разрезание фигур (5 – 7 кл.).
5. Задачи на взвешивание (5-7 кл)
6. Графы (6 – 9 кл.).
7. Четность (7 – 9 кл.)
8. Делимость (7 – 9 кл.).
9. Логические задачи (5 – 8 кл.).
10. Уравнения в целых и натуральных числах (7 – 11 кл.).
11. Геометрические задачи на местности (8 – 9 кл.).
12. Метод математической индукции (8 – 11 кл.).
13. Принцип Дирихле (6 – 9 кл.).
14. Текстовые задачи (7 - 9 кл.).
15 Уравнения, неравенства и их системы (7 – 11 кл.).
16. Построение графика сложной функции (9 – 11 кл.).
17. Некоторые примеры решения уравнений высших степеней ( 10-11кл.)