Для Вас родители
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексическая тема «Посуда, материалы» | 490.83 КБ |
Лексическая тема "Посуда, материалы" | 272.27 КБ |
лексическая тема "Транспорт" | 31.17 КБ |
лексическая тема ПДД | 31.06 КБ |
материалы к лексической теме "Семья. Профессии мам" | 63.59 КБ |
консультация для родителей "Кризис 6 - 7 лет" | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Посуда, материалы»
Новая лексика
Существительные: сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник, кастрюля, сковорода, дуршлаг, скалка, кофейник, миска.
Глаголы: накрывать, готовить, мыть, разбить, жарить, варить, тушить, кипятить, печь.
Прилагательные: кухонный, столовый, кофейный, чайный, фарфоровый, стеклянный, металлический, пластмассовый, железный, глиняный, хрустальный, алюминиевый, мелкая, глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.
Рекомендуется:
- Рассмотреть вместе с ребенком посуду – кухонную, чайную, столовую;
- Познакомь с названиями предметов посуды и попросить показать следующие части: носик, крышку, ручки, края (стенки), донышко...
- Показать, где хранится дома посуда (в шкафу, в буфете, в серванте, в столе);
- Рассмотреть посуду, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
- Сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие), обратив внимание на то, что посуда может биться;
- В качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.
- Закрепить в словаре обобщающее понятие «посуда»
- Вырежете с ребенком изображения посуды различных видов и вклейте их в альбом.
Почитайте ребенку
Е. Николаева
Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду.
Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, не случайно,
На плите дымится ЧАЙНИК -
Кукол чай пить усажу,
О ПОСУДЕ расскажу.
Загадки
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
(Тарелка)
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
(Кастрюлей)
Поиграйте с ребёнком
«Какая посуда бывает»
Какая посуда бывает из стекла? ...стеклянная
Какая посуда бывает из металла?...металлическая
Какая посуда бывает из пластмассы?... пластмассовая
Какая посуда бывает из глины?... глиняная
«Назови ласково»
Чашка – чашечка
Ложка — ложечка
Чайник — чайничек
Тарелка — тарелочка
Кастрюля — кастрюлька
Блюдце — блюдечко
Вилка – вилочка и т.д.
«Какой, какая?»
Чайник (какой?) – горячий, маленький, большой, толстый
Тарелка (какая?) – круглая, большая, маленькая, красивая
Дидактическое упражнение «Что это?»
Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Вот стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомни их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает? (уберите предмет)
Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»
Муха прилетела, на посуду села.
- Кыш, муха, улетай!
Нечего тебе делать на нашей посуде.
Подуй на муху, чтобы она улетела.
Пальчиковая гимнастика
«Посуда»
Раз, два, три, четыре
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлоплк в ладоши)
Артикуляционные упражнения
Упражнения для щек и губ
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
Чья «чашечка» глубже?
Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Опыт со столовыми приборами из разных материалов.
Материалы и оборудование:
- таз, наполненный водой
- ложки из разных материалов (пластмасса, дерево, металл)
Предварительная работа:
- чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
- просмотр мультфильма «Федорино горе»
Ход опытно – экспериментальной деятельности:
- Разложите на столе перед ребенком ложки из различных материалов: из пластмассы, дерева и металла.
- вместе с ребенком выдвинете гипотезу, предположите, что будет, если поместить ложки в таз, наполненный водой.
Например, обыграйте ситуацию, что ложки убегая от Федоры, оказались на берегу озера, чтобы продолжить путь, им нужно переплыть это озеро. Смогут ли ложки справиться с этой задачей?
Гипотеза: да, смогут.
- дайте ребенку возможность самому определить из каких материалов выполнены ложки: деревянные, металлические, железные, маленькие и большие.
- Опустите ложки в воду. Что вы заметили?
Деревянные и пластмассовые ложки плавают.
Вывод: дерево и пластмасса умеют держаться на воде.
Интересно, почему железная ложка утонула?
- дайте возможность ребенку самому сформулировать ответ.
Вывод: Железо очень тяжелое, поэтому оно и тонет!
- Обязательно закончите сказку! Пусть ребенок сам решит, должны ли пластмассовые и деревянные ложки бросать в беде свих металлических собратьев или лучше всем вместе вернуться к Федоре Егоровне.
Предварительный просмотр:
Изучаем тему: «Мебель, материалы»
Рекомендую вам, уважаемые родители:
- Рассмотрите с ребенком мебель, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о мебели, о ее назначении. Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а потом пусть он рассказывает вам.
Например:
Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные
дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.
Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На диване можно сидеть или лежать.
- Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам. Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.
Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть.
Что это? (Стул.) У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.) У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что это? (Кресло.)
- Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)
Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)
На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)
В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)
Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.) При этом следите, чтобы ребенок не
опускал предлоги.
- Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов, потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняется ответить, объясните, что она НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги. Затем предложите ребенку выполнять и комментировать аналогичные действия.
- Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.
Под столом уселась кошка,
А над нею стол без ... (ножки).
На шкафу корзинка с перцем
И открыты обе ... (дверцы).
На буфете ежик с волком,
Ну а сам буфет без ... (полки).
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»
Расширяем словарный запас детей, учим использовать в речи существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, пароход, теплоход, яхта, телега, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт; прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный; глаголы: едет, мчится, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, тормозит, сигналит.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Игра с мячом «Один — много»
Автобус — автобусы — автобусов
грузовик — поезд — машина —
троллейбус — лодка —
электричка — колесо —
самолет — пилот —
корабль — телега —
«Скажи наоборот»:
отъехал — подъехал
вылетел — залетел
въехал — съехал
взлетел — приземлился
выехал — заехал
укатил — прикатил
улетел — прилетел
уплыл — приплыл
заплыл — выплыл
«Подбери признак»
Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д.;
Автобус – быстрый, большой, блестящий, разноцветный…;
троллейбус -…, корабль - …,
самолет - …, поезд - …
«Подобрать действия к предметам»
Поезд (что делает?) - …
самолет (что делает?) - …
пароход (что делает?) - ….
«Назови, какой, какая, какое?» (детям от 5 лет)
Шина из резины – кабина из железа -
руль из пластмассы - сиденье из кожи -
кузов из дерева - фургон из брезента –
«Скажи правильно»:
машина (ехать); троллейбус (идти);
самолет (лететь); автобус (сигналить);
корабль (плыть); трамвай (звенеть).
поезд (гудеть);
«Составь слово из 2 слов»
Машина, которая убирает мусор (мусороуборочная)
Машина, которая грузы возит (грузовая)
«Сосчитай до 5» (ракета, трамвай, колесо)
Один автобус, два автобуса, ……, пять автобусов
Пальчиковая гимнастика
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда
Тексты для чтения и запоминания
ПАРОВОЗ
- Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Я привез цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши.
ЖИЛ НА СВЕТЕ САМОСВАЛ
Жил на свете самосвал,
Он на стройке побывал,
Подкатил с утра к воротам.
Сторожа спросили: - Кто там?
Самосвал ответил так:
- Я привез отличный шлак.
Молодчина самосвал,
Где он только не бывал!
Он кирпич возил и гравий,
Но, увы, застрял в канаве!
Буксовал он, буксовал.
Еле вылез самосвал.
Говорит: - Меня не троньте,
Я сегодня на ремонте.
У меня помята рама!
- Алексей! – сказала мама.-
Ты успел в канаву влезть?
Дело в том, что самосвалом
Был Алеша, славный малый.
Сколько лет ему? Лет шесть.
Самосвал сигналит громко:
- У меня сейчас поломка,
Но с утра я снова в путь.
- Хорошо, - сказала мама, -
Но пока Алешей будь!
Молока попьешь, и спать!
Что ж, пришлось Алешей стать.
Где Алеша? Спит уже.
Дома спит, не в гараже.
Пальчиковая гимнастика
Ракеты летают, | Подушечки одноименных пальцев рук сомкнуть. Ладошки немного округлить; движение сомкнутых рук вверх |
Плывут корабли, | Соединить руки соприкасаясь краями ладоней и мизинцев – «лодочка»; двигать руками из стороны в сторону. |
И едут по трассе грузовики. | Руки перед собой, согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки, имитировать управление рулем. |
В метро под землей | Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими. |
По кругу спешат | Соединить руки, развести их в стороны, описывая круг. |
То вперед, то назад. | Руки согнуть в локтях перед грудью, двигать руками вперед, затем назад. |
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Теплоход
От зеленого причала | Шаг вперед, руки опущены |
Оттолкнулся теплоход |
|
Раз, два - | Два шага назад |
Он назад шагнул сначала. |
|
А потом шагнул вперед - | Два шага вперед |
Раз, два - |
|
И поплыл, поплыл по речке | Руки вытянуты вперед и сомкнуты – это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками. |
Набирая полный ход |
|
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Правила дорожного движения»
Артикуляционная гимнастика «Автомобиль».
Язычок очень любил наблюдать за движением автомобилей. Однажды он услышал, что одна из машин загудела, как пароход: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…Язычок выглянул во двор и увидел, что машина была грязная, поэтому он решил вымыть машину (упр-е «Чистим зубы»), потом он протер бампер машины (кончиком языка проводим движения вперед-назад внизу, под язычком), потом протер крышу (упр-е «Маляр»). Мойка машины заняла у Язычка много времени (упр-е «Часики»), поэтому он устал и проголодался. Язычок забежал в ближайшее кафе, там повар готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка»), пѐк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий язык, не раздувая щѐк). Язычок наелся, отдохнул и сел за руль автомобиля (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону), он ехал, соблюдая правила дорожного движения, потому что был хорошим водителем.
Пальчиковая гимнастика
Дорожных правил очень много:
Раз — внимание дорога! (загибаем все пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно)
Два — сигналы светофора. Т
ри — смотри, дорожный знак,
А четыре — переход.
Правила все надо знать (разжимаем и сжимаем пальцы на обеих руках одновременно)
И всегда их выполнять.
Физкультминутка «Постовой»
Координация речи с движением
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте).
Людям машет: «Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз).
Здесь машины едут прямо (руки перед собой).
Пешеход, ты погоди!» (руки в стороны). Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс).
Приглашает нас идти (шагаем на месте).
«Вы машины, не спешите (хлопки руками).
Пешеходов пропустите!» (прыжки на месте).
Игры и упражнения по лексической теме «Правила дорожного движения»
∙ Игра «Доскажи словечко»
Есть сигналы светофора — Подчиняйся им без...(Спора!)
Желтый свет — предупреждение: Жди сигнала для ... (Движения.) Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята... (Могут!)
Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь... (Закрыт!)
Все будьте правилу верны: Держитесь... (Правой стороны!)
И зверята даже знают: На дороге не ... (НЕ играют!)
∙ Назови ласково.
Машина - машинка
Автобус –
... Дорога - ...
Трамвай - ...
Двор - ...
∙ Сосчитай до пяти.
один пешеход - два пешехода, и т.д.
один шлагбаум - ...
один перекрѐсток - ...
один велосипед - ...
один светофор - ...
∙ Один - много.
Поезд - много поездов,
водитель - много ...
автомобиль - много ...
улица - много ...
город - много ...
∙ Закончи предложение.
Переходя улицу нужно сначала посмотреть ...(налево), затем ...(направо). Пешеходный переход может быть ...(регулируемым и нерегулируемым, наземным и подземным).
Улицу можно переходить только на ...(зелѐный сигнал светофора).
ротуар - это дорога для ...(пешеходов).
Проезжая часть - это дорога для ...(транспорта).
∙ Подбери признак/действие.
Машина (какая?) - ...(грузовая, пожарная и т.д.)
Регулировщик (что делает?) - ...
(показывает, направляет, запрещает и т.д.)
∙ Скажи наоборот.
Белый - ...
Разрешено - ...
Быстро - ...
Узкий - ...
Светло - ...
∙ Какое слово лишнее и почему?
- тротуар, переулок, тропинка, проспект;
- "зебра", подземный переход, наземный переход, жираф;
- парковка, остановка, стоп, выход.
∙ Веселые вопросы
Уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;
воспитывать сообразительность и находчивость.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).
Мини библиотека книг для чтения детям по ПДД
С. Волков «Про Правила дорожного движения»
Родители, обязательно прочитайте эту книгу своему малышу! На ее страницах в веселых стихах, которые просто заучиваются, вместе с интересными картинками, ребятам рассказывается о правилах дорожного движения. Книга рекомендована для детей старшего дошкольного возраста.
Н. Дедяева «Не играйте на дороге»
В книге Н. Дедяева в стихотворной форме рассказывается о том, что нельзя играть на проезжей части дороги, и что надо делать, чтобы не попасть в беду. Веселые зверята помогут детям усвоить, как правильно обходить транспорт, где можно играть, как правильно себя вести в общественном транспорте. Дети с удовольствием рассматривают картинки и легко запоминают стихотворные строки.
М.Д. Дружинина «Наш друг - светофор»
Эта яркая иллюстрированная веселая книга на самом деле поможет избежать большой беды! Забавные герои в стихотворной форме расскажут детям о том, что может с ними приключиться на улицах шумного города, и что надо делать, чтобы не попасть в беду: как переходить дорогу, почему трамвай надо обходить спереди, а автобус сзади и многое другое. Очень важно, что вся информация представлена в виде ситуативных картинок, а стихотворная форма изложения материала легка для понимания и запоминания. Книга рекомендована для чтения родителей с детьми.
Г. Косова «Безопасная дорога»
Книга из серии "Школа безопасности для малышей". В стихотворной форме изложены уроки безопасности на дорогах. Такие как: переходи улицу только в положенном месте, не играй на проезжей части дороги, как правильно обходить транспорт, как вести себя в общественном транспорте и др. Книга рекомендована для детей дошкольного возраста.
С. В. Михалков «Дядя Стёпа»
Книга Сергея Владимировича Михалкова "Дядя Стѐпа" - одно из самых известных и любимых произведений писателя. Дошкольники знакомятся с необычным великаном – великаном-инспектором, знаменитым Дядей Степой. Герой книги помогает детям узнать больше о Правилах дорожного движения.
«Уроки светофора»
Родители, обязательно прочитайте эту книгу своему малышу! На ее страницах в веселых стихах рассказывается о сигналах светофора, о правилах перехода проезжей части дороги. Книга рекомендована для детей 4-5 лет.
А. Усачев «Правила дорожного движения.
Для будущих водителей и их родителей»
В познавательной книге «Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей» Вы можете найти информацию о правилах перехода дороги, о правилах пешеходов, пассажиров, водителей, велосипедистов, информацию о дорожных знаках. Книга писателя А. Усачева поможет вам увереннее чувствовать себя на дороге, и желает Счастливого пути! Рекомендована для семейного чтения.
Г.П. Шалаева «Дорожные знаки для маленьких пешеходов»
Книга способствует развитию познавательных способностей и талантов вашего ребенка. В книге содержится интересный занимательный материал по Правилам дорожного движения.
Приятного прочтения!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Кризис 6-7 лет»
1. Кризисы возрастные - условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного возрастного периода к другому.
Кризисы возрастные - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза (процесс развития индивидуального организма, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П. П. Блонским в 20-е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы известных отечественных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и др. В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики, могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом, психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов. В психологии под кризисами имеют ввиду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.
В детском возрасте обычно выделяют кризис новорожденности, кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис 10-11 лет, кризис юности 17-18 лет. Указанные хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка с сфере общения и, напротив, смягчаются при правильном воспитании.
Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой фаз:
-Предкритической (игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинается формироваться и субъективное желание стать школьником).
-Критической (объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход запаздывает. Он не удовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей).
-Посткритической (ребенок приходит в школу, где постепенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика).
Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки, или вершины кризиса. Таким образом, если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (например, дошкольный возраст – 3-7 лет, то кризисы определяют по их вершинам (например, кризис 3 лет, кризис 7 лет и т. д., при этом считается, что кризисный период в норме ограничивается приблизительно одним годом.
С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.
Во-первых: следует отметить неопределенность, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.
Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребенка. По мнению родителей и воспитателей, он становиться совершенно другим.
В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, разрушительный характер. По мнению ряда авторов, в эти периоды ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям; нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т. п.
В-четвертых, в кризисные периоды всякий ребенок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды. Известно, что кризисы по-разному протекают у разных детей: у одних- сглажено, почти не заметно, у других остро и болезненно. Тем не менее, определенные трудности воспитания в критические периоды возникают в отношении каждого ребенка.
Наиболее ярко «относительная трудновоспитуемость» и негативный характер развития проявляются в симптомах кризиса. Очень важно отличать их от негативных моментов стабильных периодов (детской лжи, зависти, ябедничество и т. д., так как причины возникновения и, следовательно, тактика поведения взрослого в том и в другом случаях существенно различаются. Принято выделять семь симптомов, так называемое «семизвездие кризиса»:
НЕГАТИВИЗМ. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, как нежелание что- то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания, так как, в последнем случае, ребенок отказывается выполнять требования взрослого потому, что он не хочет делать что-либо или хочет в это время заниматься чем-то другим. Мотив непослушания- нежелание выполнять предложенное взрослым. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого, независимо от их содержания. Проявление детского негативизма хорошо известно родителям. Один из типичных примеров: мама предлагает сыну ложиться спать: «Уже поздно, на улице темно, все дети уже спят». Сын устал и хочет спать, но упрямо твердит: «Нет, я хочу гулять». «Хорошо,- говорит мама, - одевайся, иди гулять». «Нет, я спать буду!»- отвечает сын. В этой и аналогичных ситуациях взрослый может добиваться нужного результата, изменив свое требование на противоположное. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.
УПРЯМСТВО - второй симптом кризиса. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремится что-то сделать или получить какую-то вещь потому, что ему это интересно. Мотив упрямства, в отличии, от настойчивости является потребностью в самоутверждении: ребенок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
СТРОПТИВОСТЬ - третий симптом, наиболее ярко проявляющийся в период кризиса 3 лет. В отличии от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством на все, что ему предлагают, и что с ним делают.
СВОЕВОЛИЕ - четвертый симптом, проявляющийся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.
Это основные симптомы кризисных периодов. Несмотря на различную направленность (на взрослого, на себя, на нормы и правила поведения, эти поведенческие проявления имеют одну и ту же основу- потребность ребенка в социальном признании, стремлении к самостоятельности. Наряду с основными выделяются еще три дополнительных симптома кризиса.
Это – протест- бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста.
-В семье с одним ребенком может наблюдаться еще один симптом – деспотизм, когда ребенок стремится проявлять власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни.
-Если в семье несколько детей, этот симптом может проявляться в форме – ревности.
Психологический смысл критических (переходных) возрастов и их значение для психологического развития ребенка заключается в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меняется отношение к себе и другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание.