Разработка занятия "Родина моя-Югра"

Афанасьева Наталья Владимировна

Задачи:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о России, Югре,о жизни, быте и культуре народов ХМАО; формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить имена знаменитых деятелей культуры и искусства.

Развивающие: развивать внимание, память, умение вести диалог; закрепить навыки работы в коллективе. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Воспитывающие: воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране, родному краю; воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina-moya_yugra.docx61.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Ванзетурская СОШ"

 структурное подразделение детский сад "Капелька"

Воспитатель Афанасьева Наталья Владимировна

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

«Родина моя - Югра»

Форма проведения: Конспект НОД

Цель: развитие гражданско-патриотических чувств к Родине через игру, художественное слово, фольклор

Задачи:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о России, Югре,о жизни, быте и культуре народов ХМАО; формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить имена знаменитых деятелей культуры и искусства.

Развивающие: развивать внимание, память, умение вести диалог; закрепить навыки работы в коллективе. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Воспитывающие: воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране, родному краю; воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Оборудование и материалы: юла, жетоны, конверты с заданиями, изображения гербов и флагов, разрезные картинки,  экран, проектор, ноутбук, коробка-посылка, фото знаменитых людей России и ХМАО, куклы в национальных костюмах, элементы национальных костюмов, макет чума, фотографии быта народов ХМАО, национальных видов спорта; демонстрационный материал: животный и растительный мир ХМАО.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство. Чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ», загадок, пословиц и поговорок, заучивание стихов. Тематические занятия.  Слушание хантыйской музыки. Просмотр слайдовой презентации «Мой край – Югра». Рисование и изготовление с детьми поделок.

Методы и приемы: рассказ, беседа, сюрпризный момент, использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение); Разучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений; Знакомство детей с народной декоративной символикой.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня когда я утром пришла в детский сад ,я увидела огромную посылку -коробку, давайте узнаем, что же там внутри, интересно?

К посылке прикреплено письмо от буравичка  Югорики. «Дорогие ребята, здравствуйте! Вы меня весной приглашали к себе гости и мне очень захотелось с вами увидеться и поиграть. Но, приехать к вам я не могу. Но, чтобы вы не грустили, я предлагаю поиграть со мной в игру ,эта замечательная игра, в которой вы будете одной командой «знатоков», а я вам приготовил задания,  и если вы справились с заданием, то вам засчитывается балл и дается один житон.  Если согласны, то задания в посылке моей, ваш друг Буравичёк».

Воспитатель: ну, что, ребята, поиграем? Достают из посылки содержимое, раскладывают атрибуты. Крутят волчок.

  1. Ребята отгадайте загадки«Загадки матушки Югры:
  • Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость – хмурый и сердитый…  Лось
  • Проворная зверюшка живёт в дупле – избушке. Целый день скок – поскок. Отыскала грибок, нанизала на сучок, заготовила впрок. Белка
  • Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.  Медведь
  • У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались в чем тут фокус?

Я держу руками…(глобус)

Ответы детей. Из посылки достается глобус.

Воспитатель: правильно, а что такое глобус? Что на нём изображено?  (модель земли; моря, океаны, страны). На глобусах и картах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, границы государств, города. На нашей планете много разных стран. Мы живем в стране, с гордым и красивым именем, каким?

Дети: Россия.

Воспитатель: правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Воспитатель: Мы с вами живем в стране Россия, а как называется округ, в котором мы живем? (Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, п.Ванзетур). Югра – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад, улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Фоном звучит народная стилизованная мелодия.

Кто знает стихи о нашей малой Родине ,о крае  ребята вы заработаете еще один житон :

Костя: Есть на карте у меня
Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.
Говорят, что в ней полным-полно чудес,
И зверей и ягод полон сказочный лес.
Говорят олени тут живут,
И деревья до небес растут.
Приезжайте в гости к нам друзья-
Мы покажем вам свои места.

Карина: Ты найди на карте место –

Запорошено снегами,

Там, где сосны, как невесты,

Нарядились перед нами,

Там, где царственные кедры

И красавицы берёзы.

Здесь щедры земные недра,

Здесь сибирские морозы.                                       

Воспитатель: молодцы, все правильно ответили, первый жетончик у нашей команды уже есть!

  1. Игра «Сложи картинку». Государственные символы. Предлагается конверт, из которого достает воспитатель разрезные картинки (герб и флаг: России, ХМАО-Югры). Надо собрать из этих частей что-то целое. Что это означает? Если все это объединить, то как можно назвать?

Ответы детей (государственные символы России, округа, Югры).

Воспитатель Флаг – это государственный символ страны. Государственный флаг обозначает единство страны. Полотнище флага состоит из трех полос (белого, синего, красного цвета). Скажите, что означают цвета? (Белый цвет обозначает — мир и чистоту, синий – небо, правда и верность, красный – огонь, отвагу и красоту, любовь. Российский флаг можно увидеть на государственных зданиях, кораблях, самолетах.

Еще один флаг, который получился из частей, что вы можете о нем рассказать, чей он, что означают цвета на нем? Две равновеликие полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная), окаймлённое со стороны выступа белой полосой и несущее в левой верхней части полотна элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа. Синий цвет флага символизирует водные ресурсы региона. Зеленый цвет — символ бескрайней сибирской тайги, белый цвет напоминает о суровой зиме, северных снегах, покрывающих территорию округа в течение семи календарных месяцев года. Сибирская корона в виде стилизованного изображения оленьих рогов — традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством

На мультимедиа картинка «Герб России»

Воспитатель: Герб – это отличительный знак государства. На гербе изображен золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Золотой двуглавый орел – символ солнца. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл с двумя головами означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина, родина у нас общая. В правой лапе орла -скипетр, в другой держава. Скипетр в современном понимании-знак государственности, держава- знак законности и права.

Значок в центре орлов — это всадник, его называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея (дракона). Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

Воспитатель: где устанавливают Государственный герб?

Дети: печатают на российских монетах, используют на печатях, которые подтверждают подлинность документов.

У нас еще один герб, что вы можете о нем рассказать? Герб Х- Мансийского автономного округа -ЮГРА. Что означают знаки и символы на нем? В треугольное поле - символ богатства нашего края, - на котором отражен основной вид деятельности человека в этом регионе - три капли нефти в разомкнутом снизу черном кольце. Справа - серебряное трапециевидное поле - чистота, невинность, радость. На нем эмблема ели - вечнозеленого дерева, символизирующего вечность. Слева - на голубом трапециевидном поле - эмблема рыб, это слава, которую несет река Обь, раскрывая богатство города.

Еще один герб. Герб ХМАО-Югры. Кто расскажет о нем.Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве. Центральная фигура герба ХМАО-Югры – орнамент, который находится внутри меньшего щита. Он изображает двух птиц, соединяющихся хвостами. Их крылья поддерживают восходящее солнце, которое почитается в культах местных народов.

Динамическая пауза.Мансийская народная игра «Хейро»,с использованием музыки Театра шаманского бубна «Звуки костра»

Воспитатель: молодцы, ребята, у нас в копилке еще одни жетон с баллом!

  1. «У хантыйского чувала». Игра «Найди ошибку»

На мультимедиа изображение чума, на его фоне оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, мох, сеть рыбацкая, куски меха, силуэты и фигурки животных, орнаменты, изделия из меха, элементы национальных костюмов, видов национального спорта).

Воспитатель: В этом году Ханты Мансийский автономный округ отмечает свой 90- летний юбилей. А вы знаете, что названием округ обязан коренным жителям. Каким? Правильно, это ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. А вот что обозначает слово «хант». Отрывок из стихотворения Ю. Шесталова:

«Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.

Потому что слово — это «ханты» - в переводе значит «человек»

Воспитатель: вот в конверте очередная задачка от буравичка Югорки. Он приглашает в гости в чум к деду Петру, погреться у его чувала. Кто знает, что такое «чувал»?  (Огонь, костер, домашний очаг) Предлагается повнимательнее посмотреть на все, что в чуме и, что его окружает. Нужно найти ошибку. Где же перепутал Незнайка и неправильный атрибут принес.

 Ответы детей.

Рассматривают картинки с изображением природных богатств тайги.

Воспитатель: (задание) Наш северный край славится богатыми лесами. А чем же богаты наши леса, мы сейчас узнаем.- житон

Рассматривают изделия из бисера, национальные костюмы.

Милана: Хантыйские орнаменты красивы,
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдёшь во всей России,
Таких цветов и сказочных зверей.
М. Шульгин

Воспитатель: Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством, много трудов и забот. Особенно народы ханты и манси любят охоту и праздники. На эти праздники ханты и манси стараются собираться со всего округа. На праздниках общаются, встречают старых друзей, устраивают состязания и «Игрища». Один из праздников, это рождение потомства у оленей. Когда появляются оленята, для народов севера — это праздник новых надежд на благополучие всего года.

Физминутка. «Хантыйские игрища»

Звучит аудиозапись песни: «Белый олень». Сл. А. Тарханова муз. В. Пшеничникова

Воспитатель:игры, которые посвящены культовым праздникам, дают определение «игрища». Нас приглашают на празднике рождения олененка поучаствовать в таких «игрищах».

  1. «Прыжки через нарты». Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Ханты придумали забаву –прыжки через нарты. Выбирали самых выносливых и прыгучих их своего народа.
  2. «Борьба на палках». Два игрока садятся на пол или землю напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцепляет пальцы, то он считается побежденным.

Воспитатель: и здесь наша команда знатоков справилась, еще один жетон с баллом!

Заключение.

Воспитатель: вот и подошла наша игра к концу, мы выиграли у Незнайки во всех четырех турах. Спасибо ему за такую игру. Мы многое вспомнили и узнали, правда ребята? О чем мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей.

Ведущая: Я горжусь тем, что моя родина – Югра!  Край, где под одним мирным небом живут в дружбе люди разных национальностей!   Я верю в то, что наши дети, юное поколение югорчан, будут достоянными представителями нашего округа и нашей страны. Что может быть лучшим подарком в День рождения? Конечно же, признание в любви!  Югра… величавая и добродушная, гостеприимная и трудолюбивая, строгая и отзывчивая, мудрая и любимая!