Мои уроки

Яблокова Светлана Николаевна

Урок чтения в 1 классе.                                                       

 

 

Тема урока: Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах и словах на слух, в произнесении и при чтении.

 

Цель: учить дифференцировать звуки  /к/-/г/ по звонкости-глухости в слогах, словах и предложениях и буквы к-г при чтении.

 

Задачи:

1)    Образовательные: учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

2)    Коррекционно-развивающие: развивать слуховую дифференциацию звуков /к/ и /г/, умение соотносить звуки /к/ и /г/ с буквами К и Г; развивать мышление, внимание, восприятие.

3)    Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к животным; воспитывать доброжелательное отношение к малышам.

 

 

                                        Ход урока:

 

1.Организационный момент

а) Артикуляционная гимнастика:

-Отгадайте загадку:  Я в любую непогоду

                                     Уважаю очень воду.                 (картинка гуся)

                                     Я от грязи берегусь,

                                     Чистоплотный серый …(гусь)

-Как гогочет гусь? (га-га-га)

-Назовите первый звук. Какой он?

-Какой буквой обозначается?

 

2.Изучение нового материала

а) –Подберите слово наоборот: тихий, сытый, шершавый, холодный, мелкий, прямой, веселый, чистый, ласковый, редкий, сладкий, длинный.

 

-С каких звуков начинались ваши слова?

 

б) Сравнение звуков /к/-/г/:

-Произнесите звук /г/. А теперь произнесите его шепотом. В какой звук превратился звук /г/? Как это получилось?

-Чем отличаются эти звуки?

 

в) Игра «Покажи букву».

-Послушайте слова. Когда услышите слово со звуком /г/, поднимите карточку с буквой Г, а если со звуком /к/- карточку с буквой К:

 

Кот, мак, газ, огород, загадка, майка, берега, пирог, вагон, танки, рога, огонь, галка, нога, горка, гусак.

 

3. Работа по «Букварю» с.90

а)Чтение слогов-слияний хором, по одному

б)Дополнить слоги до слов

в)Чтение слов

г)Работа с иллюстрацией

д)Чтение текста:

   -жужжащее;

   -по цепочке

 

4.Итог урока:

 

-Давайте поблагодарим буквы К и Г, которые сегодня учили нас читать и на прощание подарим им картинки. Букве К – картинки с предметами, названия которых начинаются со звука /К/, а букве Г – со звука /Г/.

      

                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Урок № 22

 

Тема: Гласный звук /У/, буква У,у.

Цель: Познакомить с новым звуком и буквой У.

Задачи:

   1.Образовательные: дать детям понятие о гласном звуке /У/; уточнить его артикуляцию; научить четко интонировать звук /У/ в словах; выделять звук /У/ из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции.

   2.Коррекционно-развивающие: развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику; уточнять, обогащать, активизировать словарь детей; развивать мышление, внимание, восприятие.

   3.Воспитательные: воспитывать негативное отношение к отрицательным поступкам.

 

                                   Ход урока:

 

1.Организационный момент.

          Прозвенел и смолк звонок.

          Начинается урок,

          Все за парты тихо сели.

          На меня все посмотрели.

2.Фонетическая зарядка.

- Как воет волк?

- Как плачет малыш в коляске?

- Как гудит паровоз?

- Как кукует кукушка?

3.Объяснение нового материала.

1)- Какой звук мы слышим во всех этих словах?

- Произнесите его четко.

- Сегодня к нам на урок пришла утка (картинка):

   Утром с шуткой-прибауткой

   Прихорашивалась утка:

   «Я пригожа и стройна

   И умом наделена.

   Плавная походочка,

   Славная молодочка.

 

2) Анализ артикуляции звука /У/

 Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

Физкультминутка

Утки стайкою летели,

На полянку тихо сели,

Походили, походили,

Поклевали, поклевали,

К речке быстро побежали,

Плавали, ныряли,

Корм себе искали.

 

3)Развитие фонематического слуха.

Игра  «Угадай звук»  (хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук /У/):

Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица, зубы, утка, наука,стена, окно, кенгуру.

 

4)Придумывание слов с новым звуком.

5)Знакомство с буквами У,у.

- На что похожа буква У?

     У- сучок. В любом лесу

     Ты увидишь букву У.

 

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

 

4.Работа по «Букварю» с.20

1)- Найдите новую букву в «Букваре».

2)- Отгадайте загадку, а отгадку найдите на странице «Букваря»:

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой.

 

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке,

 

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне!

Он хозяйкам добрый друг,

Электрический ……(утюг).

 

Физкультминутка:

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкультпривет.

 

4)   Работа с иллюстрацией

- Посмотрите на картинку в «Букваре».

- Что произошло?

- Почему плачет девочка?

- Прочитайте как она плачет?

- Хорошо или нет поступил мальчик?

- Почему?

- Как надо было поступить мальчику?

 

5. Итог урока:

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Что было интересно?

- Что запомнили?

 

 

 

 

 

 

 

                               Урок № 125.

 

Тема:  Звук и буква Е, е. Слова с буквой Е в начале слова. Звук и буква Е как отдельный слог в слове.

 

Цель: познакомить с буквами Е, е; обучать чтению слов с буквой Е в начале слова.

 

Задачи:

   1)Образовательные: познакомить с новой буквой Е,е; развивать умение читать слова и предложения с этой буквой.

   2)Коррекционно-развивающие: формировать различные стороны мыслительной деятельности; активизировать словарь детей.

   3)Воспитательные: прививать любовь к русским сказкам; воспитывать у детей желание учиться.

 

                                Ход урока:

 

1.    Организационный момент.

          Прозвенел и смолк звонок.

          Начинается урок.

          Все за парты тихо сели.

          На меня все посмотрели.

2.    Артикуляционная гимнастика.

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

Прилетел мохнатый жук,

Ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

Клювом перья расправляют.

Ветер ветки раскачал,

У-у-у!

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

И опять настала тишь,

3.Работа по теме. Объяснение нового материала.

- В дремучем лесу росли ели.

  Стволы их тихонько скрипели.          (картинка)

- А вы сумели бы написать слово  ЕЛИ?

- Посмотрите на ели в левом верхнем углу страницы.

- Разделите слово ЕЛИ на слоги.

-Назовите первый, второй.         (на доске схема)

- А первый слог Е обозначается буквой Е.

- Рассмотрите буквы Е,е в розовой рамочке. Чем они похожи, чем отличаются?

- Из каких элементов состоят?

- Почему их две?

 

4.Звуко-буквенный анализ.

- Найдите букву Е на ленте букв. Буква Е гласная или согласная?

- Почему?

 

(физкультминутка: Мы хлопаем руками…)

 

5. Чтение слов с новой буквой.

- Сегодня к нам на урок пришел один сказочный герой. Отгадайте, кто это:

Дурачок в деревне жил да поживал,

Как-то щуку чудную в речке он поймал.

Все, что говорили ей, щука понимала,

Самые заветные желанья исполняла.

 

- Кто поймал щуку?

- Какая первая буква в имени Емеля?

- Надо Емеле проехать через горки. Обращается Емеля к щуке:

По-щучьему велению,

По моему хотению,

Печка, по горам езжай,

И слова мне прочитай!

 

(На доске нарисованы горы и прикреплены карточки со словами из «Букваря»: ел, ем, ел, ель, поели, поел, поехали, поехал)

 

-Проехал Емеля через горы. Едет дальше через лес еловый, где одни ели растут. Вдруг навстречу ему вышли (по ходу рассказа учитель показывает детям карточки со словами из «Букваря», дети их прочитывают коллективно) Е-ЖИ. Ежи Е-ЛИ Е-ДУ, угостили они и Емелю. ПО-ЕЛ Емеля, сказал спасибо и ПО-Е-ХАЛ дальше. Едет Емеля через пруд. А в пруду плавали ЕР-ШИ.

 

6.Формирование грамматического строя речи.

1) Упражнение в согласовании прилагательного и существительного:

-Приехал Емеля к Марьюшке, а на столе у нее все сладкое. Посмотрите и назовите, что лежало на столе у Марьюшки?

 

(Картинки яблоко, сливы, конфеты, варенье соотнести со словами СЛАДКОЕ, СЛАДКИЕ)

 

2) Упражнение в употреблении прилагательных сравнительной степени:

-Сидят Емеля с Марьюшкой и беседуют:

 

-Яблоко вкусное, а груша еще ……….

-Мост длинный, а дорога еще ……..

-Тюльпан – красивый цветок, а роза еще ……

 

3)Подбор слов с противоположным значением:

-Потом стали в слова играть. Марьюшка одно слово говорит, а Емеля словом наоборот отвечает:

(старые – новые, высокие-, толстые-, широкие-, короткие-, большие-)

 

-Предложила Марьюшка Емеле песню спеть и поплясать.

(Физкультминутка: Хлопаем в ладошки,

                                   Пусть попляшут ножки.

Ножки вместе

Ножки врозь

Ножки прямо

Ножки вкось

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

7.Чтение текста. Работа над содержанием.

-Понравилась Марьюшка Емеле: и собой хороша и грамоте обучена. Решил Емеля на ней жениться. А Марьюшка ему и говорит: «Пойду за тебя замуж, если грамотным станешь.

Дети букву Е узнали,

Дети грамотнее стали,

Ты, Емеля, не ленись,

Тоже грамоте учись!

 

-Давайте поможем Емеле прочитать тексты из нашего «Букваря».

(Чтение вслед за учителем, хоровое, по цепочке, индивидуально).

  -Где жили ежи?

-Какие были ежи?

-Где жили ерши?

-Какие были ерши?

-А как надо относиться к малышам?

 

8. Итог урока.     

 

 

 

  

 

 

 

 

 

                    Открытый  урок русского языка в 3 классе.

 

Тема урока: Повторение: слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов.

 

Цель: выявить уровень знаний и умений по данной теме.

Коррекционные задачи: работать над коррекцией памяти, внимания, логического мышления, зрительного и слухового анализаторов, развивать мелкую моторику рук, речь, воображение.

 

                                      Ход урока:

1.     О/м

               Прозвенел и смолк звонок.

               Начинается урок.

               Все за парты тихо сели,

               На гостей все посмотрели,

               Улыбнулись, присмирели

               И работать захотели.

 

- Начинаем урок письма.

2. Актуализация знаний, объявление темы

- Заканчивается учебный год и мы с вами повторяем всё то, чему мы научились за год. Сегодня мы повторим слова, которые обозначают предметы, действия и признаки предметов. Поможет нам в этом хорошо всем известная русская народная сказка…..

- угадайте её название:

 

      Он      По амбару метён,

                 По сусекам скребен,                (на доске появляются картинки         

                 На сметане мешён,                     сказочных персонажей: дед,

                 В печку сажён,                             бабка, лиса, колобок)

                 На окошке стужён,

                 Он от дедушки ушел,

                 Он от бабушки ушел.       /КОЛОБОК/

2.     Минутка чистописания .Коррекция мелкой моторики пальцев рук.

1)     Нарисуйте дорожку, по которой Колобок укатился от дедушки и бабушки.

 

 

2)     Он катился по горам и лесам.

 

 

 

3)     Запишите правильно и красиво героев сказки.

 

 

 

3.Чтение сказки детьми по цепочке.

- Давайте вспомним содержание сказки, прочитаем её быстро и выразительно.

4.Залание для учащихся с ОНР(F 71).Коррекция логического мышления, памяти, зрения.

- Расставьте иллюстрации к сказке в нужной последовательности.

5. Физкультминутка.Коррекция двигательной активности

6.Постановка учебной проблемы.

- Всему название дано

  И зверю и предмету.

  Вещей кругом полным-полно,

  А безымянных нету.

- Назовите слова, которые обозначают предметы, встретившиеся нам в сказке. Как определить, что слово обозначает предмет?

- Почему одни предметы отвечают на вопрос КТО?, а другие – ЧТО?

- А теперь скажите, что эти предметы делали в сказке?

- Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечают?
- А какие были эти предметы, назовите слова, которые обозначают признаки предметов.

- На какие вопросы они отвечают?

7. Упражнение в классификации частей речи.

- Молодцы! Вы назвали почти все слова правильно. Я тоже выписала их из сказки, но у меня они все перемешались. Помогите мне распределить их по группам. (на доску выставляются карточки со словами)

- Запишите эти слова в 3 столбика: предметы, действия, признаки

8. Физкультминутка

9. Работа над развитием речи.

- Ох, и хитрая оказалась лиса. Да не одного колобка она обманула. Посмотрите на эти картинки и составьте рассказ о том, что случилось. (Составляют рассказы по сериям сюжетных картинок «Хитрая лиса», «Волки», «Заяц и морковка»)

10. Работа над деформированным текстом.

- А сейчас мы запишем еще одну историю про зайца, если правильно составим предложения:

( с, Дима, папой, в, гуляли, лесу.

Под, зайца, они, заметили, кустом.

Зайца, у, сломана, была, лапка.)

 

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

- Запишите рассказ и подчеркните слова, обозначающие предметы одной чертой, действия предметов – двумя чертами, признаки – волнистой линией.

11.Подведение итогов урока.