Комплексно-тематическое планирование
Материалы
из опыта работы по планированию, проектированию
образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 54.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы
из опыта работы по планированию, проектированию
образовательного процесса
Планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Новгородского центра развития)).
Логика планирования образовательной деятельности:
- Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы; «вбрасывание» педагогически обусловленной темы).
- Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события(детский совет- дети принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).
- Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей детей).
- Обсуждение взрослыми ситуации(тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с дополнением детских идей идеями взрослых).
- Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).
- Ежедневное версионное подведение итогов(предъявление детьми и взрослыми результатов своей деятельности; анализ действий, определение перспектив).
Совместное планирование в нашей группе начинается с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре на индивидуальных подушечках. Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.
На утреннем сборе:
- дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
- играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
- обмениваются новостями, задают вопросы;
- определяют тему работы на неделю;
- планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.
Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная одним из воспитанников? Сколько детей из всей группы выбирают данную тему? Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, детям самостоятельно принимают осмысленные решения.
Например, в понедельник утром выясняется, что детям очень интересна тема о нашей Родине - России, т.к. Ярославу подарили энциклопедию о России, о которой он рассказал ребятам в группе и все заинтересовались данной темой. Спрашиваю их, а что они знают об этом; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трёх вопросов. Ответы детей фиксирую в таблице. Так в нашей группе зародился проект «Мамочка моя».
Что мы знаем о России? | Что мы хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
Мама ласковая, нежная, добрая (Милана) Мама всегда придет на помощь (Ярослав) Мама самая красивая (картон) (Сафина) Мама вкусно готовит (Денис) Мама любит детей (Полина) У мамы золотые руки (Лёша) У мамы самое доброе сердце (Катя) Мама теплая, как солнышко (Глеб) | Где и кем мама работает? (Максим). Какой у мамы любимый праздник? (Даша) Какая мама была в детстве? (Лена). Почему мама вкусно готовит? (Катя) Как мама меня родила? (Рома) Какие цветы любит мама? (Богдан) Как папа относится к маме? (Денис) | Спросить у бабушки (Вадим) Спросить у дедушки (Даниил) Спросить у папы (Даниил) Посмотреть семейные фотографии (Матвей) Подумать самим (Варвара) |
План работы на неделю с 04.03.2019 по 07.03.2019 (с детьми старшей группы)
Объединяющая (рамочная) тема «Мамочка моя» | ||||
Цель: дать представление о значимости матери в жизни каждого человека. | ||||
Задачи: - воспитывать в детях любовь и уважение к самым близким людям: мама – самый главный человек в жизни; - развивать представление о материнской заботе; - воспитывать доброжелательное отношение к маме; - формировать представление о том, что мама выполняет множество социальных ролей; - воспитывать доброту, отзывчивость, трудолюбие, желание сделать что – то для других людей, принести им пользу; - углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. | ||||
Итоговое событие: Спортивно-музыкальный праздник «Развлечение «Мамочка милая моя!» (совместно с родителями) | ||||
Количество инициатив | ||||
Количество инициатив | ||||
Центр игры | Центр математики | Центр книги (литературный) | Центр творчества | Центр экспериментирования |
Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов | ||||
Поиграть в игру «Магазин подарков» (Ксюша) Поиграть в игру «В магазин завезли новые платья» (Эвелина) С/и «Семья» Игра – инсценировка «В гости к бабушке» - бабушка встречает, нас всех угощает, а мы ей помогаем испечь оладушки и помыть посуду. С/и «Накроем стол для Кукол», «Дочки- матери», «Семья», «Салон красоты» | « Салфетка для Кати.» (умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке) «Подадим обед на блюде». «Калачи да крендельки» «Воздушные шарики в подарок» «Собери бусы для бабушки» Набор магнитных геометрических фигур; Наборы предметных картинок и игрушек. Д/И «Геометрическое лото», «Посадим цветочки для мамы и дочки» | Чтение стихотворения: Н. Нестеренко «Мама, бабушка, сестра…» Сюжетная игра - путешествие «Едем в гости к бабушке» Д.и. «Что не правильно» Поздравим сестренку с праздником» (по телефону) Знакомить детей с Мамиными профессиями . Чтение стихотворения «Мамины профессии» Д.и «Хорошо - плохо» (этикет) Чтение рассказа Н. Павловой «Помощница» | Предложить детям раскраски по теме. (Мама Риты Н.) Лепка. « Бусы для любимой мамочки» (Т.В.) «Игрушки-самоделки» Рисование «Подарок для бабушки» (Л.В.) Изготовление подарка мамам «Бантики для украшения платья» Аппликация «Мы подарим маме бусы» Раскраски, бумага, цветные карандаши, фломастеры. «Раскрашиваем цветы для мамы». | Экспериментирование: широкая соломинка для коктейля, ножницы. Опыт. «Соломинка-флейта». (С.В.) «Какие бывают материалы, свойства материалов» (продолжаем определять свойства пластмассы, резины, дерева) (И.В.) «Тонет или плавает» (Матвей С. и Архип) Эксперимент с фольгой «Танцующая фольга» |
Центр отдыха | Центр театра и музыки | Центр природы и труда | Центр строительства | Центр речевого развития |
Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов | ||||
Посмотреть мультфильм «Мама для мамонтенка», «Осторожно обезьянки» (Саша Б.) Послушать песни о маме (Ира) | «Оркестр» игра на муз. инструментах. (Степа) костюмы и игрушки для театрализованных игр; инсценировка стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» | Клеёнки, фартуки, рыхлители, опрыскиватели, горох фасоль. «Поможем маме перебрать крупу», «Маме помогаем – цветы мы поливаем». | Модульный напольный конструктор, конструктор «Лего», «Строим комнату: стол для мамы, стул для мамы, кровать для мамы». Мозаика – соты «Цветок для мамы»; | Книги, картинки по теме «В марте есть такой денёк с цифрой, словно кренделёк!» Игра на развитие речевого дыхания «Подуй на цветочек», Д/И «Ах, какая мама!» Цель: расширение объёма словаря словами – признаками. |
Комплекс утренней гимнастики нанеделю
Лексическая тема «Очень маму я люблю» |
Очень маму я люблю, Ей цветочки подарю Разные-разные Синие и красные. 1. «Нам в праздник весело» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки через стороны вверх, хлопнуть, сказать «хлоп», руки за спину. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза. 2. «Очень маму я люблю» И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны. Обхватить плечи обеими руками, сказать «люблю». Вернуться в и. п. Повторить 4 раза. 3. «Подарю цветочки маме» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед, ладони вверх, сказать «дарю». Вернуться в и. п., выпрямиться, потянуться. Повторить 3 - 4 раза. 4. «Солнечные зайчики» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс 6-8 подпрыгиваний с хлопками. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой. Заканчивая упражнение, продлить ходьбу. 5. «Осенний ветерок» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом, вернуться в и. п., на выдохе произнести «у-у-ух!» Повторить 3 раза. У кого глазки спят и смотреть не хотят? |
В предложенной модели планирования, можно увидеть:
- разнообразие образовательных областей;
- интеграцию образовательных областей;
- наличие в плане игровых и учебных действий (в том числе, динамику изменения соотношения от возраста к возрасту);
- инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего,
в каких центрах активности); - баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту)
- соответствие содержания плана стартовому опросу (сопоставление
с моделью трех вопросов); - включение специалистов в планирование и реализацию плана;
- включение родителей;
- использование ресурсов местного сообщества;
- итоговое мероприятие и многое другое
Вечером, к приходу родителей, вывешиваю заполненную модель трех вопросов в приёмной, и тогда родители узнают о:
- направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,
- том, что дети уже знают и что хотят узнать,
- чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,
- каких результатов можно ожидать,
- о чем можно поговорить с ребенком дома,
- какие материалы могут понадобиться.