II. Актуализация опорных знаний (на основе изученного) | 1.Терминологическая разминка: – Сформулируйте определение разделов языкознания, которые мы изучаем сейчас. 2. РР. Составить по картинкам 1 группа: предложение; 2 группа (словосочетание типа сущ.+ прилаг.), используя слова с изученной орфограммой «Буквы Ё,О после шипящих в корне слова» Учащиеся комментируют орфограммы. 3. Работа с деформированным текстом. Самопроверка. Создание ситуации затруднения: слово с неизвестной орфограммой (цирк).
| Беседа
Работа в группах
Проблемный вопрос | Задает вопросы
Проверяет ответы
Создает ситуацию затруднения | Коммуникативные УУД: Строят монологическую и диалогическую речь; Личностные УУД: самоконтроль, самооценка. Регулятивные УУД: Высказывают предположения на основе наблюдений
Учащиеся формулируют тему урока.
|
III. Постановка проблемы урока. | 1. После установления сходства (имена существительные, во всех словах есть ц) и различий (разные буквы и и ы после ц) ученики формулируют учебную проблему: в каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы? Работа в парах. | Беседа | Помогает ученикам ответить на проблемный вопрос | Регулятивные УУД: 1. Высказывают предположения на основе наблюдений. 2. Формулируют вопрос (проблему) урока. 3. Оформляют языковую информацию схематически. Коммуникативные УУД: ведут диалог: интересуются чужим мнением и высказывают своё. Личностные УУД: анализируют информацию, выявляют главное, систематизируют. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Продолжается работа в парах. (используется подводящий диалог). Учитель задаёт вопросы: – Сравните записи в каждом столбике. – Почему слова так сгруппированы? (В 1-м столбике пишется и, во 2–3-м – ы). – Какие будут предположения о выборе этих букв? (В разных частях слов.) – Определите часть речи у записанных слов. Что вы можете сказать? – Сравните с той информацией, которая представлена на слайде, найдите отличия (есть исключения, когда в корне после ц пишется ы). – Сформулируйте правило написания букв и,ы после ц самостоятельно. 2. Сравнивают свои выводы с текстом правила в учебнике. - Что нового вы обнаружили?
Чтение правила в рамке, сравнение с собственной формулировкой. – Назовите опознавательный признак изученной орфограммы. – Как вы думаете, почему в названии орфограммы не указана часть речи? (Это написание возможно в разных частях речи.) – Какое условие является основным при выборе написания букв и, ы после ц? (Часть слова.) 3. Составляют опорную схему на основе правила. 4. Работа с графической моделью орфограммы «Буквы и, ы после ц». – Запишите на основе правила ключевые слова. (Орфограмма, буквы ы, и после ц, часть слова.) – Сравните их с ключевыми словами в конце темы. Чем можно дополнить ключевые слова в конце темы? (Орфограмма-буква гласного ы, и, часть слова.) | Диалог
Составление модели орфограммы | Ведет диалог
Контролирует
| Регулятивные УУД: 1. Ищут пути решения проблемы. 2. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1. Выделяют главное, 2. Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности. 3. Преобразовывают информацию из одной формы в другую (составляют схему, представлятю модель). Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагают свои мысли в устной и письменной форме. 3. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль.
Личностные УУД: анализируют информацию, выявляют главное, систематизируют. |
V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений. | 1. Развивается умение находить изученную орфограмму в словах, объяснять условия выбора букв и, ы после ц. Выполняется устно: комментируются условия употребления орфограммы. 2. Развивается умение писать слова с орфограммой-буквой и, ы после ц, графически обозначать условия выбора орфограммы. Выписать словосочетания в столбик: с ы, с и. 3. Упр. 463. Развивается умение опознавать слова с изученной орфограммой среди слов с другими видами орфограмм в составе предложений. Взаимопроверка 4. Работа с текстом (упр.465) – развиваются учебно-языковые умения: находить слова с изученной орфограммой.
| Работа с учебником
работа в парах упр.462. Взаимоконтроль и оценка
Индивидуальная работа и самооценка
Фронтальная работа.
| Указывает на нужное упражнение, задает вопросы
Контролирует выполнение
Оценивает выборочно
Помогает учащимся понять текст | Познавательные УУД: 1. Осуществляют познавательную рефлексию. Личностные УУД: Осознавают роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека. Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагают свои мысли в устной и письменной форме. 2. Оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль.
Читают текст, отвечают на вопросы, находят слова с изученной орфограммой |
VII. Рефлексия. | (Слайд ) – В какой строке во всех словах пишется буква Ы? Аргументируйте свой ответ. – Приведите примеры слов с изученной орфограммой. – С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя? | Беседа | Задает вопросы | Регулятивные УУД: 1. Соотносят цели и результаты своей деятельности.
|