Учебно-методический комплекс по дисциплине "Статистика"
Материалы по учебной дисциплине "Статистика"
Ссылка на основной сайт учебной организации http://kmt46.ru
Ссылка на группа ВК "Статисктика ОБПОУ "КМТ" https://vk.com/club173810564
Пробное тестирование по учебной дисциплине Статиска (пройти тест №1)
Пробное тестирование по учебной дисциплине Статиска (пройти тест №2)
Скачать:
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИИ
основной профессиональной образовательной программы-
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
38.02.06 «Финансы»
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины
СТАТИСТИКА
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.06 «Финансы», входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;
- проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений;
- рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты;
- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- принципы организации работы статистических органов;
- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации;
- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики.
4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 80 |
5. Тематический план
№ Темы | Разделы и темы |
1.1 2.1 2.2 3.1 3.2 3.3 4.1 5.1 5.2 5.3 6.1 7.1 8.1 8.2 9.1 | Раздел 1. Введение в статистику Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации Раздел 2. Статистическое наблюдение Этапы проведения и программно- методологические вопросы статистического наблюдения. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных Задачи и виды статистической сводки Метод группировки в статистике Ряды распределения в статистике Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных Статистические таблицы и графики Раздел 5.Статистические показатели Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике Показатели вариации в статистике. Структурные характеристики вариационного ряда распределения Раздел 6. Ряды динамики в статистике Виды и методы анализа рядов динамики. Раздел 7. Индексы в статистике Виды индексов в статистике Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике Способы формирования выборочной совокупности Методы оценки результатов выборочного наблюдения Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями Методы изучения связи между явлениями. Корреляционно-регрессионный анализ |
6.Методическое и информационное обеспечение дисциплины
1.Рабочая программа по дисциплине
2.Календарно-тематическое планирование дисциплины
3.Методические указания и контрольные задания
4.Задания для проведения дифференцированного зачета
7. Итоговая аттестация: форме дифференцированного зачета
8. Разработчик:
преподаватель ОБОУ СПО «Курский монтажный техникум»,
О.И. Кравцова
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
СТАТИСТИКА
основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
38.02.06 «Финансы»
Вопросы к дифференцированному зачету
КУРСК
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО к применению на заседании цикловой комиссией специальности Финансы Протокол № 01 « 31 » августа 2016г. Председатель ЦК_____________ Кузнецова О.В. | Разработана на основе федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.06. «Финансы» УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ________О.Б.Грунёва «___»_______201__г |
СОГЛАСОВАНО заведующий отделением заочной формы обучения ________Г.А.Новиков «__»______201__г. | |
Разработчик: ________Кравцова О.И. преподаватель ОБПОУ «КМТ» | Рецензенты: Преподаватель ______________ «___» _________201__г. |
Вопросы для дифференцированного зачета по дисциплине «Статистика» специальность 38.02.06 «Финансы»
1.Премет, метод и задачи статистики.
2.Абсолютные статистические величины.
3. Понятие о статистическом наблюдении.
4.Организация отечественной социально-экономической статистики.
5.Формы, виды и способы статистического наблюдения.
6.Общее понятие индексов в статистике, их свойства.
7. Програмно-методологические вопросы статистического наблюдения.
8.Относительные статистические величины.
9.Контроль материалов статистического наблюдения.
10.Сущность и значение средних величин в статистике.
11. Сводка и группировка статистических данных.
12.Виды индексов. Индивидуальные индексы.
13. Графический способ изображения статистической информации.
14. Виды средних величин и способы их вычисления.
15. Ряды динамики в статистике.
16. Особенности статистической методологии. Методы статистики.
17. Статистические ряды распределения.
18. Сущность и значение выборочного наблюдения.
19. Перепись населения, как форма статистического наблюдения.
20.Основные задачи группировок. Выполнение группировок по количественному признаку.
Критерии оценки:
- устного ответа.
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он полностью освоил учебный материал, умеет изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, он если не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может подтвердить ответ конкретными примерами, не отвечает на большую часть дополнительных вопросов
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Контрольно-оценочные средства
для промежуточной аттестации обучающихся
по учебной дисциплине
ОП 02. СТАТИСТИКА
основной профессиональной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 38.02.06 Финансы
Форма обучения – заочная
Курс 1
КУРСК
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО цикловой комиссией ФИНАНСЫ Протокол №_____ «____»_____________201_ г. ________ Председатель ЦК Кузнецова О.В. |
Зам. директора по УМР Грунева О.Б.
«_____» ____________201_ г.
Разработчик: _________ Кравцова О.И., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
Паспорт комплекса оценочных средств
Комплекс оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП 02 Статистика.
КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме[1]зачета.
КОС разработаны на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы
- основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06 Финансы
- рабочей программы учебной дисциплины ОП 02 Статистика, разработанной ОБПОУ «КМТ».
В результате освоения учебной дисциплины ОП 02 Статистика, обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы следующими общими компетенциями:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
и умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию.
У1 - организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;
У2 - проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений;
У3 - рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты;
У4- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений
З1 - предмет, метод и задачи статистики;
З2- принципы организации работы статистических органов;
З3- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации;
З4- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики;
З5- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Таблица 2.1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов[2] | Форма контроля и оценивания |
У1 - организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности; | -разработка программы статистического наблюдения; -разработка инструментария для проведения статистического наблюдения; | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине |
У2 - проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений; | -формулировать основные задачи статистической сводки; -характеризовать виды статистической сводки -характеризовать методы группировки; -построение группировок по количественным и качественным признакам; -формулировать основные правила построения статистических таблиц; -построение различных видов статистических таблиц и графиков; | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине Проверка выполнения практической работы |
У3 - рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты; | -исчисление относительных статистических показателей и их интерпритация; -исчисление средних уровней с использованием различных видов средних величин; -исчисление абсолютных и относительных показателей вариации и их интерпритация; -исчисление различных видов индексов; | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине Проверка выполнения практической работы |
У4- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений | -исчисление относительных статистических показателей и их интерпритация; -исчисление средних уровней с использованием различных видов средних величин; -исчисление абсолютных и относительных показателей вариации и их интерпритация; -исчисление различных видов индексов; | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине |
З1 - предмет, метод и задачи статистики; | -формулировать основные понятия статистики, методы, задачи, принципы организации государственной статистики в РФ | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине |
З2- принципы организации работы статистических органов; | -формулировать задачи, принципы организации государственной статистики в РФ | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине |
З3- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации; | -формулировать основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации; | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине |
З4- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики; | -характеризовать формы, виды и способы организации статистического наблюдения; -характеризовать статистическую отчетность; -характеризовать виды статистической сводки; -характеризовать методы группировки; | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине |
З5- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики. | -характеризовать технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организации финансового сектора экономики | Оценка выполнения домашней контрольной работы по учебной дисциплине |
Экзамен. (Оценка ответа на экзаменационный билет и устного экзамена) |
3. Форма и условие промежуточной аттестации по учебной дисциплине:
Экзамен (оценка ответа на экзаменационный билет и устного экзамена)в период лабораторно – экзаменационной сессии согласно Приложению.
Предварительный просмотр:
по дисциплине ОП 02 Статистика
специальность 38.02.06 «Финансы» курс 1 , заочное отделение.
Количество часов максимальной учебной нагрузки по учебному плану 90 ч.
Количество часов обязательной аудиторной учебной нагрузки по учебному плану 10 ч.
в том числе лекций _6_ ч.; практических занятий 4 ч.,
Самостоятельной работы ___80_ ч.
Форма промежуточной аттестации во 2 семестре дифференцированный зачет_
Преподаватель Кравцова О.И.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Методическая характеристика занятий | Учебно-методическое обеспечение и информационно-техническое оснащение (учебно-справочная литература, наглядные пособия, ПЭВМ, ТСО, оборудование) | Самостоятельная работа обучающихся |
Вид самостоятельной работы
| |||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Лекция | 1.В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика.– М.: Кнорус, 2012 2.Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2012. 3. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА – М, 2013. 4.Статистика: учеб. Для студ. Сред. Проф. Учеб. заведения /под ред.В.С.Мхитаряна. – 7-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-272 с. | проработка конспектов занятий самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам |
2 | Статистические таблицы и графики | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Лекция | проработка конспектов занятий самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам | |
3 | Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках. | 2 | Урок закрепления знаний и выработки умений. . Ряды распределения в статистике | проработка конспектов занятий самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам | |
4 | Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Лекция | проработка конспектов занятий самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам | |
5 | Расчет различных видов относительных величин. Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин. | 2 | Урок закрепления знаний и выработки умений. Практическое занятие №2 | проработка конспектов занятий самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам |
Преподаватель _________ Кравцова О.И.
Составлен в соответствии с рабочей программой, рассмотренной на заседании цикловой комиссии
Протокол № от « » августа 2016 года. Председатель ЦК_____________ О.В.Кузнецова.
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
СТАТИСТИКА
основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
38.02.06 «Финансы»
Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения
КУРСК
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО к применению на заседании цикловой комиссией специальности Финансы Протокол № 01 « 31 » августа 2016г. Председатель ЦК_____________ Кузнецова О.В. | Разработана на основе федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.06. «Финансы» УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ________О.Б.Грунёва «___»_______201__г. |
СОГЛАСОВАНО заведующий отделением заочной формы обучения ________Г.А.Новиков «__»______201__г. | |
Разработчик: ________Кравцова О.И. преподаватель ОБПОУ «КМТ» | Рецензенты: Преподаватель ______________ «___» _________201__г. |
- ПОЯСНТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Статистика» предусматривает изучение студентами общей теории статистики, связанной с проведением статистического наблюдения, сводки и группировки материалов наблюдения, исчисления статистических величин и их анализа.
По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы рабочей учебной программы.
Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий определяется учебным заведением исходя из профиля подготовки выпускников, контингента студентов (работающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего учебного плана.
На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и выполнения контрольной работы.
Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы. Проведение практических занятий и лабораторных работ предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.
Выполнение контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного материала и умения применять полученные знания при решении практических задач.
Варианты домашней контрольной работы составлены применительно к действующей рабочей программе по дисциплине.
Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:
- ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам;
- изучение программного материала по рекомендуемой литературе;
- составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы.
При изучении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими ГОСТами и СНиПами.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;
- проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений;
- рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты;
- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- принципы организации работы статистических органов;
- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации;
- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики;
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
заочная форма обучения III курс
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Аудиторное количество часов (всего) | 10 |
в том числе | |
лекций | 6 |
практических занятий | 4 |
контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа | 80 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные источники:
- В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика.– М.: Кнорус, 2012
- Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
- Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ –4-12/65 Н.
- Статистика: учеб. Для студ. Сред. Проф. Учеб. заведения /под ред.В.С.Мхитаряна. – 7-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-272 с.
- Сергеева И.И., Тимофеева С.А., Чекулина Т.А.Статистика: учебник. –М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2013.-272 с.
Дополнительные источники:
- Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2012.
- Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2005. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. 1. 1998; вып. 2. 1998; вып. 3. 2000; вып. 4. 2003.
- Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА – М, 2013.
- Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2012.
- Журнал «Вопросы статистики»
- М.Г.Сидоренко. Статистика,-М.: Форум, 2013.
- Н.В.Толстик, Н.М.Матегорина. Статистика.-М.:Феникс,2012.
- С.А.Канцедал. Основы статистики. –М.: Форум, Инфра-М, 2013.
- С.Н.Лысенко, И.А.Дмитриев. Общая теория статистики.-М.: Форум, Инфра-М, 2011.
- Статистические ежегодники
Интернет-ресурсы:
4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ Темы | Разделы и темы |
1.1 2.1 2.2 3.1 3.2 3.3 4.1 5.1 5.2 5.3 6.1 7.1 8.1 8.2 9.1 | Раздел 1. Введение в статистику Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации Раздел 2. Статистическое наблюдение Этапы проведения и программно- методологические вопросы статистического наблюдения. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных Задачи и виды статистической сводки Метод группировки в статистике Ряды распределения в статистике Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных Статистические таблицы и графики Раздел 5.Статистические показатели Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике Показатели вариации в статистике. Структурные характеристики вариационного ряда распределения Раздел 6. Ряды динамики в статистике Виды и методы анализа рядов динамики. Раздел 7. Индексы в статистике Виды индексов в статистике Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике Способы формирования выборочной совокупности Методы оценки результатов выборочного наблюдения Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями Методы изучения связи между явлениями. Корреляционно-регрессионный анализ |
5.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ
И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Раздел 1. Введение в статистику
Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации
Данная тема изучает предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели.
Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.
Вопросы для самоконтроля
- Какие направления статистики можно выделить в период ее становления?
- Дайте определение предмета статистики и составляющих ее категорий?
- Каковы основные методы статистики?
- Дайте определение предмета статистики и составляющих ее категорий?
- Какие статистические работы проводились в древние и средние века?
- Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?
- Опишите организационную структуру Госкомстата РФ?
- Что подразумевает понятие «признак» в статистической совокупности? Какие статистические признаки вам известны?
- Что такое статистическая закономерность?
- Как вы понимаете сущность закона больших чисел?
- Что представляет собой статистический показатель?
Раздел 2. Статистическое наблюдение
Тема 2.1. Этапы проведения и программно- методологические вопросы статистического наблюдения.
Данная тема изучает статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения.
Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации.
Вопросы для самоконтроля
- В чем сущность и особенность статистического наблюдения?
- Назовите этапы статистического наблюдения?
- Что такое единица наблюдения?
- Что такое объект наблюдения?
- Что является предметом наблюдения?
- Назовите основные принципы составления программы наблюдения.
Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения
Данная тема изучает виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения. Регистровая форма наблюдения.
Вопросы для самоконтроля
1.Назовите виды статистических наблюдений:
а) по формам организации;
б) по времени регистрации фактов;
в) по способу регистрации;
г) по охвату изучаемого объекта наблюдения.
2. Что такое статистическая отчетность, ее назначение?
3. Охарактеризуйте, к каким видам, формам и способам статистического наблюдения относятся переписи населения, проводимые в нашей стране?
4.Какие вы знаете способы контроля материалов наблюдения?
5.Какие ошибки могут возникать при статистическом наблюдении?
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки
Данная тема изучает статистическую сводку. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
Вопросы для самоконтроля
- Что представляет собой первый и второй этапы статистического исследования и каковы из значения?
- Какие виды сводки вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
Тема 3.2. Метод группировки в статистике
Данная тема изучает группировку статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.
Вопросы для самоконтроля
- Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?
- Какие виды группировок вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
- В чем сложность выбора группировочного признака?
- Какие задачи решает статистика про помощи метода группировок?
- Как определяется число групп и границ интервалов между ними?
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике
Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма.
Вопросы для самоконтроля
1.Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?
2. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?
3.Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных
Тема 4.1. Статистические таблицы и графики
Данная тема изучает статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.
Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем заключается назначение статистических графиков?
2. Каковы основные элементы графика?
3.Перечислите основные виды статистических графиков.
4. Каково назначение и правила построения столбиковых диаграмм?
5. Для каких целей строятся секторные диаграммы?
Каково назначение и правила построения линейных графиков?
Раздел 5.Статистические показатели
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике
Данная тема изучает индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчет среднего показателя способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.
Вопросы для самоконтроля
- Какие статистические показатели называют абсолютными? Приведите примеры абсолютных величин.
- На какие виды подразделяются абсолютные статистические величины?
- В каких единицах измерения выражаются абсолютные статистические величины? Приведите примеры.
- Что называется относительными величинами?
- Каковы основные условия правильного расчета относительной величины?
- В какой форме выражаются относительные величины? От чего она зависит?
- Какие виды относительных величин вам известны? Приведите примеры.
- Что подразумевается под средней величиной?
- Что представляет собой средний показатель?
- Какие виды средних величин существуют?
- Что такое средняя арифметическая?
- Назовите виды средней арифметической?
- Что представляет собой средняя гармоническая?
- Что называется средней геометрической?
- Что представляет собой медиана?
- Что представляет понятие «мода»?
Тема 5.2. Показатели вариации в статистике.
Данная тема изучает вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение.
Вопросы для самоконтроля
- Что представляет собой вариация?
- Чем характеризуется понятие «размах вариации»?
- Что такое среднее линейное отклонение?
- Что называется средним квадратическим отклонением?
- Что представляет собой дисперсия и как она вычисляется?
- Что называется коэффициентом вариации?
Тема 5.3. Структурные характеристики вариационного ряда распределения
Данная тема изучает анализ структуры вариационных рядов распределения. Расчет различных видов относительных величин. Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.
структурных средних величин.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое структурные средние.
- Как рассчитывается среднее линейное отклонение?
- Как рассчитывается среднее квадратическое отклонение?
- Как рассчитывается дисперсия?
- Как рассчитывается коэффициент вариации?
Раздел 6. Ряды динамики в статистике.
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики.
Данная тема изучает ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные.
Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).
Вопросы для самоконтроля
- С какой целью анализируются данные рядов динамики.
- Что такое правила построения рядов динамики и чем они характеризуются?
- Каковы основные показатели динамики? Как они рассчитываются?
- Назовите виды колебаний уровней временного ряда.
- Что такое средний уровень ряда? Как он исчисляется?
- Как может быть выявлена основная тенденция в изменениях уровней ряда динамики?
- Назовите преимущества и роль аналитического выравнивания уровней временного ряда.
- Как можно рассчитывать скользящую среднюю и для каких целей она может быть использована?
- Какие методы экстраполяции вам известны?
- Что представляют собой сезонные колебания.
- Какие методы можно использовать для выявления сезонных колебаний?
Раздел 7. Индексы в статистике
Тема 7.1. Виды индексов в статистике
Данная тема изучает индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.
Вопросы для самоконтроля
- Какова роль индексного метода анализа в экономических исследованиях?
- Какие признаки лежат в основе классификации экономических индексов?
- Какие задачи решаются с помощью индексов в статистическом анализе?
- В каких единицах принято измерять индексы?
- Что понимается под индексируемой величиной?
- Какой индекс называется индивидуальным?
- Какие виды средних индексов используются в статистической практике и для решения каких проблем?
- Какие бывают системы индексов?
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике
Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности
Данная тема изучает выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.
Вопросы для самоконтроля
1.Сущность и значение выборочного наблюдения, его основные категории.
2. Причины выборочного наблюдения.
3. Виды и способы отбора в выборочное наблюдение.
4. Охарактеризуйте сферы применения и особенности различных способов формирования выборочной совокупности.
5. Каким образом оценивается доля признака.
6.Какие факторы влияют на определение объема выборки при различных способах отбора.
7. От чего зависит репрезентативность выборки?
Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения
Данная темаизучает генеральнаые и выборочные совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое средние и предельные ошибки выборочного наблюдения.
2. Как определит объем выборки, если не известна генеральная дисперсия.
3. В чем преимущества механической выборки и как определяется величина ее стандартной ошибки?
4. Что такое доверительный интервал и в чем его преимущества? Что такое уровень доверия?
5. Как выглядит доверительный интервал для оценки среднего значения?
6. Как распространяются данные выборочного наблюдения на генеральную совокупность?
Раздел 9. Статистичес-кое изучение связи между явлениями
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями.Корреля-ционно-регрессионный анализ
Данная тема изучает причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Интерпретация результатов. Виды связей и зависимостей. Корреляция и ее виды. Корреляционный анализ. Корреляционно-регрессионный анализ. Виды регрессии. Уравнение регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпритация моделей регрессии.
Вопросы для самоконтроля
- Приведите пример статистической и корреляционной связи.
- Какие основные пути возникновения корреляционной связи между признаками вам известны?
- В чем отличие стохастических связей от функциональных?
- Почему стохастический анализ имеет вспомогательный характер?
- Каковы задачи корреляционного и регрессионного анализа?
- Какие показатели являются мерой тесноты связи между двумя признаками?
- В каком случае достаточно использовать уравнение парной регрессии?
- Поясните смысл параметров уравнения регрессии.
- Для чего рассчитываются частные коэффициенты корреляции?
6.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Каждый вариант контрольной работы содержит два теоретических вопроса.
Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра-номера личного дела студента.
При окончании номера на «0» выполняется вариант № 10, при последней цифре «1» - вариант № 1 и т.д.
При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие требования:
Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту. Работы, выполненные по другому варианту, возвращаются без проверки.
Ответы на вопросы должны быть четкими полными и аргументированными.
В процессе написания контрольной работы необходимо обращать внимание на пояснения по ходу решения задания.
Работу выполнять чернилами (пастой) - цветом (синим или фиолетовым) четко и разборчиво; рисунки, графики, схемы - с соблюдением действующих ГОСТов (в отдельных случаях допускается эскизное исполнение).
На каждой странице оставляют поля шириной 3-4 см для замечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список использованной литературы, указывается методическое пособие, по которому выполнены работы, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии.
На обложке тетради указываются учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы; фамилия, имя, отчество исполнителя, точный почтовый адрес.
В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.
Домашние контрольные работы оцениваются «зачтено» или «незачтено».
После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недостаточно усвоенный материал.
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению. Задания, выполненные не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту.
В методических указаниях приведены примеры оформления решения задач.
- ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
1Премет, метод и задачи статистики.
2.Абсолютные статистические величины.
Вариант 2
1. Понятие о статистическом наблюдении.
2.Организация отечественной социально-экономической статистики.
Вариант 3
1.Формы, виды и способы статистического наблюдения.
2.Общее понятие индексов в статистике, их свойства.
Вариант 4
1. Програмно-методологические вопросы статистического наблюдения.
2.Относительные статистические величины.
Вариант 5
1.Контроль материалов статистического наблюдения.
2.Сущность и значение средних величин в статистике.
Вариант 6
1. Сводка и группировка статистических данных.
2.Виды индексов. Индивидуальные индексы.
Вариант 7
1. Графический способ изображения статистической информации.
2. Виды средних величин и способы их вычисления.
Вариант 8
1. Ряды динамики в статистике.
2. Особенности статистической методологии. Методы статистики.
Вариант 9
1. Статистические ряды распределения.
2. Сущность и значение выборочного наблюдения.
Вариант 10
1. Перепись населения, как форма статистического наблюдения.
2.Основные задачи группировок. Выполнение группировок по количественному признаку.
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02. СТАТИСТИКА
основной профессиональной образовательной программы-
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
38.02.06 «Финансы»
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО к применению на заседании цикловой комиссией специальности Финансы Протокол № 01 « 31 » августа 2016г. Председатель ЦК_____________ Кузнецова О.В. | Разработана на основе федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.06. «Финансы» УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ________О.Б.Грунёва «___»_______201__г. |
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.06 «Финансы», входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 836.
Разработчик:
_____________О.И. Кравцова, преподаватель ОБПОУ «КМТ»
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 14 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины «Статистика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена в заочной форме в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.06 «Финансы», входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области геодезии и картографии при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;
- проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений;
- рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты;
- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- принципы организации работы статистических органов;
- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации;
- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики.
В результате освоения учебной дисциплины должны быть сформированы
компетенции:
общие компетенции
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов,
в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 10 часов,
самостоятельной работы обучающегося - 80 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 80 |
в том числе: - самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами; - выполнение задания и оформление домашней контрольной работы. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Введение в статистику | 4 | |
Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 |
Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 1.1; - выполнение задания и оформление домашней работы.
| 2 | |
Раздел 2. Статистическое наблюдение | 12 | |
Тема 2.1. Этапы проведения и программно- методологические вопросы статистического наблюдения. | Содержание учебного материала | |
Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 2.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | 6 | |
Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения | Содержание учебного материала | |
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения. Регистровая форма наблюдения. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 2.2; - выполнение задания и оформление домашней работы. | 6 | |
Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных | 20 | |
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки | Содержание учебного материала | 6 |
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Тема 3.2. Метод группировки в статистике | Содержание учебного материала | 8 |
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.2; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Тема 3.3. Ряды распределения в статистике | Содержание учебного материала | 6 |
Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 3.3; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 4. Способы наг-лядного представления статистических данных | 6 | |
Тема 4.1. Статистические таблицы и графики | Содержание учебного материала | 2 |
Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. | ||
Практическое занятие №1: Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках. | 2 | |
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 4.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | 2 | |
Раздел 5.Статистические показатели | 18 | |
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике. Средние величины в статистике | Содержание учебного материала | 2 |
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчет среднего показателя способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике. | ||
Практическое занятие № 2: Расчет различных видов относительных величин. Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин. | 2 | |
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | 2 | |
Тема 5.2. Показатели вариации в статистике. | Содержание учебного материала | 6 |
Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.2; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Тема 5.3. Структурные характеристики вариационного ряда распределения | Содержание учебного материала | 6
|
Анализ структуры вариационных рядов распределения. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 5.3; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 6. Ряды динамики в статистике | 4 | |
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики. | Содержание учебного материала | 4 |
Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста). | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 6.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 7. Индексы в статистике | 12 | |
Тема 7.1. Виды индексов в статистике | Содержание учебного материала | 12 |
Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 7.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике | 10 | |
Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности | Содержание учебного материала | 6 |
Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 8.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения | Содержание учебного материала | 4 |
Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 8.2; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Раздел 9. Статистичес-кое изучение связи между явлениями | 4 | |
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями.Корреля-ционно-регрессионный анализ | Содержание учебного материала | 4 |
Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Интерпретация результатов. Виды связей и зависимостей. Корреляция и ее виды. Корреляционный анализ. Корреляционно-регрессионный анализ. Виды регрессии. Уравнение регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпритация моделей регрессии. | ||
Самостоятельная работа: -самостоятельная работа с учебной литературой, иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами по вопросам Темы 9.1; - выполнение задания и оформление домашней работы. | ||
Всего | 90 |
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Статистика».
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор (мультимедийная доска).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская Статистика.– М.: Кнорус, 2012
- Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
- Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ –4-12/65 Н.
- Статистика: учеб. Для студ. Сред. Проф. Учеб. заведения /под ред.В.С.Мхитаряна. – 7-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-272 с.
- Сергеева И.И., Тимофеева С.А., Чекулина Т.А.Статистика: учебник. –М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2013.-272 с.
Дополнительные источники:
- Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2012.
- Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики : учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М. : Финансы и статистика, 2005. Методологические положения по статистике / Госкомстат России. М. Вып. 1. 1998; вып. 2. 1998; вып. 3. 2000; вып. 4. 2003.
- Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА – М, 2013.
- Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2012.
- Журнал «Вопросы статистики»
- М.Г.Сидоренко. Статистика,-М.: Форум, 2013.
- Н.В.Толстик, Н.М.Матегорина. Статистика.-М.:Феникс,2012.
- С.А.Канцедал. Основы статистики. –М.: Форум, Инфра-М, 2013.
- С.Н.Лысенко, И.А.Дмитриев. Общая теория статистики.-М.: Форум, Инфра-М, 2011.
- Статистические ежегодники
Интернет-ресурсы:
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: | |
- организовать статистическое наблюдение по формам статистической отчетности;
| Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- проводить первичный контроль и обобщение материалов наблюдений; | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- рассчитывать статистические показатели и интерпретировать полученные результаты; | Выполнение и защита практической работы. |
- осуществлять комплексный анализ статистических показателей финансовой деятельности, готовить аналитические записки с предложениями по принятию управленческих решений; | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
Знать: | |
- предмет, метод и задачи статистики;
| Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- принципы организации работы статистических органов;
| Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- основные способы сбора, сводки, группировки и анализа статистической информации; | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- формы статистической отчетности организаций финансового сектора экономики; | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
- технику расчета статистических показателей, характеризующих состояние организаций финансового сектора экономики. | Проверка выполнения домашней контрольной работы |
О.И. Кравцова, преподаватель ОБПОУ «КМТ»