ДОД "Мальвина"
Программа дополнительной образовательной деятельности "Мальвина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ДОД "Мальвина" | 115.32 КБ |
Перспективный план | 116.22 КБ |
Этюды | 121.82 КБ |
План работы с родителями | 113.54 КБ |
Анкета для родителей | 104.41 КБ |
Семинар-практикум | 851.22 КБ |
Консультация для родителей | 119.11 КБ |
Консультация для педагогов | 112.24 КБ |
Доклад Различные виды театра как средство повышения речевой активности детей дошкольного возраста | 116.44 КБ |
КОНСПЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ | 113.02 КБ |
КОНСПЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ | 115.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного
образовательного кружка
по театральной деятельности
«Мальвина»
Разработала:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
“Неодаренных детей не бывает, все воспитанники – одаренные! Но в условиях неправильного воспитания одаренность может вообще не открыться или утратиться”.
Н.А.Крылова.
1. Пояснительная записка
1.2. Концепция педагогической технологии
Перемены, происходящие в системе народного образования, касаются и дошкольного образования. Изменения направленности образования – от ориентации на формирования знаний, умений и навыков к всестороннему развитию – выдвигает на первый план задачу на выявление путей такого развития во всех возрастных этапах.
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Развитие творческих способностей детей является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к развитию творческих способностей детей. Поэтому проблема творческого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Русская классическая педагогика с развитием способностей детей связывала все духовное развитие ребенка. Огромное влияние искусства на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (Е. А. Аркин, Е.И.Тихеева, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготский и др.).
Для развития творческих способностей необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. Наилучшие условия для этого создаются на театрализованных занятиях, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.
Театрализованные занятия являются частью воспитательно-образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
По словам А.П.Усовой “словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности”. Знакомство дошкольника с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.
1.2. Актуальность
Педагогическая технология ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют развить творческие способности детей дошкольного возраста, что является одной из основных проблем воспитания детей дошкольного возраста.
1.3. Новизна
В педагогической технологии систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.4. Цель
Обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
1.5. Задачи
Обучающая. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов РФ, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
Развивающая. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения), вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальных умений (актер, зритель).
Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов РФ.
1.6. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации педагогической технологии – 4 – 7 лет. Это определяется тем, что дети этого возраста становятся более активными и самостоятельными, относятся к играм творчески.
1.7. Продолжительность реализации
Продолжительность реализации педагогической технологии три года с детьми 4 – 7 лет.
1.8. Формы и режим занятий
При наполняемости группы 10 детей театрализованные занятия проводятся 2 раза в неделю. Дни занятий воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 2 раза в неделю. Продолжительность занятий определяется СанПинами. Структура зависит от цели занятия. Каждое новое занятие должно нести в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. В занятиях с использованием театральных кукол, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Комплексы пальчиковых гимнастик воспитатель выбирает самостоятельно, т.к. методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок.
1.9. Ожидаемые результаты
После проведения занятий предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и знаниями, развития у детей творческих способностей, осознание ребенком своих способностей, уверенности в себе.
1.10. Педагогическая диагностика
К 7 годам, после занятий в кружке ребенок должен уметь:
Высокий уровень. Ребенок в процессе беседы отвечает более чем на 7 вопросов. Принимает активное участие в игре, разыгрывании стихов, мини-сценок, потешек, умеет перевоплощаться, подбирать себе костюм. Участвует в драматизации, инсценировках. Имеет понятие о мимике, жестах, пантомиме, их назначении. Показывает этюды и сценки. Ребенок обладает хорошей интонацией, силой голоса, умеет делать акцент на разных словах и менять голос в зависимости от «героя».
Средний уровень. Ребенок в процессе беседы отвечает не более чем на 5 вопросов. Принимает участие в театральных играх не всегда, в зависимости от настроения. В разыгрывании потешек, мини-сценок, стихов принимает участие только по просьбе воспитателя. Участвует в драматизации, инсценировках, но испытывает трудности в подборе атрибутов к сказке, в выборе костюма. Плохо знает определение «мимика», «жест», «пантомима», не знает о их назначении. Участвует в показе этюдов, но не всегда его мимика соответствует заданию этюда. Обладает интонацией. В упражнении на силу голоса не может произносить все 7 ступеней с различной силой (только 4). Изменяет голос только на более грубый, на тонкий не может.
Низкий уровень. В процессе беседы отвечает не более чем на 3 вопроса. Участие в театрализованных играх принимает редко. Не любит разыгрывать потешки, стихи, мини-сценки. Не может показать мимику, жест, пантомиму. Может произнести фразу только с двумя интонациями. В упражнении на силу голоса произносит только три положения. Не изменяет голос.
1.11. Формы подведения итогов реализации педагогической технологии
- КВНы и литературные викторины, конкурсы, открытые занятия;
- участие в народных праздниках и развлечениях для детей;
- постановка спектакля ко Дню театра;
- показ спектаклей для детей дошкольного возраста (в летний период);
- творческий отчет воспитателя по театрализованной деятельности на Совете педагогов;
- участие в методических объединениях по данной проблеме.
2. Соответствие требованиям
- Закон РФ «Об образовании»;
- Инструктивно-методическое письмо «Гигиенические требования к максимальной нагрузке при организации педагогического процесса в ДОУ»;
- Программа «Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду.
3. Приемы и методы организации
учебно-воспитательного процесса
В организации театрализованных занятий широко используются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
4. Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.А. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 2000.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М., Учпедгиз, 1957.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., Просвещение, 1972.
- Колчеев Ю.В. Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М. Школьная пресса, 2003.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2003.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2003.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2003.
- Фольклор – музыка – театр. /Под ред. С.И. Мерзляковой./ М., 1999.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр, издательство “Арки”. М. 2004.
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности театральной студии «Мальвина»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности театральной студии «Мальвина»
Раздел | Задачи | Содержание | Формы |
СЕНТЯБРЬ | |||
ПЕРВИЧНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | |||
ОКТЯБРЬ | |||
Художественно-речевая деятельность | Знакомство сюжетом новой для детей сказки. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонаций, уточнять знания детей об особенностях, повадках героев. | Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди», знакомство со сказкой в обработке Г.Е. Селезневой. Скороговорки, чистоговорки, стихотворные тексты. | Подгрупповые |
Театрализованно-игровая деятельность | Рассказать детям о театре, об особенностях этого вида искусства. | Просмотр спектакля в исполнении взрослых. | Беседа. Просмотр |
Творческая | Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действий для передачи образа. | Этюды для передачи музыкально- образных характеристик животных, птиц. | Подгруппами, |
НОЯБРЬ | |||
Художественно-речевая деятельность | Развивать память детей. Учить пересказывать сказку в начале своим словами, а затем точно следуя тексту. | Разучивать стихотворный текст сказки «Гуси-лебеди». | Подгруппами, |
Театрализованно-игровая деятельность | Знакомить детей с элементами актерского мастерства- это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях , передать переживания героев, их чувства. | Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации. | Подгрупповые |
Творческая | Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами. | Импровизационные танцы различных персонажей. | С подгруппами, индивидуально. |
ДЕКАБРЬ | |||
Художественно-речевая деятельность | Закреплять знание текста сказки, учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки. | Пересказывание детьми сюжета по ролям. | Подгрупповые |
Театрализованно-игровая деятельность | Учить детей композиционному построению сцен. | Разыгрывать с детьми отдельные диалоги. | Подгрупповые |
Творческая | Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии. | Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизационного характера. | Подгруппами, индивидуально. |
ЯНВАРЬ | |||
Художественно-речевая деятельность | Закреплять впечатление детей от сказки «Гуси - лебеди». Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. | Продолжить работу над спектаклем, стремясь к целостной постановке. | Подгрупповые |
Театрализованно-игровая деятельность | Развивать творческое содружество в детском коллективе, эстетически воспитывать их, развивать воображение, фантазию. | Беседа. Разыграть спектакль с другим составом артистов. | Подгрупповые |
Творческая | Развивать творческую инициативу детей, учить их самостоятельности. | Закончить чистоговорку и сочинить самому, | Подгруппами, индивидуально. |
ФЕВРАЛЬ | |||
Художественно-речевая деятельность | Продолжать работать над речевым дыханием, учить менять силу звука, темп. | Скороговорки, потешки, стихи. | Подгрупповые |
Театрализованно-игровая деятельность | Разыгрывать речевые и стихотворные диалоги. Развивать мимику и жесты, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость. | Стихи, потешки, этюды на передачу различных чувств. | Подгруппами, индивидуально. |
Творческая | Продолжать развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в песенной, танцевальной, образно-игровой, речевой деятельности. | Музыкальные этюды вопросно-ответного характера, этюды на передачу различных эмоций, речевые этюды (придумай частушку, скороговорку), танцевальные этюды. | Подгруппами, индивидуально. |
МАРТ | |||
Художественно-речевая деятельность | Продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Формировать умение детей пересказывать сюжет сказки. Стараться, чтобы дети запомнили сюжет сказки, последовательность действий. | Разбор литературной основы сказки. Пересказывание детьми. Беседа о смысле сказки. | Подгрупповые |
Театрализованно-игровая деятельность | Развивать сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбрать жест, нужную интонацию, выражение лица. | Повторить отдельные эпизоды сказки, диалоговые этюды. | Подгрупповые |
Творческая | Предоставлять возможность детям импровизировать в танце, в игровом действии, развивать способность к интонационной импровизации. | Постановка танцев к спектаклю, подбор выразительной интонации к тексту. | Подгруппами, индивидуально. |
АПРЕЛЬ | |||
Художественно-речевая деятельность | Работать над артикуляцией, дикцией. Разучивать стихи, работать над интонационной выразительностью. | Разучивать стихотворный текст сказки. | Подгруппам, индивидуально. |
Театрализованно-игровая деятельность | Учить детей пересказывать сказку по ролям, подбирать соответствующую интонацию, жесты, мимику. | Работа над целостной постановкой спектакля. | Подгруппами, индивидуально. |
Творческая | Ставить в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений , действий, жестов, мимики, к передаче игрового образа. | Постановка импровизационных танцев (с фиксированной основой). Работа над отдельными сценами, требующими умения передавать различные чувства. | Подгрупповые |
ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ» | |||
МАЙ | |||
Художественно-речевая деятельность | Закреплять умение детей выразительно говорить, добиваться яркой интонационной выразительности в монологической и диалогической речи. | Разучивать небольшие стихотворные сценки. | Подгруппами, индивидуально. |
Театрализованно-игровая деятельность | Учить композиционному построению сцен. | Разыгрывание сценок по стихам. | Подгрупповые |
Творческая | Закреплять умение детей самостоятельно подбирать способы действий, движения, искать собственные средства выразительности. | Выразительность и эмоциональность в передаче образов героев. | Индивидуально. |
ИТОГОВОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
«ЭТЮДЫ»
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
Этюд «Под дождиком»
Цели:
- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- учить имитировать простейшие движения.
- развивать ориентировку в пространстве.
- развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда:
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.
Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги (разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.
Этюд « Капельки»
Цели:
- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда:
Дети делают «капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.
Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.
Этюд «Под дождиком»
Цели:
- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- развивать ориентировку в пространстве.
- развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, маленькие зонтики( по одному на двоих детей).
Ход этюда:
Дети начинают бегать под « дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый раздает детям зонтики и предлагает им, прижавшись друг к другу, спрятаться от дождя под зонтиком. Педагог обыгрывает ситуацию: дети радуются тому, что стоят близко друг к другу, вместе держат зонт, могут общаться друг с другом. Педагог предлагает детям погулять под зонтами, посмотреть вокруг, поговорить друг с другом.
Этюд «Ежи»
Цели:
- формировать умение управлять куклой- бибабо.
- учить имитировать движения, характерные для ежа.
- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.
Ход этюда:
Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.
Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.
Этюд «Идем по лесу»
Цели:
- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.
Ход этюда:
Идем по густому лесу (дети выпрямляются, идут осторожно).
Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).
Надо перешагнуть через поваленное дерево (высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),
обойти пень (останавливаются и обходят по кругу).
Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),
Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).
Этюд «Летящие листья»
Цели:
- уточнять представления об осени.
- учить имитировать движения, подражая действиям педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
- обогащать двигательный опыт детей.
Оборудование: осенние листочки.
Ход этюда:
Последний листок (ребенок берет один листок),
Унеси меня в лесок (держит его перед собой двумя руками).
Ветер дунул (дует на листок и бежит, держит листок перед собой)
Я лечу, лечу, лечу…
Этюд «Дождь идет»
Цели:
- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
- развивать умение отвечать на вопросы.
- развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного театра.
- развивать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых.
- развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.
Ход этюда:
Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.
Дети рассаживаются на ковре и вспоминают, в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г. Сутеева «Под грибом». Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя - стучат пальцами по ковру; полет бабочки - взмахивают руками; голос лягушки - квакают; уши зайца - показывают руками; движения лапок лисы - семеняще двигают руками по полу; солнце - обводят руками круг.
Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему, почему все животные и насекомые поместились под грибком.
Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.
Этюд «Радость и грусть»
Цели:
- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.
Ход этюда:
Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.
Этюд «Кто как ходит»
Цели:
- закреплять представления детей о животных и домашних птицах.
- учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение.
- развивать выразительность движений.
- учить детей дружно играть всем вместе.
Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.
Ход этюда:
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И.Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.
В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.
Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.
Этюд «Айболит в пути»
Цели:
- развивать у детей образные представления.
- развивать эмоциональность и выразительность движений.
Ход этюда:
Педагог просит детей изобразить деревья (дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом - ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).
Этюд «Как Огурчик стал смелым!?»
Цели:
- развивать у детей образные представления.
- развивать выразительность и эмоциональность движений.
- воспитывать у детей смелость.
Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.
Ход этюда:
Педагог (ребенок) надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты - смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я - смелый! Я – не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.
Этюд «На рыбалке»
Цели:
- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения.
- познакомить детей с выражением эмоций (радость, досада, огорчение, разочарование).
Ход этюда:
Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния ( радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.
Этюд «Земляничка растет»
Цели:
- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения в соответствии с картинками.
- закреплять представления детей о растениях.
- развивать выразительность движений.
- учить детей играть дружно.
Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Ход этюда:
Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток (дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель (дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка (дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок(дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает (ладонь опускается); образуется маленькая ягодка(ладонь сжимается в кулачок).
Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».
Этюд «Хорошая - плохая погода»
Цели:
- развивать у детей творческое воображение.
- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».
Ход этюда:
Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки(можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).
Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм.
Педагог говорит детям о том , что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей , какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой.
Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
2012 – 2013 уч.г.
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
Темы родительских собраний в 2012 – 2013 уч.г.
№ 1. Октябрь.
Тема: «Что бы ребенок рос здоровым».
Цель: Познакомить родителей с факторами влияющими на здоровье ребенка. Беседа о правильном, полноценном питании в ДОУ. Значение завтрака для здоровья ребенка.
Форма проведения: беседа, анкетирование.
Участники: воспитатели, родители, медицинский работник.
№ 2. Декабрь.
Тема: «Безопасность ребенка».
Цель: Сохранение жизни и здоровья детей. Формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка, педагогическое просвещение родителей по теме собрания. Обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста, определить роль родителей в формированиинавыков безопасного поведения детей.
Форма проведения: практикум.
Участники: воспитатели, родители, психолог.
№ 3. Февраль.
Тема: «Сохранение психологического благополучия в семье».
Цель: Изучение факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка. Практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок- взрослый».
Форма проведения: родительский клуб.
Участники: воспитатели, родители, психолог.
№ 4. Апрель.
Тема: «Через красивое к человечному».
Цель: Расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического воспитания дошкольников, повышение педагогической культуры родителей через театральную деятельность, приобщение к здоровому образу жизни, физ. культуре и спорту. Познакомить родителей с опытом работы педагогов детского сада по теме собрания, содействовать обмену опытом семейного воспитания. Укреплять внутрисемейные отношения посредством физического досуга.
Форма проведения: семинар.
Участники: воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
для определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Уважаемые родители!
Ваш ребенок активно участвует в различных постановках, праздниках и представлениях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
С целью изучения вашего мнения и улучшения педагогической работы, связанной с организацией театрализованной деятельности, предлагаем ответить на следующие вопросы:
1. Изменилось ли поведение ребенка в результате участия в постановках, праздниках и представлениях, организованных в дошкольном образовательном учреждении, и как? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как он реагирует на обиды, проявляет ли озлобленность?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Настойчив или пассивен он во взаимоотношениях с окружающими?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Есть ли у вашего ребенка друзья в группе?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Стремится ли он к самостоятельности?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Есть ли у ребенка устойчивые интересы (рисование, музыка и т. д.)?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Рассказывает ли ваш ребенок о том, как проходит подготовка к мероприятиям в дошкольном образовательном учреждении?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Нравятся ли ребенку публичные выступления?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Как ведет себя ребенок дома перед выступлением?
- с интересом ожидает предстоящее выступление;
- нервничает, переживает;
- равнодушен.
10. Ваши пожелания относительно театрализованной деятельности с детьми, организуемой в дошкольном образовательном учреждении
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
СЕМИНАР-ПРКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ»
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, студентам педагогических учебных заведений. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде игры «Театральный ринг».
Данная форма сопровождения способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию практических навыков, необходимых в работе с детьми.
Семинар-практикум «Театральный ринг»
Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
Оборудование и материалы: элементы театральных костюмов для взрослых, бросовый материал, наборы одноразовой посуды, цветная клейкая бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, пластилин, обрезки ткани различной фактуры, цветные картинки, нитки, иголки, столы и стулья для участников, ватман, фланелеграф, магнитная доска, воздушные шары для оформления, музыкальное сопровождение мероприятия.
Предварительная работа:
- Оформление методической выставки «Такой разный театр»;
- Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре»;
- Составление каталога статей газеты «Дошкольное образование» по теме «Театральная деятельность в ДОУ».
Ход проведения:
I ЧАСТЬ (теоретическая)
Звучит веселая музыка, всех участников театрального ринга встречает директор театра (заведующий ДОУ). Он объявляет об открытии театрального сезона и предоставляет слово режиссеру-постановщику (старший воспитатель).
Режиссер-постановщик. Добрый день, уважаемые артисты театра! Сегодня мы с вами в очередной раз собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. Как вы уже заметили, многие элементы театральных костюмов у вас схожи. По такому признаку и определились наши команды для участия в игре «Театральный ринг». Прошу команды занять свои места!
Педагоги разделились на команды по элементам костюмов: шляпки, воротнички, маски.
Разрешите представить Вам, уважаемые коллеги, наших гостей, которые сегодня присутствуют у нас в гостях и расположились в ложе для гостей.
Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.
Представление команд.
Режиссер-постановщик. Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Итак, сегодня на нашей игре «Театральный ринг» мы будем говорить об организации театральной деятельности в ДОУ.
I раунд «Разминка»
Режиссер-постановщик. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Как вы понимаете?
- Использование театрализованной игры на занятиях?
- Включение театрализованной игры в свободную совместную деятельность детей и взрослых?
- Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей?
II раунд «Сочинялки»
Режиссер-постановщик. Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.
Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению.
Каждая команда отвечает на вопрос, связанный с одним направлением.
III раунд «Объяснялки»
Режиссер-постановщик. Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
Вопросы к командам:
- Как вы понимаете определение «режиссерская игра»?
- Что вы подразумеваете под определением «игра-драматизация»?
- В чем отличие сюжетно-ролевой игры от игры-драматизации?
IY раунд «Размышлялки»
Режиссер-постановщик. В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров. И сейчас, я приглашаю Вас на экскурсию «Такой разный театр». Пожалуйста, ознакомьтесь с видами театров, представленных на выставке, а затем выберите те виды театра, которые можно использовать с детьми в разных возрастных группах.
Поочередное выступление спикеров от команды.
Y раунд «Антракт»
Режиссер-постановщик. Как известно, в любом театре всегда есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется …..(все вместе) АНТРАКТ!
Встречайте! Клоунесса Кнопочка! (музыкальный номер, физкультминутка или элементы психогимнастики для взрослых).
II ЧАСТЬ (практическая)
Режиссер-постановщик. Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения с взрослыми, сверстниками. И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем создать разные виды театров для дошкольников.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА
Педагоги подготовительных групп | Педагоги старшей и средней группы | Педагоги младших групп |
Куклы на гапите | Театр на тарелочках Театр ложек | Театр на варежке Театр на баночках (картинки и аппликации) |
* ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗГОТОВЛЕННОГО ТЕАТРА - 1 минута.
Режиссер-постановщик. Уважаемые коллеги – актеры! В ходе игры «Театральный ринг» мы еще раз убедились, что через различные виды деатральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся в сказочный, увлекательный мир; познают, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
И закончить нашу игру хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». В Вашу «Копилку воспитателя» уходит консультация «Театральная деятельность в ДОУ»
Заключительное слово директора театра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М.:ВАКО, 2007.
- Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Журнал «Детский сад от А до Я» №4 2008г.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
«Развитие речевой активности детей через театрализованные игры»
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
Развитие речевой активности детей через театрализованные игры
Цель театрализованных игр и упражнений:
- Расширить возможность ребенка.
- Сформировать интерес к театральному творчеству, создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия.
- Развитие связной монологической речи.
В общей основе развития личности лежит овладения речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека его интересов привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражения разные черты характера: самостоятельность, активность, эмоциональность, креативность. Так, например, эмоциональная неустойчивость ребенка школьного возраста может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.
По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. Поэтому каждому воспитателю следует заботиться, о развитии связной монологической речи ребенка с учетом свойств его личности. Каким образом лучше обеспечить интеллектуальное, нравственное.
Эстетическое развитие ребенка, совершенствование грамматического строя речи, его звуковой культуры, монологической и диалогической форм речи? Для этого мы в работе с детьми по театрализации, ввели театральные игры. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит литературные сюжеты. Именно это активизирует мышление, тренирует память, развивает воображение и фантазию, и конечно, развивает речь.
Для развития выразительной речи необходимо создать условия, в которых ребенок мог бы передать свои чувства, эмоции и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная игра.
Если во второй младшей группе мы формируем, простейшие образно-выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей, животных), то к подготовительной школе группе развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
В своей работе начиная с младшей группы, мы использовали такие театральные игры как:
«Самолет»
Детям предлагается в игре быть в роли самолета.
Поиграем в самолет?
Все вы крылья, я – пилот.
Начинаем пилотаж.
В снег летаем и пургу, (УУУУ) - дети.
Видим чьи- то берега (АААА) - дети
РЫ-РЫ-Ры- рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе! (ШШШШ) - дети
Что ж закончен наш полет.
До свиданья самолет.
Так же играли в такую игру как (машина, автобус велосипед).
Дети представляют себя, на каком либо транспорте, едут со звуком (ж-ж-ж).
Стоп! Дальше ехать нам нельзя,
Шины лопнули друзья.
Будем мы насос качать,
Воздух в шины надувать. (Ш-Ш-Ш)
Ух накачали!
«Мишка»
Вот он Мишенька–медведь,
По лесу рычит он ходит
Дети имитируют движения медведя и произносят звук (р-р-р-)
Находит в дуплах мед
И в рот к себе кладет.
Облизывает лапу сластена косолапый (Облизывают губы языком, чмокают)
А пчелы налетают медведя прогоняют (Ж-Ж-Ж-Ж-)
А пчелы жалят мишку, не ешь наш мед воришка!
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает (чмокают)
И пчелок вспоминает.
В этой игре дети разделяются одни пчелы другой медведь, (можно сделать 2 медведя, затем поменяться).
Так же используем упражнения на развитие речевых и мимических движений игра «Овощи»
Педагог распределяет между детьми роли, ты будешь помидором, ты петрушкой и т.д.
Помидор, репка, тыква, круглые важные дети надувают щеки, морковь, петрушка, огурчик худые - дети щеки втягивают. Справа овощи - толстяки, слева овощи-худышки.
Худышки и толстяки смотрят друг на друга удивляются - брови подняты, глаза широко раскрыты.
Худышки - какие вы толстые?
Толстяки рассердились: не такие мы уж и толстые – (брови хмурят, губы морщат, смотрят сердито)
Еще больше удивляются Худышки.
Ой, как вы сердитесь!
Губы округлые как при произнесении звука «О» поднимают брови.
Еще больше рассердились толстяки:
У-У-У Мы действительно сердитые. (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови)
Худышки морщат нос: Фу-Фу-Фу не хотим с вами расти в одном огороде (морщат нос и говорят шепотом (фу)!
Скривив губы толстяки: Пф-Пф! Ну и не надо!- изображают на лице возмущение ,кривят уголки рта, произносят шепотом «Пф-Пф».
Так же существуют игры на развитие речевого дыхания.
Игра со свечой.
Цель. Развитие правильного речевого дыхания.
Ход. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горячую свечу,
Стоящую на расстоянии. Задача состоит в том , чтобы не погасить свечу, а только заставить пламя «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первые раз можно использовать настоящую свечу, а потом воображаемое пламя.
Похожая игра «Мыльные пузыри».
Цель. Развитие правильного речевого дыхания.
Дети распределяются на две команды. Первая с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь улетали. Дети второй группы следят за их действиями и хором читают стихотворение.
Осторожно - пузыри!
- Ой, какие! Посмотри!
Раздуваются, блестят!
Отрываются, летят!
Мой со сливу, мой с орех!
Мой не лопнул дольше всех.
Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой.
Детям предлагается представить что у них болит зуб, и они должны постанывать на звуке «М» губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны . Звук монотонный, тянущийся.
«Колокольчики»
Дети распределяются на две группы, каждая по очереди изображает звон колоколов: удар - бом! Отзвук – ммм…
БУмм-Бомм!, БУмм-Бомм! ДИньнь-Донн! ДИньнь- Донн!
Упражнения на три вида дыхания.
Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1. Вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ССССССССС….
Шумят деревья – ШШШШШШ…
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖ…..
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗ…..
2. Вид обслуживает волевую , но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! СССС! ССССС!
Метет метель – ШШШШ! ШШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗ!ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗЗЗ!
3. Вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф! Ф! Ф!Ф!Ф!Ф!
Пилит пила – С !С!С!С!С!С!С!
Заводится мо – Р! Р! Р! Р!Р!
Дети старшего возраста могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида дыхания в одном упражнении.
Игры на расширение диапазона голоса.
«Чудо-лесенка»
Ход игры: Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-ка- ша-га-ю
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю
Шаг на-го-ры
Шаг-на-ту-чи
А-подъ-ем –все-вы-ше-кру-че..
Не –ро-бею, петь-хо-чу,
Пря-мо-к-солн---цу-я ле-чу!
Дети с большим удовольствием и интересом играют в такие игры, это очень помогает при постановке сказок. Так же в свои занятия мы включаем скороговорки, разминки языка, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, жестикуляция. В занятия кружка брали детей не с высоким уровнем развития речи, а больше со средним тех кто занимается у логопеда. Например, Егор Саломка и Кориков Саша хорошо справились с ролью волков в сказке «Зимовье зверей» показанную детям старших групп. А Аминов Амин (двуязычный ребенок) неплохо справился с ролью барана в этой сказке, и мышкой в сказке «Репка» показанной в прошлом году. Возможно, дети высокого уровня речевого развития справились бы лучше, но мы думаем, что речевую активность, умение выступать перед аудиторией, перевоплощаться в образ мы должны развивать в любом ребенке. Для каждого родителя собственный ребенок самый лучший и талантливый. Исходя из этого, родителей нужно чаще привлекать к помощи: изготовление атрибутов, пошив деталей костюма, просмотр спектаклей. Вся совместная деятельность сближает воспитателей, детей и родителей и оказывает положительный результат на будущую работу и конечный итог.
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Уважаемые педагоги!
Для более эффективного проведения семинара-практикума по театрализации, пожалуйста, посмотрите следующие вопросы:
- С помощью театрализованной деятельности мы можем решить комплекс взаимосвязанных задач развития дошкольников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Значение театрализованной деятельности в детском саду.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие виды кукольных театров Вы знаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарю за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
ДОКЛАД
Различные виды театра как средство повышения речевой активности детей дошкольного возраста
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе! Ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе; где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка - дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Кроме этого особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности в решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника. Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада. Одна из самых важных - развитие речи и повышение речевой активности детей. Активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления.
Знакомство с различными видами театра, а также театральные постановки для детей и с их участием приносят радость понимания искусства театра, воспитывают художественный вкус, развивают речь, учат ребенка лучше понимать окружающий его мир.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на когнитивную сферу ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки.
Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков — дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться и утешить ребенка, попросить что-либо сделать.
Вызывает интерес у детей и теневой театр.
Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др.
Большой популярностью у детей пользуется настольный картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок.
Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжки-игрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок.
Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля педагоги стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать.
Одним из интереснейших театров является кукольный театр. Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеряют на себя различные модели социального поведения.
Репертуар театра картинок на фланелеграфе очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения.
Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы различными видами театров (би-ба-бо, настольным, плоскостным и другими).
В своей профессиональной деятельности я использую различные виды театров. Это - театр мягкой игрушки, настольный и пальчиковый театры, театр масок, театры на фланелеграфе и би-ба-бо.
Атрибуты находятся в театральном уголке, дети используют их ежедневно во время игры. Они сами придумывают сказки, распределяют роли между собой, используя различные театральные атрибуты. У каждого ребёнка большое желание получить роль героя и быть артистом.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью. Кукольный театр рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.
Кукольный театр – явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, с кукольных спектаклей.
М. Е. Салтыков – Щедрин справедливо утверждал, что из всех существующих в мире тайн - тайна куклы самая загадочная.
О том, как изготовить куклы, создать декорации, подготовить спектакль, почитать интересный литературный материал о театрализованной деятельности в детском саду, вы можете в книгах:
Т.Н.Караманенко «Кукольный театр в детском саду», «Кукольный театр - дошкольникам», Г.В. Генова «Театр для малышей».
Большой интерес у меня вызвал Китайский театр, о котором я хочу немного рассказать. Театр Китая – это театр с древней историей и своими традициями. Он интересен многообразием, неповторимостью музыки, красок, своеобразием кукол, марионеток. Кукольный театр Китая имеет большое значение для мирового кукольного театра, так как едва ли еще в какой стране он получил столь широкое распространение. Пока современные кино и телевидение соперничают друг с другом за зрителя, в Китае продолжает оставаться внушительная группа китайских народных художников, которые ежегодно высаживают на сцене театра новые цветы творчества, чтобы развивать и сохранять для потомков это замечательное древнее китайское искусство, не перестающее быть современным и новым.
Самыми распространёнными видами театра в Китае считаются такие, как театр теней, куклы на пальцах или перчаточные, куклы на палке, театр марионеток.
Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Его традиционные формы уже ушли из быта большинства народов, но на Востоке, в частности в Китае, они еще существуют. Познакомившись с разными видами театра Китая, дети ещё больше узнают о культуре и искусстве этой страны. Кроме этого планирую поставить спектакль на основе кукольного театра Китая. Ведь всем известно, что дети дошкольного возраста лучше воспринимают увиденное. Куклы, которые способны двигаться, говорить, петь песни вызывают у них наивысший восторг, живой интерес. Только дети могут по - настоящему верить в сказку, которую считают действительностью. Заучивая роли, дети импровизируют, изменяют голос, поют и танцуют от имени героев. Все это вызывает живой интерес.
У меня никогда не возникало желания побывать в Китае, но после того, как я прочла о китайских театрах, сразу захотелось узнать побольше об этой стране и увидеть все своими глазами. А еще хочется поделиться с детьми всем, что знаю, дать им новые знания, вызвать интерес и положительные эмоции. Наиболее приемлемое хочу взять в работу и применять в своей профессиональной деятельности.
Творческие способности закладываются в детские годы, поэтому так важно дать ребёнку возможность свободного познания окружающей жизни, поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и сыграл ту или иную роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он может реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность формировать эту основу даёт малышам игра в кукольный театр.
Вышесказанное даёт основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведёт также к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста.
Именно на это и направлена моя работа по организации театрализованной деятельности.
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
КОНСПЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
«Кто сказал «Мяу»?»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
(Сценарий сказки для инсценировки)
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.
В центре зала стоит домик с окном. На полу, возле дома лежит коврик.
Ведущий: Жил в домике Щенок
Веселый, озорной.
Он поиграть бы мог
С тобою и со мной.
Он лаял очень звонко,
Нисколько не скучал
И мамочку родную
Совсем не огорчал.
Появляется Щенок с мамой
Щенок: Гав, гав, гав! Давайте же будем
Вместе весело играть.
Вместе бегать, вместе прыгать.
Кто же будет начинать?
Танец Щенка с мамой.
Ведущий: Наш Щенок был очень весел,
Очень боек, очень скор,
Но устал. И вот, зевая,
Спать улегся на ковер.
Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку.
Кошка: Спать улегся без обеда…
Разбужу-ка я соседа.
Погоди-ка милый мой,
Пошучу я над Тобой
Мяу-мяу! (убегает).
Щенок: (просыпается) “Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Ведущий: Выглянул во двор Щенок,
Видит: Петя-Петушок.
В красных новеньких сапожках
Учит всех играть на ложках.
Петушок: Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!
Научить я всех могу.
(Игра на ложках).
Щенок: “Мяу!” Ты сейчас сказал? Ты поспать Щенку не дал?
Петушок: Я кричу: Ку-ка-ре-ку! По-другому не могу. (Уходит).
Ведущий: Загрустил совсем Щеночек
Поскорей узнать он хочет.
Кто же “мяу!” говорит,
И подальше прочь бежит.
Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка, мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”
Щенок: “Мяу!” кто сейчас сказал? Кто поспать Щенку не дал?
Лягушка: Я зелененькое брюшко,
Пучеглазая Лягушка.
Всем кто спросит без труда,
Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).
Ведущий: Вдруг опять он слышит “Мяу!”……
Видит он цветок в саду,
Подошел Щенок к цветку,
Нос свой сунул, отбежал.
Щенок: “Мяу!” кто сейчас сказал?
Пчела: Ж-Ж-Ж. Повеж-жлевее пес,
Береги свой бедный нос.
Ж-ж-ж, не будешь зря соваться
Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит щенка в нос).
Щенок закрывает свой нос и обегает вокруг домика.
Щенок: Ай, как носик мой болит,
Ай-яй-яй, как он горит!
Я теперь несчастный самый,
Позову на помощь маму.
Мама знает все на свете,
И на мой вопрос ответит.
Мама! Мама!
Мама: Что, сынок?
Щенок: Я прилег поспать часок,
Кто-то громко мне сказал:
“Мяу!” - сразу убежал.
Мама: Просмотри-ка на окошко, кто сидит там, видишь?
Щенок: Кошка.
Мама: Кошка “мяу” говорит, а еще она урчит.
Кошка: Мур-мур, мяу.
(Кошка подходит к Щенку)
Щенок: Подсказала моя мама – это ты сказала “Мяу!”.
Кошка: А сегодня мы вдвоем вместе песенку споем. (Поют песню)
Ведущий: Мамы деткам помогают,
Мамы их оберегают,
Учат мамы всех детей
И больших и малышей.
Зверюшки поют песню про маму. Дети кланяются. Занавес закрывается.
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
КОНСПЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
«Сказка «Пых»»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
(Сценарий сказки для инсценировки)
Автор:
Воспитатель МБДОУ ДС №4 "Лебёдушка"
Патрушева Е.А.
г. Стрежевой
На сцене стоит дом, лавочка, кусты деревьев.
Автор: На краю деревушки в маленькой избушке жили-были Дедушка, Бабушка и их внучка Аленка. Жили они дружно и весело. Дед любил в огороде работать, а бабушка с Аленкой дома хозяйничали. Бабушка пироги пекла, а Аленка ей помогала. Вставали они всегда рано, потому, что был у них еще Петя петушок, который, всех и поднимал.
Петух: Я Петушок, Петушок – золотой гребешок,
Очень рано я встаю
Громким голосом пою
Всю семью свою бужу! Кукареку!
Вставай дед! Вставай бабка! Вставай Аленушка!
Солнце поднимается, новый день начинается!
Выходит Дед.
Дед: Бабка, а Бабка принеси кусочек пирога с молочком, что-то я с утра проголодался.
Бабка: Какого тебе еще пирога?
Дед: Да хоть с капустой, хоть с морковкой, а лучше с малиной.
Бабка: А где я тебе его возьму? Вчера все съели.
Дед: Как все пироги съели?
Бабка: Да надо тесто снова заводить, да печь.
Дед: Тогда напеки пирогов с малиной, да побольше.
Бабка: А где малины взять надо в огород идти собирать кликну Аленку. Аленушка, внученька.
(Выходит Аленка)
Аленушка: Ты звала меня бабушка?
Бабка: Звала, дед с утра пирогов захотел с малиной, возьми корзиночку, да сходи, нарви.
Автор: И пошла Аленка в огород. А в огороде жарко да тихо, только комарики звенят, да пчелки жужжат.
Аленушка: Прилетела к нам вчера Полосатая пчела, а за нею шмель, шмелек.
Да веселый мотылек, два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза, полетали, пожужжали,
От усталости упали. (пальчиковая игра).
Присаживается. Что за скрип, что за хруст, это что еще за куст?
Капуста: Как же быть без хруста, если я капуста. Ростом маленькой была, все водичку я пила, побелела, растолстела, словно сахар захрустела, сорви меня Аленушка, пироги с капустой очень вкусные.
Аленушка: Ты капуста посиди, да немного подрасти, а я за малиной пошла.
Автор - идет Аленушка дальше, перед ней грядка со свеклой.
Свекла: Я свеколка, просто дива,
Так румяна так красива будешь свеколкой питаться, кровь вся будет очищаться. Сорви меня Аленушка, суп свекольный очень полезный.
Аленушка:Ты свеколка посиди, да немного подрасти, а я за малиной иду.
Автор: А вот и грядка с морковью.
Морковь: Я красная девица, сижу в своей темнице, одна коса на улице. Кто меня сорвет, тот с морковкою пойдет, сорви меня Аленушка, пироги с морковью очень вкусные.
Аленушка: Нет, морковка посиди, да немного подрасти. Дед хотел пирогов с малиной.
Автор: Подошла Аленка к кусту с малиной, чуть наклонилась. Только захотела ягодку сорвать, а из-за кустов кто-то Пых–Пых.
Пых: Не ты ли Аленка за малиной пришла?
Автор: Как услышала Аленка и бежать мимо грядки с морковью, мимо грядки со свеклой, мимо грядки с капустой домой
Бабка: Что такое, что случилось?
Аленушка: Ой, бабушка кто-то страшный сидит в огороде под малиной, пыхтит пых, пых пусть дед сам идет.
Дед: Ну что ж раз так пойду сам.
Автор: И пошел дед в огород сам. А в огороде жарко, да тихо, только пчелки жужжат, да комарики звенят. Идет дед возле грядки с капустой.
Капуста: Ростом маленькой была, все водичку я пила, побелела, растолстела, словно сахар захрустела сорви меня дед, пироги с капустой очень вкусные!
Дед: Подрасти еще капуста, я пироги с малиной люблю.
Автор: Идет дед мимо грядки со свеклой.
Свекла: Я свеколка, просто дива, так румяна так красива. Будешь свеколкой питаться, кровь вся будет очищаться. Сорви меня дед, бабка сварит тебе суп.
Дед: Ты свеколка посиди, да немного подрасти я за малиной иду.
Автор: Идет дед дальше мимо грядки с морковкой.
Морковь: Я красная девица, сижу в своей темнице, лишь коса на улице. Сорви меня дедка, пироги с морковью тоже вкусные.
Дед: Нет я пирогов с малиной хочу.
Подошел дед к кустам малины потянулся за ягодкой, а из под куста кто-то Пых-пых.
Пых: Что дед за малиной пришел?
Дед: Ой!
Автор: Побежал домой мимо грядки с морковкой, мимо грядки со свеклой мимо грядки с капустой до дома добежал сел на лавку. запыхался.
Дед: Бабка, бабка иди сюда.
Бабка: Ну что дед нарвал малины? Я уж тесто замесила.
Дед: Там и правда кто-то страшный сидит, пыхтит, еле ноги унес.
Бабка: А как же мы без пирогов с малиной? Пойдемте все вместе в огород, посмотрим, что там за зверь сидит? Пойдем дед, пойдем Аленушка и Петушка с собою возьмем.
Автор: И пошли они всей семьей за малиной в огород, а огороде жарко, тихо, только пчелки жужжат, да комарики пищат, ждет их капустка.
Капуста: Дед бабушка, Аленка, куда вы идете мимо меня? Возьмите с собой, я уже поспела.
Аленушка: Возьмем с собой капусту бабушка?
Берут за руку, идут они мимо грядки со свеклой.
Свекла: Дед бабушка Аленка, куда вы идете мимо меня? Возьмите с собой!
Аленушка: Возьмем свеклу с собой?
Автор: Взяли они и свеклу с собой и пошли дальше.
Идут они мимо грядки с морковью, а их уже морковь поджидает.
Морковь: Дедка, бабка совсем я поспела очень сладкая возьмите меня с собой!
Дед: Ну, что бабка давай и морковку с собой возьмем.
Бабка: Бери дед.
Автор: И подошли они к кустам с малиной наклонились, и слышат Пых- пых, пых,
Аленушка: Раздвинули кусты, наклонились и увидели какой-то клубочек маленький, глазками сверкает.
Бабка: А ну выходи, кто в нашей малине сидит, нас пугает, покажись!
Ежик: Это я Ёжик, не головы не ножек, это я в малине сидел, малину попробовать хотел, да не как достать не мог. Жду, кто же за малиной пойдет да меня угостит.
Бабка: Ну вот, а вы Ёжика испугались, а он совсем и не страшный.
Аленушка: А теперь давайте малину собирать да песни петь.
Хоровод «По малину в сад пойдем».