Инновационная деятельность на базе КФУ
Основная идея инновационной деятельности, его актуальность:
Изучение медико-педагогической литературы, анализ ежегодной диагностики особенностей эмоциональной сферы детей, общение с коллегами свидетельствует о том, что для каждого психолога актуальна развивающая и коррекционная работа, направленная на развитие эмоционального интеллекта, акцентируя при этом внимание на особенностях безусловного принятия ребенком себя и другого человека.
Наиболее эффективным методом в данном случае является сказкотерапия. Сказки читаются детям всех возрастов, т.к. они их любят. Из них дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. А самое главное сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, уверенность в себе, увидеть добро и зло и научиться правильно реагировать на жизненные ситуации включая свои эмоции. Причем, научившись различать эмоции, и управлять ими, ребенок, развивает способности понимать и чувствовать самого себя и других, а главное, безусловно принимать себя и другого человека таким, каков есть.
Цели, задачи, принципы инновационной деятельности:
Цели: развитие эмоционального интеллекта, сохранение психо - эмоционального здоровья, а также коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Ø Развитие у детей, представлений о себе и своих чувствах, способности понимать, чувствовать и принимать себя таким, каков есть.
Ø Развитие понимания и восприятия психического и эмоционального состояния другого человека.
Ø Воспитание чувства ответственности и добропорядочности.
Ø Формирование коммуникативных навыков посредством использования сказкотерапевтических игр и упражнений.
Принципы:
Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданиями справляются дети с любым уровнем подготовки. Обучение и развитие строится, как игра.
Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.
Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению и снятию психоэмоционального напряжения.
Инновационный продукт:
Авторская программа психоразвивающих занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Я – Король и мое Королевство».
Этапы реализации инновационной деятельности:
1 этап – подготовительный.
Определение целей и задач работы на учебный год; составление учебно – тематического плана; изучение, сбор методической литературы (сказок: авторских, народных), сочинение авторских терапевтических сказок, подборка сказкотерапевтических игр и упражнений, создание наглядных электронных презентаций.
2 этап – основной.
Диагностика уровня психологического развития детей: их эмоционального и интеллектуального развития; организация образовательной и развивающей деятельности с детьми.
3 этап – заключительный. Мониторинг реализации программы, анализ достигнутых результатов.
Мониторинг инновационной деятельности и его результаты:
Для диагностики эмоциональной сферы детей используется методика О.А. Ореховой «Домики», которая помогает четко определить уровень личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций в виде наличия микрострессоров у детей старшего дошкольного возраста, отрицательно влияющих на состояние психо - эмоционального здоровья.
Для выявления эмоционального интеллекта и познавательной деятельности дошкольников предполагается выделение следующих параметров, предложенных Семаго Н.Я., Семаго М.М.:
1.Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций
2.Изучение эмоционального отношения ребенка (цветовой тест отношений)
3. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний
4. Изучение социальных эмоций
5. Изучение критериев выбора партнера для общения
Таблица критериев по диагностическим инструментариям :
Выборка детей | Высокий Уровень (3балла) | средний уровень (2балла) | Ниже среднего уровень (1балл) |
Результаты диагностики детей отображаются в диаграммах и протоколах.
Предполагаемые формы распространения инновационной деятельности:
Предполагаю следующие формы распространения инновационной деятельности:
система открытых занятий (НОД),
мастер-классы,
видео и фотоматериалы,
презентация инновационного продукта,
статьи в российских периодических изданиях,
доклады на научно-практической конференциях, и пр.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Блок «Эмоции и эмоциональный интеллект»
Программное содержание: Развитие представлений о себе и своих чувствах. Учится управлять своими эмоциями. Развитие способности понимать самого себя, учить чувствовать себя и принимать себя таким, каков есть. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
Материал: Цветные карандаши, схематическая «волшебная дорожка» для диагностики эмоционального состояния каждого ребенка, рабочая тетрадь, контурно обозначенный рисунок королевского дворца, зеркало.
Ход занятия: Приветствие «Ладошки»
Цель: Создание теплой, дружеской атмосферы; установить визуальный и дружеский контакт; повышение самооценки неуверенных в себе детей.
« Добрый день!», - говорим мы, улыбаясь, каждому ребенку и обязательно называем его по имени. Ребенок отвечает, также желая доброго дня и называя по имени нас; при этом мы прикасаемся друг к другу ладонями. Первыми мы здороваемся с девочками, а потом с мальчиками.
Пальчиковая игра «Разыгра»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, позитивный настрой на предстоящее занятие; развитие мелкой моторики рук и речи.
- Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (Спрятать руки за спину.)
- Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами)….
- В гости к тете Розыгра (похлопать в ладоши).
- На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца).
- Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
- Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать и показ больших пальцев).
- Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
- Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся со сказочным королевством и с его королем. Но попасть туда вы можете только по волшебной дорожке, которую вы сами для себя создадите. А помогут вам в этом цветные карандаши.
Инструкция к диагностическому упражнению:
Нужно раскрасить дорожку из шести клеток, которая вклеена в рабочую тетрадь у каждого ребенка.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Посмотрите, какая, бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши (возможна беседа: сколько карандашей, какого цвета), какие разные, красивые цвета! Есть ли среди них, карандаш такого цвета, который нравится вам больше остальных? Не смотрите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. Карандашом, который вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. Как красиво получилось!
Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не понадобится. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще один карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону…»
Таким образом, нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо проследить. Чтобы раскрашивание производилось слева направо. Для стимуляции цветовых выборов можно использовать выражения «цвет тоже красивый» или, «лучше остальных». Если ребенок отказывается выбирать далее, можно стимулировать маленьких детей следующим образом: «посмотри, карандашиком грустно, что их не выбрали», или «Посмотри, карандашик, говорит что он тоже красивый, лучше других». В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой красивой, разноцветной стало наша дорожка.
Психолог: Молодцы, чудесные у вас получились дорожки, а привели они нас в сказку (педагог рассказывает сказку).
Вхождение в сказку (звучит музыка «Увертюра»)
Когда-то давно на этом месте была пустыня (педагог показывает на чистую доску), но, однажды с неба упала звездочка и на этом месте возродилась жизнь. Сначала появились реки, потом растения, животные и, наконец, образовалось здесь сказочное королевство (педагог рисует на доске цветными маркерами). Такое королевство есть в душе каждого из нас, а правит им король – ты сам! Помогают королю, то есть тебе править своим королевством – слуги – твои чувства. И от того, какие слуги (добрые или злые, грустные или веселые, бесстрашные или трусливые) больше всего и сильнее тебе помогают, зависит состояние твоего королевства - твоей души.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам раскрасить и дорисовать незаконченные детали своего дворца (предлагается незаконченный рисунок королевского здания см. приложение №1)
Работа в рабочих тетрадях: Упражнение «Создай дворец»
Цели: Развитие творческих способностей ребенка и мелкой моторики рук. Диагностика психоэмоционального состояния ребенка.
Детям дается контурно обозначенный рисунок, который нужно раскрасить и восемь цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный). Преобладание темных и серых цветов может свидетельствовать о депрессивном и тревожном состоянии ребенка. Выбор ребенком цветовой гаммы еще не является абсолютным показателем его состояния, но целью предлагаемой программы является не точная диагностика состояния, а деятельность по его улучшению, закреплению положительных состояний и реакций, исправление негативных и общее развитие ребенка.
Тестирование проводится и по другим разделам. Сравнивая результаты в начале и в конце работы, мы сможем определить эффективность проведенной работы.
Психолог: Посмотрите, какие у вас получились чудесные дворцы! И все они разные. Знаете почему? Мы сами очень разные. Давайте, наконец, познакомимся с королями ваших королевств. А поможет нам в этом игра « Я – король».
Игра « Я – король»
Цели: Выявить активного и уверенного в себе ребенка в детской группе. Развитие уверенности, повышение самооценки. Дать ребенку почувствовать свою значимость.
Одному из участников группы поручается роль короля. Он должен не только величественно войти в двери и с гордо поднятым подбородком пройти в центр группы (можно поставить ребенка на какое либо возвышение, одеть на него корону, чтобы изменить восприятие детей), но и рассказать о себе, используя выражения:
- меня зовут…….;
- больше всего на свете мне нравится……;
- я люблю…..;
- я умею делать… .
Методические рекомендации. Обратите внимание на эмоциональную раскрепощенность или зажатость ребенка, его речевую свободу и активность при информировании о себе, отражение интересов, умений детей, а также принятие и непринятие себя с учетом уверенности – неуверенности.
Психолог: Молодец! Кто еще хочет попробовать себя в роли короля (дать возможность всем желающим поиграть и проявить себя)?
Итог: Итак, мы создали Сказочное королевство, познакомились с ее Королем, построили для него дворец и торжественно ввели туда Короля. Мы порадовались вместе с ним, помогли друг другу порадоваться, то есть сделали доброе дело. Давайте громко скажем друг другу: «Спасибо!»
А на следующем занятии мы снова будим королями, узнаем еще больше о себе и познакомимся со своими слугами – чувствами. А теперь пришло время возвращаться из сказочного королевства и становиться хорошими, простыми ребятами.
Речевка: (ритуал выхода)
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Психолог: До новых встреч, ребята!
Предварительный просмотр:
«Я Король и мои слуги – чувства»
Итоговое занятие
Программное содержание: Закрепить знания об эмоциях. Изучение: понимания детьми эмоциональных состояний людей, выразительности речи, восприятия детьми графического изображения эмоций, особенностей использования детьми мимики и пантомимики в играх. Развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.
Материал: Цветные карандаши, рабочая тетрадь, иллюстрации и пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, простой карандаш; схематические задания для детей; схематическая «волшебная дорожка» для диагностики эмоционального состояния каждого ребенка.
Ход занятия: Настрой на занятие:
Психолог: Здравствуйте, короли и королевы. Мы с вами знаем всех слуг своего сказочного королевства и сегодня мы с ними поиграем. Но пригласить их можно только по волшебной дорожке, которую вы сами для себя создадите. А помогут вам в этом цветные карандаши (дети раскрашивают «волшебные дорожки»).
Молодцы, ребята! А сейчас давайте, наконец, пригласим всех своих – слуг – эмоций к нам играть. Смотрите, здесь нарисованы домики (в рабочих тетрадях, а у педагога на доске). Это дома наших слуг, чтобы они к нам скорее пришли, нужно их дома покрасить в соответствующие цвета, а внизу есть подсказка, в каком доме кто живет.
Упражнение «Домики эмоций»
Цель: Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций и соответствующего им цвета.
Детям предлагают карточки с графическим изображением радости, страха, злости, грусти, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?» Затем дети раскрашивают домик, находящийся под этой пиктограммой в соответствующий цвет (дети определяют самостоятельно) и т.д.
(Иллюстрации «слуг» появляются на доске последовательно, после выполнения каждого задания)
Психолог: Посмотрите, ребята к вам вышли все слуги, значит вы сделали все правильно и теперь они стали вашими помощниками и друзьями. Давайте еще раз назовем названия эмоций, которые мы знаем.
Следующая игра, в которую мы будем играть вместе со своими друзьями - эмоциями, это игра:
Игра «Произнеси фразу»
Цель: Изучение выразительности речи детей.
Детям предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Психолог: Какие вы молодцы! А теперь вы, наверное, сможете ответить на вопросы:
- Как вы думаете, почему детям больше нравится книги с картинками? Какой слуга им в этом помогает? (Интерес)
- Что произойдет с человеком, если он увидит на рынке огромный арбуз? Кто приходит в этот момент? (Удивление)
- Что вы чувствуете, когда едите любимую конфету? Кто тогда помогает это почувствовать? (Радость)
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание? (Стыдно стало)
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака? (Страх)
- Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость? (Гнев, злость);
- Что почувствует мальчик, если ему подарят компьютер? (Радость, восторг);
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака? (Грусть, горе);
Психолог: Совершенно правильно! А теперь немного подвигаемся.
Игра «Зеркало»
Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.
Педагог, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.
Затем, Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары.
Игра « Покажи героя сказки»
Цель: Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
Один ребенок выходит к доске лицом к детям. Педагог показывает ему иллюстрацию героя сказки или мультфильма с определенным эмоциональным состоянием (остальные дети этого не видят). Ребенку-ведущему необходимо изобразить данного героя с помощью мимики и пантомимики, а другие угадывают. Если затрудняются отгадать – ведущий называет, кто изображен, а эмоциональное состояние продолжает показывать.
Психолог: Итог: Молодцы, ребята! Сегодня мы здорово повеселились с нашими друзьями эмоциями. Вам было интересно? Что больше всего вам понравилось делать, какие игры заинтересовали вас? А теперь пришло время возвращаться из сказочного королевства. На следующем занятии мы начнем свое путешествие по сказкам разных стран мира и узнаем много интересного, а главное будем учиться у них делать добро, уважать старших, любить окружающих и помогать нуждающимся. А помогать вам будут теперь уже ваши друзья- эмоции и чувства!
Речевка: «Все мы дружные ребята».
Психолог: До новых встреч, ребята!