Кружок Робототехника 2020-2021
Данная программа нацелена на создание в образовательном пространстве ДОО предметной игровой техносреды, адекватной возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей. Занятия направлены на освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования). Через реализацию программы в образовательный процесс активно внедряется робототехника, позволяющая активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Робототехника | 50.04 КБ |
Диагностика начало и конец года | 63.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Успех»
Принято: на педагогическом совете №1 протокол № 1 от 31.08.2020г. | Утверждено: заведующий МБДОУ ДС № 47 «Успех» ___________О.В.Звонарева Приказ №177 от 31.08.2020г. |
Программа
по дополнительному образованию детей 5-7 лет
«Растим будущих инженеров»
Авторы:
воспитатель О.А. Заболотских,
воспитатель Г.Х. Закирова
г. Нижневартовск, 2020
Оглавление
1. | Паспорт Программы……………………………………………………. | 3 |
2. | Пояснительная записка…………………………………………………. | 4 |
2.1. | Цель и задачи……………………………………………………………. | 7 |
2.2. | Планируемые результаты………………………………………………. | 8 |
3. | Содержание Программы………………………………………………... | 9 |
4. | Педагогическая диагностика…………………………………………… | 32 |
5 | Организационно-педагогические условия…………………………….. | 40 |
5.1 | Методическое обеспечение……………………………………………… | 40 |
5.2. | Материально-техническое обеспечение……………………………….. | 46 |
6 | Кадровые ресурсы………………………………………………………. | 47 |
7. | Финансовые ресурсы……………………………………………………. | 48 |
8. | Список литературы……………………………………………………… | 49 |
9 | Приложения……………………………………………………………… | 50 |
1. Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет «Растим будущих инженеров» |
Основание для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждения правил оказания платных образовательных услуг». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 5. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г. 6. Постановление администрации города Нижневартовска ХМАО-Югры от 04.07.2019 г. №521 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом №47 «Успех». 7. Устав МБДОУ ДС №47 «Успех». |
Заказчик Программы | Администрация МБДОУ ДС №47 «Успех», родители (законные представители) воспитанников. |
Составитель Программы | Воспитатель Заболотских О.А., воспитатель Закирова Г.Х. |
Целевая группа | Дети дошкольного возраста 5 – 7 лет |
Цель Программы | Развитие научно-технического и творческого потенциала воспитанников 5-7 лет через обучение элементарным основам технического конструирования и робототехники. |
Задачи Программы |
|
Срок реализации | 2 года |
Направленность Программы | Техническая |
Краткое содержание Программы | Данная программа нацелена на создание в образовательном пространстве ДОО предметной игровой техносреды, адекватной возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей. Занятия направлены на освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования). Через реализацию программы в образовательный процесс активно внедряется робототехника, позволяющая активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния. |
Актуальность Программы | Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников дошкольной организации до школьников. |
Новизна Программы | Новизна программы состоит в том, что она основана на эволюции видов конструкторов: конструкторы →робототехника. Деятельность с конструкторами связана с развитием способности к планомерной организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода символических опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом). Становление такого рода знаково-символического опосредствования - важный показатель перехода ребенка на более высокий уровень психической организации. Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. |
Планируемые результаты | 1. Будет в технических работах, воспитанников просматриваться творческое решение поставленных задач, изобретательность и оригинального. 2. Воспитанники смогут конструировать по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу. 3. Будут сформированы у воспитанников навыки начального программирования. 4. Будут проведены выставки, участия в конкурсах технической направленности с результатами творчества воспитанников (технические объекты, конструкции). 5. Будет развита мелкая моторика рук, что положительно отразится на общем речевом развитии и умственных способностях. 6. Будут сформированы у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре). |
3. Содержание программы
Программа по дополнительному образованию дошкольников разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО с учетом результатов отечественных психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования.
В результате сопоставления нескольких федеральных документов разработано принципиально новое содержание образования, связанное с изучением основ технических наук в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими компонентами (конструированием и математикой), а дополненное новыми, необходимыми для системного мышления.
В названии Программы заложена эволюция различных видов конструкторов: игровой набор «Дары Фребеля» - конструкторы – робототехника.
Рассмотрим кратко влияние этих видов конструкторов на развитие ребенка и качество образовательной деятельности:
Основные этапы работы:
1.Игровой набор «Дары Фрёбеля». Целостность образовательного процесса в детском саду задавалась Ф. Фребелем через игру. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля» Деятельность с «Дарами Фрёбеля» задается эмоциональным единением взрослого с ребенком, что придаёт занятиям одухотворенность.
Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет
оценка собственных умений и результатов собственной деятельности.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники. Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности. Использование игрового набора предусматривает организацию проектной деятельности, в которой «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».
2. Конструкторы. Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно, - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы трудолюбия.
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире. Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение.
3. Робототехника. В Распоряжении Правительства Российской федерации от 11 июня 2013 г. N 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» отмечается, что «приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегменте развивающей продукции, ориентированной на систему дошкольного образования, игр-экспериментов для научно-технического творчества, робототехники, игр для детского творчества, игр для сезонного и активного отдыха, в том числе краеведческого характера, традиционной деревянной игрушки, крупноформатной пластмассовой игрушки и игрового оборудования для коллективного применения детьми…». Использование робототехники в образовании будет способствовать техническому прогрессу в нашем обществе в целом.
Робот в образовательном процессе - это, прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений (начиная с рычага и колеса и заканчивая самыми современными объектами, созданными благодаря открытиям не только в области физики, но и в смежных областях научного знания - в математике, информатике, биологии, физиологии, химии, медицине и др.).
Для формирования тематического планирования, отбора тем образовательной работы авторы использовали классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ № 59 от 25.02.2009 г. «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» с изменениями и дополнениями от 14.12.2015 г.) и приспособили его, модифицировав темы относительно дошкольного возраста.
При формировании тематического планирования по программе используется классификатор технических наук, темы модифицированы относительно дошкольного возраста.
Тематические блоки:
- Машиноведение и машиностроение
- Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение
- Транспортное, горное и строительное машиностроение
- Авиационная и ракетно-космическая техника
- Кораблестроение
- Электротехника
- Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы
- Радиотехника и связь
9. Информатика, вычислительная техника и управление
10.Энергетика
11.Технология продовольственных продуктов
12.Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности
13.Процессы и машины агроинженерных систем
14.Технология машины и оборудование для лесозаготовок лесного хозяйства деревопереработки и химической переработки биомассы дерева
15.Транспорт
16.Строительство и архитектура
Тематическое планирование
№ | Тематические модули/блоки | Дошкольный возраст 5-6 лет | Дошкольный возраст 6-7лет |
Машиностроение и машиноведение | |||
1 | Машиноведение, системы приводов и детали машин | «Коробка передач» Дети конструируют модель коробки передач из конструктора «Полидрон “Проектирование”» и с помощью простых механизмов (шестеренок) знакомятся с процессом вращения и переключения механического привода | «Проектирование машин» Каждый ребенок придумывает и конструирует модель своей машины (конструирование по условиям: в конструкции должны присутствовать все основные детали: колеса, руль, сидения, бамперы, двери, капот, багажник и др.) |
2 | Роботы, мехатроника и робототехнически е системы. | «Роботы-помощники»: на производстве - «Рукапомощник»; • в быту - «Роботуборщик»; • в экстремальных ситуациях - «Робот-спасатель»; • в авиации - «Робот-пилот». Дети узнают, что для замены человека при выполнении тяжелых, утомительных и опасных работ можно использовать роботов. Каждый ребенок придумывает по своему замыслу робота, помогающего человеку в какой-то ситуации (на выбор ребенка) с одноименным действием (робот-спасатель - спасает от чего-то, робот-пилот - заменяет человека в самолете и т. д.), а затем конструирует своего робота из конструктора (или из дополнительного материала, или с помощью набора образовательной робототехники) | «Роботы будущего» Ребенок придумывает сложного робота, который выполняет несколько действий, полезных людям (полифункциональный робот); конструирует его из конструктора (или из дополнительного материала, или с помощью набора образовательной робототехники) |
3 | Сварка, родственные процессы и технологии | Удивительные соединения» Дети узнают, что детали можно соединить разными способами, а затем пробуют соединить детали из разных материалов (дополнительного, природного, бросового и т. д.) доступными способами, (склеиванием, свинчиванием, спаиванием и т. д.) | |
4 | Организация производства (по отраслям) | Макет «Хлебозавод» Дети узнают этапы производственного процесса изготовления хлебобулочных изделий (от попадания пшеницы на завод до выпекания готовой продукции), о профессиях людей, работающих на хлебозаводе. Дети объединяются в команды по своему желанию (2-4 человека) для выполнения задания: конструируют макет линии производства хлебобулочных изделий | Макет «АвтоВАЗа» Дети узнают об этапах производственного процесса по изготовлению автомобилей, о профессиях людей, работающих на АвтоВАЗе. Дети объединяются в команды по своему желанию (2-4 человека) для выполнения задания: конструируют, макет мини-завода по производству автомобилей: разные цеха (сборки, покраски и т. д.), трек для испытаний и др., используя разные конструкторы и дополнительный материал |
Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение | |||
1 | Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники, систем кондиционирования и жизнеобеспечения | «Сумка-холодильник» Дети в процессе экспериментально- исследовательской деятельности узнают о процессах, происходящих в холодильной технике, каждый ребенок изготавливает свою модель сумки-холодильника для длительного сохранения свежести продуктов. | «Кондиционеры как помощники в быту и на производстве» Дети узнают о системе кондиционирования и жизнеобеспечения, каждый ребенок изготавливает модель кондиционера и «устанавливает» его в ранее «построенном» доме. |
2 | Вакуумная, компрессорная техника и пневмосистемы. | «Насос» Дети узнают о закономерностях проектирования и эксплуатации компрессорной техники, Изготавливают модель насоса из дополнительного материала, чтобы надувать шары, накачивать мячи для игр и др. | «Мелиораторы» Дети узнают о том, как компрессорная техника помогает людям в сельскохозяйственной деятельности. Дети делятся на подгруппы (по интересам) и конструируют макет поливочной системы для «орошения полей и огородов |
Транспортное, горное и строительное машиностроение | |||
1 | Колесные и гусеничные машины | «Танк» Дети узнают о процессе движения транспортных средств с гусеничными движителями. Каждый ребенок конструирует модель «танка повышенной проходимости на разной местности» | «Трактор» Дети узнают о процессе движения транспортных средств с колесными движителями. Каждый ребенок конструирует свою модель «трактора для повышенной производительности и проходимости на разной местности (в поле, карьере и т. д.)» |
2 | Дорожные, строительные к подъемно- транспортные машины | «Подъемный кран» Дети узнают о подъемнотранспортных машинах, обеспечивающих лучшее качество выполнения подъемно-транспортных работ, о возможностях подъемного крана для улучшения условий труда человека Дети объединяются в подгруппы (по собственному желанию) и конструируют модель «подъемного крана для строительства многоэтажного дома» | «Дорожная техника: каток, асфальтоукладчик» Дети узнают о дорожных машинах, обеспечивающих высокое качество выполнения дорожных работ, о помощи дорожной техники в труде человека. Дети объединяются в подгруппы (по собственному желанию) и конструируют свои модели дорожной техники |
3 | Горные машины | «БелАЗ, горная машина» Дети узнают о горных машинах, их назначении и особенностях конструкции (огромные колеса для хорошей проходимости), конструируют модель горной машины БелАЗ (каждый ребенок самостоятельно выбирает вид конструктора, из которого будет конструировать, определяет цвет машины, придумывает дизайн внешнего вида машины) | |
Авиационная и ракетно-космическая техника | |||
1 | Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов | «Бумажный самолет» Дети получают простейшие представления о движении самолета в воздухе, каждый ребенок конструирует свой бумажный самолет (самостоятельно выбирает бумагу, цвет, размер и др.), дети учатся «планировать» режим полета, учитывая вес самолета и силу движения в полете | «Воздушный змей» Дети узнают, что воздушный змей, как и бумажный самолет, является летательным аппаратом тяжелее воздуха, но разница лишь в том, что самолет движется поступательно и сам создает тот встречный набегающий поток воздуха, который его поддерживает, а змей подвергается действию движущегося воздуха (ветра) в неподвижном состоянии по отношению к земле. Каждый ребенок конструирует своего змея, самостоятельно выбирает расцветку, оформление змея и запускает его |
2 | Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов | «Дельтаплан» Дети узнают об особенностях строения дельтаплана (состоит из труб каркаса, тросов, паруса, двух колес), делятся на подгруппы, проектируют и конструируют модели своих дельтапланов | «Самолет» Дети узнают об особенностях строения самолета (состоит из фюзеляжа, корпуса, пропеллера, шасси, крыльев), каждый ребенок конструирует свою модель самолета, опираясь на схему постройки, но может проявить свое творчество в подборе материалов, цвета и т. д |
3 | Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов | «Катапульта» Дети узнают о том, что в древности катапульта была одной из разновидностей орудий, применявшихся при осаде крепостей. В настоящее время так называется устройство для спасения летчика из самолета в случае аварии (для того, чтобы успешно выброситься с парашютом), а также устройство для ускорения старта летательного аппарата с палубы корабля или другой небольшой взлетной площадки. Каждый ребенок самостоятельно выбирает материал (конструктор), из которого он будет конструировать модель катапульты, и определяет ее назначение | «Космодром» Дети узнают, что такое наземные комплексы (подготовленная территория с размещенными на ней сооружениями и оборудованием для сборки, испытаний и запуска ракет-носителей с космическими аппаратами), их устройство (в состав современного космодрома входят монтажно-испытательные, стартовые и командноизмерительные комплексы, вычислительный центр, заводы по производству компонентов топлива, электростанция и т. п). Дети делятся на подгруппы (по 2-3 чел.), договариваются, кто и что будет конструировать (для космодрома), а затем собирают макет «наземного ракетного комплекса» |
Кораблестроение | |||
1 | Проектирование и конструкция судов | «Круизный лайнер» Дети узнают об особенностях конструкции круизного лайнера /пассажирского судна (о помещениях на лайнере). Каждый ребенок конструирует модель своего круизного лайнера/ пассажирского судна из «Даров Фрёбеля», подбирая самостоятельно цветовую гамму судна, количество палуб, наличие специальных помещений и развлекательных комплексов. | «Авианосец» Дети узнают об особенностях конструкции авианосца (о помещениях, которые имеются на нем), его назначении. Каждый ребенок конструирует свою модель авианосца, соблюдая основные условия (части авианосца - взлетная платформа для самолетов, надстройка с радарами, вооружение, стартовая катапульта, палубы и др.) |
2 | Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства | Мини-макет «Верфь» Дети получают простейшие представления о технологии судостроения, судоремонта и месте, где это происходит; о профессиях людей, работающих на верфи. Дети делятся на подгруппы (по 2-3 чел.), договариваются, кто и что будет конструировать (сооружения, которые включает верфь: доки, цеха, стапеля, эллинги, мастерские, склады и т. п.), а затем собирают мини-макет «Верфь» | |
Электротехника | |||
1 | Электротехнические материалы и изделия | «Электрические цепи» Дети узнают об электротехнических материалах по пособию «Первые шаги в электронику»: собирают различные электрические цепи (при замыкании которых будет светиться лампочка, звенеть звонок и др.) | |
2 | Светотехника | «Настольная лампа своими руками» Дети проектируют и собирают из разобранной на запчасти настольную лампу, изготавливают для нее абажур из дополнительного материала и рассказывают о процессе подачи тока в лампу (подключении ее) | |
Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы | |||
1 | Приборы и методы измерения (по видам измерений) | «Приборы измерения: сантиметровая лента, термометр, весы» Дети узнают о разных видах измерений (приборах и методах). Изготавливают из различного дополнительного материала модели измерительных приборов | «Приборы измерения: часы» Дети узнают, как можно измерить время, с помощью конструктора «Полидрон “Проектирование"» собирают механизм и показывают, как за счет движения шестеренок (простых механизмов) вращаются стрелки часов, которые показывают точное время |
2 | Приборы навигации | «Маршрутный лист как предшественник навигатора» Дети узнают о различных приборах навигации, позволяющих ориентироваться на местности. Каждый ребенок разрабатывает свой маршрутный лист, затем дети меняются маршрутными листами и, следуя им, находят s группе и на улице спрятанные предметы | «Компас» Дети рассматривают компас, его устройство, определяют особенности ориентирования по нему и изготавливают его модель из дополнительного материала |
3 | Оптические и оптикоэлектронные приборы и комплексы | «Бинокль» Дети узнают о бинокле, его устройстве. Каждый ребенок конструирует свою модель бинокля. | «Телескоп» Дети узнают о различных оптических и оптика-электронных приборах (лупа, микроскоп, телескоп, видеокамера, фотоаппарат), особенностях их использования в быту и в научных исследованиях. Каждый ребенок конструирует свою модель телескопа |
4 | Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий | «Метеорологическая станция; дождемер, флюгер, уличный термометр» Дети получают простейшие представления о разных метеорологических приборах и средствах контроля природной среды. Дети делятся по желанию на подгруппы и изготавливают из различного дополнительного материала модели приборов для метеостанции | |
5 | Приборы и методы преобразования изображений и звука | «Фотоаппарат» Дети получают простейшие представления об устройстве фотоаппарата, каждый ребенок изготавливает свою модель фотоаппарата, дети создают фотоальбом «Вместе весело живем!» | «Видеокамера» Дети получают простейшие представления о видеокамере, о способах преобразования и воспроизведения как движущихся, так и статических, цветных и черно-белых изображений. Каждый ребенок конструирует модель видеокамеры, дети готовятся к «съемке» видеоролика «Один день из жизни группы» |
Радиотехника и связь | |||
1 | Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидени | «Модель приема телепередач» Дети получают простейшие представления об электромагнитных волнах, их использовании для передачи и приема информации в средствах телевидения и радиосвязи. Создают модель процесса приема телепередач (со спутника поступает сигнал на телеантенну (спутниковую тарелку), которая расположена на доме, затем на ресивер, расположенный около телевизора в доме, а затем сигнал передается на телевизор...) | |
2 | Антенны, СВЧ- устройства и их технологии | «Микроволновая печь» Дети узнают о возможностях микроволновой печи для быстрого приготовления, подогрева или размораживания пищи. В промышленности эти печи используются для сушки, разморозки, плавления пластмасс, разогрева клеев, обжига керамики и т. д. Каждый ребенок конструирует свою модель СВЧ-печи из выбранного им материала. | «Телевышка» Дети получают простейшие представления об антенных системах, проектируют и конструируют модель в виде башни телевышки, на вершине которой устанавливаются «антенны теле- и радиовещания» |
3 | Системы, сети и устройства телекоммуникаций | «Телефон» Дети узнают о возможностях и устройстве телефона. Конструируют модель телефона | «Сотовая связь» Дети получают простейшие представления об устройстве сотовой связи. Дети из конструктора «Полидрон» “Магнитный”» создают плоскостную модель сотовой связи из выбранных деталей конструктора. а затем объединяют свои модели в одну большую «сотовую сеть» |
Информатика, вычислительная техника и управление | |||
1 | Вычислительные машины, комплексы и компьютерные сет | «Калькулятор» Дети получают простейшие представления о разных видах вычислительных машин. Конструируют модель калькулятора из «Полидрона Магнитный» | «Наш друг - компьютер» Дети получают простейшие представления о компьютере. Конструируют модель компьютера |
Энергетика | |||
1 | Электрические станции и электроэнергетические системы | Макет «Линии электропередачи» Дети получают простейшие представления об устройстве линий электропередач, особенностях их строения (опорах, изоляторах, проводах, трансформаторах напряжения). Дети делятся на подгруппы (по желанию) и конструируют макет линии электропередачи | Макет "Гидроэлектростанция» Дети получают элементарные представления о технике безопасности при использовании электричества, простейшие представления об устройстве линий электропередачи, особенностях их строения (изоляторы, опоры, провода, трансформаторы напряжения). |
Технология продовольственных продуктов | |||
1 | Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства | «Мельница: ветряная, водяная» Дети получают простейшие представления о технологии обработки, переработки и хранении злаковых культур в прошлом и настоящем. Дети делятся на подгруппы (по желанию) и конструируют модели разных видов мельниц (выбирая по желанию строительный материал) | «Производство кабачковой икры» Дети получают простейшие представления о технологии обработки, переработки плодовоовощной продукции. Конструируют макет минизавода по переработке кабачков |
2 | Технология мясных, молочных и рыбных продуктов и холодильных производств | «Производство мороженого» Дети получают простейшие представления о технологии производства молочных продуктов. Конструируют макет производства мороженого, делают «разные виды мороженого» (из «Даров Фрёбеля») | «Холодильное оборудование» Дети узнают о различных видах холодильного оборудования (холодильник, морозильная камера, морозильный ларь» и др.) и конструируют их модели. Каждый ребенок самостоятельно выбирает модель холодильного оборудования, цвет, оформление и т. д. |
3 | Технология сахара и сахаристых продуктов, чая | «Производство чая» Дети получают простейшие представления о технологии переработки чая (об основных технологических процессах: завяливании, скручивании, ферментации и сушке.) Создают макет линии производства чая | «Завод по переработке сахаристых продуктов» Дети получают простейшие представления о технологии переработки сахаристых продуктов. Создают макет завода по производству сахара |
4 | Технология жиров, эфирных масел и парфюмернокосметических продуктов | «Молекулы духов» Дети получают простейшие представления о технологии производства и переработки эфирных масел. Создают модели (молекул) духов из «Попидрона "Магнитный’’» - в основе метод «Кластер» | «Фабрика по производству мыла» Дети получают простейшие представления об особенностях производства моющих средств и мыла. Конструируют из разнообразного дополнительного материала и конструкторов макеты фабрик по производству мыла |
5 | Промышленное рыболовство | «Орудия лова» Дети узнают о различных видах орудий лова, придумывают свои варианты. Конструируют модели различных видов орудий лова: сетей, удочек, неводов, гарпунов и других (придуманных детьми) из разных видов конструктора и дополнительного материала | «Рыболовное судно» Дети получают простейшие представления об организации и ведении промысла (рыболовства). Конструируют модель рыболовного судна из различных видов конструктора |
Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности | |||
1 | Технология швейных изделий | «Конструирование головных уборов» Дети получают простейшие представления о технологии изготовления головных уборов. Дети конструируют различные виды головных уборов. Каждый ребенок самостоятельно выбирает модель, цвет, оформление и т. д. | «Конструирование одежды из различных материалов» Дети получают простейшие представления о технологии создания швейных изделий и конструирования одежды из различных материалов (о свойствах тканей), ее моделировании, о профессиях людей, работающих в ателье. Дети конструируют различные виды одежды (женскую, мужскую, верхнюю и т. д.) |
2 | Технология кожи, меха, обувных и кожевенногалантерейных изделий | «Конструирование аксессуаров (украшений, сумок, ремней, платков)» Дети получают простейшие представления о технологии изготовления аксессуаров из различных материалов (кожи, меха, ткани). Дети конструируют различные виды аксессуаров, проявляя творчество и фантазию в их изготовлении (форма, цвет, материал и т. д.) | «Конструирование обуви» Дети узнают о технологии изготовления обуви, о профессиях людей, изготавливающих обувь. Дети конструируют модели обуви различных видов (тапочки, сандалии, сланцы и др.), проявляя творчество и фантазию в ее оформлении (цвет, элементы украшения и т. д.) |
Процессы и машины агроинженерных систем | |||
1 | Технологии и средства механизации сельского хозяйств | «Выращивание растений» Дети получают простейшие представления о растениеводстве, об увеличении производительности и улучшении условий труда для людей, работающих в сельском хозяйстве. Создают макет процесса растениеводства от посева зерна до комбабота (робота по сборке, переработке пшеницы | |
Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева | |||
1 | Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства | «Спецтехника лесного хозяйства; лесовоз» Дети получают простейшие представления о лесозаготовительных и лесохозяйственных машинах. Конструируют модель лесовоза, соблюдая характерные особенности данного вида спецтехники, из различных видов конструктора | «Лесозаготовка» Дети получают простейшие представления о процессе лесо- выращивания, заготовки и обработки древесного сырья, о профессиях людей, работающих на лесозаготовке. Создают модель процесса обработки древесного сырья: привоза деревьев из леса на лесопилку (оборудование лесопилки) и заготовки древесины |
Транспорт | |||
1 | Железнодорожны й путь, изыскание и проектирование железных дорог | «Проектирование железнодорожных путей» Дети получают простейшие представления о системе железнодорожных дорог, об особенностях их строения (верхнее и нижнее строение), о профессиях людей, работающих на железнодорожных путях. Дети конструируют модель системы железнодорожных путей с переездами, шлагбаумами, светофорами, распределяя между собой разные виды работ | «Путевые машины» Дети получают простейшие представления о путевых машинах, служащих для технического обслуживания и ремонта железнодорожных путей. Дети конструируют модели путевых машин: путеуборочные машины, путеукладчик, дрезину, выбирая необходимый материал для конструирования |
2 | Эксплуатация автомобильного транспорта | «Специальные автомобили» Дети получают простейшие представления о видах машин: пожарной машине, спортивной, машинах с прицепом и полуприцепом, об организации безопасности перевозок и движения. Конструируют модели этих видов транспорта по собственному выбору из различных видов конструктора | «Автосервис» Дети получают простейшие представления об автосервисе как специальном месте, где происходит ремонт и диагностика автомобильного транспорта, особенностях его устройства, о профессиях людей, работающих в автосервисе. Дети конструируют макет автосервиса, разделившись на подгруппы |
3 | Эксплуатация воздушного транспорта | «Ангар» Дети получают простейшие представления об ангаре как специальном месте, где осуществляется ремонт и диагностика воздушного транспорта, об особенностях его устройства. Дети конструируют макет ангара, разделившись на подгруппы | |
4 | Водные пути сообщения и гидрографи | Объемный макет рек, морей, океанов Дети получают простейшие представления о различных водных путях, о навигационном оборудовании на воде, об особенностях рельефа берегов и дна для обеспечения судоходства. Дети создают объемный макет рек, морей, океанов, разделяясь на подгруппы по интересам | |
5 | Эксплуатация водного транспорта, судовождение | Макет «Речной вокзал» Дети получают простейшие представления об устройстве речного вокзала, его значении в управлении перевозками пассажирских судов, о профессиях людей, работающих на речном вокзале. Дети создают макет речного вокзала, самостоятельно выбирая материал для построек | Макет «Порт» Дети получают простейшие представления об устройстве речного порта (комплексе сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта), о профессиях людей, работающих в порту Дети создают макет речного порта, самостоятельно выбирая материал для построек |
Строительство и архитектура | |||
1 | Строительные конструкции, здания и сооружения. | «Дом, в котором мы живем: изба, кирпичный, панельный дом, многоэтажный док» Дети получают простейшие представления о строительстве домов из различных видов строительных материалов, о разных конструкциях (одноэтажный, многоэтажный дом), о профессиях людей, занимающихся строительством. Дети проектируют макеты своих домов и конструируют их из различных видов материала, с учетом особенностей строительства | Макет «Стадион» Дети получают простейшие представления об особенностях строительства стадиона, его конструкциях (газон для проведения футбольных матчей, беговая дорожка, в центре которой расположена секция для метания копья или молота, прыжковая яма и др.). Дети проектируют макет стадиона и конструируют его из различных видов материала с учетом особенностей строительства |
2 | Основания и фундаменты, подземные сооружения | «На чем стоит дом» Дети получают простейшие представления о различных видах фундаментов (ленточном, столбчатом, столбчатоленточном, свайном, плитном) в зависимости от грунта и конструкции объекта. Дети конструируют модели различных видов фундаментов из различного материала | «Подземный переход» Дети получают простейшие представления об особенностях конструкции подземного перехода. Дети конструируют макет подземного перехода |
3 | Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение. Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсо | Макет «Трубопровод в моем доме» Дети получают простейшие представления об устройстве систем водоснабжения, отопления, вентиляции. Дети в ранее сконструированном макете дома с помощью коктейльных трубочек создают макет системы водоснабжения, а пр. помощи конструктора «Лего» - трубы, канализационную систему | |
4 | Градостроительст во, планировка сельских населенных пунктов | «Строим село» Дети получают простейшие представления об особенностях планировки и объектах сельской местности. Дети создают, макет села, разделяясь на группы по желанию, конструируют объекты из различных видов конструктора и дополнительных материалов | «Город моей мечты» Дети получают простейшие представления об особенностях строительства города, обязательных объектах в городе, о профессиях людей, занимающихся градостроительством. Конструируют город своей мечты, используя разнообразные виды конструктора и дополнительный материал |
4. Педагогическая диагностика
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». О предназначении педагогической диагностики говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) пункт 3.2.3. «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), приложение 1, приложение 2. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».
Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с помощью наблюдения, после чего в план педагога вносятся коррективы [Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». С. 15].
Диагностическая карта 5-6 лет
Карта наблюдений развития технических умений детей 5-6 лет _______
Воспитатели _________________________________________________________________
Дата проведения __________________________
№ | Компетенции инженера (по Квалификационному справочнику) | Показатели основ технической подготовки | Дети | |||||||||||
1 | Выполняет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и т.п. | Составляет проекты конструкций | ||||||||||||
Классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники | ||||||||||||||
Использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники | ||||||||||||||
Создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям | ||||||||||||||
Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей | ||||||||||||||
2 | Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ | «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей | ||||||||||||
Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов | ||||||||||||||
Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его | ||||||||||||||
3 | Проводит технико – экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ (услуг), содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием и т.п. | Анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, передает их в работе | ||||||||||||
Проявляет положительное отношение к технических объектам, предметам быта, техническим игрушкам и пр. | ||||||||||||||
Подбирает материалы, оборудование | ||||||||||||||
Работает в команде и индивидуально | ||||||||||||||
Составляет и выполняет алгоритм действий | ||||||||||||||
Планирует этапы своей деятельности | ||||||||||||||
Имеет представления о техническом разнообразии окружающего мира | ||||||||||||||
Использует в речи некоторые слова технического языка | ||||||||||||||
Анализирует постройку, выделяет крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения | ||||||||||||||
4 | Участвует в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия), в проведении мероприятий. Связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы | Разрабатывает детские проекты | ||||||||||||
С интересом участвует в экспериментальной деятельности с оборудование | ||||||||||||||
Использует способы преобразования (изменение формы, величины, функции, аналогии т.д.) | ||||||||||||||
Замечает (определяет) техническое оснащение окружающего мира, дифференцированно воспринимает многообразие технических средств, способы их использования человеком в различных ситуациях | ||||||||||||||
5 | Изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современную электронно-вычислительную технику | Устанавливает причинно-следственные связи | ||||||||||||
Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов | ||||||||||||||
6 | Составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки | Разрабатывает простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий, заносит их в инженерную книгу | ||||||||||||
7 | Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров | Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ | ||||||||||||
8 | Осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль над состоянием и эксплуатации оборудования. Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов | Ведет контроль эксплуатации объектов, созданных своими руками | ||||||||||||
Соблюдает правила техники безопасности | ||||||||||||||
9 | Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу организации | Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности | ||||||||||||
Обыгрывает созданные технические объекты и макеты, стремится создать модель для разнообразных собственных игр |
1 – показатель не сформирован
2 – показатель сформирован частично
3 – показатель сформирован
К диагностике прилагаются рекомендованные карточки объектов, схем, конструкций, рисунки.
Данная диагностика проводится педагогом в начале учебного года и в конце. При проведении данной диагностики педагог проводит игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень формирования каждого показателя. от 1 до 3, где 1 – показатель не сформирован, 2 – показатель сформирован частично, 3 – показатель сформирован.
По каждому параметру выделяются уровни сформированности компетентности: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень сформированности технологической компетентности характеризуется самостоятельностью выполнения ребёнком заданий, без поддержки взрослого, что соответствует 3 баллам по количественному результату.
Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результативность появляется при косвенном руководстве его деятельностью со стороны взрослого (наводящие вопросы, совместно-разделенная практическая деятельность, показ отдельных способов действий и др.).
Низкий уровень соответствует начальному этапу формирования компонентов технологической компетентности. Данный уровень оценивается в 1 балл. Качественные характеристики проявляются в следующем: ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата); либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения)
- Методическое обеспечение
Перечень методических пособий:
1.Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
2.Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Е.Н. Дрыгина и др. - Вып. №1. - Самара: ООО «Научно-технический центр», 2018 - 58с.
3.Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Е.Н. Дрыгина и др. - Вып. №2. - Самара: ООО «Научно-технический центр», 2018.- 108с.
4.Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Е.Н. Дрыгина и др. - Вып. №3. - Самара: ООО «Научно-технический центр», 2018. - 126с.
Учебно-тематическое планирование по программе
(дошкольный возраст 5-6 лет)
№ занятия | Месяц | Тема | Количество занятий | Итог | |
Теоретические часы | Практические часы | ||||
1-2 | Сентябрь | Диагностика | 2 | ||
3 | Сентябрь | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | - | |
4-5 | Сентябрь | «Коробка передач» | 1 | 1 | Оформление витрины коробок передач для с/р игры «Магазин автозапчастей» |
6-7 | Сентябрь | «Роботы – помощники» | 1 | 1 | Выставка работ |
8-9 | Сентябрь | Макет «Хлебозавод» | 1 | 1 | Выставка работ |
10-11 | Октябрь | «Сумка - холодильник» | 1 | 1 | Изготовление фотоотчета для журнала готовых работ. |
12-13 | Октябрь | «Насос» | 1 | 1 | Пополнить центр эсперементирования готовыми работами. |
14-15 | Октябрь | «Танк» | 1 | 1 | Оформление выставки на военную тематику |
16-17 | Октябрь | «Подъемный кран» | 1 | 1 | Выставка работ |
18-19 | Ноябрь | «Бумажный самолетик» | 1 | 1 | Выставка работ на стенде «Наши работы» |
20-21 | Ноябрь | «Дельтаплан» | 1 | 1 | Выставка готовых работ |
22-23 | Ноябрь | «Катапульта» | 1 | 1 | Выставка готовых работ |
24-25 | Ноябрь-декабрь | «Круизный лайнер» | 1 | 1 | Выставка готовых работ |
26-27 | Декабрь | 1 | 1 | Фотоотчет | |
28-29 | Декабрь | 1 | 1 | Выставка работ на стенде «Наши работы» | |
30-31 | Декабрь | 1 | 1 | Выставка работ на стенде «Наши работы» | |
32-33 | Декабрь | «Фотоаппарат» | 1 | 1 | Фотоотчет |
34-35 | Январь | 1 | 1 | Стенгазета «Электробытовых приборов» | |
36-37 | Январь | 1 | 1 | Пополнение атрибутами с/р игры. | |
38-39 | Январь | «Калькулятор» | 1 | 1 | Выставка готовых работ. |
40-41 | Февраль | 1 | 1 | Выставка готовых работ | |
42-43 | Февраль | 1 | 1 | Коллективная работа. Фотоотчет для родителей | |
44-45 | Февраль | 1 | 1 | Изготовление фотоотчета для журнала готовых работ | |
46-47 | Февраль | 1 | 1 | Выставка готовых работ | |
48-49 | Март | 1 | 1 | Фотоотчет работ на стенд «Наши работы» | |
50-51 | Март | 1 | 1 | Фотоотчет | |
52-53 | Март | 1 | 1 | Выставка головных уборов | |
54-55 | Март | «Конструирование аксессуаров» (украшения, сумки, ремни, платки) | 1 | 1 | Выставка работ на стенде «Наши работы» |
56-57 | Март-апрель | 1 | 1 | Выставка готовых работ. | |
58-59 | Апрель | 1 | 1 | Фотоотчет «Ход выполнения работ» | |
60-61 | Апрель | 1 | 1 | Выставка готовых работ | |
62-63 | Апрель | «Речной вокзал» | 1 | 1 | Коллективная работа |
64-65 | Апрель | «Дом, в котором мы живем: изба, кирпичный, панельный дом, многоэтажный дом» | 1 | 1 | Фотоотчет «Ход выполнения работ» |
66-67 | Май | 1 | 1 | Фотоотчет | |
68-69 | Май | «Строим село» | 1 | 1 | Фотоотчет на стенд для родителей |
70 | Май | Конструирование по замыслу | - | 1 | Проект «Что мы научились делать» |
71-72 | Май | Диагностика | 2 | ||
Всего | 72 |
Предварительный просмотр:
Анализ диагностики
результатов освоения программы «Растим будущих инженеров»
(5-6 лет)
Дата проведения: ноябрь 2020 г.
Возраст воспитанников: 9 детей 5-6 лет.
Воспитатель: Юркова А.В.
Диагностика проводилась в соответствии с Программой в начале учебного года и в конце.
Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с помощью наблюдения, после чего в план педагога вносятся коррективы [Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». С. 15].
При проведении данной диагностики педагог проводит игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень сформированности каждого показателя от 1 до 3, где 1 – показатель не сформирован, 2 – показатель сформирован частично, 3 – показатель сформирован.
К диагностике прилагаются рекомендованные карточки объектов, схем, конструкций, рисунков. Педагог на свое усмотрение может использовать их либо дополнить другими.
№ | Показатели основ технической подготовки | Диагностический инструментарий |
1 | Составляет проекты конструкций | Педагог предлагает ребенку перед постройкой какого-либо объекта, например, дома, моста, автомобиля, подъемного крана, холодильника и т.д. начертить (нарисовать) его на бумаге. Ребенок должен начертить (нарисовать) предполагаемую конструкцию. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники | Детям предлагается игра «Найди объект». Используются карточки (Приложение1) на выбор педагога. Например, телефон, часы песочные, компас и воздушный змей. Педагог предлагает ребенку найти карточку с изображением телефона и обосновать свой выбор. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники | Педагог предлагает детям обыграть сделанные во время занятия постройки телефона, калькулятора, счет и т.д. в ходе сюжетно – ролевой игры, например «Магазин», «Аэропорт», «Поликлиника» и т.д. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям | Педагог погружает ребенка в тему программы и предлагает ребенку сконструировать объект или макет из имеющегося материала: - по представлению (педагог проговаривает вместе с ребенком конструкцию объекта или макета. Ребенок конструирует); - по памяти (ребенку предлагается вспомнить объект или макет и сконструировать его); - с натуры (ребенку предлагается сконструировать объект или макет сумки-холодильника, головного убора, линии электропередач, телефона); - по самостоятельному замыслу (ребенку предлагается отгадать загадку и сконструировать объект, который был загадан); - по схемам (ребенку предлагается схема объекта, макета); - по моделям (ребенку предлагается готовый образец объекта) По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей | Педагог предлагает детям сконструировать объект, макет постройку жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт. В ходе конструирования педагог наблюдает как ребенок использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
2 | «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей | Педагог предлагает ребенку на выбор (карточки предлагаются детям изображением вниз) схему (Приложение 1). Задача ребенка определить объект, макет, модель, его части и детали необходимые для постройки данного объекта, модели, макета из имеющегося материала. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов | В зависимости от имеющихся конструкторов, педагог спрашивает у ребенка виды крепления и какие инструменты можно использовать в конструировании (ключ для LEGO, гаечный ключ и отвертка для металлического и пластмассового конструктора, ножницы, клей, кисти для бумаги и картона и т.д.) | |
Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его | Педагог предлагает ребенку игровую ситуацию, например: В семье 5 человек (мама, папа, сын, дочь, бабушка) и 1 кошка. Ранним субботним утром семья должна добраться на дачу, но по радио объявили о ремонте дорог. Условия: дорога к даче грунтовая, общественный транспорт, автомобили не ходят. Цель: сконструировать транспортное средство, которое бы вмещало всех членов семьи и кошку для одновременной поездки на дачу. Ребенок должен построить из имеющегося конструктора либо бросового материала транспортное средство. В ходе работы педагог задает вопросы, ответы на которые помогут ему определить планирует ли свою деятельность ребенок и оценивает ли он ее. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
3 | Анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, передает их в работе | Педагог предлагает ребенку выбрать 2 карточки (Приложение 1). Задача ребенка проанализировать оба объекта; рассказать (предположить) свойства объектов; сравнить объекты по размеру, цвету, материалам из которых они сделаны, и т.д., сконструировать один объект из имеющегося материала. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Подбирает материалы, оборудование, составляет и выполняет алгоритм действий, планирует этапы своей деятельности | ||
Анализирует постройку, выделяет крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения | ||
Проявляет положительное отношение к технических объектам, предметам быта, техническим игрушкам и пр. | Педагог наблюдает, как дети относятся к техническим объектам, предметам быта, техническим игрушкам в ходе самостоятельной деятельности или режимных моментах. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Работает в команде и индивидуально | Педагог наблюдает, как дети работают в команде и индивидуально в ходе самостоятельной деятельности или режимных моментах. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Имеет представления о техническом разнообразии окружающего мира | Педагог предлагает на выбор ребенку карточку (Приложение 1). Задача ребенка по «Модели времени» рассказать про выбранный объект, историю технического развития. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Использует в речи некоторые слова технического языка | ||
4 | Разрабатывает детские проекты | Педагог проводит беседу по заданной теме, например, «Подъемный кран», «Линии электропередачи» и т.д. В ходе беседы ребенок предполагает возможные варианты создания проекта с подъемным краном, линиями электропередач, так же ребенок высказывает возможные варианты поиска информации для реализации проекта (экскурсия на стройку, просмотр видеофильма или мультфильма, чтение литературы т.д.). По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
С интересом участвует в экспериментальной деятельности с оборудованием | Педагог предлагает детям простроить из разных материалов объект, например, башню на платформе. Материалами могут выступить конструкторы LEGO, металлический конструктор, деревянный конструктор, бросовый материал и т.д. Варианты экспериментирования: а) башня из какого материала выше; б) башня из какого материала устойчивее (педагог меняет угол наклона платформы) в) башня из какого материала наиболее соответствует действительности г) из какого материала было труднее построить башню По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Использует способы преобразования (изменение формы, величины, функции, аналогии т.д.) | Педагог предлагает ребенку построить из набора № 7 «Дары Фрёбеля» плоскостную модель, например, лодки и определяете цель: преобразовать данную конструкцию. Задача ребенка усложнить данную модель, изменяя форму, величину, функции и аналогии т.д. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Замечает (определяет) техническое оснащение окружающего мира, дифференцированно воспринимает многообразие технических средств, способы их использования человеком в различных ситуациях | Педагог предлагает на выбор ребенку карточку (Приложение 1). Задача ребенка по «Модели времени» рассказать про выбранный объект и способах использования его человеком. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
5 | Устанавливает причинно-следственные связи | Педагог создает для ребенка игровую ситуацию. Предлагается ребенку недостроенный дом (здание) и детали данного конструктора. Ребенок должен предположить причину разрушения (не завершенной постройки) и возможные варианты решения данной проблемы. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов | ||
6 | Разрабатывает простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий, заносит их в инженерную книгу | Педагог предлагает ребенку составить и занести в инженерную книгу простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
7 | Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ | Педагог наблюдает, как дети работают в команде самостоятельной деятельности или режимных моментах при выполнения коллективных творческих работ. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
8 | Ведет контроль эксплуатации объектов, созданных своими руками | Педагог предлагает детям обыграть сделанные во время занятия постройки телефона, калькулятора, счет и т.д. в ходе сюжетно – ролевой игры, например «Магазин», «Аэропорт», «Поликлиника» и т.д. Во время игры определяется уровень контроля ребенком правильной эксплуатации объекта, созданного его руками. В ходе наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Соблюдает правила техники безопасности | Педагог в ходе конструктивно – модельной деятельности наблюдает за соблюдением детьми правил техники безопасности. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя. | |
9 | Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности | Педагог предлагает создать и обыграть технический объект или макет. Педагог наблюдает за стремлением ребенка к созданию модели для разнообразных собственных игр, проявлению самостоятельности, творчества, инициативы в разных видах деятельности. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя. |
Обыгрывает созданные технические объекты и макеты, стремится создать модель для разнообразных собственных игр |
Результаты диагностики начало года
Уровни развития | Начало года |
Высокий | 0 детей – 0% |
Средний | 5 детей – 55,5% |
Низкий | 4 детей – 44,5% |
На начало года дети имеют небольшие знания о некоторых способах крепления деталей, использования инструментов; выбирают соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, способны работать в паре и индивидуально, сотрудничать с другими детьми; анализируют постройку, выделяют крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения; используют способы преобразования (изменение формы, величины); устанавливают причинно-следственные связи, выбирают способы действий из усвоенных ранее способов; обыгрывают созданные технические объекты.
Дети с низким уровнем испытывают трудности при работе с простейшими схемами технических объектов, макетов, моделей; при анализе объекта, его свойств; не проявляют положительного отношения к техническим объектам, предметам быта, техническим игрушкам; Дети испытывают сложности при составлении и выполнении алгоритмов действий, не используют в речи некоторые слова технического языка. Дети не умеют работать со схемами, алгоритмами действий, не заносят их в инженерную книгу.
Перспективы работы: Можно сделать вывод о необходимости работы по формированию умений и навыков с детьми низкого и среднего уровня.
Основные задачи Программы:
1. Развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
2. Обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу.
3. Формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста навыки начального программирования.
4. Создание завершенных проектов с использованием конструктора.
5. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности.
6. Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Анализ диагностики
результатов освоения программы «Растим будущих инженеров»
(5-6 лет)
Дата проведения апрель 2021 г.
Возраст воспитанников: 9 детей 5-6 лет.
Воспитатель: Юркова А.В.
Диагностика проводилась в соответствии с Программой в конце учебного.
Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с помощью наблюдения, после чего в план педагога вносятся коррективы [Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». С. 15].
При проведении данной диагностики педагог проводит игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень сформированности каждого показателя от 1 до 3, где 1 – показатель не сформирован, 2 – показатель сформирован частично, 3 – показатель сформирован.
К диагностике прилагаются рекомендованные карточки объектов, схем, конструкций, рисунков. Педагог на свое усмотрение может использовать их либо дополнить другими.
№ | Показатели основ технической подготовки | Диагностический инструментарий |
1 | Составляет проекты конструкций | Педагог предлагает ребенку перед постройкой какого-либо объекта, например, дома, моста, автомобиля, подъемного крана, холодильника и т.д. начертить (нарисовать) его на бумаге. Ребенок должен начертить (нарисовать) предполагаемую конструкцию. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники | Детям предлагается игра «Найди объект». Используются карточки (Приложение1) на выбор педагога. Например, телефон, часы песочные, компас и воздушный змей. Педагог предлагает ребенку найти карточку с изображением телефона и обосновать свой выбор. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники | Педагог предлагает детям обыграть сделанные во время занятия постройки телефона, калькулятора, счет и т.д. в ходе сюжетно – ролевой игры, например «Магазин», «Аэропорт», «Поликлиника» и т.д. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям | Педагог погружает ребенка в тему программы и предлагает ребенку сконструировать объект или макет из имеющегося материала: - по представлению (педагог проговаривает вместе с ребенком конструкцию объекта или макета. Ребенок конструирует); - по памяти (ребенку предлагается вспомнить объект или макет и сконструировать его); - с натуры (ребенку предлагается сконструировать объект или макет сумки-холодильника, головного убора, линии электропередач, телефона); - по самостоятельному замыслу (ребенку предлагается отгадать загадку и сконструировать объект, который был загадан); - по схемам (ребенку предлагается схема объекта, макета); - по моделям (ребенку предлагается готовый образец объекта) По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей | Педагог предлагает детям сконструировать объект, макет постройку жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт. В ходе конструирования педагог наблюдает как ребенок использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
2 | «Читает» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей | Педагог предлагает ребенку на выбор (карточки предлагаются детям изображением вниз) схему (Приложение 1). Задача ребенка определить объект, макет, модель, его части и детали необходимые для постройки данного объекта, модели, макета из имеющегося материала. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов | В зависимости от имеющихся конструкторов, педагог спрашивает у ребенка виды крепления и какие инструменты можно использовать в конструировании (ключ для LEGO, гаечный ключ и отвертка для металлического и пластмассового конструктора, ножницы, клей, кисти для бумаги и картона и т.д.) | |
Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его | Педагог предлагает ребенку игровую ситуацию, например: В семье 5 человек (мама, папа, сын, дочь, бабушка) и 1 кошка. Ранним субботним утром семья должна добраться на дачу, но по радио объявили о ремонте дорог. Условия: дорога к даче грунтовая, общественный транспорт, автомобили не ходят. Цель: сконструировать транспортное средство, которое бы вмещало всех членов семьи и кошку для одновременной поездки на дачу. Ребенок должен построить из имеющегося конструктора либо бросового материала транспортное средство. В ходе работы педагог задает вопросы, ответы на которые помогут ему определить планирует ли свою деятельность ребенок и оценивает ли он ее. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
3 | Анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, передает их в работе | Педагог предлагает ребенку выбрать 2 карточки (Приложение 1). Задача ребенка проанализировать оба объекта; рассказать (предположить) свойства объектов; сравнить объекты по размеру, цвету, материалам из которых они сделаны, и т.д., сконструировать один объект из имеющегося материала. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Подбирает материалы, оборудование, составляет и выполняет алгоритм действий, планирует этапы своей деятельности | ||
Анализирует постройку, выделяет крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения | ||
Проявляет положительное отношение к технических объектам, предметам быта, техническим игрушкам и пр. | Педагог наблюдает, как дети относятся к техническим объектам, предметам быта, техническим игрушкам в ходе самостоятельной деятельности или режимных моментах. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Работает в команде и индивидуально | Педагог наблюдает, как дети работают в команде и индивидуально в ходе самостоятельной деятельности или режимных моментах. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Имеет представления о техническом разнообразии окружающего мира | Педагог предлагает на выбор ребенку карточку (Приложение 1). Задача ребенка по «Модели времени» рассказать про выбранный объект, историю технического развития. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Использует в речи некоторые слова технического языка | ||
4 | Разрабатывает детские проекты | Педагог проводит беседу по заданной теме, например, «Подъемный кран», «Линии электропередачи» и т.д. В ходе беседы ребенок предполагает возможные варианты создания проекта с подъемным краном, линиями электропередач, так же ребенок высказывает возможные варианты поиска информации для реализации проекта (экскурсия на стройку, просмотр видеофильма или мультфильма, чтение литературы т.д.). По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
С интересом участвует в экспериментальной деятельности с оборудованием | Педагог предлагает детям простроить из разных материалов объект, например, башню на платформе. Материалами могут выступить конструкторы LEGO, металлический конструктор, деревянный конструктор, бросовый материал и т.д. Варианты экспериментирования: а) башня из какого материала выше; б) башня из какого материала устойчивее (педагог меняет угол наклона платформы) в) башня из какого материала наиболее соответствует действительности г) из какого материала было труднее построить башню По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Использует способы преобразования (изменение формы, величины, функции, аналогии т.д.) | Педагог предлагает ребенку построить из набора № 7 «Дары Фрёбеля» плоскостную модель, например, лодки и определяете цель: преобразовать данную конструкцию. Задача ребенка усложнить данную модель, изменяя форму, величину, функции и аналогии т.д. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
Замечает (определяет) техническое оснащение окружающего мира, дифференцированно воспринимает многообразие технических средств, способы их использования человеком в различных ситуациях | Педагог предлагает на выбор ребенку карточку (Приложение 1). Задача ребенка по «Модели времени» рассказать про выбранный объект и способах использования его человеком. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. | |
5 | Устанавливает причинно-следственные связи | Педагог создает для ребенка игровую ситуацию. Предлагается ребенку недостроенный дом (здание) и детали данного конструктора. Ребенок должен предположить причину разрушения (не завершенной постройки) и возможные варианты решения данной проблемы. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов | ||
6 | Разрабатывает простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий, заносит их в инженерную книгу | Педагог предлагает ребенку составить и занести в инженерную книгу простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
7 | Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ | Педагог наблюдает, как дети работают в команде самостоятельной деятельности или режимных моментах при выполнения коллективных творческих работ. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
8 | Ведет контроль эксплуатации объектов, созданных своими руками | Педагог предлагает детям обыграть сделанные во время занятия постройки телефона, калькулятора, счет и т.д. в ходе сюжетно – ролевой игры, например «Магазин», «Аэропорт», «Поликлиника» и т.д. Во время игры определяется уровень контроля ребенком правильной эксплуатации объекта, созданного его руками. В ходе наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. |
Соблюдает правила техники безопасности | Педагог в ходе конструктивно – модельной деятельности наблюдает за соблюдением детьми правил техники безопасности. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя. | |
9 | Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности | Педагог предлагает создать и обыграть технический объект или макет. Педагог наблюдает за стремлением ребенка к созданию модели для разнообразных собственных игр, проявлению самостоятельности, творчества, инициативы в разных видах деятельности. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя. |
Обыгрывает созданные технические объекты и макеты, стремится создать модель для разнообразных собственных игр |
Уровни развития | Начало года | конец года |
Высокий | 0 детей – 0% | 0 детей – 0% |
Средний | 5 детей – 55,5% | 9 детей – 100% |
Низкий | 4 детей – 44,5% | 0 детей – 0% |
На конец года дети работают с простейшими схемами технических объектов, макетов, моделей; при анализе объекта, его свойств; испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности; Способны составлять и выполнять алгоритмы действий; имеют знания о некоторых способах крепления деталей, использования инструментов; выбирают соответствующие замыслу материалы и оборудование, способны работать в паре и индивидуально, сотрудничать с другими детьми; анализируют постройку, выделяют крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения; используют способы преобразования (изменение формы, величины); устанавливают причинно-следственные связи, выбирают способы действий из усвоенных ранее способов; обыгрывают созданные технические объекты.
Перспективы работы: Можно сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по формированию умений и навыков с детьми среднего уровня.