Методическая копилка.

Франк Елена Юрьевна

Страница содержит мастер-классы по применению различных методов и технологий в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Формирование понятий»

На примере урока русского языка в 7 классе

по теме «Причастие как часть речи»

1.Организация, приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Урок построен по технологии формирование понятий. А о каком понятии пойдет речь, вы узнаете в процессе работы. (слайд 1)

2. Создание проблемной ситуации, определение темы, постановка цели урока.

В начале урока я говорю ребятам о том, что на прошлом уроке мы завершили  повторение имени прилагательного и глагола. Предлагаю выполнить следующее задание. (слайд 2). На слайде размещены слова, нужно распределить их на группы.

Красивый,  смотреть, счастливый, считать, дарить, злой, жилой, вздыхать, горевать, петь, сверкающий, лежащее, засыпанная.

Ребята обычно распределяют слова на 2 группы. ( слайд № 3). Тогда я говорю, что слова сверкающий, лежащее, засыпанная они ошибочно отнесли к прилагательному. И предлагаю поразмышлять над этими словами, задаю вопросы:

- Как вы думаете, почему так получилось?  - Какой вопрос зададим к ним? (вопросы прилагательного)

- От слов какой части речи образованы эти слова? (от глаголов)

- Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову? (Что делающий?)

- Итак, сделаем вывод: признаки каких частей речи вместили эти слова? (прилагательного и глагола)

Определение темы и цели урока:

- Как вы думаете, какую проблему нам надо с вами решить? (Определить, что это за часть речи, какие именно признаки прилагательного и глагола совмещает в себе).

(слайд 4) -  Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

- Прошу учащихся объяснить эти слова В. И. Даля.

- Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой же части речи говорил Даль? (причастие).

- Далее предлагаю ребятам записать тему урока «Причастие как часть речи».(слайд 5)

3. Открытие новых знаний.

- Послушайте небольшую сказку о причастии: есть в стране Лингвиния область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.

– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?

И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. ( слайд 6) . Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.

- Чтобы закрепить знания о суффиксах причастий, предлагаю выполнить такое, например, упражнение.  (слайд 7) Найти среди однокоренных слов только причастие.

- Давайте вместе разберемся, в чем же причастие похоже на прилагательное и на глагол.

У меня в руках мяч.

- Предлагается записать в первую колонку признаки мяча:

по форме- круглый;

по величине- большой;

по материалу- резиновый

по цвету-красный

- Какие части речи мы использовали для этого. (Прилагательные)

- Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета - постоянные или временные- они называют? (Постоянные)

- Произведем с этим мячом некоторые действия. Поиграем.

- Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой ?(Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…) Это признаки мяча по действию. Подумайте, от какого глагола образовано слово  падающий- падает. Какое время? (наст.вр.); летевший- летел (прош.вр.)

-Какие признаки мы называем: постоянные или временные? (Временные)

-А вот в будущем времени можно сказать- мяч падает (Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.

-Почему? (Временный признак в будущем времени быть не может)

- Итак, что мы узнали о причастии?  

-Попробуйте дать определение причастию как части речи. У вас на столах лежат рабочие листы, поработаем над 1 заданием. Вставьте пропущенные слова:

Причастие – особая форма (глагола), которая обозначает (признак) предмета по (действию).  Причастие отвечает на вопросы (Какой?  Что делающий?). Причастие совмещает в себе признаки (прилагательного) и (глагола). (

- Итак, 1-я часть определения причастия сформулирована.

-  Далее задаю ребятам вопрос: так как причастие напоминает прилагательное и образовано от глагола, давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном и глаголе, по каким признакам мы отличаем их от других частей речи?

(слайд 8)

Признаки прилагательного

Признаки глагола

  1. Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?
  2. Обозначает признак предмета.
  3. Изменяется по родам, числам и падежам.

  1. Глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать.
  2. Обозначает действие предмета.
  3. Время.
  4. Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?)
  5. Возвратность.

4. Первичное применение знаний

- На следующем этапе урока предлагаю работу с текстом.  Обратите, пожалуйста, на 2 задание в ваших рабочих листах. Задание: выпишите из текста 3 причастия вместе со словом, к которому оно относится, попробуйте найти в причастиях признаки от прилагательного и от глагола, заполнив таблицу:

Прич. + сущ.

От какого глагола образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

вид

время

возвратность

род

число

падеж

Язык народа – вечный, лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая жизнь, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое и живое слово. (К.Ушинский)

5. Итог урока.

Итак, сделаем вывод, какие признаки прилагательного и глагола совмещает в себе причастие.

Заполните таблицу – задание № 3:

Признаки причастия

от прилагательного

от глагола

1)

2)

3)

1)

2)

3)

Слайд (9)

Признаки причастия

от прилагательного

от глагола

1) род;

2) число;

3) падеж.

1) время;

2) вид;

3) возвратность.

- Какую проблему мы обозначили в начале урока? (Что собой представляет причастие как часть речи?)  Нашли мы ответ на этот вопрос? Что же такое причастие?

 Слайд № 10  (Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время, возвратность).



Предварительный просмотр:

Реализация информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы.

Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ.

Задачи: 

  • создать комплект информационных дидактических материалов по русскому языку и литературе;
  • сформировать ключевые компетенции обучающихся и информационную культуру обучающихся.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. По мнению ряда отечественных ученых (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере.

Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения. Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологии показывает  их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

К информационным технологиям относятся  различные электронные мультимедийные пособия. Это электронные уроки и тесты, электронная библиотека, презентации, видеофильмы, аудиозаписи.

На своих уроках русского языка я использую электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и требующую комментариев и дополнений учителя. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких - либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков.  Предлагаю вашему вниманию урок по теме «Спряжение глаголов» в 6 классе. (презентация «Спряжение глаголов»)

Презентацию можно использовать как весь урок, так и фрагментарно. Например, на уроке русского языка в 7 классе я использовала презентацию при объяснении Н и НН в причастиях, буквально несколько слайдов. (презентация Н и НН в причастиях) Еще фрагмент урока по повторению типов омонимов (омофоны, омографы, омоформы). (презентация к уроку гласные перед Н иНН). С помощью презентаций учителю предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока. Например, при закреплении темы "Правописание суффиксов причастий" в 7 классе используем тест. (презентация «Правописание суффиксов причастий»).

Можно демонстрировать также задания для фронтальной работы с классом. Используя возможности интерактивной доски, данную работу следует разнообразить: либо это будет устное проговаривание пропущенных орфограмм (что значительно экономит время), либо будет появляться заранее приготовленный правильный ответ, либо с помощью ручки или маркера во время демонстрации слайда будет вписываться ответ. Например (презентация по 6 классу, упражнения).

На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. (Урок в 7 классе по Пушкину). Кроме того, уроки становятся более яркими и интересными при прослушивании текстов (Песнь о Вещем Олеге). Также по литературе возможна презентация при определении жанра произведения. Когда перед учениками поставлен проблемный вопрос. Например, в 6 классе подготовлен урок по произведению «Повесть о Птре и Февронии).

Кроме того, учащиеся сами могут, используя интернет-ресурсы, готовить сообщения, доклады, презентации. Это позволяет ученикам самим находить материал, систематизировать его, выбирать главное, что тоже немало важно.

Применять информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы интересно и полезно.



Предварительный просмотр:

ШМО  на тему: Работа с текстом на уроках в контексте ФГОС.

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению навыками работы с учебным текстом.

Задачи: 1) охарактеризовать основные требования ФГОС, ОГЭ и ЕГЭ, основные общеучебные умения в работе с текстом.

2) познакомить педагогов с методическими приемами, помогающими в работе с текстом.

3) раскрыть содержание основных форм и методов работы с текстом.

4) отработать основные навыки в работе с учебным текстом на практике.

Ход ШМО

  • Умение работать с текстом является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также универсальным учебным действием (УУД).
  •   Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.   Варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапредметных умений.

Это сложный, многогранный процесс. Какие задачи стоят перед учителем, чему должен научиться ученик к 9, 11 классам?

  1. Сформировать теоретические знания о тексте, дать представление о тексте (что такое текст, отличие от предложения, типы речи в тексте, стили речи, тема – микротема, идея (основная мысль) проблема, ключевые слова, абзацное членение текста, средства связи в тексте, средства художественной выразительности, композиция и т.д).
  2. Читать (или слушать) текст осознанно, правильно, не искажая информации, пересказывать содержание (начальная школа)
  3. Понимать информацию, заложенную в тексте, отвечая на вопросы, определяя тему, микротему, проблему, основную мысль.
  4. Выделять главное и второстепенное.
  5. Интерпретировать (анализировать), комментировать текст.
  6. Создавать собственный текст, при этом выражая своё мнение и доказывая его рассуждениями и примерами.

Основные этапы работы с текстом:

  1. Работа с текстом до чтения.
  2. Работа с текстом во время чтения.
  3. Работа с текстом после чтения.

Работа с текстом до чтения

  1. Предвосхищение темы. Знакомство с автором (краткие сведения): что можно сказать об авторе по фотографии?
  2. Просмотр иллюстраций (на какую тему может быть текст?) – о родине (это общая тема, но необязательно тема текста, который мы будем анализировать. Это ещё предстоит определить).
  3. Работа с названием (если есть), эпиграфом.
  4. Продолжите предложение: Родина для меня – это…

Прослушивание в аудиозаписи или прочтение текста (сначала учитель читает, затем учащиеся сами ещё раз прочитывают текст). Текст надо читать не менее двух раз!

Текст.

Многие говорят о любви к Родине. Это очень важные слова, и надо заслужить право на них. Оно завоевывается своей жизнью, своим трудом, своей учебой.
Любить Родину – жить ее жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.
Для человека должно быть все дорого на своей Родине: ее народ, ее земля, ее история, ее завтрашний день. Будущее Родины в наших руках. Помните об этом. (По Ю. Яковлеву) 

Работа с текстом во время чтения. Учащимся предлагается выполнить ряд заданий:

  1. Подчеркнуть одной чертой непонятные слова.
  2. Обвести в овал повторяющиеся слова (ключевые слова).
  3. Понять, о чём текст (тема).
  4. Если нет названия, озаглавить текст.

Текст (сначала читает учитель вслух или включает аудиозапись). В это время дети не видят текст (даём возможность поработать аудиалам). Затем текст раздаётся всем (работают визуалы и кинестеты).

Работа с текстом после чтения.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Что вы поняли из этого текста, кратко перескажите.
  3. Озаглавьте, чтобы одно заглавие отражало основную мысль, другое - тему.
  4. Тема – выразите содержание текста одним словом или словосочетанием (просмотреть запись темы у каждого). Тема текста – Родина или любовь к Родине? (докажите). Эта тема актуальна (важна, интересна)? Почему?Выяснение непонятных слов, их объяснение с помощью словарей (пошлякам (иноск.) — неприличный, площадной, вульгарный человек. Святое - вященное, сакральное).
  5. Нахождение повторяющихся (однокоренных) слов, ключевых слов - записать (Родина, любовь, любить, своей, своим, не давать, беречь) – почему именно эти слова повторяются? Попробуйте из них составить предложение.
  6. Почему текст разделён на 3 абзаца? (другой вариант – разделить самостоятельно текст на абзацы, почему так разделён текст?) – есть тема и микротема.
  7. Поработаем над понятиями тема – микротема. Даём определения.

Задание: Запишите микротемы к теме «Родина» (любовь к родине, малая родина, природа и родина, родина в годы войны, будущее родины, моё мнение о родине…)

  1. Всегда ли количество абзацев совпадает с количеством микротем? (Нет)
  2. Найдите микротемы в данном тексте, т. е. выделите главное 1 – 2 предложениями (что вы поняли) через ключевые слова в каждом абзаце

Проверим:

  1. Надо заслужить право говорить о любви к родине своей жизнью, своим трудом, своей учебой.
  2. Любить Родину – значит жить её жизнью, радоваться и страдать вместе с ней, беречь, не давать в обиду(работаем в этом случае с глаголами).
  3. Для человека должно быть все дорого на своей Родине. Будущее Родины в наших руках.
  1. Составление плана текста.
  1. Выразите самое главное текста одной фразой, одним предложением (должно быть подлежащее (тема) и сказуемое). Что говорит автор о любви к Родине? (работаем с микротемами) – смотри 2 абзац.
  2. Учим формулировать проблему. На какой вопрос даёт ответ автор? Запишите его в тетрадях. (Выход на проблему – Что значит любить Родину?) Как вы ответите на этот вопрос? (несколько предложений – собственное мнение).
  3. Какие ещё вопросы можно составить по тексту? (учащиеся составляют, а затем задают их друг другу, ответ на них должен быть в тексте). Этот приём может называться «диалог с автором», «интервью», вопросы к автору).
  4. Определяем тип речи и стиль. Для чего нужно это знать? Как определить тип речи? (приём с фотоаппаратом). Знание типа и стиля речи важно при анализе текста и написании работ.
  5. Нахождение средств выразительности в тексте. Работа над определением роли этих средств. Для чего они используются? Что помогают выразить?

Текст № 1

Многие говорят о любви к Родине. Это очень важные слова, и надо заслужить право на них. Оно завоевывается своей жизнью, своим трудом, своей учебой. Любить Родину – жить ее жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине. Для человека должно быть все дорого на своей Родине: ее народ, ее земля, ее история, ее завтрашний день. Будущее Родины в наших руках. Помните об этом. (По Ю. Яковлеву) 

Текст № 2

Процессы жизнедеятельности в клетке.

Движение цитоплазмы способствуют перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой  клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.

До прочтения текста

Верите ли вы, что

После прочтения текста

Движение цитоплазмы способствуют перемещению в клетках питательных веществ и воздуха.

Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем меньше скорость движения цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой  клетки обычно изолирована от цитоплазмы других живых клеток.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются.

Межклетники заполнены углекислым газом.

Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом ШМО учителей, работающих в 5-6 классах. Работа с текстом на уроках в контексте ФГОС.

Слайд 2

Основные этапы работы с текстом: Работа с текстом до чтения. Работа с текстом во время чтения. Работа с текстом после чтения.

Слайд 3

Работа с текстом до чтения (Текст № 1) Предвосхищение темы. Знакомство с автором: что можно сказать об авторе по фотографии? Работа с названием (если есть), эпиграфом.

Слайд 4

Просмотр иллюстраций (на какую тему может быть текст?)

Слайд 5

"Мозговой штурм" Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме. Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?" Учитель записывает все называемые ассоциации. Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

Слайд 6

Работа с текстом во время чтения. Подчеркнуть одной чертой непонятные слова. Обвести в овал повторяющиеся слова (ключевые слова). Понять, о чём текст (тема). Если нет названия, озаглавить текст.

Слайд 7

Работа с текстом после чтения. Докажите, что это текст. Что вы поняли из этого текста, кратко перескажите. Озаглавьте, чтобы одно заглавие отражало основную мысль, другое - тему. Выяснение непонятных слов, их объяснение с помощью словарей Нахождение повторяющихся (однокоренных) слов, ключевых слов Разделите самостоятельно текст на абзацы. Передайте главную информацию каждого абзаца, используя ключевые слова. Составление плана текста . Составление вопросов к тексту (диалог с автором)

Слайд 8

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала Приём «Письмо с дырками (пробелами)» . Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала . Текст — это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … .

Слайд 9

Прием «Верите ли вы, что…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Слайд 10

Например , при знакомстве с процессами жизнедеятельности клетки (биология 5 класс) До прочтения текста Верите ли вы, что После прочтения текста Движение цитоплазмы способствуют перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем меньше скорость движения цитоплазмы. Цитоплазма одной живой клетки обычно изолирована от цитоплазмы других живых клеток. Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Межклетники заполнены углекислым газом. Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются.

Слайд 11

"Чтение в кружок" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения . Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Слайд 12

Приёмы работы с текстом при закреплении изученного материала Прием «Словарик » Класс делится на команды. Каждая команда вспоминает и записывает в течение отведенного времени слова, удовлетворяющие какому-либо заранее оговоренному требованию. Усложнить задачу можно, если ввести разнообразные ограничения (имена существительные должны быть только одушевленными). Затем слова из получившегося списка участники команды поочередно называют своим соперникам, а те, в свою очередь, должны назвать лексическое значение каждого названного слова. Побеждает команда, которой удалось составить наиболее длинный список, а также дать толкование слов команды противников.



Предварительный просмотр:

ШМО учителей 5-6-х классов  «Работа с текстом»

План работы

Тема: «Приёмы и методы работы с текстом  в разных предметных областях»

1.Теоретическая часть: 

А)  Понятие сплошных и не сплошных текстов.

Б) Обучение смысловому чтению как одна из форм работы с текстом.

В) Методы и приемы смыслового чтения

2. Практическая часть:

Задания для творческих групп

1.Использование приемов смыслового чтения на практике при работе с текстами разных предметных областей.

2.Разработать задания с не сплошным  текстом своей предметной области..

Слайд 1. «Приёмы и методы работы с текстом  в разных предметных областях»

Слайд 2

Международные исследования показывают, что большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? Правильно обучать - это значит развивать у детей способность понимать, а не заполнять головы готовой информацией. В этом помогает работа с текстом. Человек в современном мире живет среди текстов и сам постоянно вынужден их создавать.

Текст – это основа создания развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника, именно через текст реализуются все цели обучения.

Слайд 3

Как вы думаете, что это такое?

S = a · b

    Конечно же, это формула. Но формула – это тоже текст, только не сплошной.

Тексты делятся на два вида.

Слайд 4

 Сплошные - это тексты-повествования, описания или рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе.  Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие элементы во всех предметных областях помогают нам не сплошные тексты.

К не сплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы, кластеры – то есть весь материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах.  К не сплошным текстам также относят географические карты и планы помещений, местности, входные билеты и расписание движения транспорта, карты сайтов и т.п.

    При работе с не сплошными текстами необходимо, чтобы ребенок научился:

 читать не сплошные тексты (то есть извлекать и анализировать

информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;

 составлять не сплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;

 для более глубокого понимания текста можно не сплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот.

     Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме или в таблице (т. е. в несплошном тексте). Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации.

Слайд 5

Что такое полное понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Слайд 6

Разные тексты читают по-разному. В связи с этим выделяют разные виды чтения:

Виды чтения

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.

• анализ заголовка, подзаголовка

• просмотр схем, таблиц, оглавления

Ознакомительное

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать).

• чтение по абзацам

• графические пометки

Изучающее

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации.

• выделение смысловых частей

• вычитывание подтекста

Слайд 7

Каждый вид чтения включает в себя ряд приемов

Слайд 8, 9, 10, 11

Существует 3 этапа работы над любым текстом.

Одним из путей развития у учащегося понимания текста является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Задача учителей отдельных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, география, биология) разработать согласованные действия по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся.

Слайд 12

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

 

. Итак, сейчас на практике мы отработаем некоторые приемы работы с текстом при обучении смысловому чтению.

1.Прием «Испорченный телефон» 

 Прошу выйти 3 - 4 учителей, которые будут принимать участие в упражнении,  одному (тот, кто остался) зачитывается текст. Задача слушавшего передать как можно подробнее, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию. Затем сравнивается исходный текст с получившейся информацией, делается вывод, где и по какой причине произошла подмена.

Текст

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство

Слайд 13, 14

2.Прием «Ромашки Блума»

 Знакомиться с этим приемом будем на примерах текстов, которые вы видите у себя на столах. Тексты взяты из учебников 5 класса по разным предметам. Прочитайте тексты.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Проверяет знания текста. Ответом должно быть краткое и точное воспроизведение информации, содержащейся в тексте.

Составьте простые вопросы к текстам.

 Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Например: Правда ли, что Раскольников убил 4 человек?

 Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Практические вопросы – поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Например, как бы я поступил на месте главного героя? Как можно применить? Что можно сделать из?

3.Также можно использовать Прием  «Толстых» и «тонких» вопросов», Составление плана текста.

  1. Приём  «Верные и неверные утверждения» 

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».  Предлагаю вам составить по 3 утверждения, один из которых будет ошибочным.

  1. Преобразование сплошного текста в не сплошной.

Следующее задание: преобразуйте данный сплошной текст в не сплошной. Для этого вы можете использовать таблицу, графики, схемы, диаграммы.

Сейчас, я предлагаю вам из своей предметной области разработать задания с не сплошным текстом.

Таким образом, смысловое чтение при работе с тексом помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.

На следующую нашу встречу я бы хотела, чтобы вы приготовили мастер-классы, какие методы и приемы по работе с текстом вы используете на своих уроках.

Стратегии текстовой деятельности в работе с учебными и научными текстами на уроках биологии.

От заголовка к диалогу с автором: стратегии предтекстовой и текстовой деятельности при работе с художественным произведением на уроках литературы.

Создание вторичных текстов на уроке истории, обществознания, права.

Графические организаторы информации. Работа с несплошными текстами на уроках математики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приёмы и методы работы с текстом в разных предметных областях»

Слайд 2

Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.

Слайд 3

S = a · b

Слайд 4

Сплошные и несплошные тексты Сплошные - это тексты-повествования, описания или рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе. К несплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы, кластеры – то есть весь материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах .

Слайд 5

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Слайд 6

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Ознакомительное Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) чтение по абзацам графические пометки Изучающее Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации выделение смысловых частей вычитывание подтекста

Слайд 7

Ознакомительное чтение Поисковое / Просмотровое чтение Изучающее чтение Приемы для всех видов чтения Вопросно-ответные упражнения Вопросно-ответные упражнения Вопросно-ответные упражнения Исправление Исправление Упражнение на дополнение Называние Нахождение сходств и различий Исправление Сопоставление Заполнение пробелов Нахождение сходств и различий Составление плана Сопоставление Заполнение пробелов Деление текста на абзацы Составление кратких записей Перекодирование информации Восстановление последовательности Дополнение рисунка «Мозаика» Обобщение Викторина Составление списка Верные/неверные утверждения Верные/ неверные утверждения Сопоставление Заполнение таблицы Составление семантической карты

Слайд 8

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Три этапа работы с любым текстом :

Слайд 9

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по: названию имени автора - иллюстрациям (перед текстом) выделенным словам (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт ↓ мотивирование чтения

Слайд 10

2-й этап. Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы, по ходу чтения ↓ интерпретация текста

Слайд 11

3-й этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов ↓ корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

Слайд 12

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Слайд 13

Ромашка Блума – ромашка вопросов Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Слайд 14

Шесть лепестков – шесть типов вопросов Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».



Предварительный просмотр:

Творческий подход в изучении правил на уроках русского языка.

Учить творчески – нелегкая задача. Необходимо выбрать интересную методику объяснения, закрепления сложных тем.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.  Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы,  но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивная восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Цель творческих уроков состоит в том, чтобы заложить в ученике механизм саморазвития, самореализации, признание его индивидуальности, самобытности. Нарисовать себе картинки -  правила, «поиграть» всеми таблицами, придумать самостоятельно схему, составить упражнение – эта интересная методика, безусловно,  помогает разобраться в трудностях русской орфографии и пунктуации.

Я полагаю, что при изучении орфограмм тоже возможен элемент творчества. Некоторые правила легко запоминаются детьми, если   представлены в виде алгоритма, то есть в структурно – логической форме. В создании алгоритмов важным считаю участие детей. Я даю им возможность делать самостоятельно некоторые «шаги», что позволяет детям стать участниками познавательного процесса. Работу над составлением алгоритмов обычно провожу на уроке после знакомства с правилом. Иногда даю готовый алгоритм целиком, иногда постепенно, шаг за шагом, путем наводящих вопросов вывожу учеников на самостоятельные составления алгоритма. Это способствует развитию логического мышления ребят. Поэтому им понятен ход рассуждений и многие простые алгоритмы они могут составлять сами. Составление алгоритма заставляет ученика думать, а не получать готовый результат. Затем я провожу работу по закреплению на многократном повторении действий. Вначале проводится устная работа, а затем письменные упражнения.

Я предлагаю вам составить алгоритмы, например, 1 вариант составит алгоритм по правилу правописания гласных в приставках раз-(рас-), роз- (рос-), 2 – й вариант по правописанию приставок, оканчивающихся на з-, с-.

C:\Users\Елена\Desktop\001_1.jpg

      C:\Users\Елена\Desktop\015_1.jpg   Очень сложным является правило правописания чередующихся гласных в корне слова, поэтому подобный алгоритм необходимо составлять при изучении данного правила. Вашему вниманию предлагаю алгоритмы на правописание чередующихся гласных в разных корнях.

C:\Users\Елена\Downloads\004_1.jpg

C:\Users\Елена\Downloads\006_1.jpg

C:\Users\Елена\Downloads\008_1.jpg       Таким образом, использование алгоритмов на уроках русского языка способствует повышению качества знаний учащихся по русскому языку, совершенствованию орфографической грамотности, а это приводит к повышению качества знаний по предмету.

 На уроках русского языка, особенно в 5-6 классах, при изучении некоторых орфограмм мы с ребятами стараемся подходить к пониманию и запоминанию правила творчески. Например, при изучении орфограммы «Буквы О-Е после  шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных» мы придумали правило: ударение упалО на суффикс (или окончание), букве бОльно, значит, пишем О, а если нЕт ударения − пишем Е.

Для того, чтобы запомнить правило слитного и раздельного написания местоимений (без предлога или с предлогом), использую такую запоминалку: на листе бумаги пишу местоимение с предлогом, загибаю листок так, чтобы исчез предлог и было видно, что без предлога местоимение пишем слитно.

Часто дети делают ошибки в правописание слова Шёл. Я в таких случаях всегда им говорю:  «Ёжик шёл, шёл и следы оставил».

При изучении правила правописания суффиксов -о-, -а- на конце наречий с приставками, я предлагаю подставлять слово «окно». С приставками из-, до-, с- на конце наречий пишем А. Например, решаем орфографическую задачу в слове издавна, подставляем приставку –из- к слову окно – из окна, на конце слова буква А, значит, в слове издавна на конце тоже пишем А. С приставками в-, на-, за- на конце наречий пишем О. Например слово заново, сомневаемся, что писать на конце наречия, подставляем приставку за к слову окно – за окно, на конце слова буква О, значит, в слове заново на конце пишем букву О.

Также легко запомнить правила, если их подать в стихотворной форме.

Например,

Правописание частиц то-, либо-, нибудь-

То-, либо-, нибудь- - дефис не забудь.

-ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах

В зимний вечер звёздный, тихий

Снег что делаеТ?  КружиТСЯ.

И пора уже до завтра

Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

НЕ – глаголу не товарищ,

Врозь они стоят всегда.

А напишете их вместе –

Не поймут вас никогда!

Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)

Вот теперь нам стало ясно,

Не забудем никогда:

Слово ПОЛ с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Перед «Л» и перед гласной,

Перед буквой прописной

Слово ПОЛ – любому ясно –

Отделяется чертой.

Правописание производного предлога вследствие:

Вследствие – из-за ясно вполне:

Слитно напишем, конечное Е.

Правописание производных предлогов в течение, в продолжение:

Спросите: «Как долго или когда?»

Конечное Е и раздельно всегда.

Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог.

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты.

Лучше жить без тОртов,

Чем гулять без шОртов!

Также существует огромный выбор «запоминалок»  в картинках. Можно использовать готовые картинки, а можно предложить учащимся самостоятельно придумать и нарисовать картинки к тем или иным правилам.

Например:

C:\Users\Елена\Desktop\5_4f8c8210499b02415ae1b7de10622c54_1430649563.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\91700339_3518263__mneryiop.jpg

Можно придумывать свои так называемые «запоминалочки». Например,

при изучении слов – исключений из правила «Буквы О-Ё после шипящих в корне» предлагаю со словами- исключениями придумать историю. Итак, давайте попробуем выполнить такое задание. 1 варианту придумать историю со словами: шофёр, шоссе, Шотландия, шоколад. 2 варианту придумать историю со словами: жонглёр, жокей, шорты, шомпол.

Так, например, получаются  такие истории: ШОФЁР ехал по ШОССЕ и ел  ШОТЛАНДСКИЙ ШОКОЛАД (важно дать возможность детям в деталях представить и самого шофёра, и шоссе, по которому он едет; и даже шоколад каждый из детей  называет именно тот, который любят сами – я называю это «принципом мелких деталей»).   ЖОНГЛЁР и ЖОКЕЙ в ШОРТАХ ЖОНГЛИРОВАЛ ШОМПОЛОМ (используем тот же принцип «мелких деталей»)  

    В этом виде работы  включается воображение: дети придумывают какую – либо историю, представляют образы, украшают их, используя слова-исключения.

    Детям интересно участвовать в процессе создания «своего  правила». И процесс изучения, как и процесс запоминания, становятся интересными. Таким же образом мы запоминали выбор буквы  в личных окончаниях глагола единственного числа, используя цифровое обозначение спряжения:  римская цифра I при одной продольной черте превращается в Е,  а цифра II с помощью косой линии превращается в букву И.

Помогают учащимся запомнить учебный материал лингвистические сказки.  Использование лингвистической сказки на уроке любого типа, на любом его этапе (при объяснении нового материала, в ходе его закрепления, повторения и обобщения) задействует различные виды памяти: оперативную, проявляющуюся в ходе выполнения определенной деятельности; смысловую, основанную на установлении в запоминаемом материале смысловых связей; непроизвольную, нацеленную на запоминание без специальной установки; произвольную, основанную на запоминании со специальной установкой.

Лингвистические сказки могут быть поданы на урок различными методами: посредством слова учителя, слова учителя с элементами беседы, слова учителя с последующим фронтальным опросом. Учитель может предложить готовый вариант сказки или рассказа, может изменить, отредактировать, дополнить этот вариант или сочинить свой текст. Полезным в плане  развития речи является сочинение учащимися собственных лингвистических сказок.

Лингвистические сказки, используемые на уроках русского языка, помогают повысить творческую активность детей, сконцентрировать внимание учащихся, провести урок в оптимальном режиме развития школьников, создать благоприятную эмоциональную атмосферу обучения и общения в  учебном процессе, что является непременными условиями формирования интереса. Лингвистическую сказку не стоит использовать на каждом уроке. Это может создать иллюзию несерьезности, и необязательности изучения русского языка. Перед чтением сказки можно предложить сначала проблемный вопрос, например:

Проблемный вопрос: О каких орфографических правилах идет речь в сказке? Обобщите эти два правила и расскажите их с примерами.

         Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!».

Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без Не терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!» – мрачно изрекала частица Не, вынужденная стоять рядом с Глаголом.

Так и шло все из поколения в поколение. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием Не пишется раздельно и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная ненависть!

Вспомните: какие законы правописания действуют, когда необходимо слитно или раздельно написать не с причастиями?

Есть в стране Лингвиния область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.

– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?

И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по кото-рым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.

Можно предложить следующее творческое задание. Написать автобиографию причастия, используя прием «Письмо с дырками». Я предлагаю самим попробовать выполнить данное задание.

Задание. Автобиография причастия «Расскажи о слове-причастии»

Я, причастие ____выраженная_____, происхожу из семьи _глагола_____

и __прилагательного_____мой отец (__выразить (глагол)__) оставил мне  

значение _действия, ___прошедшее_______ время, ___совершенный___ вид.

Мать (_прилагательное_) оставила в наследство вопрос (__какая______),

свою синтаксическую роль __определение_,  и научила изменяться по

__родам___, __числам и падежам__________. Сейчас я стою в форме

__жен р_____________ рода, ________ед_______ числа и _Им____________ падежа.

        Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство – признак предмета по действию___.

         

         Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

         Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Я, причастие _____________________, происхожу из семьи ______________

и ___________________мой отец (___________________) оставил мне  

значение _________________, ___________________ время, __________ вид.

Мать (__________________________) оставила в наследство вопрос (________),

свою синтаксическую роль ___________________,  и научила изменяться по

__________________, ________________,_______________. Сейчас я стою в форме

_______________ рода, _______________ числа и _____________ падежа.

        Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - ____________________.

Я, причастие _____________________, происхожу из семьи ______________

и ___________________мой отец (___________________) оставил мне  

значение _________________, ___________________ время, __________ вид.

Мать (__________________________) оставила в наследство вопрос (________),

свою синтаксическую роль ___________________,  и научила изменяться по

__________________, ________________,_______________. Сейчас я стою в форме

_______________ рода, _______________ числа и _____________ падежа.

        Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - ____________________.

Я, причастие _____________________, происхожу из семьи ______________

и ___________________мой отец (___________________) оставил мне  

значение _________________, ___________________ время, __________ вид.

Мать (__________________________) оставила в наследство вопрос (________),

свою синтаксическую роль ___________________,  и научила изменяться по

__________________, ________________,_______________. Сейчас я стою в форме

_______________ рода, _______________ числа и _____________ падежа.

        Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - ____________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий подход в изучении правил на уроках русского языка .

Слайд 7

Задание: придумать историю 1 вариант: шофёр, шоссе, Шотландия, шоколад. 2 вариант: жонглёр, жокей, шорты, шомпол.