Презентация "Педагогическая диагностика"
Презентация очень пригодится для семинаров, консультаций, в том числе индивидуальных, в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_diagnostika_k_lektsii.pptx | 395.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативные документы Закон Об Образовании РФ (статья 11 пункт 3) ФГОС дошкольного образования (статья 3.2.3. )
педагогическАЯ диагностикЯ Педагогическая диагностика Определение Это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы .
Педагогическая диагностика Предполагает Изучение ребенка для познания его индивидуальности и оценки его развития; - видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. педагогическАЯ диагностикА
Педагогическая диагностика Структура I этап — проектировочный II этап — практический. III этап — аналитический. I V этап — интерпретация данных. V этап - целеобразовательный . педагогическАЯ диагностикА
Педагогическая диагностика Инструментарий C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и карты наблюдений детского развития. педагогическАЯ диагностиКА
Педагогическая диагностика Периодичность Проводится 2 раза в год: в начале года и в конце года. педагогическАЯ диагностикА
Педагогическая диагностика «Диагностика» (греч.) - «познание, определение».
Педагогическая диагностика Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса. Задача - – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.
Принципы диагностического обследования принцип последовательности и преемственности диагностики; принцип доступности диагностических методик и процедур; принцип прогностичности ;
Методы наблюдение изучение продуктов деятельности детей несложные эксперименты беседы
Индивидуализация образования Модернизация образовательного процесса современной дошкольной образовательной организации характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п.1.4 указывается, что одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)…».
наблюдения за ребенком в естественных ситуациях Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
«Правила» диагностики наиболее работоспособные дни ; обстановка спокойная, доброжелательная. работает один взрослый; нельзя торопить ребенка с ответом; обследование проводится в игровой форме; нельзя заставлять ребенка; диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год.
мониторинг динамики развития ребенка В Законе РФ «Об образовании в РФ» и в Стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех условий, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
Педагогический мониторинг осуществляется с учетом ряда принципов: сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе; от зоны актуального развития — до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок сегодня ребёнок способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого); открытость, прозрачность процедуры оценки индивидуального развития ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса); сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребёнка, но и с его собственными достижениями, полученными ранее; прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей); экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним»).
Техники наблюдения: Регистрация эпизодов . Это короткие описания конкретных случаев. Словесные зарисовки. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, что послужило толчком, каковы реакции ребенка и чем закончилось действие. Дневниковые заметки . Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце рабочего дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолетное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий
СПОСОБЫ ОТРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ Карта наблюдений воспитателя Определяет конкретные виды поведения, подлежащие отслеживанию. Такая карта обеспечивает систематичность процесса сбора информации о развитии ребенка в различных областях. Воспитатели могут использовать эту информацию для постановки педагогических целей и планирования видов деятельности в поддержку развития ребенка. «Портфель » или образцы работ. Это коллекция работ, которые выполнил ребенок в течении некоторого времени. Они могут включать образцы речи, т.е. транскрипционную запись слов и выражений ребенка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения. Многим детям нравится просматривать свои работы вместе с воспитателем, вспоминая, когда они сделали ту или иную работу, что она означает для них. Дети могут быть заинтересованы в самостоятельном дополнении своей коллекции. Родители бывают часто удивлены разнообразием работ своего ребенка, а дети должны знать, что их «портфели» будут показаны родителям.
Продолжение Интервью и беседы . Дети любят поговорить со взрослыми о своих мыслях проводимые с 5-6 летними детьми, дают представления о том, как они понимают, что такое чтение, письмо, говорение, а также раскрывают степень готовности ребенка к восприятию более сложного материала. Существуют множество способов ведения записей результатов наблюдений: 1. Блокнот и карандаш в кармане педагога 2. Ведение дневника, который заполняется в конце рабочего дня. 3. Наборы карточек с именами детей, в которых ведется запись. 4. Карта выбора детской деятельности, которая заполняется детьми самостоятельно (познакомив детей с пиктограммами деятельности, ребенок напротив своей фотографии ежедневно, придя в детский сад, выставляет карточку той деятельности, которой хотел бы сегодня заняться) 5. Заранее расчерченный журнал наблюдений по видам детской деятельности, фиксации результатов поведения и настроения детей. 6. Лист – экран, по видам детской деятельности, который помещен в таком месте группы, где он не заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).
Дневник развития ребёнка Для того, чтобы была четкой и понятной картинка развития каждого ребенка, педагог периодически (2-3 раза в год) отмечает достижения детей в индивидуальных Дневниках развития. Дневник развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Содержание Дневника развития ребёнка разрабатывается с учётом образовательной программы ДОУ, рабочей программы и психологических особенностей детей данного возраста. Дневник развития ребёнка заполняется и анализируется на протяжении четырёх-пяти лет дошкольного детства. В Дневниках развития родителям предоставляются результаты мониторингового исследования развития детей, осуществляется это в индивидуально-этичной форме. Использование Дневников развития позволяет отметить динамику в развитии детей.
Дневники развития На основе полученной «картинки» можно судить не только о соответствии развития характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, т.е. о зоне актуального развития, но и зоне его ближайшего развития, если приводимые в дневниках возможности еще в полной мере не «принадлежат» ребенку, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью. Дневники развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.
Психологическая диагностика при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). Психологическая диагностика позволит понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Воспитателем группы в сотрудничестве с педагогом-психологом, логопедом и старшим воспитателем дошкольного учреждения вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции дальнейшего развития ребёнка-дошкольника.
Полученные результаты Конструкция образовательного процесса, планирование индивидуальной работы
Конец учебного года Итоговая диагностика Сравнительный анализ Основа конструирование образовательного процесса на новый учебный год по ОО Программе
ЛИТЕРАТУРА