Рабочая программа - модуль "Гимнастика с элементами самбо" 6 класс
Рабочая программа - модуль "Гимнастика с элементами самбо" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_gimnastika_s_elementami_sambo.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ
_______ О.И.Вторушина ________Е.В.Тулаева
«__»____________2018 «__»____________2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
физическая культура,
наименование предмета (курса)
модуль «Гимнастика с элементами самбо»
6 класс
на 2018-2019 учебный год
ФИО разработчика Алексеева Татьяна Михайловна
Должность учитель физической культуры
Категория первая
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Основная образовательная программа начального, основного общего образования МБОУ «Шпалозаводская СОШ»;
- Учебный план МБОУ «Шпалозаводская СОШ»;
- Государственной программы доктора педагогических наук В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Адресность: представленная программа составленная на основе государственной программы доктора педагогических наук В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов», государственного стандарта основного общего образования адресована учащимся 6 класса МБОУ «Шпалозаводская СОШ»
Основная цель изучения учебного предмета «физическая культура» - развитие физических качеств и двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование национально - культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья, в том числе и закаливание организма; оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей; повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений саморегуляции средствами физической культуры;
- формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений; формирование культуры движений; приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.
- содействие развитию психомоторных функций; формирование морально - волевых качеств; формирование духовно-нравственной культуры на основе национальных ценностей, а также на диалоге культур.
- обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного, эстетического и физического развития личности обучающегося.
- развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «физическая культура».
Учебный предмет «Физическая культура» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса. Поэтому на уроках физической культуры непременно используется межпредметная связь:
- обж - ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги;
- биология - процессы дыхания, природные явления, режим дня школьника, рацион питания, оказание первой медицинской помощи;
- математика - расстояние, скорость.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «физическая культура» - личностные, метапредметные и предметные
Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по предмету «физическая культура».
Планируемые личностные результаты:
- Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям Российского народа на примере истории национальных видов спорта и народных игр.
- Сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере геройских подвигов спортсменов - участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.
- Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно - познавательного интереса к учебному предмету «физическая культура».
- Развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и культуры тела.
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Сформированность духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
Планируемые метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия (скорость, сила, амплитуда, вектор, частота, дыхание, обмен веществ, работоспособность, ткани, возбуждение, торможение и мн. другие) и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно делать выбор в учебной и познавательной.
Познавательные универсальные учебные действия:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических упражнений в двигательные действия и наоборот;
- владеть культурой активного использования информационно - поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Планируемые предметные результаты на уровне основного общего образования
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
- выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
- выполнять основные технические действия самбо;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол и лапту в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
- выполнять комплексы упражнений адаптивной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
- выполнять технические и тактические действия самбо в учебной схватке.
Раздел 2. Содержание предмета «Физическая культура»
Содержание Программы строится по модульной системе обучения, с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с нарушением состояния здоровья.
Знания о физической культуре
Здоровый образ жизни человека. Основы формирования культуры тела, культуры движений, культуры здоровья. Роль и значение занятий физической культурой в формировании личности. Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах. Общие представления об истории возникновения Зарождение борьбы Самбо в России. Самбо во время Великой Отечественной Войны.
Способы физкультурной деятельности.
Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной физической подготовки.
Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи или помощника судьи). Проведение утренней зарядки и физкультурных пауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики. Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения). Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Модуль 1. Спортивные игры.
Раздел «Футбол».
Бег, ходьба, различные способы перемещения, прыжки; остановки; повороты. Основные стойки и специальная техника передвижений футболиста.
Подвижные игры: «борьба за мяч»; «гонка мячей по кругу»; «смена скорости и направления движения в беге»; «финты корпусом»; «чехарда»; «пятнашки». Эстафеты с элементами футбола. Двусторонняя игра.
Раздел «Баскетбол».
Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение различных способов передвижения с техническими приемами. Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении. Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля. «Пятнашки» с ведением. Ведение мяча с использованием зрительных ограничений. Броски мяча одной (двумя) руками сверху. Разнообразные исходные положения перед броском. Броски левой и правой рукой. Штрафные броски.
Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «10 передач», «муравейник», «обгони мяч», «салки распасовки мячом», «часики». Игры - задания. Двусторонняя игра.
Модуль 2. Самбо.
Раздел «Гимнастика».
Освоение акробатических упражнений и комбинаций (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Освоение гимнастических упражнений и комбинаций на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, аэробные движения.
Раздел «Самбо».
Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на спину через партнера; на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке; на бок кувырком в движении, выполняя кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре или стоящего боком; вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг продольной оси; из стойки на руках; на руки прыжком, тоже прыжком назад; на спину прыжком.
Специально-подготовительные упражнения для бросков: зацепов, подхватов, через голову, через спину, через бедро.
Техническая подготовка. Ознакомление и разучивание бросков Самбо: выведение из равновесия: толчком, скручиванием; захватом руки и одноименной голени изнутри; задней подножки; задней подножки с захватом ноги; передней подножки; боковой подсечки; через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки; зацепа голенью изнутри; подхвата под две ноги; через спину; через бедро.
Тактическая подготовка. Игры-задания.
Модуль 3. Лёгкая атлетика.
Совершенствование навыков ходьбы. Техника бега. Ускорение с переходом в бег по инерции. Специальные беговые упражнения и задания с различными акцентами. Совершенствование навыков бега. Кросс по слабопересечённой местности. Прыжки на одной ноге; на двух ногах; с ноги на ногу; на месте; с поворотами; с продвижением вперёд и назад; со скакалкой. Прыжки в высоту; в длину; с места; с разбега. Прыжки через естественные препятствия, кочки, земляные возвышения и т. п., самостоятельно и в парах. Метание малого мяча различными способами. Броски набивного мяча различными способами.
Модуль 4. Лыжная подготовка.
Скользящий шаг. Классические лыжные ходы (попеременные ходы - двушажный и четырёхшажный; одновременные ходы - бесшажный, одношажный и двухшажный). Коньковые ходы: одновременный полуконьковый ход; коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов); одновременный одношажный коньковый ход, попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении.
Игры: «лидирование», «сороконожка на лыжах», «догони», соревнование- эстафеты «слалом на равнине», эстафеты.
Модуль 5. Модуль отражающий национальные, региональные или этнокультурные особенности игра «Лапта».
Общеразвивающие и специальные упражнения. Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. Хват биты. Упражнения с битой, имитационные удары битой. Упражнения с теннисным мячом: подбрасывание вверх, ловля, броски мяча из разных положений с различными перемещениями; жонглирование. Удары мяча битой: сверху, сбоку, снизу; на точность и дальность. Удары за контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Ловля мяча с подачи. Передача и ловля мяча с перемещением. Пространственные упражнения, выбор позиции в поле, согласованность действий в игре. Игры с мячом, эстафеты. Учебные и соревновательные игры. Двусторонняя игра.
Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на уровне основного общего образования.
Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется с точки зрения индивидуализации педагогического процесса.
Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств.
Особенность данного процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимально благоприятные условия для его роста. Результат применения индивидуального подхода на уроках физической культуры полностью зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.
Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья осуществляют с помощью:
- общеукрепляющих упражнений, которые применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания: упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для совершенствования координации движений и улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения тонуса мышц, создания условий отдыха);
- дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного движения конечностями и туловищем и динамических - одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным), а также с использованием надувных игрушек и мячей;
- оздоровительно - корригирующих упражнений с использованием подвижных игр малой и умеренной интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, ручного мяча, дартса, бадминтона, тенниса, водного поло, а также аэробики низкой (средней) интенсивности. Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью;
- спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля мяча, ходьба на лыжах, скандинавская ходьба, оздоровительное плавание, езда на велосипеде. Данные упражнения применяются в зависимости от задач, поставленных на занятиях и категории обучающихся.
Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых упражнений (комплексов), сокращением их длительности и количества повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и задержкой дыхания.
Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся. Знание признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.
Примерный график распределения времени по четвертям.
№ | Название уроков | 1 четверть сентябрь-октябрь | 2 четверть ноябрь-декабрь | 3 четверть январь-март | 4 четверть апрель-май |
1 | Спортивные игры | ||||
1.1 | Баскетбол | 5 | 6 | ||
1.2 | Футбол | 6 | 5 | ||
2 | Самбо | ||||
2.1 | Гимнастика | 9 | 5 | ||
2.2 | Самбо | 4 | 3 | 9 | 3 |
3 | Легкая атлетика | 9 | 2 | 11 | |
4 | Лыжная подготовка | 14 | |||
5 | Национальный компонент | 3 | 3 | 8 | |
ИТОГО: | 27 | 21 | 30 | 27 |
Календарный учебный график
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них
| Форма контроля | Дата | примеч | ||
Теория | Практика | пл | факт | |||||
I четверть-27 ч | ||||||||
1 | Легкая атлетика | 9 | 2.2 | 6.8 | Тест 1,2 | |||
1.1 | Строевые упражнения. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
1.2 | Разновидности ходьбы | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
1.3-1.4 | Обучение технике бега на передней части стопы. Бег с ускорением. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 1 | |||
1.5-1.6 | Высокий и низкий старт, старт с опорой на одну руку. Челночный бег. Старт и стартовый разгон. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
1.7-1.8 | Эстафетный бег | 2 | 0,3 | 1,7 | Тест 2 | |||
1.9 | Барьерный бег, техника преодоления препятствия. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2 | Футбол | 6 | 1.5 | 4.5 | Тест 1,3,4,5,6 | |||
2.1 | Физическая подготовка | 1 | 0,2 | 0,8 | ||||
2.2 | Воспитание гибкости, ловкости и быстроты средствами общей и специальной физической подготовки. | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 1 | |||
2.3 | Техника передвижения. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест3 | |||
2.4 | Техника полевого игрока | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 Тест 6 | |||
2.5 | Удары по мячу | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 4 | |||
2.6 | Остановка мяча | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3 | Самбо | 4 | 1.2 | 2.8 | Тест 1,3 | |||
3.1 | Специально-подготовительные упражнения Самбо | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 1 | |||
3.2 | Приёмы самостраховки | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3.3 | Самостраховка на спину перекатом через партнера. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
3.4 | Самостраховка на бок | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
4 | Национальный компонент (лапта) | 3 | 1 | 2 | Тест 1 | |||
4.1 | Игры и упражнения на развитие восприятия и ориентировки в пространстве | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест 1 | |||
4.2 | Упражнения для укрепления мышц рук, плечевого пояса, мышц живота, мышц ног. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
5 | Баскетбол | 5 | 1,2 | 3,8 | Тест 1,5,6 | |||
5.1 | Основные стойки в сочетании с передвижениями | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 1 | |||
5.2 | Прыжки | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 6 | |||
5.3 | Остановка в беге | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
5.4 | Ловля одной и двумя руками высоко летящего мяча; с низкого отскока; быстро летящего мяча | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 5 | |||
II четверть-21 ч | ||||||||
1 | Баскетбол | 6 | 1,8 | 4,2 | Тест 2,4,5,7,8,9 | |||
1.1 | Передача мяча | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 | |||
1.2 | Ведение и передача из рук в руки | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 2 | |||
1.3 | Броски мяча | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 7 | |||
1.4 | Броски левой и правой рукой | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
1.5 | Сочетание способов передвижений с техническими приемами игры в защите | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 8 | |||
1.6 | Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «10 передач», «муравейник», «обгони мяч», «салки распасовки мячом», «часики». Игры - задания. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 9 | |||
2 | Гимнастика | 9 | 2,7 | 6,3 | Тест 3,5,6,7 | |||
2.1 | Общая физическая и специальная подготовка. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 | |||
2.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
2.3 | Гимнастические упражнения на развитие физических и эстетических качеств обучающихся | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.4 | Акробатические элементы | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.5 | Акробатические упражнения | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.6 | Акробатическая комбинация | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 6 | |||
2.7 | Упражнения на равновесие | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.8 | Упражнения у опоры | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 7 | |||
2.9 | Совершенствование ранее изученных акробатических упражнений и связок. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3 | Самбо | 3 | 0,9 | 2,1 | Тест 4 | |||
3.1 | Самостраховка при падении на ковер спиной из основной стойки, Самостраховка вперёд на руки | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3.2 | Самостраховка на спину прыжком | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3.3 | Упражнения для бросков Повторение специально-подготовительных упражнений для бросков изученных ранее | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
4 | Национальный компонент (лапта) | 3 | 1 | 2 | Тест 4 | |||
4.1 | Упражнения с предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест 4 | |||
4.2 | Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
III четверть-30 ч | ||||||||
1 | Гимнастика | 5 | 1,3 | 3,7 | Тест 1,4 | |||
1.1 | Упражнения и комбинации на спортивных снарядах | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
1.2 | Гимнастическая перекладина | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
1.3 | Висы | 1 | 0,2 | 0,8 | Тест 1 | |||
1.4 | Лазание по канату | 1 | 0,2 | 0,8 | ||||
1.5 | Эстафеты. Полоса препятствий, включающая разнообразные прикладные упражнения. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2 | Самбо | 9 | 3 | 6 | Тест 2,3,4 | |||
2.1 | Для зацепов. Ходьба на внутреннем крае стопы. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.2 | Для подхватов. Махи ногой назад с наклоном, то же с кувырком вперед через плечо | 1 | 0,4 | 0,6 | ||||
2.3 | Для бросков через голову. Кувырок назад из положения стоя на одной ноге | 1 | 0,4 | 0,6 | Тест 2 | |||
2.4 | Через спину (через бедро). Поворот кругом со скрещиванием ног, то же перешагивая через свою ногу | 1 | 0,4 | 0,6 | ||||
2.5 | Техническая подготовка Броски. Выведение из равновесия: толчком, скручиванием | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
2.6 | Бросок захватом руки и одноименной голени изнутри | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.7 | Задняя подножка. Задняя подножка, выполняемая партнеру, стоящему на одном колене. Задняя подножка захватом руки и самостраховки с учётом требований её безопасности | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
2.8 | Демонстрировать технику выполняемых упражнений | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.9 | Передняя подножка. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
3 | Лыжная подготовка | 14 | 4 | 10 | Тест 1,2,3 | |||
3.1 | Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
3.2 | Совершенствование специальных подготовительных упражнений, | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
3.3 | Совершенствование техники классических лыжных ходов | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
3.4 | Совершенствование техники коньковых ходов: | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
3.5 | Комплекс упражнений, направленный на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||
3.6 | Совершенствование техники спуска со склонов, преодоления подъемов и торможению различными способами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест 2 Тест 3 | |||
3.7 | Прохождение дистанции по учебной лыжне (лыжной трассе) различными лыжными ходами (500, 1000, 2000, 3000 м) | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
3.8 | Эстафеты, игры - соревнования. | 3 | 0,5 | 2,5 | Тест 1 | |||
4 | Легкая атлетика | 2 | 0,6 | 1,4 | Тест 3,5 | |||
4.1 | Метание мяча на точность и дальность | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
4.2 | Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 | |||
IV четверть-27 ч | ||||||||
1 | Самбо | 3 | 0,9 | 2,1 | Тест 2,3,4 | |||
1.1 | Бросок через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 2 | |||
1.2 | Болевой прием: рычаг локтя от удержания сбоку, перегибая руку через бедро | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
1.3 | Тактическая подготовка. Игры-задания. Тренировочные схватки по заданию | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 4 | |||
2 | Легкая атлетика | 11 | 3,2 | 7,8 | Тест 1,2,4,5,6 | |||
2.1 | Закрепление навыков ходьбы и развитие координационных способностей | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.2 | Закрепление техники бега, , развитие координационных и скоростных способностей. | 1 | 0,3 | 0,7 | ||||
2.3 | Медленный, равномерный, продолжительный бег. Кросс по слабопересечённой местности. | 1 | 0,4 | 0,6 | Тест 6 | |||
2.4 | Закрепление техники прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 1 | |||
2.5-2.6 | Прыжки в длину отталкиваясь одновременно двумя ногами | 2 | 0,5 | 1,5 | ||||
2.7-2.8 | Прыжки в длину с места отталкиваясь двумя ногами - на точность приземления; на заданную длину по ориентирам; на максимальный результат. Прыжки в длину отталкиваясь одной ногой: с разбега с приземлением на обе ноги | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 4 | |||
2.9 | Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | 1 | 0,4 | 0,6 | Тест 2 | |||
2.10-2.11 | Метание теннисного мяча с разбега. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 5 | |||
3 | Футбол | 5 | 1,5 | 3,5 | Тест 1,2,3,5,6,11 | |||
3.1 | Ведение мяча | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 3 | |||
3.2 | Техника игры вратаря | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 2 | |||
3.3 | Тактическая подготовка Тактика игры полевого игрока | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 5 Тест 6 | |||
3.4 | Развитие творческих способностей: подвижные игры и эстафеты. | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 11 Тест 1 | |||
3.5 | Тактика игры вратаря | 1 | 0,3 | 0,7 | Тест 10 | |||
4 | Национальный компонент | 8 | 2 | 6 | Тест 1-4 | |||
4.1-4.2 | Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в группах | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 4 | |||
4.3-4.4 | Упражнения для обучения и дальнейшего контроля правильности хвата биты. Упражнения с битой, имитационные удары битой. Удары мяча битой: удар сверху, сбоку, снизу. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 2 | |||
4.5-4.6 | Выполнение ударов по различным координатам и квадратам. Ловля мяча с подачи | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 3 | |||
4.7-4.8 | Учебные и соревновательные игры. Игры с мячом, эстафеты. Двусторонняя игра. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тест 1 |
Основная литература:
1. Лёгкая атлетика в школе / под ред. Г. К. Холодова, В. С. Кузнецова. - М.,2010г.
2. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 1-4 кл. -М., 2013г.
3. Лыжный спорт. Физкультура и спорт 2005 год.
4. Макаров, А. Н. Лёгкая атлетика. - М., 2005г.
5. Методика преподавания гимнастики в школе. - М., 2000.
6. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2000.Физкультура:
7. Подвижные игры. Пособие Л.В. Былеева. Москва 2006год
- печатные издания
1. Журнал «Физическая культура в школе»
Рекомендуемые сайты:
- www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.
- http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.
- http://ps.1September.ru Газета «Первое сентября»
Приложение 1
ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по предмету «Физическая культура».
Если у обучающихся есть противопоказания по состоянию здоровья, относящиеся к освоению физической культуры, оценка успеваемости производится с учетом медицинских ограничений, по критериям оценивания обучающихся с нарушением состояния здоровья[1].
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы должно быть достижение предметных и метапредметных результатов необходимых для продолжения обучения, жизненной и социальной адаптации.
Результаты промежуточной аттестации должны отражать динамику индивидуальных достижений обучающихся с учетом их состояния здоровья и физиологических особенностей.
Оценивание индивидуальных достижений обучающихся, осуществляется с помощью основных критериев оценивания деятельности обучающихся по модулям программы и носит формирующий характер.
При оценивании индивидуальных достижений обучающихся выявляется полнота и глубина изучаемого (изученного) материала знаний теоретических сведений, степень освоения двигательных действий в объёме изучаемых требований, уровень развития физических способностей, результат улучшения личных показателей (см., сек., м, раз), систематичность и качество выполнения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Знания и теоретические сведения могут проверяться в ходе урока применительно к содержанию изучаемого практического материала. Так проверяется и оценивается знание терминологии, правил соревнований и требований безопасности, умение описать технику выполняемого двигательного действия и объяснить его особенности, определить и исправить свои и чужие ошибки и т.д.
Оценка | Требования | |
зачтено | 5 (отлично) | Точное соблюдение всех технических требований, предъявляемых к выполняемому двигательному действию. Двигательное действие выполняется слитно, уверенно, свободно. |
4 (хорошо) | Двигательное действие выполняется в соответствии с предъявленными требованиями, слитно, свободно, но при этом было допущено не более двух незначительных ошибок. | |
3 (удовлетворительно) | Двигательное действие выполняется в своей основе верно, но с одной значительной или не более чем с тремя незначительными ошибками. | |
не зачтено | 2 (неудовлетворительно) | При выполнении двигательного действия допущена грубая ошибка или число незначительных ошибок более трёх. |
1 | Двигательное действие не выполнено. |
Характер ошибок определяется на единой основе:
- незначительная ошибка - неточное выполнение деталей двигательного действия, ведущее к снижению его эффективности;
- значительная ошибка - невыполнение общей структуры двигательного действия (упражнения);
- грубая ошибка - искажение основы техники двигательного действия.
Оценивается степень понимания обучающимися технических
особенностей двигательного действия, умение анализировать и исправлять собственные ошибки.
При оценивании приобретенных навыков технические показатели оцениваются в условиях практического использования двигательного действия (в изменяющихся внешних условиях, при повышенных волевых и физических условиях, в соединении с другими действиями и т.д.). При проверке навыков, допускающих выявление количественных достижений, технические показатели проверяются одновременно и оцениваются во взаимосвязи с количественными результатами.
При оценивании обучающихся в совершенствовании определённых физических качеств учитываются изменения в их уровне физической подготовленности за время учебного процесса.
Оценка качества образовательной деятельности обучающихся осуществляется с помощью:
- определения объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности;
- определения объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно - оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;
- обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- обеспечения оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
- оценки готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;
- определения предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
- оценки степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
- определения требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;
- оценки сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МОДУЛЯМ ПРОГРАММЫ НА СТУПЕНИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 1 «Спортивные игры»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Выполнять тестовые упражнения раздела «Футбол»:
- Бег с мячом 3*10м (с).
- Бег 60м (100 м) (с).
- Смешанное передвижение с мячом (мин, с).
- Удары на точность попадания (кол-во попаданий).
- Ведение мяча, обводка стоек, удары по воротам (сек) с различных точек (мин, с).
Выполнять тестовые упражнения раздела «Баскетбол»:
- Тройной прыжок с места (м).
- Выполнение штрафных бросков (количество попаданий за единицу времени).
- Броски мяча с разных дистанций и разных позиций (количество попаданий).
- Комбинированная эстафета на умение вести мяч правой, левой рукой и поочередно, по прямой, меняя направления, между стоек, по прямой, по кругу, по восьмерке, 1 -2 финта с имитацией передачи или остановки атаковать корзину левой и правой рукой (мин, с).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 2 Самбо:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).
Качественное выполнение упражнений прикладного характера. Выполнять тестовые упражнения раздела «Гимнастика»:
- Наклон вперед из положения сидя (см).
- Поднимание туловища из положения лёжа (кол-во раз за 30 сек).
- Комбинация из акробатических упражнений (баллы).
- Опорный прыжок (баллы).
Выполнять тестовые упражнения раздела Самбо:
- Лазание по канату (м).
- Подтягивание на высокой перекладине (из виса лёжа на низкой перекладине) (кол-во раз).
- Упражнения базовой техники Самбо (баллы).
- Демонстрировать упражнения по Самбо из ВФСК «ГТО».
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 3 «Лёгкая атлетика»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
Качественно работать с дневником самоконтроля за состоянием здоровья (по показателям самочувствия), физическим развитием и физической подготовленностью.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Выполнять тестовые упражнения модуля «Легкая атлетика»:
- Бег на короткие дистанции (60 м, 100м, с).
- Прыжок в длину с места или разбега (см).
- Метание мяча на дальность или в цель (м, кол-во попаданий).
- Бег на выносливость (мин).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 4 «Лыжная подготовка»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять оценку физического развития и физической подготовленности.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов
Самостоятельно выполнять дыхательные упражнения и упражнения на координацию движений.
Качественно выполнять отдельные элементы техники лыжной подготовки (изучаемых способов).
Выполнять тестовые упражнения промежуточной аттестации
- Бег на лыжах любым способом (по возрасту) - 500, 1000, 2000, 3000 метров.
- Спуск со склонов (баллы).
- Преодоление подъёмов (баллы).
- Комплексная эстафета (мин, с).
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся по модулю № 5, отражающему национальные, региональные или этнокультурные особенности народная игра «Лапта»:
Демонстрировать знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модуля программы.
Самостоятельно выполнять упражнения на развитие ловкости и координации движений.
Самостоятельно выполнять упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
Качественно выполнять упражнения по пространственной ориентировке в зале и (или) на стадионе и (или) в лесопарковой зоне по заданным параметрам.
Качественно выполнять тестовые упражнения модуля, отражающего национальные, региональные или этнокультурные особенности (на примере народной игры «Лапта»)»:
- Челночный бег 5 * 10 м (с).
- Удары мяча на точность (кол-во попаданий).
- Удары мяча на дальность (м).
- Ловля мяча с перемещением (кол-во).
Критерии оценивания деятельности обучающихся с нарушением состояния здоровья на уровне основного общего образования[2]
- Знания о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа) по темам модулей программы.
- Самостоятельная разработка и демонстрирование комплексов
упражнений на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
- Самостоятельная разработка и демонстрирование комплекса упражнений для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.
- Самостоятельная разработка и демонстрирование комплексов
упражнений и (или) комбинаций для занятий оздоровительной аэробикой.
- Качественное выполнение технических элементов по всем модулям программы.
- Индивидуальный рост физических способностей и расширение функциональных возможностей обучающегося.
- Степень освоения спортивных игр.
Приложение 2
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ САМБО
Боковая подсечка—подсечка, в которой нога противника подбивается сбоку.
Болевой — прием, вынуждающий противника признать себя побежденным в результате болевого ощущения, вызываемого перегибанием, вращением в области сустава или давлением на сухожилия или мышцы.
Бросок — прием, выполняемый самбистом, находящимся в стойке, имеющий целью лишить противника опоры и вынудить падать спиной на ковер.
Бросок через бедро (бросок через спину) — бросок, выполняемый за счет подбивания задней или боковой поверхностью таза, ног или нижней части туловища противника.
Бросок через голову — бросок, выполняемый самбистом, который, падая назад и упираясь ногой в живот или ногу противника, перебрасывает его через себя.
Бросок через грудь — бросок, выполняемый самбистом, который, падая назад и прогибаясь, перебрасывает противника через себя.
Высокая стойка — самбист стоит, выпрямившись, располагая туловище вертикально.
Задняя подножка — бросок, выполняемый с подставлением ноги к ногам (ноге) противника сзади.
Задняя подсечка — подсечка, в которой нога противника подбивается
сзади.
Захват — действие руками (двумя или одной) с целью удержать или переместить в определенном направлении отдельные части тела противника.
Захват одноименный — захват правой рукой правой руки или ноги противника, также захват левой рукой левой руки или ноги противника.
Захват разноименный — захват правой рукой левой руки или ноги противника, также захват левой рукой правой руки или ноги противника.
Захват рычагом — захват для выполнения переворачивания, при котором самбист захватывает из-под разноименного плеча противника за предплечье своей руки наложенной на его шею.
Захват скрестный — самбист при захвате скрещивает руки или ноги противника.
Захват снаружи — захват, при котором с другой стороны руки нет какой- либо части тела противника.
Зацеп — действие ногой, которой самбист подбивает ногу противника, зажимая ее между голенью и бедром.
Зацеп изнутри — бросок, выполняемый зацепом разноименной ноги противника изнутри.
Зацеп одноименный — бросок зацепом одноименной ноги противника изнутри.
Зацеп снаружи — бросок, выполняемый зацепом разноименной ноги снаружи.
Зацеп стопой — бросок, выполняемый самбистом, который зажимает снаружи ногу противника между голенью и стопой.
Зацеп стопой изнутри — бросок, выполняемый зацепом стопой одноименной ноги противника изнутри.
Защита — действие самбиста, имеющее целью ликвидировать попытку противника выполнить прием.
Левая стойка — самбист стоит, выставив левую ногу ближе к противнику.
Лежа — положение самбиста, при котором он опирается о ковер чем-либо, кроме ступней ног.
Низкая стойка — самбист стоит, согнувшись, отдалив таз от противника. Туловище близко к горизонтальному положению.
Обратный захват — захват, при котором самбист разворачивает руку (руки) локтем вверх или разворачивается спиной к голове противника.
Ответный прием — действие самбиста, имеющее целью добиться победы или преимущества, в момент попытки противника провести прием.
Отхват — бросок, при котором самбист подбивает ногу противника сзади задней поверхностью своей ноги.
Переворачивание — прием, имеющий целью перевернуть противника на спину из положения на животе или на четвереньках,
Передняя подножка — бросок, выполняемый с подставлением ноги к ногам противника спереди.
Передняя подсечка—подсечка, в которой нога противника подбивается спереди.
Подножка — бросок, выполняемый с помощью подставления ноги к ногам противника, чтобы вынудить его падать через подставленную ногу.
Подсад — бросок, выполняемый с помощью поднимания вверх и в сторону ног противника боковой или передней частью бедра.
Подсад голенью — бросок, выполняемый с помощью поднимания вверх и в сторону ноги противника передней или боковой частью голени.
Подсечка — бросок, выполняемый с помощью подбивания ноги противника подошвенной частью стопы.
Подсечка изнутри — подсечка, в которой одноименная нога противника подбивается изнутри.
Подхват — бросок, при выполнении которого самбист подбивает спереди (одноименную) ногу противника задней поверхностью своей ноги.
Подхват изнутри — бросок, при котором самбист подбивает разноименную ногу противника изнутри задней поверхностью своей ноги.
Правая стойка — самбист стоит, выставив правую ногу ближе к противнику.
Прием — действие самбиста, имеющее целью добиться победы или преимущества над противником.
Рычаг — болевой прием, выполняемый путем перегибания руки или ноги в суставе.
Рычаг локтя — болевой прием перегибанием в локтевом суставе.
Стойка — положение самбиста, при котором он стоит, касаясь ковра только ступнями ног.
Техника — совокупность способов (приемов) нападения и защиты, применяемых самбистами для достижения победы.
Удержание — прием, имеющий целью удержать противника в течение определенного времени на спине, касаясь его груди своим туловищем.
Удержание верхом — удержание сидя на животе противника.
Удержание поперек — удержание противника лежа поперек его груди с захватом дальней руки.
Удержание со стороны головы — удержание, при котором самбист, прижимаясь туловищем к груди противника, располагается со стороны его головы (головой к ногам).
Удержание с плеча — удержание лежа грудью на груди противника с захватом руками его рук (за плечи).
Удержание сбоку — удержание сидя сбоку от противника с захватом шеи и ближней руки.
Узел — болевой прием, выполняемый путем вращения согнутой руки или ноги в суставе.
Узел ногой — узел в плечевом суставе, выполняемый из положения удержания сбоку, зацепом предплечья ближней руки ногой снизу.
Узел поперек — узел, выполняемый самбистом, лежащим поперек противника и вращающим в плечевом суставе согнутую руку противника предплечьем вверх (супинация).
Ущемление — болевой, прием, выполняемый путем давления лучевой костью в области ахиллова сухожилия.
Фронтальная стойка — самбист стоит, расположив ноги на одинаковом удалении от противника.
[1] дети, имеющие основную медицинскую группу перенесшие заболевания (травмы) в течении учебного года; дети, имеющие подготовительную медицинскую группу и специальную медицинскую группу «А»
/приложение № 3 к Порядку прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утверждённому приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2012 года n мд-583/19 о методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"/
[2] Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 n 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой"