Для Вас родители!
На этой страничке я подобрала полезный и интересный материал для родителей и их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как пополнять словарный запас у детей? Весёлые игры в кругу семьи. | 842.9 КБ |
Показатели речевого развития | 380.53 КБ |
Почему ребёнок говорит неправильно | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: пропаганда логопедических знаний и психолого-педагогическое просвещение педагогов. Мы рассмотрим причины речевых нарушений и "факторы риска", под которыми понимают условия, способствующие возникновению и развитию этих нарушений.
Почему ребенок говорит неправильно? От ответа на этот вопрос зависит многое. Как ребёнок будет развиваться дальше? В какую школу он пойдёт? Каким будет его будущее? И самое главное - что делать сейчас - ждать или принимать срочные меры? Хочется рассказать о том, что является причиной речевых нарушений. Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невролога(невропатолога), ортодонта и отоларинголога (ЛОР). Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития. А причины могут быть самые разные:
Негативные факторы в период беременности и родов. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др ); родовая травма и асфиксия (т. е. недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям - перинатальная энцефалопатия ( ПЭП - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист); Причины речевых нарушени й
частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет (особенно в первый год жизни; более пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.); наследственные факторы; снижение слуха; анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата; сосание пальца; «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом; билингвизм (общение с ребенком сразу на двух и более языках); неправильное речевое общение родных с ребенком (так называемое «сюсюканье» или смягчение речи).
Факторы речевого развития Развитие речи зависит от многих факторов: факторы
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи. Виды речевых нарушений В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находится 2 классификации речевых нарушений: Клинико- педагогическая Психолого- педагогическая (по Левиной) В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения. В дошкольном возрасте имеют место следующие виды расстройств: ДИСФОНИЯ / АФОНИЯ / - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса. БРАДИЛАЛИЯ - патологически замедленный темп речи. ТАХИЛАЛИЯ - патологически ускоренный темп речи. ЗАИКАНИЕ - нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ДИСЛАЛИЯ - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. ДИЗАРТРИЯ - нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.(органика )
РИНОЛАЛИЯ - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития. ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ( ЗРР )- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка. ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи( лексики, грамматики, фонетики, семантики ) при нормальном слухе и интеллекте. Каждая группа дефектов различается по форме , степени его выраженности. От этого и зависит характер коррекционной работы, формы и методы, а так же сроки.
Нормы речевого развития От 0 до 1 года: г уление (2 мес.); г уление с интонацией (4 мес.); л епет (6 – 8 мес.); п ервые слова (10 – 12 мес.).
К 2 годам: о бладает запасом в 200-300 слов; п ользуется в речи двух –трёхсловными словосочетаниями и предложениями; прислушивается к словам и понимает их значение; любит , когда ему читают и рассматривают с ним иллюстрации; называет предметы, изображённые на картинках; хорошо знает своё имя и произносит его; пользуется словами «да», «нет», «ещё »; выражает просьбу словами, а не только жестами; согласует предмет и действие («Машина едет». «Я хочу.»)
К 3 годам: ребёнок часто задаёт вопросы; пользуется двух -трёхсловным предложением; высказывает свои желания и мысли; договаривает слоги, слова при Вашем чтении; имеет словарный запас 1000- 1500 слов; понимает значение предлогов и множественного числа, знает время суток, называет 2-3 цвета.
К 4 годам: в ладеет словарём в 1500 слов; н ачинает употреблять сложные предложения; говорит предложениями из 4 – 5 слов; з адаёт много вопросов, используя слова «кто?» и «почему ?»; в ыполняет просьбы и команды, даже если предмет не находится в поле зрения; п равильно употребляет глаголы в прошедшем времени; правильно произносит звуки: «П», «Б», «Т», «Д», «Ф», «В», «К», «Г»,«Х», «С», «З», «Ц», «М», «Н».
К 5 годам: в ладеет словарём около 3000 слов; п ользуется предложением из 5 – 6 слов; з нает свой домашний адрес; умеет пересказывать небольшие произведения; правильно произносит практически все звуки родного языка; з нает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий …); п ользуется настоящим, прошедшим и будущим временем; с читает до 10 с сопоставлением предмета; з нает назначение предметов и из чего они сделаны.
К 6 годам: в ладеет словарём около 4000 слов; в се звуки родного языка произносит правильно; у меет рассказывать и пересказывать, при этом старается выразить своё отношение к героям; п омнит и может описать прошедшие события; пользуется сложными предложениями; у потребляет все части речи; рисует , штрихует, обводит ; хорошо ориентируется на листе бумаги и в пространстве; различает звуки речи; и спользует абстрактные и отвлечённые понятия.
Речевая среда в группе Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателем. Поэтому педагог должен быть организатором режима речевой культуры в своей группе. Ему нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегать просторечий. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на неё они ориентируются в произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации педагога в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о тех же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. 2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение. 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания. 5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, умеренно громким голосом. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции ( соответственно возрасту детей). 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ