ОРКСЭ (модуль ОПК)


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,  СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45 СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31 августа 2012 года

председатель педсовета

__________________  Н.П. Коротаева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

II вида

по основам религиозных культур и светской этики

модуль «основы православной культуры»

Ступень обучения  (класс)            начальное общее,  4 класс

Количество часов:    34

Учитель  Мощанова Татьяна Николаевна

Программа разработана на основе  «Программы для общеобразовательных учреждений  «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы» автор -  А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.»

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями,  информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным стало  включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель курса «Основы православной культуры»:  формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  2. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  3. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  1. Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  2. Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  3. Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  4. Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  5. Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Результаты освоения учебного курса.

 Требования к личностным результатам:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Требования к метапредметным результатам:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  4. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Требования к предметным результатам:

  1. Знание, понимание и принятие  обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п.п.

Разделы, темы

Количество часов

Государств программа

Рабочая программа

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

4

2.

 Жизнь Иисуса Христа.

5

3.

Нравственные понятия  православной культуры.

9

4.

Христианские добродетели.

9

5.

Духовные традиции православного  народа России.

7

Итого:

34

34

Содержание обучения

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (4 часа)

2. Жизнь Иисуса Христа. (5  часов)

3. Нравственные понятия  православной культуры. (9  часов)

4. Христианские добродетели. (9 часов)

5.  Духовные традиции православного  народа России .(7 часов)

Учебно – методическое обеспечение курса

«Основы православной культуры»

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Технические средства: компьютерный комплекс, телевизор, видеомагнитофон.

Срок реализации курса «Основы православной культуры» в 4 классе:

 1 час в неделю – 34 часа

Примерные темы творческих работ обучающихся

  1. Храмы Краснодарского края
  2. Православные иконы
  3. Православные праздники
  4. Отражение заповедей в литературных произведениях для детей

Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала

Согласовано  

Протокол заседания МО учителей начальных           классов     от  27 августа 2012 г .

Руководитель МО_______ / Е.Ф.Шаповалова /        

                                                     

Согласовано

Заместитель директора по УВР

                        27августа 2012 г.

  __________ / О.А.Простова /                          

Согласовано

зам. директора по УВР

_________О.А. Простова

«___»  августа 2012 г.

Краснодарский край  Северский район  ст. Северская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45 станицы Северской

муниципального образования  Северский район

                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

                                ПЛАНИРОВАНИЕ

по   основам религиозных культур и светской этики

модуль «основы православной культуры»

 

Класс   4 «Б»

                   Учитель:             Мощанова Татьяна Николаевна

                                                           

    Количество часов:  всего 34 часа;  в неделю 1 час

     

      Планирование составлено на основе рабочей программы  II вида учителя Мощановой Т.Н.,  утвержденной  решением  педагогического  совета  №1 от 31 августа 2012 г.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»

комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»


п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Стр. учебника

Дата

Оборудование

по плану

по факту

1 раздел: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 4 часа

Россия – наша Родина

1

4-5

03.09

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Культура и религия

1

6-7

10.09

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Человек и Бог в православии

1

8-11

17.09

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Православная молитва

1

12-15

24.09

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

2 раздел: Жизнь Иисуса Христа – 5 часов

Библия и Евангелие

1

16-19

01.01

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Проповедь Христа

1

20-23

08.10

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Христос и Его крест

1

24-27

15.10

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Пасха

1

28-31

22.10

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Подготовка творческих проектов

1

29.10

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

3 раздел: Нравственные понятия  православной культуры - 9 часов

Православное учение о человеке

1

32-35

12.11

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Совесть и раскаяние

1

36-39

19.11

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Заповеди

1

40-41

26.11

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Милосердие и сострадание

1

42-45

03.12

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Золотое правило этики

1

46-47

10.12

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Храм

1

48-51

17.12

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Икона

1

52-55

24.12

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Творческие работы

1

56-57

14.01

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Подведение итогов

1

21.01

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

4 раздел: Христианские добродетели – 9 часов

Как христианство пришло на Русь

1

58-61

28.01

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Подвиг

1

62-63

04.02

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Заповеди блаженств

1

64-67

11.02

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Зачем творить добро

1

68-69

18.02

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Чудо в жизни христианства

1

70-71

25.02

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Православие о Божьем суде

1

72-75

04.03

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Таинства Причастия

1

76-79

11.03

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Монастырь

1

80-83

18.03

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Подготовка творческих проектов

1

01.04

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

5 раздел: Духовные традиции православного  народа России – 7 часов

Отношение христианина к природе

1

84-85

08.04

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Православная семья

1

86-87

15.04

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Защита Отечества

1

88-91

22.04

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Христианин в труде

1

92-93

29.04

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Любовь и уважение к Отечеству

1

94-95

06.05

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Подготовка творческих проектов

1

13.05

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Выступление учащихся с творческими работами

1

20.05

МО, презентация, электронное пособие к учебнику

Итого    –     34 ч


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции и правила Рождество

Слайд 10

сочиво

Слайд 17

Встаньте и пойдите В город Вифлеем; Души усладите И скажите всем: «Спас пришел к народу, Спас явился в мир! Слава в вышних Богу, И на земли мир! Там, где отдыхает Бессловесна тварь, В яслях почивает Всего мира Царь!» В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лен Его волос... Бык дохнул в лицо Младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша. Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. Пес, прокравшись к теплой ножке, Полизал ее тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть Дитя бочком... Присмиревший белый козлик На чело Его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал: «Посмотреть бы на Ребенка Хоть минуточку и мне!» И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине... А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!» На новое вам лето, На красное вам лето! Куда конь хвостом — Туда жито кустом. Куда коза рогом — Туда сено стогом. Сколько осиночек , Столько вам свиночек ; Сколько елок, Столько и коровок; Сколько свечек, Столько и овечек. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой, Большого здоровья, Коляда шла по дорожке, Коляда нашла топоришко , Коляда срубила дубишко , Коляда дров нарубила, Коляда баню истопила, Коляда каши наварила, Коляда детей накормила И спать положила, Одеждой накрыла. Дети встали, По копейке ей дали! Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину , Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки! По копеечке давайте Колядовщикам !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока:

Слайд 2

Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в природе. Культура – это то, чего нет в дикой природе.

Слайд 3

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек . То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым)

Слайд 4

Что из изображенного относится к культуре, а что нет?

Слайд 5

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уровень культуры определяется делами, которые мы совершаем. Дела, которые одобряются людьми, закрепляются в обществе и становятся ориентиром для поведения остальных.

Слайд 2

Культура копит опыт человеческих удач и неудач, хороших и плохих поступков.

Слайд 3

Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Слайд 4

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

Слайд 5

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру

Слайд 2

На нашей планете существует три религии, которые называются мировыми. Христианство Ислам Буддизм Мировыми они называются потому, что имеют огромное количество последователей.

Слайд 3

Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры в православной религии. Например, русское слово « спасибо » – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.

Слайд 4

Слово «православие» – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфография. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение».

Слайд 5

Значит , слово ортодоксия, как и слово православие , имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.

Слайд 6

Как вы понимаете термин «религия»? О каких религиях мы услышали сегодня на уроке? Как вы понимаете термин «культура»? Какую роль культура играет в жизни людей? Чем определяется уровень культуры? Кем создается культура? Одинаковой ли является культура разных народов мира? Назовите общие черты, характерные для разных культур народов мира. Чем становится религия для глубоко верующих людей? Какое обращение христиане считают более точным: «православный» или «православный христианин»?



Предварительный просмотр:

Основы  религиозных культур и светской этики

Разработка урока по теме  

«Наш дом - Россия»

Цель урока: заинтересовать учащихся к изучению нового предмета о культурных традициях российского народа.

Задачи урока:  Раскрыть многообразие культур населения России. Закрепить понимание России, как многонационального государства. Закрепить  отношение к своей «малой Родине», как части большой и неделимой Родины – России. Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга. Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками культурных традиций.

Основная задача: воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Оборудование:
Наглядность:  
государственная символика, мультимедийная презентация, раздаточный материал: пословицы на тему «Родина», стикеры: Москва, Краснодар, Северская.

2) Музыкальное оформление: песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера     и песня-караоке  «О моей России»

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами приступим к изучению нового предмета «Основы  религиозных культур и светской этики». На уроках мы будем изучать культуру народов России. Познакомимся с православными  традициями, обычаями, обрядами и религиозными ритуалами. Мы будем говорить о добре и зле, о милосердии и взаимопомощи, о любви и уважении к Родине.

слайд 1. Учитель: Тема первого урока «Наш дом – Россия»

слайд 2   http://youtube/ND10dUAry10

Звучит песня: «С чего начинается Родина?» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера), одновременно с песней показываются картины русской природы, достопримечательностей, школьной жизни…

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается?
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях,
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается?
С весенней запевки скворца,
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается?
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Учитель:  Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, о Родине.

 - Откуда же берет начало слово «Родина»?

- Подберите к слову «Родина»  однокоренные слова.      Ответы детей

Учитель:  Слово «Родина»  – произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

слайд 3 Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

слайд 4  Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня,  – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Учитель:  С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

(примерные ответы детей)

 — Родина  – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь   в далеком краю, на чужой стороне.

слайд 5 Учитель: Послушайте,  как описывает Родину русский писатель                  Константин Дмитриевич Ушинский:

 «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Учитель:  Ребята, какие стихи о Родине вы знаете?

 слайд 6.  Учащиеся читают стихи

Ученик 1:  Начинается Родина с памяти,

                    С почитания истоков своих,

                    С герба, гимна, российского знамени,

                     Уваженья заветов святых.

                     И с семьи начинается Родина,

                     Песен, улиц родного села,

                     Той тропинки, что в школе начавшись,

                    В жизнь большую меня приведет.

Ученик 2:  Если скажешь слово “ Родина”,

               Сразу в памяти встаёт:

               Старый дом, в саду смородина,

              Толстый тополь у ворот,

              У реки – берёзка-скромница

              И ромашковый бугор…

              А другим, наверно, вспомнится

              Свой родной московский двор.

              В лужах первые кораблики.

              Над скакалкой топот ног

              И большой соседней фабрики

              Громкий радостный гудок.

              Или степь от маков красная,

              Золотая целина…

              Родина бывает разная,

              Но у всех она одна!

Учитель: – Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом - Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.  И народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки.

- Я предлагаю вам  выполнить  задание, которое называется «Собери пословицу».  

Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых написаны части пословиц (например):

Родина – мать, умей за нее постоять

Человек без Родины, что соловей без песни

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Где кто родится, там и пригодится.

Своя земля и в горсти мила

Дети составляют  пословицы, а затем зачитывают и объясняют их смысл. 
Учитель: Все народы мира имеют пословицы и поговорки о Родине. Всех их объединяет любовь к Родине

-  А как называется наша Родина?      - (Россия, Российская Федерация)

слайд 7.   Учитель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

слайд 8. Мы все разные – разные народы, у нас разная культура, разные привычки, разные обряды.  Но мы едины – мы россияне. Россия у нас общая. В России проживает 142 млн. человек, но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное государство – более 180 национальностей, народностей проживает в нашей стране, эти народы составляют единую дружную российскую семью. Понимание того, что наша страна одинаково родная всем народам, помогает нам жить в дружбе и согласии.

                             Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой – готовит мед.

                          Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

 слайд 9. Учитель: И наш Краснодарский край, который является частью России, имеет свое лицо, не похожее на другие. В нашем крае живут люди разных национальностей, разных религий, разных культур.  Наш край занимает мало места на карте России.  Но, очень много места в сердце каждого из нас.

 слайд 10. Люди разных культур и разных религий, все вместе  развивают край и наш Северский район, помогают друг другу, уважают друг друга. Но все вместе мы несем ответственность за нашу землю, за наших родителей, бабушек и дедушек и нашу родную школу.

Учитель: Сейчас  мы проведем  игру.

слайд 11. 1 задание. Отметьте стикером на карте столицу нашего государства, административные центры Краснодарского края и Северского района.

Учитель:  Молодцы, ребята, вы  хорошо ориентируетесь по карте, вы – настоящие географы.

  слайд 12.  Учитель:  Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это нормы поведения, законы, традиции,  знания и информация, содержащаяся в книгах. В школе вы продолжите знакомитесь с этим миром, изучая различные предметы.  Этот мир еще называют миром культуры. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.

Учитель:   В духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки. Это все то, что унаследовано от предков. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры: христианство, буддизм, ислам, иудаизм. Все они основаны на таких вечных ценностях как добро, честь, справедливость, милосердие. Любой культурный человек должен знать и понимать традиции и обычаи людей разных народов и религий.

Учитель:  Существуют еще народные традиции, школьные традиции, семейные традиции, государственные традиции.

Учитель:   В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. И в этой семье мы уважительно относимся к каждой традиции. 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу родную культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им, мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.

Учитель:   Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, краю, району, станице, школе?  (Дети отвечают)

Наш урок подходит к концу, в заключении, мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Я надеюсь, что вы тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.

Я благодарю всех за активную  работу.

слайд 13.  Звучит песня «О моей России»  (песню-караоке исполняют учащиеся)                      http://video.mail.ru/mail/macsim30/48/943.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш дом - Россия

Слайд 2

http://youtube/ND10dUAry10

Слайд 3

Род –славянский языческий бог

Слайд 4

Род ня, род ичи род ственники

Слайд 5

Константин Дмитриевич Ушинский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Живут в России разные народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. Но Р одина Россия У нас у всех одна.

Слайд 4

Краснодарский край


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Северский район

Слайд 4

http://video.mail.ru/mail/macsim30/48/943.html



Предварительный просмотр:

Тема занятия

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ «ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ КУБАНИ»

Цель занятия: подвести итоги проектной работы учащихся 4 «А» класса на тему ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ КУБАНИ.

Задачи:

  1. Обучающая – получение новых знаний о православной культуре Кубани
  2. Развивающая – развитие навыков проведения заочных экскурсий, поиска информации, памяти, культуры речи, концентрация внимания, умения мыслить и формулировать свои мысли.
  3. Воспитательная – воспитание духовности, нравственности на примере памятников православной культуры, жизни монахов, духовных подвигов настоятелей.

Форма занятия: заочная экскурсия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по родной Кубанской земле. А вот где мы побываем, вы мне скажете сами. Внимание на экран.

Слайды 2 – 6 со стихотворением иеромонаха Романа (Приложение 1).

Я сказал, что где-то

Журавли курлыкают.

Я сказал, что где-то –

Ветер, облака.

Пыльные пустырники

Пахнут повиликою,
И в траве смеётся

Капля василька.

Я сказал, что где-то –

Половодье осени,
Клён собой засыпал

Рыжую траву,
Я сказал, что где-то

Над пустынной росстанью

Показался лунный

Золотой кавун.

Я сказал, что где-то,
С монастырской звонницы,
Звуки православные

Над землёй плывут.

Я сказал, что где-то
Образ Богородицы

Утешает страждущий

Богомольный люд.

Я сказал, что где-то

Огоньки колышутся,
Свечи восковые

И кадильный дым.

Я сказал, что где-то –

Край, где вольно дышится,
Край, где всё пропитано

Воздухом святым.

Я сказал, что где-то –

Клобуки и мантии,

Канонарх уверенно

Возглашает стих.

Я сказал, что где-то

Служит Богу братия.

И ещё сказал я:

- Я – один из них.

Учитель. Где мы с вами побывали, ребята?

Дети. В монастыре.

Учитель. По каким словам мы определили, что иеромонах говорит о монастыре?

Дети. Братия, клобуки и мантии, монастырская звонница, воздух святой.

Учитель. Вы правы, ребята. В своём стихотворении иеромонах Роман описывает русский православный монастырь. А как вы думаете, у нас на Кубани есть монастыри?

Дети. Есть.

Учитель. А как вы думаете, сколько их? (дети отвечают)

Учитель. Всего на Кубани, 8 православных монастырей: 3 мужских и 5 женских. Может, кто-то из вас бывал в каких-либо монастырях и может о них что-то рассказать?

Дети отвечают.

Учитель. Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Золотому кольцу православных монастырей Кубани. Среди вас есть 8 экскурсоводов, которые и проведут для нас эту увлекательную экскурсию.

Слайд 7 (карта). Итак, начнём мы наше путешествие с мужских монастырей. Первый монастырь, который мы посетим, это  Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь в пос. Победа Майкопского района. Монастырь принадлежит Майкопской и Адыгейской епархии. Я приглашаю нашего первого экскурсовода.

Экскурсовод 1. (Слайд 8) Монастырь имеет долгую историю: в 2007 г. ему исполнилось 130 лет. Обитель расположена на горном плато на высоте 907 метров над уровнем моря.

Впервые на этом месте монахи поселились в IX веке. Идея создания монастыря родилась у казаков по окончании Кавказской войны. Они подыскали место и обратились в Ставрополь к преосвященному Герману епископу Кавказскому и Черноморскому. Однако от начальника Кубанской области был прислан отказ.

Некий схимонах Виталий, оказавшись на Афоне, рассказал о желании казаков выходцу из России, иеромонаху Мартирию, (Слайд 9) который и основал монастырь в 1877 г. Он обратился к Наместнику Кавказскому Великому Князю Михаилу Романову за разрешением на устройство монастыря и получил разрешение. Поэтому монастырь был назван в честь св. Архистратига Михаила - небесного покровителя Великого Князя Михаила Романова. Слово «Афонская» указывало на соблюдение в новом монастыре Афонского строгого устава в богослужении и подвижничестве.

Начало монастырю положил Святой Крест (Слайд 10) на месте будущей деревянной церкви Архистратига Михаила, которую построили и освятили осенью 1878 г.  Каменная церковь Успения Божией Матери (Слайд 11) была построена и освящена в октябре 1885 г. и вмещала до 1000 молящихся. Величайшей святыней монастыря была частица Животворящего Креста Господня, а также частицы мощей 36 святых угодников Божиих, в том числе св. Георгия Победоносца.

Вокруг монастыря росли фруктовые сады, виноградники, стояли теплицы. Работали заводы: свечной, кирпичный, известковый, камнерезный, швейный, шелкопрядильный, винодельный, маслосыродельный, кожевенный. Функционировал водопровод. Муку вырабатывала паровая мельница и две паровые молотилки. Работали больница и аптека. Монастырь украшали аллеи и цветочные клумбы, а за его пределами были дороги с твердым покрытием.

В 1897 году трудами двух старцев в монастыре была сооружена подземная часовня (Слайд 12) Монастырские старцы строили себе жилища в пещерах. Много таких келий было на горе Шахан.

К 1902 году возвели церковь Святой Живоначальной Троицы (Слайд 13) Шло строительство церкви Преображения Господня на вершине Физиабхо (Фавор). Строительные материалы монахи и паломники поднимали в гору на собственных плечах. На соседней горе Острах (Афоно) таким же образом строился храм в память всех Афонских Святых. Храм построили, но не успели освятить: началась революция 1917 г. В советское время, он был разобран на кирпич.

В годы гражданской войны монастырь попадал под власть то белых, то красных. К 1920 году, когда в этих местах прочно установилась советская власть. В 1923 году сгорел храм Архангела Михаила. Окончательно монастырь был распущен в 1928 г.

В разные годы советской власти монастырь «превращался» в сельхозкоммуну, дом инвалидов, детскую воспитательную колонию, спецшколу, центральную усадьбу совхоза, турбазу... Все храмы, кроме Свято-Троицкого, были разрушены.

Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в марте 2003 г. Могильная плита архимандрита Мартирия была перенесена к настоящему месту его захоронения (Слайд 14),  построена купель у источника св. Пантелеймона (Слайд 15), восстановлен храм Пресвятой Троицы, построен храм св. Архистратига Михаила (Слайд 16), настоятельский корпус, гостиница для паломников. Трудами и молитвами монахи и паломники продолжают восстанавливать Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую мужскую общежительную пустынь (Слайд 17).

Учитель. (Слайд 18 карта) Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в г. Тимашевск, где находится Свято-Духов мужской монастырь (слайд 19). О нём нам расскажет наш второй экскурсовод.

Экскурсовод 2. В 1987 г.  архимандрит Георгий (слайд 20), прибывший из Архангельской епархии на Кубань, возглавил Свято-Вознесенский приход в городе Тимашевске и стал заниматься строительством каменного Вознесенского храма. На окраине города ему выделили болотистый участок. Старожилы поведали, что в 50-х годах XX века жила недалеко от этого места болящая юродивая девица, которая предсказывала, что в этой низине будет строиться церковь и монастырь. Когда храм был построен, его освятили во имя Святого Духа.

В это время Владыка Исидор планировал создание мужского монастыря в епархии и предложил архимандриту Георгию возглавить это нелегкое дело. Свято-Духов мужской монастырь был открыт в июне 1992 г. (Слайд 21)

Монастырь, который живет по строгому уставу. Насельники кормятся от трудов рук своих. Монахи сами выращивают ячмень, пшеницу, овощи, картофель, подсолнух, кукурузу. У монастыря большой сад, имеется небольшое поголовье коров, свиней. На птичьем дворе разводят кур, уток, гусей, индюков. Монахи работают в просфорне, в свечной мастерской, готовят трапезы, выполняют столярные, плотницкие, слесарные и строительные работ  

Много людей посещают монастырь ради того, чтобы попасть на прием к архимандриту Георгию. Отец Георгий лечит болящих лекарственными травами. В монастыре очень строгие порядки. Особые требования предъявляются к внешнему виду паломников. Несоответствующе одетые в монастырь не допускаются. Миряне могут входить в обитель только на богослужение.

В монастыре хранится ковчег с частицами мощей святых, частица гроба свт. Тихона, патриарха Московского,  частица Мамврийского дуба и оливы из Гефсиманского сада.

Учитель. (Слайд 22 карта) Ну что ж, ребята, наша экскурсия продолжается, и мы отправляемся в посёлок Нижний Солох-Аул города Сочи. Там в живописной горной местности расположился мужской монастырь «Крестовая пустынь». Я приглашаю нашего следующего экскурсовода.

Экскурсовод 3. (Слайд 23) Монастырь расположен в живописных предгорьях Кавказа, в верховьях реки Шахе. По рассказам старожилов, здесь перед революцией жили монахи-отшельники. Это место привлекало монахов своей удаленностью и труднодоступностью. Оно напоминает святую гору Афон и способствует уединенной молитве.

(Слайд 24) Нынешний монастырь построен в конце 1990-х годов. Наместником был назначен иеромонах Иоанн (Масловский). Монастырь был задуман по подобию афонских, с Афонским уставом, и как монастырь сербско-русской дружбы, о чем свидетельствуют надписи на русском и сербском языках на мраморных досках, заложенных в колонны монастырского храма.

(Слайд 25) Монастырь занимает небольшую территорию и имеет одно здание, в котором объединены храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, братские кельи и трапезная. Во втором этаже расположена домовая церковь в честь св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна.

(Слайд 26) Проект монастырского комплекса разработал сочинский архитектор Борис Бабаков. Строители из сербской строительной фирмы «Путеви» не только строили монастырь, но и жертвовали на него, с любовью украшая монастырский храм. Имена выполнявших мозаику и убранство храма написаны на мраморных досках.

До начала 2006 г. монастырь сохранял статус мужского монастыря. В настоящее время его судьба не определена. 

Учитель. (Слайд 27 карта) Вот мы и побывали в трёх мужских монастырях Кубанской земли. Настало время посетить женские монастыри. Неподалёку от монастыря «Крестовая пустынь» в не менее живописном месте располагается Троице-Георгиевский женский монастырь. Он находится в с. Лесное города Сочи. Об этом монастыре нам расскажет следующий экскурсовод.

Экскурсовод 4. (Слайд 28) В селе Лесное, на берегу реки Псахо в окружении гор находится Троице-Георгиевский женский монастырь. Его создание началось в 1999 г. Сюда пришли 3 монахини из Белгорода во главе с будущей настоятельницей матушкой Анастасией (Михалко) и поселились на небольшой заброшенной базе отдыха железобетонного завода. Монастырь назвали Троице-Георгиевским в честь местного храма святого Георгия Победоносца и в память Свято-Троицкого мужского монастыря, располагавшегося в начале века в соседнем селе Монастырь.

(Слайд 29) Сестры стали обустраивать храм из двух старых домиков турбазы. В обитель потянулись богомольцы. Однажды сюда пришла убитая горем мать. Трагически погиб ее сын Давид, несший службу на границе с Абхазией. Сестры посоветовали женщине молиться святому мученику Уару, ходатаю  за умерших сродников. Любящая мать решила воздвигнуть на территории обители храм в честь святого. Она продала все имущество сына: московскую квартиру, машину и отдала деньги на строительство. 14 мая 2004 года храм освятил Владыка Исидор.

По проекту сочинского архитектора Фёдора Афуксиниди была построена часовня во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Слайд 30), которую украшают мозаичные стекла, фрески и необыкновенной красоты художественная резьба по дереву (Слайд 31). Никого не оставляет равнодушным церковь во имя иконы Божией Матери «Семистрельная» (Слайд 32), внутренне устройство которой представляет собой семь стрельчатых проемов и семь граней по количеству вонзившихся в Богородицу стрел.

Обитель украшает беседка святой мученицы Фотинии Самаряныни (Слайд 33) с колодцем и звонницей. Среди святынь монастыря – иконы с частицами мощей святых, частичка пояса Пресвятой Богородицы, чудотворные иконы.

Учитель. (Слайд 34 карта) Мы благодарим экскурсовода за интересный рассказ. Наш путь лежит в станицу Роговскую Тимашевского района. Там находится женский монастырь в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Я приглашаю нашего следующего экскурсовода.

Экскурсовод 5. (Слайд 35) Мария-Магдалиновская пустынь - первый православный женский монастырь на Кубани. Был основан в 1849 г. по ходатайству наказного атамана Г. А. Рашпиля. Свое название монастырь получил в честь супруги наследника престола Марии, а также в честь святой равноапостольской Марии Магдалины. Расположен был в излучине р. Кирпили между станицами Роговской и Тимашевской. (Слайд 36) К началу XX в. Мария-Магдалиновская пустынь из маленькой превратилась в третьеклассный монастырь, владела 840 десятинами земли, в 14 каменных и саманных корпусах проживало около 600 человек. Имелись свой кирпичный завод, две торговые лавки, ветряная мельница, два странноприемных дома, отделение Кубанского женского исправительного приюта, церковно-приходское училище для детей казаков.

        После революция 1917 г. пустынь была ликвидирована и передана с конфискованным имуществом местной коммуне. 27 июня 1918 года коммунары расправились с монастырским священником Григорием Никольскимю Они схватили его во время Божественной Литургии и, вытащив к реке, со смехом: «Причащается раб Божий...» - выстрелили в рот.

После коммунаров здесь устроили колхоз имени Димитрова. Тогда были разрушены все монастырские храмы, а в 60-ые годы в поисках клада, о котором не переставали ходить легенды, кощунственно разорено монастырское кладбище. Теперь о том, что здесь когда-то была святая обитель, напоминает лишь здание монастырской трапезной, чудом уцелевшее в годы лихолетья. 

(Слайд 37) Возрождение Мария-Магдалиновской пустыни состоялось в 1995 году. Настоятельница монастыря - старшая игуменья Севастиана. Нынешний монастырь находится в ст. Роговской, в 7 км от бывшей обители. Небольшой летний храм в честь Марии Магдалины (Слайд 38)  в 1997 г. освятил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Святыней монастыря служит икона Божией Матери «Державная Игумения». Устав монастыря строг, и для паломников действуют особо строгие правила в отношении одежды. Принимают в пустынь тех, кто способен переносить тяготы монашеской жизни.

Учитель. (Слайд 39 карта) Спасибо нашему экскурсоводу. Мы покидаем станицу Роговскую и едем в г. Апшеронск, где находится женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Нерушимая стена». Экскурсию по этому монастырю проведет для нас следующий экскурсовод.

Экскурсовод 6. (Слайд 40) В  2002 года было положено начало новому женскому монастырю во имя иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». Настоятельницей строящегося монастыря назначена монахиня Зосима (Быстрова)

Трудно строился монастырь. Было много противодействий со стороны местного населения. Но постепенно, благодаря терпению, смирению и молитве монахинь, всякие козни прекратились, и апшеронцы стали помогать обустраивать обитель.

(Слайд 41) Проект монастырского комплекса разработан заслуженным архитектором России Ю. С. Субботиным. На территории монастыря расположены двухэтажный   сестринский корпус с домовым храмом святого пророка Илии, (Слайд 42) надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», просфорня и трапезная для паломников, приют для девочек-сирот с домовой Марфо-Мариинской церковью. Строится соборный храм в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». В монастыре прекрасная библиотека, более 4000 книг.

Каждый вечер сестры выходят крестным ходом с крестом и иконами и обходят с молитвой и песнопениями Пресвятой Богородице весь монастырь. После крестного хода в храме все насельницы монастыря, начиная с игуменьи, с глубоким поклоном просят друг у друга прощения. В монастыре хранятся частица Честнаго Животворящего Креста, два ковчега и иконы с частицами мощей святых.

Учитель. (Слайд 43)  Мы покидаем Апшеронск и отправляемся в Свято-Успенский женский монастырь г. Кореновска, где нас уже ждёт наш следующий экскурсовод.

Экскурсовод 7. (Слайд 44) В небольшом провинциальном городе Кореновске, на центральной улице, тихо живет Успенский женский монастырь, который основал архимандрит Виссарион (Макаров). В 1991 году отцу Виссариону местные власти передали под будущий монастырь ветхий дореволюционный особняк в центре города. Первые монахини вместе с отцом настоятелем с воодушевлением принялись за реставрационные работы. 21 мая 1992 г. Свято-Успенский женский монастырь был утвержден Священным Синодом, а в августе этого же года архиепископ Екатеринедарский и Кубанский Исидор освятил обитель.

        Старинный особняк стал не только келейным корпусом, но и вместил в себя храмы монастыря. На первом этаже здания расположен главный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы. Рядом - малая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Все храмы - домовые, скромные, без пышных украшений. Здесь нет золотых куполов, искусной росписи и летящих ввысь сводов. Но что-то заставляет богомольцев возвращаться сюда снова и снова.

(Слайд 45) В Кореновском монастыре есть свои святые источники. Колодец во имя Казанской иконы Божией Матери, устроенный под навесом в виде открытой часовенки, вырыт сестрами собственноручно. Напротив - еще один колодец со святой водой, на дне которого лежат камушки из реки Иордан.

(Слайд 46) В настоящее время настоятель монастыря - архимандрит Никон (Пипинеев). Сестры ведут небольшое хозяйство. У обители нет спонсоров и богатых жертвователей. Помогают простые люди - прихожане и паломники. Но матушки не унывают и за всё благодарят Бога.

В монастыре хранятся ковчег с частицам мощей святых, камушки, листочки, вода со Святой земли, с горы Синай и горы Хорив, со святой горы Афон.

Учитель. (Слайд 47) Мы благодарим нашего экскурсовода за интересный рассказ. Наше путешествие по Золотому кольцу кубанских православных монастырей завершается в столице Кубани городе Краснодаре в женском монастыре во имя иконы Божией Матери «Всецарица», о котором расскажет последний экскурсовод.

Экскурсовод 8. (Слайд 48) Монастырь во имя иконы Божией Матери «Весцарица» первый и пока единственный на территории города. Она расположена рядом с Клиническим онкологическим диспансером Краснодарского края. В 2003 г. здесь был возведен храм во имя иконы Божией Матери «Всецарица», а в июне 2005 г. приход храма был преобразован в монастырь.

Идея строительства храма принадлежала главному врачу онкодиспансера Ю.Е. Дудику. В одном из интервью он сказал: «... Для преодоления страшного недуга больным необходимы не только золотые руки хирурга и доброе сердце медсестры, но и вера».

        Проект храма разработал архитектор В. Н. Ижиков из Переяславля-Залесского. В храме два придела - верхний во имя иконы Божией Матери «Всецарица», а нижний - в честь св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

        (Слайд 49) Икона «Всецарица» находится в верхнем храме. Она написана с первообраза в Ватопедском монастыре на Святой горе Афон иконописцем В. А. Поляковым. В июне 2005 г. икона прибыла в Краснодар, где ее с почестями и благоговением встретили православные и крестным ходом перенесли в обитель. Перед этой иконой молятся об исцелении от рака. Маслице из неугасимой лампады раздается всем желающим. В монастыре есть свои святыни: ковчег с частицами мощей святых, в алтаре большая частица Мамврийского дуба.

Настоятельница монастыря - монахиня Неонилла (Кузьмина). Духовник обители иеромонах Тихон (Орлов). Сестры несут различные послушания: уборка храма, территории монастыря, выпечка просфор, пошив облачений. Священники храма посещают больных онкологического диспансера, причащают их Святых Христовых Тайн.

        (Слайд 50) Рядом с храмом расположен монашеский корпус и часовня во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.  (Слайд 51) Особый уголок монастыря - пруд с черными и белыми лебедями. Монастырь находится в людном районе города, где шум и суета. Но стоит зайти за монастырскую ограду, и попадаешь в другой мир, мир тишины, покоя и молитвы.

Учитель. (Слайд 52) Вот и завершилось наше путешествие по православным монастырям Кубани. Надеюсь, что оно было познавательным, увлекательным и приоткрыло вам новые страницы православной истории нашего края.

Учитель. Ну а сейчас, давайте проверим, насколько вы были внимательны. Проведем небольшое тестирование. Возьмите бланки для теста и кружочком отметьте правильные ответы.

Дети выполняют тест

Учитель. А теперь поменяйтесь бланками с соседом по парте, проверим и оценим тесты.

Дети проверяют тесты друг друга, оценивают в баллах, затем учитель выявляет самый высокий балл. Можно вручить призы учащимся, набравшим наибольшее количество баллов.

Учитель. На этом наша заочная экскурсия по Золотому кольцу кубанских православных монастырей окончена. Весь раздаточный материал вы забираете с собой. Всего вам доброго, ребята.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

ТЕСТ «ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ КУБАНИ»

Из списка ответов выбери правильный и впиши в клеточку рядом с вопросом номер правильного ответа. Каждый правильный ответ – 1 балл.

ОТВЕТЫ:

  1. Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь в пос. Победа Майкопского р-на
  2. Свято-Духов мужской монастырь г. Тимашевск
  3. Мужской монастырь «Крестовая пустынь» пос. Нижний Солох-Аул г. Сочи
  4. Троице-Георгиевский женский монастырь с. Лесное г. Сочи
  5. Женский монастырь в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины ст. Роговская Тимашевского р-на.
  6. Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Нерушимая стена» г. Апшеронск
  7. Свято-Успенский женский монастырь г. Кореновск
  8. Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодар

ВОПРОСЫ:

Вопрос

Ответ

Балл

1

В каком монастыре есть колодец со святой водой, на дне которого лежат камушки из реки Иордан

7

1

2

Какой монастырь основал афонский монах Мартирий

1

1

3

В каком монастыре находится храм в честь святого мученика Уара, деньги на который пожертвовала мать, потерявшая на войне сына.

4

1

4

В каком монастыре архимандрит Георгий лечит болящих травами

2

1

5

В каком монастыре старцы строили себе жилища в пещерах

1

1

6

Святыней этого монастыря служит икона Божией Матери «Державная Игумения»

5

1

7

В каком монастыре находится пруд с черными и белыми лебедями

8

1

8

В каком монастыре библиотека более 4000 книг

6

1

9

Какой монастырь расположен рядом с онкологическим диспансером

8

1

10

Монастырь сербско-русской дружбы

3

1

11

Идея создания этого  монастыря родилась у казаков по окончании Кавказской войны

1

1

12

По легенде болящая юродивая девица предсказывала появление этого монастыря

2

1

Количество баллов:

12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект, созданный детьми, занял 27 Мб. Разделить на части его очень тяжело. Предлагаю начальные слайды и слайды-разделители, на основании которых можно создать собственную экскурсию.

Слайд 2

ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ КУБАНИ

Слайд 3

Я сказал, что где-то Журавли курлыкают . Я сказал, что где-то – Ветер, облака. Пыльные пустырники Пахнут повиликою, И в траве смеётся Капля василька.

Слайд 4

Я сказал, что где-то – Половодье осени, Клён собой засыпал Рыжую траву, Я сказал, что где-то Над пустынной росстанью Показался лунный Золотой кавун.

Слайд 5

Я сказал, что где-то, С монастырской звонницы, Звуки православные Над землёй плывут. Я сказал, что где-то Образ Богородицы Утешает страждущий Богомольный люд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я сказал, что где-то Огоньки колышутся, Свечи восковые И кадильный дым. Я сказал, что где-то – Край, где вольно дышится, Край, где всё пропитано Воздухом святым.

Слайд 2

Я сказал, что где-то – Клобуки и мантии, Канонарх уверенно Возглашает стих. Я сказал, что где-то Служит Богу братия. И ещё сказал я: - Я – один из них.

Слайд 3

Свято-Михайло Афонская Закубанская общежительная пустынь Свято-Духов монастырь Крестовая пустынь Монастырь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины Монастырь во имя иконы Божией Матери «Нерушимая стена» Монастырь во имя иконы Божией Матери « Всецарица » Свято-Успенский монастырь Троице-Георгиевский монастырь Геленджикское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры Подворье Саввино-Сторожевского монастыря



Предварительный просмотр:

ЛАРЕЦ МУДРОСТИ

Святитель  Тихон Задонский

Священное Писание есть слово Бога. Через слово Писания Он милостиво и по-отечески беседует с Нами.

Святитель Иоанн Златоуст

Ангелы служат Богу для нашего спасения. Занятие Ангелов – славить Творца. Прославлять Ангелов – наш долг.

Чем усерднее мы будем служить Богу, тем больше получим себе пользы.

Как лекарство для болезней, так наказание для проступков.

Где вера, там и сила, а где неверие, там и немощь. Вера – мать всех благ.

Святитель Григорий  Нисский

Блажен тот, кто может сказать: Господи! Сделай мне то, что я сделал Другим.

Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах.

Вера открывает даже врата смерти.

Святитель  Василий  Великий

Благодать – это сила Божия, даруемая христианину, чтобы он смог познать Бога, исполнять заповеди и получить вечное блаженство.

Книга притчей Соломоновых.

Начало мудрости – страх Господний.

Книга Премудрости  Иисуса

Почитающий отца очистится от грехов, уважающий мать свою – как приобретающий сокровище.

Святитель Григорий  Богослов

Любить человека – значить воздать честь Создателю.

Святитель  Ефрем Спирин

Любовь – столб всех добродетелей. Она учит правде и мужеству, терпению и миру.

Господь милосерд. Ему приятно оказывать милость и спасать человека. Он – море щедрот.

Святитель Иустин Попович

Каждая икона – это  очаг и жилище Божией благодати.

Святитель  Василий Великий

Бог приходит на землю, чтобы человека поднять до небес.

Святитель Иоанн  Златоуст

Когда Бог являет Свое благоволение к нам, тогда всякая печаль исчезает.

И безмолвное небо возвещает славу Божию.

Святой праведный Иоанн  Кронштадский

Смотрите на Преображение – вот какой свет всегда был в душе Господа, из какого света излились Его учение, жизнь и чудеса.



Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ.

А

Агиасма – святая вода, освященная в праздник Богоявления.

Ангел – дух бестелесный, созданный Богом.

Апостол – ученик Иисуса Христа, распространитель Его учения.

Б

Библия – Книга (греч.)

Благоволение – любовь, расположение, доброжелательство.

Благодать – спасительная и освящающая сила Божия.

Благословление – помощь Бога.

Ближний – всякий  человек по отношению к другому.

В

Венчание – Церковное Таинство, в котором призывается Божье благословение на новую семью.

Вера – внутреннее убеждение в чем-либо, уверенность в существовании Бога.

Ветхий – древний, старинный.

Воля – свобода в поступках.

Всемогущий – может все, имеет неограниченную силу.

Г

Гордость – чувство превосходства над другими.

Е

Епископ – главный пастырь епархии

Ж

Жалость – сострадание, соболезнование чужому горю, беде.

Жезл – украшенный посох, который обычно служил символом власти.

Жертва – предмет или живое существо, которое приносится в дар Богу.

З

Завет – союз, договор Бога с  людьми.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием или успехом другого.

Заповедь – поведение, данное  Богом.

И

Идол – статуя, которой язычники покланяются,  как божеству.

Икона – написанный красками образ, который изображает нам Бога, Богородицу или святых, и является предметом религиозного почитания.

Испытать – проверить на опыте.

Иудей – человек, почитающий истинного Бога родом из Иудеи, в Ветхом Завете.

К

Клеветать – говорить о другом человеке ложь.

М

Миро – состав из разных благовонных трав и масел.

Мессия – Помазанник, то же, что и Христос (на греческом языке)

О

Обетование – обещание.

П

Потоп – наводнение, разлив воды, сильный ливень, не прекращавшийся 40 дней и 40 ночей.

Почил – упокоился – стал покойником – умер.

Праведник – человек, который живет по заповедям Божиим.

Притча – рассказ с нравоучением.

Проповедь – поучение, речь, духовное слово.

Просфора – освященный хлеб, который используется во время совершения литургии.

Псалом – молитва к Богу в виде стихов, которые читаются или поются.

С

Священное писание – собрание священных книг.

Скрижаль – каменная доска с написанным на ней  текстом завета.

Смирение – отсутствие гордости, скромность.

Т

Тайный – не явный, не открытый, неизвестный людям.

Тропарь – краткая песнь, составленная в честь церковного праздника или памяти святых.

Ч

Чудо – совершенное Богом небывалое, удивительное для людей дело.