мой план самообразования

лялина людмила

план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie2018-2023g.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

                                       учителя-логопеда Лялиной Л.Ю.

                                                  на 2018-2023г.

Тема: «Использование инновационных технологий, знаковой символики для развития речи детей с ТНР»

  Цель:                                                                                                                          осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием  инновационных технологий, знаковой символики.

Задачи:                                                                                                                    Изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих и речевых трудностей с использованием игровых инновационных технологий. Разработать картотеки игр и упражнений по общему и речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.  апробировать данную модель на практике

Предполагаемый результат:                                                                                       -разработка методических рекомендаций, пособий, игр, создание авторской программы по данной теме.

Форма самообразования: индивидуальная.

Источники самообразования:                                                                                    интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

 Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность.                                                                                                              Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение современных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и общее развитие. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы. Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

 Задачи самообразования по теме: изучение учебно-методической литературы по теме самообразования; овладение новыми логопедическими технологиями путем внедрения их в коррекционно-образовательный процесс; планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

 Этапы изучения темы: I. Информационный блок. Переработка и анализ теоретических материалов.

II. Технологический блок. Проведение консультаций, мастер-классов для педагогов по теме использования инновационных технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ.

III. Организационный блок. Создание картотеки применения информационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников; проведение открытых мероприятий, помощь в организации и пополнении речевых центров с учетом применения инноваций.

2018-2019год.

Изучение инновационной формы проведения НОД -  квест .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2001. - С. 272.
3. Степанова, И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий [Текст] / И.Ю. Степанова // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет». - СПб., 2001.
4. Чечель, И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3.
1. Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский. - (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).
2. Как создать веб-квест. - (http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-l-0-6).
3. Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Н.В. Николаева. - (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).
4. Романцова, Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Романцова. - (
http://festival.lseptember.ru/articles/513088/).

2019-2020г.

Изучение и внедрение геокешинга в логопедическую работу

Изучить литературу по теме: master_klass_po_geokeshingu.docx. https://infourok.ru/igri-v-stile-geokeshing-v-dou-2360537.html.

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/gieokieshingh_odna_iz_sovriemiennykh_tiekhnologhii_doshkol_noghoaniia _

 «Развивающие технологии в логопедии» В.М. Акименко . Феникс,2011г . https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/plan-konspekt-igry-geokeshing.html

По итогам планируется:

-внедрить с свою работу квесты и геокешинги, разработать итоговые квесты и геокешинги по лексическим темам.
разработать методические рекомендации «Использование квестов и геокешингов в работе логопеда».

2020-2021г.        

- Развитие связной речи, памяти ребенка при помощи мнемотехники

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. 
На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней (такое задание ребенок выполняет дома под контролем родителей).
Для детей с ФФНР или ФНР заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.
Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Правильно использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику.

По итогам изучения темы планирую разработать картотеку мнемотаблиц для пересказа, составления описательных рассказов, заучиванию стихотворений.

Литература: Международный образовательный портал Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед С Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание С Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС

2021-2022год:

 Логопедические кубики – развивающие игровые технологии

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

      Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Планирую  внедрить логопедические кубики. Любое занятие – будь то автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, развитие темпа речи или знакомство с лексической темой – при помощи логопедических кубиков превращается в игру.

Итоги работы по теме самообразования:

  • Создание логопедических кубиков;
  • Введение в индивидуальную и групповую работу;

2022-2023 год

 Применение ИКТ-технологий в работе логопеда.

Игры, в том числе компьютерные , как новые формы организации обучения и передачи знаний, стали отличными помощниками в развитии детей: внимания, памяти, мышления, речи, личности ребенка, навыков учебной деятельности. 
Использование игр на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. 
Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий.

Использование компьютера и интерактивной доски не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.

Итоги работы по теме самообразования:

  • Выступление на РМО учителей-логопедов с данной темой;