ЕГЭ по обществознанию
Материалы для подготовки к ЕГЭ обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разбор заданий ЕГЭ с кратким ответом | 144.1 КБ |
Разбор задания №23 и алгоритм решения | 74.65 КБ |
Алгоритм-решения-задания-№21-ЕГЭ-по-обществознанию | 48.7 КБ |
Алгоритм-решения-задания-№25-ЕГЭ-по-обществознанию | 255.46 КБ |
тренажер 21 задание | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разбор типовых вариантов задания № 1 Анализ схем и таблиц(1 балл) Алгоритм выполнения задания Внимательно читаем задание; Смотрим, какие элементы уже присутствуют в таблице/схеме; Вспоминаем теорию по теме задания; Если в задании дана таблица – вспоминаем, что соответствует характеристике, данной к пропущенному слову; Определяем пропущенный элемент и записываем его в ответ.
1 вариант ( легко) Форма Характеристика Религия Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное. Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости. Запишите слово, пропущенное в таблице . ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ Мораль
Вариант 2 (средняя сложность) Запишите слово, пропущенное в схеме . Семьи
Вариант 3 (сложно) Тип избирательной системы Характеристика Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов, полученных каждой партией; для представления в парламенте партия должна преодолеть минимальный процентный барьер. Мажоритарная Для избрания в парламент партия должна набрать большинство голосов избирателей. Смешанная Комбинирование двух предыдущих типов. Запишите слово, пропущенное в таблице. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Пропорциональная
Разбор типовых вариантов заданий №2 Выбор обобщающего понятия (1балл) Алгоритм выполнения задания Внимательно читаем задание; Изучаем весь перечень понятий; Определяем, к какой теме они относятся, вспоминаем их значения и отличия друг от друга; Выявляем, какое слово является обобщающим для всех остальных и записываем его в ответ.
Вариант 1 (легко) Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание . Демократия, тоталитаризм, политический режим, авторитаризм, военная диктатура . .
Вариант 2 (средняя сложность) Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание . Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза , анализ.
Вариант 3 (сложно) Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех других представленных понятий. Запишите это слово/словосочетание . Финансовое право, административное право, публичное право, международное гуманитарное право, конституционное право
Разбор типовых вариантов заданий № 3 Соотношение понятий (1 балл) Алгоритм выполнения задания Внимательно читаем задание; Изучаем слова, данные в перечне; Вспоминаем теорию и определяем, какие из них соотносятся с указанным в задании условием, а какие – нет (в случае затруднений выбираем лишние методом исключения); Записываем номера «лишних» слов в ответ.
1вариант (легко) Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к признакам элитарной культуры. Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны . Основная идея – простота идей и образов; Предназначение для узкого круга потребителей; Трудность для понимания неподготовленного человека; Доступность широкой публике; Создается профессиональными творцами; Сложность художественных приемов. 1 4
2 вариант (средняя сложность) Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны. Социальная санкция; Наказание; Социальная норма; Социальная мобильность; Социальная стратификация; Поощрение. 4 5
3 вариант (сложно) Далее приведен перечень характеристик. Все они, кроме двух, относятся к признакам государства любого типа. Найдите 2 характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и впишите в таблицу цифры, под которыми они даны. Суверенитет; Наличие определенной территории; Приоритет прав и свобод человека; Право устанавливать и собирать налоги; Публичный характер власти; Установление и реализация принципа разделения властей. 3 6
Разбор типовых вариантов заданий №4 Выбор характеристик (2 балла, 1 ошибка-1 балл, больше 0 баллов) Алгоритм выполнения задания Внимательно читаем задание; Анализируем данные характеристики; Вспоминаем теорию, определяем, какие из них соотносятся с указанным в задании условием, а какие – нет; если сразу выделить нужные сложно – последовательно анализируем каждое данное высказывание и действуем методом исключения; Записываем номера подходящих характеристик в ответ.
1вариант (легко) Выберите в списке события, отражающие проявления массовой культуры, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны. Выставка французских импрессионистов. Премьера нового комедийного фильма. Концерт известной поп-группы. Переиздание детектива-бестселлера. Открытие международного конкурса скрипачей. 2 3 4
2 вариант (средняя сложность) Выберите в списке черты только постиндустриального общества, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны. Большая часть населения занята в сфере услуг. Роль компьютерных технологий в жизни общества становится все более заметной. Значительное влияние на развитие общества оказывают природные факторы. Энергосберегающие и «зеленые» технологии становятся все более популярны. Общественные отношения регулируются различными правовыми нормами. 1 2 4
3 вариант (сложно) Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманизации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны. Увеличение количества учебных предметов. Компьютеризация образовательного процесса. Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников. Уделение особого внимания нравственному воспитанию учащихся. Развитие творческого потенциала учащихся. 3 4 5
Разбор типовых вариантов заданий №5 Установление соответствий(2 балла, 1 ошибка-1 балл, больше 0 баллов) Алгоритм выполнения задания Внимательно читаем задание; Анализируем приведенные в нем позиции; Вспоминаем теорию по теме задания и по порядку определяем соответствия между позициями; в случае затруднений действуем методом исключения, расставляя сначала те номера, в отношении которых есть полная уверенность; Записываем ответ
1вариант (легко) ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВА А) Развитие высоких технологий Б) Механизация промышленного производства В) Выдвижение сферы услуг на первый план Г) Натуральный характер хозяйства Д) Общинный уклад, коллективизм Традиционное (аграрное) Индустриальное Информационное (постиндустриальное) Установите соответствие между типами общества и их отличительными признаками: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А Б В Г Д 3 2 3 1 1
2 вариант (средняя сложность) ПРИМЕРЫ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ А) Преподаватель университета защитил диссертацию, после чего перешел на должность доцента. Б) Начальник почтового отделения в связи с семейными обстоятельствами перешел на должность оператора. В) Сотрудник банка перевелся в новое отделение той же банковской сети, открывшееся рядом с его домом. Г) Учитель географии переехал из небольшого города Самарской области в Москву и устроился в столичную школу. Д) Участникам успешной военной операции были присуждены внеочередные воинские звания. Нисходящая Горизонтальная Восходящая А Б В Г Д 3 1 2 3 3
3 вариант (сложно) ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ А) Выдвижение гипотез. Б) Объяснение сущности изучаемых явлений. В) Проведение научного эксперимента. Г) Выявление закономерностей, по которым происходят изучаемые процессы. Д) Проведение наблюдения за каким-либо явлением. Теоретический Эмпирический А Б В Г Д 1 1 2 1 2
Разбор типовых вариантов заданий №6 Соотнесение фактовсоответствий (2 балла, 1 ошибка-1 балл, больше 0 баллов) Алгоритм выполнения задания Внимательно читаем условие задания и приведенные варианты ответов; Анализируем, какие варианты удовлетворяют заданному условию, в случае затруднения действуем методом исключения; Записываем ответ.
1вариант (легко) Былины – один из ярких примеров русской народной культуры. В каких из приведенных фактов содержится информация, которая позволяет сделать вывод о том, что они относятся именно к народной культуре? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Они не имеют персонального авторства. Их изучают в школе так же, как и 30 лет назад. Их сюжеты были экранизированы. Они на протяжении долгих лет передавались из поколения в поколение. Их сюжеты были проиллюстрированы многими художниками. 1 4
2 вариант (средняя сложность) Виталий работает в научно-исследовательском институте. Какие из приведенных фактов говорят о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Он занимается анализом научных публикаций по своей специализации. Он входит в профсоюзную организацию. Он часто посещает городскую библиотеку. Он выступил с докладом на международной научной конференции. Он готовит к публикации монографию. Он просматривает вечерние выпуски новостей . 1 4 5
3 вариант (сложно) В стране Х принята новая Конституция. Найдите в приведенном списке положения, которые указывают на то, что страна Х – правовое государство. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Каждый человек имеет право на собственность. Все равны перед законом. Никакая религия не является государственной. Государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь. 2 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание № 23 Конституция Российской Федерации закрепляет возможности человека принимать участие в управлении государством. На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обращаем внимание, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.) Проверяет знание и понимание ценностей закрепленных Конституцией РФ. Относится к теме кодификатора 5.4. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Уровень сложности – базовый. Максимальный балл - 3. Время выполнения – до 8 минут.
Разбор задания. Что мы видим в условии задания? – участие в управлении государством ( или ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАНИНА) Вспоминаем и перечисляем. Конституция Российской Федерации закрепляет возможности человека принимать участие в управлении государством . На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обращаем внимание, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. НО НАМ НЕ НУЖНО ПИСАТЬ СТАТЬЮ И ДОСЛОВНО ЕЕ ЦИТИРОВАТЬ!!!
Правильный ответ Могут быть приведены такие подтверждения: СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Штрафные санкции Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило : – если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов; – если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством . На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
ОТВЕТ 1) в Конституции Российской Федерации утверждается приоритет прав и свобод граждан и обязательство государства их защищать; 2) в Конституции закреплено разделение государственной власти на законодательную исполнительную и судебную; 3) в Конституции закреплён принцип верховенства права: все люди, организации, органы власти должны подчиняться Конституции и действующему законодательству. ДРУГИМИ СЛОВАМИ ПЕРЕЧИСЛЯЕТЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОС-ВА Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания. Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!
Российская Федерация - светское государство. На основе положений Конституции Российской Федерации сформулируйте три подтвержден этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложен с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обращаем внимание, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Могут быть приведены такие подтверждения: 1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. 3 ) Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Предварительный просмотр:
Алгоритм решения задания №21 ЕГЭ по обществознанию
Опыт работы с обучающимися на уровне среднего общего образования по подготовке к ЕГЭ по обществознанию показывает, что многие ученики испытывают трудности при решении задания №21 из второй части ЕГЭ по обществознанию. Данное задание не только проверяет теоретические знания обучающихся по разделу «Экономика», но и заставляет мыслить критически, уметь применять на практике физико-математические навыки, развивать логическое мышление.
Для решения задания №21 необходимо анализировать экономический график по этим критериям:
- изменение равновесной цены;
- изменение спроса и предложения.
Именно поэтому для выполнения данного задания необходимы отличные знания теории спроса и предложения, а также сути понятия «равновесная цена». За правильное решение данного задания максимальный балл — 3.
Итак, перед нами задание.
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке рыбы и морепродуктов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастет число потребителей при прочих равных условиях?
Ответ на первый вопрос задания №21 предполагает знание понятия
«равновесная цена». Под равновесной ценой предполагается цена, при которой потребитель готов приобрести товар или услугу, а производитель готов продать, т.е. достигается полный компромисс между производителем и покупателем. На графике равновесная цена находится на пересечении между кривой спроса и предложения.
Таким образом, правильный ответ на первый вопрос звучит следующим образом:
- Равновесная цена выросла.
Прежде, чем приступить к решению второго вопроса задания №21, предлагаю после внимательного прочтения задания, исходя из условия задачи и анализа графика, первоначально ответить на следующие вопросы, которые помогут применить на практике теоретические знания по теме
«Спрос, предложение, равновесная цена» и успешно решить задачу.
Вопрос 1. Определитесь, об изменении какого экономического явления идёт речь: спроса или предложения?
Пример ответа на вопрос 1:
В данном случае речь идёт об изменении предложения.
Вопрос 2. Назовите вид потребительского рынка, о котором говорится в тексте задания. Это очень важно, потому что в определённых ситуациях сам вид рынка существенно помогает решить задачу (например, рынок стационарных компьютеров, рынок вторичного жилья, рынок этнической одежды и т.д.).
Пример ответа на вопрос 2:
Это потребительский рынок рыбы и морепродуктов.
Вопрос 3. Как изменился спрос (предложение) на определённый вид товара (услуг).
Пример ответа на вопрос 3:
Предложение рыбы и морепродуктов уменьшилось.
Вопрос 4. Почему предлагать (спрашивать) определённый вид товара (услуг) стали меньше (больше). Для лучшего понимания того, что может повлиять на предложение (спрос), вспоминаем основные факторы, которые оказывают влияние на его изменение (например, количество потребителей (производителей), доходы потребителей, цены на сырьё, налоги и т.д.)
Пример ответа на вопрос 4:
Предлагать рыбу и морепродукты стали меньше. Это может быть связано с увеличением цен на топливо для рыболовецких траулеров, в связи с чем, увеличились издержки на улов рыбы и морепродуктов, что привело к сокращению их предложения.
Таким образом, правильный ответ на второй вопрос звучит следующим образом:
- Изменение предложения может быть связано с увеличением цен на топливо для рыболовецких траулеров, в связи с чем, увеличились издержки на улов рыбы и морепродуктов, что привело к сокращению их предложения.
Отвечая на третий вопрос задания №21, необходимо спрогнозировать ситуацию, что произойдёт со спросом и равновесной ценой при росте числа потребителей при прочих равных условиях. При решении этой задачи исходим из того, что если увеличится количество потребителей, то соответственно, будет увеличиваться спрос, а если увеличивается спрос, значит, вырастет и равновесная цена.
Таким образом, правильный ответ на третий вопрос звучит следующим образом:
- Рост числа потребителей приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила выполнения. 1. Ответ на первый вопрос, требующий привести обоснование предложенной позиции, должен быть в виде связных и логичны рассуждений. Он может быть дан в одном или нескольких распространённых предложениях. И фактически в этой части задания необходимо, опираясь на теоретические знания по курсу «обществознание», привести теоретическую аргументацию, подобную той, что ранее присутствовала в структуре эссе (задание 29 в формате ЕГЭ прошлых лет). Важно: отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве правильного ответа.
В ответе на второй вопрос примеры должны быть конкретными, взятыми из общественной жизни. Важно: смоделированные примеры о государстве Z, партии N и т. д. не засчитываются.
3. В вопросе третьем, требующем привести примеры каких-либо функций, проявлений или свойств общественных институтов, явлений или процессов, засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто. Важно: отвечая на данный вопрос, важно помнить, что в примерах должны быть использованы общественные институты, явления или процессы, названные в предыдущем вопросе .
Качество дополнительных (сверх трёх требуемых) примеров влияет на выставленный балл: даже если три примера приведены без ошибок, а ошибки/неточности есть в дополнительном примере, то в зависимости от наличия других элементов выставляется 0 или 1 балл.
На что нужно обратить внимание при ответе на 25-е задание: 1. Разный объём Объяснение может быть разным по объёму. Задания могут быть такими: «обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества» или «обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности» или «обоснуйте необходимость соблюдения принципа социальной справедливости в современном обществе» (цит. по ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О. А. Котова, Т. Е. Лискова . — Москва. — 2022). Здесь важно писать полные предложения, максимально раскрыть тему.
2. Обращайте внимание на вопрос Вопрос может содержать указание конкретных фактов российской действительности: например, «Указать три партии, действующие в России» или «Какие религии относятся к традиционным религиям России» или «Какие направления социальной политики осуществляются в вашем регионе» (цит. по ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/О. А. Котова, Т. Е. Лискова . — Москва. — 2022). Смотрите и читайте СМИ — только так вы сможете получить информацию для ответа на подобные вопросы. Базовых знаний и моделирования ситуаций не хватит .
3. Хорошие примеры Примеры, так же как и в задании 19, должны быть развернутыми, отдельные слова и словосочетания не засчитываются и, более того, примеры не должны повторять друг друга. Четко следуйте условию задания: если, например, в задании указано «проиллюстрируйте примером три черты», сначала записывайте черту, а потом — иллюстрирующий пример!
4. Читайте условие Каждое условие оценивается отдельно и никак не связано с предыдущим ответом, поэтому алгоритм такой: прочитали условие — дали ответ. 5. Считайте вопросы Ответов должно быть столько же, сколько вопросов в задании. Ответ должен включать столько позиций, сколько требуется: например, три основания (черты/признака) и три характеристики этих оснований (черт /признаков) или три партии и три функции, иллюстрирующие деятельность каждой из них. Школьники, отвечая на вопросы задания, выделяют или основания (черты/признака) или характеристики, а потом получают 0 баллов, хотя частично ответили на вопрос. При этом, нужно понимать, что вы можете указать из необходимых трех оснований (черт, признаков, характеристик) одно, но оценивать будут все три, поэтому за неполный ответ вам поставят 0 баллов.
6. Не знаете ответ — напишите хоть что-то С другой стороны, если вы можете ответить только на часть задания — обязательно запишите ответ. Но помните, что наличие части ответа не всегда гарантирует вам балл, даже если ответ верный. 7. Поменьше «воды» Старайтесь выполнить всё задание, но не загромождайте ответ рассуждениями, о которых вас не спрашивают. Лаконичность — ваше оружие. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла.
Пример выполнения задания 25 от экспертов ФИПИ: Задание 25. Обоснуйте необходимость регулирования рыночной экономики центральным банком. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие коммерческие банки действуют на территории Российской Федерации? (Назовите любые три банка.) Приведите три примера, иллюстрирующих реализацию ими разных функций. ( Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных функции. )
Варианты правильных ответов: 1. Эффективность механизма цен зависит в том числе и от покупательной способности национальной валюты. Также от установленного государством механизма и условий денежного обращения. Именно центральный банк обеспечивает устойчивость национальной валюты, обеспечивает стабильность и надежность национальной платежной системы. Он монопольно осуществляет эмиссию денег и пр. Правильно дано обоснование.
2. Почта-банк, Тинькофф, ВТБ. Приведено три конкретных примера. 3. 1) Почта-банк выдал кредит гражданину Петрову на покупку нового автомобиля. 2) В отделении ВТБ Макаров обменял рубли на доллары перед поездкой в США. 3) Анна открыла депозит в банке Тинькофф и получает ежегодные проценты .
Обоснуйте необходимость налогообложения в РФ. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях). Какие существуют в РФ права у налогоплательщиков? (Назовите любые три права.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данного права. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных права.).
Система налогообложения в РФ способствует пополнению бюджета государства. При помощи налогов государства тратить денежные средства на развитие социальной политики (выплаты пенсий, помощь семье, молодежи ), на развитие инфраструктуры в государстве (строительство дорог), безопасность (обеспечение армии) и т.д.
2 ) Налогоплательщик в РФ имеет право использовать льготы; получать достоверную информацию о том, какие налоги он должен заплатить; требовать соблюдения налоговой тайны
- имеет право использовать льготы: Иванов О. став пенсионерам имеет право не платить налог на собственность. - получать достоверную информацию о том, какие налоги он должен заплатить: Петров ежегодно на сайте госуслуги получает информацию о налоговой задолженности за год, где указано за что он платит налог. - требовать соблюдения налоговой тайны: Учредитель ООО «Фантик» Сидоров подал на налоговую службу в суд, за то что они распространили сведения о его прибыли за текущий период.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. Какие политические партии действуют в Российской Федерации? Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства.
Политические многообразие и многопартийность в демократическом обществе необходимы для того, чтобы на политической арене было представлено большое количество идей, взглядов, идеологий весь политический спектр мнений. Политические партии: «Единая Россия», «ЛДПР», «Справедливая Россия – За правду» а) Подготовка политических лидеров (кадровая) На протяжении многих лет партия «Единая Россия» выступает лидером по предоставлению политических кадров для государственного управления: федеральных министров, губернаторов, мэров городов – большинство из них являются членами «Единой России». б) Привлечение новых членов партии ( рекруитирование ) Партия ЛДПР создала для несовершеннолетних молодёжную организацию, куда может вступить любой желающий, получить политическое образование и в дальнейшем стать полноценным членом партии. в) Представительская На выборах 2021 года в Государственную Думу «Справедливая Россия» прошла пятипроцентный барьер и получила по итогу 27 мандатов.
Обоснуйте необходимость политического активного политического участия граждан в демократическом обществе. Какие общественные организации существуют в России? Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой формы политического участия в жизни общества и государства.
Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, и на его праве участвовать в управлении делами общества, поэтому политическая активность граждан – залог сохранения демократических ценностей. Общественные организации: «Союз женщин России», «Боевое братство России», «Справедливая Россия» а) Обращение в органы государственной власти Общественная организация «Союз женщин России» по многочисленным просьбам женщин, которые подвергаются различным формам дискриминации, обратились в комитет Государственной Думы с инициативой внести поправки в действующее трудовое законодательство. б) Участие в митингах и демонстрациях Активисты «Боевого братства России» поддержали митинг в поддержку ветеранов Афганской войны, который прошел в рамках празднования очередной годовщины. в) Контроль над деятельностью государственных органов власти Общественная организация «За Справедливую Россию» на выборах 2021 года в Государственную Думу выдвинула своих активистов в качестве наблюдателей на избирательных участках.
Обоснуйте необходимость активного политического участия граждан в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие политические права появляются у граждан РФ по достижении ими 18 лет? (Назовите любые три права.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данного права. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных права.)
1. Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, и на его праве участвовать в управлении делами общества, поэтому политическая активность граждан – залог сохранения демократических ценностей. 2. Политические права: Участие в выборах, участие в политических объединениях и партиях, представление своих интересов в государственных органах а) С 18-летнего возраста граждане РФ могут участвовать в голосовании за кандидатов в государственную думу, а также участвовать в референдумах. б) С 18-летнего возраста граждане РФ могут вступать в политические партии и общественные объединения, быть их активными участниками и вносить членские взносы. в) 18-летние граждане России могут подписываться под петициями в государственные органы с предложениями о внесении поправок в действующее законодательство .
4. Объясните, в чем заключается социальная сущность РФ. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие конкретные меры предпринимаются в РФ для поддержки семьи, материнства и детства? (Назовите любые три меры.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной меры. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных меры.)
Социальная сущность РФ заключается в том, что государство обязано обеспечивать граждан гарантированными минимумами жизненных благ, а также справедливо распределять материальные блага Меры: Выплата материнского капитала, создание эффективной системы заботы о детях-сиротах, пособия беременным и женщинам, которые находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком а) В РФ принята мера поддержки рождаемости в виде единоразовой выплаты, которую семья может потратить на приобретение жилья, пенсию мамы или образование детей. б) В РФ для детей, потерявших родителей, предусмотрены пособия по потери кормильца, устройство в опекунские семьи или в систему детских домов в) В РФ предусмотрены пособия по беременности, а также гарантируется оплата декретного отпуска
РАЗДЕЛ ТЕМА ПРИМЕРЫ Человек и общество Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Мировоззрение, его виды и формы Виды знаний и тд ….. ЭКОНОМИКА Факторы производства и факторные доходы Финансовые институты. Банковская система Политика……. Политические партии и движения…. Право Права и обязанности налогоплательщика
ПРАКТИКУМ
Работа 25.3 Обоснуйте необходимость эффективной политической власти в современном обществе. (обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях). Какие субъекты политической власти действуют в РФ? (Назовите любые три субъекта). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его основную функцию политической системе общества
1. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и в обществе, реализации ожиданий граждан. Для измерения эффективности государственной власти используются такие показатели: · демографические , уровень материального благосостояния (ВВП на душу населения, реальная заработная плата, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум) · уровень физической безопасности граждан (количественные показатели и структура преступности, процент раскрываемости преступлений и др.); · уровень образования населения (доступность образования, количество учебных заведений, уровень грамотности, количество специалистов с высшим и средним специальным образованием и др.); · занятость населения (уровень безработицы, создание рабочих мест и др.); 2. Государство, Политические партии, Политическая элита, народ
3. Президент РФ подписал договор о сотрудничестве и торговое соглашение с Китаем 2. Федеральное Собрание на основе депутатских запросов разработало законопроект о повышении пенсии. Или ГД РФ дала согласие Президенту на назначение на должность Председателя Правительства 3. Граждане РФ приняли участие в выборах Президента РФ
Работа 25.2, 25.5 Обоснуйте мысль о том, что в современном мире существует многообразие форм государств. Назовите три элемента формы государства. Каждую из них охарактеризуйте относительно России, приведите по одному примеру, иллюстрирующему данный элемент формы государства .
1. Форма государства определяет, на каких принципах построена и как территориально организована государственная власть. Форма государства определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органов государства (парламента, правительства, главы государства), деление государства на составные части и юридический статус этих частей, а также методы деятельности государства и характер его связей с гражданами . 2.Форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим
3.Форма правления- в РФ в соответствии с Конституцией действует республиканская форма правления . Например, в России прошли выборы Президента в 2018 году, на которых абсолютное число голосов получил В.В. Путин. В РФ прошли выборы Президента, кандидата А проголосовали 75 % жителей страны. форма государственно-территориального устройства-государство РФ является федерацией, состоит из 85 субъектов Политический режим в РФ – демократический, например, в России народ выбирает власть, существует многопартийность, такие партии как «ЕР», «КПРФ», «Справедливая Россия», «ЛДПР», а также разные идеологии – либеральная, консервативная, коммунистическая.
Работа 25. 4. 25.7 Обоснуйте необходимость развития производства в экономической системе любого типа. Какие факторы используются в производстве экономических благ? (назовите любые три фактора). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ преодоления ограниченности данного вида экономического ресурса хозяйствующими субъектами.
1.Производство рассматривается как процесс, в котором люди, связанные определенными производственными отношениями, создают материальные блага в виде средств производства и предметов личного потребления, необходимых для существования людей. В каждом обществе производство осуществляется непрерывно, так как на месте использованных благ необходимо создавать новые с учетом роста материальных и духовных потребностей общества. Из этого вытекает его главная роль в системе экономических отношений. 2. земля, труд, информация, предпринимательство
2. земля, труд, информация, предпринимательство 1. Труд-приглашение рабочих из-за рубежа, переобучение или переквалификация «своих» рабочих Земля - Облагораживание» земли, поиск полезных ископаемых в новых местах. Предпринимательство - развивать предпринимательский талант, издание законов, направленных на защиту предпринимательства. Информация - обучение персонала, поиск новых путей получения информации.
РАБОТА 25.7 Обоснуйте мысль о том, что производство общественных благ в условиях рынка не может осуществляться без участия государства. ( обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях). Какие виды общественных благ доступны гражданам РФ? (назовите любые три вида благ). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему значение данного вида благ для населения страны.
1) Участие государства в современной экономике позволяет обеспечить показатели экономического роста, ВВП, стабильности государственной валюты, совершенствование законодательства в экономической сфере, то есть обеспечить стабильность развития экономики государства, а также поможет справиться с несовершенствами рынка, то есть с проблемами, с которыми рынок не справляется или в одиночку не может справиться, а именно это борьба с безработицей, монополиями, предоставление общественных благ и социальных гарантий, компенсацией внешних эффектов
2) К общественным благам относят: обеспечение охраны правопорядка, бесплатное образование, информация от государственных СМИ 3) Обеспечение охраны правопорядка: гражданин Н обратился в полицию с заявлением о том, что несколько жителей близ лежащих домов устроили несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов. 4) Бесплатное образование: гражданка А написала заявление о приёме её сына в 1 класс МБОУ лицея №1 города Шахты на бесплатной основе. 5) Информация от государственных СМИ: жители РФ ежедневно смотрят по первому государственному каналу новости, в которых рассказывают о событиях, произошедших в течении дня/недели.
1. Обоснование: Участие государства в современной экономике позволяет решать макроэкономические проблемы (экономического роста, безработицы, инфляции), минимизировать недостатки рынка (склонность монополизации, негативные внешние эффекты и т.д.), а также производить общественные блага. 2. Общественные блага: 1) Бесплатное образование. 2) Свет маяка. 3) Безопасность страны. 3. Примеры, иллюстрирующие использование данного блага. 1) Правопорядок. Полиция патрулирует улицы и задерживает хулиганов. Это позволяет законопослушным гражданам даже ночью без опаски гулять по городу. 2) Свет маяка. Любой корабль, идущий вдоль побережья Крыма, может ориентироваться по свету установленных там маяков. 3) Безопасность страны. Российская армия и органы безопасности защищают государственные границы России, что позволяет гражданам страны чувствовать себя уверенно и спокойно, не бояться за жизнь и здоровье своих близких.
РАБОТА 25.6 Обоснуйте мысль о том, что НПА является основным источником права в РФ. Какие стадии законотворческого процесса существуют в РФ? (Назовите любые три стадии).. Для каждой стадии приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность субъектов законотворчества из каждой стадии.
1.Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным источником права, так как в нем прописаны нормы, которые обязательны для всех граждан страны. Существует два вида НПА-это законы и подзаконные акты.
1. Законодательная инициатива – Президент предложил на рассмотрение в ГД законопроект об увеличении пенсионного возраста, для женщин с 60лет, для мужчин с 65 лет 2. Обсуждение законопроекта – Депутаты ГД В первом чтении обсудили законопроект, во втором чтении внесли к нему поправки. Принятый во втором чтении законопроект направили в Государственную Думу для устранения технических противоречий. Затем в течение семи дней представили в Совет Государственной Думы для рассмотрения. На стадии третьего чтения приняли законопроект как закон. 4. Подписание закона главой государства - президент подписал законопроект 5. Опубликование закона – Законопроект был опубликован в газете «Известия» или на сайте российского законодательства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм решения задачи: Определим о чем идет речь в задаче: спрос или предложение. На каком рынке меняется ситуация?
Алгоритм решения задачи: Определим о чем идет речь в задаче: спрос или предложение. На каком рынке меняется ситуация? Речь идет о предложении на потребительском рынке рыбы и морепродуктов
Алгоритм решения задачи: Определим о чем идет речь в задаче: спрос или предложение. На каком рынке меняется ситуация? Речь идет о предложении на потребительском рынке рыбы и морепродуктов 2. Что происходит со спросом или с предложением: уменьшается или увеличивается (стрелка на графике движется от нуля – увеличивается; к нулю – уменьшается)
Алгоритм решения задачи: Определим о чем идет речь в задаче: спрос или предложение. На каком рынке меняется ситуация? Речь идет о предложении на потребительском рынке рыбы и морепродуктов 2. Что происходит со спросом или с предложением: уменьшается или увеличивается (стрелка на графике движется от нуля – увеличивается; к нулю – уменьшается) Предложение сокращается
Алгоритм решения задачи: Определим о чем идет речь в задаче: спрос или предложение. На каком рынке меняется ситуация? Речь идет о предложении на потребительском рынке рыбы и морепродуктов 2. Что происходит со спросом или с предложением: уменьшается или увеличивается (стрелка на графике движется от нуля – увеличивается; к нулю – уменьшается) Предложение сокращается Так как по условиям задачи, предложение переместилось из положения S в положение S1 , то определяем по графику: какая цена была на пересечении равновесной цены D и линии, обозначенной S – фиксируем эту точку на оси Р; определяем цену на пересечении равновесной цены и линии, обозначенной S1 – фиксируем эту точку на оси Р. (см. график) Равновесная цена S S1
Алгоритм решения задачи: Определим о чем идет речь в задаче: спрос или предложение. На каком рынке меняется ситуация? Речь идет о предложении на потребительском рынке рыбы и морепродуктов 2. Что происходит со спросом или с предложением: уменьшается или увеличивается (стрелка на графике движется от нуля – увеличивается; к нулю – уменьшается) Предложение сокращается 3. Определяем по графику: какая цена была на пересечении равновесной цены D и линии, обозначенной S – фиксируем эту точку на оси Р; определяем цену на пересечении равновесной цены и линии, обозначенной S1 – фиксируем эту точку на оси Р. (см. график) 4. Так как ось Р обозначает изменение цены, делаем вывод: что произошло с ценой? Она стала выше или ниже? Равновесная цена S S1
Алгоритм решения задачи: Определим о чем идет речь в задаче: спрос или предложение. На каком рынке меняется ситуация? Речь идет о предложении на потребительском рынке рыбы и морепродуктов 2. Что происходит со спросом или с предложением: уменьшается или увеличивается (стрелка на графике движется от нуля – увеличивается; к нулю – уменьшается) Предложение сокращается 3. Определяем по графику: какая цена была на пересечении равновесной цены D и линии, обозначенной S – фиксируем эту точку на оси Р; определяем цену на пересечении равновесной цены и линии, обозначенной S1 – фиксируем эту точку на оси Р. (см. график) 4. Так как ось Р обозначает изменение цены, делаем вывод: что произошло с ценой? Она стала выше или ниже? Пишем ответ на первый вопрос: цена выросла Равновесная цена S S1
Алгоритм решения задачи: 5. Ответ на второй вопрос: что могло вызвать изменения предложения? Здесь нужно вспомнить …. В нашем случае предложение сокращается…
Алгоритм решения задачи: 5. Ответ на второй вопрос: что могло вызвать изменения предложения? Укажем обстоятельство: Например, в стране Z правительство увеличило тарифы на топливо, укажем влияние на предложение: так как топливом заправляются рыболовецкие судна, следовательно у производителей выросли издержки, а значит заниматься добычей рыбы и морепродуктов становится не выгодным, что приведет к уменьшению предложения на данном рынке
Алгоритм решения задачи: 6. Как изменится спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастет число потребителей при прочих равных условиях?
Алгоритм решения задачи: 6. Как изменится спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастет число потребителей при прочих равных условиях? Количество потребителей – неизменно фактор, влияющий на спрос. Если потребителей становится больше, это даже при высокой цене ( мы помним, что по условиям нашей задачи цена выросла) на рыбу и морепродукты однозначно спрос вырастет. А вместе с спросом (вспоминаем закон спроса) вырастет и цена товара ВАЖНО! Если вы просто напишите: если вырастет количество потребителей, это приведет к росту спроса и повышению цены – то ответ вам не засчитают!!!
Ну а так должен выглядеть ответ на бланке ответов № 2 Решим еще несколько задач?