Фонетическая ритмика для детей раннего возраста

Чикишева Полина Евгеньевна

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК МЕТОД  ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

Чикишева П.Е. воспитатель

Чернышева Т.А. учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад № 133 Выборгского района СПБ

Одной из основных задач обучения детей с нарушением слуха является формирование у них устной речи - ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения - произношения. А задачей обучения произношению является формирование внятной, членораздельной, правильной речи.

В дошкольный период особое место занимает использование фонетической ритмики как одного из эффективных методов работы над произносительной стороной речи.

Фонетическая ритмика несет важный аспект компенсации - между двигательными кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым формируется устная речь детей с нарушением слуха.

Фонетическая ритмика основана на подражании движений тела, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются, и постепенно движения становятся более точными, в том числе и мелкие движения и артикуляционные. Таким образом, движения ведут за собой произношение.

Основной целью применяемого метода является соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики.

Задачами являются:

1.ВЫЗЫВАНИЕ,АВТОМАТИЗАЦИЯ.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

3. РАБОТА НАД ГОЛОСОМ И ИНТОНАЦИЕЙ.

 Особенности организации фонетической ритмики

Фонетическая ритмика относится к фронтальным формам работы, может проводиться как самостоятельное занятие, так и включаться в начало любой образовательной деятельности, в том числе быть частью музыкально-ритмического занятия, или занятия по физической культуре.

-в индивидуальное занятие включается перед работой над звуками

-время проведения зависит от возраста детей и вида образовательной деятельности - 3-5-7 минут

-- упражнения проводятся стоя, сидя на полу или лежа (при работе над дыханием) и не проводится сидя за столами при работе над звуками

--при проведении ФР с детьми раннего возраста детям предлагаются в первую очередь упражнения, связанные с игровыми действиями, используются действия с игрушками, предметами, музыкальными инструментами,

--в упражнениях применяются специальные приемы сопряженного и отраженного проговаривания звуков, слогов, слов, фраз, тактильного контроля, а по мере овладения грамотой - чтения

-предъявляемый для воспроизведения материал необходимо подбирать в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей

-движения, сопровождающие речь при работе над различными сторонами произношения различаются амплитудой, длительностью и интенсивностью

Направления работы по формированию произносительных навыков у детей с нарушением слуха

Все они одинаково важны в работе над речью и тесно связаны между собой. В методике использования фонетической ритмики при работе над различными сторонами произношения, разработанной в сурдопедагогике, отражена система постепенно усложняющихся упражнений :

-по отделению одного слога от ряда слогов

-по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса

-по работе над ритмической и интонационной  стороной речи

-по вызыванию и автоматизации звуков

Примеры упражнений по каждому разделу работы над произносительной стороной речи детей раннего возраста с нарушением слуха.             

Если не удается вызвать голосовые реакции с помощью фонетической ритмики, то работа начинается с вызывания голоса с помощью тактильно-вибрационного контроля, который может быть прямым и перекрестным. Такой прием позволяет ребенку ощутить вибрации гортани, щек, носа, почувствовать локализацию, физиологию воспроизводимого звука.

ВЫЗЫВАНИЕ ЗВУКОВ

Первые 1,5-2 года обучения, в  период нерегламентированного усвоения звукового состава, осуществляется работа по вызыванию звуков раннего онтогенеза. С помощью фонетической ритмики педагог пытается вызвать те или иные звуки. Как правило, работа начинается со звука А

Затем вызываются согласные П Б М 

Все появившиеся гласные включаются в упражнения

-произносятся долго и кратко

- громко и тихо

- высоким и низким голосом

Появившиеся у детей согласные звуки закрепляются со всеми гласными, которые уже доступны их произнесению,

Если удалось вызвать И - переходят к работе с дифтонгами - Я(ЙА) Е(ЙО) Ю(ЙУ) Е (ЙЭ)

Последовательность работы со звуками доступно и подробно представлена в материалах авторов О.О.Новиковой и Н.Д.Шматко.

Вызывание одного звука длится до 2-х недель, если звук не получается вызвать - переходят к следующему, а затем к нему снова возвращаются

В фонетической ритмике движения, сопровождающие гласные звуки, как правило, плавные и продолжительные, а при глухих взрывных согласных П Т К  движения быстрые, резкие, напряженные , при произнесении звонких взрывных согласных Б Д Г- движения быстрые, но расслабленные.

Работа по обучению отделения одного слога от ряда слогов проводится в начальный период обучения.

В начале работа проводится на материале слога ПА. По мере появления в речи детей других звуков, в упражнения включается новый речевой материал.

--стучать мячом о пол - папапа, вытянуть обе руки вперед - па.

--выбрасывать вперед кисти рук, сжатые в кулак - пупупу, вытянуть вперед одну руку -пу.

-- шаги на месте - татата, топнуть ногой - та.

РАБОТА НАД ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ

В упражнения на длительное произнесение звуков и слогов включаются игры с куклой, мишкой и другими игрушками, при этом долгое звучание сопровождается длительным и плавным движением, а краткое - быстрым и коротким.

--укачивание куклы - А-А-А, кукла проснулась - а.

-- Медленный подъем рук через стороны вверх, с произнесением ООО, наклон вперед или в сторону О!

--поезд, машина едет - У-У-У, поворот - У.

В качестве предварительной работы по данному разделу на специальном занятии по развитию слухового восприятия детям предъявляются краткие и длительные звучания музыкальных игрушек ( дудка ), аудиозаписей  гудков парохода, машины и  игра «Солнышко « : с подкладыванием к солнышку длинных или коротких лучей в зависимости от того, какой звук прозвучал.

РАБОТА НАД СЛИТНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ

Упражнения на слитность звучаний также проводятся в начальный период обучения с детьми 2-х- 3-х лет Речевым материалом служат только слоги. В них включаются звуки, уже вызванные у детей. Слитные, без пауз, движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами - раздельному. Используются прямые слоги с глухими взрывными согласными П и Т.

-бежать под музыку на носочках произнося слитно ПАПАПА, при изменении мелодии -шагать, произнося раздельно - ПА ПА ПА

-сжатые в кулаки руки резко опускать вниз, слитно произнося ПАПАПА, с паузами стучать кулаком о кулак - ПА-ПА-ПА.

--пройти по коврику-дорожке -ТАТАТА или ПАПАПА, прыгать двумя ногами через лужу, кочку или по следам.

--изображая мишку, покачиваться из стороны в сторону - ТОТОТО, топать одной ногой - ТО-ТО-ТО

--хлопать в ладоши перед грудью -ТАТАТА, хлопать над головой - ТА-ТА-ТА.

Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.

РАБОТА НАД ТЕМПОМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ 

Начинается с первого года обучения и продолжается в течении всего дошкольного периода. Упражнения проводятся с целью научить детей двигаться в разном темпе, сопровождая движения произнесением слогов. Речевым материалом, как правило, на начальном этапе обучения являются слоги ПА и ТА, например:

-чередование бега и ходьбы с произнесением слогов ПАПАПА в различном темпе под сопровождение звучаний бубна и барабана

--шаги на месте в быстром и медленном темпе или аналогичная игра. Но движения выполняются игрушкой-кукла, мишка, зайка, кошка идет -ТА_ТА_ТА или ПА_ПА_ПА, бежит - ТАТАТА или ПАПАПА

--пальчиковая игра -пальчики идут, пальчики бегут.

Темп наращивается постепенно, с учетом возможностей детей. Проведение подобных упражнений способствуют формированию внятности речи. В дальнейшем, умение произвольно изменять темп речи, способствует решению этой задачи.

РАБОТА НАД ИЗМЕНЕНИЕМ СИЛЫ ГОЛОСА 

Начинается после того, как у детей в ходе первоначальных коррекционных занятий голос уже вызван. Движения сопровождающиеся произнесением слогов тихо и громко, должны значительно различаться амплитудой.

В обучении детей изменению силы голоса можно использовать такие игры как

--разбудим куклу, мишку, тетю - дети на носочках подходят к спящему, произнося тихо папапа, а по сигналу педагога, громко топают, произнося громким голосом - ПАПАПА.

-шагать на месте или ходить по кругу под звучания барабана и бубна- обычным шагом под тихие удары бубна - папапа и высоко поднимая ноги под громкие удары барабана - ПАПАПА.

--изображать легкий ветерок, покачиваясь и произнося тихо - у-у-у и сильный ветер, попеременно размахивая ленточками, произнося громко - У-У-У.

 В качестве предварительной работы на занятиях по РСВ детям предлагаются для восприятия громкие и тихие неречевые и речевые звучания - музыкальные игрушки, голоса животных и людей, игра с микрофоном

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ

Начинается с первого    года обучения и продолжается на протяжении всего дошкольного периода. На начальном этапе в качестве речевого материала используются гласные звуки и простые слоги, с постепенным введением коротких слов и фраз.

Дети учатся передавать ту или иную интонацию на основе подражания педагогу, как в спонтанно возникших ситуациях, так и специально созданных, с использованием прежде всего пластики тела, мимики, естественных жестов и доступных вокализаций.

В игровых упражнениях дети учатся передавать различные эмоциональные состояния:

-БОЛЬ - а-а-а, бобо, болит голова, мне больно.

-РАДОСТЬ - А!  АМ-АМ!  МАМА!  БИ-БИ!   УРА!

-ВОПРОС - А? МАМА?  ГДЕ? НЕТ?  ЧТО ТАМ?  У КОГО?

- ПРОСЬБА - А, А-А-А, ДАЙ, НА, ВОТ,  ИДИ КО МНЕ,  ТЕТЯ ПОЛЯ, ИДИ ,  ПОМОГИ

-ОСУЖДЕНИЕ - А, А-А-А, АЙ-АЙ-АЙ, ФУ!   ПЛОХО!!

- УСТАЛОСТЬ - О-О-О ОХ!   УСТАЛА НЕ ХОЧУ, Я УСТАЛА

Педагог вместе с детьми разыгрывает сценки - что кто-то потерялся, что-то сломалось, кто-то заболел, упал, имитирует повадки различных животных, инсценирует доступные детям сказки.

Такая деятельность способствует формированию умений выражать эмоции разнообразными интонационными средствами и создают предпосылки к овладению детьми с нарушением слуха наиболее сложной составляющей фонетической системы языка - речевой интонацией.

В процессе ежедневной, целенаправленной  работы над различными сторонами произношения с помощью фонетической ритмики:

-У детей развивается двигательная сфера - движения становятся более точными.

-Развивается речевое дыхание.

-Развиваются подражательные способности.

-Формируется мотивация к совместной деятельности.

-Появляется речевая активность - у детей возникают вокализации-звуки, слоги, лепетные слова.

-Предметная деятельность становится более осмысленной.

-Происходят положительные изменения когнитивных процессов - внимания, памяти, мышления.

Список используемой литературы:

•Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.—— М.: Просвещение, 1981.
•Программа воспитания и обучения глухих дошкольников (1981 г.)
•Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996
•Шматко, Н.Д., Новикова, О.О. Речевая ритмика для малышей (занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет) [Текст]: методическое пособие для педагогов и родителей / Н.Д. Шматко, О.О. Новикова. – М.: Советский спорт, 2003

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon foneticheskaya_ritmika.pdf2.79 МБ

Предварительный просмотр: