Педагогическая копилка
Педагогическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии, эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Часто педагогическую технологию определяют как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которым обеспечивает необходимую эффективность учебно - воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология развивающего обучения
5. Здоровьесберегающие технологии
6. Технология проблемного обучения
7. Игровые технологии
8. Модульная технология
9. Технология мастерских
10. Кейс – технология
11. Технология интегрированного обучения
12. Педагогика сотрудничества.
13. Технологии уровневой дифференциации
14. Групповые технологии.
15. Традиционные технологии (классно-урочная система)
1). Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
- использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
- сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
- формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
- направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
2) Технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Основные методические приемы развития критического мышления
1. Прием «Кластер»
2. Учебно - мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
5. Эссе
6. Приём «Корзина идей»
7. Метод контрольных вопросов
8. Приём «Знаю../Хочу узнать … / Узнал…»
9. Да - нет
3). Проектная технология
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Практическое применение элементов проектной технологии.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:
1. характеризуется высокой коммуникативностью;
2. предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
3. особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности школьников на уроке;
4. основана на цикличной организации учебного процесса.
Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.
4). Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие, личностно значимые качества.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.
v строят гипотезу,
v намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
v аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
5). Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Классификация педагогических игр
1. По области применения:
—физические
—интеллектуальные
—трудовые
—социальные
—психологические
2. По характеру педагогического процесса:
—обучающие
—тренинговые
—контролирующие
—обобщающие
—познавательные
—творческие
—развивающие
3. По игровой технологии:
—предметные
—сюжетные
—ролевые
—деловые
—имитационные
—драматизация
4. По предметной области:
—математические, химические, биологические, физические, экологические
—музыкальные
—трудовые
—спортивные
—экономически
5. По игровой среде:
—без предметов
—с предметами
—настольные
—комнатные
—уличные
—компьютерные
—телевизионные
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
§ стимулируется познавательная деятельность
§ активизируется мыслительная деятельность
§ самопроизвольно запоминаются сведения
§ формируется ассоциативное запоминание
§ усиливается мотивация к изучению предмета
6). Кейс – технология
Кейс - технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс - технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс - технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
Кейс - технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Итак, кейс - технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
7). Технология творческих мастерских
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
8). Технология модульного обучения
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.
Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует всего - то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.
9). Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
·соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
·рациональная плотность урока должно составлять не менее 60% и не более 75-80%;
·четкая организация учебного труда;
·строгая дозировка учебной нагрузки;
·смена видов деятельности;
·построение урока с учетом работоспособности учащихся;
·индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
·формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
·проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
10).Технология интегрированного обучения
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
- Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
- Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков.
- Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
11). Традиционная технология
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;
- группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;
- основной единицей занятий является урок;
- урок посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.
Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Систематический характер обучения
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
Организационная четкость
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
Шаблонное построение, однообразие
Нерациональное распределение времени урока
Учащиеся изолируются от общения друг с другом
Отсутствие самостоятельности
Пассивность или видимость активности учащихся
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-- то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".
Предварительный просмотр:
Программа по внеклассной работе
"Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема"
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: "Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение". Еще А. Шепенгауэр говорил: "Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий - счастливее больного короля". Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 41 субъекте Российской Федерации дети и подростки составляют менее пятой части населения. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД, ростом дорожно-транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Люди стали умирать молодыми, и у молодых же отмечается наибольший прирост смертности.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся не пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.
По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны "здоровьесберегающие технологии", цель которых - это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: "Не навреди!"
Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику стар счастливой жизни.
Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования:
- Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
- Норма видов учебной деятельности на уровне - 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
- Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности - 7-10 минут. - Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
- На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
- Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Для оценки динамики состояния здоровья школьников можно использовать карты наблюдений, на основе которых составляются сводные таблицы. Отсюда уже думать, над, чем работать дальше, чтобы сохранить здоровье наших детей. На своих уроках использую следующее:
"Веселые физкультминутки"
Тренинг-настрой в начале первого урока. Слова произносятся негромко, но быстро.
Громко прозвенел звонок - Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
"Считалочка" (Выполняется стоя у парты)
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
Два - руки вверх и потянуться.
Три - согнуться, разогнуться.
Четыре - снова все начать.
Пять - поглубже всем вздохнуть.
Шесть - на пояс руки ставим.
Семь - повороты туловища начинаем.
Восемь - столько раз присядем.
Девять - и урок наш продолжаем.
Гимнастика для рук
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены)
С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие)
Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться)
Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание)
Полотенцем вытираться. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев)
Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.
(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.
Пальцы расслаблены, взмахи кистями)
Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях)
И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).
Физкультминутки на уроках
1. На уроке математики
Сколько черточек до точки,
Столько встанем на носочки (4-5).
Будем считать, грибы собирать (10-15).
Ягоды считаем, дружно приседаем (10-15).
И.п. - и.о. - при подъеме на носки руки в стороны - вверх, ладони на уровне плеч.
И.п. - и.о. - ноги на ширине плеч, наклоны вперед, имитируя сбор грибов.
И.п. - и.о. - руки на поясе, голову не опускать, спина прямая - приседание.
- Сколько точек будет в круге,
- Столько раз поднимем руки (4-5). 3.Сколько елочек зеленых,
4.Столько сделаем наклонов (4-5). 5.Приседаем столько раз,
6. Сколько бабочек у нас. (10-12)
На доске круг с точками, елочки, бабочки. Учитель указывает на них и считает.
И.п. - стоя, ноги врозь.
И.п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе, наклоны.
И.п. - стоя, ноги слегка расставить, приседания.2.На уроках чтения и письма
1.Подымайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок!
2.Стоп! Сели!
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко.
Прыгай на ногах легко!
3.Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой:
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу,
Не поеду - полечу. Цок (18).
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
Комплекс специальных упражнений для укрепления здоровья первоклассников
Физкультминутка "Тюша - толстячок"
Тюша-Плюша толстячок
Спрятал шапку в сундучок.
В сундуке проснулась мышка,
Мышка - серая глупышка.
Только шапку увидала
–Сразу в обморок упала.
И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1-руки на пояс; 2-руки к плечам; 3 -руки - вверх; 4 руки через стороны вниз в и.п. 4раза, темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону на носок; 2-3 - держать; 5-6 - и.п.; то же правой ногой. 6раз темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад; 2-4 - держать; 5-6 -и. п. 4 раза, темп медленный.
И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - наклоны туловища вперед, руки в стороны; 2- и.п. 4 раза, темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - поворот головы направо; 2 –и.п.; 3 – поворотголовы налево; 4 – и.п.; 5 -руки через стороны вверх; 6-и.п. 4 раза, темп медленный.
И.п. - о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощьюуказательных пальцев рук 30 сек. В и.п. - глаза открыть.
Игра "Солнечный зайчик"
Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносятся слова:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает "зайчика" и говорит:
Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут,
Были тут, и нет их тут.
Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят и показывают рукой.
Игра "Радуга"
Дети вместе с учителем произносят:
Радуга - дуга - дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!
Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" заданный цвет. По истечении 3-5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 сек.
Игра "Одуванчик"
Дети сидят за партами, на столах у них лежат по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:
В желтой шапочке стоит,
Словно солнышко горит.
Вот проходит день за днем –
Желтой шапки нет на нем.
Незаметно учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить происшедшие изменения. Учитель спрашивает: "У кого из вас созрел одуванчик?". Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность 20-30 сек.
Гимнастика для глаз
По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
- Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
- Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
- Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
- Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
Вставки о здоровье на уроках в начальных классах
Русский язык
Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написание гам слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они Добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу "спасибо". Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желание рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- я хочу быть здоровым;
- я могу быть здоровым;
- я буду здоровым.
Математика
Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).
Вставай в 5, завтракай в 5, обедай в 5, ложись в 9 - проживешь 99.
Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? 9 - 5 = 4 ч.
- За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? 9 - 5 = 4 ч.
- Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна? 9 ч. вечера = 21 ч.; 24 - 21 = 5 ч.; 3 + 5 = 8 ч.
- Продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т.е. нужно ложиться в 9 ч., а вставать с 5 до 7 ч. Если выспался, не надо залеживаться в постели - "с курами ложись - с петухами вставай".
Получение учащимися образования должно происходить без ущерба для здоровья с воспитанием культуры здоровья.
Каждый учитель должен обращать внимание на следующие основные факторы: обстановка и гигиенические условия в классе, на уроке использовать 4-7 видов деятельности, средняя продолжительность которых 7-10 минут, количество видов преподавания не боле трех, использовать активные методы обучения на уроке. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, гимнастика для глаз, в урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем, использовать эмоциональные разрядки.
Предварительный просмотр:
Программа по внеклассной работе «Мой край родной»
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Программа рассчитана для проведения кружковой работы и уроков по бурятскому языку в начальных классах. Программа реализуется полностью за 3 года, начиная со 2-го класса, один академический час в неделю. В первом классе проводится лишь ознакомительная и подготовительная работа.
Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры; воспитывать на обычаях и традициях своего народа.
Задачи программы:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Музыки
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Формы проведения занятий:
- Интегрированный урок
- Инсценированное представление
- Экскурсия
- Комбинированный урок
- Краеведческая викторина
Режим занятий:
На занятия отводится 1 час в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.
Механизм реализации программы:
1.Организация экскурсий в отдел музея природы. Сбор материала.
2. Создание и оформление этнографического уголка.
3. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
Прогнозируемые результаты:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, праздники народного календаря.
Прогноз: ожидается развитие и укрепления у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства.
- Организация праздников народного календаря.
- Участие в школьных, районных и республиканских краеведческих конференциях.
- Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
2 класс
№ | Кол. час | Дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание |
1-3 | 3ч | История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края. | Показ видеофильма | ||
4-5 | 2ч | Бурятские роды и племена в древности. | |||
6-9 | 4ч | Освоение Забайкалья русскими. Декабристы в Бурятии. | Показ слайдов | ||
10-13 | 4ч | Религия. Шаманизм. Буддизм. Православие. | |||
14 | 1ч | Иволгинский дацан. | Рисунки дацана | Экскурсия | |
15 | 1ч | Образование Республики Бурятия. | |||
16 | 1ч | Улан-Удэ – столица Бурятии. | Написать сочинение. |
3 класс
1-5 | 5ч | Символы Бурятии Символы города Улан-Удэ Символы бурятских родов | Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства. Выучить гимн Бурятии. | |
6-8 | 3ч | Танцы и игры бурят. Ёхор. Шагай наадан, Эрын гурбан наадан. | Разучивание народных игр. Разучивание ёхора, участие в школьной, городской, районной конференциях. | |
9-10 | 2ч | Байкал - мировое наследие. | Подобрать фольклор о Байкале, викторина. Использование мультимедиа. | |
11-13 | 3ч | Символика в традиционной культуре бурят. Символика чисел. | Подтвердить на примере популярные числа и числовые и числовые композиции. | |
14-16 | 3ч | Символика цвета. | Рисунки. | |
17-19 | 3ч | Символика орнаментов. | Рисунок народного орнамента. | |
20-22 | 3ч | Материальная культура бурят. Дерево в культуре бурят. | Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу. | |
23-26 | 3ч | Пища как часть культуры народа. | Составление меню из бурятской кухни. | |
27-32 | 6ч | Устное народное творчество. | Подобрать сказки и пословицы о доброте. | |
33-34 | 2ч | Праздник «Традиционные игры бурят». |
4 класс
№ | Кол час | Дата | Основное содержание материала | Творческое задание | Примечание |
1-4 | 4ч | Сагаалган | Театрализованное представление. Разучить игры. | ||
5-6 | 2ч | Тематическая экскурсия в ДДЮТ. Материальная культура бурятского народа (загадки, игры, легенды). | Посетить музей при ДДЮТ. | ||
7-8 | 2ч | Бурятский костюм. | Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа. | ||
9-10 | 2ч | Бурятское жилище. | Конструирование юрты из разных материалов. | ||
11-12 | 2ч | Традиционные украшения бурят и русских. | Рисунки украшений. | ||
13-16 | 4ч | Духовная культура бурят. Лошадь в традиционной культуре бурят. | Придумать рассказ о лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств. | ||
17-18 | 2ч | Сурхарбан. | Приготовить сообщения о национальных видах спорта. | ||
19-20 | 2ч | Тематическая экскурсия в ДДЮТ. Месторождения полезных ископаемых вблизи города. | Посетить музей. | ||
21-24 | 4ч | Герои-земляки в годы Великой Отечественной войны. | Сбор материала о воинах-земляках. | ||
25-26 | 2ч | Тематическая экскурсия в ДДЮТ. История города Улан-Удэ. | Написать сочинение «Мой любимый город». | ||
27-29 | 3ч | Бурятская свадьба. | Разучить благопожелания, поздравления. | ||
30-31 | 2ч | Тематическая экскурсия в ДДЮТ. Туристические возможности города Улан-Удэ. | Проект «Путешествие по городу». | ||
32-34 | 3ч | Подведение итога. Открытое занятие-отчёт. |
Список литературы.
- Алагуева В.П. «Золотая книга о бурятах» - Улан-Удэ: Респ. Типография, 2006
- Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят» учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. «Обряды в традиционной культуре бурят» - М.:Вост.Лит., 2002
- Галшиев Э-Х. Зеркало мудрости» - Улан-Удэ: Бур. Книжное изд-во2006
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. «Традиционная культура бурят» - Улан-Удэ, 2000
- Дашиева Л.Д. «Традиционная музыкальная культура бурят» Метод. Пособие – Улан-Удэ: Респ. Типография, 2005
- Календарные обычаи обряды у народов Восточной Азии. Новый год. –М., 1985
- «Костюмы народов Бурятии» Справочник, Сост: Базарова Д.В. и др.:национ. Библиотека РБ.Улан-Удэ, 2006
- Могоева Д.Д. «Амар сайн, ухибууд!» - Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг» 2002
- Энциклопедия Байкала «Байкал. Флора и фауна». CD-Иркутск: Восьмое небо – 2007
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа в форме тренинга
Тема: «Как создать вокруг себя заповедник радости»
Цель: осознание необходимости овладения эмоциональной культурой, приемами общения, самопознания, саморегуляции в поведении.
Задачи:
1) Выявление соотношения положительных и отрицательных эмоций и их влияние на человека, его поведение;
2) Ознакомление детей с некоторыми психотехническими приемами управления своими переживаниями с помощью релаксации, концентрации, рефлексии, изо - творчества;
3) Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности.
Оборудование: ватман, краски, кисточки, ТСО – магнитофон, презентация мультимедиа.
Ход занятия:
Сегодня наш классный час посвящен теме: «Как создать вокруг себя заповедник радости». Эпиграфом станут слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Сегодня мы попытаемся подумать над вопросами: как привлечь к себе людей, справиться с отрицательными эмоциями, вызвать к себе симпатию, прислушиваемся ли мы к ощущениям, мыслям окружающих людей, и, ответив на все эти вопросы, мы узнаем, как можно создать вокруг себя заповедник радости. Давайте сначала поприветствуем друг друга. А приветствовать мы будем друг друга необычным способом: разными частями тела. Сначала поприветствуем простым рукопожатием, затем щечками, спинками, ножками и затем просто обнимем друг друга. Ваши ощущения? Что вы чувствуете? Приятно ли вам было соприкасаться друг другу? Да, чем больше вы соприкасаетесь, друг другу, тем становитесь ближе, открываетесь для общения.
Первое упражнение называется «Комплименты». Что значит комплимент? Правильно, это значит сказать друг другу что-нибудь приятное, доброе, хорошее, чтобы другому человеку понравилось. Вы должны сказать комплимент рядом сидящему соседу слева и справа. Проведите дома эксперимент: похвалите родных, близких – и вы увидите, как на ваших глазах человек будет расцветать. И эта радость, как ответное эхо, придет к тебе.
- Я предлагаю вам упражнение «Улыбка». Какие у вас возникли ощущения, чувства, эмоции?
- Положительные, поднялось настроение и улыбка на лицах.
Даря улыбку, радость другому, ты даришь радость, прежде всего себе. И помни: этой радости никогда не будет много. Больше даришь – больше получаешь! Улыбайтесь чаще, с самого утра! Я дам вашей учительнице задание и вам ребята домашнее задание, чтобы вы все с самого утра улыбались и говорили друг другу комплименты. А учительница будет за вами наблюдать, как вы выполняете задание.
ИЗО – творчество. А теперь разобьемся на 4 творческие группы, вы должны нарисовать 1 общий рисунок, при этом, не сказав друг другу ни единого слова. Ваша задача прочувствовать, ощущать другого человека и рисовать то, что вы чувствуете сейчас. Рисуют под музыку. Анализ рисунков – обмен рисунками. Каковы ваши чувства, ощущения?
Итак, как же можно создать вокруг себя заповедник радости?
Вывод: Мы сегодня говорили о том, как создать вокруг себя заповедник радости. Если ребята, каждый из вас будет с самого утра улыбаться и говорить комплименты учителям. Друг другу вы сможете ходить сами в отличном настроении и все окружающие люди также будут ходить в отличном настроении. Об этом говорил еще Сенека: «Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему уже большую радость» (на проекторе).
Предварительный просмотр:
Проект «Хадаки и их значения в традиционной культуре бурятского народа»
Руководитель: Нимацыренова Валентина Цырендашиевна
Учитель начальных классов ГБОУ РБНЛ-И№1
Актуальность:
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания. Традиционная культура бурят - это сложная система, элементы которой функционируют в тесной связи друг с другом. В наши дни поднимается интерес к традициям и обычаям, к корням.
На значение хадака, цветовую символику. Ведь знание своей культуры делает человека интересным, заряжает положительной энергией.
Цель:
- исследовать историю хадаков, традиции бурятского народа, связанные с хадаком.
Задачи:
- собрать материал об истории возникновения традиции хадаков;
- посетить дацан;
- провести беседу со служителями дацана о духовно-религиозном значении хадаков;
- изучить классификацию хадаков;
В культуре бурят традиционные верования и обряды, возникли в глубокой древности и сосуществуют с буддийскими обрядами. Хадак - один из буддийских символов, без которых не проходит ни один из его обрядов.
Хадак – это самый почитаемый подарок, который преподносят высокоуважаемым людям. Представляет собой отрез шелковой ткани длиной от 60 см. до 4 м. Каждый хадак имеет свое название, узор, цвет.
«Хадак» - тибетское слово, в переводе на бурятский язык означает «тэнгэри» (небо). Хадак самый почитаемый подарок, который преподносят высокоуважаемым людям, родителям и гостям. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, таким как свадьба, рождение ребенка, прибытие и отбытие дорогих гостей и т.д. Его преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, в виде подношения ламам и святым во время молебнов. Буряты обычно желают удачи, когда дарят хадак.
Хадак плетут из качественных шелковых нитей. Каждый хадак имеет свое название, узор, цвет. Маленький хадак называется «Һэблик», который бывает длиной от 60 см до 1 метра. Обычный хадак - длинной от 1 до 1,5 метров. «Аюша хадак» от 2 до 4 метров. Узоры бывают очень своеобразными и интересными.
Хадаки бывают разных цветов:
«Нанзат хадак» - красного цвета, олицетворяющий образ древнейшего объекта почитания всех народов - Солнца и связанных с ним огня, света и тепла. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие. В эпосе бурят «красный» - «улаан» ассоциируется с важным культом, поэтому словосочетания Улаан-Баатар, Улаан-хаан характеризовали воина, богатыря, знаменосца. Красное обозначает так же власть и величие. Поэтому «Нанзат хадак» преподносят великим правителям, «хаанам» и президентам.
«Шара хадак» - желтый хадак. Особое место занимает желтый цвет в палитре красок буддизма, что проявляется в первую очередь в названии религии - желтая вера, в одеянии лам - желтая одежда - орхимжо.
«Шара хадак» преподносят богам и буддийским ламам.
«Аюша хадак» - голубой хадак, самый почитаемый и наиболее распространенный хадак. Голубой цвет ассоциируется с небом и водной синью.
Будучи цветом неба и воды, он символизирует вечность и бесконечность. Голубой цвет так же означает знак согласия и спокойствия, верности и постоянства. Такой хадак преподносят уважаемым и почитаемым гостям, дарят друзьям, близким и родственникам.
«Самба хадак» - зеленый хадак. Зеленый цвет ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла и урожайности, поэтому это символ Земли. «Самба хадак» нельзя преподносить людям, его преподносят только на алтарь.
«Даша хадак» - короткий синий хадак. Даша хадак» обычно преподносят детям.
«Хара хадак» - черный хадак. «Хара хадак» ставят на алтарь «Бүтүү үдэр» - в последний день старого года.
«Сонном хадак» - самый короткий синий хадак до 60 см - дань усопшим.
Я со своими родителями, по особо почитаемым буддийским праздникам, иду поздравлять старейшин своего рода с подарками и обязательно с хадаком.
Правила преподношения хадака: хадак по длине сгибают, кладут на обе ладони, придавив большим пальцем и при этом надо учесть, линия сгиба смотрит на того, кто преподносит. Хадак можно преподнести с деньгами, чашкой молока и другими подарками, сопровождается благопожеланиями. Когда преподносят с деньгами, здесь надо учесть значимый момент, деньги ложат на хадак внутренней стороной.
Правила приёма хадака: человек, которому преподносят, стоит с раскрытыми ладонями, подняв большой палец и до конца дослушав благопожелания, приняв хадак, благодарит.
Немаловажно учесть, что человек, который преподносит хадак и человек, который принимает хадак, должны быть обязательно в шапке, т.е. с покрытой головой. Хадак ни в коем случае не надевают на шею. Мужчины, сложив хадак на левой руке, прячут за пазуху, а женщины тоже сложив на левой руке, ложат на самое почетное и чистое место в доме.
Хадак является символической вершиной духовного и материального богатства. С давних пор существует обычай хранить пятицветные хадаки как добрый знак безрасходности и спокойствия.
В Белый месяц (февраль) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем третий месяц (март) хадаки убираются и хранятся в сундуке. В канун следующего Белого месяца хадаки преподносятся Учителям в дацаны, уважаемым людям и родителям.
Говорят, что у человека, который умеет почитать и хранить хадаки множатся все его благодеяния и богатства.
Духовное возрождение общества возможно только на основе общечеловеческих ценностей, нашедших свое воплощение в народной культуре, традициях и обычаях.
Самобытная культура бурят должна явиться опорой для дальнейшего развития нации, так как именно культура определяет лицо нации и ее жизнедеятельность.
В наши дни, когда усилился интерес к национальным традициям и обычаям, очень важно владеть не только необходимыми знаниями, но и повседневной жизни стараться грамотно соблюдать их. Мы молодое поколение обязаны не только знать свое прошлое, но и хранить, используя его во благо будущего бурятского народа.
Предварительный просмотр:
Задания по математике
1. Реши примеры столбиком
245+468 371-170 690-284 900-748
652+348 327+483 810-709 547+298
482+412 711-687 602+197 821-666
298+765 837-289 899-486 602-482
800-799 455+545 901-746 903-437
836+199 843-466 893-484 701+299
104*6 482*3 328*3 165*6
402*3 521*6 672*4 199*7
738*5 682*3 490*5 281*9
473*8 851*3 902*4 267*5
913*6 673*4 790*5 472*6
671*7 845*3 902*6 640*3
701*8 666*7 914*3 784*4
943*6 875*9 784*7 760*8
1538:4 2673:7 7054:4 9356:3
8922:6 8430:5 8738:4 9894:8
3546:9 27648:8 84630:7 1584:9
32640:8 8124:3 2457:3 5648:2
6484:4 11415:3 9168:4 9786:6
8008:4 13473:3 9848:8 8896:8
12600:5 2754:9 7245:5 7536:3
1516:2 7816:8 21784:7 23452:2
2. Выполните указанные действия. Вспомните, в каком порядке надо выполнять действия:
3408-804-701 60:15 + 920:40
(6280-6180) * 2 739 + 91:7
500:10:2 45*2 - 18*3
240 + 150 *2 299 + 310*2 – 187
3. Сергей с родителями едут на выходные к бабушке. Дорога занимает 2 ч 30 мин. Во сколько им нужно выехать из дома, чтобы приехать в 22 ч 20 мин?
4. На одной пасеке получено 567 кг мёда, а на другой в 2 раза больше. Седьмую часть мёда, полученного на второй пасеке, разлили в 9 одинаковых бидонов. Сколько килограммов мёда наливали в каждый бидон?
5. Поезд прошёл 8 ч со скоростью 62 км в час. После этого ему осталось пройти до места назначения в 3 раза больше того, что он прошёл. Сколько всего километров должен был пройти поезд?
6. Володя занимается в секции спортивной гимнастики и выполняет каждый день упражнения на различных спортивных снарядах, а количество сделанных упражнений записывает в таблицу. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Дни недели | На кольцах | На брусьях | На перекладине |
Понедельник | 5 | 7 | 7 |
Вторник | 2 | 3 | 4 |
Среда | 3 | 9 | 8 |
Четверг | 1 | 2 | 2 |
- На каком снаряде Володя сделал больше всего упражнений во вторник?
Ответ: ……………………………………………………………………………………….
- Сколько упражнений сделал Володя на брусьях за все четыре дня?
Ответ: ………………………………………………………………………………………
7. В мебельный магазин привезли девять одинаковых шкафов и несколько одинаковых диванов. Общий вес мебели составлял 3 т. При этом шкаф весит 300 кг, а диван – 100 кг. Сколько диванов привезли в мебельный магазин?
8. На компьютере установлен пароль, состоящий из семи цифр. Цифры идут в порядке убывания, т. е. каждая следующая цифра меньше предыдущей. Третья цифра в этом пароле – «5», шестая – «2».
1) Какая цифра в пароле идёт пятой?
Ответ: ………………………………………………………………………………………………
- Перечисли все цифры, которые могут стоять на первом месте в пароле?
Ответ: ……………………………………………………………………………………
9. При вычитании двух чисел Женя случайно приписала лишний ноль в конце уменьшаемого и вместо 32 получила 644. К какому числу Женя случайно приписала ноль?
Ответ: ……………………………………………………………………………….
10. Ниже на клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображён прямоугольник.
1) Найди площадь этого прямоугольника.
Ответ: ……………………………………………………………………………….
- Изобрази на рисунке прямоугольник, который имеет площадь на 8 квадратный см меньше исходного и весь является его частью.
Предварительный просмотр:
Васька.
Дождик стучал по трубе. На окне сидел котенок Васька. Ударил гром. Васька испугался грозы и убежал.
Помощники.
На лугу Настя и Петя рвали щавель. Бабушка сварит из него щи. Вкусны зеленые щи!
На реке.
Дети ходили на рыбалку. С ними была собачка Жучка. Она охраняла улов рыбаков.
По грибы.
За полем густой лес. Там растут грибы. Но не все их можно собирать. Мухомор – опасный гриб!
Птичий двор.
Вот птичий двор. Там гуляют куры и утки. Важно ходит по двору петух. Он здесь самый главный.
Лето.
Был теплый день. Илюша и Юля пошли в лес. Треснула ветка. Это рыжая белка юркнула в дупло.
Ландыши.
Стоял жаркий день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. Под елкой росли ландыши. Они были хороши.
Школьники.
Вадиму и Антону по семь лет. Они ученики. Ребята ходят в первый класс. Они любят свою школу.
Словарные слова.
Береза, ветер, воробей, ворона, девочка, заяц, медведь, мороз, Москва, ребята, Россия, русский, собака, сорока, тетрадь, ученик, фамилия, хороший, язык.
Зяблик.
У дома рос куст шиповника. На ветку сел зяблик. К кусту подбежала коза Зорька. Зяблик испугался и улетел.
Змейка.
Под широким листом затаилась змейка. Я стал наблюдать. Пёс Шарик прыгнул на старый пень. Змейка скрылась в кустах.
Урожай.
Наступил разгар лета. Хлеба созрели. С утра едет по хлебному полю комбайн. Стоит сухая погода. Люди спешат собрать урожай.
Весна.
Весна. Тёплый денёк. Весело кричат грачи. Журчат ручейки. Ребята идут на речку. По воде плывут льдины. Над водой летают чайки.
В лесу.
На старом пне сидела сова. Она хлопала глазами. С ёлки упала шишка. Сова испугалась и улетела в чащу леса.
Чудеса.
Прошёл сильный ливень. Река вышла из берегов. Она залила луг и цветы. Рыбаки плавали около цветов. Чудеса, да и только!
Шалун.
Гулял ветер по широкому лугу. Он был весь в белых шарах. Пролетел пулей шалун над лугом. Вот чудо. Пропали шары.
Хозяин двора.
Лучи солнышка залили ярким светом весь двор. Важно по двору шагал петух Яшка. Он грозный, всех пугал. Яшка – хозяин двора.
Гуси.
Забрались ребята на птичник. Алеша взял гусёнка. Гуси бросились на мальчика и стали шипеть. Птичница Даша вышла на крыльцо. Птицы затихли.
Поездка к брату.
Митя приехал в Москву к брату Алёше. Алеша был лётчиком. Он показал Мите настоящий самолёт. Мите было очень интересно.
Чудесное утро.
С первыми лучами солнца просыпается роща. Свежий ветерок чуть качает камыши у речки. Шуршит в траве ёжик. Начинают петь птицы.
Дятел.
Стоял в лесу дуб. Прилетел к дубу дятел. Он выдолбил в стволе глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел.
Беда.
Щука плавала в тазу. Её поймал Витя. Подкрался рыжий кот Васька. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры. Кот закричал.
Мой двор.
Вот мой двор. Я люблю играть во дворе. Зимой я катаю на санках товарища. Летом мы играем в прятки. Нам весело.
Шиповник.
В саду у бабушки Нюры рос шиповник. У шиповника острые шипы. Катюша уколола палец. Брат Андрей вынул занозу. Боль прошла. Девочка улыбнулась.
Дома.
Я учу уроки. На столе книги и альбом. Малыши Алёна и Дима играют. Они строят башню из кубиков. Собака Тёпа лапой сломала башню.
Утро.
Утро. Весело пели птички. Петух и куры клевали зерно. Кот Васька пил молоко. У крыльца собака Жучка. Жучка и мальчик Юра будут играть.
Мёд.
Около липы кружит пчела. Она работает весь день. У брата Серёжи в саду пасека. Он дал нам мёд к чаю. Хорош душистый мёд!
Фиалки.
Я хорошо знал лес и быстро мог отыскать скрытые цветы. Эти нежные, душистые цветы прячутся в густой траве – фиалки. Вот ночные жители леса.
Летом.
Лето. Вот деревня Воютино. На лугу корова Зорька. Она ест сочную траву. Наша дача у реки. Мы там ловим рыбу. Алеша поймал щуку и леща.
Чудо.
Весной мы с мамой посадили лилию. Она должна была быть белой. Мы долго ждали чуда. Вот появились пять бутонов. Я всё ходил и любовался ими.
Дуб и ель.
В лесу росли ель и дуб. Ель была большая, пушистая. Дуб был старый с дуплом. Там жила белка. Она сушила грибы на ветках ели.
Май.
Май. Хорошо в лесу! Поют чижи и дрозды. Цветут ландыши. В траве шуршит ёж. На цветке сидит пчела. У тропы сосна и дуб. На сосне белка.
Расти и радуй нас.
На краю поляны рос красивый цветок. Он пророс через толщу сухих листьев. Он покрыт мхом. Я убрал сухую листву. Расти и радуй нас.
Удача.
Наступило тёплое утро. У Дениски новые удочки. Он бежит к пруду. Мальчик закинул удочку. Вот удача! На крючке была щука, а потом лещ. Бабушка Люба сварила уху.
У старой сосны.
У старой сосны играли весёлые белки. Они были рады тёплому солнышку и тёплому лету. Рыжими стали у белок шубки. Зверюшки целый день резвились на солнышке.
Кот.
Во дворе гуляли куры. Саша дала им корм. Куры ели зерно и пили воду. Кот Барсик спал на крыльце. Вот он встал и стал бегать. Кот распугал всех кур.
Миша и щенок.
Миша шёл по тропинке к лесу. Вдруг выбежал маленький щенок. Он жалобно скулил. Мальчик взял щенка и назвал Жучкой. Щенок вырос и стал большой и доброй собакой.
Утро.
Туман плывёт от озера к лесу. Он заглянул в чащу. Кусты и травы облиты белым молоком тумана. Тихо в лесу. Только от ветра шуршит сухая листва. Она испугала зайца.
В роще.
Я иду по лесу. Рядом бежит Жулька. Роща залита ярким светом. Тёплый ветерок играет с цветами и травами. Между деревьями летают мошки, жужжат сердито шмели. Кругом жизнь и радость!
В школе
У нас хорошая школа. Я учусь в первом классе. В классе много цветов и книг. Идет урок. Открылась дверь. Вошел новый ученик. Он приехал из Москвы. Это Юра Сёмин. Мальчик хорошо умел читать и красиво писать. Он мой друг.
Однажды летом.
Вот и лето наступило. Ребята едут на дачу. Около дачи роща и луг. Однажды Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Сверкнула яркая молния. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше.