Методическая работа

Рамазанова Эльвира Гиниятулловна

Обмен опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый вечер, уважаемые коллеги.

Я не буду подробно останавливаться на теории, все мы знаем, что главная составляющая успешной учёбы – это уверенность в себе и собственных силах. Он  будет учиться лучше, если у него будет ярко выражена потребность в самовыражении. Прекрасным моментом является и то, что у ребёнка будет принятие и одобрение значимыми людьми, а также отсутствие состояния тревожности и страха.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

«Фантазёр»

На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Т.е. надо найти практическое применение.

"Профи"

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик на изучение данной темы, можно сделать через признание личности ученика, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему....

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

«Ассоциативный кроссворд»

Учитель вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное, ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

 «Оценка - не отметка»

Ни для кого не секрет, что детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля -  сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  вывесить информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

«Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Но учитель должен держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников.

Метод СИНКВЕЙН основан на смысловой зависимости. Эта технология универсальна. Она применима не только на уроках общеобразовательных дисциплин, но и на уроках профессионального цикла.

 Тема нашего синквейна «Мотивация».

  • Мотивация
  • Внутренняя, внешняя
  • Заинтересовывает, побуждает к действию, стимулирует
  • Является основой любого действия
  • Стимул

 «Кластер». Это далеко не новая идея, но, как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Метод особенно эффективен на этапе подготовки к восприятию новой темы.

Этапы создания «кластеров»

1. В центре доски записывается ключевое слово – тема урока.

2. Предлагается обучающимся высказать слова или словосочетания, которые возникают с этой темой.

3. Идеи фиксируются преподавателем на доске (не исправляя и не комментируя).

4. Установка связей между понятиями, определение темы урока.

Прием «Инсерт». Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

  • Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что педагоги, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «обучающиеся не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах обучающимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом.  

Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование».

Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».           

Прием  «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные…

Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

  • Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. 8-10 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы,  которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс:  на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в  «Кассу успехов».

В заключение приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов:

  • Поощряйте самостоятельность подростка. Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы. Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.  
  • Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку. 
  • Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не способствуют учебной мотивации.  

В заключении хочу пожелать всем вам творческих успехов, и напомнить, что обучающиеся утомляются, теряют интерес к учебе в бездействии. Надеюсь, каждый из вас выйдет отсюда с определенной темой в голове, для дальнейшего рассуждения, которая перерастет в интересную идею открытого мероприятия.

Все методы, о которых вы услышали сегодня можно с успехом использовать на своих занятиях. Они будут не только способствовать развитию мотивации, повышению интереса к учебе, но и позволят развивать коммуникативные умения, мыслительные операции, снижать негативные проявления и эмоции.



Предварительный просмотр:

Приложение к приказу

от 08.02.2020 года № 63/1

План проведения школьного фестиваля открытых уроков

Тема: «Работаем по новым стандартам» 1-9 классы

Дата проведения: 15.02.-29.02.2020 года

Время проведения: согласно графику

Цель проведения: привлечение педагогических работников к поиску решения актуальных проблем обучения и воспитания, создания благоприятных условий для обобщения и распространения педагогического опыта повышение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Задачи:

  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • совершенствование методического обеспечения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС основного общего образования;
  • выявление и распространение инновационного педагогического опыта в области разработки и проведения уроков в соответствии с ФГОС основного общего образования;
  • поддержка творчески работающих педагогов.

Программа

Дата

Время

ФИО

Предмет

Класс

Место проведения

Открытые уроки

14.02.

13.30

Сычев Е.Ю.

Кл.час

Кабинет 327

17.02.

8.00-8.40

Рафальская В.В.

Литературное чтение

Кабинет 308

8.55-9.35

Орлова Г.А.

Литературное чтение

Кабинет

8.55-9.35

Колб Н.А.

Окружающий мир

Кабинет 310

11.40-12.20

Давлатова А.М.

Внеурочное занятие

Кабинет 312

09.50-

10.30

Самигуллина И.А.

Математика

Кабинет 201

18.02.

8.55-9.35

Ризванова Р.Р.

Окружающий мир

Кабинет 209

10.45-11.25

Давлетбаева С.Н.

Литературное чтение

Кабинет 311

11.40-

12.25

Кушнаренко Л.А.

Литература

Кабинет 318

9.50-

10.30

Бабанина Н.В.

Русский язык

Кабинет 216

19.02

9.50-10.30

Шарапова Ю.П.

Английский язык

Кабинет 215

10.45-

11.25

Кабилов Б.Г.

Физическая культура

Спортивный зал

20.02.

20.02

8.00-8.40

Рамазанова Э.Г.

Литературное чтение

Кабинет 207

9.50-10.30

Кардакова М.В.

Математика

Кабинет 205

8.55-9.35

Григорьева Ф.С.

Английский язык

Кабинет 220

13.30-14.10

Парунина И.М.

Кл.час

Кабинет 204

09.50-

10.30

Быкова Е.С.

Информатика

Кабинет 113

13.30-40.10

Яковлева Ю.А.

Внеурочное занятие

Кабинет 218

10.45-11.25

Луткова И.В.

Английский язык

Кабинет 321

21.02

08.00-

08.40

Сафин Р.А.

Физическая культура

Спортивный зал

08.55-

09.35

Тарасенко С.В.

Физическая культура

Спртивный зал

25.02

8.55-9.35

Шабанова Е.В.

Окружающий мир

Кабинет 212

9.50-10.30

Харитонова И.Е.

Литературное чтение

Кабинет 307

14.00-14.40

Мамаева Б.Г.

Внеурочное занятие

Кабинет 003

10.45-

11.25

Лавренюк А.Н.

Физика

Кабинет 213

26.02

12.30-

13.10

Сергеев П.П.

История

Кабинет 304

13.30-14.10

Абрамова Т.И.

Кл.час

Кабинет 125

08.00-

08.40

Князева Ф.Ф.

Кл.час

Кабинет 201

09.50-

10.30

Луткова И.В.

Английский язык

Кабинет 321

12.30-

13.30

Усаинова А.Б.

Кл.час

Кабинет 301

08.00-

08.40

Панова Н.Ю.

Химия

Кабинет 319

27.02

8.00-8.40

Борисова Е.А.

Математика

Кабинет 210

8.55-9.35

Коломиец О.А.

Математика

Кабинет 211

09.50-

10.30

Шарапова Ю.П.

Английский язык

Кабинет 215

28.02

13.30-14.10

Балло В.В.

Внеурочное занятие

Кабинет102

28.02

11.45-

12.25

Батицкая Н.Г.

Английский язык

Кабинет 314

Закрытие. Подведение итогов

12.03.

Н.В.Бабанина, заместитель директора по УВР

Подведение итогов

Актовый зал