Сочинение-рассуждение Я учитель - я человек

Ситдикова Айгуль Сулеймановна
Сочинение-рассуждение Я учитель - я человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочинение-рассуждение 19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Я учитель – я человек

Выполнила: Ситдикова А.С.

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №5»

Вахитовского района города Казани

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, —
он будет лучше того учителя, который прочёл все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он — совершенный учитель.

Л. Толстой   

Я стала учителем. Я – учитель. Слово «преподаватель» не раскрывает сути нашего ремесла. Словом «педагог» называли в античной Греции раба, сопровождавшего мальчика в школу. Но кого воспитает раб? Лишь подобного себе. И только учитель сможет воспитать свободного человека.

 Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель.  В это понятие вложен глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание... «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» - верно заметил Л.Н. Толстой.

Мир стал миром сетевого столетия. Каждый ребёнок становится поисковой системой. В этой ситуации в моем понимании, во-первых, учитель – это человек, который обеспечивает особое триединство: мотивация – навигация – искусство обновления компетенций. Когда мы говорим об этом триединстве, учитель ведёт сложный поколенческий корабль во все расширяющемся и не всегда прозрачно чистом океане знаний. Он должен быть навигатором, показывать, куда двигаться кораблю новых поколений в диалогах с учителем и родителями. Во-вторых, учитель – это мотиватор. Он должен решить классическую задачу, о которой говорил великий психолог Лев Выготский: «Наш ребёнок и умел, и знал, и мог, но беда, что он, прежде всего, не хочет учиться». В этом смысле учитель – это тот, кто даёт драйв, вместе с которым у ребёнка, у ученика, у студента возникает жажда учиться, мотивация к познанию. И, наконец, при всей важности компетенции предметных знаний, ключевая компетенция сегодня – это компетенция к обновлению компетенций. И нужно научить не только физике, математике, литературе, а научить учиться – это важнейшая задача сегодняшнего дня. И, как в старой библейской притче: что более важно – дать рыбу или научить ловить рыбу? Сегодня как никогда важно научить ловить рыбу в океане знаний.

В свое время в культуре родился интересный дискурс, который был связан с определением слова «толмач». Толмач — это интерпретатор смыслов, тот, кто помогает создавать культуру. Учитель должен быть таким толмачом. Конечно, никто не отбрасывает важность педагогических техник и методик. Но главная задача учителя — создать у ученика мотивацию к поиску. Помимо этого, учитель должен быть навигатором в потоках информации. Мы живем в открытом мире знаний, и очень важно помогать ребенку ориентироваться в этих знаниях. И третья важная социальная роль учителя — роль коммуникатора, который организует совместную деятельность детей и управляет их сотрудничеством. Когда учитель исполняет все эти роли, он помогает развивать личность ребенка, а не просто способствует получению знаний.

Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.

Каким должен быть современный настоящий учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? В чём моя миссия как учителя?

Я всегда считала, что учитель – это своеобразный образ жизни, погружаясь в который начинаешь все глубже понимать важность своей деятельности. И нам как специалистам, воспитывающим новое поколение людей, очень важно соответствовать тем высоким ожиданиям, которые требуются от нас в обществе. Ведь задача любого учителя, независимо от его специализации, заключается в обязанности учить детей рационально и объективно мыслить, искать новые способы и методы познания. Кроме того, очень важно формировать у школьников привычку учиться, поощряя любознательность, ориентированность в том или ином вопросе и изобретательный подход к заданиям. Только так можно настроить класс проявлять активность и находчивость на уроках, тем самым открывая для учащихся путь к новым истинам и вызывая жажду получения знаний.

Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, можно понять философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А мне, педагогу, необходимо знать, что я построю в умах и сердцах своих учеников!

Я – Учитель! Это звучит гордо! Я учу детей мыслить, учу слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – учу учиться, самостоятельно видеть проблемы, искать пути их решения, опираться на знания и верить в победу. Всегда идти только вперед.

Только личность может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя миссия учителя — быть просто Личностью.   Причем такой Личностью, за которой хочется идти. Личностью, которую хочется слушать, открыв рот. Как же стать такой личностью или хотя бы приблизиться к этому идеалу? По сути, есть только один путь — постоянно расти в духовном плане, не расслабляться, максимально использовать свои способности и быть настолько же требовательным к себе, насколько и к окружающим. Это с одной стороны, а с другой — давать детям то, что им действительно нужно: простое человеческое тепло, заинтересованность в их судьбе… Хочется сказать вслед за Ш. Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".

Современный учитель — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, Профессионал. От меня как учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела...

Я считаю, что самое главное не надо бояться казаться смешным, не надо бояться признавать свои ошибки. Не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них сейчас!

Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников.

Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра.

 Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот».

Современному учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого», - размышлял Лев Николаевич Толстой.

Ну и, конечно, в сердце современного учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение.

 Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки… А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребёнка. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру.

Учитель — это не только призвание, это еще и особая душа. Это человек, который способен не только «дать путевку в жизнь», как это модно говорить до сих пор, но и тот, кто способен сделать эту самую жизнь чуть лучше, чуть добрее и чуть светлее. Нам всем приходилось слышать выражение «учитель от Бога», но только после школы мы, кажется, начинаем понимать, что именно нам повезло, потому что все наши учителя и были такими. Каждый — от утонченной учительницы английского и до консервативного и придирчивого историка. Каждый — к которому сегодня хочется просто прийти, чтобы хоть на минуту прикоснуться к своим счастливым школьным годам и вспомнить, каким же все-таки неповторимым было время, когда нас еще только учили делать первые шаги к нашей нынешней жизни. Но даже если мы и не идем к ним, это не значит, что мы их не помним. Потому что для каждого из нас учительская на самом деле вовсе не в школе, куда мы забыли дорогу, а в нашем собственном сердце.

И в заключении я хочу напомнить диалог между Алисой, оказавшейся в Зазеркалье, и Красной Королевой. Алиса переживала, что ничего не успевает сделать вовремя, что вечно опаздывает. В ответ на это Красная Королева поделилась своим волшебным правилом: «Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее». Это правило Красной Королевы выявляет самую суть идеологии развития «учить учиться»: если мы хотим быть успешными в XXI веке — веке перемен, новых технологий и, главное, нового поколения, — нам как учителям надо бежать по меньшей мере вдвое быстрее, чтобы не только не отстать от наших собственных детей, учеников, но вместе с ними сделать самое главное открытие в мире — открытие самих себя.

Я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Хочу сказать, что ни разу в жизни, я не пожалела, о своем выборе.