Методическая работа

Поликарпова Юлия Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУ ДО Детско-юношеский творческий центр "Васильевский остров" Санкт-Петербург

Слайд 2

Сетевое взаимодействие успешно применяется в учебных заведениях. Оно помогает расширить перечень услуг. Благодаря сетевому взаимодействию ребенок может получить дополнительные навыки, умения, знания. Для этого могут не потребоваться дополнительные ресурсы школы.

Слайд 3

Руководитель анализирует деятельность учреждения, чтобы выявить отсутствующие факторы для внедрения новой системы. Помимо директора в работу включаются заместители по следующим направлениям: ‣ хозяйственной работе; ‣ воспитательной работе; ‣ учебно-воспитательной работе. Они анализируют направления деятельности школы. Выясняют, каких ресурсов не хватает, чтобы создать оптимальное сетевое взаимодействие: ‣ кадровые; ‣ технические; ‣ материальные.

Слайд 4

Приобретение оборудования Приобретение оборудования, которого ранее не было в наличии. С проблемой обращаются к организации-партнеру, которая обладает требующимся оборудованием. Она предоставляет его безвозмездно или в обмен на другое оборудование. Решение кадровых проблем Используют организацию-партнера, чтобы найти новых работников для формирования дополнительного образования. Увеличение охвата дополнительным образованием В школьном учреждении формируются дополнительные кружки, которые будут интересны ученикам. Для этого можно не создавать отдельные классы, а заключить договор с другими учреждениями. Например, музыкальной, художественной, спортивной школой. Устранение недостатков в профессиональной ориентации Школа предоставляет больше уроков, экскурсий, мастер-классов для каждого ученика. Для этого достаточно заключить договор с крупными школами, колледжами, ВУЗами. Поиск новых ресурсов Методика помогает внедрить воспитательные мероприятия. Контактируют с библиотеками, музеями, выставками. Все действия происходят с учетом календарного плана. Благодаря сетевому взаимодействию школьники могут получить больше навыков, увеличить круг интересов.

Слайд 5

Первая модель Сочетание «школа и школа», «школа и детский сад». Подбирают партнера, осуществляющего на территории идентичную программу. Учитывают степени образования, от дошкольного до среднего общего. Преимущество — наличие идентичной лицензии на выполнение выбранной деятельности , ее не потребуется получать в ходе создания сетевого взаимодействия. В школе или детском саду уже присутствуют кадровые ресурсы. При составлении договора остается выбрать план сотрудничества, образовательную программу для учеников.

Слайд 6

Вторая модель Взаимодействие между «школой и вузом», «школой и организации допобразования». В заданной школе отсутствует образовательная программа. Она заключает договор с другим учреждением, чтобы обучать учеников выбранной деятельности. ВУЗ или учреждение допобразования поможет обучить детей осуществлять действия, которые не доступны в школе. Преимущество — расширение возможности обучения учеников, передача информации на новом уровне. Используют внеурочную деятельность, дополнительное образование.

Слайд 7

Третья модель Договор заключается между школой/допобразованием и предприятием. Например, музеем или библиотекой. Преимущество — учреждение ведет обучение самостоятельно, создает образовательную программу, партнер предоставляет ресурсы (их нет в наличии у школы). Образовательное учреждение вправе выбрать модель, которая больше всего ей подходит.

Слайд 8

1. Отсутствие образовательной деятельности Партнер предоставляет свои ресурсы, но не участвует в составлении программы. Он не может проводить аттестацию учеников. Например, когда библиотека предоставляет содержащиеся книги, чтобы учитель в школе объяснял предложенный материал. 2. Ведение образовательной деятельности В договоре разделяют функции. Учитывают, какой из партнеров утверждает первоначальную программу, осуществляет обучение, назначает аттестацию, формирует документы об окончании обучения.

Слайд 9

Положение о сетевом взаимодействии Договор о сетевой форме реализации образовательных программ Сетевая образовательная программа

Слайд 10

Сетевое взаимодействие регламентируется Положением о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ в ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров» Санкт-Петербурга.

Слайд 11

ДЮТЦ СПб ГБУ социального обслуживания населения " Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Василеостровского района" ГБОУ СОШ №16 Василеостровского района ГБОУ СОШ № 2 Василеостровского района ГБОУ СОШ № 6 Василеостровского района ГБОУ СОШ № 19 Василеостровского района ГБОУ СОШ № 5 Василеостровского района ГБОУ СОШ № 15 Василеостровского района

Слайд 12

Учреждение осуществляет международное сотрудничество с Государственным учреждением дополнительного образования "Лиозненский районный центр детей и молодёжи" Республики Беларусь в рамках соглашения от 21.09.2020.

Слайд 13

Сетевое взаимодействие — взаимовыгодное сотрудничество между школой и другими организациями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность: опыт реализации от дошкольника до студента Поликарпова Ю.С., методист ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»

Слайд 2

Метод проекта один из известных способов активизации образовательной деятельности обучающихся экспериментировать синтезировать полученные знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки планировать свою деятельность проявлять инициативу и самостоятельность

Слайд 3

Современное понимание метода проектов для чего нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Слайд 4

Трудности реализации исследовательских проектов Материально-техническая база Сотрудничество, обмен опытом, деловые контакты, коллективная работа педагогов

Слайд 5

Изучаем почву Проект «Мы – исследователи» Весенние фантазии. Пухлые краски

Слайд 6

Какой бывает вода? Окрашиваем, фильтруем, очищаем воду Магнитная задачка

Слайд 7

В рамках проекта «Раз ромашка, два ромашка» Проект «Люблю березку русскую» Совместная работа с родителями Проект «Масленица»

Слайд 8

Направления исследовательских проектов экология (исследовали загрязнение снега, почвы, сточных вод), продукты питания (определение тяжелых металлов в яблоках, овощах), качество продуктов (молока, меда, шоколада), синтетические моющие средства, зубные пасты и т.д.



Предварительный просмотр:

Поликарпова Юлия Сергеевна,

методист

ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»

Санкт-Петербурга

Педагогические практики и проекты экобиологической направленности в дополнительном образовании

Метод проектов является одним из известных способов активизации образовательной деятельности обучающихся. Российские психологи и педагоги рассматривали его как способ всестороннего развития личности. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проект – это 5 «П»:

  • Проблема; 
  • Проектирование или планирование; 
  • Поиск информации; 
  • Продукт;
  • Презентация. 

Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной и школьной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе и классе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умение публичного выступления.

Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не только на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых.

В практике современных дошкольных и школьных учреждений используются разнообразные типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, выступления, доклада;

2.ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, класса, витражи,  и др.);

4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

5. социальные проекты, в основе реализации которых лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Данная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности. 

В рамках реализации исследовательской деятельности в дошкольном образовании использовалась коллективная форма при соблюдении принципов доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования), структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов), непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

Итоги проектной деятельности оформляли в виде фотоальбомов, лэпбуков с обязательной презентацией завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

В своей практике в дошкольном образовании реализовывала опыты с землей, водой, глиной, комнатными растениями, магнитами. Очень нравятся детям опыты с пищевыми красителями, с последующим рисованием на бумаге, расслаивание жидкости, рисование на молоке, получение красок из пены и рисование такими красками на листе бумаги, создание радуги и получение дождя из пенных тучек и т.д. Экспериментальная работа осуществлялась в рамках проекта «Здоровый образ жизни», «Весенние фантазии».

В работе использовали тематические дидактические игры, подвижные игры, создавали индивидуальные и коллективные декоративные работы.

Исследовательская работа воспитанников ДОУ была частью проектной деятельности. Так, к примеру, при реализации проекта "Мой дом, мой город!" в младшей группе (3-4 года) мы формировали представления о родном городе, его истории, проводим знакомство с домом и предметами домашнего обихода, знакомим с правилами поведения в городе, с простейшими правилами дорожного движения. В ходе бесед и игр особый уклон был сделан на воспитание бережного отношения к природе, поддержания в городе и доме порядка и чистоты. Проект заканчиваем подготовкой плаката под названием "Мой дом, мой город!", используем природный материал для оформления (листочки, песок, сушеную траву и цветы).  

Проекты «Раз ромашка, два ромашка», «Люблю березку русскую», «Масленица» - краткосрочные познавательно-исследовательские проекты, которые сочетали в себе не только работу с детьми, но и совместную работу с родителями. Как итог проекта – досуг, спортивная игра или утренник. 

Привлекали родителей не только для создания домашних творческих работ, но и проводили совместные мастер-классы с детьми.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности в дошкольном образовании, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности и создании проектов.

Работа с проектной деятельностью продолжительное время осуществлялась и в средней общеобразовательной школе – лицее с учащимися естественнонаучного профиля. С ребятами проделывали исследовательские работы по разным направлениям: экологии (исследовали загрязнение снега, почвы, сточных вод), продуктах питания (определение тяжелых металлов в яблоках, овощах), качество продуктов (молока, меда, шоколада), тестировали синтетические моющие средства, зубные пасты и т.д. Делали проекты технической направленности – участвовали в создании макета школы будущего из цветных стекол, полученных школьниками собственноручно в лаборатории.

Все работы докладывались на конференциях городского и всероссийского уровня, работы объединялись проектами по здоровому образу жизни, здоровому питанию и безопасной бытовой химии. Обобщенный опыт транслировался на уроках в школе по химии, биологии, тематических классных уроках, на которых юные исследовали рассказывали о своих экспериментах и рекомендациях по здоровому питанию и образу жизни. Вся экспериментальная химическая часть проходила на базе химической лаборатории с применением методов химического и физико-химического анализа, что бесспорно являлось фундаментом планирования и проведения учебно-исследовательских проектов.

Благодаря такому тесному сотрудничеству с Вузом, многие школьники могли учиться навыкам работы в химической лаборатории в тесной связи не только с педагогом, учителем, но и со студентами, темы курсовых работ которых соприкасались с тематикой проектов школьников. Так реализовывалось и наставничество. Благодаря такому тесному сотрудничеству работа проходила интересно, плодотворно для всех участников образовательного процесса.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей, но и требующий материально-технической базы, если проект реализуется посредством экспериментальной и исследовательской работы. К сожалению, не все школы и детские центры развития детей обладают достаточным ресурсом для проведения экспериментов естественнонаучного направления. Поэтому выходом для реализации таких проектов может служить сотрудничество со сторонними организациями и неравнодушными к детскому исследованию людьми.

В заключении отмечу, что практический опыт работы в данном направлении эффективен, начиная с дошкольного возраста и до студента, реализуя таким образом преемственность и закладывая с младшего возраста навыки исследовательской работы и проектной деятельности.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в хореографии, как способ развития индивидуальных способностей учащихся

Добрый день уважаемые коллеги, меня зовут … я педагог доп образования, руководитель хореографического коллектива. Моя коллега с теоретической точки зрения уже раскрыла термин предприимчивость, и что под ним понимаем мы. Поэтому я перейду сразу к рассказу о своём практическом опыте и расскажу вам о том как при помощи проектной деятельности в хореографии можно развить индивидуальные способности учащихся.

 Два года назад педагогический коллектив клуба эстрадно-спортивного танца и чирлидинга «Монро» посетила идея масштабного проекта: Постановки балетного спектакля «Спящая красавица». Причем, классический танец не являлся основной нашей деятельностью. Дети занимались эстрадным, акробатическим танцем и чир спортом. Однако классическая хореография входила в их образовательную программу.

Вся подготовительная работа по постановке спектакля велась совместно с детскими группами под контролем педагогов.

Работа распределилась на несколько этапов:

1. написание либретто

2. монтаж музыкального материала

3. распределение главных ролей (кастинги)

4. распределение исполняемых сцен на различные группы детей, в соответствии с возрастными особенностями и техническими возможностями исполнителей.

Одной из главных задач в этом пункте было: привлечение к участию максимального числа детей из коллектива. Чтобы каждый ребенок где-нибудь поучаствовал. Сюда мы вкладывали некий воспитательный момент, это раз. Раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка (тк их нужно было еще нащупать), это два. И выявление талантливых, способных, уникальных детей, это три.

Второстепенные роли также распределялись в соответствии с типажами самих детей, и это была возможность для них поработать над своей артистичностью и раскрыть себя.

5. репетиционный процесс занял около года, учащиеся старших групп стали наставниками младших и выступали в качестве педагогов-репетиторов.

6. пошив костюмов (в основном осуществлялся на профессиональной основе, однако разработку многих идей взяли на себя дети и родители)

7. подготовка реквизита (осуществлялась силами учащихся: клеили торты, делали куриц из папьемаше, лепили фрукты и овощи, рисовали свитки, делали волшебные палочки для фей, вовсю развивали фантазию и воображение)

8. работа с типографией (афиша, билеты – рисовали дети)

9. Генеральная репетиция стала испытанием не только для педагогов-постановщиков и исполнителей, но и для тех кто не был непосредственно занят в спектакле, а выполнял функции технических служб театра: костюмеры, реквизиторы, художник по свету, звукорежиссер, помощник режиссера который вел спектакль. Необходимо было заранее прописать свет, звук, занавес совместно с профессиональными работниками театральных служб и это всё легло на плечи 14-15 летних юношей и девушек.

Премьера спектакля состоялась в мае 2023 года благодаря слаженной работе энергичных, находчивых, изобретательных, склонных к проявлению инициативы и очень трудоспособных детей и педагогов.

Более 200 участников, 500 костюмов, масса реквизита всё это стало частью балета состоящего из 3х действий. Принимал нас шикарный зал на 820 зрительских мест. 

Данное событие послужило поводом для переоценки ценностей всего коллектива (и педагогического, и детского) и толчком для дальнейшего развития в хореографическом творчестве, и создании новых постановок.

 Опыт данного масштабного хореографического проекта бесценен для всех наших учеников:

Во-первых, это умение слажено работать в ограниченных временных и территориальных условиях.

Во-вторых, возможность попробовать себя в театральных профессиях (профориентационная работа).

В-третьих, возможность погрузиться и познать весь процесс подготовки балетного спектакля изнутри, узнать про «подводные камни», возможные «трудности».

В-четвертых, умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, быстро реагировать и находить оптимальные решения ведущие коллектив к единой цели.

Подведу итог: Дорогие педагоги, не бойтесь своих творческих порывов! Воплощайте идеи в жизнь, реализуйте совместные проекты со своими учениками, на таких длинных дистанциях раскрываются лучшие их качества и способности. Для кого-то вы станете путеводной звездой. А кто-то обязательно  отсеется, но вы не грустите, им просто было с вами не по пути.

Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУ ДО Детско-юношеский творческий центр "Васильевский остров" Санкт-Петербург

Слайд 2

Предприимчивость как качество личности, необходимое каждому человеку: деловая активность, инициативность, способность к начинанию и осуществлению дела, приносящего успех .

Слайд 3

Успех каждого ребенка Предприимчивость Творческая деятельность МОТИВАЦИЯ Ответственность Самостоятельность Инициативность Трудолюбие Настойчивость Организованность Честность Коммуникабельность

Слайд 4

Реализация проектов осуществляется через проведение: организационно-массовых мероприятий для учащихся, социально-культурных проектов, акций, тематических встреч.

Слайд 5

Организатор районных экологических конкурсов школьных проектов (Например, «Загадки Арктики»; «Знаешь ли ты Арктику?», «Моя малая Родина. Васильевский остров»), регионального биоэкологического конкурса «От Наблюдения к Исследованию». Всероссийскийконкурс «Моя страна – моя Россия»