Методическая разработка открытого урока "Сумма углов треугольника" Геометрия. 7 класс.

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области

 

           

Методическая разработка открытого урока "Сумма углов треугольника"  Геометрия. 7 класс.

 

Учитель математики Шадыева Гулшевер Абляевна.

Количество часов: 1

Тип урока:        изучение нового материла.

Цели урока:

Познавательный аспект:    

                     Уметь доказывать теорему, используя различные подходы. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Развивающий аспект:

Способствовать развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

Воспитательный аспект:

1.Содействовать достижению учащимися определенного уровня компетентности в сфере массовых коммуникаций.

2. Способствовать повышению активности учащихся на уроке, повышению грамотности устной и письменной речи.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Обеспечение:

1)           Microsoft PowerPoint.  Анимационный слайд-фильм.

2)           Учебник для общеобразовательных учреждений  «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Л.С. и др. – М.: Просвещение, 2003.

3)      Б.Г.Зив Задачи к урокам геометрии 7-11 классы.-С.-Петербург,1997. НПО «Мир и семья-95»

 

 

 

  


 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  учащихся

Использование презентации.

1.                   

Организационный момент

 

 

 

2.

Вводно-мотивационный

 

 

 

 

Обеспечивает благоприятную атмосферу на уроке и психологически подготавливает учащихся к общению и предстоящему занятию

Какую тему мы изучали на

прошлых уроках?

 

 

 

 

Признаки и свойства параллельных прямых

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

Образовательный аспект цели урока

Этап повторения и проверки знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап  собственно-учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Этап подведения итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Этап формирования  домашнего задания и инструктаж по его выполнению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщает о повторении и проверке знаний по теме «Параллельные прямые»

Свойства и признаки параллельности прямых помогут нам при изучении нового материала

1.Укажите а)пару внутренних накрест лежащих углов; б) пару внутренних односторонних углов

 

 

 

 

2. Определите какие стороны у четырехугольника параллельны. Почему?

 

 

 

 

3.Найти все углы, если а||с и угол 2 равен 480

 

 

 

 

 

4.Найти углы, если при пересечении параллельных прямых в и а и секущей с один угол в 8  раз меньше другого.

 

 

Учитель сообщает сведения из истории параллельных прямых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает решить задачи по группам.( класс предварительно разбит на группы по способностям) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомним все о треугольнике

.Геометрическая фигура – треугольник вам уже знакома. Сформулируйте определение треугольника.

 

 

 

 

Назовите элементы треугольника

 

Существует ли треугольник с двумя прямыми углами? С двумя тупыми углами? С прямым и тупым углом?

Итак, мы предположили, что существование треугольника зависит от величин углов.

 Где вы уже встречались с величиной1800?

А еще?

Чему же равна сумма углов треугольника? 

Решим задачи. Найти углы треугольника АВС, если а ||АС

 

 

 

 

 

Проверка решения групповых задач.

 

 

 

 

 

 

Можно ли  доказать, что для любого треугольника сумма его углов равна 1800?

Можно внутри треугольника на стороне АС и её продолжении отложить всего  углы и получим…

Можно приложить углы 1 и 2 к продолжению стороны АС и получим…

Можно наложить два треугольника друг на друга, причем если второй перевернуть, то…

А теперь докажем теорему о сумме углов треугольника

Доказательство проводит учитель с активной помощью учащихся

 

 

 

 

 

Подводит итоги

Мы доказали одну из основных теорем геометрии. Что она утверждает?

Ответьте на вопросы:

1.            Если один из углов треугольника прямой, что можно сказать о двух других углах?

2.            Если в треугольнике один угол прямой, чему равна сумма двух других углов?

3.            Если один из углов треугольника тупой, чему равна сумма двух других углов?

4.            Могул ли все углы в треугольнике быть равными?

5.            Чему равна градусная мера каждого из них?

6.            Могут ли все углы треугольника быть острыми?

Решаем задачи по готовым чертежам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа

 

 

 

Сообщает домашнее задание, разъясняет способ его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность домашней работы

Уметь доказывать теорему тремя способами. Придумать 2 задачи на тему урока.

Подводит итог урока, оценивает работу учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по готовым чертежам устно.

 

Один ученик работает на ПК с проецированием ответов на экран.

 

 

 

 

Работают по готовым чертежам устно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют решение задачи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся решают задачи в группах. Предлагают решение для проверки учителю. А затем проверяют решение задач по слайдам:

16 -  слабая группа;

15 – сильная группа

14 – средняя группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Треугольник- фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой и отрезками, попарно соединяющими эти точки

 

-Вершины, стороны, углы.

 

-Не существуют

 

 

 

 

 

Аргументируют свои выводы.

1.Величина развернутого угла

2. Сумма смежных углов

3. Сумма односторонних углов

 

-Сумма углов треугольника равна 1800.

 

 

 

 

 

Слайд17 –проверка решения группы «слабых»;

Слайд 18 –проверка решения группы «средних»

 Слайд 19 –проверка работы группы «сильных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают план и доказательства теоремы о сумме углов треугольника

Сумма углов треугольника равна 1800.

Записывают в тетрадях.

Дано:Δ АВС

Доказать: <А +<В +<С = 1800

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задачи (слайды 23-28)

Оформляют решение задач в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача  со слайда 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image image

слайд2                              слайд3

image    image

слайд 4                              слайд 5

image  image

слайд 6                                слайд 7

image

слайд 8

image

 

 

 

слайд 9

 

image  image

слайд 10                                     слайд 11

imageimage

слайд 12                                  слайд 13

  image image

слайд 14                                    слайд 15

 image

слайд 16

 

 

 

 

Задание группам:

Группе «сильных» (№1)- найти сумму углов треугольника, используя утверждение; если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 1800.

Группе «средних»(№2) - найти сумму углов треугольника, используя  утверждение: сумма смежных углов равна 1800

Группе «слабых»(№3) - найти сумму углов треугольника, используя утверждение: величина развернутого угла равна 1800

imageimage

слайд 17                                слайд 18

image слайд 19

 

 

 

Доказательство проводит группа №3

 

Доказательство проводит группа №2

 

 

Доказательство проводит группа №1

 

 

 

 

 

 

image   image

      слайд 20                                    слайд 21

image

слайд 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

imageimage

     слайд 23                                  слайд 24

 

imageimage

      слайд 25                                    слайд 26

  

  image image

         слайд 27                                 слайд 28

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

$11.     Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

$12.     Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).

$13.     Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2009г № 03-1263)

$14.     Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.,составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).

$15.     Геометрия: учеб, для 7–9 кл./ [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2008 - 2012.

$16.     Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.

$17.     Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 – 2008.

$18.     Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гу­сев, А.И. Медяник. – М.: Просвещение, 2003–2008.

$19.     Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2004–2008.

Дополнительная литература:

$11.     Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

$12.     Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.

$13.     Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.

$14.     Геометрия, 7 класс. Тесты. В 2 частях/ авт. О.В. Белицкая. – Саратов. Лицей, 2009г.

$15.     Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7–9 классы/ Э.Н. Балаян, Ростов–на–Дону: Феникс, 2009 г.