Родителям и ученикам
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов учебного процесса. Цель этой деятельности заключается в следующем: помочь взрослым понять своих детей-учеников, правильно построить с ними взаимоотношения, обратить внимание на частые ошибки, допускаемые в учебе детей. Но, главное, чтобы родители могли помочь своим детям преодолеть возможные трудности, возникшие в учебном процессе, при подготовке домашнего задания.
Не секрет, что современные образовательные программы меняются, меняются требования к устным и письменным ответам на уроке, требования к оформлению письменных работ, отличным подспорьем для родителей и учеников могут стать памятки. Памятка - это книжка или листок с краткими наставлениями на какой-л. случай, с краткими сведениями о ком-л., чем-л. Запись того, о чем следует помнить, знать.
Пользоваться памятками очень полезно, т.к. они приближают ученика к идеальному ответу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_po_istorii.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Как дать рецензию на ответ товарища:
1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).
Как составить синхронистическую таблицу:
1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
1. Причины возникновения явления:
-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
-разрешение данным явлением назревших противоречий,
-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Характеристика общественных выступлений:
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности,
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.
Характеристика политического строя государства:
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия,
-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
-политические права и свободы,
-личные права и свободы,
-возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика войн:
1. Причина войн, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):
-планы сторон в начале каждого этапа,
-военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Как дать оценку историческому событию:
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
-для участников события,
-для последующего исторического развития.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:
1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
2. Составить план.
3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.
4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.
Структура реферата:
1. План или оглавление с указанием страниц.
2. Обоснование выбора темы.
3. Теоретические основы выбранной темы.
4. Изложение основного вопроса.
5. Вывод и обобщение.
6. Практическое значение реферата.
7. Список используемой литературы.
8. Приложения.
Примерные аспекты содержания реферата.
1. Вводная часть:
-Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).
2. Основная часть:
-суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,
-критический обзор источников,
-собственные сведения, версии, оценки.
3. Заключение:
-основные выводы,
-результаты и личная значимость проделанной работы,
-перспективы продолжения работы над темой.
Оформление титульного листа:
- название школы,
- тема реферата,
- Ф.И. автора, класс,
- Ф.И.О. учителя,
- год написания реферата
Отзыв учителя:
- содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;
-умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;
- умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;
- присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
- умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;
- правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,
- сопроводительные материалы к реферату.
План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории
1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отве чал твой одноклассник.
3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.
4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть не обходимость.
5. Есть ли вывод в конце выступления.
6. Попробуй оценить ответ.
Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал из ложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» — в изложении материала допущены незначитель ные ошибки и неточности.
Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются су щественные пробелы, изложение не самостоятельное (наводя щие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Памятка для работы с картой
- прочтите название карты;
- покажите на карте необходимую территорию и опишите её словами;
- воспользуйтесь легендой карты и расскажите, о чём «говорит» карта
- продемонстрируйте на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника
- Памятка для составления сообщения о событии
- укажите, когда и где произошло событие (воспользуйтесь картой);
- выделите причины, расскажите о ходе, а также определите итоги и значение этого события для истории страны;
- назовите участников и определите их роль;
- назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользова лись для подготовки сообщения.
- Памятка для составления сообщения об историческом деятеле
- укажите, где и когда родился исторический деятель;
- расскажите о его семье, воспитании и образовании;
- раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставлен ных целей;
- определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;
- ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятели современники и ученые;
- назовите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки сообщения.
Памятка для работы с документом
- обратите внимание на названий автора и время создания документа;
- прочитайте текст несколько раз и ответьте на вопросы к нему;
- подумайте, какую информацию содержит в себе текст об исторических событиях, их участниках, оценках совре менников и автора(ов) данного документа;
- анализируя текст документа, попробуйте выделить объек тивные (их можно перепроверить по другим источникам) и субъективные (свидетельствуют о мнении автора доку мента об излагаемом им событии, историческом деятеле и т.д.) данные.