Методическая копилка

Енукова Татьяна Александровна

Разработки уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kalle_blyumkvist_1.doc40.5 КБ
Файл urok_po_povesti_bulycheva_1.docx129.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по произведению с детективно-приключенческим сюжетом

УРОК 1

Тема: Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика» часть I

        Повесть Линдгрен «Калле Блюмквист-сыщик» является произведением приключенческим, исходя из этого, определим цели урока:

 - повторить определение сюжета;

- познакомить с особенностями детективного сюжета;

- познакомить с героями повести.

Ход урока

I этап

1. Слово учителя о шведской писательнице Астрид Линдгрен.

2. Беседа с классом:

- Как вы думаете, что такое детектив?

Выслушав ответы учеников, учитель сообщает, что, во-первых, это сыщик, человек, который занимается поиском, во-вторых, детективом называют рассказ, повесть, роман.

-Какие детективные произведения вы знаете?

II этап. Знакомство с детективным сюжетом.

Сегодня мы с вами познакомимся с повестью А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика».

-Вспомним, что называется сюжетом?

-Какие элементы сюжета вы знаете?

Запись на доске:

Сюжет

Любого произведения

  1. Завязка: начало развития событий.
  2. Развитие действия: действия, которые совершают герои.
  3. Кульминация: самое напряженное действие.
  4. Развязка: заключительный момент в развитии действия.

Детективного произведения

  1. Завязка: совершение какого-то преступления.
  2. Развитие действия: появление свидетелей, подозреваемых, улик.
  3. Кульминация: установление личности преступника.
  4. Развязка: виновных наказывают.

III этап. Восстановление учащимися детективной сюжетной линии повести «Калле Блюмквист – сыщик»

Итак, сегодня, ребята, мы будем с вами читать несколько необычным способом. Как вы уже знаете, у художественного произведения может быть несколько сюжетных линий. И наша с вами задача, зная,  как строится детективный сюжет, восстановить его в повести А. Линдгрен.

        Основные моменты этой повести, соответствующие детективной сюжетной линии, у меня размещены на отдельных карточках.

Методический комментарий

Одна карточка дается 3-4 ученикам, которые читают содержание карточки про себя, думая, какой части сюжета соответствует эпизод.

Учитель сообщает ученикам, что в этой повести несколько героев:

  1. Калле – мальчик 13 лет, он же сыщик;
  2. Андерс и Ева-Лотта – друзья Калле;
  3. Дядя Эйнар – подозрительная личность.

Начало сюжета такое. В небольшом городке неожиданно появляется дядя Эйнар. Калле относится к нему с подозрением, наблюдает и следит за ним. Он даже, на всякий случай, снимает у него отпечаток пальца. Калле начинает подозревать дядю Эйнара в краже драгоценностей, прочитав газету.

Беседа учителя с классом:

- Так о чем же говорилось в газете?

Ученики зачитывают подходящую по смыслу карточку: «…Похищен сейф с драгоценностями … среди похищенных вещей выделяются: …платиновый браслет … брошь с четырьмя алмазами … колье из восточных жемчужин…» (103, с.153).

- Почему Калле сделал вывод, что это дядя Эйнар украл драгоценности?

Ученики делают предположения, что Калле где-то нашел жемчужину, что следует из содержания карточки: «… Конечно, не исключено, что жемчужина лежала там еще со времен Карла XII … но скорее всего, жемчужину потерял так называемый дядя Эйнар во время своего ночного посещения развалин. Разве я не прав?» (103 , с.115).

- Узнав, что дядя Эйнар – вор, что предпринимает сыщик Калле Блюмквист?

Ученики отвечают, что Калле, очевидно, решил написать письмо в полицию: «… Стокгольм, в уголовную полицию. Как вытекает из газет, у вас,… очевидно, произведена кража со взломом. Так как вами, может быть, добыты отпечатки пальцев, я посылаю Вам таковой в надежде, что он софпадет с каким-нибудь из ваших. Дальнейшие справки можит Вам прислать безплатно и письменно

                                        Карл Блюмквист, частный сыщик…»(103, с155).

-Откликнулась ли полиция на письмо Калле?

Учащиеся отвечают утвердительно: « …Полицейская машина мчалась на север… Калле, Андерс и Ева-Лотта сидели на заднем сиденье с комиссаром Стенбергом … Калле неистово жестикулировал  и орал не своим голосом:

- Один – бледный, другой противный, а третий, дядя Эйнар, но Бледный еще противнее, чем Противный …» (103,с.185)

- Чем же заканчивается расследование?

Ученики отмечают, что согласно развязке детективного сюжета виновных в краже поймали, а Калле стал знаменитым: «… Знаменитый сыщик Блюмквист, лежал,  развалившись, под грушевым деревом. Да-да, сейчас он был знаменитый сыщик, а не просто Калле. Об этом говорилось даже в газете … Заголовок гласил: «Знаменитый сыщик Блюмквист», а затем следовала фотография …» (103,с.190).

После того, как учении восстановили ход событий, им предлагается определить, какие эпизоды соответствуют элементам детективного сюжета.

IV этап. Герой детективного произведения

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать сыщик?

Учащиеся называют следующие качества: аналитические способности, богатое воображение, наблюдательность …

На данном этапе ученикам можно прочитать фрагменты из текста, соответствующие наблюдениям Калле за дядей Эйнаром:

«… Итак: волосы русые, зачесаны назад, глаза карие, брови срослись, нос прямой… серый костюм, коричневые ботинки… маленький красный шрам на правой щеке...» (103,с.89).

«… Имеет отмычку и карманный фонарик…» (103 ,с.104).

«…Чудной он какой-то … непоседливый, все куда-то торопится…» (103,с.98).

Учитель обращает внимание на то, что Калле в своих записях отмечает не только портрет и одежду подозреваемого, но и привычки. И предлагает выполнить следующее задание: одного учащегося просит выйти из класса, а остальные ученики составляют его словесный портрет.

V этап. Домашнее задание

Прочитать повесть А. Линдгрен «приключения Калле Блюмквиста – сыщика».



Предварительный просмотр:

Урок по изучению произведения с фантастико-приключенческим сюжетом

        Урок по изучению произведения с фантастико-приключенческим сюжетом мы предлагаем рассмотреть на примере повести К. Булычева «Приключения Алисы» и провести на уроке внеклассного чтения в 6 классе.

        Особенности урока определяются спецификой содержания фантастико-приключенческого произведения. В фантастических повестях кроме приключенческого сюжета, героев-ровесников, которые привлекают младших подростков, присутствует еще и научная или техническая проблема, обсуждение которой целесообразно вынести, на наш взгляд, на урок.

Тема: НЕОБЫЧНЫЕ явления в ОБЫЧНЫХ обстоятельствах

Методический комментарий

Работа по изучению данного произведения проходит в группах – «Научных обществах молодых ученых». Предварительно учащимся нужно прочитать повесть «Миллион приключений» (часть I, главы 1-5) из цикла «Приключения Алисы».

Ход урока

I этап. Слово учителя о творчестве К. Булычева

II этап. Беседа по главам 1,2 и 6 части I повести

  1. Вопросы по главам 1-2:
  • В какое время и в каком месте происходит действие повести?
  • Где проводили свое свободное время ребята: Пашка, Алиса, Джавад, Наташа? Какое научное увлечение было у каждого из ребят?

Следующие вопросы обсуждаются «молодыми учеными» в группах.

Слово учителя. Ребята, представьте, что вы с героями повести попали в институт времени, вместе с героями побывали в историческом отделе, в котором временщики пишут иллюстрированную историю человечества, или в исследовательском отделе, в котором предметом изучения разных специалистов является ПРОШЛОЕ, дающее ответы на задачи, которые не решить сегодня. А также вы заглянули в «Отдел исправления исторических ошибок и несправедливостей». А теперь внимание вопросы:

  • Подумайте, портрет какого исторического лица вы бы хотели увидеть? И почему?
  • Хотели бы вы побывать в прошлом? В в какое именно время вы бы отправились и с какой целью?
  • Если бы вы работали в «Отделе исправления исторических ошибок», то какое событие в жизни страны постарались изменить или предупредить? И почему?
  1. Пересказ и обсуждение 6 главы «Джин в корабле»
  1. Один-два ученика пересказывают от лица Алисы то, что с ней произошло в море и кого она там неожиданно встретила.
  2. После пересказа работа проходит в группах, которым дается следующее задание. Представьте такую ситуацию: друзья не смогли помочь Алисе выбраться из космического корабля, марсианин-пират принял облик Алисы и теперь старается изо всех сил достигнуть цели, ради которой он и прибыл на Землю, а именно: покорить нашу планету.
  • Как помочь Алисе? Как помешать недругу завоевать нашу Землю?

III этап. Признаки фантастической литературы

Целью данного этапа становится определить, почему повесть «Приключения Алисы» является фантастической. Для этого учитель задает следующие вопросы:

  • Объясните, как вы понимаете значение слова «фантастика»?
  • Что, на ваш взгляд, делает истории о приключениях с Алисой фантастическими?
  • Назовите явления, которые могли быть на самом деле, и явления, которые придумал автор.

В конце урока дается определение фантастической литературы: « Научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем».