Дистанционное обучение родителей
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса в детском саду.
Этот материал для вас!!!!
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДРЕС: БИРЖЕВАЯ ПЛОЩАДЬ, Д. 4 ТЕЛ. 218-25-02
При посещении этого музея напомните детям, что раньше в этом здании заключались торговые сделки и называлось это здание БИРЖА.
(БИРЖА, в Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова;
памятник архитектуры русского классицизма (1805-10; открыта в 1816,
архитектор Ж. Тома де Томон). Сооружение в виде периптера на высоком
цоколе, окруженное тосканской колоннадой, вошло в систему ансамбле
центра города).
Позднее это здание было превращено в музей флота рядом с рекой Невой. Рассмотрите модели кораблей, объясните детям их назначение, а летом в День военно-морского флота постарайтесь посетить парад кораблей. Напомните, что наш город – герой, кораблей строитель.
Расскажите ребенку о подвиге нашего города в годы Великой Отечественной войны, о мужестве людей. Покажи сыну или дочери в музее те экспонаты, которые напоминают нам о военном Ленинграда, о блокаде, о героизме защитников города.
Санкт- Петербург - город со своей бурной и кипучей жизнью. Огромные потоки транспорта ежеминутно перемещаются по его сосудам – улицам и проспектам.
Начнем знакомить детей с видами транспорта, которые есть в нашем микрорайоне: автобусы, троллейбусы, маршрутное такси, электричка
Теперь пришла пора познакомиться с ближайшей станцией метро Проспект Ветеранов, познакомиться с картой метрополитена, найти на ней нашу станцию метро.
В семилетнем возрасте дошкольник способен с помощью взрослого ориентироваться в карте города, спланировать, на каком транспорте можно доехать до бабушки, до маминой работы, до детского сада, до музея.
Обязательным моментом при знакомстве с транспортом Санкт-Петербурга будет разговор о правилах безопасного поведения в нем и на улицах города. Истинный петербуржец отличается тем, что уважает других пассажиров, уступает место в транспорте пожилым людям, соблюдает правила поведения в автобусе, метро, перехода улицы.
ЗНАМЕНИТЫЙ ТРАНСПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
В выходной день предлагаем Вам вместе с детьми посетить крейсер «Аврора». Адрес: ПЕТРОГРАДСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ТЕЛ. 230-84-40
При посещении крейсера напомните о том, что это военный корабль, но сейчас это музей. Что на нем, как на всех кораблях есть палуба, дно, каюты, мачты, окна-иллюминаторы, лестницы – трапы, капитанский мостик, правый и левый борт, что этот корабль охраняется государством.
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ
Развитие конструктивных способностей детей
КОНСТРУИРОВАНИЕ создает большие возможности для всестороннего развития личности ребенка. В процессе этой деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т.е формируются те способности, которые лежат в основе технического творчества человека. В игре с мелкими деталями, у ребенка развивается мелкая моторика рук, пальцев, что связано с речевым развитием ребенка, что не маловажно нашим логопедическим детям.
В детском саду с детьми проводится целенаправленная, систематическая, планируемая работа, но возможности и роль СЕМЬИ в развитии конструктивных способностей остаются очень значительными.
ПРИОБРЕТАЯ, КОНСТРУКТОР для своего ребенка, следует обратить внимание на некоторые тонкости:
Внимательно прочитайте инструкцию полагаемую к данной игрушке, на какой возраст она рассчитана;
Учитывайте возможности, умения и навыки своего дошкольника – если конструктор будет слишком, крупный, легкий по заданиям, то поверьте, ребёнок быстро потеряет к нему интерес.
Посмотрите страну изготовитель, не токсичен ли материал, из которого сделаны детали и краска.
Желательно, чтобы к данному конструктору образцы построек. Ведь фантазировать и придумывать свои постройки малыш сможет только после того, как сумеет сделать более простые изделия, а в этом ему помогут образцы.
Существуют конструкторы одной фирмы, например Lego, которые можно объединять, варьировать, что дает возможность ребёнку расширять свои способности.
Дома организуйте уголок, где ребенок мог бы, не отвлекаясь сосредоточенно самостоятельно поработать.
Найдите время помочь ребёнку разобраться с образцами, планами построек. И нет более успешного приема воспитания, чем ваша похвала, удивление и радость за успехи своего чада.
Если конструктор приобретен в гибком, мягком, целлофановом пакете, то целесообразно переложить его в твердую форму, например коробку из-под туфель, торта, ребенку будет легче ориентироваться в деталях, и запчасти не будут теряться.
Развивать конструктивные способности детей можно не только в домашних условиях, но и на улице, во время прогулки.
Старшие дошкольники с удовольствием сооружают постройки из ПЕСКА. Выбирая место для игры, внимательно следите за чистотой песка, его подготовленностью (должен быть влажным). Для игры в песке предложите ребенку более мелкие игрушки, дополнительные материалы – это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки в оболочке, различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формировки и пр.
Детям можно предлагать ёмкости, которые они вкапывают в песок и наполняют водой. Или выстилают дно для сооружения полиэтиленовой пленкой, получаются бассейны, пруды, озера, реки.
Для обыгрывания построек ребята применяют поделки, изготовленные своими руками. Например, для устройства комнаты для кукол могут сплести коврики из пленки, сделать палатки для туристов из трехгранных пакетов из-под молока, кораблики из коры, пенопласта и др.
Дети старшего возраста сооружают из песка сложные и крупные постройки, могут вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. дети строят дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озера. Примите участи в постройке, посоветуйте, как лучше украсить постройки различными материалами и деталями. Например, высотные дома можно сделать с балконами, вставляя сверху вниз на одинаковом расстоянии кусочки оргсекла или фанеры; установить на здании телевизионные антенны из цветной проволоки; протянуть провода между мачтами уличных фонарей.
Чтобы обогатить опыт детей, познакомить их с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, гуляя по городу с ребенком (особенно в центре Санкт-Петербурга), не проходите мимо красивых старинных зданий. Какие же знания доступны малышу, о чем вы можете побеседовать с ним во время прогулок? Вот краткий словарик терминов с доступным для ребенка объяснением:
АРХИТЕКТОР – человек, который придумывает здание, украшение фасадов, окон, фронтонов, крыш, парадных подъездов.
ФУНДАМЕНТ – это основа здания, его «ноги»;
ФАСАД – «лицо» здания
ФРОНТОН – «лоб» здания
ОКНА – «глаза» здания, БАЛКОН – «ресницы глаз» здания
ДВОРЕЦ – это здание с украшениями,
КОЛОННЫ – поддерживают крышу, фронтон.
ЦЕРКОВЬ – это здание, где люди не живут, а куда верующие люди ходят молиться Богу.
СОБОР – это очень большая церковь
ПИЛЯСТРЫ – прорезы в стене.
КУПОЛ – круглая крыша здания;
БАРЕЛЬЕФ – это скульптурное изображение, которое выступает над поверхностью здания менее чем на половину своего объема.
ПЬЕДЕСТАЛ - высокий постамент, на котором стоят памятники, фигуры.
КРЕПОСТЬ – это сооружение для защиты города или поселения.
Развивать конструктивные способности детей можно в любое время года, совмещая приятное и полезное для ребёнка. Как только выпадает первый снег, у детей просыпается огромный интерес к строительству из этого природного материала.
При работе со снегом дети учатся планировать свою деятельность, добиться намеченной цели, предвидеть будущий результат, самостоятельно распределять обязанности. Если Вы примите участие в постройке, то эта прогулка будет самой интересной, запоминающейся. Вы, взрослый выступаете как равноценный член работающего коллектива.
Вы выезжаете зимой на дачу? А знаете ли вы, как построить снежную горку? Надо скатать снежные комья; взрослый устанавливает их друг на друга, сооружает самое высокое место – намечает будущую площадку горы. Затем предложите ребенку установить комья с двух противоположных сторон – скат и ступеньки. После это надо засыпать сооружение снегом и утоптать его. В самом конце надо придать горе форму – подравнять, вырезать ступеньки. Для безопасности катания с горы нужны оградительные валы. Их можно вырезать, наформовать ведрами или слепить из «снежного теста». Можно установить параллельно на краю горы две доски на расстоянии 20 см. друг от друга. Придержите доски, а в получившийся желоб наложите и утрамбуйте снег, после чего доски убирают и валу дают замерзнуть. Таким же образом делают второй оградительный вал. Затем гору поливают несколько раз водой.
Выпал первый снег и ваш малыш с увлечением лепит из него необычного снежного зверя, создает различные миниатюрные снежные композиции. Знаете, как можно сделать «снежному» зверю настоящий волшебные глаза? В два одинаковых неглубоких сосуда круглой формы (тарелки, металлические банки) наливают воду, подкрашенную анилиновым красителем или зеленкой. В каждый сосуд кладут по круглому предмету темного цвета: старые мячи, шары для сбивания кеглей, хоккейные шайбы. Когда вода замерзнет, сосуды ставят в теплое помещение, вынимают льдинки и предлагают вставить глаза, например дракону. Научите ребенка, что надо делать, чтобы уши снежного зверька не ломались: нужно воткнуть в голову снежной фигуры сначала палочки, а потом облепить их сырым снегом.. для прочности облить холодной водой, затем украшают вырезанными заранее деталями из ткани, бумаги.
Вместе с детьми соорудите хоккейное поле, залейте ледяные дорожки, предварительно разложив по ним вырезанные из ткани, клеенки, бумаги цветы.
Предложите ребенку построить для птиц снежную кормушку. Для этого из снега вырезают куб (50 на 50), на его верхнюю грань в каждом углу устанавливают четыре снежных кирпича (на узкую грань), затем выкладывают на них фанерную пластину. Сверху пластины посыпьте крошки для птиц.
Предварительный просмотр:
Мы с вами живем в прекрасном городе Санкт-Петербурге. И недаром наш город зовется Северной Столицей России. Что мы можем сделать для своих детей, чтобы воспитать из них Истинных петербуржцев? Какая информация о нашем городе доступна пяти-, шести-, семилетним детям, с чем необходимо их знакомить, куда свозить или сводить на экскурсию? Мы постараемся вам это подсказать и научить.
Начнем с того, что познакомим детей с отличиями города от деревни. Это сделать нетрудно, так как многие выезжают летом на дачу и видят, что в городе и деревне отличаются: дома, транспорт, занятость населения, образ жизни, наличие в городе площадей, множества улиц, музеев, памятников. Об этом с малышом стоит поговорить.
Большая Родина начинается там, где мы живем.
Пора познакомить детей (уже в пять лет!) с названием улицы, на которой вы живёте, с номером дома и квартиры. Очень хорошо будет, если ребенок запомнит и свой домашний телефон. В семилетнем возрасте ребенок уже готов понять информацию о том, в честь кого названа ваша улица. А сами Вы это знаете? А мы в свою очередь познакомим детей с адресом детского сада и его номером.
А вот теперь мы начинаем знакомиться с микрорайоном, где мы живем. Детям можно объяснить, что город очень большой, как дом. В доме много квартир, а в городе много районов. В квартире много комнат, а в районе много микрорайонов. Наш микрорайон называется Ульянка. А вы знаете, что название «Ульянка», по одной из легенд произошло так: на обочине Петергофской дороге, на краю безымянной деревушки в несколько дворов, при Петре I некая Ульяна завела кабачок, пользовавшийся широкой популярностью у путешественников. Знатные вельможи и офицерская молодежь Петербурга любили специально приезжать к этой Ульяне на уху. От этой легендарной Ульяны будто бы и пошло название нашего микрорайона. По другой, более традиционной легенде, Ульяна была первой бабой, которую встретил Петр I, проезжая однажды мимо деревни. «Кто ты, красавицы?» – будто бы спросил царь. – «Ульяна», - ответила та, смутившись. –«Ну, значит, Ульянка!» – воскликнул Петр и приказал кучеру трогать. Думаем, детям эти легенды о происхождении названия будут очень интересны.
Гуляя по микрорайону, познакомьте своих ребятишек с железнодорожной станцией «Ульянка», с рекой. С тем, что рядом с нами есть много магазинов, школ, рынков, почта, телеграф, театр, парк «Александрино», памятники защитникам города.
А вот теперь пришло время познакомить детей с историей рождения нашего города.
Какую информацию достаточно дать об этом 5 – 7 летнему ребенку?
Самое главное, Уважаемые родители, не старайтесь дать ребенку сразу много информации, он ее просто не усвоит. Пускай дошкольник запомнит последовательность исторических фактов. В этом возрасте не обязательно знакомить малышей с иностранными фамилиями архитекторов. После прочтения книг, просмотра фильмов, рассматривания открыток будет полезно свозить малыша к памятнику, в музей.
Пётр I – был царем Руси и решил построить город на берегу Финского залива. Это было удобное место для строительства города – крепости (защита страны от набега врагов), возможность иметь морской порт, а значит торговать с другими странами по морю.
В выходной день покажите ребенку памятник Петру I – Медный всадник (на площадь Декабристов).
До начала строительства здесь было жуткое болото. На одном из островов, который назвали Заячьим, решили строить крепость.
Днем рождения нашего города считается 27 мая 1703 года. В этот день Петр I, торжественно заложил крепость.
Одновременно с крепостью, Петр I закладывает Петропавловский собор и крепостные ворота
Наш город носит имя святого апостола Петра. (Раньше города носили названия святых, их имя оберегало город от бед и несчастий)
В выходной день посетите Петропавловскую крепость.
Одним из первых жилых зданий Петербурга является Домик Петра I, который существует и поныне. Он был построен для царя солдатами Преображенского полка за 3 дня. ПетрI захотел сохранить для потомков первый дом Петербурга и позднее домик накрыли каменным «чехлом».
В выходной день посетите Домик Петра.
Вокруг домика Петра I стали строить дома его вельможи, поданные. Так стал вокруг крепости рождаться город.
Петр I любил свой город и гордился им. Он хотел, чтобы его будущий город был самый красивый в мире.
Предварительный просмотр:
Для вас, родители!
Знакомим детей с государственными символами
Уже в старшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с государственным флагом России. Какую информацию можно сообщить ребенку об этом?
ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание государственного флага, как правило, фиксируется в конституции.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т. д.
В старшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с государственным гимном России.
ГИМН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, официальный символ государства наряду с государственным флагом и государственным гербом. Исполняется при официальных церемониях внутриполитического и международного характера, во время спортивных игр и награждений, в некоторых странах (Ирландия) перед началом киносеанса и в других случаях.
Вместе с ребёнком прослушайте Гимн России.
Расскажите дошкольнику (или обратите его внимание, если смотрите по телевизору), что в особо торжественных случаях во время исполнения государственного гимна люди должны стоять, мужчины должны снять головной убор.
Обратите внимание на музыку и слова гимна – они торжественные, строгие, возвышенные, восхваляют, возвышают нашу страну.
Помните, что Вы – главный пример и образец для своего ребенка. Как Вы относитесь к России, таким и вырастет Ваш ребенок. От того, заложим ли мы в малышей гордость за то, что они живут в великом государстве Россия зависит и то, захотят ли они в недалеком будущем сделать свою родину лучше, богаче.
В старшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с государственным гербом России. А вы знаете историю его рождения?
ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п.
В Московском государстве герб появился после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государя Всея Руси». Изображение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в 1497, но канон его изображения не был отработан. При Василии III у орла меняется форма корон — они теперь не западные, королевские, а русские, царские.
При Иване Грозном на печатях изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом Москвы — всадником, поражающим змея. Также на печатях Ивана IV на оборотной стороне печатей часто изображается единорог, который, видимо, был личным символом или гербом царя. На большой государственной печати Ивана IV изображение орла окружают фигуры, символизирующие русские земли.
Серьезная разработка канона герба начинается при Алексее Михайловиче. В герб были введены три короны, представляющие три покоренных царства — Казанское, Астраханское и Сибирское, с 1654 у орла в лапах появляются скипетр и держава. В царствование Алексея Михайловича орел стал изображаться с простертыми крыльями.
Петр I, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и дает орлу цепь ордена Святого Андрея Первозванного. С 1727 всадник на щитке орла в государственных документах называется Георгием Победоносцем.
При Екатерине I утверждаются цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле.
Со времен Анны Иоанновны орел приобретает особенно мощный, исполненный достоинства размах крыльев и осанку. Его творцом на большой государственной печати был известный швейцарский гравер Иоганн Гендлингер, который как раз перед приездом в Россию выгравировал шведскую государственную печать. Печать Гендлингера служила вплоть до Николая I. Но Павел I делал попытку видоизменить герб. На утвержденном им рисунке титульные гербы размещаются не на крыльях орла, а на большом щитке, разделенном на сорок три малых щитка. Появляется сень (мантия), щитодержатели в виде фигур ангелов и др., в символику вводится мальтийский крест (см. Иоанниты). Этот неосуществленный Павловский проект стал основой для видоизменений второй половины 19 века.
При Александре I было восстановлено петровское изображение орла, но с крыльями, не слегка приподнятыми кверху, а простертыми горизонтально. Это было воспринято отрицательно, как подражание всему французскому (подобного орла ввел в свой герб Наполеон Бонапарт). Но новации допускались лишь при изображении на монетах, гербовой бумаге, мундирных пуговицах и др., а государственная печать оставалось неизменной.
По желанию Николая I во время общей реформы российской геральдики, был разработан новый герб под руководством барона Б. В. Кене, выполненный в немецком стиле. Рисунок герба получил многие отрицательные отзывы, в том числе великого князя Константина Николаевича, но был утвержден Николаем I и употреблялся до февральской революции 1917.
На щите герба в золотом поле двуглавый орел черного цвета, в лапах скипетр и держава. Орел увенчан тремя императорскими коронами, на его груди щиток с изображением Георгия Победоносца, поражающего крылатого змея. Георгий повернут вправо (раньше по русским традициям он был повернут влево) и внешне стал походить на рыцаря.
Щит поддерживают фигуры архангелов Михаила и Гавриила, он увенчан шлемом Александра Невского и окружен парадной цепью ордена Святого Андрея Первозванного.
Щит и архангелы находятся под сенью (шатром), представляющей собой золотую мантию с узором из двуглавых орлов, подбитую горностаевым мехом. На сени надпись «С нами Бог». Сень венчается императорской короной и государственной хоругвью. Вокруг изображены щитки с гербами земель, входивших в императорский титул. Самый нижний щиток нес фамильный герб Романовых (его основной фигурой был грифон).
Вместе с большим гербом были разработаны средний и малый, наиболее распространенный, помещавшийся на монетах, банкнотах, на официальных зданиях и на большинстве государственных печатей.
После Февральской революции в качестве герба был утвержден рисунок художника И. Я. Билибина, на котором орел был лишен всех аксессуаров, в том числе и щитка с Георгием Победоносцем.
В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II.
Составитель Гребнева Т.В.
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 40
Кировского РОО
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
2003 Г.
«Улавливай шепот» |
Развитие речевого слуха |
Дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилия) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным. |
«УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК» |
Развитие речевого слуха |
Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-либо из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадает, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто его назвал по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает ребятам разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят: «Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!» Игра повторяется несколько раз. |
«УЛИТОЧКА» |
Развитие речевого слуха |
Водящий (улиточка) становится в центре круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает: «Улиточка-улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я?» тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиточкой. |
«ЛЯГУШКА» |
Развитие речевого слуха |
ДЕТИ СТОЯТ В КРУГУ, А ОДИН С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ СТОИТ ВНУТРИ КРУГА И ГОВОРИТ: «Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала …» Тот, на кого он указал в этот момент, говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка. |
«УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ» |
Развитие речевого слуха |
Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (улавливаемым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, усложняет упражнение. |
«СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ» |
Развитие речевого слуха |
Необходимы мелкие различные предметы или игрушки. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (1-5), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное действие – очко. Набравший большое количество очков – победитель. |
«ГОРШОЧЕК» |
Развитие речевого слуха |
Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй может трогать мяч. Но если ему говорят6 «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном (или обоих коленях) по усмотрению водящего. |
«КТО ЛЕТИТ (ИДЕТ, БЕЖИТ, ПРЫГАЕТ)» |
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА |
В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети осваиваются с игрой, водящим может быть любой ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, воробей летит, а вы каждый раз поднимаете руку. Но слушайте внимательно, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например: «Кошка летит, тогда поднимать руку нельзя. В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку, независимо от того, следует это делать или нет. |
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» |
Развитие речевого слуха |
Необходимы различны игрушки: машины, куклы, кубики, и т.д. педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо и не подсказывали друг другу. Задания даются простые и короткие. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 метров до 5-6 метров. Выявляется победитель. |
«ЗАПОМНИ СЛОВА» |
Развитие речевого слуха |
Водящий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых навыков детей слова подбираются равной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов. |
«НАЙДИ ИГРУШКУ» |
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА |
Дети сидят на стульчиках полукругом, один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят: «Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи, Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши» Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши. |
«СКАЖИ, ЧТО ЗВУЧИТ» |
Развитие речевого слуха |
Необходимы музыкальные игрушки. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их с звучанием музыкальных инструментов, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон и т.д. |
«ЖМУРКИ ГОЛОСОМ» |
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОВОГО ВНИМАНИЯ |
Необходима повязка. Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из убегающих ребят. Дети тихо переходят или перебегают с одно места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймал, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал. |
«ВЕТЕР И ПТИЦЫ» |
Развитие слухового внимания |
Необходима любая музыкальная игрушка и стульчики (гнезда). Педагог делит детей на 2 группы: одна группа – птички, другая – ветер, и поясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна будет свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылететь из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки, и перейдет на шаг, то получает награду (флажок). С флажком ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок перейдет к новому победителю. |
«ГДЕ ПОСТУЧАЛИ» |
Развитие слухового внимания |
Необходимы: палочка, стульчики, повязка. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной и кому-то из них дает палочку. Ребенок стучит за спиной о стул о прячет палочку за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот, идет водить, если не находит, то продолжает водить. |
«ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО» |
Развитие речевого дыхания |
ДЕТИ СИДЯТ В КРУГУ ИЛИ СИДЯТ НА СТУЛЬЧИКАХ. ВОДЯЩИЙ ПОДХОДИТ К ОДНОМУ ИЗ РЕБЯТ И Говорит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной» Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обратился должен точно повторить и фразу, и движения. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибки. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
|
«ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ» |
Развитие речевого дыхания |
Необходимы: один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.) или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон). Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают цветок. На выдохе произносят с выражением удовольствия в голосе, словом или фразу: «Очень хорошо», «Хорошо», «Очень приятный запах». Первоначально детям предлагается образец ответа, в дальнейшем они выбирают свой ответ в зависимости от речевых возможностей, сами придумывают предложение. |
«ПУЗЫРЬ» |
Развитие физиологического дыхания |
Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяют за педагогом: «раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Дети поднимают головы и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произносят звук «с» или «ш», подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следит, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит) |
«ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ» |
Развитие физиологического дыхания |
Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные. Птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу). |
«ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ» |
Развитие физиологического дыхания |
Оборудование: каждому ребенку дается чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, смотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (гудит). Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить, чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильная. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд. |
«УЗНАЙ ЗАПАХ» |
Развитие физиологического дыхания |
Педагог вносит в группу предметы, имеющие яркие, знакомые детям запахи (фрукты, цветы и т.д.) дети вспоминают их названия, нюхают, стараясь запомнить запахи. После этого педагог прячет предметы за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один из предметов. Если ребенок по запаху определит предмет, то становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох. |
«ВЕТЕР И ЛИСТЬЯ» |
Развитие физиологического дыхания |
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжают произносить звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опуская руки вниз («Листья опадают») |
«ПОДУЙ НА ПАЛЬЦЫ» |
Развитие физиологического дыхания |
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота. |
«МИШКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ» |
Развитие физиологического дыхания |
Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями. Затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох. |
«ВЕТЕР» |
Развитие физиологического дыхания |
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф-.. И качает так листок – ф-ф-ф-… (выдох спокойный, ненапряженный) Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-… И качает так листок –ф-ф-ф-… (активный выдох) |
«АРОМАТ ЦВЕТОВ» |
Развитие физиологического дыхания |
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося: «А-ах!» |
«СИНЬОР – ПОМИДОР» |
Развитие физиологического дыхания |
И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе. |
«ОСЫ» |
Развитие физиологического дыхания |
Ребята вращают перед грудью указательные пальцы и на выдохе продолжительно произносят: «З—з-з-з…» |
«ПОЖАЛЕЕМ МИШКУ» |
Развитие физиологического дыхания |
Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей. |
«ШАРИК» |
Развитие физиологического дыхания |
Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Вернись скорее шарик! Вернись! Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произношением звука «ш-ш-ш-ш..» |
«САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ» |
Развитие силы голоса |
Дети долго тянут звук «у». Если самолет летит далеко, разводят руки в стороны и делают звук тихим. Когда самолет ближе, приближают ладони друг к другу и усиливают звучание. |
«СНЕЖИНКИ» |
Развитие физиологического дыхания |
Как подул Дед Мороз – В воздухе морозном Полетели, закружились Ледяные звезды. Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение. |
«ШАРИК» |
Развитие физиологического дыхания |
Надувала кошка шар, А котенок ей мешал! Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – хлоп! Ш—ш-ш-… Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен быть круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания, происходит продолжительный выдох с произношением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно. |
«ПУЗЫРИ» |
Развитие физиологического дыхания |
Эй, мышонок, посмотри, (звать к себе, помахивая кистями) Мы пускаем пузыри: Синий, красный, голубой. (перед тем как назвать цвет. Сильно надуть щеки и быстро выдохнуть) Выбирай себе любой! |
«ПЧЕЛА» |
Развитие физиологического дыхания |
Пчелка, гуди (легко взмахивают кистями рук) В поле лети, С поля лети, Медок неси, Ж-ж-ж… Ам! Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая» сказать: «Ам!» |
«Ёжик» |
Развитие физиологического дыхания |
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых» энергично работая мышцами живота. |
«КОРОВА» |
Развитие физиологического дыхания |
Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му-у…», стараясь, что бы звук был ровным. |