Самообразование

Журавлева Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

План по самообразованию

Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности».

старшая группа

.                Подготовили:

Воспитатель:1 квалификационной категории

        Журавлева Ирина Анатольевна

Степкина Инга Михайловна

Начало изучения темы: 01.09.2018 год.

Окончание изучения темы:30.04.2019год.

 

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности».

Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие  творческих  способностей, психологическое раскрепощение детей  посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма:

Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Актуальность:

«Те высокие        нравственные,     эстетические

и       интеллектуальные        чувства,     которые

характеризуют развитого взрослого   человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и  на   благородные      поступки, не   даны

ребенку  в готовом виде от рождения.

Они возникают  и развиваются  на  протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитании».

 Александр Владимирович Запорожец.

 В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся,  в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.  Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы  на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания. 

   Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.    

 Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки: «Теремок»,  «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.  Такие сказки как   «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А  такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль»,  «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.   Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается  («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»),  мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»),  забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).  

   Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

 

Этапы реализации:

1.Подготовительный (сбор необходимой информации по теме).

2.Организационно-диагностический.

3.Результативный.

Методы и формы работы:

-метод обследования, наглядности(рассматривание альбомов, иллюстраций, просмотр

презентации по теме).

-словесный (беседа с детьми, консультация для родителей).

-практический (инсценировка сказки).

-эвристический (развитие находчивости и активности).

-сотворчество(взаимодействие педагога и ребенка, педагога и родителей в едином творческом процессе).

Предполагаемые итоги реализации:

1.Развитие эмоциональной отзывчивости, коллективизма и желания участвовать в праздниках и досугах посредством театральной деятельности.

2.Обогащение знаний и представлений о значении  театра и о  театре у детей и  их родителей.

3.Повышение уровня мотивации у детей к театральной деятельности.

4.Собстввенная разработка сценария для постановки театрального представления в своей группе.

5.Коллективная разработка(совместно с детьми и родителями)театра би ба бо с целью обогащения пространственно-развивающей среды для детей.

6.Обогащение и распространение опыта.

Основные вопросы, намеченные для изучения

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.Изучить особенности влияния театральной деятельности как средства  на духовно-нравственное воспитание  у детей дошкольного возраста.

3.Исследовать эффективность применения  театральной деятельности в формировании и пополнении знаний и представлений об окружающем мире  и развитии эмоционально –отзывчивой личности .

4.Организовать театральную постановку  с детьми своей группы.

5.Консультации для родителей.

Творческое сотрудничество по теме  самообразования:

Гавриш С.С.-зам. Заведующего МАДОУ «Детский сад №22»

Степкина И.М.-педагог МАДОУ «Детский сад №22»

Перспективный план по теме самообразования на 2018-2019 уч. год.

Период

Направления работы

Способы достижения

Сентябрь

Работа над темами:

-знакомство с театром;

-кто работает в театре;

-правила поведения в театре;

-с/р игра «Театр».

Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник».

Изготовление папки – передвижки.

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Октябрь

Артикуляционная гимнастика;

упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Артикуляционная гимнастика;

игра «Перебежки»;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.

Развитие мимики;

раскрепощение через игровую деятельность;

Развивитие силы голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Ноябрь

Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры.

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром театром (инсценировка сказки «Теремок»). развитие сценической раскрепощённости;

развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

 Декабрь

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

игра «Чудесные превращения»

Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказки «Заюшкина избушка», Освоение навыков владения театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Снежная королева»).

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Развитие слуха и чувства ритма у детей

Январь

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры;

изготовление кукол  для театра;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Развитие возможности ощутить себя «творцами» кукол.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Февраль

Сочиняем сказку сами;

артикуляционная гимнастика;

игра «Птицелов»;

пальчиковые игры;

игра «Считай до пяти»;

Освоение навыков владения театром масок . Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка».

Март

Артикуляционная гимнастика;

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Подготовка

к инсценировке сказки  и инсценировка сказки «Муха Цокотуха» открытое занятие для родителей.

Апрель

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей.

Показ спектакля  «Кошкин дом» для младших групп ДОУ.

Увидеть своими глазами, что такое театр, как он устроен и как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

Литература:

Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

 Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г

Мигунова Е.В. М 57       Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..

О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.

Консультация для родителей.

Театр - наш друг и помощник в воспитании и образовании детей.

Каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

  Выдающийся советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче  и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

         Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.

Память.

        Попадая в мир театра и, становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. В театре ребенком движут азарт, вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания.

        Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Разучивание с детьми сложных, объемных текстов персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям.

        Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки в спектакле: пение героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические выходы персонажей.

Например, предлагаем ребенку выйти на вступление к песне с характерными движениями героя, которого изображает маленький артист. В этом случае необходимо запомнить мелодию вступления и те движения, которые нужно выполнить, даже если эти движения ранее были придуманы самим артистом.

        Маленький кукловод слушает и запоминает музыку, под которую должен появиться на ширме Волк, в сказке «Волк и семеро козлят», - и в нужный момент Волк, оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.

        Ребенок запоминает очередность своего выступления и без музыки – по окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.

Фантазия.

Слова, сказанные К. С. Станиславским о творчестве в театре, можно отнести и к детскому театру, так как в них заключена суть основы и успеха любого театра: «…Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца протекает при участии воображения».

Воображение это способность представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии. Особое содержание театрального творчества способствует раздвижению рамок собственных представлений о жизни.

При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.

Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы активизируют детскую фантазию, ребенок начинает лучше понимать основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.

Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя.

Сообразительность и находчивость.

        В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.

        Такие моменты возникают нечасто и только в том случае, если взрослые и дети на равных принимают участие в игре, называемой театром. Ребенок чувствует себя полноправным участником театрального действа, он знает, что его здесь обязательно выслушают и примут предложенные им изменения в правилах игры, если, конечно, они окажутся необходимыми, по мнению большинства.

        Дети часто удивляют нас своей находчивостью. Решения принимают быстро и с такой легкостью, что многие бьющиеся над извечным вопросом «Что делать?», могли бы им только позавидовать.

Расширение кругозора.

                Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство: «Почему летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?».

        Наша задача – направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций все увиденное и услышанное в театре будет устраиваться с легкостью, и запоминаться надолго.         Изобразительное искусство – обязательный спутник детского театра. Декорации и атрибуты к спектаклям, детали костюмов и сами костюмы героев, различного вида куклы для кукольного театра – все это, несомненно, имеет прямое отношение к изобразительному творчеству. Однако весь этот труд обычно ложится на плечи взрослых, а дети – дошкольники остаются в роли активных созерцателей и, конечно, посильных помощников. Чем они могут помочь взрослым в этих интересных делах, а заодно расширить свой кругозор?        Значительно расширяет кругозор детей в областях изобразительного искусства и народного творчества спектакль «Волшебство красок». Подготовительный процесс и сам спектакль дают представления о множестве интересных вещей: что такое Гжель и Хохлома, почему картины называются пейзаж, натюрморт или портрет, какие бывают краски, и для чего каждая может быть использована, и т. д.

        Через театр можно рассказать детям о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года. Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки». Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра. В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе, он постигает для себя сам театр и его специфику.

Задачами театрального воспитания детей являются:

  • гармоническое  развитие  природных способностей  детей  средствами всех искусств;
  • приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы;
  • обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности.


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

План по самообразованию

Тема: «Театрализованная деятельность как средство

всестороннего развития детей».

подготовительная группа

.                Подготовила:

Воспитатель:1 квалификационной категории

        Журавлева Ирина Анатольевна

Начало изучения темы: 01.09.2019 год.

Окончание изучения темы:30.04.2020год.

Пояснительная записка

  Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.   В этом огромную помощь  поможет оказать театрализованная  деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

 Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Задачи:

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей  групп перед детьми младшего возраста).

Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

С детьми:

По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»;

Показ инсценировок и драматизаций сказок.

С родителями:

Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр».

Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности». Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.

Демонстрация        творческих        способностей        детей        на        праздниках, утренниках, тематических вечерах.

Практический выход: участие в праздниках и развлечениях, творческий отчет по театрализованной деятельности в форме презентации на педагогическом совете.

План по теме самообразования на 2019 – 2020 учебный год.

Сентябрь 2019 г.

 Работа с детьми:

Чтение русских народных сказок, стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.

Просмотр мультфильмов.

Прослушивание аудиозаписей русских  народных сказок.

Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

Показ кукольного театра по выбору детей.

 Работа с родителями:

Опрос родителей на тему: «Любите ли вы театр?»

Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

 Изучение литературы:

Коджаспирова        Г.        М.        Теория        и        практика        профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.

Октябрь 2019 г.

 Изучение литературы:

Методическая разработка «Театрализованная деятельность в  дошкольном возрасте» Райло И. М.

Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

 Работа с родителями:

1.        Консультация        для        родителей        на тему:        «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

 Работа с детьми:

Театрализованные        игры: «Лисичка        и        зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки».

Показ настольного театра «Репка».

Чтение русских народных сказок.

Просмотр мультфильмов.

Посещение театральных общесадовских представлений.

Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко).

Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2019 г.

 Изучение литературы:

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

 Работа с детьми:

Театрализованная игра «Теремок».

Чтение сказки «Три поросёнка».

Просмотр мультфильма «Три поросёнка».

Спектакль «Три поросёнка».

Посещение общесадовских театральных представлений.

Разучивание стихов «Огуречик», «На улице три курицы».

Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

 Работа с родителями:

Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.

Консультация        для        родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка».

Декабрь 2019 г.

 Работа с детьми:

Мимические этюды с жестами.

Эмоциональное состояние персонажа

Действия ребёнка

1

Нам грустно

Вытирает слёзы

2

Грустное лицо

3

Вздыхает, пожимает плечами

4

Нам весело

Улыбка

5

Смех

6

Хлопает в ладоши, прыгает

7

Мы сердимся

Нахмуренные брови

8

Кулачки сжаты, топаем ногами

9

Мы испугались

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

10

Мы устали

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

11

Не хотим, не надо

Ладошками как бы отодвигать от себя

12

Мы удивлены

Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

13

Мы любим покушать

Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост»; Л. Воронковой «Снег идёт», «Маша растеряша»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

Пересказ сказки «Три поросёнка».

 Работа с родителями:

Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.

Напомнить        родителям        дома  повторять стихи и песни.

 Изучение литературы:

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь-февраль 2020 г.

 Работа с детьми:

 Двигательные этюды.

Название этюда

Действия детей

1

Важный петушок

Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

2

Котята «Руки-лапки»

Руки перед собой пальчиками вперёд

3

Котик царапается

круговые движения кистями

4

Котик умывается

Движения кистью руки по щеке

5

Собачки «Руки-лапки»

Также как у котят.

6

Собачки роют землю

Дети, присев, роют «лапками».

7

Куклы

Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

8

Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз.

9

Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

10

Удары правым носком

11

Идти на носочках, руки за платье.

Пение детской песенки «Два весёлых гуся».

Настольный театр «Колобок», «Репка».

Конструирование домика для животных.

Слушание музыкальных произведений: «Паровозик из Ромашкино», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов».

Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик».

Работа с родителями:

Консультация на тему: «Театр как средство развития  и  воспитания  детей младшего дошкольного возраста».

Привлечение        родителей        к        пошиву        костюмов        для театрализованной деятельности.

 Изучение литературы:

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д», 2001- 96.

Олифирова   Л.А.    Солнышко    смеётся:    сценарии    праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.

Март-апрель 2020 г.

 Работа с детьми:

Рисование деревьев.

Прослушивание        музыкальных произведений: «Песня крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка», «Песня бабок Ёжек»

Чтение и заучивание чистоговорок

Чтение и пересказ:

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.

Подвижные        игры        с        элементами театральной        игры: «Лиса  и зайцы», «Самолёты», «Воробушки».

Просмотр мультфильма «Лиса и заяц».

Настольный театр «Репка»

 Работа с родителями:

Консультация на тему: «Игры детей с игрушками-персонажами»

Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей».

Список литературы

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.

Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА» 

План по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

 

Подготовила

Воспитатель:1 квалификационной категории

Журавлева И.А.

Начало изучения темы: 01.09.2020 год.

Окончание изучения темы:30.04.2021год.

Личный план по самообразованию

 Сроки

                       Форма работы

Практические выходы

      С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

(Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»)

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Изучение литературы по данной теме.

Октябрь

-Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

( Д/и «Чудесный мешочек»)

-Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

(Пальчиковая гимнастика «Капуста»)

- Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

(Перекладывание из одной емкости в другую)

-Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». (Д/и «Сухой бассейн»)

-Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

( Д/и Прищепки»)

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Оформление сборника консультаций для родителей на тему:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

-Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. («Пальчиковая гимнастика «Семья»)

-Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

(Подвижная игра «Зарядка»)

- Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

(Упражнение «Пуговицы»)

- Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

(Самомассаж «Ручки греем»)

- Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

(Игра «Художник»)

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Доклад на тему: «Пальчиковые игры для малышей»

Открытый просмотр

на  тему

«Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

-Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

(Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»)

- Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Башенка»)

- Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

(Д/и «Рисуем на крупе»)

- Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

(Настольная игра «Мозаика»)

- Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

(Подвижная игра «Лохматый пес»)

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Оформление папки-передвижки на тему

«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

- Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

(Игра «Веселые упражнения с карандашом»)

- Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

(Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».)

- Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

(Игра «Лепим снежки»)

- Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

(Графическое упражнение «Проведи дорожку»)

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Написать конспект

на тему:

« Колобок» по развитию мелкой моторики.

Февраль

-Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. (Д/и «Массажный мячик»)

- Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

(Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»)

- Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. (Самомассаж «Добываем огонь»

- Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

(Конструирование из палочек «Лесенка»)

- Упражнять в закреплении навыков раздевания. (Д/и «Уложим куклу спать»)

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды

деятельности»

Март

- Развивать умения детей рисовать пальчиками.

(Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»)

- Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

(Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»)

- Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Машина»)

- Развивать умения имитировать скатывание колобков.

(Самомассаж «Стряпаем»)

- Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

(Застегивание и расстегивание пуговиц)

Фотовыставка работ «Наши с мамой руки»

Выставка работ.

Тема

«Наши с мамой руки»

Апрель

- Развивать умения правильно держать карандаш.

(Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»)

- Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Дорожка»)

- Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

(Игра «Спрячь в ладошке»)

- Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

(Упражнение «Обведи шаблон»)

- Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

(Упражнение «Фонарики»)

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

Мастер-класса для педагогов.

Проведение мастер-класса для педагогов

на тему «Рисуем без кисточки»

Май

- Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. (Игра «Собери бусы»)

- Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. (Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»)

- Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

(Игра «Шарики - комарики»)

- Развивать умения подражать движениям взрослого.

(Игра «Где же, где же наши ручки?»)

-Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. (Складывание в бутылочку)

Консультация для педагогов, проведение семинара: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Отчет.

  1. Открытый просмотр на  тему «Пальчиковые игры для малышей»
  2. Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
  3. Проведение мастер-классов для педагогов на тему «Рисуем без кисточки»
  4. Оформление папки-передвижки на тему

«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

  1. Выставка работ. Тема «Наши с мамой руки»
  2. Оформление сборника консультаций для родителей на тему:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

  1. Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды деятельности»