Статьи
Предварительный просмотр:
«В КАКИХ СЛУЧАЯХ СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ -ЛОГОПЕДУ?»
В последние годы все чаще замечаем тенденцию: дети стали хуже говорить. Одна из многочисленных причин – помимо генетики, врожденных патологий, проблем во время родов, болезней матери во время беременности, повлиявших на плод, это «молчаливый» образ жизни родителей. Казалось бы, ребенок слышит речь отовсюду: из телевизора, компьютера, планшета, телефона, всяких «умных» колонок, но главная проблема – с ним не разговаривают.
Родители часто говорят: «Вот в садик пойдет и заговорит».
Детский сад является благоприятной средой для общего развития ребенка, но нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален. Действительно, кто-то начинает быстрее говорить после посещения садика, но есть дети с множественными нарушениями речи, и родители таких малышей приходят к логопеду слишком поздно, перед самой школой. Заниматься с таким ребенком гораздо тяжелее, и результата придет ждать гораздо дольше.
Что является причиной сходить с ребенком к логопеду и с какого возраста стоит обращаться?
Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов
«диди», «гиги», «бубу», «тата»).
В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом.
Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.
Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).
Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.
Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».
Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.
Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.
Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко:
«Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»
Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.
Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то
звуки.
К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.
Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.
Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.
Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.
В большинстве случаев проблемы с речью можно предотвратить.
Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.