«Коляда! Коляда! Бедам – нет, а счастью – да!»

Селиванова Елена Сергеевна

Внеклассное мероприятие для 5 класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

IMG_256

Технологическая карта внеклассного мероприятия в дистанционном формате “Коляд-коляд-колядА -

Бедам - «Нет», а счастью - «Да»!”

Название события

“Коляд-коляд-колядА -

Бедам - «Нет», а счастью - «Да»!”

Автор

Селиванова Елена Сергеевна

Форма события

Виртуальное путешествие

Тема события

Знакомство с традициями и историей колядования.

Проблемное поле

Основополагающий вопрос: В чем смысл праздника Коляды?

Проблемные вопросы:

 Колядование на Рождество - это языческая или христианская традиция?

Как отмечали праздник наши предки и как отмечаем мы?

Учебные вопросы:

 На какой праздник исполнялись колядки?

Что значит слово коляда?

Каким животным представляется славянам маленький Коляда?

В какое время отмечали праздник славяне до прихода христианства и после?

Что такое колядник?

Что такое вертеп?

Какую роль играл мехоноша среди колядующих?

Что такое щедрик?

Цель события

Знакомство с историей праздника в славянской и христианской культурах, формирование положительного отношения к народным традициям.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- формирование интереса и уважительного отношения к истории, культурному наследию и ценностям народов России;

- формирование социальной и культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;

- развитие умений безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете;

- развитие информационной культуры;

- развитие навыков использования различных электронных устройств для решения познавательных задач.

Метапредметные результаты:

 - развитие умения сбора, систематизации информации;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в сети Интернет.

Личностные результаты:

- знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

- формирование целостной картины мира, которая соответствует современному развитию общества;

-        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку в интернет-среде;

- формирование готовности и способности вести диалог в сети Интернет с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам в открытой информационной среде.

Возраст участников, межпредметные связи

5 класс

Литература, ИКТ, музыка, МХК, история России.

Образовательное пространство и ресурсы

Интернет-сервисы: Sutori, Padlet, ZOOM.

Введение: сюжет и роли

1 этап. Мотивация познавательной деятельности

Уродилась Коляда

Накануне Рожества,

За горою, за крутою,

За рекою, за быстрою...

...Ой, Коляда, Коляда,

Ты бываешь, Коляда,

Накануне Рождества!

Нет в нашей стране человека, который не знал бы рождественских колядок. Всем известны эти обрядовые песни, которые исполняют ряженые во время Святок, а также в ночь Рождества. Но далеко не все знают истинную историю появления колядок. Так откуда появились они на самом деле? Давайте вместе разберемся в истоках этого любимого всеми праздника.

Сейчас мы совершим путешествие в прошлое нашей страны, узнаем много нового и интересного о традициях наших предков. К концу нашего путешествия вы сможете узнать, колядование - языческая или христианская традиция.

2 этап

Актуализация необходимых знаний

Скажите, пожалуйста, что такое колядки?

На какой праздник они исполняются?

Основная масса современных людей находят колядки атрибутом христианского Рождества. Но в действительности обряд колядования намного более древний – он существовал задолго до появления христианства у наших предков славян. И праздник, перед которым исполнялись колядки, назывался Коляда.

3 этап

Раскрытие основного содержания.

Работа с сервисом Sutori. Изучение материала в разделе «Немного истории»:

- Коляда - праздник славян,

- что означает слово коляда,

- обряды до принятия христианства,

- что такое колядник,

- ответ на вопрос в форме теста: «Как гласят старинные легенды, Зима превращает Коляду в маленького ... . А когда с него снимут шкуру и сожгут на костре весеннего тепла, бог Коляда предстанет перед людьми во всей красе.»

- прослушивание христианской рождественской песни. https://www.sutori.com/item/khristianskaia-rozhdiestvienskaia-piesnia 

Работа с сервисом Sutori. Изучение материала в разделе «В чем смысл праздника Коляды?»:

- традиции праздника,

- что такое вертеп,

- изображение праздника на полотнах российских и зарубежных художников,

- ответ на вопрос в форме теста: «Какую роль играл мехоноша среди колядующих?» https://www.sutori.com/item/kakuiu-rol-ighral-miekhonosha-sriedi-koliaduiushchikh .

Работа с сервисом Sutori. Изучение материала в разделе «А как сегодня отмечают праздник?»:

- современные традиции,

- прослушивание украинской колядки (щедрика)

https://www.sutori.com/item/ukrainskaia-koliadka ,

- просмотр отрывка из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» (1961 год).

https://www.sutori.com/item/untitled-57ba-efd6 

4 этап

Итог занятия. Рефлексия

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Многое мы узнали о празднике Коляда и колядках. Расскажите, а какие в вашей семье традиции, связанные с празднованием Рождества, Святок, Крещения? Для это пройдите по ссылке и поделитесь своей историей. Или просто поставьте веселый смайлик, если вам понравилось путешествие, или грустный, если не понравилось. Жду ваших историй!

https://padlet.com/alenaselivanova2/edvnm6ovid110y5n