Профилактика Плоскостопия
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования
«Смоленский областной институт развития образования»
(ГАУ ДПО СОИРО)
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования
Педагогическая профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа слушателя
курсов профессиональной переподготовки
по дополнительной профессиональной программе
«Психолого-педагогические основы профессиональной
деятельности воспитателя ДОО»
Солдатенковой Екатерины Вячеславовны
Научный руководитель:
Речицкая Наталья Владимировна,
старший преподаватель кафедры
педагогики и методики дошкольного образования
Допустить к защите:
зав. кафедрой педагогики и
методики дошкольного образования, к.п.н.
__________ (С.Ю. Шимаковская)
«____» _____________ 2018 г.
Выпускная квалификационная работа защищена
«____»______________ 2018 г.
Оценка ___________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА………………………………………….…8
1.1. Основные аспекты физического развития детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата 8
1.2. Причины плоскостопия 10
1.3. Современные взгляды на профилактику
плоскостопия 12
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Задачи исследования 17
2.2. Методы исследования 17
2.3. Организация исследования 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 21
Выводы...…………………………………………………………………………34
Практические рекомендации …………………………………………………..35
Литература………………………………………….……………………………36
Приложение……………………………………………………………………...45
Введение
Данная тема является актуальной в современных условиях, т.к.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, в наше время дети испытывают повышенную информационную нагрузку. Больше времени они уделяют просмотру телепередач, компьютеру, играм не требующим активных движений. Родители стремятся быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что именно физическая деятельность влияет на формирование мыслительных способностей ребенка. Зачастую родители, занятые работой, не могут повлиять на ребенка личным положительным примером здорового образа жизни.
И поэтому в современном обществе необходимо больше внимания уделять физическому развитию, поскольку становится все меньше стимулов у детей для естественных движений. А движение- основное проявление жизни, и оно является средством гармоничного развития личности.
Согласно ФГОС ДО первой задачей, которое решает дошкольное образование - это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Одним из направлений в моей работе является профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Плоскостопие-это деформация стопы, характеризующая уплощением её сводов.
В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем этот недостаток может увеличиваться и причинять ребенку много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, необходимо своевременно проводить его коррекцию и лечение.
Предупреждением плоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используют разные средства: прежде всего это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.
Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующие развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Рекомендуются упражнения в положение сидя, упор руками сзади: захватывать пальцами ног палочки, шарики, перекладывать их вправо, влево, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, выполнять стопой круговые движения.
Для предупреждения плоскостопия необходимо больше использовать ходьбу и бег. Эти виды движений благоприятно воздействуют на весь организм. Особенно полезно разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Рекомендуется также лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.
Объект исследования: процесс физической профилактики при плоскостопии у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства и методы физической профилактики, применяемые при плоскостопии детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определение изменения форм стопы при профилактических занятиях с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что использование комплексов профилактических упражнений на занятиях позволят предотвратить развитие плоскостопия, и нормализовать функцию сводов стоп у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость. Используемые в работе комплексы упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть использованы воспитателям при проведении уроков по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.
Глава I СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
- Основные аспекты физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
В настоящее время очень распространены такие патологии у детей как плоскостопие , для их профилактики используют упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, но только в том случае, когда она правильная. Упражнения в ходьбе, не обеспечивающие ее правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног (иксообразного искривления ног и др.). упражнения в правильной ходьбе должны проводиться в каждом занятии гимнастикой не только с детьми раннего возраста, но и в последующих дошкольных периодах. Для этого используют разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы
Плоскостопие – заболевание чрезвычайно распространенное, можно сказать социальное. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми: «на каждом шагу» слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и даже тазобедренных суставах. Самая распространенная причина болей – уплощение стоп [13].
А если обратить внимание на обувь, как быстро она снашивается и каким образом, можно получить дополнительную информацию.
Попытки «прочитать» стоптанную обувь предпринимали в свое время французский сапожник Жош-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Ферламо. По тому, как стерты подметки у того или иного человека, они делали следующие выводы: по всей ширине – тихоня, внутренняя сторона – жаден, внешняя сторона – расточителен, стерты задники каблуков – упрям, неуступчив. Предполагалось даже основать новую науку – скарпологию, позволяющую определить характер человека по его обуви. Практическая ценность такой «науки» конечно же невелика, но кое-какие выводы, осматривая поношенную обувь, сделать можно. При нормальном положении стопы каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больше с наружной стороны [33].
При плоскостопии износ каблука идет преимущественно по внутреннему краю. Если каблуки сильно стираются с внутренней стороны и, кроме того, задняя часть обуви «заламывается кнаружи», то это свидетельствует о плоско-вальгусных стопах. Косолапость проявляется в сильном снашивании каблука по наружному краю «заламыванию» обуви вовнутрь[33].
Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы. Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности.
Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы [45].
Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение [9].
При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.
Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли [10].
Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку [12, 37, 55].
При движении удар стоп о поверхность земли передается вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются [51].
- Причины плоскостопия
Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний [24].
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешенное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы .
- Современные взгляды на профилактику плоскостопия
Плоскостопие – заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато профилактику, тем меньше количество заболевших [28].
Профилактика плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Гимнастика, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс профилактики был регулярным.
Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать» (воздухо- и влагопроницаемый,), так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви .
Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы.
Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. Но часто одной рациональной обуви для профилактики плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь .
Эти средства профилактики достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие
Глава 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования:
1. Исследовать показатели функционального состояния сводов стоп детей 6 лет ( старшей дошкольной группы) детского сада.
2. Исследовать показатели функционального состояния сводов стоп детей, через два месяца занятий.
3. Проанализировать изменения показателей функционального состояния сводов стоп детей, в результате 4-х месячного курса профилактики.
2.2. Методы исследования:
1.Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Метод плантографии.
4. Метод подометрии.
5. Математико-статистическая обработка результатов исследования.
2.2.1.Анализ научно-методической литературы был проведен для выявления состояния исследуемой проблемы на современном этапе развития науки. Исходя из полученных данных, сформулирована тема исследования, рабочая гипотеза, определены цель, задачи исследования, подобраны рациональные и информативные методы решения задач. Всего проанализировано 30 источников.
2.2.2.Педагогический эксперимент проводился на базе детского сада «Машенька». г. Смоленска. В эксперименте участвовали дети старшей дошкольной группы в количестве 30 человек, 9 из которых составили экспериментальную группу. С детьми экспериментальной группы трижды в неделю проводились профилактические занятия в кабинете детского сада, либо в спортивном зале детского сада. Для детей экспериментальной группы нами были разработаны комплексы упражнений для профилактики плоскостопия (приложение 1-6). Занятия проводились с использованием разработанных комплексов:
- Проекта примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: «Мозаика – Синтез» - 2014г.
-Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года).
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
2.2.3. Плантография (с определением индекса Штритера).
Обработка плантограмм велась по методу Штритера (рис.1.)., который состоит в том, что к наиболее выступающим точкам медиального края отпечатка стопы проводится касательная линия (АБ), из середины которой (точка В) восстанавливается перпендикуляр, пересекающий медиальный край в точке Г, а латеральный – в точке Д
Рис.1. Обработка плантограммы по методу Штритера
Состояние продольного свода стопы определяется по формуле
I = -ГД\ВД х 100
и оценивается следующим образом (Хабибуллина, Тупиев, 2006):
от 0 до 36 % - высокосводчатая стопа,
от 36,1 до 43 % - повышенный свод
от 43,1 до 50 % - нормальный свод,
от 50,1 до 60 % - уплощение свода,
от 60,1 до 70 % - плоскостопие
Плантография по Годунову. В норме граница грузового свода совпадает с линией а или близка к ней. При плоскостопии 1 степени распространяется на 1/3 подстводного пространства, при 2 степени распространяется на 2/3 подстводного пространства, при 3 степени занимает все подсводное пространство.
2.2.4. Подометрия (греч. podos стопа + metreо мерить, измерять) - измерение различных отделов стоп и вычисление соотношений полученных данных. Термин «подометрия», метод и прибор для подометрии. предложены ·М. О. Фридландом в 1926 г. Длину стопы (L) измеряют уложив штатив на пол и перемещая подвижную планку, повернутую вокруг штатива на 180°. Высоту (h) измеряют от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, оба показателя с точностью до 1 мм (рис.2).
Рис.2. Схема измерений стопы для определения подометрического индекса.
Отношение первой величины ко второй, выраженное в процентах, называется подометрическим индексом (рис. ).
Подометрический индекс Фридланда = h 100 / L
За показатель нормы был взят подометрический индекс Фридланда 29-31, его увеличение или уменьшение считается признаком соответственно повышения или снижения свода стопы.
2.2.5.Математико-статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью компьютерной программы статистика.
2.3. Организация исследования
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе исследования (март-май 2012г) анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования. Были определены цель объект, предмет, гипотеза исследования. Подобраны методы исследования. Выбран контингент для исследования.
На втором этапе исследования (сентябрь 2012 г) проводилась оценка функционального состояния сводов стоп детей старшей дошкольной группы. В процессе исследования был выявлен контингент детей для исследования. В экспериментальную группу набирались дети, имеющие 1 и 2 степень плоскостопия- 9 человек
На третьем этапе исследования разрабатывались комплексы упражнения для профилактики сводов стоп и занятия в течение 2-х месяцев.
На четвертом этапе (октябрь 2012 г) исследования проводилась повторная оценка функционального состояния сводов стоп, детей участвующих в эксперименте.
На пятом этапе (декабрь 2012г) исследования по истечении 4-х месячного курса профилактических занятий направленных на исправленные оценку функционального состояния сводов стоп. Оценивалась эффективность применяемых комплексов упражнений. Была написана третья глава работы.
На шестом этапе исследования были сформулированы выводы и практические рекомендации.
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для правильного формирования свода стопы нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Заставляют работать мышцы и связки ходьба по жесткой поверхности, камням, песку. Без нагрузки мышцы стоп слабеют (как и любые мышцы без работы) и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.
Основными причинами плоскостопия считаются: избыточный вес; долгое стояние на ногах; слабость мышечного тонуса. Сюда могут быть отнесены: врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, вследствие перенесенных инфекций, при диатезе, упадке питания и общем плохом физическом развитии; ослабление связочно-мышечного аппарата в результате перегрузки увеличенным весом тела в периоде усиленного роста, при поднятии тяжестей (например, ношение младших братьев и сестер), плохо подобранная обувь [19].
Плоскостопие - заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато профилактика, тем лучшие результаты оно приносит.
Профилактика плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Гимнастика, ортопедические стельки или обувь - мер для профилактики стоп не достаточно. Важно, чтобы процесс профилактики был регулярным.
Общими задачами курса профилактики являлись:
1. Укрепить общее состояние организма;
2. Повысить силу и выносливость мышц нижних конечностей;
3. Повысить общую работоспособность.
Специальными задачами курса лечения являлись:
1. Уменьшить уплощение сводов стопы;
2. Восстановить и закрепить навыки правильной осанки;
3. Нормализовать двигательную сферу;
4. Укрепить мышечно-связочный аппарат голени и стопы;
5. Обучить правильному положению стоп при ходьбе.
При составлении комплексов упражнений для профилактики плоскостопия мы руководствовались принципами, предложенными Потапчук А.А. В начале курса использовали упражнения в обычных исходных положениях (сидя и лежа), исключающие отрицательное влияние массы тела на свод стопы. Не использовали исходные положения стоя и, особенно, стоя с развернутыми стопами, когда направление силы тяжести максимально по отношению к внутреннему своду стопы.
В основном периоде курса стремились достичь коррекции положения стопы и закрепить это положение. С этой целью использовали специальные упражнения [1, 18,] для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев стопы с постепенно увеличивающейся нагрузкой, сопротивлением, постоянным увеличением нагрузки на стопы.
Известно, что коррекция плоской стопы должна устранить или уменьшить уплощение внутреннего свода и пронированное положение стопы - это может быть достигнуто за счет укрепления передней и задней большеберцовых мышц (передняя большеберцовая мышца супинирует стопу и одновременно производит ее тыльное сгибание, задняя также супинирует стопу и незначительно сгибает ее в подошвенном направлении), малоберцовых коротких мышц подошв и короткого сгибателя пальцев, квадратной мышцы подошвы, мышц, отводящих большой палец, короткого сгибателя большого пальца и длинного общего сгибателя пальцев.
Использовали упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп (рис.3 ) и их перекладывание, катание подошвами ног палки, хлопки подошвами и т.п..
Рис. 3. Упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп «Достань из обруча игрушку»
Для закрепления достигнутых результатов коррекции использовали упражнения в специальных видах ходьбы: на носках, пятках, на наружном крае стопы и т.д.
В комплекс упражнений включали хождение по канату с обхватом его внутренними краями стоп (происходит естественная тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стоп (так называемый "рефлекс щажения").
Первоначально использовали упражнения с чередующимися сокращением и расслаблением мышц и лишь в последующем - упражнения со статической нагрузкой. Закрепление результатов коррекции достигали равномерным укреплением всех мышц голени и стопы с помощью различных гимнастических упражнений; исправлением походки и формированием навыка ходьбы с параллельными стопами. Упражнения выполнялись босиком или в носках.
В большинстве случаев проводились индивидуальные занятия, реже - групповые.
Комплекс ЛФК состоял из 4-6 специальных упражнений (приложение), каждое из которых повторялось 8-12 раз. Упражнения проводили медленно, увеличивая постепенно нагрузку, не вызывая боли и не приводя к выраженной усталости стоп. Выполняемые комплексы ЛФК меняли каждый месяц.
Выбор упражнений строился с учетом закономерностей ответной реакции сводов стоп на внешнюю нагрузку, которые проявлялись в следующем:
1. Свод стопы повышается при стоянии на носках, а также при стоянии на мягком грунте.
2. В безопорном положении при подошвенном сгибании стопы свод выше, чем при разгибании.
3. В опорном положении приседания на одной ноге свод выше, по сравнению со стоянием на той же, но выпрямленной ноге.
4. Свод более выражен при одновременном сгибании стопы и коленного сустава (в опорном или безопорном положении), по сравнению с положением согнутой стопы, но разогнутого коленного сустава.
5. Свод повышается при вращении туловища, бедра, голени вокруг вертикальной оси кнаружи при фиксированной стопе и понижается при обратном движении внутрь.
6. Свод повышается в положении пронации переднего отдела стопы (при давлении дистальными концами плюсны на медиально скошенные поверхности).
7. В положении стоя, в ходьбе или беге с увеличением угла разведения носков нагрузка на внутренний свод возрастает.
10. Свод стопы выше в утренние часы, а вечером высота его уменьшается.
По истечению двух месяцев регулярных занятий после повторного обследования детей выявили, что произошли изменения в показателях, характеризующих состояние сводов стоп.
У всех детей показатели индекса Штритера несколько уменьшились по сравнению с первоначальными данными, но значительных улучшений не наблюдается (табл. Рис.)
Аналогичные данные получены и при анализе показателей индекса Фридланда, показатели индекса увеличились в пределах 0,2-0,7 % , но норме еще не соответствовали (табл, рис. 4).
Следует отметить, что систематические занятия, направленные на коррекцию плоскостопия незначительно улучшают состояние сводов стоп, но плоскостопие не убирают и даже не уменьшают степень плоскостопия. Такого количества занятий недостаточно для исправления плоскостопия 1 и 2 степени.
По данным литературных источников известно, что устойчивый результат коррекционных занятий, направленных на устранение плоскостопия наблюдается по истечению 4-9 месяцев систематических занятий [14,16].
Анализ данных, полученных в результате оценки функционального состояния сводов стоп, по истечении четырех месяцев систематических занятий ЛФК, показал позитивные изменения сводов стоп детей. Ниже приводится плантограммы одной участницы эксперимента. На рисунке 6 показазана плантограмма стопы в начале эксперимента, а на рисунке 7 плантограмма этой же девочки в конце эксперимента.
Рис. 6. Плантограмма ребенка Ю. Р. в начале эксперимента
Рис. 7 Плантограмма ребенка Ю. Р. в конце эксперимента
В результате четырех месячных коррекционных занятий у трех детей из девяти функциональное состояние сводов стоп соответствовали норме (рис.5). У шести детей, у которых наблюдалась вторая степень плоскостопия, в конце эксперимента функциональное состояние сводов стоп соответствовало первой степени плоскостопия.
Выводы
1. Данные научно-методической литературы свидетельствуют о том, что в структуре деформаций стоп у детей дошкольного возраста наибольшую распространенность имеет статико-динамический тип плоскостопия (93%), врожденная плосковальгусная стопа составляет 4,5%, а посттравматическое плоскостопие - 2,5%. Плоскостопие чаще встречается у мальчиков (69%), чем у девочек (31 %).
2. В результате медицинского обследования старшей дошкольной группы детей, страдающих плоскостопием, наибольшую группу составили дети с 2 степенью плоскостопия – 6 человек (72%)., I степень диагностирована у 3 детей (28%).
3. Сравнительная оценка эффективности коррекционного лечения плоскостопия с применением комплексного метода лечения, сочетающего комплекс специальных физических упражнений.
4. У детей, получивших профилактику в течение двух месяцев отмечен незначительный положительный результат без прогрессирования заболевания. У всех детей показатели индекса Штритера несколько уменьшились по сравнению с первоначальными данными, но значительных улучшений не наблюдается. Показатели индекса Фридланда, улучшились, но норме не соответствовали, увеличились в пределах 0,2-0,7 %.
6. У всех детей, получавших комплексное профилактики в течение 4-х месяцев, удалось получить положительную динамику в профилактики.
Практические рекомендации
- Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка. Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка. Поставить малыша на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точки. Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.
- Профилактика плоскостопия должно быть комплексным и индивидуальным при различных этиологических формах и стадиях плоскостопия интенсивность, дозировка и продолжительность определяется после каждого сеанса (проба на амортизационную стабильность сводов и глубокая пальпация мышечного корсета голени и стопы);
Литература
- Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики / Л.М. Алексеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 207 с.
- Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учебное пособие / Л.Л. Артамонова, О.О. Панфилова, В.В. Борисова ; общ.ред. О.П. Панфилова. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 389 с
- Базовые программы работы врачебно-физкультурных диспансеров Министерства здравоохранения РФ : инструктивно-методические материалы // ЛФК и массаж. - 2004. - N 6. - С. 44-48.
- Бахрах И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации : учеб.пособие по специальности 022500 / И.И. Бахрах, Г.Н. Грец ; Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту, Смол.гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск: [Изд-во СГИФК], 2003. - 151 с.
- Бирюков А.А. Лечебный массаж / А.А. Бирюков // Лечеб. физкультура и спортив. медицина. - 2010. - N 3. - С. 9-17.
- Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования [Текст] / В.И. Бондин // Валеология. – 2007. - № 1. - с. 7-8.
- Брянчина Е.В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Брянчина Е.В.; РГАФК. - М., 1997. - 22 с.
- Брянчина Е.В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями в младшем школьном возрасте : дис. ... канд. пед. наук / Брянчина Е.В.; РГАФК. - М., 1997. - 227 с.:
- Васильев О.С. Детская ортопедия от 4(5) до 11(12) лет. Особенности специальности в амбулаторной практике / О.С. Васильев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2010. - N 3-4. - С. 116-124.
- Великанова Е.А. Восстановление рессорной функции стопы при плоскостопии / Е.А. Великонова, Д.А. Ефимов, А.А. Тихонов // Биомеханика-2006 : 8 Всерос. конф. по биомеханике, Н. Новгород, 22-26 мая 2006 г. : тез.докл. / Рос.акад. наук [и др.]. - Н. Новгород, 2006. - С. 146.
- Виленская Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / Т.Е. Виленская. - Краснодар, 2006. - 48 с.
- Виленская Т.Е. Соединительнотканные дисплазии опорно-двигательного аппарата у современных детей младшего школьного возраста / Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - N 3. - С. 63.
- Галкин Ю.П. Профилактика плоскостопия : учеб.пособие / Галкин Ю.П.; СГИФК. - Смоленск, 1994. - 42 с
- Гаськов А. В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу / А.В. Гаськов, И.В. Марковец // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №4. - С. 49-50.
- Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков : учеб.пособие / Л.П. Гребова. - М.: Academia, 2006. - 175 с.
- Демченко А. Плоскостопие у детей / Александр Демченко // Физкультура и спорт. - 2002. - N 10. - с. 19-20.
- Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми : Развивающая педагогика оздоровления / Егоров Б. // Дошкольное воспитание. - 2001. - N 12. - С. 10-23.
- Егорова С.А. Интеграция музыки и лечебной физкультуры в комплексной реабилитации плоскостопия у детей / С.А. Егорова, Н.Ю. Шумакова // Адаптивная физическая культура. - 2004. - N 4 (20). - С. 29-32.
- Еншина И. Советы врача : описание занятий по ЛФК для нач. шк. / Ирина Еншина // Спорт в школе. - 2012. - N 11. - С. 19-21.
- Ефимов А.П. Клинически информативные параметры походки для двигательной терапии / А.П. Ефимов // Лечеб. физкультура и спортив. медицина. - 2011. - N 9. - С. 37-41.
- Ефимов А.П. Комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у детей и взрослых : метод.пособие для больных, мед. и соц. работников / А.П. Ефимов, С.К. Нестерова // ЛФК и массаж. - 2006. - N 8. - С. 25-28.
- Казакова Т.Н. Физическая культура в специальной медицинской группе : авт. прогр. для учащихся 1-11 кл. / Т.Н. Казакова. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
- Карташова Т.Ю. Диагностика плоскостопия у детей 5-6 лет / Карташова Т.Ю., Полиевский С.А. // Сборник научных трудов молодых ученых РГУФК / РГУФК. - М., 2003. - С. 167-170.
- Кашуба В.А. Влияние плоскостопия на морфобиомеханические характеристики стопы младших школьников / Кашуба В.А., Сергиенко К.Н., Хабинец Т.А. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы 7 Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2004. - С. 584-585.
- Кашуба В.А. Профилактика нарушений двигательной функции стопы школьников / Кашуба В.А., Сергиенко К.Н., Дюпина Н.А. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы 7 Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2004. - С. 583-584.
- Клишина А.А. Организация занятий физической культурой с детьми с нарушениями свода стопы на основе акцентированного развития двигательных способностей / А.А. Клишина // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 3. - С. 42.
- Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников : При нарушениях опорно-двигат. аппарата: пособие для инструкторов лфк, воспитателей и родителей: Доп. М-вом образования РФ / О. В. Козырева. - М.: Просвещение, 2003. - 112 с.
- Короткова Е.А. Основные положения системы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей в процессе физического воспитания / Е.А. Короткова, И.В. Пенькова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - N 4. - С. 26, 39-41.
- Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия / И.С. Красикова. - СПб.: КОРОНА-Век, 2008. - 319 с.
- Красикова А.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение/ А. С. Красикова.-М.:Корона-Век, 2009.- 128 с.
Приложение
Приложение 1
Упражнения, лежа на полу
Содержание упражнений | Дозировка | ||
1. | И. п.: ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Сгибать и разгибать пальцы ног с удержанием по 4-6 секунд. | 8-12 раз | |
2. | И. п.: то же, но под бедра положен валик. Разгибать колени одновременно вытягивая и подтягивая пальцы ног. 1-2 разгибаем колени вытягивая пальцы ног, 3-4 сгибаем колени подтягивая пальцы ног. | 8-12 раз | |
3. | И. п.: ноги на ширине ступни. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием по 4-6 секунд. | 8-12 раз | |
4. | И. п.: ноги на ширине ступни, под бедра положен валик. Отдельно каждую ступню обхватите резиновыми жгутами, концы которых возьмите в руки. Выполнять движения как при езде на велосипеде, растягивая эти жгуты. | 8-12 раз (каждой ногой) | |
5. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Выполнять круговые движения в голеностопных суставах внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой. | 8-12 раз | |
6. | И. п.- обхватить ступнями набивной мяч массой 1,0-1,5 килограмма. Поднимать и опускать его 1-2 мяч поднимаем вверх, 3-4 опускаем | 8-12 раз | |
7. | И. п.: ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд. | 8-12 раз | |
8. | И. п.: ноги согнуты в коленях, тазобедренных суставах, подошвы стоят на полу. 1-2 разведение пяток, 3-4 сведение. | 8-12 раз | |
9. | И. п.: ноги согнуты в коленях, тазобедренных суставах, подошвы стоят на полу. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием 4-6 сек. | 8-12 раз | |
10. | И.п.: ноги согнуты в коленях, тазобедренных суставах, подошвы стоят на полу. 1-2 разведение ног с постановкой на носки, 3-4 сведение с постановкой на пятки | 8-12 раз | |
11. | И.п.: ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы касаются друг друга подошвенной поверхностью. Отведение и приведение стоп в области пяток с упором в передней части стопы. 1-2 отведение пяток, 3-4 приведение пяток. | 8-12 раз | |
12. | И.п. ноги прямые, руки вдоль тела. Скользящие движения по голени другой ноги. | 8-12 раз (каждой ногой) | |
Приложение 2
Упражнения, сидя на полу
№ | Содержание упражнений | Дозировка | |
1. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием 4-6 секунд. 1-2 поднять ногу , 3-4 опустить. | 8-12 раз | |
2. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. 1-2 подъем прямой ноги, тыльное сгибание. 3-4 сгибание ноги в коленном суставе с подошвенным сгибанием стопы. 5-6 разгибание в коленном суставе сохраняя подошвенное сгибание стопы. 7-8 принятие И.П. | 8-12 раз (каждой ногой) | |
3. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы стоят на полу. 1-2 разведение пяток, 3-4 сведение пяток. | 8-12 раз | |
4. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы на полу. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место. | ||
5. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, руки в упоре ссади. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы на полу. Захват стопами крупного предмета, 1-2 выпрямление ног в коленных суставах. 3-4 принятие И.П. | 8-12 раз | |
6. | И.п.: сидя на полу ноги прямые. Передние отделы стоп зафиксированы резиновым жгутом. Концы резиновых жгутов потянуть на себя, преодолевая сопротивление стоп 4-6 секунд. | 8-12 раз | |
7. | И.п.: сидя на полу ноги прямые, стопы параллельны друг другу. Передние отделы стоп и пальцы подтягивать к себе и поворачивать кнаружи движением голени. 1-2 стопы и пальцы подтягиваются 3-4 поворачиваем кнаружи. 5-6 стопы параллельны друг другу 7-8 принятие И.П, | 8-12 раз | |
Приложение 3
Упражнения, сидя на стуле
№ | Содержание упражнений | Дозировка | |
1. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Поднимать носки, сгибая пальцы стоп. 1-2 подняли носки, согнули пальцы. Удержание 4-6 секунд. 3-4 принятие И.П. | 8-12 раз | |
2. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Поочередно отрывать от пола носки, вернуться, а затем поочередно отрывать от пола пятки. | 8-12 раз | |
3. | И. п.- ноги вытянуты, руки на коленях. Круговые движения стопами по направлению к внутри. | 8-12 раз | |
4. | И. п.- ноги на ширине ступни, пальцы руки собраны в кулак и зажаты между плотно сомкнутыми коленями. Приподнимать внутренние края стоп, сильно прижимая наружные к полу.1-2 приподнимаем внутренние края стопы, 3-4 прижимаем наружные края стопы, удерживаем 4-6 секунд. 5-6 прекращаем давление на наружный край, 7-8 принятие И.П. | 8-12 раз | |
5. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Приподнять пятки (большие пальцы ног касаются пола), развести их до прямого угла. 1-2 приподнимаем пятки, 3-4 разводим до прямого угла, 5-6 сводим пятки, 7-8 принятие И.П. | 8-12 раз | |
6. | И. п.- ступни скрещены, руки на коленях. Наружные края стоп с усилием поворачивать книзу, приподнимая верхние края удерживаем 4-6 секунд, принимаем И.П. | 8-12 раз | |
7. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Предельно выгибать своды стоп, не отрывая пальцы и пятки от пола, удерживаем 4-6 секунд, принимаем И.П. | 8-12 раз | |
8. | И. П.- то же под стопами полотенце, в которое вшит груз массой 1,0-1,5 килограмма. Захватить пальцами полотенце и, не отрывая пятки от пола, подтягивать его под середину стопы. | 6-8 раз | |
9. | И. п.- стопы обхватывают набивной мяч массой 1,0-2,0 килограмма. Медленно поднимать и опускать мяч.1-2 подняли мяч, 3-4 опустили. | 8-12 раз | |
10. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.1-2 захватить ручку, 3-4 приподнять, 5-6 опустить ручку, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз (каждой ногой) | |
11. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.1-2 захватить губку, 3-4 приподнять, 5-6 опустить губку, 7-8 принять И.П | 8-12 раз (каждой ногой) | |
12. | И. п.- ноги на ширине ступни, руки на коленях. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик. | 6-8 раз | |
Приложение 4
Упражнения стоя
№ | Содержание упражнений | Дозировка | |
1. | И.п.: стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Приподнимание на носки вместе и попеременно. 1-2 приподнимаемся на носках, 3-4 опускаемся. | 8-12 раз | |
2. | И.п.: стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носки и обратно . 1-2 перека на носки, 3-4 перекат на пятки. | 8-12 раз | |
3. | И.п.: стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Полуприседания и приседания на носках. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | |
4. | И.п.: стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Встать на наружные края стоп, вернуться в исходное положение. 1-2 втаем на наружные края стопы, 3-4 принять И.П. | 8-12 раз | |
5. | И.п.: стоя на носках стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Перейти на наружный край стопы . 1-2 переходим на наружный край стопы, 3-4 принять И.П. | 8-12 раз | |
6. | И.п.: стопы параллельны на наружном своде стопы, на ширине ступни, руки на поясе. Поворот туловище влево - вправо. 1-2 поворот туловища влево, 3-4 принять И.П. 5-6 поворот туловища вправо, 7-8 принять И.П. | 6-8 раз | |
7. | И.п.: носки вместе, пятки врозь - полуприседания и приседания. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | |
8. | И.п.: стопы параллельны - поочередное поднимание пяток, без отрыва пальцев стоп от пола, ходьба на месте. 1-2 поднять пятку, 3-4 принять И.П. | 8-12 раз (каждой стопой) | |
9. | И.п.: стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Приседания и полуприседания. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | |
10. | И.п.: стоя на рейке гимнастической стенки с хватом рук на уровне груди. Приседания и полуприседания. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | |
11. | И.п.: стоя на гимнастической стенке на пальцах стоп. Приподнимание на носках и возврат в исходное положение. 1-2 приподняться на носках, 3-4 принять И.П. | 8-12 раз | |
И.п.: стоя на набивном мяче. Полуприседания и приседания. 1-2 полупреседание, 3-4 принять И.П., 5-6 приседание, 7-8 принять И.П. | 8-12 раз | ||
Приложение 5
Упражнения в ходьбе
№ | Содержание упражнений | Дозировка | |||
1. | И.п.: руки на пояс. Ходьба а на носках. | 30 сек | |||
2. | И.п.: руки на пояс. Ходьба на пятках. | 30 сек | |||
3. | И.п.: руки на пояс. Ходьба на наружном своде стоп, пальцы согнуты. | 30 сек | |||
4. | И.п. руки на пояс. Ходьба с мячом (теннисным) - зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп. | 20-30 сек | |||
5. | И.п.: руки на поясе. Ходьба на носках в полуприседе. | 20-30 сек | |||
6. | 20-30 сек | ||||
7. | И.п.: стоя на гимнастической лестнице лицом к ней, держась руками на высоте плечевого пояса. Ходьба приставными шагами правым и левым боком по длине всей шведской стенке. | 6-8 раз | |||
8. | И.п. руки на поясе. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы. | 30 сек | |||
9. | И.п. положение рук произвольное. Ходьба по ребристой доске. | 8-12 раз | |||
10. | И.п. положение рук произвольное. Ходьба по наклонной плоскости | 8-12 раз | |||
11. | И.п. положение рук произвольное. Ходьба по следовой дорожке. | 8-12 раз | |||
12. | И.п. положение рук произвольное. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы. | 30 сек |