"В гостях у Попугая и Пингвина"
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Кемеровской области
управление образования Топкинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«МБДОУ - д/с №7 «Солнышко»
«В гостях у попугая и пингвина»
Открытое логопедическое занятие
для учителей-логопедов ДОО Топкинского муниципального района.
Подготовила: Саламатова Анна Игоревна
учитель-логопед высшей квалификационной категории.
октябрь 2020 г.
г.Топки
Тема: Звуки [П] - [П`]. Буква П.
Цель: знакомство детей со звуками П и Пь.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [П]-[П`];
- учить ребёнка определять количество слогов;
- закрепить умение определять место звука в слове;
- учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки на слух и в произношении;
- познакомить детей с графическим образом буквы П.
Коррекционные:
- развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры;
- развивать умение концентрировать внимание;
- развивать внимание, память мышление;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать навыки коллективной работы, умение согласовывать свои замыслы и распределять работу.
Ход занятия
- Организационный момент
Мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
II. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
Сказка «Пчела и Оса»
Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,
(упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(упражнение «Почистим зубы»)
посмотрит на часы и летит в поле.
(упражнение «Часики»)
С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд.
(упражнение «Хоботок»)
А Оса, когда просыпалась, пила чай,
(упражнение «Чашечка»)
с конфетами,
(упражнение «Приклей конфетку»)
ела блинчики
(упражнение «Лопаточка»)
с ароматным вкусным мёдом.
(упражнение «Вкусное варенье»)
Целыми днями Оса качалась на качелях
(упражнение «Качели»)
и болтала с другими осами.
(упражнение «Индюк», «Болтушка»)
Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду,
(упражнение «Иголочка»)
красила в доме стены, потолок.
(упражнение «Маляр»)
А утром опять улетала в поле.
Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит:
- Мало мёду принесла, лети обратно.
Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек:
- Ты что, Пчела, плачешь?
- А мне жить теперь негде, - говорит Пчела, - я из дому ушла.
- Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю…
Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с тех пор в удобном улье.
- Дидактическая игра «Узнай по описанию»
К нам сегодня в гости пришли птицы, но они хотят, чтобы вы их узнали по описанию.
Характерной особенностью является яркая окраска: синяя, красная или зелёная. у многих развиты длинные хохолки и хвосты. Большинство видов этих птиц прекрасно летают и лазят по деревьям.
Подвижный, мощный и острый крючкообразный клюв. Эта птица, если её научить, разговаривает. (ПОПУГАЙ).
Грудка у него белого цвета, а спинка, крылья и хвостик чёрного. Туловище имеет овальную форму. Клюв средних размеров, вытянутый и заострённый. Они не обладают способностью летать, но в морской стихии он достаточно проворен. (ПИНГВИН)
Молодцы, ребята, вы угадали, что за птицы сегодня к нам пришли.
- Знакомство с темой
Попугай и Пингвин сегодня нам принесли задания. Давайте угадаем, на какой звук нам принес задания Попугай. В слове Попугай, какой первый звук?
Характеристика звука [П]: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твёрдый, глухой. Обозначение: синий кружок.
А сейчас узнаем на какой звук принёс задания Пингвин. В слове Пингвин, какой первый звук?
Характеристика звука [П`]: звук согласный (губки создают преграду воздуху), мягкий, глухой. Обозначение: зелёный кружок.
- Работа с сигнальными карточками.
На звук [П] поднять синий, а на звук [П`] – зелёный.
а) в слогах: ла, ля, ми, мы, ко, кё.
б) Поля, Петя, пенал, петух, пила, письмо, пальто, пальма, пончик, пингвин, пелёнка, палка, педаль.
Давайте поможем Попугаю и Пингвину закончить предложения.
- Дидактическая игра «Закончи предложение».
Дополнить предложение, чтобы последнее слово начиналось на звук [п] или[п'].
- На огороде выросли красные, круглые … (помидоры)
- Мама испекла вкусный, яблочный … (пирог)
- Бабушка завязала на голове свой любимый, цветастый…(платок)
- Вечером мальчик умылся и одел перед сном свою мягкую… (пижаму)
- Дидактическая игра «Какое слово задумали?».
Ребята, отгадайте слово, которое задумали Попугай и Пингвин.
Словарный материал: …ирог, … олка, … ерец, … очка, … ижама, … арк, …алка, …ила.
- Физминутка
Раз – два – все вставайте,
Три – четыре – приседайте,
Пять – шесть – повернись,
Семь – восемь – улыбнись,
Девять – десять – не зевайте,
Свое место занимайте.
- Дидактическая игра «Определи место звука в слове»
На столах у вас лежат карточки и картинки нужно определить место звука [П] или [П`], в слове, в начале, в середине или в конце слова. Но, так же, нужно правильно взять камушек, синий или зелёный. Какой нужно брать камушек, если звук твёрдый? А если звук мягкий, то зелёный. (капля, цыплята, копье, цепь)
- Дидактическая игра «Почтовый ящик»
Долго птицы находятся в пути. Много писем им отправили друзья. Посмотрите, кто это? (Это почтальон.) Что он нам принес? (Письма.) Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П.) Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь].) Это письма для Пингвина и Попугая. Давайте поможем почтальону рассортировать письма по почтовым ящикам. Будем класть письма с картинками, которые начинаются со звуков П, Попугаю – в синий ящик (пони, поползень, пантера, павлин, паук,), а Пь, пингвину – в зелёный ящик (перепёлка, петух, пеликан)
- Дидактическая игра «Раздели на слоги»
Попугай и Пингвин собираются отправиться в кругосветное путешествие. Давайте поможем им собрать в дорогу чемоданы. Разделим слова на слоги и положим в нужный чемодан.
Пила, подушка, пирог, палатка, плот, пудель, петух, плащ.
- Выучить скороговорку
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
- Знакомство с буквой П
Ребята, чем буква отличается от звука? (Букву мы видим, и пишем, а звук мы произносим и слышим)
- Выкладывание буквы П
У вас на столах лежат палочки, с их помощью соберите букву П.
- Итог занятия
Кто сегодня к нам приходил?
С какими звуками мы работали?
Какие задания вам понравились?