Проектная деятельность
Авторы: Власенкова Валентина Ивановна, Конусевич Мария Леонидовна. представляют
Инновационный проект по развитию речи детей через ознакомление с родным городом "Мой Смоленск"
Тема: "Ознакомление с родным городом как средство формирования речи дошкольников"
(в рамках социализации воспитанников: нравственно - патриотическое воспитание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Мой Смоленск" в рамках развития речи через социализацию воспитанников (нравственно-патриотическое воспитание) | 130.7 КБ |
Альбом "Народный костюм Смоленской области" | 2.6 МБ |
Смоленские пословицы | 26.5 КБ |
Викторина "МЫ СМОЛЯНЕ" | 32 КБ |
1 приложение к викторине | 1.01 МБ |
2 приложение к викторине | 448.5 КБ |
Карта памятных мест Смоленска | 505.64 КБ |
Речевые игры | 51.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
по развитию речи детей
через ознакомление с родным городом «Мой Смоленск»
«Город мой, ты из песен и слов,
Город мой, ты из сказок и снов.
Мой Смоленск – ты и слава и гордость моя!»
Тема: «Ознакомление с родным городом
как средство формирования речи дошкольников»
(в рамках социализации воспитанников:
нравственно - патриотическое воспитание)
Авторы проекта: учителя-логопеды Власенкова Валентина Ивановна,
Конусевич Мария Леонидовна.
Тип проекта: открытый, межгрупповой, исследовательский
Вид проекта: познавательный, творческо-информационный
Место работы: НДОУ ДС № 56 ОАО «РЖД» г. Смоленск
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп,
воспитатели логопедических групп, родители воспитанников.
Образовательная область: познавательно – речевая, коммуникация
Актуальность проекта:
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В связи с этим активизировалась работа дошкольных образовательных учреждений.
Мы, учителя-логопеды, решили взять эту тему в целях повышения общей осведомлённости воспитанников по выбранной теме и совершенствованию речи.
Цель:
- Воспитание гражданина и патриота своего города, привитие детям чувства любви к малой Родине – Смоленску.
- Развитие и совершенствование речи, актуализация полученных знаний, качественное и количественное обогащение словарного запаса.
Задачи:
- Пополнение знаний детей о своей малой Родине, обогащение и актуализация словарного запаса через речевые игры, логические задания.
- Развитие связной речи: пересказ, составление творческих рассказов детьми самостоятельно или в содружестве со взрослыми.
- Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему Смоленска через ознакомление с достопримечательностями, экспонатами музеев, научно-исторической литературой, легендами, традициями и бытом горожан.
- Знакомство детей с географическим расположением города, символикой
(герб г. Смоленска).
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город; ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
Проблема:
- Недостаточный объём сведений о прошлом и настоящем города, ограниченный словарь, затруднения при выборе лексико – грамматических средств для выражения своих мыслей по изучаемой теме.
Гипотеза:
- Работа по патриотическому воспитанию должна носить комплексный характер и
осуществляться в повседневной образовательной деятельности и способствовать развитию речевой деятельности.
Предполагаемый результат:
- Качественное и количественное изменение словаря по теме,
- Повышение лексико – грамматических характеристик речи,
- Увеличение общей осведомлённости по теме при составлении пересказов,
- Проявления творчества при составлении самостоятельных рассказов о Смоленске.
Дети должны знать и называть:
- Место проживания: город, область; символику города (герб), достопримечательности; находить на карте место своего города.
- Узнавать земляков и называть их достижения.
- Знать традиции родного края.
Реализация проекта проходила по следующим направлениям и областям:
Система работы по реализации проекта
направления: Познание, коммуникация, чтение
художественной литературы, речь и речевое развитие
- Мультимедийные презентации:
«ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»;
«ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЕ»;
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» (В гостях у М.И.Глинки).
- Видеоклип «НАШ СМОЛЕНСК» на песню ВИА «КОЛОКОЛА»
- Оформление альбомов: «Поэтический альманах» (Смоленские поэты о Смоленске), «Наши знаменитые земляки», «Народный костюм смоленской губернии», «Ожерелье всея Руси» (крепостная стена), «Земная дорога к звёздам».
- Оформление карты города «Улицы знаменитых земляков».
- Внеситуативно-личностные и познавательные беседы на темы: «По улицам города», «Район, в котором я живу», «Достопримечательности города», «Знаменитые люди Смоленска», «Ю. Гагарин – первый космонавт», «Великая крепостная стена», «Народный костюм смоленской губернии», «Символика города Смоленска», «Мой город», ;
- Разработка речевых игр по данной теме (на автоматизацию и дифференциацию звуков, лексико-грамматические представления).
- Чтение : «Сказки Смоленского края», «Смоленские пословицы и поговорки».
- Создание творческого альбома «Дети и взрослые о любимом городе» (стихи, рассказы, сказки).
- Викторина (конспект и дидактический материал для проведения "МЫ – СМОЛЯНЕ»);
- Подбор и рассматривание открыток и иллюстраций с видами города;
- Собрание коллекции значков о смоленском крае;
В КАЖДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПРОВОДИЛАСЬ СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА.
Образовательная область | Направления работы | Виды |
КОММУНИКАЦИЯ | Поисково – собирательная работа |
|
Оформление игротеки речевых игр по теме « Наш город, наша улица» | Игры для автоматизации и дифференциации звуков:
Лексико-грамматические игры: 1. «Один – много» 2. «Подбери слова» 3. «Куда пойдём» 4. «Добавь словечко» 5. «Вопросы» 6. «Сравниваем» 7. «Скажи наоборот» 8. «Весёлый счёт» 9. «Он, она» 10. «Мой, моя» 11. «Скажи со словом «городской» 12. «Большой – маленький» | |
ПОЗНАНИЕ | Внеситуативно-личностные и познавательные беседы |
Оформление альбомов
Оформление карты города «Улицы знаменитых земляков». |
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи | Викторина "МЫ – СМОЛЯНЕ» Мультимедийные презентации:
Экскурсии по родному городу ( по иллюстрациям ) | |
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Непосредственно -образовательная деятельность по чтению художественной литературы. |
|
Работа с родителями и педагогическим коллективом. | Самостоятельная и совместная работа со взрослыми:
Создание творческого альбома «Дети и взрослые о любимом городе» |
Лексико-тематическое планирование по тематике проекта
«Мой Смоленск»
Лексическая тема | Сроки реализации | Материал по реализации проекта |
1.Смоленск – мой любимый город. 2. Наше Отечество. Символика России. День народного единства. 3. Сезонная одежда, обувь, головные уборы. 4. Библиотека. Детские поэты, писатели, художники, композиторы. 5. Космос. 6. Мой дом. Моя улица. Мой город. 7. День Победы. 8. Подведение итогов по работе над проектом «Мой Смоленск» | Сентябрь IV неделя В течение года Ноябрь I неделя Ноябрь III неделя Декабрь II неделя Апрель II неделя Апрель III неделя Май II неделя Май IV неделя | Мультимедийные презентации: - «ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»; - «ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ ПО СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЕ» - Беседа на тему «Великая крепостная стена», - Рассматривание альбома «Ожерелье всея Руси» (крепостная стена), как предварительная работа перед НОД по рисованию; - Видеоклип «НАШ СМОЛЕНСК» на песню ВИА «КОЛОКОЛА». - Начать сбор коллекции открыток и значков о Смоленске, - Разработка речевых игр по данной тематике, - Начать самостоятельную и совместную со взрослыми работу по сбору продуктов устной художественной деятельности детей в историческом и бытовом контексте (составление стихов, рассказов, сказок на смоленскую тематику), - Создание творческого альбома «Дети и взрослые о любимом городе» - Чтение сказок Смоленского края, Смоленских пословиц и поговорок; - Речевые игры
- Внеситуативно-личностная и познавательная беседа на тему: «Символика города Смоленска». - Рассматривание альбома, внеситуативно-личностная и познавательная беседа на тему: «Народный костюм смоленской губернии», как предварительная работа предваряющая НОД по рисованию. - Мультимедийная презентация: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» (В гостях у М.И.Глинки). - Работа с альбомами: «Поэтический альманах» (Смоленские поэты о Смоленске); «Наши знаменитые земляки». - Рассматривание альбома, внеситуативно-личностная и познавательная беседа на тему: «Земная дорога к звёздам» (о Ю.А. Гагарине) - Работа по карте города «Улицы знаменитых земляков»; - Рассматривание альбома «Наши знаменитые земляки». - Внеситуативно - личностные и познавательные беседы на темы «По улицам города», «Район, в котором я живу». - Рассматривание альбома, Внеситуативно - личностная и познавательная беседа на тему: «Знаменитые люди Смоленска» ( Егоров Михаил Алексеевич) - Рассматривание открыток и иллюстраций с видами города; Рассматривание коллекции значков о смоленском крае; - Проведение викторины "МЫ – СМОЛЯНЕ», - Чтение произведений, созданных детьми и взрослыми из творческого альбома «Дети и взрослые о любимом городе» . |
Результаты работы по проекту
«Мой Смоленск»
В ходе работы над проектом:
- происходило активное освоение и познание детьми исторического прошлого и настоящего города Смоленска, что способствовало воспитанию у детей патриотических чувств к своему городу;
- у детей возникала потребность к получению новой информации, готовность к ее переработке, «проснулась» любознательность;
- значительно увеличился словарный запас по изучаемой теме, повысилась общая осведомлённость, проявились яркие творческие способности в составлении рассказов и придумывании стихов за счёт полученных новых знаний, просматривания мультитмедийных презентаций, чтение литературы, рассматривание альбомов, поисково-собирательной работы;
- кабинет учителей – логопедов пополнился большим количеством речевого материала: игры для автоматизации и дифференциации звуков, лексико-грамматические игры по тематике проекта, а так же создана предметно-развивающая среда по краеведению;
- в ходе реализации проекта между детьми и родителями проявился и раскрылся творческий потенциал, что помогло придумать стихи и составить интересные творческие сказки и рассказы о нашем городе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Смоленские рожочники.
Смоляне рожком собор подпирали.
Смоляне пехтерём солнце ловили [пехтерь (по В. И. Далю) - большая, высокая корзина, плетенка раструбом, из прутняка, из коренника, плетеная или шитая, берестяная, лубочная, для носки сена и мелкого корму скоту].
Смоляне миром блоху ловили.
Бог создал Крым и Кавказ, а чёрт - ломбард и Смоленскую область.
Ельники - бездельники.
Вяземские пряники (писаные).
Вязьмичи неграмотные, а пряники писаные едят.
Мы люди неграмотные, пряники неписаные едим.
Предварительный просмотр:
Эпиграф: ВСЯКОМУ МИЛА
СВОЯ СТОРОНА
В рамках проекта «Мой Смоленск»
Викторина «Мы – Смоляне»
(проводится как часть занятия)
Цель: Уточнить, закрепить знания детей об истории, традициях родного края. Формировать интерес к родному городу.
Организация.
Детям предлагается организовать две команды, придумать название для каждой команды (названия могут быть даны на выбор, либо разыграны с помощью игрового приёма).
Ход викторины.
Учитель- логопед предлагает ребятам вспомнить, жителями какого города они являются? – Мы Смоляне, живём в Смоленске.
- Каждая команда любит свой город, знает его историю.
Я предлагаю вам украсить наш кабинет двумя фотографиями нашего города. Но они разделены на несколько частей. Я буду задавать вам вопросы о нашем любимом городе. За каждый правильный ответ вы будете получать часть фотографии. Победит та команда, которая быстрее соберёт фотографию и сможет узнать и назвать достопримечательность, изображённую на этой фотографии.
Итак, викторина начинается!
- Как называют наш город, говоря о том, что он всегда преграждал путь врагу и защищал Россию.
Предполагаемые ответы: ГОРОД – КЛЮЧ
ГОРОД – ЩИТ
2.1 Какое сооружение Смоленска называют ОЖЕРЕЛЬЕМ ВСЕЯ РУСИ?
Предполагаемый ответ: Смоленская крепостная стена.
- Кто является зодчим (архитектором) Смоленской крепостной стены?
Предполагаемый ответ: Фёдор Конь.
- Какие башни и ворота Смоленской крепостной стены вы знаете?
Предполагаемые ответы: Башни- Громовая, Веселуха, Орёл, Никольские ворота, … )
- Рассмотрите герб города Смоленска.
- Что символизирует пушка не гербе города?
- Что символизирует птица Феникс на гербе города?
5.1 Какой знаменитый русский композитор родился на смоленской земле?
Предполагаемый ответ: Михаил Иванович Глинка.
- Назовите фамилию первого космонавта.
Предполагаемый ответ: Юрий Алексеевич Гагарин.
- Вспомните и назовите фамилии наших земляков, именами которых названы некоторые улицы нашегог города.
Предполагаемые ответы: Пржевальский, Глинка, Гагарин, Тенищева, Багратион, … )
- Узнайте по картинкам и назовите одежду мужчин и женщин Смоленской губернии.
( платок, рубашка, пояс-кушак, лапти)
8.1 Какой головной убор, украшенный бисером, надевали в праздник девушки Смоленской губернии?
Предполагаемый ответ: кокошник
8.2 Какой рисунок был на женской поневе Смоленской губернии?
Предполагаемый ответ: тёмно-синяя в крупную клетку.
По окончании конкурсов дети рассматривают фотографии Смоленска, называют их. (Теремок во Флёново, кукольный театр)
Совместный просмотр клипа «Наш Смоленск».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСК
(коллекция значков)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание:ребёнок повторяет за логопедом названия улиц г. Смоленска, которые
С, З, Ц | Ш, Ж,Ч | Л, ЛЬ | Р, РЬ |
ул. Соболева ул. Соколовского ул. Свердлова ул. Студенческая пр. Строителей ул. Смольянинова Моссковское шоссе Краснинское шоссе Витебское шоссе ул. Исаковского ул. Госпитальная ул. Автозаводская ул. Заводская ул. Зелёный ручей ул. Козлова пл. Колхозная ул. Герцена ул. Зои Космодемьянской. Ул. Урицкого | ул.Большая Краснофлотская, ул. Большая Советская, пл. Кашена, ул. Пржевальского ул. Тенишевой ул. Жукова пл. Желябова ул. Докучаева | ул. Ленина ул. Глинки ул. Госпитальная ул. Кловская ул. Лавочкина ул. Ломоносова ул. Лукина пл. Колхозная пл. Ленина ул. Николаева ул. Ново-Ленинградская ул.Смольянинова ул. Соколовского | ул. Рославльское шоссе ул. Реввоенсовета ул. Рыленкова ул. Свердлова пр. Строителей ул. Твардовского ул Тимирязева Трамвайный проезд ул. Урицкого Медгородок ул. Неверовского ул. Крупской ул. Краснинское шоссе ул.Карла Маркса ул. Кирова ул. Ерёменко ул. Дохтурова ул. Дзержинского ул. Герцена пр-т Гагарина ул. Воровского ул. Верхне-Сенная ул.Багратиона ул. Юрьева ул. Петрова, ул. Нормандия-Неман ул. Марии Октябрьской, ул. Октябрьской революции. |
содержат «трудный» звук»).
Игра «Герб г.Смоленска»(лото-мозаика)
Цель: автоматизация поставленных звуков в словах.
Задание:Чтобы получить картинку, нужно правильно произнести название изображения. Можно предложить ребёнку бросать кубик с точками и произносить каждое слово столько раз, сколько точек окажется на верхней грани. Когда игра будет окончена, логопед просит ребёнка вспомнить, что было изображено на карточках.
Игра «Расколдуй экспонаты музея»
а) Цель: автоматизация звуков в словах.
Задание:правильно произнеси все слова.
( Логопед: – Экспонаты музея превратились в картинки, если правильно произнесёшь все слова, то поможешь расколдовать музей)
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ВО ФРАЗАХ
Цель: автоматизация звуков во фразах
Задание:придумать предложение с каждым словом.
(Логопед просит не просто назвать, что изображено на картинке, а придумать предложение с каждым словом).
Цель: автоматизация звуков во фразах
Задание: закончи, предложение.
Света съездила на улицу…-С
Алёша живёт на улице…-Ш,Ж
Алла ездила на улицу….-Л
Рома переехал на улицу…-Р
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ТЕКСТАХ
а) Составление рассказа о своём городе по картинному плану:
Цель: формировать умения соблюдать логическую последовательность
при составлении рассказа по плану.
Логопед выставляет серию картинок о городе Смоленске.
План:
- Название города. Почему он так называется?
- Размер
- Достопримечательности.
- Дома в городе. (какие строят дома?)
- Улицы в городе. (название улиц)
- Назвать отличительные особенности города от деревни.
- Твоё отношение к своему городу.
б) Пересказ рассказов
Р, РЬ
ТУРИСТЫ
Город Смоленск всегда посещает много туристов, особенно летом.
Экскурсия включает в себя посещение музеев, памятников архитектуры. Как-то раз Рая с мамой прогуливались по Соборной горе. Тут подъехал автобус, и из него высыпалось множество людей с фотоаппаратами. Это были туристы. Рая видела, что они с интересом оглядываются, что-то обсуждают, но ничего не могла разобрать. Тогда мама объяснила, что это иностранные туристы, которые приехали из далёкой страны Англии, потому что говорят на английском языке.
Затем к автобусу подошёл экскурсовод и повёл их в Успенский собор.
Р – Л; РЬ – ЛЬ
ТЕАТРЫ ГОРОДА
В Смоленске несколько театров. Театрами мы называем здания, в которых идут театральные представления: опера, балет, спектакль, концерт.
Среди театров города есть и кукольный, где показывают представления для детей.
А в самом центре Смоленска стоит здание Драматического театра. В этом театре ставят спектакли для взрослых, но в Новогодние праздники он открывает свои двери малышам. Дети смотрят праздничный концерт и танцуют вокруг ёлки с Дедом Морозом и Снегурочкой.
ГОРОД МУЗЕЕВ
В нашем городе есть бесценные сокровища, которые помогают людям становиться умнее, добрее, красивее, делают их жизнь интереснее.
В Смоленске много музеев — зданий, где собраны картины, редкие книги. Да и сами городские здания, ограды и соборы настолько красивы и неповторимы, что город часто посещают туристы со всего мира.
Л. Ермолаева, И. Лебедева
Л, ЛЬ
ДЛИННЫЙ ДЕНЬ
Алла живёт на площади Ленина в городе Смоленске. Больше всего Алла любит гулять по аллеям парка и угощать голубей хлебом. Недавно она ходила кататься на лошадях вЛопатинский сад. Потом они с папой пошли на площадь Победы. Там Алла видела большой памятник «Землякам А. Т. Твардовскому и Василию Тёркину». Это был выходной день, поэтому около памятника можно было увидеть молодожёнов.
К концу дня Алла так устала, что не заметила, как заснула. Этой ночью она видела много интересных снов.
Ш-С
БАБУШКИНЫ ПЫШКИ
Саша живёт в городе Смоленске. Недавно он переехал на улицу Большая Советская. Жил Саша в новом доме и с детьми пока не познакомился. Была у Саши бабушка Луша.
Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные.
Саша угостил пышками школьников, живущих на его этаже. Это были Лёша, Даша и Миша.
Так пышки помогли Саше познакомиться с детьми!
(по Т. А. Ткаченко)
в) Разучивание стихов о Смоленске
- Смоленск – родина моя!
Мой уголок, моё богатство,
Мне так родны твои края,
Мне дороги твои убранства!
Мне даже небо кажется здесь шире,
Здесь дышит гордостью земля.
Один такой ты в целом мире,
Один такой ты на века!
(по Е. Мальцеву)
- Смоленск, он как камень дорогой.
Красивый, драгоценный, золотой.
Сплошною крепкою стеной
Лежит на зелени равнинной.
Блестят на солнце купола
И белокаменные своды.
Мне старина твоя мила, милы и нынешние годы.
(по П. Рыжову)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
Игра«В нашем городе старинном»
В нашем городе старинном
(сгибать и разгибать ладони)
Есть театры, магазины,
Школы, садики, аптеки,
(по очереди загибать пальцы одновременно обеих рук)
Фабрики, библиотеки.
(стучать кулачком по кулачку, изображать руками развёрнутую
книгу)
Град Смоленском зовётся.
(сложить руки «домиком»)
Хорошо нам в нём живётся.
(показать большие пальцы рук).
(по Е. Чистяковой)
Игра«Экскурсия»
Погожий выдался денѐк,
Бежит к музею паренѐк.
(Шагать пальчиками по столу.)
А вот автобус едет мимо,
Ему в Собор необходимо.
(Сложить кисти обеих рук «домиком».)
Собор Успенский очень старый,
Он для туристов самый главный.
Собор красив, а рядом с ним
Есть памятник и он один.
(Сложить кисти ладонями друг к другу, локти поставить на стол.)
Не будем время мы терять,
В парк Лопатинскийпойдѐм гулять.
(Шагать пальчиками по столу.)
Но вот зовет нас снова гид.
В автобус сядем мы с тобой,
Подарки повезѐм домой.
(Кулак правой руки скользит по столу влево.)И.Матыкина
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
- Д.и. «ОДИН – МНОГО»
Цель: формировать умение образовывать формы родительного падежа
множественного числа существительных.
В нашем городе много улиц, домов, дорог, магазинов, парков…
- Д.и. «ПОДБЕРИ СЛОВА»
Цель: формировать умение подбирать признаки к предмету; обогащать речь
прилагательными.
Наш город (какой?): древний, красивый, большой, современный, старинный, чистый, цветущий, исторический…
Наша улица (какая?)…….
Мой дом (какой?)…….
- Д. и. «КУДА ПОЙДЁМ?»
Цель: формировать умение образовывать существительное в роде, числе и
падеже.
Смотреть спектакль пойдём….в театр.
Покупать лекарства….в аптеку.
Отправлять письмо, телеграмму…. На почту.
Смотреть футбольный матч… на стадион «Спартак».
Смотреть кукольный спектакль…. в кукольный театр.
Смотреть интересный фильм….в кинотеатр.
Покупать красивые вещи…. в промтоварный магазин.
Покупать продукты питания ….в продовольственный магазин.
- Д.и. «ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО»
Цель: формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова.
Лопатинский…(сад),
Драматический….(театр),
Успенский….(собор),
Соборная…(гора),
Проспект…(Гагарина),
Площадь…(Победы),
Площадь…(Ленина).
Водонапорная…(башня),
Крепостная…(стена),
Река…(Днепр),
Громовая…(башня),
Большая Советская…(улица),
Птица…(Феникс)
- Д.и. «Вопросы»
Цель: формировать умения образовывать существительное в роде, числе и
падеже.
-Что ты видишь? (Успенский собор.)
-Чего нет? (Успенского собора)
-Любуемся чем? (Успенским собором).
-Говорим о чем? (об Успенском соборе)
- Д.и. «Сравниваем»
Цель: образовывать сравнительную степень прилагательного.
Слева памятник высокий, а справа ещё…(выше)
Собор слева красивей, а справа ещё…(красивее)
Улица Большая Советская крутая, а улица Фрунзе ещё…(круче)
Улица Кирова длинная, а улица Николаева ещё…(длиннее)
В музее природы интересно, а в музее-заповеднике ещё…(интереснее)
Площадь Победы большая, а Площадь Ленина ещё…(больше)
Гостиница слева уютная, а гостиница справа ещё…(уютнее)
- Д.и. «Скажи наоборот»
Цель: формировать умения подбирать слова, противоположные по смыслу.
Эта улица узкая, а эта…(широкая)
Эта дорога длинная, а эта…(короткая)
Эта речка мелкая, а эта…(глубокая)
Эта школа близкая, а эта…(далёкая)
Этот мост высокий, а этот…(низкий).
- Д.и. «Весёлый счёт» (от 1 до 5 и обратно)
Цель: формировать умения образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными.
Задание: сосчитай гостиницы, площади, парки, улицы и т.д.
Например, одна гостиница, две гостиницы…пять гостиниц.
- Д.и. «Он – она»
Цель: формировать умения определять категорию рода.
Логопед: - О какой картинке можно сказать ОН? ОНА?
Слова: памятник, музей, собор, парк, фонтан, улица, площадь, церковь, гостиница, библиотека, магазин, автобус, троллейбус, Днепр, кинотеатр, тротуар.
- Д.и. «Мой – Моя»
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные,
согласовывать существительное и прилагательное в роде.
Логопед: - О какой картинке можно сказать Мой? Моя?
Слова: памятник, музей, собор, парк, фонтан, улица, площадь, церковь, гостиница, библиотека, магазин, автобус, троллейбус, Днепр, кинотеатр, набережная.
- Д.и. «Скажи, со словом «городской»
Цель: формировать умения согласовывать прилагательные с
существительными.
Транспорт – городской транспорт.
Квартира – городская квартира.
Дома – городские дома.
Парк – городской парк.
Жители – городские жители.
Здание – городское здание.
Школа – городская школа.
Улица – городская улица.
- Д.и. «Большой – маленький»
Цель: пользоваться в речи суффиксами –ик, ищ.
Дом – домик – домище.
Завод – заводик – заводище.
Двор – дворик – дворище.
Магазин – магазинчик – магазинище.
Театр – театрик – театрище.
Сквер – скверик – скверище.
Речевой материал
для детей старшего возраста
по теме
«Наш город, наша улица»
Подготовила
учитель-логопед
НДОУ ДС № 56 ОАО «РЖД»
Конусевич М. Л.
Смоленск