МОИ РАССУЖДЕНИЯ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

Великжанина Ксения Геннадьевна

Представлены выступления на конференциях, матодических объединениях, родительских собраниях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_vystuplenie.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении по теме «Инклюзия в образовании- плюсы и минусы»

Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования с хорошо отработанной  методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка – он находится в изоляции от социума

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на полноценное образование и социализацию  рассматривается как одна из важнейших задач современного педагогического сообщества. Эта концепция отражена в  Федеральном законе N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. И ФГОС

Слово «инклюзия» («включение») звучит красиво и часто на сегодняшний день.  По моему мнению инклюзия шире, чем просто образование. Инклюзия – это тип организации общественной среды. Основное преимущество инклюзивного обучения — это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей потребностям каждого ребенка. Это приспособление не ученика к школе, а школы к ученику

 Плюсы

  • Создание образовательных учреждении  нового типа, сейчас действительно все новые здания детских садов построены с учетом требований САН ПИН где учтены все нюансы по созданию специальных условий обучения для детей с ОВЗ.  
  • Подготовка , педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ (проводится много просветительских мероприятий, демонстрация положительного опыта иностранных коллег, активная политика в  СМИ)
  •  Внедрение инклюзивного образования безусловно влияет на формирование в сообществе  навыков толерантности.

Не могу не отметить и минусы, которые я определяю для себя

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей с ОВЗ. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

 Я хочу отметить Проблемы социального свойства

Психологические проблемы педагогов: Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" «Я боюсь навредить ребенку»  либо другая ситуация, когда педагог говорит: «Ввяжемся, а там видно будет» (ИЛИ я просто боюсь этого ребенка и ответственности за него Хорошо ли боятся? В данном случае да-  потому что некоторые педагоги идут бой не зная методологию, ввяжемся а там посмотрим, забывая главное правило педагогики- не навреди  (в нашем детском саду я слышу высказывания типа: ты коррекционный педагог вот и воспитывай таких детей, а у нас еще тридцать человек за ними бы уследить)

Проблемы, которые возникают с родителями  «обычных» нейротипичных детей : «Почему мой ребенок должен страдать и недополучать заботу и знания от педагога?» (У нас психолог приходит на собрания и говорит о том, что термин ОВЗ означает прежде всего, здоровье , только оно ограничено, но ведь здоровье может подвести любого из нас и завтра мы с вами, взрослые, тоже можем приобрести статус человека с ОВЗ и не сможем дальше учиться, работать и просто наслаждаться жизнью) . Все барьеры в головах у взрослых, которые очень долго жили в мире без инвалидов. А инвалиды жили в другом мире.

  • Страх родителей особого ребенка  как отнесутся к нему сверстники. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в группе в целом.

Материально- технические, кадровые трудности

с трудностями организации, так называемой безбарьерной среды, (совсем не значит, что если при входе есть пандус то мы готовы принять ребенка с проблемами в передвижении)

  • Тьюторы (Сама профессия тьютора - сопровождающего педагога очень востребована, но таких специалистов пока мало)
  • Я считаю, что внедрение инклюзии не должно означать полного отакза от коррекционных школ Во-первых, это выбор родителей где будет учиться их ребенок, а во вторых пока в нашей стране не налажена система тьюторов, есть опасность включеия детей с девиантным поведением, так как они могут быть опасны как для окружающих так и для себя самого.(У нас продвигая новое, часто забывают о старом)

Я коррекционный педагог, и работать с особенными детьми мне привычнее, чем просто педагогам. Очевидно, что любое отклонение в развитии ребенка, будь то физическое или психическое, в большинстве случаев ведет за собой отклонения в речевом развитии. По данным ТПМПК на конец 2017 года в нашем районе получают логопедическую помощь 1847 детей, посещающие как комбинированные так и компенсирующие группы. В 23 детских садах нашего района открыты 92 группы для детей с нарушениями речи. Только наш детский сад посещают 113 детей , имеющие статус ОВЗ из них 5 детей с заключением ЗПР, один ребенок с элективным мутизмом, четыре ребенка имеют заключение моторная алалия.

Заключение По моему глубокому убеждению Инклюзия должна ствавить во главу угла не только ребенка с ОВЗ, но и учитывать интересы нейротипичных детей. Инклюзия не может произойти мгновенно. Нельзя сказать «завтра будет толерантность», и она наступит. На это нужно время. Но я уверенамы пройдем этот путь становления гуманизации образовательной среды и внесем свой посильный вклад.

Илебаева Галия Ибраимовна (учитель русского языка и литературы)

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка-

Иногда он нас страшит

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка

Он закрыт от глаз чужих

Мир особого ребенка        Допускает лишь своих!

Я желаю каждому педагогу и себе, стать своим для особенного ребенка и помочь им понять этот мир и самим от этого стать добрее.

Выходы

  • изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
  • Разработка практико-ориентированных технологий инклюзивного обучения
  •  изменение архитектуры образовательных учреждений,приспосабливаемой под особые нужды;
  • уменьшение наполняемости  групп;
  • улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
  • создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
  • Психологическое сопровождение всех участников инклюзивных процессов; Совершенно очевидно что если образоватеольное учреждение вступило на путь  инклюзии, то инклюзией должны быть пропитаны все, даже техничка.