3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования
1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципашьного уровня. ( экспертный лист оценивания, протокл первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Открытые уроки на уровне МО учителей русского языка и литературы
№ | Тема урока | предмет | дата | класс | эксперты |
1 | Виды глагола. | Русский язык | 18.10.2015 | 5 в | Допте А.Н. Куулар Ч.Э. |
2 | Теория Раскольникова | литература | 18.10.2016 | 10б | Допте А.Н. Куулар Ч.Э. |
3 | Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» | литература | 13.02.2017 | 6в | Ооржак А.М. Монгуш М.Б. |
4 | Сравнительная характеристика главных героев сказа Бажова «Медной горы хозяйка» и тувинской народной Сказки «Кодур-оол и Биче-Кыс» | литература | 02.11.2017 | 5а | Ооржак А.М. Монгуш М.Б. |
5 | Имя числительное как часть речи | Русский язык | 20.04.2018 | 6б | Ооржак А.М. Монгуш М.Б. |
6. Участие в педагогического работника в профессиональных конкурсах.
7. Участие в проектах и программах в области образования.
№ | Наименование проекта | Назначение | Подтверждающий документ |
1 | О проведении экспертизы основных образовательных программ основного общего образования общеобразовательных организаций Улуг-Хемского кожууна | Член экспертной группы | Приказ №599 УО от 18.09.2015г |
2 | О проведении диагностических работ по проекту «Я сдам ЕГЭ» | Эксперт-предметник | Приказ №316 УО от 13.04.2016г |
3 | О создании комиссии по проекту «Я сдам ОГЭ» | Эксперт-предметник | Приказ №322 УО от 31.03.2017г |
4 | О разработке конкурсной документации на предосталение в 2018 году грантов "Цифровая образовательная среда и электронное обучениев ОО" | Член комиссии по подготовке проекта | Приказ №188 от 26.01.2018г |
5 | О создании рабочей группы по разработке социального проекта к конкурсу ресурсных проектов | член рабочей группы | приказ №364/1 от 8.июня 2018 (грант выигран!) |
6 |
|
|
|
8.Экспертная деятельность (работа в ОГЭ, РСОКО, аттестации педагогических работников)
9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер- классы, внеклассные мероприятия
В качестве лектора в ТИРО и ПКК г.Кызыл с 2014года (справки)
№ | Тема курсов | Исх№ | Дата, год | Кол-во часов |
1 | Реализация ФГОС ООО по теме «Использование ЭОР при обучении русскому языку и литературе » | 903 | 21.10.2014 | 2 |
2 | Проектирование рабочей программы по предмету в соответствии с требованиями ФГОС общего образования по теме «Проектирование рабочей программы по требованиям ФГОС. Практикум по конструированию дидактического инструментария к рабочей программе » | 1549 | 11.03.2015 | 4 |
3 | ФГОС ООО: содержание и технологии введения по теме «Новые требования к уроку. Требования к составлению рабочих программ» | 1731 | 02.03.2015 | 4 |
4 | Требование к структуре и результатам освоения образовательной программы ОО по теме «Конструирование урока в свете требований ФГОС ООО» | 1723 | 14.10.2015 | 4 |
5 | Реализация требований ФГОС ООО по предметной линии «Русский язык и Русская литература» по теме «Проектирование и анализ урока русского языка и литературы на основе требований ФГОС ООО» | 1623 | 21.03.2015 | 2 |
6 | Оценка достижения планируемых результатов освоения учебного предмета ( русский язык и литература) | 1006 | 09.11.2015 | 8 |
7 | Реализация требований ФГОС ООО по предметной линии «Р.Я и Р.Л» | 867 | 21.03.2015 | 2 |
8 | Современный урок и его особенности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО по теме «Личностно-ориентированное обучение один из методов УУД» | 3281 | 17.11.2016 | 4 |
9 | Методика подготовки к ОГЭ (из опыта работы) по профилю программы «Методы эффективного обучения выполнению заданий итоговой аттестации с кратким ответом» | 396 | 11.03.2017 | 2 |
10 | Профиль программы «Подготовка обучающихся к устному экзамену по русскому языку» по теме «Методы и приемы развития устной речи учащихся на уроках русского языка и литературы по теме» | 133 | 29.01.2018 | 2 |
11 | Итоговое сочинение: тематическое направление «Мечта и реальность», «Методика подготовки к итоговому сочинению» | 1216 | 08.10.2018 | 4 |
Открытые уроки и мастер-классы на уровне республики Тыва.
№ | Тема урока или мастер-класса или работы | Какое мероприятие | Исх№ | Дата, год, где выступила | Кол-во часов |
1 | Реализация ФГОС общего и профессионального образования: проблемы, поиски, решения» | Межрегиональный НПК, мастер-класс на тему «Использование диалога культур в условиях ФГОС ООО» | 8 | 12-13.10.2017, Кызыл | 24 |
2 | VIII Республиканский фестиваль «Образовательные практики в рамках работы инновационных площадок по введению и реализации ФГОС общего образования» | Открытый урок на уровне республики с темой «Наклонение глагола» | 794 | 27.04.2018, Шагонар | 16 |
3 |
|
|
|
|
|
10. Выступление на НПК, педагогических чтениях, фестивалях
№ | тема | уровень | Приказ, дата | результат |
1 | Секция педагогов по направлению «Ветераны-управленцы» НПК «Ветераны системы образования» | кожуунный | Пр.3617, От 24.09.2015 | 1место |
2 | III республиканская НПК «Бичелдеевские чтения» По направлению «Традиции и инновации в преподавании русского языка и литературы в национальной школе» | республика | Распоряжение администрации Улуг-Хемского кожуууна от 22.03.2017 №170-р | 3 место |
3 | Участник Конференции Лидеров Образования
| Г.Екатеринбург+ ближнее зарубежье | 25-27 марта 2014 года | Участие, диплом |
4 | Семинар «распространение модернизированных программ повышения квалификации управленческих и педагогических работников по вопросам обеспечения качества преподавания русского языка» | межрегиональный | 2017 | Участие , сертификат |
5 | НПК «Русский язык как язык межнационального общения» | межрегиональный | №488, 19-20.04.2018 | Сертификат об участии |
11. Реализация профильного обучения
Cреди школьных предметов русский язык занимает совершенно особое место. Любой учитель утверждает то же самое о преподаваемом им предмете и это совершенно справедливо. Но русский язык, в отличие от других предметов, сдают все независимо от того, какие это учебные заведения. Поэтому профильное обучение соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Основной целью организации профильного обучения по русскому языку является помощь выпускникам определиться с выбором будущей профессии "Школа - ВУЗ". Профильное обучение, обеспечивающее индивидуальное развитие учащегося, является актуальным вопросом в области образовании.На основании Приказа МОиН РТ от 08.08.2016 г. № 1025-д в нашей образовательной организации был сформирован класс, реализующие программы профильного обучения по гуманитарному, биолого-химическому и физико-математическому профилю.
12. Педагогическое наставничество (приказ)
13. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
№ | Программа | Дата, номер | Количество часов | Где проходили курсы |
1 | Методика подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку и литературе | № 2220, с 19 -21.01.2015 | 24 | Тиро и ПКК г.Кызыла |
2 | Современный урок и его особенности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО | №4643Ю с 14-19 гноября 2016 | 72 | Тиро и ПКК г.Кызыла |
3 | Вопросы преподавания русского языка как родного и как неродного в ОО | № 17699, С 25-.08 по 14.09. 2016 | 72 | ИРО Иркутской области |
4 | Разработка и внедрение ООП среднего общего образования в общеобразовательной организации | № 2186-17, С 22.05 по 31.05 2017 | 72 | ГАОУ Республик Хакассии ДПО, Абакан |
5 | Методика эффективного обучения выполнения заданий итоговой аттестации с кратким ответом. | №1492, 20-22.02.2017 | 24 | Тиро и ПКК г.Кызыла |
6 | Итоговое сочинение в 11- х классах: методика и практика подготовки | № 4426, 18.10.2017 | 24 | Тиро и ПКК г.Кызыла |
7 | Подготовка обучающихся к устному экзамену по русскому языку | № 723, 29-31.01.2018 | 24 | Тиро и ПКК г.Кызыла |
8
| Подготовка экспертов предметной комиссии ОГЭ по русскому языку | № 1489, 20.03. – 02.03.2018 | 40 | Тиро и ПКК г.Кызыла |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reytingovyy_perechen_proektov_resursnyh_tsentrov_po_itogam_vtorogo_etapa_konkursa.doc | 70 КБ |
. | 31.86 КБ |
otchet_ob_antiplagiate_statya_mchm.pdf | 1.6 МБ |
moya_prezenattsiya_po_lermontovu_tuchi.ppt | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
к протоколу заседания конкурсной комиссии по конкурсному отбору инновационных социальных проектов ресурсных центров
от 19 сентября 2018 г. № 2
РЕЙТИНГОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ
по итогам второго этапа конкурсного отбора инновационных социальных проектов ресурсных центров
№ п/п | Регистр. номер заявки | Направление | Наименование проекта | Наименование заявителя | Наименование субъекта Российской Федерации | Итоговая оценка (в баллах) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | 51п-2018.19 | 2 | «Шаги к безопасности» | Межрегиональная общественная организация поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям» | г. Санкт-Петербург | 89,5 |
2. | 48п-2018.19 | 1 | «Семья каждому ребенку!» | Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 2» | Вологодская область | 84 |
3. | 72п-2018.19 | 1 | «Ребенок в мегаполисе» | Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы | г. Москва | 84 |
4. | 57п-2018.19 | 1 | «Доверие» | Государственное бюджетное учреждение Республиканский ресурсный центр «Семья» | Республика Башкортостан | 80,5 |
5. | 53п-2018.19 | 1 | «Инновационная социальная технология «Family light» | Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис» | Ставропольский край | 78 |
6. | 78п-2018.19 | 3 | «Содействие» | Государственное автономное учреждение Тюменской области «Областной центр профилактики и реабилитации» | Тюменская область | 78 |
7. | 15п-2018.19 | 2 | «Комплекс WORK» | Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» | Приморский край | 77 |
8. | 28п-2018.19 | 2 | «Спорт без границ» | Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) «Харысхал» («милосердие») | Республика Саха (Якутия) | 77 |
9. | 66п-2018.19 | 1 | «Папа рядом» | Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» | Ростовская область | 77 |
10. | 74п-2018.19 | 2 | «Школа рядом со мной» | Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | Тамбовская область | 76,5 |
11. | 44п-2018.19 | 2 | «Вместе – интересно!» | Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Каргапольская специальная (коррекционная) школа-интернат» | Курганская область | 76 |
12. | 62п-2018.19 | 2 | «Нам не подвластно только время!» | Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям г. Арзамаса» | Нижегородская область | 75 |
13. | 68п-2018.19 | 3 | «Шаг вперед» | Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Республиканский центр психолого-педагогической и социальной помощи населению «Доверие» | Республика Марий Эл | 75 |
14. | 50п-2018.19 | 2 | «Поверить в себя» | Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Чапаевский ресурсный центр» | Самарская область | 71 |
15. | 65п-2018.19 | 2 | «Мы равны» | Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 компенсирующего вида» | Свердловская область | 71 |
16. | 5п-2018.19 | 2 | «Территория смысла» | Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Введенская специальная (коррекционная) школа» | Курганская область | 70,5 |
17. | 76п-2018.19 | 2 | «Вместе – для детей» | Некоммерческая организация «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)» | Республика Саха (Якутия) | 69 |
18. | 9п-2018.19 | 1 | «Рука в руке» | Государственное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие» Забайкальского края | Забайкальский край | 68,5 |
19. | 6п-2018.19 | 3 | «Вектор» | Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних села Омутинское» | Тюменская область | 67 |
20. | 54п-2018.19 | 1 | «Солнечный круг» | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Журавушка» городского округа город Уфа Республики Башкортостан | Республика Башкортостан | 67 |
21. | 19п-2018.19 | 1 | «Счастливы ВМЕСТЕ» | Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» | Ханты-Мансийский АО - Югра | 62,5 |
22. | 46п-2018.19 | 2 | «Телекиностудия «Путь к успеху!» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г. Шагонар муниципального района «Улуг-Хемский кожуун республики Тыва» | Республика Тыва | 60 |
23. | 26п-2018.19 | 2 | «Семья и школа – не рядом, а вместе» | Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 11» | Курганская область | 60 |
24. | 58п-2018.19 | 1 | «СТАРТ» | Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» | Саратовская область | 40 |
Предварительный просмотр:
Монгуш Чеченмаа Макаровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1
г.Шагонар
Традиционное использование ресурсов в быту тувинского народа.
Аннотация. В статье рассматривается использование ресурсов, в частности навоза, в быту тувинского народа. Наблюдается безотходное использование разного вида навоза. Анализ использования данного ресурса дает возможность проследить от простого употребления настила в хлевах до сложного изготовления пороха.
Ключевые слова: традиционное использование, безотходное хозяйство, тувинцы, навоз в разных видах, перегной, топливо, порох.
Наша республика считается одной из самых интересных и уникальных.
Во-первых, это место расположения – центр Азии. У слияния двух рек – Бий-Хем и Каа-Хем рождается великий Енисей. Республика, находящаяся в Центре Азии - одна из самых молодых республик, присоединившихся к России. Одни ученые называют это протекторатом, другие - добровольным присоединением к России. Во-вторых, она славится природными богатствами и чистой экологией: здесь много лесов, гор, степей, разнообразных лечебных трав. В-третьих, центральная и юго-западная часть республики богата крупно-рогатым и мелко-рогатым скотом (коровы, кони, козы, овцы). А в западных и юго-восточных горных районах можно заметить верблюдов и яков.
Но сегодня хочется обратить внимание на безотходное хозяйство у тувинцев. Даже простой навоз коровы, лошади, овец наши предки используют в хозяйстве. Мы выделяем несколько способов использования навоза в разных видах.
В зимнее время строили хлева для коров. А чтобы было теплее, насыпали подстилку из сушеного навоза. В селах и небольших городах, где держат скот, в частности коров и телят, тувинцы не выбрасывают навоз. Они его собирают в кучку. Далее навоз расстилается в небольшом месте под палящим солнцем. Под вечер, уже высушенный, собирается граблями или лопатой и отправляется в амбар. Этот навоз специально готовят, чтобы зимой подстилать для коров, телят, лошадей. Это своего рода настил для скота. Отдельно делали небольшой хлев и для телят.
Раньше в Туве не было материалов, которые могли бы утеплять от сквозняков кошары, коровники. Все хлева обмазывали жидким навозом или кизяком. Так тувинцы утепляли скотный двор.
В вечернее время при дойке коров было очень много слепней, комаров. Это доставляло трудности дояркам. Тогда специально сушили навозную массу и в вечернее время поджигали, дым отпугивал насекомых. Так находчивые тувинцы спасались от назойливых слепней и комаров.
Наша Республика славится многочисленными степями. «Еще одна трудность кочевой жизни (Тес-Хемский, Овюрский районы и др.)— это отсутствие в степи деревьев, которые бы служили дровами. Но и из этой ситуации нашли выход — кизяк или сухой навоз. Как признается Дербет-оол, кизяк желательно собирать прошлогодний. Горит такое топливо хорошо, быстро сохраняет тепло и не имеет запаха, как может многим казаться. [Виктория ЛАЧУГИНА 17.10.2017 №: 113 газета «Тувинская правда» статья «Обуздать» степь]
Такой сухой навоз использовали очень давно. Это было и остается бесплатным топливом. Таким образом, навоз специально собирали, сушили про запас вместо дров в районах, где местности бедны лесом.
В Советское время тувинцы научились сажать огород. Перепревший навоз превращался в перегной. Это было хорошим удобрением для многих культурных растений. До сих пор перегной используется в огороде. Его кладут в углубления для высадки рассады, смешивают с песком, землей и получают достаточно высокий урожай овощей. В столице перегной очень дорогой, в связи с отсутствием домашнего скота. Одна машина стоит от 4 до 5тысяч рублей. Весной свежий навоз с сеном используют для парников под огурцы. Многие фермеры с большими полями используют конский навоз, чтобы получить хороший урожай картофеля.
В современное время перегной используется для
- улучшения плодородия почвы;
- удобрения и подкормок сельскохозяйственных культур во время вегетационного периода;
- приготовления почвенных смесей для выращивания рассады;
- подготовки грунтовых смесей для комнатных цветковых культур.
В настоящее время используют свежий коровяк для подкормки для многих овощных культур в летнее время.
Отрывок из стихотворения на тувинском языке Степана Агбаановича Сарыг-оола «Херээжен» знаком многим.
Одек-биле кургаглааштын,
Ошку чоогун чымчак кылып,
Амыр-дыш чок туреп чоруп,
Авам кужур азырап каан.
Маленький ребёнок находился в деревянной колыбели. Под ребёнка в люльку подкладывали сухой коровий или овечий помёт, поверх которого настилали волосы из хвоста и гривы лошади или козью шерсть. Волосяная подстилка пропускала жидкость, а сухой помёт её впитывал. [Сарыг-Хая, с.6]
В своей научной работе Е.А.Айыжы пишет: «Под ягодицы ребенка подкладывали волос (шерсть) (ужа хылы). Насыпав в берестяную чашечку сухой навоз (уруг одээ), поверх него помещали козью шерсть (волос), которая защищала ягодицы ребенка от опрелостей. Когда ребенок мочился, то вся жидкость стекала под эту шерсть и собиралась в чашке, поэтому ребенок всегда был сухим». [Айыжы с.7 ]. Я считаю, что это был сухой перегной, так как он был мягче и теплее. Таким образом, сухой перегной использовался вместо памперсов в быту издревле.
В средние века люди начали использовать порох. Появляется стрелковое оружие и пушки. Для производства пороха требовалась селитра в больших обьемах! Селитряница — это куча навоза и отбросов. Добавляли много золы. Так как потребность в порохе, постоянно возрастала, из-за постоянных междоусобиц и не прекращающихся войн.
В научном обозрении Саяно Алтая №1 (3) «Н.Ф.Катанов как путешественник и исследователь Урянхайской земли» дана характеристика дневника-путешествия Н. Ф. Катанова, показано значение первой научной экспедиции ученого в Хакасию, Урянхайский край и Восточный Туркестан, отражены основные темы «Очерков…». В данной работе можно выделить интересную мысль о порохе. «Порох делают сами сойоты, растирая селитру (шу), серу (кeгeр) и уголь (кjмeр)» (Запись от 28 марта.) [Махно с.158]. В данной статье автор конкретно не говорит, откуда брали селитру. Но есть и другое мнение нашего земляка. Порох изобрели тувинцы. Так считает Вячеслав Даржа. Серу они называют кугур, порох словом дары, селитру шуу и получали селитру.. из овечьего навоза. Уголь называют хомур, что похоже на хомер, закапывать, зарывать. Все это, по его мнению, показывает технологию изготовления пороха. В итоге создателями пороха были древние предки тувинцев.
Традиционная технология изготовления пороха, по информации Ондар Дамбый-оола Бадыевича, его отец и дед говорили, что большая часть охотников на западе Тувы самостоятельно готовили черный, дымный порох. Так как потребность в порохе была постоянной, заготовкой сырья, приготовлением компонентов пороха и самого пороха занимались в течение года.
В книге Даржа Вячеслава «Мужские занятия тувинцев» подробно описывается изготовление селитры. Это было трудоемкое, но привычное занятие для тувинцев, основанное на переработке овечьего навоза – одек. Находили старый загон для овец, где толщина навоза должна быть не менее 40 см. Навоз поджигали в середине. Толстый слой навоза горел очень долго и медленно, почти год. А это тлеющее пламя не погасало. На поверхности появлялся белый тонкий налет – это и была селитра. Он был ценен и хранился в сухом месте. До сих пор находят места, где не растет трава, но имеется место поджога сухого овечьего навоза. [ Даржаа с.67]
Интересное наблюдение в той же книге находим и об изготовлении тальника для юрты. В зимнее время тальник было легко рубить и перевозить. Срубленный тальник туго перевязывали и клали под навес овечьего загона на сухой овечий навоз – одек, чтобы они были гибкими и крепкими.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
- Тувинцы высушивали навоз и использовали как настил для коров. И сейчас это один из способов для использования настила в зимнее время.
- Навоз или коровяк в жидком виде можно было употребить как материал- утеплитель. Его разводили и замазывали хлев, чтобы скоту было тепло;
- Сухой коровяк поджигали в вечернее время - это отпугивало многочисленных комаров, слепней.
- В степных местностях сухой коровяк считался бесценным и заменял дрова.
- Через два-три года навоз превращается в перегной. Отличное удобрение для использования в огороде.
- Свежий навоз можно употребить для орошения огорода в виде удобрения.
- Высушенный перегной использовался вместо памперсов. Его подкладывали под колыбель младенцам. Он всасывал жидкость. И его через некоторое время меняли.
- Из овечьего навоза делали селитру, которая использовалась для пороха.
- Чтобы жерди для юрты были крепче и гибче, их засыпали в сухой навоз возле аала.
- Обработка шерсти, катание войлоков, выделка шкур и кож, также не обходилась без навоза. Шкуры, во время выделывания, прятали в сухой навоз,
Таким образом, навоз, в любых видах, использовался в хозяйстве безотходно и издревле. Тувинцы конца Х1Х – начала ХХ века ощущали свою неразрывную связь с природой, считали себя ее частью, ни в коем случае не считали себя сильнее и выше природы. Традиция требовала бережного и трепетного отношения к ней. Экологическая традиция требовала брать у природы столько, сколько необходимо для жизни. Тувинцы никогда ничего не заготавливали в большом количестве впрок. Во всем должна была быть мера, по отношению не только к богатствам земли, но и того, что было под рукой.
Библиография:
- Айыжы Е.А. Обрядовая практика тувинцев: рождение ребенка и колыбель. - стр. 7.
- Бадыргы А.Ш. Особенности жилища и традиционной одежды и обуви западных и восточных тувинцев. – КПИ. – стр 59.
- Вайнштейн С.И. Род и кочевая община у восточных тувинцев (ХIХ—ХХ в.) // Сов. этнография. 1959. № 6; Он же. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972; Он же. История народного искусства Тувы. М., 1974; Он же. Мир кочевников центра Азии. М., 1991;
- Катанов Н. Ф. Библиографический указатель литературы об урянхайцах и их земле // Опыт исследования урянхайского язы¬ка, с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903;
- Лачугина Виктория. 17.10.2017 №: 113 газета «Тувинская правда» статья «Обуздать» степь.
- Марков Г.Е. Кочевники Азии. М.: Изд-во Московского университета, Тува: очерк / Роман Сенчин. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», с. 23
- Махно Ю.К. Персоналии. Н.Ф.Катанов как путешественник и исследователь Урянхайской земли.- Научное обозрение Саяно Алтая № 1(3)/2012. – стр 158.
- Сарыг-Хая С. Проект «Отношение матери и дитя русского и тувинского народа».- г.Кызыл.- стр 6.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметные Умение понимать тему, идею литературного произведения. Понимать образную природу стихотворения как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус. Метапредметные Смысловое, аналитическое чтение. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса. Цели урока:
Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой… -О ком были написаны эти строки? - Кто является их автором? -Как вы считаете, творчеству какого писателя мы посвятим сегодняшний урок? Правильно, Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Имя Лермонтова вам давно знакомо. Сегодня на уроке вы узнаете новое о жизни и творчестве поэта, познакомитесь со стихотворением «Тучи», выясните, что волновало поэта, какие проблемы он затрагивал в своих произведениях. Выявление темы и цели урока
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Прослушайте стихотворение «Тучи»
История создания стихотворения Тучи; По наступлению 1840 года у М.Ю.Лермонтова вышла неприятная история. На балу у влиятельной особы случилась ссора с Барантом (сыном французского посланника при русском дворе). Слово за слово – и не радужный диалог привёл двух молодых людей к дуэли. Вызов бросил Барант. Руководствуясь здравым смыслом, Михаил Юрьевич выпустил пулю в воздух. Никто не пострадал. Но дуэль вышла Лермонтову боком: он вынужден был покинуть столицу и держать путь на Кавказ. С тяжёлым чувством поэт уезжал из Петербурга. Мрачные предчувствия переполняли его сердце. Стихотворение «Тучи» вышло из-под пера М.Ю.Лермонтова как раз перед отъездом. История сохранила рассказ В.А.Соллогуба в пересказе П.А.Висковатова. …На квартире Карамзиных необходимо было собраться, ведь уезжал юный друг, поэт Лермонтов. Рассматривая картины за окном, он увидел тучи, которые решили на время заполонить небесное пространство над Летним садом и красавицей Невою. Лермонтова посетила поэтическая Муза и он быстро набросал строки: «Тучки небесные…» Только что увидевшее свет стихотворение было прочитано вслух по просьбе Софьи Карамзиной других гостей. По прочтении поэтических строк в глазах Лермонтова стояли слёзы.; Прием – историческая справка
Подберите определения к слову «тучи» темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные, унылые Прием – подбери эпитет Какие ассоциации у вас возникают к слову «тучи»? дождь, темно, пасмурно, грустно, скучно, тоскливо Прием - ассоциативный ряд
-Посмотрите внимательно на портрет Лермонтова. Что вы можете рассказать о поэте? Какую личность вы видите? Каким его себе представляете? ( Ответы детей) Прием-работа с портретом.
Прочитайте выразительно стихотворение. Что общего в судьбе поэта и тучек? А в чем различие?
ВЕЧНОСТЬ (греч. aion, лат. eternitas) — 1) неограниченность во времени; 2) безначальная и бесконечная длительность, неделимая на «до» и «после»; 3) лишенное всякой длительности неподвижное «теперь». Странник - это тот, кто …? Прием - словарная работа. Почему поэт называет тучки «вечными странниками»?
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день. Лазоревый – цвета лазури, голубой. • Лазуревый – цвета лазури. • Лазурно-… – с лазурным оттенком (напр., лазурно-голубой). • Лазурный – цвета лазури. • Лазурь – светло-синий. Как вы понимаете слова «степью лазурною…»?
Жемчужно-… – с блестяще-белым оттенком (напр., жемчужно-белый). • Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающим жемчуг. Источник: http://netler.ru/slovari/colour.htm Какие средства художественной выразительности использует автор? «степью жемчужною…»?
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Как называется данный прием в литературе? ???
Риторические вопросы употребляются в речи для заострения темы, для привлечения внимания. Какие вопросы задает лирический герой? «Друзей клевета ядовитая..»?
Прочитаем начало стихотворения: Тучки небесные… Подберите прилагательные к слову «тучки»: легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые… Слова-ассоциации: Небо, лето, солнце, радуга… Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? Беззаботное, легкое, игривое…
Составим кластер с образом «тучи» в центре . Найдите в тексте слова(словосочетания)-синонимы . Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе каждого образа-синонима? (прием – составление кластера) ТУЧИ «вечные странники» «мчитесь степью лазурною» «…цепью жемчужною» «изгнанники» «вечно холодные», «свободные» метафора метафора метафора метафора эпитеты «вас гонит», «вам наскучили» олицетворение
Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и настраивают читателя совсем на другой лад: вечные странники… Кто такой странник? (Тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок…)
В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»; и тучки, и герой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером». Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их объединяет изгнанничество.
за ти ан те си я ин вер Прием – найди термин. С какими литературоведческими понятиями на примере стихотворения «Парус» вы работали дома? Что зашифровано здесь?
Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы, с которыми сталкивается в жизни человек, которые стали причинами изгнания (назовите такие вопросы) Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Задумаемся, какая из возможных причин изгнания самая горькая для поэта. «Друзей клевета ядовитая». Почему?
Прием –словарная работа Что такое клевета? (Разглашение и распространение о ком-либо заведомо ложных, позорящих честь его фактов). Почему поэт называет его ядовитой? Все эти вопросы относятся к миру людей, Лермонтов здесь олицетворяет природу, тучи показаны здесь как живые. Такой прием часто встречается в стихах.
Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
Прием - словарная работа Нивы – большое возделанное поле; Чужды - 1.то же, что чужой. 2.Имеющий мало общего с кем-либо, чем-либо, несходный, далёкий. 3. неестественный для кого-либо, чего-либо. 4. Не обладающий чем-либо, не имеющий, лишённый чего-либо. Микровывод: ( Прямое отрицание , тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».
В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же, изгнанники» Строфа начинается прямым отрицанием: «Нет...» Их никто не гонит. Тучи свободны от всего , в том числе и от людских страстей и страданий, они - «вечно холодные», не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества? Тучки – странники Олицетворение Степью лазурною, цепью жемчужною Метафоры, эпитеты С милого севера в сторону южную Эпитет (родной город на севере) Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные Метафорические эпитеты
Закрыли глаза, представили, как шумит море (звуки) и еще раз представьте, как вы видите тучи, облака (образ) Можно сделать разминку для глаз (глазками поворачиваем вверх, вниз, круговые движения, в другую сторону) – 2 минуты Физкультминутка.
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения. Вывод
- Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта. Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.( Запись в тетрадь) -Обратимся к учебнику, в котором представлено стихотворение Лермонтова. Каков один из основных мотивов лирики поэта? Прочтите строки, его отражающие. Прием - Слово учителя
Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений
1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя. 2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система. 3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте. 4-я группа. Историко-литературный комментарий 5-я группа. Стихотворный размер. Рифма. 6-я группа. Восприятие. Ассоциации. Групповая или парная работа
Прием - Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к образам стихотворения ТУЧКА Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Тучка (уменьш. суффикс) Золотая (эпитет) Умчалась (олицетворение) Весело (эпитет) Играя (олицетворение) По лазури (метафора) Ассоциации лёгкая, подвижная, легкомысленная, светлая молодость, беззаботность солнце, чистое небо, радость бытия и т.д
"Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась". Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
А как мы теперь относимся к "тучке"? Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе? Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения
В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины. Вывод
Продолжите фразу: На уроке я узнал…… Осталось непонятным….. Было интересно….. Хотел бы узнать…. Прием - Рефлексия
Тема и идея Какова тема стихотворения? Тема: Родина, любовь к родите, отчизна . Что автор хотел донести до читателя? Какова идея: Идея: 1) Одна из высших ценностей на земле – чувство Родины , осознание, что она есть . 2) У человека должна быть Родина , он не должен ее отрицать , отказываться от нее, забывать, не должен быть равнодушным. 3) Та свобода , которая освобождает человека от всяких привязанностей , дружбы и любви не нужна челов еку.
-выразительное чтение стихотворения «Тучи» наизусть; -устное рецензирование стихотворения с элементами анализа; -ответить на вопросы с. 58; -выполнить иллюстрацию к стихотворению ( по желанию). Домашняя работа прием- разноуровневые задания
Можно дать другое дом.задание: Наизусть стихотворение «Тучи» Творческое задание : написать небольшое сочинение, эссе, стихотворение и т.д. на выбранную вами тему (например: дружба, искусство, мечта, семья и т.д .), используя для раскрытия темы образ Тучи(туч).
Использованные ресурсы http://www.eduhmao.ru/info/1/3794/34670/ Новые подходы к школьному анализу поэтического текста