Урало Сибирская роспись
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы в старшей группе
по формированию творчества детей через ознакомление
с Урало-Сибирской росписью.
- Беседа: История урало-сибирской росписи.
- Просмотр презентации «Особенности Урало-Сибирской росписи.
- Посещение мини-музея Урало-Сибирской росписи.
- Знакомство с элементами урало-сибирской росписи.
- Красивые бутоны
- Причудливые листья.
- Раскрашивание росписи «Дивные птицы».
- Разделочная доска для Хозяюшки.
- Конспект занятия-досуга «Прогони чудище черное, чудище дымное!»
- Конспект занятия «Роспись родносов»
- Пластилинография «Роспись туеска».
- Дидактические игры по ознакомлению с уральскими промыслами.
- Красивые узоры в стиле Урало-Сибирской росписи.
Приложение 4
Конспект нод «Красивые узоры в стиле Урало-Сибирской росписи»
Цель: Развитие творчества у детей, оттачивание навыков в изобразительной деятельности.
Материалы: Листок формита А4, кисти №2 и №5, краски гуашь, салфетки, стаканчики с водой, ватные палочки, конверты, марки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята сегодня у нас необычный день, к нам в садик пришло письмо от жителей небольшой деревни под названием Лукошкино. Они очень просят нас с вами нарисовать красивые узоры в стиле Урало-Сибирской росписи для украшения их домов. Поможем?
Дети: Да. Мы очень любим рисовать.
Воспитатель: Хорошо. Давайте для начала вспомним, какие элементы росписи мы с вами изучили.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Все вспомнили. А теперь давайте вспомним правила работы с кистями и красками.
(Ответы детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Ну, что, тетерь пред тем как приступить к работе сделаем небольшую гимнастику.
Физминутка
Воспитатель: А тетерь давайте приступим к работе.
Под тихую народную музыку дети выполняют работу по созданию росписи для жителей деревни Лукошкино.
Воспитатель: Посмотрите ребята какие красивые получились у вас узоры. Я думаю жителям деревни очень понравятся ваши произведения искусства. Теперь нам надо аккуратно положить их в конверты и отправить.
Стук в дверь. Заходит почтальон. Здоровается с детьми.
Воспитатель: Вот и почтальон пришел за вашими письмами. Смотрите какой у него большой почтовый ящик. Аккуратно кладите рисунок в конверт, приклеивайте марку и опускайте письмо в ящик.
Дети приклеивают марки и опускают письма в почтовый ящик. Почтальон прощается и уходит.
Приложение 5
Конспект НОД «Разделочная доска для Хозяюшки»
Цель:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в садик пришла необычная посылка. Хотите посмотреть, что в ней?
Дети: Да!
Воспитатель открывает посылку
Воспитатель: Посмотрите, это разделочные досочки. Но они простые, на них ничего не изображено. Какие есть предложения? Что мы с ними будем делать?
Дети: Давайте их распишем.
Воспитатель: Очень интересное предложение. Я полностью с вами согласна. Какой росписью мы с вами будем расписывать досочки?
Дети: Урало-Сибирской.
Воспитатель: Да, ребята. Это очень красивая и своеобразная роспись. Давайте вспомним элементы этой росписи.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно. А как пользоваться кистями и красками во время занятия вы помните?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте повторим.
Ответы детей
Воспитатель: Какие вы умницы! Все вспомнили.
Воспитатель раздает досочки.
Воспитатель: Перед началом работы я предлагаю немного размяться.
Физминутка.
Воспитатель: Ну а теперь приступаем к работе.
Дети расписывают досочки под звучание народной музыки. В конце занятия досочки выставляются на выставку.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Какие замечательные досочки у вас получились! Вам понравилось занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте вспомним какую роспись сегодня на занятии мы использовали?
Дети: Урало-Сибирскую.
Воспитатель: Правильно. Давайте еще раз вспомним, из каких элементов состоит Урало-Сибирская роспись.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Спасибо за занятие!
Приложение 6
Конспект НОД
«Знакомство с элементами Урало-Сибирской росписи»
Цель: познакомить детей с основными элементами Урало-Сибирской росписи, ее колорите и техникой росписи.
Материалы: листы формата А5, кисти, гуашь, салфетки, баночки под воду, магнитофон.
ХОД занятия
(Под народную музыку в группу входят дети, на доске и стене висят образцы Урало-Сибирской росписи и ее элементы).
Воспитатель: Добрый день ребята! Вы догадались что эта за роспись?
Дети: Да! Урало-Сибирская роспись.
Воспитатель: Как думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будим учиться рисовать основные элементы Урало-Сибирской росписи. Давайте назовем их.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно. А какие цвета мы с вами будем использовать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Вы молодцы! Давайте еще раз проговорим основные элементы и обратите внимание на доску я буду показывать, как правильно их прописывать.
(Воспитатель показывает, как писать основные элементы росписи и повторяет как они называются)
Воспитатель: Ребята, давайте, перед началом работы сделаем зарядку.
Физминутка.
Воспитатель: А теперь давайте приступим к выполнению работы.
(Во время деятельности детей, воспитатель еще раз наглядно показывает, как прорисовывается каждый элемент, также следит за осанкой и работой детей. Во все время работы играет фоновая музыка.)
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо постарались, а теперь давайте устроим выставку ваших работ.
(Дети встают, подходят к доске и вешают свои работы)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: Элементы какой росписи мы с вами сегодня прописывали?
Дети: Урало-Сибирской росписи.
Воспитатель: Какие элементы мы с вами сегодня прописывали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Спасибо за занятие!
Приложение 7
Конспект НОД «Раскрашивание росписи «Дивные птицы»»
Цель: воспитывать любовь к народному творчеству.
Материалы: эскизы птиц, краски гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки, сундучок, письмо, магнитофон, гостинцы для детей.
Ход занятия
Воспитатель: Доброе утро ребята! Сегодня, когда я пришла в детский сад, на пороге я увидела этот маленький волшебный сундучок. Как вы думаете, что там?
Дети: Мы не знаем.
Воспитатель: Ваши предположения?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мда. У вас много вариантов. Если честно я тоже не знаю, что там, я решила без вас не заглядывать в сундучок.
Воспитатель: Я чуть не забыла к сундучку прикладывалось еще и письмо. Давайте прочтем его?
Дети: Да. Давайте.
(Воспитатель вскрывает письмо и читает его)
Письмо: «Дорогие ребята! В нашей маленькой стране «Карамелькина» приключилась беда. У наших певчих птичек пропали краски, и они теперь совсем бесцветные. Помогите пожалуйста! В сундучке лежат эскизы наших птичек, раскрасьте их по мотивам Урало-Сибирской росписи, придайте нашим птичкам побольше цвета. И подарите нашим жителям радость!
А для того чтобы открыть сундучок нужно дружно произнести слова «Радугой светись, сундучок отварись». Очень ждем ваши работы».
Воспитатель: Ну что ребята, поможем жителям страны «Карамелькина»?
Дети: Да. Конечно поможем.
Воспитатель: Хорошо. Тогда давайте для начала откроем сундучок. Давайте повторим слова «Радугой светись, сундучок отварись».
Дети: «Радугой светись, сундучок отварись».
Воспитатель: Ура! Сундучок открылся. Вот ребята, смотрите какие птички тут нарисованы.
Дети: Они очень красивые и очень грустные.
Воспитатель: Да. Но только после того как вы из разрисуете они станут еще красивее и веселыми.
(Воспитатель раздает детям эскизы)
Воспитатель: Ребята, давайте для начала вспомним, какие цвета используют художники в Урало-Сибирской росписи.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте вспомним основные элементы в росписи.
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, молодцы! А теперь, перед выполнением работы сделаем гимнастику.
Физминутка.
Воспитатель: Теперь приступаем к работе.
(Во время деятельности детей играет фоном народная музыка. Во время выполнения работы воспитатель помогает детям в затруднительных ситуациях, следит за правильной осанкой детей и техникой безопасности при работе с красками и кистями)
Воспитатель: Ну что ребята показывайте, что у вас получилось.
(Дети показывают воспитателю свои работы и комментируют свой выбор того или иного выбора цвета)
Воспитатель: Молодцы ребята! У вас великолепные работы! Я уверена, что жителям страны «Карамелькина» очень понравятся ваши работы и они будут счастливы снова слышать пение этих замечательных птиц.
Воспитатель: А теперь давайте сложим ваши работы в сундучок и отправим его обратно. Но для того чтобы сундучок открылся снова, нужно произнести слова, какие?
Дети: «Радугой светись, сундучок отварись».
Воспитатель: Ребята, смотрите, а в сундучке лежат маленькие подарочки для вас, за вашу работу.
(Воспитатель раздает детям презенты и складывает в сундучок работы детей)
Воспитатель: Ну вот ребята, сундучок отправлен адресату. А вам большое спасибо за вашу помощь. До свидания!
Приложение 8
Конспект НОД «Красивые бутоны»
Цель: учить детей изображать элемент росписи по методике Урало-Сибирской росписи
Материалы: листы формата А5, кисти, палитра, салфетки, стаканчики для воды, образцы бутонов Урало-Сибирской росписи.
ХОД занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам за помощью обратился медвежонок. А вот и он!
(В группу заходит младший воспитатель переодетый в медведя)
Медведь: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Мишка собрался идти на день рождение к девочке Маше и ему нужна помощь в составлении букета. Ему нужен особенный букет, чтобы порадовать свою подружку.
Мишка: Да Маша любит необычные цветы.
Воспитатель: Ну что, поможем Мишке?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо. Сейчас я вам покажу какие цветы мы с вами сегодня будем рисовать.
(Воспитатель вешает на доску образцы бутонов Урало-Сибирской росписи)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на доску. Мы с вами уже учили элементы Урало-Сибирской росписи, как называется этот элемент?
Дети: Бутон.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! А тепе смотрите и слушайте внимательно как мы будем рисовать этот бутон.
(Воспитатель объясняет и наглядно показывает поэтапно методику рисования данного элемента Урало-Сибирской росписи)
Воспитатель: Ну что Мишка, как ты думаешь Маше, понравятся такие цветы?
Мишка: Да. Они просто замечательные и необычные.
Воспитатель: Хорошо. Ребята, давайте повторим как мы будем рисовать бутоны.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте перед началом работы сделаем не большую гимнастику для наших пальчиков и кистей рук.
Гимнастика для рук
Воспитатель: Теперь приступаем к работе.
(Во время занятия, воспитатель еще раз проговаривает и показывает методику рисования бутона. Помогает детям, когда они в этом нуждаются. Следит за правильной осанкой детей)
Воспитатель: Вот посмотри Мишка какие красивые бутоны нарисовали дети для твоего букета.
Мишка: Они превосходные! Маши точно, точно они понравятся. Спасибо ребята!
Дети: Пожалуйста Мишка.
Воспитатель: Мишка, а как ты превратишь наши нарисованные цветы в живой букет?
Мишка: У меня есть волшебная ваза. Я положу туда ваши рисунки, и они превратятся в букет.
Воспитатель: Ого как здорово! Правда ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Желаем тебе удачи Мишка! До свидания!
Мишка: Пока ребята!
Дети: Пока!!!
Рефлексия
Воспитатель: Вы рады ребята, что смогли помочь Мишке?
Дети: Да!
Воспитатель: А как называется элемент росписи, который мы сегодня с вами изобразили?
Дети: Бутоны.
Воспитатель: Хорошо. А из какой росписи этот элемент?
Дети: Урало-Сибирской росписи.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за занятие!
Приложение 9
Конспект НОД «Причудливые листья»
Цель: учить детей изображать элемент узора – листья, по мотивам Урало-Сибирской росписи.
Материалы: лист формата А5, кисти, краски гуашь, ножницы, стаканчики для воды, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Приветствую вас ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: В нашем живом уголке произошла неприятность. У нашего большого дерева начали опадать листья, а завтра планируется экскурсия туда. И нам срочно нужно спасать его. Вы согласны со мной?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы знаете, как мы будем помогать?
Дети: Рисовать.
Воспитатель: Правильно ребята. Мы будем их рисовать. Но это не простые листья. Это листья сказочного дерева. И я вам сейчас их покажу.
(Воспитатель вывешивает образцы данного элемента на доску)
Воспитатель: Ребята посмотрите на доску. Вот такие листья Урало-Сибирской росписи мы с вами сегодня будем учиться изображать. Вы готовы?
Дети: Да. Готовы.
Воспитатель: Хорошо ребята. Для начала посмотрите на доску, я вам покажу как надо изображать этот элемент.
(Воспитатель показывает детям и объясняет детям правила изображения данного элемента)
Воспитатель: Как вы думаете, такие листья подойдут нашему дереву?
Дети: Да. Подойдут. И оно будет очень довольны.
Воспитатель: Я с вами полностью согласна. И дерево действительно очень нуждается в нашей помощи.
(Воспитатель еще раз проговаривает методику изображения данного элемента)
Воспитатель: Теперь вы повторите правила рисования листиков в стиле Урало-Сибирской росписи.
(Дети проговаривают методику изображения)
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте сделаем гимнастику.
Гимнастика для глаз
Воспитатель: Приступаем к работе. И не забываем следить за своей осанкой.
(В процессе детской деятельности воспитатель помогает детям, следит за физическим состоянием детей, напоминает об осанке, и правилам безопасности во время рисования)
Воспитатель: Ребята, давайте повесим ваши работы на доску.
(Дети вешают свои работы)
Воспитатель: Вот какие чудесные листочки получились. Вы молодцы ребята!
Дети: И дерево снова будет довольно.
Воспитатель: Да ребята, очень довольно. А теперь берите свои рисунки, готовьте ножницы, но прежде чем выстригать давайте вспомним правила работы с ножницами.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Все вспомнили. Ну, теперь за работу.
(В процессе работы воспитатель следит за техникой безопасности детей и физическим состоянием детей)
Воспитатель: Вот теперь наши листья точно готовы. Я унесу их сразу после занятия в живой уголок и обрадую деревце. А сейчас давайте вспомним все элементы Урало-Сибирской росписи.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А теперь напомните мне основные цвета Урало-Сибирской росписи.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Спасибо за занятие!
Приложение 10
Конспект Нод «Роспись подносов»
Цель: улучшение техники рисования в стиле Урало-Сибирской росписи.
Материалы: деревянные подносы, краски гуашь, кисти, стаканчики для воды, салфетки магнитофон, письмо.
Ход занятия:
Воспитатель: Ух ребята! Я так спешила сегодня и очень боялась опоздать. По дороге случилось такое… В общем иду я на работу, а тут мимо машина проезжает и из нее выпало письмо и несколько вот таких вот подносов под посуду.
(Воспитатель показывает детям письмо и образцы подносов)
Воспитатель: Ребята как вы думаете стоит читать письмо?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята чужие письма читать нельзя. Но если мы его не откроем и не узнаем кому оно и от кого как мы сможем помочь?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ну что ребята, почитаем письмо?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, вскрываем.
Письмо: «Друзья, нам очень нужна помощь в росписи подносов, для выставки. Вам посчастливилось расписывать ее в технике Урало-Сибирской росписи.
Заранее благодарю!
Луи из страны Зефирка.
Воспитатель: Да, ребята. Вот так ситуация. Ну что поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно. И очень даже хорошо, что нам досталась именно эта роспись. Мы ее успели уже достаточно хорошо изучить. Вспомним?
Дети: Конечно.
Воспитатель: Перечислите пожалуйста основные цвета и элементы данной росписи.
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, а особенности росписи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вижу, что хорошо все знаете.
(Воспитатель раздает детям необходимый материал)
Воспитатель: Давайте вспомним технику безопасности по работе с красками и кистями.
(Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо. А теперь пришло время сделать физминутку.
Физминутка.
Воспитатель: Вот теперь приступаем к работе.
(Под фоновую музыку дети расписывают подносы. Воспитатель следит за осанкой детей, помогает по мере необходимости)
Воспитатель: Ну что ребята показывайте свои работы.
(Дети выкладываю свои работы на стол)
Воспитатель: Какая красота! Какие вы у меня умницы! Так быстро и так легко справились с таким сложным заданием.
(Стук в дверь. Входит маленький эльф)
Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?
Эльф: Я Луи. Я утром по дороге часть посылки потерял. Вы ничего не находили?
Дети: Находили.
Воспитатель: Да. Мы нашли, и чтобы узнать кому и от кого пришлось вскрыть письмо. Там не было написано кому адресовано письмо. Поэтому мы решили вам помочь. Вот посмотри, как детки постарались.
Эльф: Как здорово! Вы такие молодцы. Спасибо вам!
Дети: Пожалуйста.
Воспитатель: А ты Луи пообещай что впредь будешь внимательнее и не будешь больше терять посылки.
Эльф: Обещаю. До свидания ребята!
Дети: До свидания.
Воспитатель: Ну вот не зря мы вскрыли письмо. Помогли эльфу Луи. Спасибо ребята за помощь и за занятие!
Приложение 11
Конспект НОД «Орнамент на блюде для торта»
Цель: учить прописывать орнамент по краю изделия.
Материалы: модели блюд для тортов, кисти, краски гуашь, салфетки, стаканчики для воды, образцы орнаментов.
ХОД НОД
Воспитатель: Добрый день, ребята! Посмотрите, к нам сегодня в гости пришел Зайчик.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Зайка, объясни ребятам свою проблему.
Зайчик: Ребята, у меня есть кафе. И мне заказали сделать несколько тортов, но под торты у меня посуда очень скучная. Я прошу у вас помощи в росписи орнамента данной посуды.
Воспитатель: Ну что ребята поможем зайке?
Дети: Конечно поможем!
Зайчик: Орнамент нужен по мотивам Урало-Сибирской росписи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, там развешаны примеры орнаментов. Сейчас я вам покажу как изображается тот или иной орнамент.
(Воспитатель показывает примеры орнаментов)
Воспитатель: Давайте вспомним основные цвета Урало-Сибирской росписи.
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь повторим правила поведения во время занятия.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Перед началом работы сделаем не большую физминутку.
Физминутка
Воспитатель: Приступаем к работе. Если во время занятия нужна будет помощь, обращайтесь ко мне или к зайчику.
(Во время занятия воспитатель следит за осанкой детей, предоставляет свою помощь по мере необходимости.)
Воспитатель: Зайка погляди какие замечательные работы получились у детей.
Зайчик: Ребята какие вы молодцы, какие красивые орнаменты вы нарисовали. Мои клиенты будут очень довольны.
Воспитатель: Ребята что мы с вами сегодня рисовали?
Дети: Орнамент.
Воспитатель: Какую роспись мы использовали?
Дети: Урало-Сибирскую роспись.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте попрощаемся с Зайчиком, он очень спешит.
Дети: До свидания, зайчик!
Зайчик: До встречи, ребята!
Воспитатель: Вы сегодня хорошо постарались, спасибо за занятие!
Приложение 12
Беседа: «История Урало-Сибирской росписи»
Народные промыслы – уникальное явление национальных культур. В них отражены эстетические идеалы простого люда, прекрасные порывы души, стремление отразить совершенство божьего мира. Удивительное мастерство и талант народных умельцев живут в их изделиях, многим из которых ни одна сотня лет. Живут и радуют нас, потомков тех, кто словно играючи, управлялся с нитками и иголками, коклюшками и спицами, кисточками и красками. А также топорами да молотками, создавая чудесные терема без единого гвоздя, тончайшее деревянное и железное кружево и многие другие чудеса своими натруженными руками.
Урало-сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров такого вот народного промысла. Ее элементы и сейчас еще можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянских домах отдаленных небольших деревень. Обычно в таких забытых Богом местах и сохраняется самобытное национальное мышление, а в семьях по наследству передают и бережно хранят вещи, изготовленные еще пра-прадедами. Вот и урало-сибирская роспись – явление, зародившееся в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт. Когда восточные окраины Сибири и Урала стали активно осваиваться переселенцами с Поморья и русского Севера, те, естественно, перенесли на новую почву свои традиции, в том числе и художественные. И урало-сибирская роспись стала своеобразным сочетанием живописной манеры местных народов с прибывшими. В конце 18 – начале 19 веков в поисках лучшей доли обживать новые края отправлялись в Сибирь и на Урал крестьяне южных областей России и Украины. Они тоже внесли свою лепту в культурную среду тех мест, где обосновались на поселение. Это наглядно проявилось в тех новшествах письма, которыми отличается урало-сибирская роспись конца 19 века.
Приложение 13
Конспект занятия-досуга
«Прогони чудище черное, чудище дымное!»
Задачи: Доставить детям и их родителям удовольствие, радость от приобщения к красоте народной росписи; закреплять знание детьми семантики уральских мотивов, традиций русского народа; стимулировать желание детей создавать красоту, добро вокруг себя; Развивать эмоционально-образную речь, умение детей общаться друг с другом, взрослыми.
Музыкальный ряд: М. Мусоргский, «Баба Яга», музыка, создающая праздничное настроение.
Материалы и пособия: Детские работы с предыдущих занятий; вариативные образцы; ксерокопии, фотографии мотивов уральской росписи; изображение чудища; клей, кисти, салфетки, ножницы, ватман; кукла-петрушка «Домовенок Кузя».
Ход занятия
В изостудии приготовлены детские работы с предыдущих занятий. Подготовлены ксерокопии и фотографии мотивов уральской росписи. На двери в музей-избу прикреплено изображение чудища.
Ведущий (в групповой комнате): Ребята, сегодня у нас необычный день! Мы приглашены в гости. Догадайтесь, кто нас пригласил? (Ответы детей.) Ни за что не догадаетесь! Наш друг домовенок Кузя ждет нас в нашей гостеприимной избе!
(Ведущий, воспитатель и дети проходят к комнате. Звучит музыка М. Мусоргского «Баба Яга». Раздается голос: «Я чудище черное! Я чудище дымное! Не пушу в избу радость! Прогоню из нее смех и веселье!»)
Ведущий: Ребята, что же нам делать? В избе домовенок Кузя нас ждет, приготовил сюрпризы, а мы войти не можем! Как нам справиться с чудищем? (Ответы детей.) Вспомните сказку про деда Еремея! Кто помог ему прогнать из избы нечисть, зло и несчастье? Как домовой это сделал? (Ответы детей.) Правильно, он на всех стенах в избе Еремея расписал обереги. Вспомните побыстрее, какие элементы уральской росписи оберегают дом от зла, нечисти. Посмотрите на эти фотографии, росписи, найдите эти обереги и назовите их.
Ведущий: Ребята, я приготовил ваши работы. Хотел подарить их домовенку Кузе, потому что негоже идти в гости с пустыми руками. Подумайте, как ваши работы помогут нам прогнать чудище. Что мы можем сейчас сделать?
(Ведущий, выслушав ответы, поддерживает наиболее рациональные в связи с темой занятия-досуга. Предлагает вырезать цветы и наклеить их в виде веночка на лист бумаги. Спрашивает детей, кто хочет это сделать. Затем предлагает из всех работ выбрать те, где хорошо изображены другие обереги, вырезать и наклеить их на отдельные листы бумаги.)
Когда работа будет закончена, прикрепить листы бумаги с наклеенными на них мотивами «венок», «сова» (несколько сов), «лев» (несколько львов) на чудище. Если останутся незакрытые места, заполнить их работами детей с изображением других мотивов (цветы, бутоны, листья). Раздается голос чудища: «А-а-а! Вы победили меня! Я не могу теперь бороться с радостью, весельем! А-а-а!»
Ведущий: Ребята, мы победили чудище дымное, чудище черное! Ай да мы, молодцы! (Звучит музыка, дверь в избу открывается.)
В избе ведущий обращает внимание детей и гостей-взрослых на красоту окружающих вещей, их разнообразие. Предлагает детям выбрать те, о которых они могут коротко рассказать что-то интересное. Лучшему рассказчику вручается приз. Разыгрываются русские народные игры: «У дедушки Трифона», «В перстень», «В цапки», «Золотые ворота», хороводные игры «Грачи летят» и др.
Затем проводится конкурс загадок, пословиц, поговорок о доме, гостеприимстве, дружбе, трудолюбии. Активные участники досуга — Домовенок Кузя, родители, другие взрослые.
Заканчивается занятие-досуг чаепитием с самоваром, пирогами, сушками, сладостями.
Приложение 14
Мастер Класс по пластилинографии «Роспись туеска»
с педагогами детского сада
Здравствуйте дорогие коллеги! Сегодня мы с вами погрузимся в мир волшебства, красоты и искусства, куда дети, которые приходят к нам в сад оказываются ежедневно. Мы для них творим эту сказку, чтобы дети были более чувственные и эмоционально развитые. Которые, очень нужны нашему обществу.
Сегодня мы с вами будем расписывать туесок по мотивам Урало-Сибирской росписи. Я думаю вы имеете достаточно хорошее представление об этой росписи.
(Воспитатели перечисляют основные элементы и цвета данной росписи, вспоминают технику изображения этой росписи)
Я вам приготовила вот такие эскизы для нашей работы, пластилин, салфетки, стеки и досочки для лепки. Обратите внимание на экран, здесь изображены образцы, того что у нас с вами должно получиться в итоге.
(Воспитатель раздает весь нужный материал педагогам организации)
Я надеюсь технику безопасности по работе с пластилином вы знаете. Или мы с вами можем ее повторить?
(Повторяют технику безопасности по работе с пластилином)
И так приступим к работе. На экране будут появляться слайды поэтапного создания нашего шедевра, которые я для вас подготовила.
(Затем идут слайды с описанием и изображением работы)
Слайд 1 – Подготовка фона для нашей росписи.
Слайд 2-8 – Поэтапное оформление самой росписи.
Слайд 9 – Оформление оживок.
Слайд 10 – Изображение готового изделия.
Уважаемые коллеги, ваши готовые изделия мы оформим в виде выставки для детей нашего детского сада и сделаем небольшой конкурс. Дети будут голосовать за понравившееся изделие и победитель получит небольшой приз за свою работу.
Спасибо вам большое, что согласились поучаствовать в моем Мастер-классе и сделали такие замечательные изделия своими руками!
Приложение 15
Развитие творческого потенциала детей в
изобразительной деятельности
Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого зависит полноценное развитие будущей личности.
Дошкольники особенно восприимчивы к творческому развитию. Поэтому нужно предоставлять детям все возможности для раскрытия их потенциала, создавать среду, которая будет стимулировать творчество.
Нетрадиционное рисование помогает ребёнку почувствовать себя настоящим художником. Оно воспринимается им как увлекательная игра.
Живопись пластилином - сравнительно новый вид творчества, который тоже доступен и понятен детям. Работа в технике пластилиновой живописи развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами. Процесс завораживает, заставляет с головой погрузиться в творчество.
Для творчества мы использовали ватные диски. Этот материал доступен. Легко разрезается, сворачивается, изгибается, клеится. Раскрашивается любыми подручными средствами – красками, фломастерами. В зависимости от фантазии и опыта, работы могут иметь разный дизайн и сложность. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Экспериментирование с разными материалами побуждает исследовательскую деятельность дошкольников, обогащает их жизненный опыт.
Ребёнок должен развиваться гармонично, и творчество – важная часть этого процесса. Творите и дерзайте! Что умеете Вы, то будут уметь и ваши воспитанники.
Консультация «Использование народного орнамента в образовательной деятельности «Художественное творчество»
Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. В силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Активное использование народного искусства для развития детского творчества играет особую роль в эстетическом воспитании детей. В процессе знакомства с народным орнаментом дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров. Важное воспитательное значение народного искусства имеют изделия народных мастеров. Они близки и понятны детям. Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, приёмов, сюжетов, коллективный характер творчества, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста.
В настоящее время народное искусство широко используется в художественном воспитании детей. Художественно - творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, потому, что мероприятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это значит, что, развивая интерес к изобразительной деятельности по знакомству с народным орнаментом, следует придерживаться личностно - ориентированного подхода к каждому ребёнку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. И помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность.
Из многочисленных образцов народного искусства, при работе с детьми в художественной деятельности, отобрала элементы растительного и геометрического орнамента.
Геометрический орнамент: предусматривает овладение детьми умением изображать и вырезать такие геометрические фигуры, как узкие, так и более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги, включая их в содержание узоров. В старшей группе дети закрепляют полученные знания и умения, создавая более сложные геометрические народные орнаменты и их узорные композиции на силуэтах предметов народного быта. Узоры из геометрических фигур вписываются в силуэты предметов народного быта: платков, фартуков, головных уборов, русской печки и мн. др. При этом показываются пути создания нескольких цветовых сочетаний и построений.
Растительные узоры в орнаменте: служат средством художественного убранства таких предметов как подносы, вазы, обувь, дорожки. В орнаментации с использованием растительных форм большое значение имеет симметричное изображение узора.
Художественная деятельность по мотивам народного орнамента, при воспроизведении детьми дошкольного возраста, положительно воздействует на развитие художественных способностей детей, воспитывает интерес у детей к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в аппликации, по-своему отображать уровень приобретённых знаний, умений, навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии.
Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественной деятельности на материале народного орнамента предполагает поэтапную организацию разных форм деятельности воспитателя и детей:
- изучение теоретических вопросов и ознакомление с народными аппликативными образцами;
- отбор материала по орнаментальному искусству;
- овладение воспитателем практическими умениями в создании работ, подготовка наглядных пособий для образовательной деятельности;
- выбор путей применения полученных знаний, умений и навыков по художественному творчеству в других видах и формах деятельности.
Начинать работу следует с изучения ознакомления с особенностями украшения народных изделий, формой и материалами, из которых они изготовлены. Важно выделить очертания орнаментов, их взаимосвязь с природными условиями и традициями, композиционным строем и колоритом, а также обратить внимание, как народные мастера используют приёмы варьирования элементов украшения. Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра различных сюжетов (слайдов, картинок). В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни русского народа, об особенностях природы, воспевающие мужество, любовь к Родине. Всё это способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемого в традиционном оформлении различных предметов русского быта, одежды, обуви, головных уборов.
При планировании работы с детьми, по ознакомлению с русским народным орнаментом через аппликацию, необходимо учитывать программные требования и уровень подготовленности детей.