"Духовно - нравственное воспитание - стержень в формировании характера ребенка"

О значении духовно  - нравственного воспитания в становлении личности ребенка, о значении системности работы ДОУ в приобщении дошкольников к своим истокам, вовлечение родителей в работу в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши и  Россошанского района Воронежской области.

Доклад на тему: « Духовно-нравственного воспитание -  ядро в становлении личности ребенка дошкольного возраста»

Подготовила:  

   воспитатель  Богунова  Т. Н

        2018г.        

АКТУАЛЬНОСТЬ:                

.                                 

 Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения  России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования. Наше общество в настоящее время переживает духовный кризис: государство лишилось идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Без сомнения, существование любого народа на земле, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовные ценности являются фактором, определяющим будущее любой  цивилизации. И на самом деле, наше будущее зависит от того, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской историей. Так исторически сложилось, что духовно- нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность.

Сегодня перед системой образования  стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях[1].

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

  Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.  Ребенок  прежде всего  должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

В нашем детском саду  одним из направлений работы является духовно нравственное, патриотическое воспитание .

Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

 Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Каким образом, нам, педагогам,  сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их  гордиться своими корнями, своей родословной,  историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!

 Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

         Целью нашей работы является:

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Чтобы достичь поставленной нами цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят  следующие задачи:

  1. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
  2. Повысить профессиональный уровень педагогов.
  3. Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.
  4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.)

    Задачи воспитательной системы:

  1.  Развитие нравственного сознания, чувств, поведения ребенка.
  2.  Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
  3.  Развитие социальных умений и навыков поведения.
  4.  Воспитывать позитивное отношение к миру.

Основная идея

Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

           Подходы воспитательной системы

содержательный компонент - овладение детьми ,доступных возрасту ,объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни   народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,.

-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

  Принципы реализации работы:

-принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

-принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

-принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

-принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;

- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

             Наше ДОУ наряду с  основной общеобразовательной программой     «Детство» , основной общеобразовательной  программой дошкольного образования «От  рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.      Комаровой, М.А. Васильевой,  Москва, 2010 год (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.2009 г.);

  • - «Программа  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией   М.А.Васильевой ,В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой  использует

Дополнительные  программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

  •  -Шевченко Л.Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию
  • Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»- программа по гражданско-патриотическому воспитанию
  • Н.В.Алешина « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.»

Название программы

Цель программы

Возраст детей

Н.Г.Зеленова « Мы живем в России»

Воспитание гуманной, духовно-развитой личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

4-7 лет

Н.В.Алешина

 « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Воспитание любви к Родине через воспитание нравственных качеств: любовь к близким людям, привязанность к родному городу , чувство гордости за свою страну, чувство уважения к людям труда.

3-7 лет

Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Заложить  основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.

5-7 лет

Основные положения по духовно-нравственному  воспитанию детей, содержащиеся в этих программах, успешно интегрируют с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

        Ожидаемые результаты, ребенок выпускник:

  •  должен знать и уважать, с учетом его возрастных особенностей, основные социоформирующие отечественные народные традиции, любить Родину, родную землю, родной дом, любить ближних, уважать старших;
  • дети должны научиться уважать труд других людей, сознательно выполнять свои обязанности;
  • хранить тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствовать ответственность за жизнь своих близких и свое Отечество;

-  рассматривать свое и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения;

  • знать и применять на практике общепринятые нормы и правила поведения;
  • проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству;
  • овладеть соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями;
  • ребенок  должен воспринять красоту родного языка, стремиться избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.

Управление деятельностью ДОУ по данному направлению осуществляется по трем блокам:

       -     Информационно-аналитическому;

  • Практическому
  • контрольно-оценочному,

включающих работу с педагогами, детьми, родителями. Организация методической работы с кадрами  направлена на решение следующих задач:

   1.  Информационно-аналитический блок

Задачи:

  1. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому , духовно-нравственному воспитанию детей.
  2. Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
  3. Анкетирование педагогов.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Анализ состояния  воспитательно-образовательной работы.
  6. Анализ уровня знаний дошкольников.

Изучив работу по данному направлению,  проведя  анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания  духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православные учения, не часто бывают в храме. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные  и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.  Практика работы по духовно – нравственному  воспитанию  показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Наша задача - помочь родителям осознать, что в первую очередь именно родители ответственны за воспитание детей.

 Практический блок.

Задачи:

1.Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического , духовно-нравственного воспитания.

2.Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

Организация работы педагогических кадров.

Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников.

В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах духовно - нравственного , патриотического воспитания

Основные формам  работы с педагогами :

Педагогический совет

«Нравственно-патриотическое воспитание путем использования проектной деятельности в образовательном процессе».

1.Дискуссия: «Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников». Нормативно-правовое обеспечение  воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию.

2. Результаты и перспективы работы по итогам тематической проверки: «Состояние воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому,духовному  воспитанию (в старших и подготовительных группах ДОУ).

3.Презентация проектов «Сохраняя связь времен», « Моя Родина -Россия»

4.Обмен мнениями по итогам  взаимопосещений «Организация развивающей среды в группах по патриотическому воспитанию».

  Семинары, практикумы

1.« Духовно-нравственное воспитание на учебно-методическом комплексе социокультурные истоки»  .

2.« Влияние слова на внутренний мир ребенка»

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ

1.Ознакомление и изучение программы « Истоки»

2.Круглый стол «Методика изучения основ православной культуры  в ДОУ»

3.Обмен мнениями; «Перспективы совершенствования работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

1.Пед.час «Теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Этапы патриотического воспитания».

 2.Лекторий: «Проектный метод работы. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей».

3.Консультация « Планирование работы по патриотическому воспитанию по блокам: « Моя семья», «Любимый город», «Моя Родина-Россия»

   Методическая служба. Формирование банка диагностических методик по нравственно-патриотическому воспитанию детей, духовно-нравственному воспитанию

2. Определение содержания и подготовка  презентации: «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей»

3. Изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников

   Совещание при заведующей  

О содержании и подготовке общего родительского собрания: «Влияние семьи на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников».

2. Организация, создание условий для проведения праздников: «День защитника Отечества», «День победы», «Рождество Христово», « Пасха» , День матери, День пожилого человека,  День рождения А.С. Пушкина.

 

 3. Организация работы по выполнению плана подготовки к празднованию Дня Победы в  ВОВ.

5. Организация выездных экскурсий к вечному огню, пешеходных прогулок в храм.

  Основные формы  работы с детьми.

В деятельности  дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.

   1. Духовно-образовательное.

Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

В старших группах проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например "Из какой я сказки ?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", « Добро и зло» и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук» ,А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д.Ушинского "Умей обождать", А.Барто"  Помощница". Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном  воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия , игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения:«Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Нарисуй,  расскажи о них»;  Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости»: игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).  Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии). «Как поступить…: проблемные ситуации»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; « Расскажи, как ты помогаешь дома…»

 2.Культурно-познавательное.

(Развлечения, праздники,, художественно-продуктивная  деятельность, экскурсии, целевые прогулки).

В течение  года в нашем детском саду проводится множество праздников. А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи,  слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.

Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню» и встречи с участниками праздника «Дня защитника Отечества».

А совместные посещения  Храма, библиотеки, краеведческого музея и музея боевой  Славы помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, благодаря культурно-познавательному направлению создаются условия, при которых ребенок до школы получает знания о Боге, мире,  человеке  при  активном и радостном участии самого ребенка.

   Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность) Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

Включение труда в систему воспитания делает  возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной  сферы ребенка.

На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного  труда красоту сотворенного Богом мира: цветов, деревьев, птиц, животных. Таким образом, формирование христианской картины мира у детей происходит не только в процессе теоретического изучения материала, но главным образом в живой практической деятельности.

Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт  взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка

      Взаимодействия с родителями.

Всю  работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями : сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

посещения педагогом семей своих воспитанников;

дни открытых дверей;

проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;

анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;

индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);

использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

 3. Контрольно-оценочный блок.

Задачи:

  1. Анализ полученных результатов (мониторинг).
  2. Анализ эффективности мероприятий.
  3. Контроль  за проведением мероприятий.
  4. Анализ полученных результатов.
  5. Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.

Контроль процесса воспитания

Контроль в различных его формах и методах обеспечивает слежение за состоянием, развитием педагогического процесса, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности, повысить качество дошкольного образования.

Сбор информации о состоянии  воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Основные способы достижения целей по духовно-нравственному воспитанию

( самоанализ).

Показатели

.дети

- Имеют необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения

-Выражают чувства сопереживания и милосердия.

.

Проявляют интерес, внимание и заботу к ближним и оказывают помощь окружающим

педагоги

активизировалась работа педагогов на педсоветах, консультациях, семинарах и улучшилась содержательная сторона их проведения;

повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми;

- пополнилась предметно-развивающая среда в ДОУ

 - улучшилось качество планирования воспитательно - образовательной работы с детьми;

- систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах;

 пополнилась предметно

родители

- Создание у родителей мотивации к сохранению семейных традиций и зарождение новых;

- Повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания;

-Активное участие в мероприятиях ДОУ.

социум

Создание системы методической работы диагностик, тестов, анкет:

- для педагогов;

- родителей;

Методические рекомендации для работы с родителями;

Создание видеотеки и фонотеки русских народных сказок;

Создание медиотеки православного просвещения;

Методические рекомендации для педагогов, детей;

Повышение статуса ДОУ.

Глубокий и всесторонний анализ позволяет каждому воспитателю со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, стимулирует творческий поиск в воспитательной работе.

 На основании имеющихся данных по результатам работы коллектив на перспективу ставит следующие  задачи:

Задачи:

  1. Модернизация системы кружковой работы, семейной гостиной, наглядно-информационных форм общения, мини-центров краеведения в группах;
  2. Активизация  и совершенствование технологии освоения программы «Истоки» и  «Воспитание на социокультурном опыте», проектно-модульной системы работы;
  3. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса с целью создания оптимальных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка;
  4. Оснащение материально-технической базы ДОУ современными техническими средствами;
  5. Формирование у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине, чувства гражданственности через накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Духовно - нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает -  переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".

  Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»

милосердный, трудолюбивый, добрый, активный ,самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ почитающий его  традиции и культуру.

ВЫВОД:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников-это целостная система ,способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено в соответствии с добром , с ответственностью в сознании. Нужно научить  детей противодействовать современным социальным опасностям, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом  себе, и способных противостоять ему. 


[1] См. Концепция, определение «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России».