Молодой педагог - 2018

Соломина Анна Михайловна

Конкурс "Молодой педагог " - 2018

  • представление руководителя образовательного учреждения;
  • эссе "Я - современный учитель";
  • тема и план работы по самообразованию учителя музыки Соломиной А.М.:
  • урок музыки в рамках ФГОС;
  • конспект урока по музыке 1 класс "музыка утра" с презентацией;
  • сценарий внеклассного мероприятия "Путешевствие в страну музыки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соломина Анна Михайловна

        Соломина Анна Михайловна молодой специалист. Стаж работы в системе образования составляет 3 года, стаж работы в МАОУ СОШ № 143 – 2 года.

Целью своей педагогической деятельности Анна Михайловна считает формирование коммуникативных умений и творческих  способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО. На своих уроках она активно использует современные технологии (проектные, информационно-коммуникационные, интерактивные), что позволяет добиться положительной динамики результатов освоения образовательных программ.

Молодой педагог создает условия для развития способностей детей к интеллектуальной и творческой деятельности, успешно формирует их учебно-познавательную мотивацию. Обучающиеся Анны Михайловны регулярно принимают участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

В 2018г. ее воспитанники приняли участие в районном вокальном конкурсе «До-ми-солька», с песней «Маленькие звезды»; в 9 Областном фестивале творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта - 2018» в номинации «Оригинальный жанр»; заняли 5 место в групповой интерактивной игре «Музыкальный эрудит».

Особое внимание Анна Михайловна уделяет созданию благоприятного психологического климата, основанного на взаимном уважении ученика и учителя, на совместном стремлении к достижению наилучших результатов. В основе системно-деятельностного подхода к обучению лежит принципиально новое распределение ролей: ученик – активный субъект познавательной деятельности, а учитель – организатор этой деятельности, и его позиция постепенно эволюционирует от позиции ментора к позиции тьютора.

Соломина А.М.  опирается на современные образовательные технологии, активно привлекает детей к участию в конкурсных мероприятиях и сама участвует в творческих и профессиональных конкурсах: в 2016г. приняла участие  в районном этапе городского конкурса «Большая перемена».

Опытом практических результатов своей профессиональной деятельности Анна Михайловна делилась на городском семинаре - практикуме «Электронный учебник – новая образовательная реальность» и районном семинаре «Методы и приемы развития УУД обучающихся основного общего образования (вопросы преемственности: урок, практикум, внеурочное занятие)» для молодых специалистов.

В 2016 – 2017 учебном году Соломина А.М. прошла стажировку в качестве молодого специалиста в рамках реализации Муниципальной модели работы с молодыми педагогами города Екатеринбурга.

Родительская общественность ценит в молодом педагоге чуткость, отзывчивость, энергичность, справедливость, те человеческие качества, которые позволяют доверять ее мнению в решении проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей.



Предварительный просмотр:

Соломина Анна Михайловна

учитель музыки

МАОУ СОШ №143

Эссе на тему «Я – современный учитель»

Кто такой современный человек? Наверно, каждый бы ответил, что это человек, который готов постоянно самосовершенствоваться, саморазвиваться, умеющий мыслить нестандартно, быть самокритичным, целеустремленным и всегда шагать в ногу со временем. Для меня современный человек – это образ жизни, состояние души, состав правильных мыслей. Тот – кто готов открывать что-то новое, стараться опередить время. Я – современный человек! Я – современный учитель! Учитель – музыки!

К своей профессии я шла долго и упорно. Ещё с детского сада я начала заниматься музыкой, поступила в музыкальную школу на класс хореографии. Однажды в коридоре, после урока классического танца, я услышала необычную мелодию. Зайдя в зал, я увидела, как дети играют на необычных балалайках. Меня это заворожило и мне захотелось играть так же, как и они. Так как специализация у меня была «Классические танцы», музыкальный инструмент шел как дополнительное занятие. После окончания класса хореографии, я поняла, что мне более интересно заниматься не танцами, а музыкой.  Поэтому танцы и хореография отошли на второй план, а инструментом я просто «заболела»: стала усиленно заниматься, по 3 и более часов в день и уже через год я выступала на отчетном концерте музыкальной школы.

Главным моим ориентиром в профессии, был мой преподаватель по домре, Иванова Людмила Георгиевна.  Встреча с ней раскрыла мою любовь к музыке. Когда мои сверстники ломали голову над сочинениями  по теме «Кем я хочу быть?», я уже знала ответ на этот вопрос. Вспоминая свои уроки с моим преподавателем, я так же, как она, хочу донести всем своим ученикам любовь к музыке и стремление развиваться в духовном плане.

По совету своего учителя я без труда поступила в колледж «Искусств и культуры». В музыкальном колледже всех выпускников готовят стать артистами, но и там мои цели не изменились. Я знала, что стану учителем. После окончания колледжа я сразу пошла работать в общеобразовательную школу.

Что такое музыка в школе? Предмет второстепенной важности, час в неделю для отработки номеров к планируемым концертам с точки зрения большинства?

Или...

Для меня, это время перемещения в параллельный гармоничный мир, где сплетается поэзия, история, литература, живопись, поднимающие подростка над обыденностью и позволяющие взглянуть на все с высоты, время, когда можно помочь ребенку лучше понять самого себя, примириться с окружающей действительностью и почувствовать счастье в моменте. Мой предмет – музыка – это один из  красивейших  видов искусств. Я считаю, что каждая человеческая душа – это тонкая сруна и музыка помогает дотронуться и раскрыться этой душе. Для меня очень важно коснуться всех струн души ребенка.

Быть современным учителем для меня – это каждый урок находиться в поиске методов воздействия на ребенка через искусство. Так же как и дети: ищу, пробую, импровизирую, даже бывает и экспериментирую. Каждый класс как отдельное государство, где живут маленькие индивидуальности, которых нужно показать. Это независимые коллективы, с которыми необходимо использовать разные подходы, методы и приёмы для достижения результата.

Готовя материал для каждого урока, убеждаюсь, что моя главная миссия как учителя музыки – это сформировать уважения к культуре, традициям своего народа. Посвящая себя музыкальному воспитанию и обучению детей, я не перестаю узнавать что-то новое. Отбираю лучшее и интересное, чтобы затем поделиться этими знаниями с детьми. Вдохновляясь на своих уроках их импровизацией, я готова бесстрашно рисковать в профессиональном плане, постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Я считаю свою профессию одной из самых важных, так как принимаю участие в формировании полноценной, духовной, разносторонней личности Человека. В наше время очень быстро развиваются технологии и мне надо быть в курсе всего нового, идти в ногу со временем, чтобы быть современным учителем и интересной детям.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования учителя музыки МАОУ СОШ №143

Соломиной Анны Михайловны

Тема самообразования: «Творческая деятельность на уроках музыки как средство развития духовно-нравственной сферы учащихся с помощью внедрения новых образовательных стандартов». 

Актуальность: Образ учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.

Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, - это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе стараюсь систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма 

Цель: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании на основе новых информационных технологий как одного из главных условий эффективности и качества его деятельности.

Задачи:

- изучение нормативных документов и рекомендаций по организации учебного процесса в соответствии с ФГОС ООО;

- анализ изменений в содержании образования, системе планируемых результатов, подходах к оцениванию достижений обучающихся;

- изучение современных педагогических технологий;

- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

- применение современных педагогических технологий при разработке уроков;

- практическое применение изученных материалов.

Методы процесса самообразования:

  1. Изучение ФГОС начального и общего образования.
  2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
  3. Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
  4. Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план.
  2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей музыки, а также через участие в жизни школы.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета.
  2. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  1. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок.
  2. Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  3. Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.  

Этап

Содержание работы

Срок выполнения

1 этап

Изучение методической и психолого-педагогической литературы

- Изучение и анализ нормативных документов и литературы по проблеме исследования;

- прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах по вопросу введения ФГОС ООО;

- посещение уроков учителей начальных классов, изучение опыта, анализа затруднений и рекомендаций по их ликвидации.

- Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе.

2017-2019гг.

2 этап

Работа по освоению современных педагогических систем обучения

- Изучение современных педагогических технологий;

- разработка конспектов уроков с использованием системно-деятельностного подхода, технологии развития критического мышления, технологии формирования УУД, исследовательского подхода в обучении, проектной деятельности;

- самооценка и внешняя оценка эффективности уроков;

- анализ затруднений и рекомендаций по их ликвидации;

- изменение системы оценивания планируемых результатов;

- обмен опытом в рамках методического объединения школы;

- участие в сетевых сообществах по вопросу введения ФГОС ООО.

- работа над развитием музыкальной речи обучающихся, правильным употреблением и произношением средств музыкальной выразительности

2017-2018гг.

3 этап

Разработка и реализация программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

- Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет-технологий и мультимедийных ресурсов на CD;

- отбор и разработка контрольно-измерительных материалов;

- отбор и разработки приемов и способов достижения метапредметных результатов;

- Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, творческих концертах, олимпиадах;

- выступление на заседаниях методического объединения учителей музыки;

- участие в сетевых сообществах по вопросу новых подходов в преподавании истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО.

2018-2019гг.



Предварительный просмотр:

Соломина Анна Михайловна

Учитель музыки

МАОУ СОШ № 143

Урок музыки в рамках ФГОС

 «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним открывается

чудесный мир в живых красках и трепетных звуках,

в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте.

Через сказку, игру, через неповторимое детское

творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

В.А.Сухомлинский.

Эти слова В.А.Сухомлинского наиболее точно отражают направление деятельности учителя в развитии творческих способностей учеников, их индивидуальности.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

ФГОС ориентирует учителя на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования, создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, обеспечивает рост творческого потенциала в решении практических задач. Хорошему учителю не надо перестраиваться, ему нужно просто работать, потому, что он знает, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (А. Дистервег).

В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки.

Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)

Основные принципы «Стандартов второго поколения»

«Стандарты второго поколения» уходят от парадигмы получения только знаний, все понятия ведут к личному развитию ребенка. Направленность на смысловую педагогику и компетентностный подход. Необходимо, чтобы задача познавательных действий стала основной, тогда у ребенка появляется «точка опоры». Иными словами, результат образования, который раньше достигался «по умолчанию», теперь предполагается отрефлексировать и поставить в «центр тяжести» образовательного процесса.

Компетентность понимается как результат когнитивного учения, компетенция – как общая способность и готовность использовать в реальной деятельности знания, умения, обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения. Компетентность – это «знание в действии».

Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.

Отличительная особенность смысловой педагогики – направленность на формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности. Способами, обеспечивающими формирование адекватных смыслов, являются организация обучения, становление активной жизненной позиции учащихся, развитии потребности в знаниях и познании, приоритете мышления над репродукцией заученного. Процесс обучения трансформируется из пассивного усвоения знаний от педагога в активный процесс саморазвития личности учащегося.

Основной вопрос такого обучения: как обнаружить смысловые интенции (интенция – в пер. с лат. «стремление») учащихся, как активизировать учащихся перейти к самоактулизации обучения? Противоречием в обучении является разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося, обессмысливающий сам процесс обучения. Разрешение данного противоречия предполагает согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом.

Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности.

Основным понятием «Стандартов второго поколения» являются универсальные учебные действия (УУД):

  • Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
  • Возникает необходимость создания метапрограмм – программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретно личностно значимых проблем учеников.

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия:

В широком смысле этот термин обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

  • Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
  • Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия.

Личностные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия: 1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные действия – обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия включают в себя:

- общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование).

- логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).

- постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социльное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое произведение может трактоваться с позиции своего восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен соответствовать законам музыкальной выразительности и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли уважительно относится к точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко, по сути обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.

Моделирование, как универсальное учебное действие (знаково-символические действия).

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические).

Соответственно важно, чтобы учащиеся умели строить, использовать, декодировать (считывать информацию) схемы, модели.

Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания, выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.

Если использовать форму моделирования и выразить «Стандарты второго поколения» в знаково-символической форме, то можно их представить в виде скрипичного ключа, где цель воспитания творческой личности проходят определенные стадии учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а базируется процесс обучения на основных видах универсальных учебных действий.

С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие. Хочется привести цитату, которая становится абсолютно понятной, если ее рассматривать с точки зрения моделирования. «Настоящая наука, как и настоящая музыка, требует единого мыслительного процесса» Альберт Энштейн.Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ.

Некоторые особенности технологии урока в рамках «Стандартов второго поколения».

Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.

Понятие развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. К сожалению, часто ограничиваются только настроением от прослушанной музыки. И такая ситуация приводит к поверхностному восприятию музыки, что недопустимо.

Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Известно, что в общеобразовательной школе готовится подготовленный слушатель, а не исполнитель, поэтому важно сформировать у учеников навыки активного слушания. В основе слушания музыки заложен интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа, в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение.

Процесс слушания организовывается учителем. Для понимания музыки необходимо дослушать музыкальное произведение до конца. Это не только основа культуры и грамотности слушателя, но и грамотное вдумчивое отношение к музыкальному произведению, т.к. музыкальный образ находится в движении, развиваясь, он меняется и, собственно, именно в этом развитии образа есть особенность выражения временного языка музыки. Умением сосредотачивать внимание во время слушания музыки на собственном внутреннем мире обладают далеко не все. Поэтому восприятию музыки способствует прием – «дирижирование». Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку, а так же этот прием позволяет проникнуть в динамические нюансы произведения.

Актуальные приемы организации учебной деятельности : синквейн, музыкально-пластические движения, «перевод» (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой), театрализация, портфолио ученика, моделирование, проектная деятельность (область, вызывающая особый интерес учащихся, подвергается углубленным исследованиям), участие в праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.



Предварительный просмотр:

Слайд 2

Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока. -Кого называют художником? -Кого называют поэтом? -Кого называют композитором? -Что им нужно, чтобы нарисовать картину природы?

Слайд 3

-Давайте вспомним стихотворение, с которым познакомились на прошлом уроке. Вот и солнце встает, Из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, На макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. И.Никитин -О чем это стихотворение? Какое время суток изобразил поэт своими стихами?

Слайд 4

-Утром вы просыпаетесь и что вы слышите? Какие звуки? Все звуки, которые вы слышите – это музыка утра. Вы обращали внимание на эти звуки? Давайте поиграем в игру «Музыка утра».

Слайд 5

Утром встает солнце. Оно своими теплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило. Вы в класс зашли под музыку. Это песня Дмитрия Борисовича Кабалевского «Доброе утро». Послушаем отрывок из этой песни.

Слайд 6

Какое утро вы услышали в этой песне? (жизнерадостное, восторженное, светлое) Скажите слова «Доброе утро» с разной интонацией. (с нежностью, сердито, радостно, вопросительно)

Слайд 7

Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?

Слайд 8

Послушайте, как музыкальными красками наступление дня нарисовали П.И.Чайковский и норвежский композитор Эдвард Григ. Определите, какое произведение – 1 или 2 – исполняет фортепиано, оркестр?

Слайд 9

Ритмическая минутка Давайте вспомним ноты, сколько их и как они называются. На ноте МИ мы поем: «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко»

Слайд 11

– о чем мы с вами говорили на уроке? С чем познакомились? - понравилось ли вам играть? – чему вы научились на уроке? - главное: все ребята молодцы, хорошо работали.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка утра

Слайд 2

Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока . - Кого называют художником? - Кого называют поэтом? - Кого называют композитором? - Что им нужно, чтобы нарисовать картину природы?

Слайд 3

- Давайте познакомимся со стихотворением. Вот и солнце встает, Из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, На макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. И.Никитин -О чем это стихотворение? Какое время суток изобразил поэт своими стихами?

Слайд 4

-Утром вы просыпаетесь и что вы слышите? Какие звуки? Все звуки, которые вы слышите – это музыка утра. Вы обращали внимание на эти звуки? Покажите как вы просыпаетесь утром.

Слайд 5

Утром встает солнце. Оно своими теплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило. Послушаем песня Дмитрия Борисовича Кабалевского «Доброе утро».

Слайд 6

Какое утро вы услышали в этой песне? (жизнерадостное, восторженное, светлое) Скажите слова «Доброе утро» с разной интонацией. (с нежностью, сердито, радостно, вопросительно)

Слайд 7

Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?

Слайд 8

Послушайте, как музыкальными красками наступление дня нарисовали П.И.Чайковский и норвежский композитор Эдвард Григ. Определите, какое произведение – 1 или 2 – исполняет фортепиано, оркестр? 1 2 фортепиано оркестр

Слайд 9

Ритмическая минутка На ноте МИ мы поем: «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко»

Слайд 10

Давайте вспомним ноты, сколько их и как они называются.

Слайд 11

– о чем мы с вами говорили на уроке?С чем познакомились? - понравилось ли вам играть? – чему вы научились на уроке? - главное: все ребята молодцы, хорошо работали. и т о г



Предварительный просмотр:

Соломина Анна Михайловна

Учитель музыки

МАОУ СОШ №143

Сценарий внеклассного мероприятия

«Путешествие в страну музыки»

Цель: - развивать интерес к музыке,

- воспитывать коллективизм,

- обобщить знания, умения и навыки по музыке.

Оборудование: «карта путешествия», картинки: самолета, поезда, верблюда, парохода; эмблемы с изображением скрипичного ключа; маски мишки, обезьяны, осла, козла, соловья; изображения двух скрипок, виолончели; музыкальные шумовые инструменты; цифры: 1,2,3,4; на доске написаны ребусы с нотами: до-рога, до-ми-но, по-ми-до-р, по – до- рожник, антре – соль, ми-ска; грамзапись со звучанием колокола, скрипки, фортепиано, балалайки.

Ход мероприятия

Ведущий: - Любите ли вы, ребята, путешествовать?... Сейчас мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну музыки! А на чем же мы поедем? Назовите, пожалуйста, на каком виде транспорта вы любите ездить?

Дети называют виды транспорта.

В.- А давайте мы отправимся на поезде?! И при этом будем напевать:

«Мы едем, едем, едем в далёкие края

Хорошие соседи, счастливые друзья!»

Приехали мы в страну, название отгадает только тот, кто знает ноты.

Дети называют ноты: до, ми, соль.

В: - Конечно же, это страна «До ми соль ка». А в этой стране поют. И сейчас мы поиграем в игру «Песня».

Игра: «Песня» ( дети поют общую песню. По сигналу / хлопок/ поют молча, затем по следующему сигналу / хлопок/ поют, продолжая вслух песню. И так до конца. Кто ошибётся, выходит из игры, не поёт.)

- Молодцы, ребята! А ещё в этой стране отгадывают ребусы с нотами.

Отгадывают ребусы (на доске написаны ребусы).

- Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас мы поплывём с вами и, будем напевать:

«Плывём, плывём, плывём мы…»

А плывём мы с вами по морю звуков! («карта путешествия»). И чтобы было веселей, поиграем!

1. -Первое задание: «Отгадай, какой инструмент?» / Звучат фрагменты инструментальных произведений со звучанием:

а) гитары («Тонкая рябина» рус, нар песня);

б) баян («Вниз по матушке по Волге» рус. нар. песня);

в) фортепиано («Рондо в турецком стиле» В.Моцарта);

г) колокола («Ростовские звоны»)

д) скрипка («Волшебный смычок»)

е) трубы («Военные сигналы»)

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете звучание инструментов!

2. –А для проведения следующего задания нам надо разделиться на группы по семь человек. У первой группы № 1, у второй № 2, у третьей № 3, у четвертой № 4.

И так, мы с вами будем исполнители, сами – оркестр, №1- поет «Во поле береза стояла» №2 играет на шумовых инструментах, №3- на ударных, №4- хлопают (во время исполнения ведущий показывает номер и исполняет та группа, чей номер указан).

Молодцы!

3.- А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Отгадай, чей голосок?» /Дети играют/.

- Плавание наше закончено, а впереди у нас на пути высокие горы, которые мы преодолеем самолетом. Запеваем!

« Летим, летим, летим мы…».

- Ну, а чтобы в полете нам не было скучно, посмотрите небольшое представление:

инсценирование басни Крылова «Квартет» в исполнении учащихся 5 кл.

4.- Вот мы перелетели высокие горы, и у нас на пути появилась пустыня. А поможет преодолеть нам этот нелегкий путь - верблюд. Запеваем:

«Мы едем, едем, едем…»

- Ох, как жарко! Как палит солнце! Как хочется пить! И как раз у нас на пути три колодца. Сейчас попробуем напиться из первого колодца! А это оказывается колодец загадок!

1.Назвать больше русских народных песен. /Ребята называют народные песни/

Вот перед вами второй колодец!

2. Отгадывание загадок./ Отгадывают загадки о музыкальных инструментах/

Вот перед вами и третий колодец!

3.Назвать известные музыкальные произведения и их композиторов.

Ну вот, все задания мы с вами выполнили, пора возвращаться домой, в школу. Запеваем!:

«Мы едем, едем едем…»

Понравилось вам путешествовать по стране музыки? Ну а в память этого путешествия получите эмблемы! Ребята получают на память эмблемы с изображением нотного стана