Отчет по плану самообразования: на тему: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников»
Отчёт по планусамообразования: на тему " Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_planu_samoobrazovaniya.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по плану самообразования: на тему: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников»
В настоящее время всё более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.
Я определила цели своей работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание эффективных, оптимальных условий для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
- повысить умственную работоспособность детей, синхронизация работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
- развивать графомоторные навыки, плавность, точность, скоординированность движений рук, подготовка к овладению графикой письма;
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, пространственное представление, развитие произвольной сферы.
- совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.
- консультировать родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников.
- Создать картотеку игр, как средство развития графомоторных навыков;
Для реализации поставленных задач (с сентября по ноябрь), основываясь на анализе методической литературы по формированию графомоторного навыка у дошкольников я выделила основные направления и приемы своей работы, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент, зрительную память. Развитие мелкой моторики осуществлялось с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом(по темам недели). Для формирования и развития серийной организации движений использовались такие упражнения: сжать и разжать кулаки; чередовать: палец – кулак; чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др. Развитие и формирование зрительной памяти осуществлялось с помощью таких упражнений: посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил; посмотри на картинку, запомни предметы и т.п. Непосредственно графические навыки осваивались в три этапа: на первом – дети учились рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховывали их вертикальными и горизонтальными линиями; на втором –учились письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями; на третьем –учились рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.
Работа велась по трем направлениям
- работа с детьми
-обогащение предметно-развивающей среды (картотека игр- лабиринтов, ,дорисовок, штриховок).
- работа с родителями (консультации, беседы).
Работу проводила поэтапно:
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования (сентябрь):
- Изучила методическую литературу по теме: Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М.: Школьная пресса, 2017. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М.: Быстров, 2006 Н., Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. – М.: Академия Развития, ВКТ, 2007 ; интернет-ресурсы .
- Познакомилась с педагогическим опытом других педагогов.
- Разработала перспективный план работы на сентябрь– май по самообразованию
- Составила: картотеку игр по формированию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста.
- В своей работе с детьми использовала комплексы занятий и игр по теме.
- Подготовила и провела работу с родителями по теме:
- Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (ноябрь)
В своей работе я использовала следующие принципы:
- Принцип наглядности.
- Принцип повторности.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип «от простого - к сложному».
- Принцип комплексного подхода.
Для работы с детьми я использовала практические, игровые, наглядные и словесные методы: работа тетрадях в клетку, «Дорисуй фигуру», работа с трафаретами по всем лексическим темам, «Графический диктант», игры – лабиринты, «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам), «Нарисуй такую же фигуру» и т. д., игры с конструктором ЛЕГО, с крупами, песком.Функциональные упражнения для развития концентрации внимания и двигательного контроля(А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»): «Руки – ноги» - и.п. стоя; прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:
1.Ноги вместе - руки врозь.
Ноги врозь - руки вместе.
Ноги вместе – руки вместе.
Ноги врозь – руки врозь.
2.Ноги вправо – руки влево.
Ноги влево – руки вправо.
Ноги вправо – руки вправо.
Ноги влево - руки влево.
3.Левая рука вперед, правая рука назад + правая рука вперед, левая рука назад.
Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.
Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.
Левая рука назад, правая рука назад + правая рука вперед, левая нога вперед Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия: «Кулак-ребро-ладонь» - Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет сначала вместе с педагогом, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе (можно помогать себе командами вслух или про себя: «кулак – ребро - ладонь») (А.Л. Сиротюк «Коррекция обучения иразвития школьников», «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»).
Моя работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями