Отчёты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей №1 «Алёнушка»
Анализ
адаптации детей раннего возраста
2013-2014 учебный год
Воспитатель: Блескова
Елена Анатольевна
г. Туринск
2013г.
Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребенка расширяется сфера его деятельности. Детский сад является необходимой и важной ступенью, ведущей ребенка в сложный меняющийся, противоречивый социальный мир. Чтобы вхождение в детский сад было успешным необходимо учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка.
Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и помимо иммунной и физической перестройки организма, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, общения с окружающими, наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.
С момента поступления ребёнка в детский сад начинается более самостоятельная жизнь малыша. Ребенок попадает не просто в новые условия, а в новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус.
Для лучшего вхождения малыша в детский сад специально разработан гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учётом индивидуальных особенностей детей. Осуществлялось постепенное заполнение группы воспитанниками (прием 2 малышей в неделю).
В сентябре 2013 года было принято - 12 детей, октябрь - 2 детей, ноябрь - 2 детей. На 01.11.2013 года в группу раннего возраста зачислено 16 детей.
В начальный период адаптации было организовано пребывание ребенка на 4 часа, за исключением (Маши Х., Антон К., Серёжа С. мамы очень переживали, а Маша К., Арина К. двойняшки).
Имеющихся у малыша привычки мы сохраняли в первые 2 – 3 недели.
Проводился ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц с этой целью на каждого ребенка заполняется «Адаптационный лист», до тех пор, пока ребёнок не зайдёт спокойно в группу.
Для успешной адаптации детей проводился ряд мероприятий.
1. Организовывали условия для лёгкой адаптации.
Создали атмосферу домашнего уюта, ласковый разговор с малышом, улыбка взрослого, физический контакт – всё это способствует положительному результату. Были сделаны игровые центры «Ряженье», «Книга», «Сенсорное развитие» и т. д. С помощью родителей обогатили развивающею среду в группе (дидактические игры, игрушки забавы, иллюстрации, развивающие книги и др.). В некоторых режимных моментах использовали музыкальное сопровождение.
2. Проводились различные формы и способы работы с детьми
* Игры путешествия: «В гости к Мойдадыру», «Комната снов», «Кто в домике живёт».
* Игры забавы: «Мыльные пузыри», «Идёт коза рогатая», «Солнечный зайчик», «Ладушки», «Гномики».
* Релаксация: «Голоса природы», «Ласковая минутка» слушание музыки.
* Дидактические игры: «Радуга красок», «Чудесный мешочек», «Найди свою картинку» и т.д.
* Подвижные игры: «Самолёты», « Кошки, мышки», «Огуречик», «Солнышко и дождик», « У медведя во бару» и др.
* Хороводные игры: « Пузырь», «Карусель», «Колпачок», «Каравай» и др.
* Читали художественную литературу, сказок, потешек.
* Проводили «Пальчиковую гимнастику».
* Рассматривали картинки, иллюстрации, книжки-малышки и т. п.
* Создавали игровые ситуации в игровых центрах.
3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Сотрудничество педагогов и родителей тоже повлияло на положительный результат. Для родителей проводились (и проводятся по мере необходимости) консультации как помочь ребёнку быстрее адаптироваться в ДОУ, а именно:
*Адаптация в ДОУ
*Живём по расписанию
*Если ребёнок капризничает
*Развитие детей 2-3 лет
*Недопустимые действия родителей в отношении ребёнка
Индивидуальные беседы с родителями детей:
«Вредные привычки» - Маша Х., Даша Н., Рита Ч.
«Тревожные дети» - Настя Р.
«Давайте жить дружно»- Арсений, Рита Ч.
«Непоседы» - Паша Л.
«Питание» - Варя Х.
Исходя из проделанной работы и анализа адаптационных листов следующие результаты. Дети от еды не отказываются, но аппетит избирательный (Варя от еды отказывается в связи с индивидуальными особенностями). Сон - длительный соответствует возрасту, за исключением Насти Р. (во время укладывания девочки мама ложилась рядом). Эмоциональное состояние устойчивое, кроме Маши Х. (эмоциональная зависимость от мамы, узкий круг общения со сверстниками взрослыми). Активность в игре хорошая, дети умеют найти себе занятие и с удовольствием участвуют в игре, предложенной педагогом, но из-за особенности характера приходится чаще привлекать Соню М., Егора Т. Дети активны в речевом общении в соответствии с возрастом, за исключением 7 детей (Паша Л., Арсений., Рита Ч., Соня., Рита К) (Арина К. и Маша К. -
Таким образом, проделанная работа способствовала более лёгкому привыканию малыша к ДОУ и прошла благоприятно.
Степень адаптации следующая: - лёгкая 50% - 8 детей
- средняя 50% - 8 детей
- тяжёлая 0 детей
Каждый малыш нуждается в заботе и внимании. Если ребёнок чувствует любовь педагога, он становится более общительным и доверчивым.