Нейропсихология и логопедия
Нейропсихологический метод изучения и развития речи является единственным на сегодняшний день эффективным способом развития и изучения речи.Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нейропсихология и логопедия
Развиваясь тысячелетиями, человеческая речь стала основной формой общения, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Мало кто знает, что для возникновения речи необходима зрелость и слаженная работа базового уровня, складывающегося из движений, восприятий, памяти, преодоления многих неблагоприятных явлений, таких как: гипертонус и гипотонус, телесных установок, вредных привычек (сосание пальца, кулака, обгрызание ногтей), синкинезий (сочетанных движений, когда движению руки помогает движение языка, глотанию помогает движение ноги и т.д.).
Наличие этих расстройств движений мешает развитию и становлению речи, влияя на развитие мышления, интеллекта, эмоциональной сферы и интеллекта в целом. Проявляются проблемы в коммуникации, в построении отношений с близкими, друзьями, а во взрослом возрасте и с коллегами в профессиональной среде.
Воспринимать информацию на слух не является простым и автоматизированным процессом. Для того, чтобы слышать, понимать и запоминать, надо уметь хорошо говорить!
Как формируется речь
В формировании речи важное значение имеет левшество и правшество. У правшей и левшей по-разному развивается и речь. Если у взрослого грамотного человека (правши) корковые поля средних отделов левого полушария играют ведущую роль в мозговом обеспечении речевых процессов, то у детей, (левшей и правшей) еще не владеющих грамотой (до 5-6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами и левого, и правого полушарий. У взрослых левшей активное участие в речи и восприятии мира проходит при заинтересованности правого полушария.
Таким образом, мозговая организация высших психических функций меняется в процессе жизни и развития человека, а также отличается у левшей и правшей. Ребенок дошкольного возраста заполняет целые часы речью для себя. У него возникают новые связи, новые отношения между функциями, такие, которые в первоначальных связях его функций не были даны.
Особое, центральное значение это имеет для овладения собственным поведением, как саморегуляция и самоконтроль, проблемы с этими функциями (расторможенность, гиперактивность или наоборот вялость) напрямую мешают развитию речи.
Помощь нейропсихолога в развитии речи
Нейропсихологический метод изучения и развития речи является единственным на сегодняшний день эффективным способом развития и изучения речи, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как единства. В результате нейропсихологического обcледования речи выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений, которые можно «натренировать», т.е. «натаскать» ребенка по определенной программе. Ведь педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность мозговых структур могут проявляться одинаково — «двойка» в школе. А оценка речи взрослых зачастую заканчивается описанием общей культуры, образования, черт личности, характера, часто упускается и не анализируется функциональная сторона работы мозга и связи его с высшими психическими функциями.
Особое внимание нейропсихолога привлекает то, что включение ребенка или взрослого в активную, развернутую речевую деятельность затруднено: все базисные характеристики речи (сенсорная, моторная, номинация, повторение, понимание) слабые, при этом, первично сильными могут быть память, узнавание предметов, хорошее образное мышление. Или наоборот, речь может быть достаточно развитой, но человек постоянно запинается, останавливается, припоминая то или иное слово, в таком случае могут быть проблемы с памятью, с плохо развитой сферой образного мышления.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Мозжечковая стимуляция – этот один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения с нейропсихическим воздействием развивающие межполушарные связи:
упражнения на балансировочной доске с дополнительными предметами, ходули. Происходит мозжечковая стимуляция, удержание равновесия, что в сочетании с другими задачами дает хороший эффект, а главное бурю эмоций. Использую для отработки дикции, слоговой структуры слов, координации, тренировки вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве.
Фитбол вместо стула на коррекционных логопедических занятиях
Корректирует осанку
Способствует развитию правильного дыхания
Развивает равновесие и межполушарные связи
Игра «Попробуй, повтори» Участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Двуручное рисование.
Упражнение " Двойной рисунок "- направлен для осознавания движения и ориентации тела в пространстве, активизирует мозг для координации "руки - глаза", в разных зрительных полях.
Это одновременное рисование обеими руками сразу. Это упражнение также развивает межполушарное взаимодействие.
Игры с тарелками ловушками.
Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разноплановая работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.
Нейротетради для автоматизации и дифференциации звуков.Игровые упражнения для автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, фразе и чистоговорках с использованием нейроприемов (речь сопровождается действием рук). Упражнения способствуют развитию межполушарных связей у детей. Процессы автоматизации дифференциации звуков проходят на занятиях в интересной для детей форме.
Автоматизируем звуки изолировано, выкладываем букву по контуру, проходя по звуковым дорожкам, автоматизируем звуки в слогах с одновременным показам поз руками. Согласовываем числительные с существительными, автоматизируем в словах и чистоговорках. Все речевые задания проводятся с выполнением заданной позы руками.
Профилактика дисграфии (нарушение письменной речи) и дислексии (нарушение чтения) при подготовке детей к школе. Использую «Корректурные пробы» позволяет оценить переключаемость, распределение, устойчивость и концентрацию внимания.
Задания выполняются, как одной рукой, так и сразу двумя.
Например: правой рукой обвести всех котов, левой рукой зачеркнуть всех гусей.
Пособия Соболевой А.Е. «Когнетивное развитие Профилактика дислексии и дисграфии». Способствуют формированию у ребенка необходимых для будущего обучения высших психических функций – мышления и речи, внимания и памяти, пространственных представлений и мелкой моторики, а также станет современной профилактикой дисграфии и дислексии у дошкольников.
Использование нейропсихологического подхода позволило добиться положительных результатов:
- Улучшились память, внимание, речь, совершенствуются пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость.
– Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.
– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.
– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.
Таким образом, все речевые проблемы детей, с точки зрения нейропсихологии, тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, а использование нейропсихологических методов и приемов логопедами дают возможность более качественно вести коррекционно - логопедическую работу.