Мои разработки. Сценарии. Презентации.
Представлены разработки сценариев для внеклассной работы и конспекты уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий выступления
«Приглашение в литературный зал школьного музея «Наш край литературный»
1.
С чего начинается Родина?
С родного порога, березки около дома!
С родного русского слова!
А еще - со школьной парты
или со школьного музея!
2.
Музей, музей - творенье наше!
Потомкам он необходим…
Без знанья прошлого, поверьте,
Прогресса мы не создадим!
3.
Прислушайтесь к молчанию музея:
О многом нам расскажет тишина.
Пусть фотографии от времени желтеют.
Но в памяти- дела и имена!
4. Сегодня мы знакомим вас с экспозицией в нашем школьном музее «Наш край литературный». Это наш малый зал, в котором представлен материал о некоторых литературных страницах истории Урала и нашей малой родины – Еткульского района.
5. Урал литературный…
Это и 19 век. Следы великих на нашей земле. Пушкин, Жуковский, баснописец Крылов, Владимир Даль…
6. Это и 20 век. Магнитострой. Он вырастил целую плеяду поэтов.
О них писали Людмила Татьяничева и Нина Кондратковская:
«Там чуть не каждый мой сосед был
был журналист или поэт»
7. Рождались, росли и мужали поэты
с рабочей Магниткой в руках и душе…
Люгарин, бетонщик на вид простоватый,
Ручьев, синеглазый, с душой огневой.
Василий Макаров, вожак литбригады,-
настроили голос на марш боевой.
8. Поэты и писатели незримой нитью связывают поколения.
Они, как писал Михаил Львов, «поэзию с жизнью сливали в одно, стихи с биографией вместе». «Без слова поэта – истории нет.
Без слова поэта – грядущего нет». Без них не полна современность.
9. Глядят со стендов музея знакомые лица. О чем хотят сказать их глаза?
Поэты обо всем говорят в своих книгах. И прежде всего они учат любить родной русский язык, любить свою Родину, свой родной край.
10.
Взглянул, будто вынул занозу.
Серебряной рощи кольцо,
Где каждую с детства березу
Я знаю не только в лицо.
Колодец у бани; как буки,
Два пугала по-над межой…
Здесь родина с маленькой буквы,
Здесь Родина с буквы большой.
(Н. Година)
Предварительный просмотр:
Выступление «5 литературных произведений, которые потрясли мое воображение»
Музыка к фильму «Мастер и Маргарита». Фрагмент из фильма «Рукописи не горят».
Ксюша выходит с книгой
- Да! Рукописи не горят! Эта фраза из книги, которую я прочитала недавно и которая потрясла мое воображение. Великий роман о сверхестественном и земном, о добре и зле. Это книга, которую хочется перечитывать снова и снова.
Эта книга и о великой любви. Ради спасения мастера Маргарита была готова на все, даже на сговор с силами тьмы. Ярким лучом проходит через весь роман искренняя любовь героев. «За мной, читатель!- зовет нас автор Михаил Булгаков. – Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей верной, вечной любви! Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, И только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Появляется Воланд.
- О, это Вы , мессир! Зачем Вы здесь?
- Ты даже не хочешь поздороваться со мной?
- Потому что я не хочу, чтобы здравствовал дух зла и повелитель теней!
- Но тебе придется примириться с этим. Ты произнесла свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Но что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Именно я, Воланд, в романе осуществляю торжество справедливости. Я наказываю за грехи.
- А действительность существует все-таки ради добра, и миром должно править добро. И об этом все книги, которые остались в моей памяти с детства и учили меня добру.
На экране Герда, несет красные башмачки.
Вот, посмотрите - маленькая девочка Герда из детской сказки «Снежная королева»
Воланд: Что это у нее в руках?
Ксюша: Это ее новые башмачки, самое драгоценное, что у нее есть, она подарит их речке, чтобы узнать о названом братце – Кае, которому очень нужна помощь!
Ксюша: Отважная Герда преодолела все препятствия и нашла Кая без участия темных сил, а с помощью добрых друзей!
Появляется изображение алых парусов.
- А вот еще мои любимые герои. Это Ассоль и Грэй из замечательной повести Александра Грина «Алые паруса». Я с ними познакомилась, когда стала постарше. Несмотря на насмешки злых людей, Ассоль верила в счастье и свою мечту.
Выходят, взявшись за руки, Ассоль и Грэй.
Грэй: Предназначение человека в том, чтобы «делать чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и - вовремя сказанное, нужное слово.
Вс е поют:
Am Dm
Ребята, надо верить в чудеса!
G C
Когда-нибудь, весенним утром ранним
Dm G C Am
Над океаном алые взметнутся паруса
Dm E Am (A) 2 раза
И скрипка пропоет над океаном. /
С друзьями легче море переплыть
И съесть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
- Вот видишь, Воланд, добро всегда победит, если рядом друзья!
Воланд: Ну, а если я пошлю войну?
Ксюша: Война - что может быть страшнее? К счастью, я не видела войны.
Великая Отечественная…. Сколько о ней написано. Особенно меня потрясла книга «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Какие светлые образы девушек, их мечты, воспоминания о любимых, семье - и война с нечеловеческим, неженским лицом! Она не пощадила даже их - юных, любящих, нежных! Помните Соню Гурвич?
На экране Соня с книжкой. Голос (Ксюши) за кадром:
А я вальс любила. Как мы танцевали!
Ах, предвоенный старый вальс!
И в сумерках круженье пар,
Касанье рук, сиянье глаз,
Полет, любви прекрасной дар.
В это время Ксюша с солдатом танцуют фигурный вальс
Резко заканчивается вальс. Звучит музыка (Реквием)
Солдат: Пятеро их было, всего пятеро девчат, и не прошли фашисты.
Ксюша: Книги….Книги… (гладит стопку книг, берет еще одну книгу)
Открываю томик одинокий —
томик в переплёте полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе,
и в столетьях мы не повстречались...
Если я от этих строчек плачу,
значит, мне они предназначались.
- Это стихи Вероники Тушновой. Сборник ее стихов на моей книжной полке занимает достойное место. Многие стихи этой поэтессы запали мне в душу.
Она завещала в своих стихах:
Добра не позабудем.
Спасибо стенам, тесным и простым,
теплу, огню, хорошим русским людям!
- И я (обращаясь к Воланду), не хочу, как Вы, мессир, сеять зло во имя добра. Я хочу верить в добро! Ваша фраза: «Рукописи не горят» - обошла весь мир, это о книгах, которые потрясают, изменяют наше сознание, (все вместе) несут добро и поэтому бессмертны.
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе
Анализируем текст художественного стиля
Цели урока
- Обобщение знаний о художественном стиле речи, расширение читательского кругозора.
- Развитие навыков и умений анализа текста при подготовке к ЕГЭ с использованием краеведческого материала.
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.
- Воспитание любви к родному краю, привитие интереса к литературе Урала.
Эпиграф:
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн
Оборудование: выставка книг писателя Ю.Либединского, мультимедийный комплект, презентация урока, презентация ученика « О Юрии Либединском», раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
- Постановка целей урока
Прочитаем тему урока и определим его цели
II. Повторение
- Индивидуальное задание: записать признаки художественного стиля, заполнив таблицу:
Художественный стиль | |
Приметы стиля | |
Цель | |
Жанры | |
Характерные языковые средства. |
Проверка (ответ на экране):
Художественный стиль | |
Приметы стиля | 1.Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. 2. Использование в художественных произведениях. 3. Индивидуализированность. |
Цель | Создание художественных образов, эмоциональное воздействие на воображение и душу читателя. |
Жанры | Все жанры художественной литературы. |
Характерные языковые средства. | Использование тропов, стилистических фигур, всех пластов языка. |
- Индивидуальное задание.
Сравнить публицистический стиль с художественным.
Распределить рассыпавшиеся карточки в соответствующую колонку
Ключ:
Публицистический стиль | Художественный стиль |
Публицистика отражает реальную жизнь | Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир |
Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому:
| Автор исследует жизнь на конкретных, индивидуальных примерах
|
- Индивидуальное задание (на доске): в каком слове больше всего морфем? Докажи.
1) разговорный;
2) публицистический;
3) художественный;
4) деловой;
5) научный.
Каким словосочетанием можно объединить все эти термины? (стили речи)
Какое название нужно уточнить?
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
1) изобр…зительный, эм…циональный, пр…изведение;
2) гиперб…ла, мет…нимия, ср…внение;
3) алл…гория, л…тота, ол…цетворение.
Какой термин тебе не известен?
- Коллективная работа (таблица на слайде).
Соотнести:
Стиль Толстого
Стиль торжественный Стиль небрежный | 1. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления. 2. Отбор языковых средств по принципу экспрессивно- стилистической окраски. 3. Совокупность средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения |
Проверка
Стиль Толстого
Стиль торжественный Стиль небрежный | 3. Совокупность средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения. 2. Отбор языковых средств по принципу экспрессивно- стилистической окраски. 1. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления |
Какому понятию соответствует определение?
Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности, это:
- фигура речи;
- троп;
- рифма.
Проверка задания
Ключ:
Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности, это:
2) троп.
Поведение итогов опроса.
Все понятия, которые мы повторили, относятся к художественному стилю речи и помогут нам в процессе анализа текста художественного произведения. Оценки.
- Работа с текстом.
Для анализа мы возьмем отрывок из произведения нашего земляка, писателя первой половины 20 века, Ю. Либединского.
- Выступление учащегося с презентацией (в электронном виде) биографической справки о писателе.
- Восстановление деформированного текста (раздаточный материал)
(1)____________________________________________________________________
(2) Я взбежал на вал. (3)Из-за редких сосен, росших на этой образованной из гальки дюне, сразу стало видно все озеро.
(4) Нет, оно не пряталось, оно раскрывалось все сразу, на все свои сорок -пятьдесят верст.(5) Оно лежало среди высоких гор.(6) Эти горы сами по себе были красивы, но в сочетании с озером, на первый взгляд казавшимся круглым, создавалась такая единственная в своем роде картина, что эта первая встреча с озером стала для меня откровением. (7)Мне точно сообщили что-то, чего не можешь постичь, а тем более выразить, и в то же время знаешь, что тебе уже сообщено, что до встречи с озером ты не знал чего-то самого главного в жизни… (8)Уральская природа, в которую я был укутан до этого, как в одеяло, и от широких складок его не отделял себя, вдруг предстала предо мной как существующая сама по себе, невыразимо прекрасная и – лучше Пушкина не скажешь! – равнодушная…
(9)Озеро искрилось под солнцем, оно меняло свой цвет.(10) Иногда дальняя половина его вдруг покрывалась белыми гребешками – там дул ветер из ущелья, а у нас было тихо. (11)Потом и до нас доходило волнение.
(12)Озеро, хотя я видел его ежедневно, каждый раз внезапно удивляло меня. (13)Точное чувство подсказывало мне, что никогда и нигде не увижу я больше такого чуда, откровенного чуда, не только каждый день, но и каждый час нового!
(14)И была такая минута, когда я, выйдя на прибрежный хребет, вновь увидел озеро сквозь рыжие стволы сосен, и восхищение с такой силой охватило меня, что я не выдержал и пустился в пляс…
(15)Однажды ночью меня разбудил крик сестры. (16)Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах.
(17)«А что с озером?» - подумал я.
(18)Издали слышно было, как оно ревет. (19)И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру.
(20)Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. (21)Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившиеся с неба.
(22)Я взбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне, и грозя оторвать меня от дерева.
(23)Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. (24) ______________________________________________________________________
Какое предложение должно быть первым в этом тексте?
- Озеро было все молочно-голубое среди темных гор.
- Тут, наверное, я впервые почувствовал это равнодушие природы.
- Утром мы пошли к озеру, трое детей с няней.
Впишите его в текст.
Какое предложение должно быть последним?
- За семь верст видна на той стороне полоска прибоя.
- Но то, что я тогда увидел, запечатлелось на всю жизнь.
- А потом стемнело.
Впишите его в текст.
3. Выразительное чтение отрывка.
4. Работа в группах.
Задание первой группе.
Заполнить таблицу:
Задача автора Основная идея текста | |
Позиция автора |
Задание второй группе.
Заполнить таблицу:
Моя точка зрения по поводу темы текста | |
Аргументы. |
Задание третьей группе ⃰.
Заполнить таблицу:
Характерные особенности текста ( тип речи, стиль и его признаки) | |
Языковые средства, использованные автором (укажите номера предложений) |
⃰ Можно использовать справочный материал (карточка):
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.
Целая гора сладостей.
Литота – преуменьшение.
Мужичок с ноготок.
Метонимия – перенос значения (переименование):
- с человека на его внешние признаки
За мной в очереди вон та рыжая шевелюра;
- с учреждения на его обитателей
Вся школа вышла на стадион;
- имени автора на его творение
Читаем Пушкина.
Метафора – скрытое сравнение
Горит восток зарею новой.
Олицетворение – разновидность метафоры, перенос признака с живого предмета на неживой.
Листья шепчутся.
Антитеза – противопоставление.
Стихи и проза, лед и пламень.
Эпитет – поэтическое определение.
День чудесный!
Фразеологизм - образное устойчивое выражение
В нем искра божия.
Защита ответов. Оценка участия каждого ученика в группе.
Примерные ответы:
Задача автора Основная идея текста | Показать незабываемые картины уральской природы, которая всегда удивляет своей неповторимостью и восхищает. |
Позиция автора | Общение с природой становится откровением, постижением чуда, и эти мгновения остаются в памяти человека на всю жизнь. |
Моя точка зрения по поводу темы текста | Нельзя проходить мимо того, что тебя окружает на родной земле. Если всмотришься, увидишь настоящее чудо. Красота родного края может открыть в тебе новые чувства, в общении с природой познаешь неведомое и делаешь открытия. |
Аргументы. | Нельзя проходить мимо того, что тебя окружает на родной земле. Если всмотришься, увидишь настоящее чудо. Красота родного края может открыть в тебе новые чувства, в общении с природой познаешь неведомое и делаешь открытия. |
Характерные особенности текста ( тип речи, стиль и его признаки) | Эмоциональность, субъективность повествования, выразительность. Типы речи: повествование с элементами описания. Стиль – художественный. |
Языковые средства, использованные автором (укажите номера предложений) | Метафоры (4,8,9,12,13,14,21,22) Эпитеты (5,6,7,13,14) Сравнения (7,10) Олицетворение (6,8, 22) Гипербола (22) Градация (13) Контекстные синонимы и антонимы (8) Звукопись (9,10,11; 20,21) |
5. Выразительное чтение второго текста. (Раздаточный материал)
Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я вернулся? Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу в теперешней Москве нельзя? Чтобы снова видеть, как несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, этого я не хочу.
Но нет дня, чтобы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство. Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру моей матери, которая называется Россия.
Там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру. Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки. Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.
(По К. Бальмонту)
- Что объединяет этот текст с первым?
Итоги урока. Рефлексия
Как вы поработали на уроке?
Оцените свою работу, изобразив символ:
Доволен Не доволен Не знаю, как оценить
Сегодняшняя работа ещё одна ступенька к хорошей оценке на экзамене.
Как прочно вы на ней стоите, покажет ваша домашняя работа.
Выставление оценок.
Домашнее задание
Написать сочинение на выбор по первому или второму тексту .
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, прокомментируйте.
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны ли вы с точкой зрения автора, своё мнение аргументируйте.
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Предварительный просмотр:
Разработка интегрированных уроков русского языка и литературы
( Составитель Булдашова Л. Н.)
Урок 1
Проект «Создание рукописного журнала «Времена года»
(Итоговое интегрированное занятие по русскому языку и литературе по темам «Имя прилагательное» и «Русская природа в стихотворениях русских поэтов» в 6 классе)
Цели:
Приобщение к проектной деятельности, осуществление 1 этапа проекта.
Развитие творческого потенциала каждого ученика в зависимости от его наклонностей и интересов; развитие умения применять интегрированные знания на практике.
Создание условия для самореализации личности.
Воспитание толерантности, чувства ответственности, взаимовыручки, формирование умения работать в команде.
Ход урока
- Сообщение темы, целей урока.
- Слово учителя о проекте, роли в нем каждого ученика.
Работа с понятием проект.
- Найти значение в толковом словаре.
- Каким может быть проект. Подобрать к этому слову прилагательные.
Проект может быть исследовательским, литературно-творческим, экологическим, игровым, информационным.
- Каким будет наш проект?
- Знания каких предметов пригодятся при выполнении проекта?
- Знакомство с технологической картой проекта:
Неделя | Этапы проектной деятельности | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Результа-тивность. Промежу-точное оценива-ние работы групп | |
в школе | дома | ||||
1 неделя | Поисково-исследовательский | Выбор проекта, названия журнала о временах года. Знакомство с целями и задачами создания продукта деятельности. Анализ тематики разделов, их содержания. Рекомендации по созданию творческих книжек | Подбор произведений русских поэтов (составление списка), пословиц, поговорок, народных примет, праздников, репродукций картин, фотографий, работа с электронными энциклопедиями. | Формулировка целей и задач, руководство деятельностью учащихся: рекомендации о выборе произведений, консультации по использованию информационных ресурсов | |
2 неделя | Технологический | Выполнение работы по созданию сочинения о природе, написанию стихотворений, сказок. Выполнение эскизов к разделам журнала | Создание творческих книжек с разделами, соответствующими журналу. Ответственный редактор отбирает лучшие работы. | Проверяет работы, помогает исправить ошибки | |
3-4 неделя | Практическая реализация проекта | Распределение поручений. Создание журнала: оформление, набор на компьютере текстов, создание иллюстраций. | Набор на компьютере некоторых работ учащимися, имеющими компьютер. | Проверка электронных материалов | |
5 неделя | Заключитель- ный этап. | Защита проекта: представление группами своего раздела | Составление устного выступления | Помощь в подготовке выступлений. Оценивание работы. Подведение итогов. |
Технологическая карта проекта представлена в классном уголке для общего обозрения
Этап первый – поисково-исследовательский
1. Обсуждение, каким должен быть журнал, какие в нем будут разделы.
Возможные варианты названия: «Времена года», «Родная природа»
Разделы: народная мудрость о временах года, месяцеслов, русские поэты о природе, пишем стихи о временах года, сказки леса.
2. Распределение учащихся по группам в зависимости от интересов и наклонностей: художники, корректоры, наборщики; группы, создающие определенный раздел.
Правила работы в группе:
- будь инициативен;
- прислушивайся к товарищам;
- будь терпим;
- помогай, а не критикуй;
- ответственно относись к заданию;
- во время выполняй порученное;
- доводи дело до конца.
- Задание все учащимся на первую неделю: создать творческие книжки, в которые записать стихи, отрывки из прозаических текстов, пословицы, поговорки о временах года, народные приметы, сведения о названиях месяцев и народном праздничном календаре, сочинить сказки, стихи.
Итоги урока.
- Заинтересовались вы проектом?
- Что вам особенно в нем понравилось?
Урок 2
Презентация «Рукописный журнал «Времена года»
(заключительный этап)
Цели:
- Подведение итогов работы над проектом.
- Обучение публичному выступлению
- Формирование умения работать в команде.
- Развитие навыков само- и взаимооценки
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, творческие книжки учащихся, образцы отпечатанного журнала,
стол для жюри с табличками, листы оценивания.
Класс красочно украшен, столы расставлен буквой П.
Приглашены родители, учителя.
Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя о проекте – создании рукописного журнала «Времена года», ходе его выполнения, участии детей. Поощрение активистов.
- Представление команд.
- Защита командами проекта. Каждая группа представляет свой раздел: времена года в народном творчестве, месяцеслов, русские поэты и писатели о временах года, наше творчество. На экране проецируется страница. Учащиеся рассказывают о содержании раздела, выразительно читают стихи наизусть, знакомят с некоторыми другими материалами
- Художники и фотографы представляют свои работы.
- Самооценка работы групп, оценка товарищей, определение вклада каждого участника группы в проект. Анализ трудностей, с которыми столкнулись учащиеся.
- Выводы о значении проектной деятельности для каждого участника и класса в целом.
- Жюри заполняет листы оценивания (5-балльная система)
В жюри входят родители, учителя
Название команды | Содержание раздела | Оформление | Устное выступление | Создание слайдов | Умение дать самооценку и взаимооценку | Баллы |
- Подсчет баллов жюри, выступление с оценкой работы
- Выступление учителя с завершающим словом.
- Понравилось ли вам участвовать в проекте?
- Какие пожелания можете высказать для нового проекта?