Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_kruzhka.docx | 232.66 КБ |
planirovanie_kruzhka.docx | 18.77 КБ |
perspektivnyy_plan_samoobrazovaniya.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
«Развитие мелкой моторики у детей 3- 5 лет»
Актуальность.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. Это связано с тем, что у большинства детей отмечается как общее моторное отставание так и слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе и ними и детям, большую часть домашней работы приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало, кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.
Можно говорить, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков ( использование различных инструментов – ножниц, иголок, застегивание и растегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является фактором, влияющим на развитие общей моторики и речи. В ходе занятий кружка «Умелые пальчики» развиваются следующие движения : хватание (ребенок учится захватывать предметы), соотносящие действия (ребенок учится совмещать два предмета), подражания движениям рук взрослых, движения кисти и пальцев рук. Кроме того, подобные занятия помогают ребенку стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Цель:
Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- Воспитывать усидчивость, терпение;
- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- Воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим)
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.
- Развивать связную речь
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обратить внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
Для реализации целей и задач по теме самообразования была разработана программа кружка по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики» для детей 3 - 5 лет.
При составлении программы мы основывались на:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273, от 29.12.2012,
- Конвенции о правах ребенка,
- Семейный кодекс,
- Постановление РФ от 15 мая 2013 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук , Т. А. Ткаченко, а также собственные разработки по развитию мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными предметами.
Содержание программы кружка
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Учитывается интеграция следующих областей: социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
1. Социально - коммуникативное развитие: развитие умения поддерживать диалог; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
2. Речевое развитие: обогащение словаря, звуковая культура речи, используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
3. Познавательное развитие: беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
4. Художественно-эстетическое развитие: используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
6. Физическое развитие: развитие мелкой моторики, физ. минутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Занятия проводятся один раз в две недели в течение одного учебного года. Продолжительность одного занятия 15 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Методы, используемые в работе кружка:
- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
- Игровые (различные дидактические игры)
Ожидаемые результаты:
- Значительное повышение уровня развития мелкой моторики и расширение возможностей выполнения детьми различных действий руками.
- Знание детьми основных цветов.
- Знание детьми названий инструментов и материалов, используемых в работе.
- На конец обучения дети умеют работать с мелкими деталями: застегивать и растегивать пуговицы, перебирать крупу и т.д.; отщипывать и размазывать кусочки пластилина, изображать простые предметы.
Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Формы подведения итогов:
- Диагностическое обследование педагогом детей в октябре и итоговое в мае следующего года;
- Выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;
- Создание памятки по развитию мелкой моторики – для родителей воспитанников
- Проведение открытого занятия
- Изготовление тактильных дощечек
Учебно-тематическое планирование.
- Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;
- Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
- Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
Приложение
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики
В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, способствующих развитию и мелкой моторики, и творческих способностей детей. А время, проведенное вместе с ребенком, доставит положительные эмоции и вам, и вашему малышу!
Начать можно с самомассажа. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики. Его надо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении ладони одной рукой, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной рукой, затем другой. После чего проводится комплекс упражнений:
- «Пила». Кисть левой руки лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движения пилы по направлению вверх-вниз. То же самое повторить для другой руки.
- «Утюжок» Исходное положение то же самое. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же самое для другой руки.
- «Каток». Исходное положение то же самое. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх и вниз по левой ладони, разминая ее. То же самое для другой руки.
Как можно чаще, даже стоя в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты, пусть проходит по ним карандашом или пальчиком. Чтобы занятие не наскучило, придумывайте разные объяснения лабиринту. Например, надо помочь Герде пройти в замок Снежной Королевы и не задеть ни одну из льдинок.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что угодно: бусы, пуговицы, сушки, картонные кружочки, кольца от пирамидки и так далее.
Рисование пальчиками на подносе, где ровным слоем насыпана манка или мука, очень нравится малышам. Можно нарисовать волны, домик, буквы и так далее.
Сматывание цветных ниток в клубок, лепка из пластилина, игры с конструктором и мозаикой, игры-шнуровки, изготовление фигурок с помощью техники оригами, все это способствует укреплению мышц руки и развитию творческих и художественных способностей. Повторяйте дома с ребенком, работы, сделанные на занятиях кружка в течение года, и вы сможете закрепить полученные знания и развить приобретенные умения!
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий кружка
«Весёлые пальчики» на 2019 - 2020 учебный год
Занятие | Тема | Цели | Оборудование | Дата проведения | |
ОКТЯБРЬ | |||||
№1 | «Слоненок» Отпечаток ладошки | Познакомить с новым способом изобразительной техники – отпечаток ладошки.Упражнять детей в умении правильно держать кисточку и набирать краску.Воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость;Развивать умение располагать изображение в центре листа, подбирать цветовую гамму | Альбомный лист, гуашь, кисточки, салфетка, стаканчик с водой, игрушка-слоненок | ||
№2 | «Осенний листок» Пластилинография | Упражнять детей в умении отщипывать маленький кусочек пластилина большим и указательным пальцами и размазывать его по заготовке; расширять представления об особенностях внешнего вида листьев.Воспитывать интерес к новым методам получения изображения;Развивать художественные способности. | Пластилин, листы бумаги с изображенным контуром листочка, изображения осенних листьев. | ||
НОЯБРЬ | |||||
№3 | «Волшебная манка». Игры с насыпанием крупы и рисование пальчиками по манке. | Познакомить детей с методом рисования на манке простейших изображений, упражнять в умении насыпать мелкую крупу в разные емкости. Воспитывать аккуратность.Развивать воображение, мелкую моторику | Манка, различные маленькие и большие емкости, подносы | ||
№4 | «Мухомор» Рисование пальчиками | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования; расширять представления о внешнем виде мухомора.Воспитывать аккуратность при работе с красками.Развивать мелкую моторику. | Альбомный лист, гуашь, баночка с водой, салфетка, игрушка изображение мухомора | ||
ДЕКАБРЬ | |||||
№5 | «Новогодняя елка» Пластилинография | Упражнять в умении отщипывать и размазывать на бумаге кусочек пластилин, научить детей украшать работу путем вдавливания в пластилин декоративных элементов, расширять представления о празднике Новый год, создавать праздничное настроение.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.Воспитывать аккуратность, усидчивость. | Пластилин, картон с нарисованным контуром ели, бусинки и другие декоративные элементы, изображения с новогодней елкой | ||
№6 | «Змейка». Игрушка из пластиковых крышек и пластиковых контейнеров от киндер-яиц | Упражнять в умении нанизывать крышечки от бутылок на нитку;Развивать мелкую моторику, цветовосприятие.Воспитывать усидчивость, внимательность. | Образец змейки из крышек;Крышки от бутылок с проделанными отверстиями, толстая нитка или шнурки. | ||
ЯНВАРЬ | |||||
№7 | «Раз крупинка, два крупинка», «Покорми свинку». Игры с крупой | Упражнять детей брать маленький предмет и перекладывать его из оной емкости в другую.Воспитывать аккуратность.Развивать мелкую моторику. | Горох, емкости разного размера, воронки, игрушка «Свинка» из пластиковой бутылки. | ||
№8 | «Снеговик» Мукосолька | Упражнять в умении отщипывать необходимое количество теста и катать шарик между двумя ладонями. Развивать мелкую моторику, творческие способности.Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Соленое тесто, изображение или игрушка снеговика. | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||
№9 | «Волшебные мешочек». Тактильные дощечки | Познакомить детей с различными материалами с помощью тактильных дощечек, учить находить одинаковые предметы на ощупь.Развивать мелкую моторику, чувствительность пальцев рук. | Мешочек из красивой ткани, тактильные дощечки. | ||
№10 | «Золушка» Игры с фасолью | Упражнять детей в умении брать маленький предмет, различать и сортировать по цвету зернышки фасоли.Воспитывать эмоциональную отзывчивость сказку «Золушка».Развивать мелкую моторику | Различные емкости, фасоль разного цвета, иллюстрации из книги «Золушка», кукла в костюме Золушки | ||
МАРТ | |||||
№11 | Застежки. «Крокодил», «Ферма» | Упражнять детей в умении застегивать пуговицы, застежки-молнии, липучки, развязывать ленточки.Развивать мелкую моторику.Воспитывать усидчивость, терпеливость, желание доводить начатое дело до конца и помогать другим. | Изготовленные из ткани игры с застежками | ||
№12 | «Сказочные фигуры». Украшение пластилиновых фигур | Упражнять детей в умении украшать готовую деталь, покрытую пластилином декоративными элементами: крупой, ракушками, макаронными изделиями.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус. | Заготовки из картона, покрытые пластилином: елочка, рыбка, платье и др., декоративные элементы: горох, ракушки, макаронные изделия различной формы. | ||
АПРЕЛЬ | |||||
№13 | «Ромашка» Рисование солью | Познакомить с методом создания изображения с помощью нанесения клея и насыпания на него соли, расширять представления об особенностях внешнего вида ромашки.Воспитывать интерес к новым методам рисования.Развивать творческие способности, мелкую моторику. | Лист бумаги зеленого с нарисованным контуром цветка, клей ПВА, соль, изображение ромашки | ||
№14 | «Чудесные камушки». Выкладывание узоров из декоративных камушек. | Упражнять детей в умении раскладывать декоративные камушки по нарисованным линиям;Развивать мелкую моторику, пространственное мышление. | Альбомный лист с контурным изображением различных предметов: луна, лицо, кораблик и др., декоративные камушки. | ||
МАЙ | |||||
№15 | «Веточка мимозы» Рисование методом тычка с помощью ватных палочек | Расширять знания и представления об окружающем мире, познакомить с внешним видом мимозы, познакомить с техникой рисования тычком ватными палочками.Воспитывать аккуратность при работе с красками, внимательность, усидчивость.Развивать чувство композиции и ритма. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, мимоза (натура или изображение) | ||
№16 | Работа по выбору | Упражнять детей в умении самостоятельно выбирать понравившийся вид деятельности;Развивать мелкую моторику, творческие способности;Воспитыватьусидчивость, терпеливость. | Пластилин, листы бумаги, краски, игры с застежками и т.д., декоративные элементы. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по самообразованию
педагога Дудиной Дарьи Александровны
на 2019-2020гг.
Организационно – ознакомительный этап | ||||
№ п/п | Месяц | Содержание работы, проводимые мероприятия (список литературы) | Задачи | Результат |
1 | Сентябрь | Определение темы по самообразованию, направление деятельности, реализация которой будет осуществляться на основе работы по самообразованию. Разработка перспективных планов. | Выбор темы, форм и методов реализации поставленной задачи. Введение эффективных форм взаимодействия в рамках темы по самообразованию. | Тема по самообразованию. Составление перспективных планов работы по заданной теме с воспитанниками, воспитателями и родителями. |
2 | Сентябрь- декабрь | Изучение научно – методической литературы, новых педтехнологий. Изучение научно-методической литературы. 1.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика Синтез,2007. 2. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007. 3. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000. 4.Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003. 5.Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000 | Знакомство и изучение необходимой методической литературы по теме самообразования. Подбор программно – методического обеспечения для реализации данной темы. | Повышение компетентности педагога. Формирование и анализ информационного материала |
3 | Октябрь - май | Ведение кружковой работы. Кружок по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики» | Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. | Обеспечение научного подхода к организации работы с учетом потребностей детей, родителей, педагогов по данному направлению развития. |
4 | Октябрь - май | Разработка конспектов кружковых занятий, развлечений. подготовка консультаций для воспитателей и родителей. Подготовка материала для выступления на семинарах, круглых столах и т.д. | Формирование практического материала.
| Конспекты мероприятий. |
5 | Ноябрь - май | Разработка методических рекомендаций «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста» | ||
6 | Октябрь - май | Пополнение предметно-пространственной развивающей среды. | Изготовление и приобретение спортивного оборудования, наглядно-демонстрационного материала и т.п. | Создание необходимой предметно-пространственной развивающей среды для реализации поставленной задачи по теме самообразования. |
7 | Май | Анализ проведенной работы по теме самообразования: | Оценка и анализ эффективности проведения занятий по развитию мелкой моторики | Отчет о проделанной работе |