Самообразование

Дудина Дарья Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_kruzhka.docx232.66 КБ
Файл planirovanie_kruzhka.docx18.77 КБ
Файл perspektivnyy_plan_samoobrazovaniya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

 «Развитие мелкой моторики у детей 3- 5 лет»

G:\DCIM\104SSCAM\SDC11903.JPG

Актуальность.

      В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

     Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

      Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. Это связано с тем, что у большинства детей отмечается как общее моторное отставание так и слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе и ними и детям, большую часть домашней работы приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало, кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Можно говорить, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков ( использование различных инструментов – ножниц, иголок, застегивание и растегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является фактором, влияющим на развитие общей моторики и речи. В ходе занятий кружка «Умелые пальчики» развиваются следующие движения : хватание (ребенок учится захватывать предметы), соотносящие действия (ребенок учится совмещать два предмета), подражания движениям рук взрослых, движения кисти и пальцев рук. Кроме того, подобные занятия помогают ребенку стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Цель:        

Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.

Воспитательные:

  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • Воспитывать усидчивость, терпение;
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
  • Воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим)
  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.
  • Развивать связную речь
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обратить внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.

          Для реализации целей и задач  по теме самообразования была разработана программа кружка по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики» для детей 3 - 5 лет.

При составлении программы мы основывались на:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273, от 29.12.2012,

- Конвенции о правах ребенка,

- Семейный кодекс,

- Постановление РФ от 15 мая 2013 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук , Т. А. Ткаченко, а также собственные разработки по развитию мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными предметами.

Содержание программы кружка

     Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.

     Учитывается интеграция следующих областей: социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

1. Социально - коммуникативное развитие: развитие умения поддерживать диалог; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

2. Речевое развитие: обогащение словаря, звуковая культура речи, используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)

3. Познавательное развитие: беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

4. Художественно-эстетическое развитие: используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.

6. Физическое развитие: развитие мелкой моторики,  физ. минутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.    

            Занятия проводятся один раз в две недели в течение одного учебного года.                  Продолжительность одного занятия 15 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Методы, используемые в работе кружка:

  • Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
  • Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
  • Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
  • Игровые (различные дидактические игры)

Ожидаемые результаты:

  • Значительное повышение уровня развития мелкой моторики и расширение возможностей выполнения детьми различных действий руками.
  • Знание детьми основных цветов.
  • Знание детьми названий инструментов и материалов, используемых в работе.
  • На конец обучения дети умеют работать с мелкими деталями: застегивать и растегивать пуговицы, перебирать крупу и т.д.; отщипывать и размазывать кусочки пластилина, изображать простые предметы.

Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Формы подведения итогов:

  • Диагностическое обследование педагогом детей в октябре и итоговое в мае следующего года;
  • Выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;
  • Создание памятки по развитию мелкой моторики – для родителей воспитанников
  • Проведение открытого занятия
  • Изготовление тактильных дощечек

Учебно-тематическое планирование.

  • Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;
  • Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
  • Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

Приложение

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, способствующих развитию и мелкой моторики, и творческих способностей детей. А время, проведенное вместе с ребенком, доставит положительные эмоции и вам, и вашему малышу!

Начать можно с самомассажа. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики. Его надо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении ладони одной рукой, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной рукой, затем другой. После чего проводится комплекс упражнений:

  • «Пила». Кисть левой руки лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движения пилы по направлению вверх-вниз. То же самое повторить для другой руки.
  • «Утюжок» Исходное положение то же самое. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же самое для другой руки.
  • «Каток». Исходное положение то же самое. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх и вниз по левой ладони, разминая ее. То же самое для другой руки.

Как можно чаще, даже стоя в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты, пусть проходит по ним карандашом или пальчиком. Чтобы занятие не наскучило, придумывайте разные объяснения лабиринту. Например, надо помочь Герде пройти в замок Снежной Королевы и не задеть ни одну из льдинок.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что угодно: бусы, пуговицы, сушки, картонные кружочки, кольца от пирамидки и так далее.

Рисование пальчиками на подносе, где ровным слоем насыпана манка или мука, очень нравится малышам. Можно нарисовать волны, домик, буквы и так далее.

Сматывание цветных ниток в клубок, лепка из пластилина, игры с конструктором и мозаикой, игры-шнуровки, изготовление фигурок с помощью техники оригами, все это способствует укреплению мышц руки и развитию творческих и художественных способностей. Повторяйте дома с ребенком, работы, сделанные на занятиях кружка в течение года, и вы сможете закрепить полученные знания и развить приобретенные умения!



Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий кружка

 «Весёлые пальчики» на 2019 - 2020 учебный год 

Занятие

Тема

Цели

Оборудование

Дата проведения

ОКТЯБРЬ

№1

«Слоненок» Отпечаток ладошки

Познакомить с новым способом изобразительной техники – отпечаток ладошки.Упражнять детей в умении правильно держать кисточку и набирать краску.Воспитывать аккуратность, терпеливость, усидчивость;Развивать умение располагать изображение в центре листа, подбирать цветовую гамму

Альбомный лист, гуашь, кисточки, салфетка, стаканчик с водой, игрушка-слоненок

№2

«Осенний листок» Пластилинография

Упражнять детей в умении отщипывать маленький кусочек пластилина большим и указательным пальцами и размазывать его по заготовке; расширять представления об особенностях внешнего вида листьев.Воспитывать интерес к новым методам получения изображения;Развивать художественные способности.

Пластилин, листы бумаги с изображенным контуром листочка, изображения осенних листьев.

НОЯБРЬ

№3

«Волшебная манка».   Игры с насыпанием крупы и рисование пальчиками по манке.

Познакомить детей с методом рисования на манке простейших изображений, упражнять в умении насыпать мелкую крупу в разные емкости. Воспитывать аккуратность.Развивать воображение, мелкую моторику

Манка, различные маленькие и большие емкости, подносы

№4

«Мухомор» Рисование пальчиками

Познакомить детей с техникой пальчикового рисования; расширять представления о внешнем виде мухомора.Воспитывать аккуратность при работе с красками.Развивать мелкую моторику.

Альбомный лист, гуашь, баночка с водой, салфетка, игрушка изображение мухомора

ДЕКАБРЬ

№5

«Новогодняя елка» Пластилинография

Упражнять в умении отщипывать и размазывать на бумаге кусочек пластилин, научить детей украшать работу путем вдавливания в пластилин декоративных элементов, расширять представления о празднике Новый год, создавать праздничное настроение.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Пластилин, картон с нарисованным контуром ели, бусинки и другие декоративные элементы, изображения с новогодней елкой

№6

«Змейка». Игрушка из пластиковых крышек и пластиковых контейнеров от киндер-яиц

Упражнять в умении нанизывать крышечки от бутылок на нитку;Развивать мелкую моторику, цветовосприятие.Воспитывать усидчивость, внимательность.

Образец змейки из крышек;Крышки от бутылок с проделанными отверстиями, толстая нитка или шнурки.

ЯНВАРЬ

№7

«Раз крупинка, два крупинка», «Покорми свинку». Игры с крупой

Упражнять детей брать маленький предмет и перекладывать его из оной емкости в другую.Воспитывать аккуратность.Развивать мелкую моторику.

Горох, емкости разного размера, воронки, игрушка «Свинка» из пластиковой бутылки.

№8

«Снеговик» Мукосолька

Упражнять в умении отщипывать необходимое количество теста и катать шарик между двумя ладонями. Развивать мелкую моторику, творческие способности.Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Соленое тесто, изображение или игрушка снеговика.

ФЕВРАЛЬ

№9

«Волшебные мешочек». Тактильные дощечки

Познакомить детей с различными материалами с помощью тактильных дощечек, учить находить одинаковые предметы на ощупь.Развивать мелкую моторику, чувствительность пальцев рук.

Мешочек из красивой ткани, тактильные дощечки.

№10

«Золушка» Игры с фасолью

Упражнять детей в умении брать маленький предмет, различать и сортировать по цвету зернышки фасоли.Воспитывать эмоциональную отзывчивость сказку «Золушка».Развивать мелкую моторику

Различные емкости, фасоль разного цвета, иллюстрации из книги «Золушка», кукла в костюме Золушки

МАРТ

№11

Застежки. «Крокодил», «Ферма»

Упражнять детей в умении застегивать пуговицы, застежки-молнии, липучки, развязывать ленточки.Развивать мелкую моторику.Воспитывать усидчивость, терпеливость, желание доводить начатое дело до конца и помогать другим.

Изготовленные из ткани игры с застежками

№12

«Сказочные фигуры». Украшение пластилиновых фигур

Упражнять детей в умении украшать готовую деталь, покрытую пластилином декоративными элементами: крупой, ракушками, макаронными изделиями.Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.

Заготовки из картона, покрытые пластилином: елочка, рыбка, платье и др., декоративные элементы: горох, ракушки, макаронные изделия различной формы.

АПРЕЛЬ

№13

«Ромашка» Рисование солью

Познакомить с методом создания изображения с помощью нанесения клея и насыпания на него соли, расширять представления об особенностях внешнего вида ромашки.Воспитывать интерес к новым методам рисования.Развивать творческие способности, мелкую моторику.

Лист бумаги зеленого с нарисованным контуром цветка, клей ПВА, соль, изображение ромашки

№14

«Чудесные камушки». Выкладывание узоров из декоративных камушек.

Упражнять детей в умении раскладывать декоративные камушки по нарисованным линиям;Развивать мелкую моторику, пространственное мышление.

Альбомный лист с контурным изображением различных предметов: луна, лицо, кораблик и др., декоративные камушки.

МАЙ

№15

 «Веточка мимозы» Рисование методом тычка с помощью ватных палочек

Расширять знания и представления об окружающем мире, познакомить с внешним видом мимозы, познакомить с техникой рисования тычком ватными палочками.Воспитывать аккуратность при работе с красками, внимательность, усидчивость.Развивать чувство композиции и ритма.

Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, мимоза (натура или изображение)

№16

Работа по выбору

Упражнять детей в умении самостоятельно выбирать понравившийся вид деятельности;Развивать мелкую моторику, творческие способности;Воспитыватьусидчивость, терпеливость.

Пластилин, листы бумаги, краски, игры с застежками и т.д., декоративные элементы.



Предварительный просмотр:

 Перспективный план работы по самообразованию

педагога  Дудиной Дарьи Александровны

 на 2019-2020гг.

Организационно – ознакомительный этап

п/п

Месяц

Содержание работы, проводимые мероприятия

(список литературы)

Задачи

Результат

1

Сентябрь

Определение темы по самообразованию, направление деятельности, реализация которой будет осуществляться на основе работы по самообразованию.

Разработка перспективных планов.

Выбор темы, форм и методов реализации поставленной задачи.

Введение эффективных форм взаимодействия в рамках темы по самообразованию.

Тема по самообразованию.

Составление перспективных планов работы по заданной теме с воспитанниками, воспитателями и родителями.

2

Сентябрь-

декабрь

 Изучение научно – методической литературы, новых педтехнологий.

Изучение научно-методической литературы.

1.Янушко Е.А.  Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика Синтез,2007.

2.  Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.

3. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.

4.Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003.

5.Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа,  2000

Знакомство и изучение необходимой методической литературы по теме самообразования.

Подбор программно – методического обеспечения для реализации данной темы.

Повышение компетентности педагога.

Формирование и анализ информационного материала

3

Октябрь - май

Ведение кружковой работы. Кружок по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики»

Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Обеспечение научного подхода к организации работы с учетом потребностей детей, родителей, педагогов по данному направлению развития.

4

Октябрь  -

май

Разработка конспектов кружковых занятий, развлечений.

подготовка консультаций для воспитателей и родителей.

Подготовка материала для выступления на  семинарах, круглых столах и т.д.

Формирование практического материала.

 

Конспекты мероприятий.

5

Ноябрь - май

Разработка методических рекомендаций «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

6

Октябрь - май

Пополнение предметно-пространственной развивающей среды.

Изготовление и приобретение спортивного оборудования, наглядно-демонстрационного материала и т.п.

Создание необходимой предметно-пространственной развивающей среды для реализации поставленной задачи по теме самообразования.

7

Май

Анализ проведенной работы по теме самообразования:

Оценка и анализ эффективности проведения занятий по развитию мелкой моторики

Отчет о проделанной работе