Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста

Папанова Надежда Александровна

учить детей составлять ритмический рисунок, развивать музыкальный слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Угадай-ка»

Игровой материал: Карточки с изображением гуся и гусенка, коровы и теленка, кошки и котенка, утки и утенка, фишки.

Ход игры: У каждого ребенка по одной карточке и по две фишки. Воспитатель произносит «га-га-га» (До 1-й октавы). Ребенок, у которого картинка гуся закрывает его фишкой. Воспитатель поет «га-га-га» (Ля 1-й октавы, ребенок закрывает гусенка. «Му-му-му» - До, Соль 1-й октавы. «Мяу-мяу-мяу» - Ре 1-й октавы, Ре 2-й октавы. «Кря-кря-кря» - Ре 1-й октавы, Си 1-й октавы. Игра проводится до тех пор, пока дети не закроют фишками все картинки.

«Ступеньки»

Игровой материал: Лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички, музыкальные инструменты (флейта, металлофон).

Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

«Эхо»

Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Металлофон.

Ход игры: Ведущий выкладывает пред двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто - девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт а или у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек.

Игры на развитие чувства ритма

«Кто идёт?»

Игровой материал: Иллюстрация к сказке «Дружная семейка», музыкальные инструменты.

Ход игры: Используя сказку Е. Королёвой «Дружная семейка», учить детей составлять ритмический рисунок. Играть на любом инструменте звуки разными длительностями, изображая тем самым шаги каждого члена семьи. Дать ребёнку угадать, кто шагает. Одновременно играть с ребёнком на другом инструменте, ребёнок должен угадать, кто шагает рядом с ним.

«Кто как идёт?»

Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, с палочками: на одной – медведь; на другой – лиса; на третьей – волк. Такие же карточки с цветными рисунками, разрезаны на 4 части. Металлофон, ширма.

Музыкальный материал: «Кто как идёт?» Г. Левкодимова.

Ход игры: Играют четверо детей, один из них ведущий. Он раздаёт игрокам по одной нецветной картинке. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые шаги лисы. Разрезанные части остаются у ведущего. После этого поочерёдно берёт верхнюю карточку, проигрывает ритм на металлофоне и спрашивает: «Кто идёт?». Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному ритму. После правильного ответа он получает карточку и закрывает ею часть своей карточки. Выигрывает тот, кто первым закроет большую карточку.

«Весёлые дудочки»

Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь, на дудочке – лиса, на свирели – мышонок. Такие же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части.

Ход игры: Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего, кто играет, отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

«Учитесь танцевать»

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей – маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.

Игры на развитие тембрового слуха

«Волшебная посылка»

Игровой материал: Большая коробка-посылка, металлофон, бубен, барабан, ложки, бубенчики, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришла посылка, и не простая – волшебная. «Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша». За ширмой воспитатель поочерёдно играет на каком-либо инструменте. Если дети правильно отгадали название инструмента, педагог передаёт его им.

«Кто в домике живёт»

Игровой материал: Теремок с окошками, карточки с животными (кошка, котёнок, птица, птенец, собака, щенок).

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей вокруг стола и показывает им домик-теремок. Говорит, что в нём живут кошка с котёнком, птица с птенчиком, собачка со щенком. Объясняет, что на первом этаже живут мамы, а на втором – дети. Однажды, все пошли гулять, а когда вернулись, перепутали, кто, где живёт. Предлагает помочь найти свои комнаты (раздаёт детям картинки). Проигрывает песни в различных регистрах. Дети слушают, определяют, чья музыка звучит, и вставляют карточку.

«Подумай и отгадай»

Игровой материал: Карточки по числу участников с изображением зайца, медведя, птички.

Ход игры: На доску выставляют картинки с изображением зайца, птицы, медведя. М. р. предлагает детям послушать знакомые пьесы и отгадать, чья музыка звучит. Детям раздают карточки, они слушают пьесу и поднимают нужную картинку.

«Медведь» В. Ребикова, «Птичка» М. Красева, «Зайчик» М. Старокадамского.

«Укрась музыку»

Игровой материал: Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

Игры на развитие динамического слуха

«Тише, громче в бубен бей»

Игровой материал: Бубен или другой музыкальный инструмент, металлофон.

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Взрослый исполняет песню с детьми на металлофоне. Дети, чьё имя пропели, ударяют в бубен громко или тихо.

«Громко – тихо»

Игровой материал: Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные – громко, серые - тихо.

Ход игры: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети выкладывают на карточках динамический рисунок песни.

Игры на восприятие музыки

«Найди игрушку»

Игровой материал: Игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т. д.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки.

«Что делают дети?»

Игровой материал: Карточки по числу игроков. На одной половине изображены дети (они поют, маршируют, спят, другая половинка пустая.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения: колыбельные, пляски, песни, марши. Дети, угадавшие мелодию, закрывают, пустую половинку карточки фишкой.

«Нарисуй песню»

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

Игры на определение характера музыки

«Зайцы»

Игровой материал: Картинки с изображением спящих зайцев, играющих.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут, под музыку соответствующего характера.

«Солнышко и тучка»

Игровой материал: Картинки с изображением солнца, тучки, солнца за тучкой.

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную, и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки.


Комментарии

Богачкина Юлия Павловна

Очень полезный материал. Обязательно буду использовать в своей работе.