Самообразование

Алексеева Элина Вадимовна

Дошкольное детство - это то время, когда мы, взрослые, закладываем фундамент становления личности ребенка, помогаем адаптироваться в обществе, и выстраиваем направление на его развитие. На протяжение всех лет работы с детьми, я всегда ищу новые и оригинальные подходы и пути развития детей. И всегда они проходят через творчество. Я не ставлю перед воспитанниками ограниченных рамок и всегда поддерживаю новшества, предложенные детьми. Мы с радостью творим, эксперементируем, сочиняем и придумывает. 

Темы по самообразованию:

-"Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке" 2015- 2020гг.

-"Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей" 2019-2021гг.

-"Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство" 2021-2022гг.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

2021-2022 уч. год

Воспитатель 1 категории: Алексеева Элина Вадимовна

Цель: Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

Задачи: - Изучить научную, учебно- методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области. 
- Использовать полученный опыт в работе с детьми. 

Актуальность. Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Формы и методы работы:

  1. Проведение тематических занятий,
  2. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
  3. Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков.
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
  6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
  7. Экскурсия в «Русскую избу».
  8. Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
  9. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
  10. Организация народных подвижных игр (ежедневно).
  11. Изучение программы по возрастным группам детей.
  12. Работа с методической литературой  
  13. Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
  14. Обработка анкетных данных.  
  15. Подготовка и оформление документации.

 Приёмы и методы:

  • Словесный
  • Практический
  • Наглядный
  • Работа с книгой
  • Видеометод
  • Продуктивный
  • Проблемный
  • Частично-поисковый
  • Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Результативность

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

 Вывод

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Работа с детьми, работа с родителями, взаимодействие со специалистами.

Сентябрь

1.Беседа с детьми на тему «Глиняная народная игрушка». Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия) Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка»
2.Определение в группе места для уголка по декоративному рисованию, кружка «Русские узоры». 
3.Рисование: «Узор на полоске» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме
4.Изготовление ширмы для родителей «глиняная народная игрушка».
5 Беседа с родителями на тему: «Воспитательное значение народной игрушки».
6.Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен
7. Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

Октябрь

1.Оформление уголка для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры».
2.Просмотр компьютерной презентации «Филимоновская игрушка», беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей Филимоновской игрушки.
3.Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.
4.Рисование с детьми. Тема: «Филимоновская радость». Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
5.Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.
6.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
7.Городской конкурс для детей совместно с родителями «Народная игрушка». Номинации: 1.глиняная игрушка 2.сшитая из ткани.
8.Взаимодействие с логопедом: «Народные потешки для логопедических упражнений с детьми»
9. Мастер класс для педагогов по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек»

Ноябрь

1.Рисование «Разноцветные орнаменты», « Узор на ковре», « Филимоновские цветы». Цель: закреплять умение ритмично располагать филимоновский узор на полосе. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью. 
2.Аппликация: вырезывание из картона сельской красавицы.
3.Д.и. «Продолжи узор», «Что изменилось?»
4.Рисование «Сельские красавицы».
Цель: Учить расписывать силуэт филимоновской барышни. Закрепить рисование элементов – ёлочка, полоски, цветок, кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству.
5.Изготовление папки –«передвижки» «Филимоновское чудо».
6.Беседа с родителями: «Значение декоративного рисования для ребёнка»
7.Взаимодействие с логопедом: Проведение с детьми лексико-грамматического занятия с использованием русского народного творчества.

Декабрь

1.Подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
2.Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом»
3.Рисование «Курочка – Хохлатка».
Цель: Учить детей расписывать филимоновской росписью курочку. Развивать умение работать самостоятельно.
Рисование: «На ферме».
Цель: Учить детей расписывать традиционные формы филимоновских игрушек животных. Закреплять знания о композиционном расположении филимоновского узора в различных формах. Воспитывать аккуратность в работе.
4.Консультация для родителей: «Техника рисования Филимоновской росписи».
5.Беседа с родителями: «Почему ребёнку важно знать народную игрушку?»
6.Помощь родителей в изготовлении атрибутов для музыкального развлечения «Зимние посиделки» 7.Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки».
8. Взаимодействие с инструктором по физ. культуре: разучивание русских народных игр: «Горелки», «Плетень», «Филин и пташки».

Январь

1.Музыкальное развлечение для родителей «Зимние посиделки».
2.Рисование коллективной композиции «Весёлый праздник». Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. 
3. Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек»
4. П.и «Горелки»
5. Итоговая выставка работ по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».
6. Конкурс «Рисуем и играем». Родители вместе с детьми изготавливают разрезные картинки с изображением глиняных народных игрушек.
7.Консультация для родителей: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.
8.Практический семинар для воспитателей 
«Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить и заинтересовать педагогов русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с детьми.
9.Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей»

Февраль

1.Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий.
2.Чтение легенды: «Откуда появились знаки в рисовании»
3.Заучивание физ. минутки «Дымковские игрушки»
4.Д.и. « Угадай какая роспись»
5.Рисование: «Дымковские узоры», « Сударыня – барыня», « Уточка с утятами», « Хвост Индюка». Цель: Познакомить детей с созданием дымковской игрушки, последовательности действий. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
6.Русская народная игра «Городки»
7.Родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство»
8. Изготовление папки-ширмы «Дымковская игрушка»
9. Помощь родителей в оформлении уголка по декоративному рисованию «Русские узоры».
10.Семинар-практикум для педагогов «Дымковская игрушка».

Март

1.Чтение русской народной сказки о богатыре Иване
2.Рисование : «Барин», « Наряд барыни», « Козлик». Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы).
3.Лепка Дымковской барыни.
4.Д.и «Узнай элементы узора»
5.П.и. «Плетень»
6.Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам» (в группе совместно с родителями)
7.Открытое занятие для педагогов «Сказочная Дымковская страна»

Апрель

1.Чтение стихов о дымковской игрушке.
2.Расписывание Дымковской барыни.
3.Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.
4.Рисование : «Козлик»
Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам.
5.Д.и. «Разрезные картинки»
6.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки»
7.Итоговое интегрированное занятие: «Дымковские игрушки» (для родителей).
8.Консультация для педагогов: « Народное искусство как начало изучения своей страны»
9. Мастер-класс для педагогов «Использование техники «квиллинг» для украшения Дымковских игрушек.

Май

1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию. 
2.Развлечение «Дымковские забавы»
3.Анкетирование родителей: «Отзывы и пожелания для кружка по декоративному рисованию «Русские узоры».
4.Выступление на итоговом педагогическом совете: «Развитие творческих способностей ребёнка через декоративно-прикладное искусство».

Список изучаемой литературы.
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
7. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
22. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
24. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
25. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
26. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
27. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
28. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
29. Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. Екатеринбург. У - Фактория, 1996.
30. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
31. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
32. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
33. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976 
34. Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
35. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
36. Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
37. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
38. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
39. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
40. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
41. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
42. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.
43. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
44. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 
45. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
46. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
47. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979.
48. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей»

2019-2021 учебный год

Алексеева Элина Вадимовна, воспитатель I категории.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
  3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  4. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста.
  5. Содействовать нормализации речевой функции.
  6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность через нетрадиционные технологии.

Источники самообразования: методическая литература, интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации и др. методические мероприятия

Перспективный план реализации методической темы в 2019-2021 уч. году в рамках направлений обще-развивающей работы:

План работы на 2019-2020 учебный год.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

В течении года

1.О.И.Крупенчук « Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-петербург 2013г

 2.О.И.Крупенчук  «Стихи для развития речи» Санкт-петербург  2014г

3.Е. А.Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Москва 2009г

4.Т. Ю. Бардышева « Расскажи стихи руками» Москва  2014г

5.«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» .СПб.ДЕТСТВО_ПРЕСС 2013г

6.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Сентябрь – октябрь

Разучивание новых пальчиковых игр

Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Ноябрь

Разучивание и чтение стихотворений с движениями

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

Декабрь

Разучивание с детьми физкультминуток

Составление картотеки физкультминуток

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

ООД, конспект зaнятия

Феврaль

Разучивание с детьми словесных игр(«Игра в поезд», «Курочка-рябушечка»).

Составление картотеки словесных игр для младшей группы

Мaрт

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы).

ООД, пaмятки для родителей

Aпрель

Мaй

Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение.

Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и развитие речи детей». 

Октябрь

Рaзмещение плaнa по сaмообрaзоaнию нa сaйте «инфоурок»

Декaбрь, мaрт

Открытые мероприятия

«Осенний прaздник», «Новый год»

Мaй

Отчет по сaмообрaзоaнию.

План работы на 2020-2021 учебный год.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь

Составление комплекса пальчиковой гимнастики. Разучивание пальчиковых гимнастик.

«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей», «Мелкая моторика на любой вкус!»

Октябрь

Разучивание пальчиковых игр.

«Развитие мелкой моторики детей дома»

Ноябрь - декабрь

Подбор игр с предметами

- Мозаика,

- застёгивание и расстегивание пуговиц,

- шнуровка,

- игры с карандашами,

- работа с тестом,

- «Пальчиковый театр».

Январь - февраль

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности

Рисуем нетрадиционным способом.

Март

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»

Апрель

НОД

«Играем нашими пальчиками»

Май

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

«Применение пальчиковой

гимнастики в работе с детьми»