Методическая страничка для воспитателей

Трунаева Альбина Сергеевна

Данная страничка посвещается работе воспитателя, где можно поделиться собственным опытом воспитательно-образовательной работы, получить совет для начинающего педагога и рекомендации по организации педагогического образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет воспитателя о проделанной работе в младшей возрастной группе по поставленной педагогической задаче воспитательного образовательного процесса  : Систематизировать  работу по проектной исследовательской компетентности педагога дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельного и личностно-ориентированного подхода.

       Дети - прирожденные исследователи. Только нужно по- настоящему увлечь их. В моей работе ежедневно возникают вопросы:

-Как заинтересовать ребенка ?

-Как интересно и доступно донести до дошкольников новый материал?

-Как создать ситуацию успеха и веру в их силы?

       Один из путей - включение дошкольников в творческую, поисковую и исследовательскую деятельность. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы.

         Я считаю, что проектная деятельность дошкольников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать   умения и навыки. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый.

            В нашем дошкольном учреждении была поставлена перед педагогами  задача воспитательно-образовательного процесса на второе полугодие:

               - Продолжать систематическую работу по проектной исследовательской компетентности педагога дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельного и личностно-ориентированного подходов.
         С начала учебного года в нашей группе проводился краткосрочный поисково-исследовательский проект по ознакомлению с окружающим миром «Мыло пенится, смотри!»

Цель: создание условий для формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к детскому экспериментированию. 

Задачи: 

-  формирование  представления детей о свойствах мыла;

 - создание условий для формирования познавательных действий;

-  развитие коммуникативных навыков и познавательных способностей;

- развитие самостоятельности и инициативности;

- создание положительной мотивации к экспериментированию.

В  детской научной лаборатории в ходе экспериментальной деятельности дошкольники младшего возраста стали участниками игр-экспериментов:       

  •  «Приготовим  мыльные пузыри по рецепту»

Цель: показать детям, что мыльные пузыри можно сделать самим, нужно только следовать по рецепту; учить детей экспериментировать с веществами: водой и жидким мылом.

  • «Дуем, дуем пузыри»

Цель: Показать опытно-экспериментальным путем, что мыльные пузыри могут быть только круглой формы, могут быть большими и маленькими.

  • «Посмотрите, на пузырь!»

Цель: Познакомить детей с тем, что мыльный пузырь состоит из тонкой мыльной пленки.

  • «Посиди  немножко, пузырь,  на ладошке»

Цель: Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей (Летают, легкие, воздушные, лопаются от прикосновения)

  • «Рисование мыльными пузырями»

Цель: Расширять знания детей о свойствах мыльных пузырей. Развитие творчества и фантазии.

Таким образом, младшие дошкольники  получили опыт работы с жидкими веществами, путем их соединения, познакомились со свойствами мыльных пузырей и их взаимодействием с окружающим.

В январе в нашей группе проводился поисково-исследовательский проект «Вода, снег и лед»

Цель: Вызвать интерес  к окружающему миру. Познакомить с разным состоянием воды.

В ходе игровой экспериментальной, познавательной деятельности  младшие дошкольники закрепляли знания о явлениях в окружающем мире в зимнее время года, расширили знания о свойствах воды, снега и льда, а также учились находить и устанавливать взаимосвязи между изменением предмета исследования и изменением условий в окружающей обстановке.

  • Опыт №1 ««Взаимодействие воды и снега»

Цель. Познакомить детей с агрегатным состоянием воды(жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег.

  • Опыт №2 «Снежная вода»

Цель: Показать опытным путем, что в тепле, снег тает. Формирование знаний о том, что снег грязный.

  • Опыт №3 «Изготовление  льдинок с секретом»

Цель. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и внутри остается неподвижным предмет, краска окрашивает воду и лед.

Опыт №4 «Цветной снег»

Цель: Расширить знания о свойствах снега, что он может окрашиваться при взаимодействии с  краской.

Таким образом, дети моей группы получили экологические знания о явлениях в природе, о свойствах воды.

      В феврале дети моей группы были участниками проектно-исследовательской деятельности «Берегите воду!»

Цель: становление у детей, через  практическую, познавательную  деятельность, научно-познавательного интереса к окружающему миру, эмоциально-нравственного отношения к воде, как к одному из источников жизни на Земле

         В данном познавательном и развивающем проекте дети совместно с педагогом исследуют свойства воды и знакомятся с ее значением для всего живого в окружающем мире через игровые опытно-экспериментальные мероприятия.

Опыт №1 «Вода, она какая?».

Цель. Познакомить детей со свойствами воды – может принимать любую форму емкости, в которую она налита, она прозрачная, без запаха, без вкуса, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

Опыт №2  « Движение воды»

Цель: Показать детям, что вода имеет свойство двигаться в любом направлении.

Опыт№3 « Водопад»

Цель. Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Опыт № 4 «Рыбалка»

Цель. Закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Опыт №5  «Живая вода»

Цель. Показать значение воды в жизни растений.

Таким образом, дети младшей группы опытным путем, используя оборудование для проведения опытов с водой выяснили, что вода переливается из одного сосуда в другой, то есть льется, бежит, имеет прозрачный вид, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества, вода  так же имеет вес. А самое главное дети узнали, что вода необходима для жизни и роста растений и всему живому в окружающем мире, поэтому воду надо беречь и экономить.

Вывод: Я считаю, что  проведение проектно – исследовательских игровых мероприятий с детьми младшего возраста в будущем должно дать только положительный результат, т.к.  в этом возрасте  у малышей наиболее велика потребность во впечатлениях. Я старалась создать   фундамент познавательной активности - формирование любознательности. Если этот важнейший когнитивный навык будет сформирован на этом этапе, то в дальнейшем он проявится в самостоятельном поиске ответов на интересующие его вопросы, в переносе способа познания с одного материала на другой и в элементах творчества.

       Опытно-экспериментальные мероприятия познавательного проекта «Мыло пенится, смотри!» были представлены нашим дошкольным учреждением в муниципальном конкурсе видео - занятий «Работаем по стандарту» в 2020г.  в  номинации «Поддержка детской инициативы при организации различных видов деятельности дошкольника» и заняли призовое первое место среди дошкольных учреждений.

       Поэтому считаю необходимо продолжать работу в этом направлении, это интересно детям и важно для их развития и формирования.



Предварительный просмотр:

Отчет воспитателя старшей группы «О проделанной      работе, по поставленной педагогической задаче воспитательного образовательного процесса: «Совершенствование работы по формированию духовно-нравственного  мировоззрения  посредствам ознакомления с художественной литературой».

         Мы, педагоги, обладая знаниями различных методик, можем достаточно быстро научить детей писать, читать, танцевать. Нужно вырастить в первую очередь Человека, а уже потом математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому. Если мы разовьём в ребёнке чуткость, доброту, душевную щедрость, то можно надеяться, что ребёнок не будет нести в мир зло, жестокость и насилие. Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к культурной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте 0- с нравственного самоопределения и становления самосознания.                        Систематическое культурно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Наша задача педагогов и родителей - воспитывать у ребенка культуру общения. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. "Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности " (Ш.А. Амонашвили).

Поэтому учитывая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,  в нашем дошкольном учреждении была поставлена перед педагогами  задача воспитательно-образовательного процесса:

         Совершенствовать работу по формированию духовно-нравственного  мировоззрения  посредствам ознакомления с художественной литературой.

         С начала учебного года в нашей группе для детей старшего возраста реализуется долгосрочный проект по духовно-нравственному развитию и воспитанию «Книгу читать- ум и сердце развивать!», рассчитанный на  один год.

Цель проекта «Книгу читать- ум и сердце развивать!»:

Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Помочь усвоить детям через художественную литературу правила и нормы   общения со сверстниками и старшими, сформировать понимание влияния на человека доброго слова и злого.

Задачи:

- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.

-Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

- Развивать умение отличать хорошие поступки, от плохих дел в художественном произведении и в жизни,    умение делать нравственный выбор.

-Организовывать в семье совместную творческую деятельность.

Все мероприятия этого  проекта, направлены на пробуждение интереса к чтению книг в семье и привитие у ребенка любви  и бережного отношения к книге.

Данный проект основан на чтении рассказов В. Осеевой, и совместном с детьми обсуждении поступков героев рассказов.

Предполагаемый результат:

- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.

- Ответственное отношение за свои слова, дела и поступки.

На основном этапе проекта, решаются поставленные задачи всех мероприятий:

-игровых ситуаций,

-бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных);

-чтение детской художественной литературы;

-совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей

  Мероприятия по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей.

Октябрь: 

1.Чтение рассказа В. Осеевой «Простое слово» и обсуждение  :

Цель: Закреплять навыки культуры поведения, речевого общения. Воспитывать почтительное отношение к старшим, к родителям, ; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью.

2. Чтение стихотворения и обсуждение Я. Аким «До чего же хороши вежливые малыши». Цель: Учить анализировать поступки героев, давать им оценку, анализ своего поведения и ситуаций из жизни.

3. Беседа. Знакомство с новыми рус. нар. пословицами: «Вежливость украшает человека», «Доброе слово и кошке приятно», «Доброе слово лечит , а злое колечит» Обсуждение. Цель: Прививать интерес к русской культуре, развивать любознательность.

4.Чтение поэзии и заучивание: С. Маршак «Если вы вежливы» Цель: Закреплять знание правил хорошего тона и культуры поведения.

5. Чтение и обсуждение рассказа В. Осеева «Синие листья» Цель: обогащать духовно-нравственный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Учить анализировать поступки героев.

6. Совместная работа с родителями:

-Предложить родителям домашние задание: подготовить детей к конкурсу загадок « Копилка добрых слов». Выучить стихотворение -загадку о вежливом слове. Цель: закрепление полученных знаний  о правилах культуры общения со сверстниками и взрослыми.

 В ноябре проводились мероприятия проектной деятельности, целью которых, было: закрепление полученных знаний  о правилах культуры общения со сверстниками и взрослыми.

1.Чтение и беседа «Библейские истории». Цель: Дать первые православные представления и понятия об обществе, о православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.

2. Чтение: «Поучение Владимира Мономаха». Беседа «Кого мы называем „хороший человек". Цель: Закреплять и систематизировать этические представления, подводить к осмыслению понятий «интеллигентность», «порядочность», «доброта», «отзывчивость».

3.Слушанье в аудио записи сказки А. Барто «Медвежонок – невежа» Цель: Продолжать учить анализировать поступки героев. Учить вести диалог, строить правильно предложения.

4.Игровая ситуация совместно с детьми «Медвежонок- невежа». Цель: Закреплять навыки культуры поведения, речевого общения. Развитие выразительности речи, памяти и внимания.

5.Чтение прозы Е. Григорьева «Ссора». Цель: Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу.

6.Проза В. Осеева «Просто старушка». Цель: Формировать чувства уважения к людям преклонного возраста, желания заботиться о них.

7. Конкурс чтецов загадок – стихотворений «Копилка добрых слов» Цель: Закреплять знания о вежливых словах .

Данная проектная деятельность дала положительный результат, дети стали более общительны, в речи  друг с другом стали употреблять вежливые слова, стало меньше конфликтов.

 В Ноябре также проводились мероприятия посвященные Дню единства. Наша группа  принимала участие в конкурсе чтецов «Стихи о Родине моей»  , размещенном на сайте ДОУ в инстаграмм. Дети познакомились с поэзией В. Нестеренко «Что мы Родиной зовем?», В. Орлова «Родина». Стихотворные строки этих произведений способствуют  развитию любви к Родине, пониманию понятия большая и малая Родина.

Работа с родителями

  • «Как развить патриотические чувства у ребёнка»
  • «Читаем о любви  к Родине»

         В конце ноября мероприятия, посвященные празднику  «День Матери», включали знакомство детей среднего возраста с произведениями о маме.

- Чтение и заучивание Е. Благинина «Посидим в тишине»

- Слушанье и обсуждение в аудио записи сказок народов мира «Айога», «Кукушка».

- Чтение и обсуждение В. Осеева «Сыновья»

- Чтение и театрализация р.н. сказки «Волк и семеро козлят»

Эти художественные произведения способствовали развитию доброго, заботливого отношения к маме, проявления любви к самому близкому человеку.

Работа с родителями

- « Русские народные поговорки о материнской любви и  любви к маме»

В Декабре проводились мероприятия: 

Познавательно-исследовательская деятельность «Пернатые друзья», с использованием русского народного фольклора (поговорки о зимующих птицах),  чтение и обсуждение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

 -Продуктивная деятельность (рисование) поэтический образ «Синие и красные птицы»

Совместная работа с родителями:

1.Приобщение родителей к участию в акции «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек.

    Строчки стихотворных произведений о зимующих птицах пробудили в детях добрые чувства заботы и сопереживания. Ребята с большим желанием ежедневно стали приносить корм для птиц. Родители откликнулись и изготовили кормушки для пернатых.

         Таким образом, я считая, что поставленная задача воспитательно –образовательного процесса с детьми среднего возраста по духовно-нравственному развитию- выполнена.

      Чтение народных сказок, поговорок, загадок и пословиц из русского народного фольклора и поучительных рассказов, поэтических произведений писателей  и поэтов для детей представило тоже большой интерес.  Потому что именно, в народном устном творчестве виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и  русская мудрость. Слушая и анализируя русские народные сказки, рассказы о детях классиков детской литературы, мои воспитанники учатся отличать хорошее, от плохого в сказке и в жизни,    и учатся делать нравственный выбор.

1.Чтение русских народных поговорок о празднике «Проводы зимы»: «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» Беседа о Масленице Пение песен, частушек. Цель: Прививать интерес к русской культуре, развивать любознательность. Обогащать знания детей  с народными  обрядовыми праздниками Руси, познакомить с старинными традициями.

2.Чтение сказки  «Никита Кожемяка» Рассматривание иллюстраций « Русские богатыри». Обсуждение. Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм». Цель: Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему народу. Знакомить с историей и культурой русского народа.

3.Чтение прозы: А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово». Цель: Учить детей понимать характеры героев произведения, комментировать и оценивать их поступки, воспитывать отрицательное  отношение к трусости, к предательству. Расширять представления детей о Российской армии.

4.Чтение и заучивание  наизусть стихотворения В. Орлов «Дом под крышей голубой». Цель: способствовать созданию образа настоящего защитника Отечества.

5.Этическая беседа о маме с включением народных пословиц. «Сердце матери лучше солнца греет». Цель: Воспитание уважения и любви к маме, чувства доброты и заботы.

6.Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка» Цель: Формировать рыцарское отношение к девочкам, продолжать развивать в девочках и мальчиках качества.Цель: Формировать рыцарское отношение к девочкам.

В феврале проводились мероприятия с детьми, целью которых, было: закрепление полученных знаний о народных  обрядовых  праздниках на  Руси, о старинных традициях.

1.Музыкальная деятельность «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! С пением русских народных прибауток и чтением потешек и закличек.

Также проводились мероприятия, целью которых было-закрепление знаний и представлений  о Российской армии, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, любви и уважения к папе, к дедушке- как защитнику семьи, Родины:

1. Продуктивная деятельность: подарки  для папы (пано из соленого теста) «Военная техника Росси»

2. Музыкально-спортивное развлечение «Как Леший в армию собирался».

Совместная работа с родителями:

1.Консультация для родителей на тему «Как воспитать патриота и будущего защитника ».

2.Привлечение родителей к изготовлению папки-передвижки «Есть такая профессия – Родину защищать».

3.Консультация для родителей на тему «Читаем в семейном кругу детям о любви к Родине?»

4.Участие родителей в музыкально-спортивном развлечении «Как Леший в армию собирался».

Март

1.Чтение и заучивание стихотворений (А. Барто, А. Благинина, И. Токмакова) Т. Волгина «Наступает мамин праздник» о маме, о международном женском дне, пение песен о маме и бабушке. Цель: Воспитание бережного отношения к самым близким людям, потребности радовать  близких добрыми делами.

2.Чтение В. Осеевой «Сыновья» Цель: показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека; учить давать нравственную оценку поступкам, воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и любовь к  маме.

3.Беседа о русских народных поговорках о весне и народных донских казачьих приметах весны «Грач на горе- весна на дворе» или «На Герасима грач на нос садится. Грачи-то тучами на пахоту слетались, червей выбирали. А коли-то на нос грач садиться – уродится пшеница». Пение  и слушанье кубанских закличек и песен о весне, о труде весной в казацких семьях. Цель: Приобщение к культуре и быту родного края; расширение знаний о  связи между явлениями  живой и неживой природы и сезонными  видами  труда на Кубани.

4.Чтение: Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Почему?». Обсуждение Беседа «Правда и ложь». Цель: Формирование представлений детей об открытости и честности, о значении правды для гармонии и счастья;

5.Чтение прозы: Н. Носов. «Живая шляпа». Цель: Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.

6.Чтение сказки «Сивка – Бурка», обр. М. Булатова. Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

7.Чтение прозы:        В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок». Цель: Учить детей давать оценку поступкам героев литературных произведений. Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу.

8.Чтение и обсуждение пословиц из рус. нар. фольклера о трудолюбивом и ленивом человеке. Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».  Цель: Закреплять представления о трудолюбии и лени

В марте проводились мероприятия с детьми, целью которых, было- воспитание бережного отношения к самым близким людям, потребность радовать  близких добрыми делами, воспитание уважения и любви к маме, чувства доброты и заботы:

1. Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам.

2. Музыкальное развлечение «Мы поздравим нашу мамочку».

Проводилось мероприятие с целью закрепления знаний и представлений о трудолюбии и лени, закрепление умений давать оценку своим поступкам:

1.Обыгрывание и обсуждение ситуаций. «Оценка своих поступков». Цель: Закреплять умение давать оценку своим поступкам.

 Работа с родителями:

1.Консультация на тему « Сказка, как способ ознакомления дошкольников с родным краем.

2.Участие родителей в проекте «Книгу читать – ум и сердце развивать!». (Выполнение домашнего задания – Конкурс чтеца «Мое любимое стихотворение»). 

Конечным результатом этой проектной  работы, педагога, детей и семьи стала творческая семейная выставка в группе «Книга своими руками». Дома родители вместе с детьми выбрали любимую сказку и по предложенным рекомендациям от воспитателя изготовили своими руками книги с картинками совместно с детьми . В детском саду ребята каждый смог рассказать свою сказку из своей книги, демонстрируя картинки и добавляли свои выводы и пояснения : Чему учит эта сказка? В чем ее урок?

        Я  могу сказать, что мероприятия, данного проекта «Книгу читать - ум и сердце развивать», помогли усвоить детям духовно-нравственные понятия. Например: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость. Дети стали относиться добрее друг к другу, крепче стала дружба между детьми. С большим желанием выполняют трудовые поручения и стараются завершить начатое дело и получить похвалу,  и никто не отказывает в помощи дома маме.

Строчки стихотворных произведений о зимующих птицах пробудили в детях добрые чувства заботы и сопереживания. Ребята с большим желанием ежедневно стали приносить корм для птиц. Родители откликнулись и изготовили кормушки для пернатых.

           Чтение народных сказок поговорок из русского народного фольклера для детей представило тоже немалый интерес.  Потому что именно в народном устном творчестве виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и  русская мудрость. Слушая и анализируя русские народные сказки, рассказы о детях классиков детской литературы, мои воспитанники учатся отличать хорошее, от плохого в сказке и в жизни,    и учатся делать нравственный выбор. И впереди их ждет  много, еще не прочитанных  сказок и рассказов, повестей,  которые дадут им новые знания и обогатят жизненный опыт.



Предварительный просмотр:

Отчет воспитателя средней группы о проделанной      воспитательной образовательной работе по поставленной годовой задаче: Развитие у дошкольников познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, через использование информационно-коммуникативных технологий.

 

         В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение само ценности дошкольного детства, развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности, поэтому важным условием повышения эффективности воспитательного – образовательного процесса является поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия.

      Принципиально важной стороной в педагогических технологиях является позиция ребёнка, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Использование педагогом современных образовательных технологий, ориентируемых на личность ребёнка, на развитие его способностей является важным условием его работы. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.

    Таким образом, учитывая актуальность, данной проблемы, перед педагогами нашего ДОУ поставлена вторая годовая задача  воспитательного образовательного процесса:

-Развитие у дошкольников познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, через использование информационно-коммуникативных технологий.

        Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

       Мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духанина Любовь Николаевна., Волосовец Татьяна Владимировна., Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Комарова Ирина Ивановна., др.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» использования ИКТ в детском саду. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Опыт работы других показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное использование развивающих игр и программ способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Я придерживаюсь к позиции второй группы ученых и считаю, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса ИКТ - технологии для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

      В своей работе я стремилась показать, как сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.

Работая по теме «ИКТ – как средство развития познавательных способностей дошкольников» я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности - отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, таким образом, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Принцип творческой активности заключается в том, что используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов

Принцип наглядности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

Планируя мероприятия с использованием ИКТ, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;

- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства 
-  согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирую и обсуждаю с детьми  основные вопросы изучаемого материала.

В своей работе я выделила три основных области применения ИКТ - технологий для познавательного развития дошкольников:

  1. Проведение ОД с использованием мультимедийных презентаций.
  2. Использование в прослушивании аудиозаписей детской литературы, песен , музыки;
  3. Использование обучающих и развивающих мультфильмов.
  4. Использование сети интернет для личной подготовки в работе с детьми.

      Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую в своей работе, проведение игровых  развивающих мероприятий с использованием мультимедийных презентаций. Это дает мне возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Игровое мероприятие с использованием мультимедийной презентации должно быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Одним из программных средств, используемых мною на занятиях, является программа компании Microsoft – Power Point.

При проведении игровых познавательных мероприятий "Фрукты и овощи", «Домашние и дикие животные», «Наш город», «Зима пришла», «Зимние виды спорта», «Весна пришла»- использовала созданный в приложении Power Point демонстрационный материал - загадки, слайды на тему "Природа круглый год", «Наш город Ейск», а также познавательные презентации «Жизнь птиц зимой», «Военная техника, военные профессии». Это очень повышало интерес детей к обучению и способствовало более качественному усвоению нового материала, расширению кругозора, развитию любознательности.

      Для игровых мероприятий по теме "Народные промыслы" мною создана презентация "Руками мастера", что  позволило мне сделать творческие игровые мероприятия более яркими  и запоминающимися. Дети, просмотрев мою презентацию, вдохновились историей происхождения народного русского творчества и проявили себя, раскрыли свои способности и умения, приложили  старания при создании образцов росписи на игрушках и предметах посуды. Детям нравятся мероприятия, на которых присутствует презентация, они ждут подобных игровых ситуаций и работают на них с гораздо большей отдачей.

    Очень удобно в работе воспитателя по ознакомлению дошкольников с художественной литературой использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи русских народных сказок и народов мира, и других художественных произведений. Ребята с большим желанием слушали выразительное актерское чтение таких произведений:

  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
  • Русская народная сказка «Лиса и волк»
  • Русская народная сказка «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • Ненецкая народная сказка «Айога»
  • Алтайская сказка «Страшный гость»;
  • Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
  • М.Горький «Воробьишко»
  • Л.Толстой «Отец и сыновья»
  • Цикл сказок К. Чуковского
  • Цикл рассказов В. Осеевой и др.

       Каждое художественное произведение в аудио записи для детей является образцом выразительного художественного чтения, сопровождается музыкой, песнями, звуковой передачей образов природы. Все это способствует формированию и развитию воображения, фантазии, выразительности речи, эмоциональности у дошкольников.

     Использование технологии аудио сказок в работе с детьми среднего возраста способствует не только активному речевому развитию, но и активному развитию мелкой моторики, достижению целевых ориентиров: эмоциональное вовлечение в действия с игрушками и другими предметами, владение активной речью, включение в общение, общение со взрослым и активное подражание ему в действиях и движениях, появление интереса к стихам песням и сказкам, эмоциональный отклик на различные произведения искусства и развитие крупной моторики.

       Я старалась подбирать и сопровождать каждое игровое познавательное и творческое мероприятие музыкальным сопровождением в виде аудио записи.     Например, в игровых творческих мероприятиях «Украсим платочек», «Дымковская птичка» я использовала аудио записи песен «Дымковская игрушка», «Русский народный наигрыш», и  др. музыкальные произведения. Слушая аудио записи, ребята занимались творчеством с положительными эмоциями, проявляя большое желание сделать работу ярко и качественно.

          Для повышения познавательного интереса у воспитанников широко использую образовательные программы  мультфильмы. Среди них наибольший интерес вызывают:  «Уроки тетушки Совы".

Развивающие и обучающие компьютерные игры, и мультфильмы я применяю в свободной деятельности детей для обобщения, систематизации и закрепления знаний, полученных в ходе непосредственной образовательной деятельности.

    Например, после проведения игровых познавательных мероприятий по теме «Осень, осень в гости просим» во вторую половину дня мы с детьми просмотрели мультфильм "Уроки тетушки Совы" на закрепление признаков осени.

      Я регулярно использую сеть интернет и компьютерную технику для личной подготовки в работе с детьми. Я создала картотеку тематических картинок по лексическим темам недели, папки передвижки для детей и родителей. Так же для родителей стараюсь сделать видеоролики с участием детей, в которых раскрывается творческая и познавательная деятельность детей средней группы в ДОУ. Данные видеоролики публикуются на моей личной страничке в соц. сетях и на сайте ДОУ и обобщают мою работу. Я могу делиться своим опытом с коллегами через икт технологии. Считаю, что использование икт технологий в своей педагогической  работе с дошкольниками дало положительный результат, это успешное развитие познавательного интереса и  творческих способностей у детей среднего возраста и

    Таким образом,  понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы.




Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы с родителями по проектной деятельности «Книга своими руками

ЦЕЛЬ: приобщение детей к чтению через совместную творческую продуктивную деятельность.

Задачи:

  познакомить педагогов с особенностями организации и значении семейного чтения в раннем возрасте, с ролью создания книг своими руками в данном процессе;

 предложить участникам мастер-класса разные варианты создания книг;

 привлечь педагогов, родителей к творческой продуктивной деятельности по созданию книг своими руками.

Актуальность.

           Дети дошкольного возраста в силу своей любознательности проявляют большой интерес  к книгам: сначала рассматривают картинки, пополняя свои представления об окружающих предметах и явлениях, а затем с удовольствием слушают взрослого, читающего книгу.

Книга  дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить детей любить чтение. Именно в дошкольном возрасте нужно сформировать у детей устойчивый интерес к книгам, желание научиться читать.

Так же, работая с детьми, я столкнулась с тем, что  у многих плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение.

        В старшем  дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта,  обращение к культурной жизни. Наша задача педагогов и родителей - воспитывать у ребенка культуру общения и поведения, заложить основы положительных морально-нравственных качеств личности. А воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его личностный мир

М. Горький говорил, что: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». 

       Таким образом, я решила внедрить в свою работу с детьми проект, который включал в себя задачи нравственного воспитания, речевого развития и привития интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста. Итоговым результатом ,которого стала совместная творческая работа детей и их родителей- создание книги своими руками.

Цель проекта:

  • Формирование у детей интереса к книгам, любви к чтению.
  • Познакомить детей со строением книги;
  • Рассказать о значении книги в жизни человека; Напомнить жанры литературных произведений;
  • Познакомить с работой художника-иллюстратора, и людей других профессий, работающих над созданием книги;
  • Способствовать развитию творческих способностей детей;
  • Формировать бережное отношение к книгам.

Я считаю что, создание рукописной книги – это:

  • Овладение детьми новыми знаниями и навыками;
  • Систематизация знаний в заданной теме;
  • Упражнение в творческом рассказывании;
  • Совершенствование умений в рисовании и письме;
  • Самовыражение, ценный личный опыт передачи своих впечатлений через эмоциональное отражение темы в рисунках и комментариях.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:  Обновление и формирование литературного центра – универсальная форма распространения знаний о книге:

тематические выставки;

выставки рисунков, иллюстраций;

портреты детских писателей;

мастерская по ремонту книг.

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Цикл познавательных мероприятий:

«Как рождаются книги?»,

«Работа книжных издательств»,

 Викторина о литературных жанрах «В гостях бабушки Рассказушки».

«Книжкина больница»

Сказочная викторина «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Работа с родителями:

Консультации: «Значение детской художественной литературы в нравственном воспитании дошкольника», «Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшим через чтение художественной литературы», Как прививать интерес у ребёнка к чтению»,«Как сделать книгу своими руками»,

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

«А МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ КНИГУ САМИМ?»

1. Обсуждение содержания книги.

2. Рассматривание вариантов оформления книги.

3. Обсуждение с родителями вариантов изготовления «Книги своими руками». Предложить памятки с руководством «Пошаговое изготовление книги совместно с ребенком»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: Детская  презентация «Моя книга». Рассказы детей по содержанию книги, анализ и обсуждение произведения.

ВЫВОД:

Таким образом, «Книга рукописная, созданная своими руками», стала  средством формирования интереса у детей старшего возраста к чтению, способствовала совершенствованию и формированию связной и правильной речи, аккуратному и бережному отношению к книгам, сформировала знания о русской детской литературе и самое главное способствовала формированию основ моральных и нравственных устоев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска муниципального образования Ейский район Подготовительная группа «Гномики» Представляет проектную деятельность «Книга своими руками» подготовила воспитатель Трунаева А.С.

Слайд 2

«Книгу читать –ум и сердце развивать» рус. нар. поговорка «Всем хорошим во мне я обязан книгам». М.Горький «Чтение – вот лучшее учение!» А.С.Пушкин «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Слайд 3

Цель проекта : Формирование у детей интереса к книгам, любви к чтению. Познакомить детей со строением книги; Рассказать о значении книги в жизни человека; Напомнить жанры литературных произведений; Познакомить с работой художника-иллюстратора, и людей других профессий, работающих над созданием книги; Способствовать развитию творческих способностей детей; Формировать бережное отношение к книгам.

Слайд 4

создание рукописной книги – это: Овладение детьми новыми знаниями и навыками; Систематизация знаний в заданной теме; Упражнение в творческом рассказывании; Совершенствование умений в рисовании и письме; Самовыражение, ценный личный опыт передачи своих впечатлений через эмоциональное отражение темы в рисунках и комментариях.

Слайд 9

« А МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ КНИГУ САМИМ?» 1. Обсуждение содержания книги. 2. Рассматривание вариантов оформления книги. 3. Обсуждение с родителями вариантов изготовления «Книги своими руками». Предложить памятки с руководством «Пошаговое изготовление книги совместно с ребенком»

Слайд 13

Книга своими руками интерес к чтению формирование связной и правильной речи аккуратному и бережному отношению к книгам сформировала знания о русской детской литературе и способствовала формированию основ моральных и нравственных устоев. .

Слайд 14

Спасибо за внимание