Адаптация детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Для малыша именно родители играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение. | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Для малыша именно родители играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими.
Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забываем о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
В большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и некоторые воспитатели, параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому.
Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается.
Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями со стороны родителей.
Наблюдения ,за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам кушать и одеваться, но не знающий, как обратиться к взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в детский сад, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.
Особенности работы
педагога-психолога
с детьми в адаптационный период.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как взрослые сумеют понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов в семье.
Для оптимизации процесса адаптации можно использовать следующее:
• беседы с родителями;
• анкетирование;
• наблюдение за ребенком;
• развивающие игры.
Сведения о ребенке получают в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком, в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Это позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения в будущем адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы педагоги установили контакт с родителями, помогли снять тревогу за малыша, сориентировали родителей на активное взаимодействие.
В первые дни пребывание ребенка в детском саду является минимальным.
В процессе адаптации ребенка к детскому саду рекомендуется:
• использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
• использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
• создавать у ребенка положительный эмоциональный настрой.