Программа
Предварительный просмотр:
САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И
ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА»
Согласовано Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № от «__________» 202__ Председатель О.А. Фокина подпись Ф.И.О. | Утверждаю Директор СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Петродворцового района» _____________________ А.И. Алексеенко Приказ № ________ от «__________» 202__ |
М. П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МИР СВЕЧЕЙ»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 18 лет и старше
Срок реализации: 1год, 84 ч
Разработчик:
Жук М.О.
инструктор по труду отделение
профессиональной реабилитации
инвалидов трудоспособного
возраста и профессиональной
ориентации детей - инвалидов
Санкт- Петербург
2022
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Мир свечей»
Автор Жук Марина Олеговна - инструктор по труду высшей квалификационной категории СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района»
Направленность: художественная
Срок освоения – 1 год
Срок реализации: 1 год
Разделы программы:
- Вводные занятия;
- Свечное дело;
- Свечи простых форм;
- Свечи сложных разъемных форм;
- Декорирование свечей;
- Итоговая выставка работ;
Целевая аудитория: обучающиеся старше 18 лет, с различной формой инвалидности (нарушение интеллектуального, физического и психического развития).
Цель программы: формирование устойчивого интереса к свечеварению, как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Развитие трудовых навыков и творческих способностей, через овладение техниками свечного производства.
Задачи:
обучающие
- сформировать умения и навыки работы с различными видами инструментов и приспособлений для свечного творчества;
- познакомить с основами декорирования свечей и других предметов;
развивающие
- способствовать развитию художественного вкуса, чувства цвета, формы, размера, развивать творческую активность;
воспитательные
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость;
- воспитывать чувство ответственности за порученное задание.
Технологии, формы и методы работы
Содержание
страница
1. Аннотация ……………………………………………… 2
2. Пояснительная записка ………………………………………. 3
3. Календарный учебный график……………………………… 4-6
4.Учебный план ………………. ……………………………… 6
5. Рабочая программа …………………………………………. 7
5.1. Цели, задачи ………………………………………………… 7
5.2. Учебно-тематический план ………………………………… 8 -11
5.3. Планируемые результаты …………………………………. 11-12
5.4. Содержание обучения ……………………………………. 12-15
5.5. Методическое обеспечение ………………………………. 16
5.6. Материально- техническое обеспечение ………………… 17
6. Система контроля результативности обучения ……………. 18
7. Перечень нормативно - правовых документов …. ………… 19
8. Перечень литературных источников ……………………… 20
9. Приложение ………………………………………………… 21-23
Приложение №1 Критерии оценки результативности программ … 24-25
Приложение №2 Карта диагностического усвоения
2. Пояснительная записка
Направленность программы:
Программа «Мир свечей» ориентирована на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, самореализацию в творческой деятельности.
Создание свечей - невероятно увлекательный творческий процесс. Выбор формы, цвета, материалов для декора позволяет развивать эстетические навыки, формирует художественный вкус. Сделанные своими руками изделия имеют уникальный дизайн, подходящий для конкретного случая, несут в себе тепло рук, добрые чувства, вложенные в них при работе.
Программа «Мир свечей» имеет художественную направленность.
Актуальность программы:
Как подмечено, свечное искусство, зародившиеся в давние века, остается таким же актуальным, интересным и для нынешнего поколения.
Сегодня свечи воспринимаются нами, в основном, как атрибут праздников и романтических вечеров. Свечи помогают создать нам ту самую атмосферу, которая дает возможность расслабиться и окунуться в мир гармонии. Некоторые праздники без свечей просто невозможно представить: Рождество и Новый год, а еще дни рождения (праздничные свечи для тортов — куда же без них?).
Свечная мастерская подходит для работы абсолютно всем людям, даже с самыми глубокими нарушениями разнообразие операций обеспечивает интересную работу для всех. Свечную мастерскую отличает высокая продуктивность. Также свечная мастерская идеально подходит для организации работы, при которой возникает зависимость в работе друг от друга. Функционально подбираются доступные операции обучающимся.
Отличительной особенностью данной программы - является использование технологических особенностей свечного производства.
Программа включает в себя разделы и блоки. Каждый из разделов программы может претерпевать изменения в зависимости от подготовленности обучающихся. Возможно введение дополнительных тем или разделов, когда их запас недостаточен для освоения материала.
Каждый из разделов построен с учётом двух компонентов:
- обучающего компоненте, включающего первоначальные сведения о трудовых операциях;
- воспитывающего, формирующего понимание значения трудовой деятельности и ее эстетической оценки.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучающихся старше 18 лет, с различной формой инвалидности (нарушение интеллектуального, физического и психического развития).
Целью программы является формирование устойчивого интереса к свечеварению, как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Развитие трудовых навыков и творческих способностей, через овладение техниками свечного производства.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать умения и навыки работы с различными видами инструментов и приспособлений для свечного творчества;
- научить основным приёмам заливки свечей;
- сформировать умение самостоятельно осуществлять заливку простых форм
- помочь овладеть техникой работы с разъёмными и сложными формами;
- сформировать умение работать с однотонной и мозаичной техникой литья;
- познакомить с основами декорирования свечей и других предметов;
- научить применять полученные знания, умения, навыки в самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- повышать их общий образовательный уровень;
- способствовать развитию всех видов памяти;
- креативного мышления, внимания, воображения;
- формировать развитие руки (мелкие сенсорно-кинетические движения);
- способствовать развитию художественного вкуса, чувства цвета, формы, размера;
- развивать способность планировать, анализировать, делать вывод;
- развивать творческую активность.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость;
- воспитывать чувство ответственности за порученное задание;
- приобщать к искусству дизайна.
Коррекционные:
- коррекция недостатков психофизического развития в процессе
учебно-трудовой деятельности.
Условия реализации программы: Обучение свечному производству строится с учётом умственных и физических возможностей обучающихся. Сам технологический процесс - изготовления свечей, является средством реабилитации инвалидов.
Свечное производство является одним из действенных методов профессиональной реабилитации инвалидов. Комфортная атмосфера свечной мастерской доставляет удовольствие всем обучающимся, а также обеспечивает повышение их самооценки. А также, приобретённые знания, умения и навыки свечного производства помогут им, в принятии решения, по оформлению интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность.
Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.
В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с предоставленными материалами для работы.
На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве свечеварения. Обучающиеся радуются не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения свечного производства, с народными художественными традициями.
Условия реализации программы заключается в возможности реализации опыта российско-германского проекта, связанного с работой обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в свечной мастерской, развитии их творческого потенциала. Занятия могут проводиться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Главные принципы, лежащие в основе программы:
- Принцип доступности (соответствие индивидуальным особенностям).
- Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, наглядно-действенный показ).
- Принцип последовательности в овладении приемами труда с постепенным усложнением заданий.
Планируемые результаты:
По завершению изучаемого курса программы «Мир свечей», обучающиеся овладеют следующими умениями и навыками.
Личностными: включение обучающегося в процесс обучения, развитие мотивации учебной деятельности, умение понимать и выполнять задания, быть активным и контролировать свое поведение.
Метапредметными: планировать свою деятельность, научиться делать выбор, развить коммуникативные навыки в общении, быть готовым слушать собеседника и вести диалог, развивать потребность: к труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Предметными: перенос полученных умений и навыков на занятиях в условия реальной жизни, овладение и использование полученных навыков в дальнейшем обучении, как результат - мини – проект «свеча своими руками».
Все это окажет непосредственное влияние на формирование личности обучающегося и его характера, его позитивном отношении к занятиям, расширении кругозора, адаптации в социуме, коммуникативных навыках, гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала учащихся.
3. Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Периодичность занятий | ||
В соответствии с ИППСУ | 42 | 84 | 2 раза в неделю |
4.Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Вводные занятия | 6 | 3 | 3 | Диагностическое задание |
2. | Свечное дело | 10 | 4 | 6 | Изготовление изделия по технологической карте |
3. | Свечи простых форм | 32 | 11 | 21 | Изготовление изделия по технологической карте |
4. | Свечи сложных разъемных форм | 14 | 5 | 9 | Изготовление изделия по технологической карте |
5. | Декорирование свечей | 20 | 7 | 13 | Изготовление изделия по технологической карте |
6. | Итоговая выставка работ | 2 | 1 | 1 | Диагностическое задание |
Итого: | 84 | 30 | 54 |
5. Рабочая программа
5.1. Цель, задачи
Целью рабочей программы является формирование устойчивого интереса к свечеварению, как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Развитие трудовых навыков и творческих способностей, через овладение техниками свечного производства.
Задачи рабочей программы:
Обучающие:
- сформировать умения и навыки работы с различными видами инструментов и приспособлений для свечного творчества;
- научить основным приёмам заливки свечей;
- сформировать умение самостоятельно осуществлять заливку простых форм
- помочь овладеть техникой работы с разъёмными и сложными формами;
- сформировать умение работать с однотонной и мозаичной техникой литья;
- познакомить с основами декорирования свечей и других предметов;
- научить применять полученные знания, умения, навыки в самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- повышать их общий образовательный уровень;
- способствовать развитию всех видов памяти;
- креативного мышления, внимания, воображения;
- формировать развитие руки (мелкие сенсорно-кинетические движения);
-способствовать развитию художественного вкуса, чувства цвета, формы, размера;
- развивать способность планировать, анализировать, делать вывод;
- развивать творческую активность.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость;
- воспитывать чувство ответственности за порученное задание;
- приобщать к искусству дизайна.
Коррекционные:
- коррекция недостатков психофизического развития в процессе
учебно-трудовой деятельности.
5.2. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела тема | Содержание учебного материала, практическая и самостоятельная работа учащихся | Объем часов | Уровень усвоения | |
1 | Вводные занятия | Инструктаж по технике безопасности | 1 | ознакомительный | |
2 | Первичная диагностика | 1 | репродуктивный | ||
3 | 2.Свечное дело 2.1.История свечного дела | Теория: развитие технологии | |||
1 | ознакомительный | ||||
4 | Практика: технологические карты | 1 | репродуктивный | ||
5 | 2.2.Алгоритм приготовления смеси | Теория: состав смеси | 1 | ознакомительный | |
6 | Практика: этапы смешивания | 1 | репродуктивный | ||
7 | 2.3. Знакомство с техниками литья. Фитиль | Практика: формы, фитиль | 1 | репродуктивный | |
8 | Практика: формы, фитиль | 1 | репродуктивный | ||
9 | 2.4 Окрашивание парафина | Теория: красители | 1 | ознакомительный | |
10 | Практика: выбор красителя | 1 | репродуктивный | ||
11 | 2.5. Формы для свечей | Теория: многообразие форм | 1 | ознакомительный | |
12 | Практика: формы и заливка | 1 | репродуктивный | ||
13 | 3. Свечи простых форм 3.1. Плавающие свечи | Теория: форма «Цветок» | 1 | ознакомительный | |
14 | Практика: заливка «Цветок» | 1 | репродуктивный | ||
15 | Практика: заливка «Лодочка» | 1 | репродуктивный | ||
16 | Практика: заливка «Лодочка» | 1 | репродуктивный | ||
17 | 3.2. Свечи прямоугольной формы | Теория: прямоугольные формы | 1 | ознакомительный | |
18 | Практика: заливка формы | 1 | репродуктивный | ||
19 | Практика: прямоугольные формы | 1 | репродуктивный | ||
20 | Практика: заливка формы | 1 | репродуктивный | ||
21 | 3.3.Свечи в форме пирамиды | Теория: форма пирамида | 1 | ознакомительный | |
22 | Практика: заливка формы | 1 | репродуктивный | ||
23 | Теория: форма пирамида | 1 | ознакомительный | ||
24 | Практика: заливка формы | репродуктивный | |||
25 | 3.4. Цветные пластины | Теория: цветные пластины | 1 | ознакомительный | |
26 | Практика: цветные пластины | 1 | репродуктивный | ||
27 | Практика: цветные пластины | 1 | репродуктивный | ||
28 | Практика: цветные пластины | 1 | репродуктивный | ||
29 | Практика: цветные пластины | 1 | репродуктивный | ||
30 | Практика: цветные пластины | 1 | репродуктивный | ||
31 | 3.5. Мозаичные свечи | Теория: мозаичные свечи | 1 | ознакомительный | |
32 | Практика: заливка | 1 | репродуктивны | ||
33 | Теория: мозаичные свечи | 1 | ознакомительный | ||
34 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
35 | Практика: мозаичные свечи | 1 | репродуктивный | ||
36 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
37 | 3.6. Свечи цилиндрической формы | Теория: цилиндрические свечи | 1 | ознакомительный | |
38 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
39 | Теория: цилиндрические свечи | 1 | ознакомительный | ||
40 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
41 | Теория: послойная заливка | 1 | ознакомительный | ||
42 | Практика: послойная заливка | 1 | репродуктивный | ||
43август | 1.2. Вводные занятия Промежуточная диагностика | Теория: инструктаж по ТБ | ознакомительный | ||
44 | Практика: промежуточная диагностика | репродуктивные | |||
45 | 3.6. Свечи цилиндрической формы | Теория: округлые свечи | 1 | ознакомительный | |
46 | Практика: округлые свечи | 1 | репродуктивные | ||
47 | 4.Свечи сложных разъемных форм | Теория: форма «Шар» | 1 | ознакомительный | |
48 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
49 | Теория: форма «Шар» | 1 | ознакомительный | ||
50 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
51 | Теория: форма «Яйцо» | 1 | ознакомительный | ||
52 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
53 | Практика: форма «Яйцо» | 1 | репродуктивный | ||
54 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
55 | Теория: форма «Цветок» | 1 | ознакомительный | ||
56 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
57 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
58 | Практика: заливка | 1 | репродуктивный | ||
59 | Практика: заливка формы на выбор | 1 | репродуктивный | ||
60 | Практика: заливка формы на выбор | 1 | репродуктивный | ||
61 | 5.Декорирование свечей 1.3 Итоговая диагностика | Теория: декор | 1 | ознакомительный | |
62 | Практика: декор своими руками | 1 | репродуктивный | ||
63 | Практика: декор | 1 | репродуктивный | ||
64 | Практика: декор своими руками | 1 | репродуктивный | ||
65 | Теория: акриловые краски | 1 | ознакомительный | ||
66 | Практика: акриловые краски | 1 | репродуктивный | ||
67 | Практика: акриловые краски | 1 | репродуктивный | ||
68 | Практика: акриловые краски | 1 | репродуктивный | ||
69 | Теория: «Снежок» | 1 | ознакомительный | ||
70 | Практика: декор «Снежок» | 1 | репродуктивный | ||
71 | Практика: декор «Снежок» | 1 | репродуктивный | ||
72 | Практика: декор «Снежок» | 1 | репродуктивный | ||
73 | Теория: декупаж салфетки | 1 | ознакомительный | ||
74 | Практика: декупаж салфетки | 1 | репродуктивный | ||
75 | Практика: декупаж салфетки | 1 | репродуктивный | ||
76 | Практика: декупаж салфетки | 1 | репродуктивный | ||
77 | Теория: декупаж обстукивание | 1 | ознакомительный | ||
78 | Практика: декор обстукивание | 1 | репродуктивный | ||
79 | Теория: восковые пластинки | 1 | ознакомительный | ||
80 | Практика: восковые пластинки | 1 | репродуктивный | ||
81 | Теория: восковые пластинки | 1 | ознакомительный | ||
82 | Практика: Восковые пластинки | 1 | репродуктивный | ||
83 | 6. Итоговая Выставка работ | Практика: отбор работ | 1 | репродуктивный | |
84 | Практика: итоговая диагностика | 1 | репродуктивный | ||
Итого:84 | |||||
5.3. Планируемые результаты
К концу первого полугодия обучающиеся должны:
Информационно-понятийный уровень
знать | уметь |
правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, воском | соблюдать правила безопасности и личной гигиены |
название и назначение ручных инструментов: ножницы, пинцет, шило, игла | владеть ножницами, отрезать и вырезать, особенности работы с шилом, пинцетом, иглой |
Компоненты, входящие в состав смеси для отлива свечей: парафин, стеарин | составить смесь для отлива свечей |
знать инструменты необходимые для отлива свечей | уметь выбрать по заданию форму, приспособления и инструменты для отлива свечей |
процесс литья простых свечей | заливать свечи простой и послойной заливкой |
Творческий уровень: самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренные программой) с творческими дополнениями. Освоение технологических карт. Работа с инструкцией.
К концу обучения обучающиеся должны:
Информационно-понятийный уровень
знать | уметь |
знать название инструментов, материалов, предусмотренных программой | уметь их использовать по назначению |
правила безопасности труда при работе с инструментами, формами, материалами | соблюдать правила безопасности и личной гигиены; организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы |
технологии заливки разных форм, оформление свечей | работать самостоятельно, творчески подходить к своему труду |
Основные требования к умениям учащихся в конце программы
По окончании обучения в свечной мастерской, обучающиеся должны уметь:
- готовить формы под заливку;
- вдевать фитиль в иглу;
- производить заливку форм;
- вытягивать свечу из формы;
- выравнивать на плитке;
- декорировать свечу.
5.4. Содержание программы
№ п/п | Наименование раздела тема | Содержание учебного материала, практическая и самостоятельная работа учащихся | Объем часов |
1 | Вводные занятия | Теория: инструктаж по технике безопасности | 1 |
2 | Практика: первичная диагностика | 1 | |
3 | 2.Свечное дело 2.1.История | Теория: развитие технологии | 1 |
4 | Практика: технологические карты | 1 | |
5 | 2.2.Алгоритм приготовления смеси | Теория: составом смеси | 1 |
6 | Практика: этапы смешивание | 1 | |
7 | 2.3. Знакомство с техниками литья Фитиль | Практика: форма, фитиль | 1 |
8 | Практика: форма, фитиль | 1 | |
9 | 2.4 Окрашивание парафина | Теория: восковые красители | 1 |
10 | Практика: выбор красителя | 1 | |
11 | 2.5. Формы для свечей | Теория: многообразие форм | 1 |
12 | Практика: форма и заливка | 1 | |
13 | 3. Свечи простых форм 3.1. Плавающие свечи | Теория: форма «Цветок» | 1 |
14 | Практика: заливка формы
| 1 | |
15 | Практика: форма «Лодочка» | 1 | |
16 | Практика: заливка формы | 1 | |
17 | 3.2. Свечи прямоугольной формы | Теория: прямоугольная форма | 1 |
18 | Практика: заливка формы | 1 | |
19 | Практика: прямоугольная форма | 1 | |
20 | Практика: заливка формы | 1 | |
21 | 3.3. Свечи в форме пирамиды | Теория: форма пирамида | 1 |
22 | Практика: заливка формы | 1 | |
23 | Теория: форма пирамида
| 1 | |
24 | Практика: форма пирамида | ||
25 | 3.4. Цветные пластины | Теория: цветные пластины | 1 |
26 | Практика: заливка | 1 | |
27 | Практика: цветные пластины | 1 | |
28 | Практика: заливка | 1 | |
29 | Практика: цветные пластины | 1 | |
30 | Практика: заливка | 1 | |
31 | 3.5. Мозаичные свечи | Теория: мозаичные свечи | 1 |
32 | Практика: заливка | 1 | |
33 | Теория: мозаичные свечи | 1 | |
34 | Практика: заливка | 1 | |
35 | Практика: мозаичные свечи | 1 | |
36 | Практика: заливка | 1 | |
37 | 3.6. Свечи цилиндрической | Теория: цилиндрические свечи | 1 |
38 | Практика: заливка формы | 1 | |
39 | Теория: цилиндрические свечи | 1 | |
40 | Практика: заливка формы | 1 | |
41 | Теория: цилиндрические свечи | 1 | |
42 | Практика: заливка формы | 1 | |
43 | 1.2. Вводные занятия Промежуточная диагностика | Теория: инструктаж по ТБ | 1 |
44 | Практика: промежуточная диагностика | 1 | |
45 | Теория: округлые свечи | 1 | |
46 | Практика: заливка свечей | 1 | |
47 | 4.Свечи сложных разъемных форм | Теория: форма «Шар» | 1 |
48 | Практика: заливка формы | 1 | |
49 | Теория: форма «Шар» | 1 | |
50 | Практика: заливка формы | 1 | |
51 | Теория: форма «Яйцо» | 1 | |
52 | Практика: заливка формы | 1 | |
53 | Практика: заливка формы «Яйцо» | 1 | |
54 | Практика: заливка формы | 1 | |
55 | Теория: форма «Цветок» | 1 | |
56 | Практика: заливка формы | 1 | |
57 | Практика: форма «Цветок» | 1 | |
58 | Практика: заливка формы | 1 | |
59 | Теория: Форма «Парус» | 1 | |
60 | Практика: заливка формы | 1 | |
61 | 5.Декорирование свечей | Теория: декор | 1 |
62 | Практика: декор своими руками | 1 | |
63 | Практика: декор | 1 | |
64 | Практика: декор своими руками | 1 | |
65 | Теория: акриловые краски | 1 | |
66 | Практика: акриловые краски | 1 | |
67 | Практика: акриловые краски | 1 | |
68 | Практика: акриловые краски | ||
69 | Теория: декор «Снежок» | 1 | |
70 | Практика: «Снежок» | 1 | |
71 | Теория: декор «Снежок» | 1 | |
72 | Практика: «Снежок» | 1 | |
73 | Теория: декупаж салфетки | 1 | |
74 | Практика: декупаж салфетки | 1 | |
75 | Теория: декупаж салфетки | 1 | |
76 | Практика: декупаж салфетки | 1 | |
77 | Теория: декор обстукивание | 1 | |
78 | Практика: декор обстукивание | 1 | |
79 | Теория: восковые пластины | 1 | |
80 | Практика: восковые пластины | 1 | |
81 | Теория: восковые пластины | 1 | |
82 | Практика: восковые пластины | 1 | |
83 | 1.3 Итоговая диагностика | Подготовка к выставкам | 1 |
84 | Итоговая диагностика | 1 | |
Итого: | 84 |
5.5. Методическое обеспечение программы
Разделы программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Формы подведения итогов | |||||||||
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Индивидуальная, малая группа | Словесные, наглядные, практические | Инструкции по технике безопасности, карты технологического процесса | Контрольное занятие, опрос | |||||||||
2. Свечное дело | Индивидуальная, малая группа | Словесные наглядные, практические, репродуктивные, творческие методы | Карты технологических процессов, инструкции, набор игл, фитиль, формы, свечное оборудование | Диагностическое занятие, самостоятельная, творческая работа | |||||||||
3. Свечи простых форм | Индивидуальная, малая группа | Словесные, наглядные, практические, творческие, репродуктивные методы | Карты технологических процессов, инструкции, набор игл, фитиль, формы, оборудование | Диагностическое занятие, самостоятельная работа, творческие задания | |||||||||
4.Свечи сложных разъёмных форм | Индивидуальная, малая группа | Словесные, наглядные, практические, репродуктивные методы, поисковые | Карты технологических процессов, инструкции, набор игл, фитиль, формы, свечное оборудование | Диагностическое занятие, самостоятельная работа, творческие задания | |||||||||
5.Декорирование свечей | Индивидуальная, малая группа | Словесные, наглядные, практические, творческие, частично-поисковые, репродуктивные методы | Эскизы, восковые фломастеры, природный материал, акриловые краски, восковые пластины | Диагностическое занятие, самостоятельная работа, творческие задания | |||||||||
6. Декупаж на свече и на любых предметах | Индивидуальная, малая группа | Словесные, объяснительно-иллюстративные наглядные, частично-поисковые практические, репродуктивные, творческие методы | Эскизы, салфетки для декупажа, готовые изделия, средства для обработки поверхности свечи | Итоговое занятие, самостоятельная работа, творческие задания |
5.6. Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в светлом помещении, оборудованном рабочими местами (столы, стулья), шкафчиками для хранения инструментов, рабочего материала.
Оборудование полностью отвечает требованиям безопасности производства и физическим возможностям обучающихся. Инструменты хранятся в контейнерах в кабинете, материал обеспечивается педагогом.
Инструменты, материалы, оборудование:
- специальный бак для растапливания смеси парафина и стеарина
- бак термический для цветной смеси
- плитка для выравнивания
- комплект ковшей
- пластиковые формы для заливки свечей
- фитиль
- восковые красители
- парафин
- шпатели
- пинцет
- ножницы
- иглы
- заглушки
- восковой пластилин
- акриловые краски
- кисти
- клей ПВА
- восковые фломастеры
6. Система контроля результативности обучения
Для оценки эффективности программы используется система диагностики результативности:
Первичная диагностика
При приеме на программу с каждым обучающимся проводится собеседование с целью выявления его образовательного и творческого уровня, его интересов и способностей.
Даются творческие задания:
- на знание учащихся инструментов для свечного производства (дается право выбора необходимых инструментов);
- владение инструментами – тестовое задание (отмерь, отрежь и вдень фитиль в иглу, завяжи узел);
Проводится простейший тест на выяснение мотивации обучающихся к творческой деятельности.
Формы контроля в зависимости от вида деятельности на занятии:
При отслеживании результативности на 2-м и 3-м этапах используются такие методы, как педагогическое наблюдение, анализ и самоанализ выполненных работ, диагностических заданий.
Промежуточная диагностика
Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
Подготовка формы к заливке Приобретение умений и навыков в техниках заливки свечей: простая и поэтапная Температурный режим для заливки. Окрашивание парафина Плавающие свечи - техника заливки Самостоятельная работа | Умение подготовить формы к заливке Продемонстрировать техники заливки свечей: простую и поэтапную Знание необходимого температурного режима для заливки Умение окрашивать парафин. Знать техники заливки плавающих свечей Самостоятельная работа. |
Итоговая диагностика
Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
Продолжение знакомства с техниками заливки свечей сложных и разъемных форм. Декорирование свечей: красками восковыми фломастерами природными материалами ароматическими добавками | Диагностические задания Участие в оформлении выставок, конкурсах Творческие работы Итоговая диагностика усвоения материала по программе Участие в итоговой выставке за полгода, год |
Требования к каждому обучающемуся различны, в зависимости от наличия степени заболевания, способностей и особенностей.
Критерии оценки результативности программы разработаны по трем уровням – высокий, средний и низкий. Результат фиксируется в Приложение №1, №2
Формами подведения итогов реализации программы: на этапах промежуточной диагностики (по материалу занятия, отдельного раздела) - выполнение зачетных творческих заданий, обсуждение промежуточных и итоговых работ, индивидуальный и коллективный мини-проект, зачетные аудиторные выставки. В завершение программы: итоговые занятия, выставки, фестивали, конкурсы.
7. Перечень нормативно-правовых и методических документов
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ (последняя редакция)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 ("Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". (Зарегистрирован 29.11.2018 № 52831).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Зарегистрирован 18.09.2017 № 48226
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности (вместе с «Положением о образовательной деятельности» с 01.01.2021
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
8. Перечень литературных источников
Для педагога
- Васильева А. Праздничные свечи /А. Васильева. - М.: АСТ ПРЕСС, 2001. – 160с.: ил.
- Деревянко Т. Декоративные свечи / Т. Деревянко. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. –80 с.: ил.
3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей / Н. Винокурова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009.
- Гуревич К. М. Введение в психодиагностику. Учебное пособие для студентов / - К.М. Гуревич. – М.: ACADEMA, 2000. –191 с.
- Данилова Е. Е., Дубровина И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина.
- Ермакова И. Праздничные свечи: Техника. Приёмы. Изделия / И. Ермакова, пер. А. Васильевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. –160 с. – М.: ACADEMA, 2000. –159 с.
- Запорожец А. В. Психология. Учебник для пед. уч./ А.В. Запорожец. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1965. –239 с.
- Захарова А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захарова – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1986. – 127.
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Практическое пособие / Т. Д. Зинкевич, А. М. Михайлов. – СПб: СМАРТ, 1996. –99с.
- Куликов Л. В. Психологическое исследование /Л. В. Куликов. – С Пб. Речь, 2001. –184 с.
- Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О. В. Лебедева. – М.: ACADEMA, 2002. –156с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2011.
- Попова М. В. Психология растущего человека / М. В. Попова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. –128 с.
- Таннерт - Сагассер К. Практическое руководство по работе дневного центра и организации занятости для людей с умственной отсталостью в
Украине / К. Таннерт - Сагассер, Н. Майоровой. – Киев: КМ Академия, 2010. – 102 с.
- Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности / В.А. Худик. – СПб. Образование, 2000. –300 с., ил.0,75п.л., библиогр.270-295.
- Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Выпуск 3, - М., Баласс, 1999.
Для обучающихся:
- Бедник Н. И. Цветы на подносе / Н.И. Бедник. – Л.: Художник РСФСР, 1986. –35с.: ил.
- Зайцева А.А. Стильные штучки в стиле декупаж / АА. Зайцева. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. –88 с.: ил.
- Кожохина С. К. Жизнь ярче /С. К. Кожохина, Е. А. Панова. - Ярославль: Луч, 2007. –97с.: ил.
- Миллз Т. Искусство мозаики. Энциклопедия / Т.Миллз.М.: АРТ-Родник, 2007. –256 с.: ил.
- Митителло К. Большая книга подарков / К. Митителло. - М. Экмо, 2005. –80 с.: ил.
- Цирулик Н.А. Технология уроки творчества / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. - Самара: - Учебная литература, 2012. - –96с.: ил.
- Цирулик Н. А. Технология умные руки / Н. А. Проснякова. - Самара: - Учебная литература, 2012. – 96 с.: ил.
Приложение №1
Критерии оценки результативности программы
Конец 1-го полугодия
1.Овладение основными знаниями, умениями, навыками работы в свечной мастерской
Высокий уровень
Обучающийся знает, как выполнять и выполняет следующие операции верно:
- самостоятельно готовит формы к заливке;
- умеет залить свечу (простой и поэтапной заливкой);
- знает температурный режим для заливки;
- знает, как создать цветную смесь.
Средний уровень
- готовит формы к заливке с помощью педагога;
- заливает свечу простыми способами;
- требуется помощь в температурном режиме для заливки;
- требуется помощь в создании цветной смеси.
Низкий уровень
- требуется регулярная помощь в выполнении базовых форм и чтении
- технологических карт; выполняет образец при помощи педагога;
- не использует творческих дополнений даже по просьбе педагога.
2. Самостоятельность, внимание
Высокий уровень:
- обучающийся в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом;
- с помощью наводящих вопросов может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения;
- способен сконцентрировать внимание, чтобы понимать излагаемую педагогом информацию и выполнять требуемые действия, преобладает произвольное внимание.
Средний уровень:
-операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки;
-с помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения;
-преобладает произвольное внимание, иногда отвлекается.
Низкий уровень:
- операция выполняется только под постоянным руководством педагога;
- затрудняется в выполнении и исправлении своих ошибок;
- отвлекается, неусидчивый, невнимательный.
3.Развитие сенсорики (цвет, форма)
Высокий уровень:
- обучающийся правильно понимает пропорции, пространственное положение, форму, цвет.
Средний уровень:
- испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, цвета.
Низкий уровень:
- не может правильно (без помощи педагога) самостоятельно воспроизвести форму, точно соблюсти пропорции.
Конец года
1. Овладение основными знаниями, умениями, навыками работы в свечной мастерской
Высокий уровень:
-владеет умения и навыками свечного литья;
- умело сочетает разные формы техник в одной поделке;
- самостоятельно создает эскиз изделия, выполняет его
технологическую карту.
Средний уровень:
иногда требуется помощь педагога при выполнении базовых форм и в чтении технологических карт;
выполняет образец, предложенный педагогом, не используя творческих дополнений по собственной инициативе.
Низкий уровень:
- требуется регулярная помощь в выполнении форм
и чтении технологических карт;
- нуждается в помощи педагога и товарищей при изготовлении поделок;
- не использует творческих дополнений даже по просьбе педагога.
2. Самоконтроль
Высокий уровень:
- обучающийся самостоятельно планирует организацию
своего рабочего места, правильно выполняет технологические
операции, в состоянии выполнить изделие
по иллюстративному образцу, технологической карте;
- может самостоятельно исправлять ошибки.
Средний уровень:
- испытывает небольшие затруднения при организации
своего рабочего места и при выполнении технологических операций;
- может самостоятельно выявлять ошибки, но испытывает
затруднение при определении причин их возникновения.
Низкий уровень:
- совершает ошибки при организации своего рабочего места
и при выполнении технологических операций;
- затрудняется самостоятельно выявлять ошибки
и проводить их анализ.
3.Развитие сенсорики (цвет, форма)
Высокий уровень:
-правильно понимает конструктивное строение, пространственное положение, форму, цвет;
-правильно понимает гармоничность цветовых решений.
Средний уровень:
- испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, цвета.
Низкий уровень:
- не может правильно, без помощи педагога и других обучающихся, самостоятельно воспроизвести форму и соблюсти при этом пропорции;
- испытывает затруднения при передаче равновесия форм и цвета.
4. Дизайн
Высокий уровень:
- постоянно вносит авторские дополнения и изменения в предлагаемый педагогом образец;
- активно участвует в проектной деятельности, реализуя свои задумки и помогая товарищам;
- самостоятельно создает эскизы, технологические карты на разную тематику.
Средний уровень:
- иногда, в основном, по просьбе педагога вносит дополнения и изменения в образец, зачастую повторяя за товарищем;
- участвует в проектной деятельности как исполнитель, изредка проявляя инициативу;
- создает технологические карты и эскизы при помощи педагога и товарищей.
Низкий уровень:
- не вносит дополнений в предлагаемый образец;
- неохотно участвует в проектной деятельности;
-только просьбе и под руководством педагога, создает технологические карты.
Карта результативности усвоения дополнительной общеразвивающей программы
«Мир свечей»
Педагог: Жук Марина Олеговна_____________________
отделение: __ОПРИ тв ПОДИ____________________________
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Владеть ножницами, отрезать и вырезать | Особенности работы с шилом, пинцетом | Уметь завязывать узлы, владеть иглой | Работа по образцу и инструкции | Определять базовые формы и цвета | Средний балл |
Выводы: Уровень усвоения программы в среднем по группе –
0 – 1,4 – низкий уровень | чел | % |
1,5 – 2,4 – средний уровень | чел | % |
2,5 – 3 – высокий уровень | чел. | % |
Педагог /Жук Марина Олеговна /
Карта результативности усвоения дополнительной общеразвивающей программы
«Мир свечей»
Педагог: Жук Марина Олеговна_____________________
отделение: __ОПРИ тв ПОДИ_________________________________
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Соблюдать правила безопасности и личной гигиены | Владеть ножницами, особенности работы с шилом, пинцетом, иглой | Уметь выбрать, по заданию, форму, приспособления и инструменты для отлива свечей | Уметь заливать свечи простой и послойной заливкой | Уметь использовать элементы декорирования | Средний балл |
Выводы: Уровень умений и навыков в среднем по группе -
0 – 1,4 – низкий уровень | чел. | % |
1,5 – 2,4 – средний уровень | чел | % |
2,5 – 3 – высокий уровень | чел. | % |
Педагог / Жук Марина Олеговна /