Программа

Жук Марина Олеговна

Содержание и направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opri_zhuk_2022_programma_84_ch.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И

ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА»

Согласовано

Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол №        от «__________» 202__

Председатель                         О.А. Фокина

                                           подпись                     Ф.И.О.

Утверждаю

Директор СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Петродворцового района»

_____________________    А.И. Алексеенко

Приказ № ________ от «__________» 202__

М. П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МИР СВЕЧЕЙ»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 18 лет и старше

Срок реализации: 1год, 84 ч

                                                                                       Разработчик:

                                                                                       Жук М.О.

                                                                                       инструктор по труду отделение

                                                                                       профессиональной реабилитации

                                                                                       инвалидов трудоспособного

                                                                                       возраста и профессиональной                    

                                                                                       ориентации детей - инвалидов

Санкт- Петербург

2022

Аннотация

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Мир свечей»

Автор Жук Марина Олеговна - инструктор по труду высшей квалификационной категории СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района»

Направленность: художественная

Срок освоения – 1 год

Срок реализации: 1 год

Разделы программы:

  • Вводные занятия;
  • Свечное дело;
  • Свечи простых форм;
  • Свечи сложных разъемных форм;
  • Декорирование свечей;
  • Итоговая выставка работ;

Целевая аудитория: обучающиеся старше 18 лет, с различной формой инвалидности (нарушение интеллектуального, физического и психического развития).  

 Цель программы: формирование устойчивого интереса к свечеварению, как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Развитие трудовых навыков и творческих способностей, через овладение техниками свечного производства.

Задачи:

обучающие

  • сформировать умения и навыки работы с различными видами инструментов и приспособлений для свечного творчества;
  • познакомить с основами декорирования свечей и других предметов;

развивающие

  • способствовать развитию художественного вкуса, чувства цвета, формы, размера, развивать творческую активность;

воспитательные

  • воспитывать трудолюбие, целеустремлённость;
  • воспитывать чувство ответственности за порученное задание.

Технологии, формы и методы работы


Содержание

                                                                                           страница

1. Аннотация            ……………………………………………… 2                                          

2. Пояснительная записка ……………………………………….  3

3. Календарный учебный график………………………………   4-6

4.Учебный план    ………………. ………………………………   6

5. Рабочая программа     ………………………………………….  7

5.1. Цели, задачи …………………………………………………   7

5.2. Учебно-тематический план ………………………………… 8 -11

5.3. Планируемые результаты ………………………………….  11-12

5.4. Содержание обучения   …………………………………….  12-15

5.5. Методическое обеспечение ……………………………….   16

5.6. Материально- техническое обеспечение …………………   17

6. Система контроля результативности обучения …………….  18

7. Перечень нормативно - правовых документов …. …………  19

8. Перечень литературных источников   ………………………   20

9. Приложение    …………………………………………………   21-23

 Приложение №1 Критерии оценки результативности программ … 24-25

 Приложение №2 Карта диагностического усвоения


2. Пояснительная записка

 Направленность программы:

        Программа «Мир свечей» ориентирована на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, самореализацию в творческой деятельности.  

 Создание свечей - невероятно увлекательный творческий процесс. Выбор формы, цвета, материалов для декора позволяет развивать эстетические навыки, формирует художественный вкус. Сделанные своими руками изделия имеют уникальный дизайн, подходящий для конкретного случая, несут в себе тепло рук, добрые чувства, вложенные в них при работе.

Программа «Мир свечей» имеет художественную направленность.

  Актуальность программы:

      Как подмечено, свечное искусство, зародившиеся в давние века, остается таким же актуальным, интересным и для нынешнего поколения.

     Сегодня свечи воспринимаются нами, в основном, как атрибут праздников и романтических вечеров. Свечи помогают создать нам ту самую атмосферу, которая дает возможность расслабиться и окунуться в мир гармонии. Некоторые праздники без свечей просто невозможно представить: Рождество и Новый год, а еще дни рождения (праздничные свечи для тортов — куда же без них?).

     Свечная мастерская подходит для работы абсолютно всем людям, даже с самыми глубокими нарушениями разнообразие операций обеспечивает интересную работу для всех. Свечную мастерскую отличает высокая продуктивность. Также свечная мастерская идеально подходит для организации работы, при которой возникает зависимость в работе друг от друга. Функционально подбираются доступные операции обучающимся.

Отличительной особенностью данной программы -  является использование технологических особенностей свечного производства.

       Программа включает в себя разделы и блоки. Каждый из разделов программы может претерпевать изменения в зависимости от подготовленности обучающихся. Возможно введение дополнительных тем или разделов, когда их запас недостаточен для освоения материала.

       Каждый из разделов построен с учётом двух компонентов:

- обучающего компоненте, включающего первоначальные сведения о трудовых операциях;

- воспитывающего, формирующего понимание значения трудовой деятельности и ее эстетической оценки.

Адресат программы:

Программа предназначена для обучающихся старше 18 лет, с различной формой инвалидности (нарушение интеллектуального, физического и психического развития).  

Целью программы является формирование устойчивого интереса к свечеварению, как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Развитие трудовых навыков и творческих способностей, через овладение техниками свечного производства.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать умения и навыки работы с различными видами инструментов и приспособлений для свечного творчества;

-  научить основным приёмам заливки свечей;

-  сформировать умение самостоятельно осуществлять заливку простых   форм

-  помочь овладеть техникой работы с разъёмными и сложными формами;

-  сформировать умение работать с однотонной и мозаичной техникой литья;

-  познакомить с основами декорирования свечей и других предметов;

-  научить применять полученные знания, умения, навыки в самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- повышать их общий образовательный уровень;

- способствовать развитию всех видов памяти;

- креативного мышления, внимания, воображения;

- формировать развитие руки (мелкие сенсорно-кинетические движения);

- способствовать развитию художественного вкуса, чувства цвета, формы, размера;

- развивать способность планировать, анализировать, делать вывод;

- развивать творческую активность.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость;

- воспитывать чувство ответственности за порученное задание;

-  приобщать к искусству дизайна.

Коррекционные:

- коррекция недостатков психофизического развития в процессе

 учебно-трудовой деятельности.

Условия реализации программы: Обучение свечному производству строится с учётом умственных и физических возможностей обучающихся. Сам технологический процесс - изготовления свечей, является средством реабилитации инвалидов.

      Свечное производство является одним из действенных методов профессиональной реабилитации инвалидов. Комфортная атмосфера свечной мастерской доставляет удовольствие всем обучающимся, а также обеспечивает повышение их самооценки. А также, приобретённые знания, умения и навыки свечного производства помогут им, в принятии решения, по оформлению интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность.

       Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с предоставленными материалами для работы.

      На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца   начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве свечеварения. Обучающиеся радуются не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения свечного производства, с народными художественными традициями.

Условия реализации программы заключается в возможности реализации опыта российско-германского проекта, связанного с работой обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в свечной мастерской, развитии их творческого потенциала. Занятия могут проводиться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Главные принципы, лежащие в основе программы:

  1. Принцип доступности (соответствие индивидуальным особенностям).
  2. Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов, наглядно-действенный показ).
  3. Принцип последовательности в овладении приемами труда с постепенным усложнением заданий.

 Планируемые результаты:

По завершению изучаемого курса программы «Мир свечей», обучающиеся овладеют следующими умениями и навыками.

Личностными: включение обучающегося в    процесс обучения, развитие мотивации учебной деятельности, умение понимать и выполнять задания, быть активным и контролировать свое поведение.

Метапредметными: планировать   свою деятельность, научиться делать выбор, развить коммуникативные навыки в общении, быть готовым слушать собеседника и вести диалог, развивать потребность: к труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Предметными: перенос полученных умений и навыков на занятиях в условия реальной жизни, овладение и использование полученных навыков в дальнейшем обучении, как результат -  мини – проект «свеча своими руками».

Все это окажет непосредственное влияние на формирование личности обучающегося и его характера, его позитивном отношении к занятиям, расширении кругозора, адаптации в социуме, коммуникативных навыках, гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала учащихся.

3. Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Периодичность занятий

В соответствии с ИППСУ

42

84

2 раза

в неделю

4.Учебный план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводные занятия

6

3

3

Диагностическое задание

2.

Свечное дело

10

4

6

Изготовление изделия по технологической карте

3.

Свечи простых форм

32

11

21

Изготовление изделия по технологической карте

4.

Свечи сложных

разъемных форм

14

5

9

Изготовление изделия по технологической карте

5.

Декорирование свечей

20

7

13

Изготовление изделия по технологической карте

6.

Итоговая выставка работ

2

1

1

Диагностическое задание

Итого:

84

30

54

5. Рабочая программа

5.1. Цель, задачи

Целью рабочей программы является формирование устойчивого интереса к свечеварению, как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Развитие трудовых навыков и творческих способностей, через овладение техниками свечного производства.

 Задачи рабочей программы:

Обучающие:

- сформировать умения и навыки работы с различными видами инструментов и приспособлений для свечного творчества;

- научить основным приёмам заливки свечей;

- сформировать умение самостоятельно осуществлять заливку простых   форм

- помочь овладеть техникой работы с разъёмными и сложными формами;

- сформировать умение работать с однотонной и мозаичной техникой литья;

- познакомить с основами декорирования свечей и других предметов;

- научить применять полученные знания, умения, навыки в самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- повышать их общий образовательный уровень;

- способствовать развитию всех видов памяти;

- креативного мышления, внимания, воображения;

- формировать развитие руки (мелкие сенсорно-кинетические движения);

-способствовать развитию художественного вкуса, чувства цвета, формы, размера;

- развивать способность планировать, анализировать, делать вывод;

- развивать творческую активность.

Воспитательные:

-  воспитывать трудолюбие, целеустремлённость;

- воспитывать чувство ответственности за порученное задание;

-  приобщать к искусству дизайна.

Коррекционные:

- коррекция недостатков психофизического развития в процессе

 учебно-трудовой деятельности.

5.2. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

тема

Содержание учебного материала,

практическая и самостоятельная работа учащихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

Вводные занятия

Инструктаж по технике безопасности

1

ознакомительный

2

Первичная диагностика

1

репродуктивный

3

2.Свечное дело

2.1.История свечного дела

Теория: развитие технологии

1

ознакомительный

4

Практика: технологические карты

1

репродуктивный

5

2.2.Алгоритм приготовления смеси

Теория: состав смеси

1

ознакомительный

6

Практика: этапы смешивания

1

репродуктивный

7

2.3. Знакомство с техниками литья.

Фитиль

Практика: формы, фитиль

1

репродуктивный

8

Практика: формы, фитиль

1

репродуктивный

9

2.4 Окрашивание парафина

Теория: красители

1

ознакомительный

10

Практика: выбор красителя

1

репродуктивный

11

2.5. Формы для свечей

Теория: многообразие форм

1

ознакомительный

12

Практика: формы и заливка

1

репродуктивный

13

3. Свечи простых форм

3.1. Плавающие свечи

Теория: форма «Цветок»

1

ознакомительный

14

Практика: заливка «Цветок»

1

репродуктивный

15

Практика: заливка «Лодочка»

1

репродуктивный

16

Практика: заливка «Лодочка»

1

репродуктивный

17

3.2. Свечи прямоугольной формы

Теория: прямоугольные формы

1

ознакомительный

18

Практика: заливка  

формы

1

репродуктивный

19

Практика: прямоугольные формы

1

репродуктивный

20

Практика: заливка формы

1

репродуктивный

21

3.3.Свечи в форме пирамиды

Теория:

форма пирамида

1

ознакомительный

22

Практика: заливка  

формы

1

репродуктивный

23

Теория: форма пирамида

1

ознакомительный

24

Практика: заливка формы

репродуктивный

25

3.4. Цветные пластины

Теория: цветные пластины

1

ознакомительный

26

Практика: цветные пластины

1

репродуктивный

27

Практика: цветные пластины

1

репродуктивный

28

Практика: цветные пластины

1

репродуктивный

29

Практика: цветные пластины

1

репродуктивный

30

Практика: цветные пластины

1

репродуктивный

31

3.5. Мозаичные свечи

Теория:

мозаичные свечи

1

ознакомительный

32

Практика: заливка

1

репродуктивны

33

Теория:

мозаичные свечи

1

ознакомительный

34

Практика: заливка

1

репродуктивный

35

Практика:

мозаичные свечи

1

репродуктивный

36

Практика: заливка

1

репродуктивный

37

3.6. Свечи цилиндрической формы

Теория:

цилиндрические свечи

1

ознакомительный

38

Практика: заливка

1

репродуктивный

39

Теория:

цилиндрические

свечи

1

ознакомительный

40

Практика: заливка  

 1

репродуктивный

41

Теория: послойная  заливка

1

ознакомительный

42

Практика: послойная  

заливка

1

репродуктивный

43август

1.2. Вводные занятия

Промежуточная диагностика

Теория: инструктаж по ТБ

ознакомительный

44

Практика: промежуточная диагностика

репродуктивные

45

3.6. Свечи цилиндрической

формы

Теория: округлые свечи

1

ознакомительный

46

Практика: округлые свечи

1

репродуктивные

47

4.Свечи сложных разъемных форм

Теория: форма «Шар»

1

ознакомительный

48

Практика: заливка

1

репродуктивный

49

Теория: форма «Шар»

1

ознакомительный

50

Практика: заливка

1

репродуктивный

51

Теория: форма «Яйцо»

1

ознакомительный

52

Практика: заливка

1

репродуктивный

53

Практика: форма «Яйцо»

1

репродуктивный

54

Практика: заливка

1

репродуктивный

55

Теория: форма «Цветок»

1

ознакомительный

56

Практика: заливка

1

репродуктивный

57

Практика: заливка

1

репродуктивный

58

Практика: заливка

1

репродуктивный

59

Практика: заливка формы на выбор

1

репродуктивный

60

Практика: заливка формы на выбор

1

репродуктивный

61

5.Декорирование

свечей

1.3 Итоговая диагностика

Теория: декор

1

ознакомительный

62

Практика: декор   своими руками

1

репродуктивный

63

Практика: декор

1

репродуктивный

64

Практика: декор   своими руками

1

репродуктивный

65

Теория:

акриловые краски

1

ознакомительный

66

Практика:

акриловые краски

1

репродуктивный

67

Практика:

акриловые краски

1

репродуктивный

68

Практика:

акриловые краски

1

репродуктивный

69

Теория: «Снежок»

1

ознакомительный

70

Практика: декор «Снежок»

1

репродуктивный

71

Практика: декор «Снежок»

1

репродуктивный

72

Практика: декор

«Снежок»

1

репродуктивный

73

Теория: декупаж салфетки

1

ознакомительный

74

Практика: декупаж салфетки

1

репродуктивный

75

Практика: декупаж салфетки

1

репродуктивный

76

Практика: декупаж салфетки

1

репродуктивный

77

Теория: декупаж

обстукивание

1

ознакомительный

78

Практика: декор обстукивание

1

репродуктивный

79

Теория: восковые пластинки

1

ознакомительный

80

Практика: восковые пластинки

1

репродуктивный

81

Теория: восковые пластинки

1

ознакомительный

82

Практика:

Восковые пластинки

1

репродуктивный

83

6. Итоговая

Выставка работ

Практика:

отбор работ

1

репродуктивный

84

Практика: итоговая диагностика

1

репродуктивный

Итого:84

5.3. Планируемые результаты

К концу первого полугодия обучающиеся должны:

Информационно-понятийный уровень

знать

уметь

правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с  клеем, воском

соблюдать правила безопасности и личной гигиены

название и назначение ручных инструментов: ножницы, пинцет, шило, игла

владеть ножницами, отрезать и    вырезать, особенности работы

с шилом, пинцетом, иглой

Компоненты, входящие в состав смеси для отлива свечей: парафин,  стеарин

составить смесь для отлива свечей

знать инструменты необходимые для отлива свечей

уметь выбрать по  заданию  форму, приспособления  и инструменты  для отлива свечей

процесс литья  простых свечей

заливать свечи простой и послойной заливкой

Творческий уровень: самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренные программой) с творческими дополнениями. Освоение технологических карт. Работа с инструкцией.


К концу обучения обучающиеся должны:

Информационно-понятийный уровень

знать

уметь

знать название инструментов, материалов, предусмотренных программой

уметь их использовать по назначению

правила безопасности труда при работе с инструментами, формами, материалами

соблюдать правила безопасности и личной гигиены; организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы

технологии заливки разных форм, оформление свечей

работать самостоятельно, творчески

подходить к своему труду

Основные требования к умениям учащихся в конце программы

По окончании обучения в свечной мастерской, обучающиеся должны уметь:

  • готовить формы под заливку;
  • вдевать фитиль в иглу;
  • производить заливку форм;
  • вытягивать свечу из формы;
  • выравнивать на плитке;
  • декорировать свечу.

   

5.4. Содержание программы

№ п/п

Наименование раздела тема

Содержание учебного материала,

практическая и самостоятельная работа учащихся

Объем часов

1

Вводные занятия

Теория: инструктаж по технике безопасности

1

2

Практика: первичная диагностика

1

3

2.Свечное дело

2.1.История

Теория: развитие технологии

1

4

Практика: технологические карты

1

5

2.2.Алгоритм приготовления смеси

Теория: составом смеси

1

6

Практика: этапы смешивание

1

7

2.3. Знакомство с техниками литья

Фитиль

Практика: форма, фитиль

1

8

Практика: форма, фитиль

1

9

2.4 Окрашивание парафина

Теория: восковые красители

1

10

Практика: выбор красителя

1

11

2.5. Формы для свечей

Теория: многообразие форм

1

12

Практика: форма и заливка

1

13

3. Свечи простых форм

3.1. Плавающие свечи

Теория: форма «Цветок»

1

14

Практика: заливка формы

 

1

15

Практика: форма «Лодочка»

1

16

Практика: заливка формы

1

17

3.2. Свечи прямоугольной формы

Теория: прямоугольная форма

1

18

Практика: заливка формы

1

19

Практика: прямоугольная форма

1

20

Практика: заливка формы

1

21

3.3. Свечи в форме пирамиды

Теория: форма пирамида

1

22

Практика: заливка формы

1

23

Теория: форма пирамида

 

1

24

Практика: форма пирамида

25

3.4. Цветные пластины

Теория: цветные пластины

1

26

Практика: заливка

1

27

Практика: цветные

 пластины

1

28

Практика: заливка

1

29

Практика: цветные пластины  

1

30

Практика: заливка

1

31

3.5. Мозаичные свечи

Теория: мозаичные свечи

1

32

Практика: заливка

1

33

Теория: мозаичные свечи

1

34

Практика: заливка

1

35

Практика: мозаичные свечи

1

36

Практика: заливка

1

37

3.6. Свечи цилиндрической

Теория: цилиндрические свечи

1

38

Практика: заливка формы

1

39

Теория: цилиндрические свечи

1

40

Практика: заливка формы

1

41

Теория: цилиндрические свечи

1

42

Практика: заливка формы

1

43

1.2. Вводные занятия

Промежуточная диагностика

Теория: инструктаж по ТБ

1

44

Практика: промежуточная диагностика

1

45

Теория: округлые свечи

1

46

Практика: заливка свечей

1

47

4.Свечи сложных разъемных форм

Теория: форма «Шар»

1

48

Практика: заливка формы

1

49

Теория: форма «Шар»

1

50

Практика: заливка формы

1

51

Теория: форма «Яйцо»

1

52

Практика: заливка формы

1

53

Практика: заливка формы «Яйцо»

1

54

Практика: заливка формы

1

55

Теория: форма «Цветок»

1

56

Практика: заливка формы

1

57

Практика: форма «Цветок»

1

58

Практика: заливка формы

1

59

Теория: Форма «Парус»

1

60

Практика: заливка формы

1

61

5.Декорирование

свечей

Теория: декор

1

62

Практика: декор своими руками

1

63

Практика: декор

1

64

Практика: декор своими руками

1

65

Теория: акриловые краски

1

66

Практика: акриловые краски

1

67

Практика: акриловые краски

1

68

Практика: акриловые краски

69

Теория: декор «Снежок»

1

70

Практика: «Снежок»

1

71

Теория: декор «Снежок»

1

72

Практика: «Снежок»

1

73

Теория: декупаж салфетки

1

74

Практика: декупаж салфетки

1

75

Теория: декупаж салфетки

1

76

Практика: декупаж салфетки

1

77

Теория: декор обстукивание

1

78

Практика: декор обстукивание

1

79

Теория: восковые пластины

1

80

Практика: восковые пластины

1

81

Теория: восковые пластины

1

82

Практика: восковые пластины

1

83

1.3 Итоговая диагностика

Подготовка к выставкам

1

84

Итоговая диагностика

1

Итого:

84

5.5. Методическое обеспечение программы

        

Разделы

программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Индивидуальная, малая группа

Словесные,

наглядные,

практические

Инструкции по технике безопасности, карты технологического процесса

Контрольное

занятие, опрос

2. Свечное дело

Индивидуальная, малая группа

Словесные

наглядные, практические,

репродуктивные, творческие методы

Карты технологических процессов, инструкции, набор игл, фитиль, формы, свечное оборудование

Диагностическое занятие, самостоятельная,  творческая работа

3. Свечи простых форм

Индивидуальная, малая группа

Словесные,

наглядные, практические, творческие,

репродуктивные

методы

Карты технологических процессов, инструкции, набор игл, фитиль, формы, оборудование

Диагностическое занятие, самостоятельная работа, творческие задания

4.Свечи сложных разъёмных форм

Индивидуальная, малая группа

Словесные,

наглядные, практические,

репродуктивные

методы, поисковые

Карты технологических процессов, инструкции, набор игл, фитиль, формы, свечное оборудование

Диагностическое занятие, самостоятельная работа, творческие задания

5.Декорирование свечей

Индивидуальная, малая группа

Словесные,

наглядные, практические, творческие,

частично-поисковые,

репродуктивные

методы

Эскизы, восковые фломастеры, природный материал, акриловые краски, восковые пластины

Диагностическое занятие, самостоятельная работа, творческие задания

6. Декупаж на свече и на любых предметах

Индивидуальная, малая группа

Словесные, объяснительно-иллюстративные

наглядные,

частично-поисковые практические,

репродуктивные, творческие  методы

Эскизы, салфетки для декупажа, готовые изделия, средства для обработки поверхности свечи

Итоговое занятие, самостоятельная работа, творческие задания

                         


   5.6. Материально-техническое обеспечение

Занятия проходят в светлом помещении, оборудованном рабочими местами (столы, стулья), шкафчиками для хранения инструментов, рабочего материала.

Оборудование    полностью    отвечает    требованиям    безопасности    производства    и физическим возможностям обучающихся. Инструменты хранятся в контейнерах в кабинете, материал обеспечивается педагогом.

Инструменты, материалы, оборудование:

  • специальный бак для растапливания смеси парафина и стеарина
  • бак термический для цветной смеси
  • плитка для выравнивания
  • комплект ковшей
  • пластиковые формы для заливки свечей
  • фитиль
  • восковые красители
  • парафин
  • шпатели
  • пинцет
  • ножницы
  • иглы
  • заглушки
  • восковой пластилин
  • акриловые краски
  • кисти
  • клей ПВА
  • восковые фломастеры    

6. Система контроля результативности обучения

Для оценки эффективности программы используется система диагностики результативности:

Первичная диагностика

При приеме на программу с каждым обучающимся проводится собеседование с целью выявления его образовательного и творческого уровня, его интересов и способностей.

Даются творческие задания:

            - на знание учащихся инструментов для свечного производства (дается право выбора необходимых инструментов);

            - владение инструментами – тестовое задание (отмерь, отрежь и вдень фитиль в иглу, завяжи узел);

Проводится простейший тест на выяснение мотивации обучающихся к творческой деятельности.

Формы контроля в зависимости от вида деятельности на занятии:

При отслеживании результативности на 2-м и 3-м этапах используются такие методы, как педагогическое наблюдение, анализ и самоанализ выполненных работ, диагностических заданий.

 Промежуточная диагностика

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Подготовка формы к заливке

Приобретение умений и навыков в техниках заливки свечей: простая и поэтапная

Температурный режим для заливки.

Окрашивание парафина

Плавающие свечи - техника заливки

Самостоятельная работа

Умение подготовить формы к заливке

Продемонстрировать техники заливки свечей: простую и поэтапную

Знание необходимого температурного режима для заливки

Умение окрашивать парафин.

Знать техники заливки плавающих свечей

Самостоятельная работа.

Итоговая диагностика

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Продолжение знакомства с техниками заливки свечей сложных и разъемных форм.

Декорирование свечей: красками восковыми фломастерами

природными материалами ароматическими добавками

Диагностические задания

Участие в оформлении выставок, конкурсах

Творческие работы

Итоговая диагностика усвоения материала по программе

Участие в итоговой выставке за полгода, год

Требования к каждому обучающемуся различны, в зависимости от наличия степени заболевания, способностей и особенностей.

Критерии оценки результативности программы разработаны по трем уровням – высокий, средний и низкий. Результат фиксируется в Приложение №1, №2

Формами подведения итогов реализации программы: на этапах промежуточной диагностики (по материалу занятия, отдельного раздела) -  выполнение зачетных творческих   заданий, обсуждение промежуточных и итоговых работ, индивидуальный и коллективный мини-проект, зачетные аудиторные выставки. В завершение программы: итоговые занятия, выставки, фестивали, конкурсы.

7. Перечень нормативно-правовых и методических документов

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ (последняя редакция)
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 ("Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". (Зарегистрирован 29.11.2018 № 52831).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Зарегистрирован 18.09.2017 № 48226
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности (вместе с «Положением о образовательной деятельности» с 01.01.2021
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

8. Перечень литературных источников

Для педагога

  1. Васильева А. Праздничные свечи /А. Васильева. - М.: АСТ ПРЕСС, 2001. – 160с.: ил.
  2. Деревянко Т. Декоративные свечи / Т. Деревянко. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. –80 с.: ил.

3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей / Н. Винокурова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009.

  1. Гуревич К. М. Введение в психодиагностику. Учебное пособие для студентов / - К.М. Гуревич. – М.: ACADEMA, 2000. –191 с.
  2. Данилова Е. Е., Дубровина И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина.
  3. Ермакова И. Праздничные свечи: Техника. Приёмы. Изделия / И. Ермакова, пер. А. Васильевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. –160 с. – М.: ACADEMA, 2000. –159 с.
  4. Запорожец А. В. Психология. Учебник для пед. уч./ А.В. Запорожец. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1965. –239 с.
  5. Захарова А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка /      А. И. Захарова – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1986. – 127.
  6. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Практическое пособие / Т. Д. Зинкевич, А. М. Михайлов. – СПб: СМАРТ, 1996. –99с.
  7. Куликов Л. В. Психологическое исследование /Л. В. Куликов. – С Пб. Речь, 2001. –184 с.
  8. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О. В. Лебедева. – М.: ACADEMA, 2002. –156с.
  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2011.
  10.  Попова М. В. Психология растущего человека / М. В. Попова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. –128 с.
  11. Таннерт - Сагассер К. Практическое руководство по работе дневного центра и организации занятости для людей с умственной отсталостью в

Украине / К. Таннерт - Сагассер, Н. Майоровой.  – Киев: КМ Академия, 2010.  – 102 с.

  1.  Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности / В.А. Худик. – СПб. Образование, 2000. –300 с., ил.0,75п.л., библиогр.270-295.
  2. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. / Под    научной редакцией А.А. Леонтьева. Выпуск 3, - М., Баласс, 1999.

Для обучающихся:

  1. Бедник Н. И. Цветы на подносе / Н.И. Бедник. – Л.: Художник РСФСР, 1986. –35с.: ил.
  2. Зайцева А.А. Стильные штучки в стиле декупаж / АА. Зайцева. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. –88 с.: ил.
  3. Кожохина С. К. Жизнь ярче /С. К. Кожохина, Е. А. Панова. - Ярославль: Луч, 2007. –97с.: ил.
  4. Миллз Т. Искусство мозаики. Энциклопедия / Т.Миллз.М.: АРТ-Родник, 2007. –256 с.: ил.
  5. Митителло К. Большая книга подарков / К. Митителло. - М. Экмо, 2005. –80 с.: ил.
  6. Цирулик Н.А. Технология уроки творчества / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. - Самара: - Учебная литература, 2012. - –96с.: ил.
  7. Цирулик Н. А. Технология умные руки / Н. А. Проснякова. - Самара: - Учебная литература, 2012. – 96 с.: ил.


Приложение №1

Критерии оценки результативности программы

Конец 1-го полугодия

1.Овладение основными знаниями, умениями, навыками работы в свечной мастерской

Высокий уровень

Обучающийся знает, как выполнять и выполняет следующие операции верно:

         - самостоятельно готовит формы к заливке;

         - умеет залить свечу (простой и поэтапной заливкой);

         - знает температурный режим для заливки;

         - знает, как создать цветную смесь.

Средний уровень

         - готовит формы к заливке с помощью педагога;

         - заливает свечу простыми способами;

         - требуется помощь в температурном режиме для заливки;

         - требуется помощь в создании цветной смеси.

Низкий уровень

         - требуется регулярная помощь в выполнении базовых форм и чтении    

         - технологических карт; выполняет образец при помощи педагога;

         - не использует творческих дополнений даже по просьбе педагога.

2.  Самостоятельность, внимание

Высокий уровень:

         - обучающийся в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом;

         - с помощью наводящих вопросов может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения;

         - способен сконцентрировать внимание, чтобы понимать излагаемую педагогом информацию и выполнять требуемые действия, преобладает произвольное внимание.

Средний уровень:

         -операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки;

         -с помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения;

         -преобладает произвольное внимание, иногда отвлекается.

Низкий уровень:

         - операция выполняется только под постоянным руководством педагога;

          - затрудняется в выполнении и исправлении своих ошибок;

          - отвлекается, неусидчивый, невнимательный.

3.Развитие сенсорики (цвет, форма)

Высокий уровень:

             - обучающийся правильно понимает пропорции, пространственное положение, форму, цвет.

Средний уровень:

         - испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, цвета.

Низкий уровень:

         - не может правильно (без помощи педагога) самостоятельно воспроизвести форму, точно соблюсти пропорции.

Конец года

1. Овладение основными знаниями, умениями, навыками работы в свечной мастерской

 

Высокий уровень:

-владеет умения и навыками свечного литья;

- умело сочетает разные формы техник в одной поделке;

- самостоятельно создает эскиз изделия, выполняет его

 технологическую карту.

Средний уровень:

иногда требуется помощь педагога при выполнении базовых форм и в чтении технологических карт;

выполняет образец, предложенный педагогом, не используя творческих дополнений по собственной инициативе.

Низкий уровень:

- требуется регулярная помощь в выполнении форм

 и чтении технологических карт;

- нуждается в помощи педагога и товарищей при изготовлении поделок;

- не использует творческих дополнений даже по просьбе педагога.

2. Самоконтроль

Высокий уровень:

- обучающийся самостоятельно планирует организацию

своего рабочего места, правильно выполняет технологические

 операции, в состоянии выполнить изделие

по иллюстративному образцу, технологической карте;

- может самостоятельно исправлять ошибки.

Средний уровень:

-  испытывает небольшие затруднения при организации

 своего рабочего места и при выполнении технологических операций;

- может самостоятельно выявлять ошибки, но испытывает

 затруднение при определении причин их возникновения.

Низкий уровень:

- совершает ошибки при организации своего рабочего места

 и при выполнении технологических операций;

- затрудняется самостоятельно выявлять ошибки

 и проводить их анализ.

3.Развитие сенсорики (цвет, форма)

Высокий уровень:

            -правильно понимает конструктивное строение, пространственное положение, форму, цвет;

            -правильно понимает гармоничность цветовых решений.

Средний уровень:

-  испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, цвета.

Низкий уровень:

-  не может правильно, без помощи педагога и других обучающихся, самостоятельно воспроизвести форму и соблюсти при этом пропорции;

- испытывает затруднения при передаче равновесия форм и цвета.

4. Дизайн

Высокий уровень:

- постоянно вносит авторские дополнения и изменения в предлагаемый педагогом образец;

- активно участвует в проектной деятельности, реализуя свои задумки и помогая товарищам;

- самостоятельно создает эскизы, технологические карты на разную тематику.

Средний уровень:

- иногда, в основном, по просьбе педагога вносит дополнения и изменения в образец, зачастую повторяя за товарищем;

 - участвует в проектной деятельности как исполнитель, изредка проявляя инициативу;

- создает технологические карты и эскизы при помощи педагога и товарищей.

Низкий уровень:

- не вносит дополнений в предлагаемый образец;

- неохотно участвует в проектной деятельности;

-только просьбе и под руководством педагога, создает технологические   карты.

Карта результативности усвоения дополнительной общеразвивающей программы

«Мир свечей»

Педагог:         Жук Марина Олеговна_____________________

отделение: __ОПРИ тв ПОДИ____________________________

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Владеть ножницами, отрезать и    вырезать

Особенности работы

с шилом, пинцетом

Уметь завязывать узлы, владеть иглой

Работа по образцу

и инструкции

Определять базовые формы и цвета

Средний балл

Выводы: Уровень усвоения программы в среднем по группе –

0 – 1,4 – низкий уровень

 чел

%

1,5 – 2,4 – средний уровень

 чел

%

2,5 – 3 – высокий уровень

 чел.

%

Педагог                                                         /Жук Марина Олеговна                        /

Карта результативности усвоения дополнительной общеразвивающей программы

«Мир свечей»

Педагог:         Жук Марина Олеговна_____________________

отделение: __ОПРИ тв ПОДИ_________________________________

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Соблюдать правила безопасности и личной гигиены

Владеть ножницами, особенности работы

с шилом, пинцетом, иглой

Уметь выбрать, по  заданию,   форму, приспособления  и инструменты  для отлива свечей

 Уметь заливать свечи простой и послойной заливкой

 Уметь использовать элементы декорирования

Средний балл

Выводы: Уровень умений и навыков в среднем по группе -

0 – 1,4 – низкий уровень

  чел.

%

1,5 – 2,4 – средний уровень

  чел

 %

2,5 – 3 – высокий уровень

  чел.

 %

Педагог                                                         /        Жук Марина Олеговна                /