Главные вкладки
Галкина Надежда Петровна
Система комплексного коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с ОВЗ
Проблемой преодоления недоразвития речи занимались такие крупнейшие учёные как Н.В.Нищева Г. А. Каше, Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина, Т.В.Туманова, В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко Г.Г. Голубева.
В основу логопедического воздействия они положили комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:
- формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и
фонематического восприятия;
- формирование звукопроизношения;
- формирование навыков дифференциации звуков;
- формирование звуко-слогового анализа и синтеза слова;
- развитие лексики, грамматического строя и связной речи в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду;
- развитие высших психических функций, необходимых для овладения грамотой (внимание, память, мышление);
- подготовка к обучению грамоте (в старшей группе);
- развитие мелкой моторики рук;
- нормализация оптико-пространственных представлений, развитие зрительного гнозиса;
- обучение послоговому чтению в подготовительной группе;
- подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами.
Таким образом, учёные научно подтвердили, что максимально эффективная коррекция речевых дефектов возможна лишь при многоаспектном подходе к ним.
Комплексный подход к содержанию коррекционно-развивающей работе позволяет сформировать психологическую базу для овладения устной и письменной речью, способствует профилактике специфических ошибок на письме и при чтении, обусловленных недоразвитием речи.
Программа Т.Е.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Этими учеными доказано, что обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми. Занятия имеют большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. На каждом занятии в единстве реализуются коррекционно-развивающие, общеобразовательные и воспитательные задачи.
Исследовательские работы О.А.Степановой, Е.Л.Борисовой , О.Л. Козыревой, Р.А Кирьяновой, С.О. Подобед также доказывают, что от того, насколько четко спланирован и проведен каждый вид занятий, напрямую зависят ход и результаты всей коррекционной работы. По мнению авторов, логопедические занятия носят комплексный и интегрально-личностностный характер и предусматривают необходимость коррекционно-педагогического воздействия не только на нарушенную сторону речи логопата, но одновременно и в целом на все стороны его речи (звуковую, лексико-грамматическую, темпо-ритмическую, мелодико-интонационную, письмо и чтение), на все виды его психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения.
Основным направлением комплексного психолого-педагогического сопровождения Н.В.Нищева считает проектирование и реализация индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Л.А.Боровцова выделила четыре этапа комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
Диагностический этап. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, строят прогнозы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные планы (программы), распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки исполнения.
Деятелъностный этап. В ходе этого этапа реализуются индивидуальные планы (программы) комплексного сопровождения детей с нарушениями речи. Занятия, проводимые профильными специалистами, предоставляют большие возможности для формирования всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связного высказывания. По рекомендации логопеда специалисты включают игры, упражнения на развитие психологической базы речи, артикуляционной, общей и мелкой моторики, по коррекции личностного развития ребенка.
Аналитический этап. На этом этапе анализируются результаты совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, и определяются дальнейшие перспективы их обучения и воспитания.
По мнению М.А.Поваляевой, важным в комплексном сопровождении детей с ОВЗ является процесс организации психолого-медико−педагогического консилиума в ДОУ. Тщательное комплексное обследовании с учетом личностно-ориентированного подхода позволяет получить количественную и качественную характеристику уровня развития детей, дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить маршрут индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком.
Другие исследователи (Л.М. Шипицына, О.Н.Костенькова, С.О. Подобед) в своих работах также утверждают, что деятельность ПМПк в ДОУ является системообразующей и осуществляет не только коррекционно-диагностическую, но и методическую, просветительскую, воспитательную работу как с педагогами ДОУ, так и с родителями. Благодаря его функционированию проводятся координация и интеграция деятельности всех участников коррекционно-педагогического процесса.
В работах исследователей подчеркивается, что все специалисты при создании модели заимодействия работают под руководством учителя-логопеда, который являлся организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Взаимосвязь специалистов заключается в логопедизации режимных моментов и занятий.
Вместе с тем, необходимо четко определить и разграничить функции педагогов, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Педагоги, занимающие изучением этой проблемы - С.И.Карпова, В.В.Мамаева, А.В.Никитина выделяют несколько составляющих работы специалистов:
− самоподготовка по актуальным вопросам логопедии и смежных с нею наук, постоянный обмен соответствующей информацией;
− совместное обсуждение результатов исследования речевой и неречевой сферы детей, оценка степени «продвижения»;
− обмен профессиональной информацией;
− специальный подбор методик и адаптация приёмов работы;
− включение в свою деятельность адаптированных методов и технологий работы коллег.
М.А.Поваляевой, Н.В.Нищевой, Л.А.Боровцовой, О.С.Гомзяк были определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.
В комплексной системе взаимодействия исследователи каждому специалисту отводят свою сферу профессиональной деятельности.
Логопед информирует воспитателя и психолога об особенностях речевого развития воспитанников, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалистам в решении их узкопрофильных задач (об особенностях их сенсомоторного развития, восприятия, внимания, памяти, навыков общения, протекания речемыслительных операций и т.д.)
Воспитатель сообщает психологу и логопеду о характере усвоения программного материала воспитанниками, об уровне сформированности у них знаний об окружающем мире, математических представлений, навыков конструирования и реконструирования, моделирования из природного и дидактического материала, навыков рисования и лепки.
Совместно анализируется ход реализации как общеобразовательных, так и коррекционно-развивающих задач, которые помогают преодолевать недостатки сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сфер.
Психолог рассказывает коллегам о том, как развиваются познавательные процессы воспитанников (память, восприятие, внимание различной модальности, мыслительные операции и т.д.); дает рекомендации, направленные на успешное освоение каждым ребенком коррекционной и образовательной программ, информирует о психологических особенностях поведения. Данные логопеда и воспитателя помогают психологу составить полную характеристику эмоционально-личностных особенностей воспитанников. Это в свою очередь помогает определить выбор методов и технологий в реализации индивидуального подхода к ребенку. Подробно методика экспертной педагогической оценки описана В.В.Мамаевой в статье «Экспертная оценка в детском саду» (журнал «Обруч», 2004, №5.).
Значительную роль в коррекционно-образовательном процессе играет использование из арсенала коллег методических средств и приемов по развитию речевой и неречевой составляющих развития ребенка Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды учебно-практической и игровой деятельности дошкольников.
В своих работах РомановичО.А. Лизунова Л.Р.Малышева писали, что обеспечение тесной взаимосвязи в работе педагогического коллектива с родителями — важнейший аспект коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.
О.В. Бачина, А.П. Самородова определили задачи комплексного взаимодействия логопеда и семьи ребёнка, имеющего нарушения речи:
создание положительной мотивации родителей к сотрудничеству с логопедом;
обоснование необходимости совместной коррекционной логопедической работы с детьми;
формирование атмосферы общности интересов;
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;
обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.
По мнению Ж.В. Цуциевой, И.С.Чижовой, Н.Г.Ватаевой, Г.В. Бариновой, совместная работа логопеда с родителями осуществляется в следующих формах: проведение родительских собраний; оформление стендов и уголков в помощь родителям; просмотры открытых фронтальных и индивидуальных логопедических занятий; речевые семейные праздник; консультации; семинары-практикумы; беседы; чтение лекций; анкетирование; проведение семинаров; обучение родителей игровым занятиям.
Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.
Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что комплексный подход в устранении речевого нарушения у детй с ОВЗ предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие сенсомоторной сферы, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоровления всего организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно- педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Важным в комплексном сопровождении детей с ОВЗ вляется процесс организации психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ. Тщательное комплексное обследовании с учетом личностно-ориентированного подхода позволяет получить количественную и качественную характеристику уровня развития детей, дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить маршрут индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком.
Ученые утверждали, что целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа всего коллектива дошкольного учреждения, осознанная заинтересованность включения в этот процесс семьи — важнейшие аспекты повышения результативности обучения.
Список используемой литературы
1. Бачина О.,В Самородова А.П.. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи // Библиотека журнала «Логопед».- М.: Сфера, 2009
2. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие. Тамбов 2007
3. Гомзяк О.С. Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей // Научно-методический журнал «Логопед в детском саду».№5, 2017
4. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» №1, 2016
5. Иванова О.Ф. Лакомых С.М. Емельянова Н.И. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. // Научно-методический журнал «Логопед» №3 2017
6. Карпова C.И., Мамаева В.В., Никитина А.В., Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. // «Логопед в детском саду». 2007.№9
7. Каше Г. А., Филичева Т. Б.Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. М.: Просвещение, 2008.
8. Костенькова О.Н. Комплексный подход в работе по преодолению речевых нарушений у детей. // Логопед в детском саду №9-10,2015
9. ЛепихинаН.Л., Лизунова Л.Р.Малышева Н.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе. // Логопед.№8,2016
10. Лизунова Л.Р.Малышева Организация единого речевого режима в ДОУ.//Логопед.№3, 2016
11. Панферова И.В., Филиппова Л.Н., Кулаковская В.И. Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ. // Логопед №4, 2017
12. Поваляева М. А.Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
13. Подобед С.О., Щербинина Д.К. Комплексный подход к коррекции нарушений речи у детей. // Логопед №1, 2015
14. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007
15. ФурееваЕ.П. Е.В Овчинникова Е.В. Бабина Е.С. Работа учителя- логопеда с семьей, имеющей ребёнка с различными речевыми нарушениями. Логопед в детском саду №8 2008
16. Цуциева Ж.В. Чижова И.С. Ватаева Н.Г. Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребёнка. Логопед №8 2016
Шипицина Л.М., Хилько А.А.и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб. Изд. «Речь»,2010