Геоморфология своей местности

Ширина Динара Наильевна

Проведение краеведческих экскурсий

на тему «Геоморфология своей местности»

с последующей разработкой ученических проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_geografii_dokument_shirinoy_d.n.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

IV Регионального сетевого конкурса

методических разработок учителей «Мир географии»

Проведение краеведческих экскурсий

на тему «Геоморфология своей местности»

с последующей разработкой ученических проектов.

Работу выполнила:

учитель географии МАОУ СОШ №27

Ширина Динара Наильевна

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Методические основы  проведения школьных краеведческих  экскурсии и разработка проектов.

1.1 Планирование учебных экскурсий в курсе «География своей местности»……………………………………………………………………….5

1.2 Методика проведения краеведческой экскурсии по теме "Геоморфология  своей местности"……………………………………………9

1.3 Разработка групповых ученических проектов краеведческих экскурсий………………………………………………………………………..11

Глава 2. Проблемы организации и проведения краеведческой экскурсионной деятельности в младшей школе……………………………...12

Заключение……………………………………………………………….13

Список использованных источников …………………………………..14

ВВЕДЕНИЕ

Система образования в наши дни, в условиях все ускоряющихся темпов развития науки, технологий, интеграционных процессов, является важнейшим звеном общественной жизни. Целью образования должно являться не только получение знаний, но и развитие в человеке инициативы, творческого подхода к своей деятельности, ответственности и сознательности, активной жизненной позиции.

Интенсификация школьного учебного процесса, применение методов обучения, развивающих познавательный интерес, творческий и критический подход к выполнению учебных задач, самостоятельность, мыслительные способности, является одним из способов достижения этих целей образования. От отношения ребенка к учебе зависит во многом качество получаемого им образования, так как учебный материал, усвоение которого происходит при активной,  заинтересованной позиции школьника, является надежной основой для усвоения следующих уровней знаний.

Особенно важен творческий подход в обучении географии. Эта наука о Земле, о природе нашей планеты и происходящих в ней процессах в школьном курсе имеет наибольший потенциал для развития исследовательского интереса и творческих способностей учащихся, их стремления и умения наблюдать, замечать закономерности, связи различных объектов и явлений. В противовес сложившейся практике преподавания этого предмета  традиционными и малоэффективными методами, такими как изучение материалов учебника в классе, рассказ учителя, демонстрация наглядных пособий, более широкое использование экскурсионного метода обучения является одним из способов развития указанных способностей учащихся и их интереса к учебе.

Целью настоящей работы является  разработка методических рекомендаций по проведению школьных учебных экскурсий совмещенных с проектной деятельностью, по курсу «География своей местности».

Эта цель включает следующие задачи:

- выяснить роль экскурсионного метода формирования географических компонентов курса «География своей местности»;

- описать методику проведения экскурсии по теме "Геоморфология своей местности";

- выявить проблемы организации проведения экскурсионной деятельности.

- разработать совместные исследовательские проекты, на основе проведенной экскурсионной деятельности.

Актуальность темы данной работы состоит в том, что изучение и совершенствование экскурсионного метода и проектной деятельности в изучении курса «География своей местности», разработка и применение методики проведения экскурсий, способствуют лучшему усвоению знаний и умений в процессе изучения своей местности, развитию познавательного интереса, мыслительных способностей  учащихся, повышению эффективности образовательного процесса в целом.

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ И РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ.

1.1 Планирование учебных экскурсий в курсе «География своей местности»

В проведении физико-географической экскурсии в природу выделяется 3 этапа:

1. Подготовка учителя и школьников к экскурсии;

2. Непосредственный ход экскурсии;

3. Обсуждение результатов, выводы, оформление полученного материала.

На этапе подготовки учитель определяет образовательные и воспитательные цели и задачи экскурсии. Цели географических экскурсий в природу могут состоять в следующем:

- закрепление, обобщение, конкретизация полученных на уроках в классе теоретических знаний;

- выработка умений устанавливать закономерности наблюдаемых в природе объектов и явлений;

- выработка практических умений и навыков, и т.д.

 Должны учитываться условия проведения экскурсии, характер местности, погодные условия, и особенно уровень подготовки учащихся, то, какими знаниями, умениями и навыками они обладают.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В то же время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.  

Учитель должен изучить соответствующую методическую литературу, методические разработки по выбранной теме экскурсии, освежить и углубить свои знания.

После установления темы и конкретных целей экскурсии, ее образовательных и воспитательных задач, необходимо выбрать место проведения экскурсии. Это место должно отвечать следующим требованиям.

Во-первых, особенности местности должны давать возможность достичь поставленных целей и задач в ходе проведения экскурсии по конкретной теме. Район географической экскурсии должен быть, с одной стороны, характерным для данной местности, а с другой - быть разнообразным и включать как можно большее количество физико-географических особенностей.

Во-вторых, район проведения экскурсии должен быть расположен рядом со школой, чтобы обеспечить быстрое прибытие участников на место ее проведения, без существенных затрат учебного времени и сил экскурсантов.

В-третьих, должны учитываться меры безопасности при планировании проведения экскурсии, то есть выбранная местность должна иметь минимальную травмоопасность - отсутствие осыпей, обрывов, глубоких рек с быстрым течением, опасных болот, автомобильных дорог с плотным движением и прочих опасностей.

После выбора подходящего места проведения экскурсии учитель сам должен посетить и изучить эту местность, отобрать необходимые объекты для наблюдения, маршрут, места остановок.

Необходимо составить оптимальный маршрут экскурсии, таким образом, чтобы за короткий учебный час охватить необходимое количество природных объектов, учитывая при этом удобство передвижения и технику безопасности.

Определив маршрут экскурсии, необходимо определить, какие конкретные методы учебной работы могут быть использованы. В 6 классе могут быть использованы следующие виды наблюдений и работ учащихся во время географической экскурсии.

- Адресная и физико-географическая привязка. Это начальный этап экскурсии, в ходе которого на имеющемся плане местности наносится местоположение объектов исследования, либо схематически зарисовывается местоположение объекта по отношению к каким-либо ориентирам на местности.

- Геологические наблюдения - это вид работ проводится на участках местности, имеющих обнажения почвенного профиля и горных пород - это крутые берега рек, невысокие (в целях безопасности) обрывы, овраги, небольшие карьеры. При этом учащиеся составляют наблюдают и составляют описание имеющихся слоев профиля обнажения, выходов горных пород, их состава. Могут делаться при этом в дневниках экскурсии зарисовки профиля, фотосъемка, текстовое описание. Для дальнейшего изучения можно собрать коллекцию минералов.

- Геоморфологические наблюдения - это наблюдение различных форм рельефа на местности. При этом проводится в дневниках зарисовка, либо размещаются фото форм рельефа, определяются и фиксируются в дневнике их параметры.

- Микроклиматические наблюдения - состоят в наблюдении и фиксации  в дневнике либо индивидуальных бланках метеорологических характеристик воздуха на момент проведения экскурсии - температуры, влажности, скорости и направления ветра, облачности, осадках.

- Гидрологические наблюдения - это наблюдения за водными объектами - реками, ручьями, источниками, прудами и  др.

- Почвенные наблюдения - проводятся, как и геологические наблюдения, по естественным обнажениям верхнего слоя земли.

Наблюдения за растительным покровом - осуществляются с целью установления основного, ландшафтообразующего типа растительности, а также наиболее характерных видов.

 Наблюдения за животным миром - отмечаются встречаемые в ходе экскурсии представители животного мира, следы их пребывания, выясняется связь обитания определенных видов животных и физико-географическими особенностями местности и преобладающими видами растительности.

- Маршрутные наблюдения - это наблюдение и фиксация на плане местности маршрута передвижения, различных ориентиров и объектов наблюдения.

Определив конкретные виды работ, которые должны будут быть выполнены учащимися, учитель составляет для организации их самостоятельной работы индивидуальные карточки-задания.

Для успешного проведения экскурсии преподаватель должен предусмотреть и подготовить необходимое для нее оборудование. Необходимо предусмотреть также экскурсионное снаряжение - соответствующую форму одежды и другие его элементы.

В процессе планирования должен быть составлен конспект экскурсии, следуя которому, учитель намеревается достигнуть поставленных целей и задач.  

Планирование вводной беседы с учащимися должно включать сообщение учащимся цели экскурсии, ее маршрута, объектов, которые требуется посетить, раздачу заданий для проектной  работы. Подготовка учащихся заключается в том, что они непосредственно перед экскурсией, в классе, повторяют необходимые для выполнения целей экскурсии теоретические знания. Кроме того, по картам той местности, на которой планируется экскурсия, они должны ознакомиться с ее маршрутом, с расположением планируемых к изучению объектов, до них должны быть доведены цели и задачи экскурсии. На данном этапе важно возбудить интерес учащихся к планируемому занятию вне школьных стен, исследовательский дух в них. Можно попросить учащихся вспомнить то, что им уже известно о тех объектах, которые планируется посетить, использовать знания тех из учеников, которые лучше других осведомлены об этих объектах.

Перед началом экскурсии также обязательно надо провести инструктаж по технике безопасности и правилах поведения на экскурсии в природе, дисциплине, проверить наличие необходимого снаряжения. Целесообразно разбивать учащихся на группы, которым даются различные задания, кроме общих для всей экскурсионной группы. Индивидуальные задания могут включать измерение расстояний между определенными объектами, сбор определенных видов растений, горных пород и т.д.  Выполнение группами разных заданий, с последующим оглашением их результатов в классе и ознакомлением с результатами работ других групп, позволяет охватить больший объем учебного материала. Необходимо проинструктировать о порядке и правилах заполнения индивидуальных бланков.

1.2 Методика проведения краеведческой экскурсии по теме "Геоморфология  своей местности"

В 6 классе можно предусмотреть проведение краеведческой экскурсии, которая должна быть посвящена теме «Геоморфология своей местности».  

Целью этой экскурсии является закрепление полученных ранее представлений и понятий о рельефе Земли, получение знаний о формах рельефа своей местности, о слагающих поверхностных слой земли породах, об их взаимосвязях с рельефом, о внутренних водах и их влиянии на формирование форм рельефа.

Учащиеся в ходе изученного ранее в классе учебного материала уже знают такие географические понятия как рельеф и формы рельефа: возвышенности и впадины, горы и низменности, овраги; река, русло реки, речные долины; абсолютная и относительная высота местности. В ходе изучения в классе они имеют представление о том, как можно определить высоту точек местности, глубину оврага, крутизну склонов.

Учащиеся в ходе краеведческой экскурсии должны приобрести практические умения делать зарисовки форм рельефа, изображать геологический профиль, а также вести наблюдения и определять относительную высоту отдельных точек местности, крутизну склонов, ширину и глубину, скорость течения реки, глубину оврага и т.д.

В ходе краеведческой  экскурсии учащимся может быть предложено выполнение следующих видов практических работ:

- определение на глаз или с помощью самодельного нивелира относительной высоты выбранной точки местности (холма, высокого берега и т.д.);

- определение глубины оврага;

- определение на глаз или с помощью эклиметра крутизны склона;

- зарисовка профиля обнажения горных пород (на обрыве реки, в небольшом карьере и т.д.;

- определение ширины и глубины, скорости течения реки;

- составление описания водного объекта.

В ходе такой экскурсии, целью которой является изучение форм рельефа и их взаимосвязей с рельефообразующими факторами, учащимся может быть предложено установить взаимосвязи:

- между рельефом и подстилающими породами (на месте обнажения можно проследить, что крутые склоны внутри состоят из известняков, боле пологие - из песка и самые пологие - из глины);

- между породами в геологическом профиле и уровнем залегания грунтовых вод (на профиле можно проследить, что грунтовые воды находятся выше водоупорного слоя из глины);

- между рельефом и характером течения реки.

Необходимое оборудование для проведения экскурсии - планшеты и бланки с индивидуальными и групповыми заданиями, рулетка, компас, нивелир, эклиметр, ручка, карандаш, линейка, цветные карандаши.

Урок- экскурсия  начинается с вводной беседы в классе, в ходе которой учащимся сообщаются цели и задачи краеведческой экскурсии, повторяются необходимые в ходе урока знания, приобретенные на предыдущих уроках, касающиеся форм рельефа, их особенностей, способов их измерения. Проводится учителем краткий обзор и характеристика природных особенностей своей местности и отдельных объектов, сообщается место проведения экскурсии и ее маршрут.

Для ознакомления учащихся с маршрутом и планом проведения экскурсии, с оборудованием и правилами работы с ним может быть выделен отдельный урок, предшествующий экскурсии.

1.3 Разработка групповых проектов ученических краеведческих экскурсий.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. 

Мною было предложено ребятам, после краеведческой экскурсии «Геоморфология своей местности», разбиться на группы и создать проекты своих  экскурсий, которые можно будет провести им самим.

 Варианты проектов получились разные: кому-то захотелось изучить реку Волга и её состав воды; кто-то заинтересовался ландшафтоведением; а одна группа решили наглядно изучить экологические проблемы нашего города.

Ребята творчески подошли к оформлению проектов. Сами создали маршруты краеведческих экскурсий и придумали задания.

Группа- ландшафтоведов сняли видео  своей экскурсии по изучению ландшафтов левого и правого берегов Волги, что позволит дистанционно другим группам посетить её  не выходя из дома, что очень актуально в связи с пандемией.


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИЙ В ШКОЛЕ

Проведение такого типа экскурсий в школе встречает значительные трудности. Учителю необходимо знать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1. Школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 40 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удается. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

2. Провести хорошую  краеведческую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков. Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.

3. Отсутствие в некоторых школах необходимого оборудования. Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.

4. На экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе. Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка.

5. Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия. Тут иного выхода нет: необходимо перенести экскурсию на другой день.

Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.

      


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполненной работы, посвященной разработке методических рекомендаций по проведению школьных краеведческих  экскурсий по теме «География своей местности» в 6 классе средней общеобразовательной школы, были выполнены следующие задачи:

- выяснена роль экскурсионного метода формирования географических компонентов темы;

- приведены описания содержания и методов проведения краеведческой экскурсии по теме "Геоморфология  своей местности" ;

- разработка групповых проектов ученических краеведческих экскурсий.

- выявлены проблемы организации проведения экскурсионной деятельности.

Таким образом, поставленные перед работой задачи выполнены. По результатам работы можно сделать следующие выводы.

Эффективность использования краеведческих экскурсий и метод проектов в школьном курсе географии  обеспечивается тем, что они являются средством в преодолении формального подхода как учителя, так и учеников в изучении географии; обеспечивают наивысшую степень наглядности при изучении объектов и явлений природы; создают условия для самостоятельной работы учащихся по получению знаний и умений; способствуют развитию познавательного интереса, творческих способностей школьников, развивают наблюдательность, мыслительные способности, навыки научного исследования окружающего мира; способствуют экологическому воспитанию школьников, а также привитию им любви к родному краю.

Но все эти положительные эффекты могут быть достигнуты только при условии хорошо спланированной, подготовленной, организованной и проведенной работы .


Список использованных источников

1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова,
А.И. Елховская, В.В. Николина. – М .: Просвещение, 1988. – 22 с.

2. Беловолова, Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт / Е. А. Беловолова // География в школе. – 2006. - № 5. - С.39-46.

3. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. — 2014. -№ 4. 4.  

4. Даудова Я. А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник — Геланча. № 1 (18) 2013. 5.  

5. Докиш С.П. Педагогика практических работ на местности / С.П. Докиш // География в школе. – 1991. - № 1. – с. 42 – 45.

6.  Елховская Л.Н. Формы и методы внеурочной работы по изучению своего края / Л.Н. Елховская. – М.: Просвещение, 1988. – 180 с.

7. Мамонов, А. В. История экскурсионного дела / А. В. Мамонов // География в школе. – 1999. - № 2. – С.41-44.

8. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Просвещение, 1997. – 65 с

9. Соловьев М. С.Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов / М. С. Соловьев // География в школе. - 2008. - N 4. - С.52.

  Интернет-источники:

10.http://file.44school.ru/teacher/tkacheva/metodicheskaja_kopilka/my_project/ja_poznaju_mir/shkolnaja_jekskursija.pdf