Познавательно-исследовательская деятельность
Перспективное планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ и ЭКСПЕРИМЕНТОВ
С РАСТЕНИЯМИ
Список опытов и экспериментов в детском саду с растениями
№ | Название опыта |
1 | «Рост растения в разных условиях» (наблюдение) |
2 | «С водой и без воды» |
3 | «На свету и в темноте» |
4 | «Может ли растение дышать?» |
5 | «Испарение воды растениями» |
6 | «Растению нужен свет» |
7 | «Воздушные корни» |
8 | «Растение хочет пить» |
9 | «Что потом? » (Наблюдение) |
10 | «Что выделяет растение?» |
11 | «Вверх или вниз» |
12 | «Где лучше расти?» |
13 | «Как увидеть движение воды через корни?» |
14 | «Опыт с размножением растения» |
Опыт №1
«Рост растения в разных условиях» (наблюдение)
Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.
Оборудование: два одинаковых растения (гелевый наполнитель, земля, две стеклянных ёмкости.
Содержание опыта: одно растение посажено в почву (образец №1, а другое в гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2) .
Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, а у растения (образец №2, листья повяли, а через 10 дней (образец №2 погиб)
Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в гелиевом наполнителе, так как в земле больше питательных веществ, а в гелиевом наполнителе они закончились через неделю.
Опыт №2
«С водой и без воды» (наблюдение)
Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
Материалы: Два одинаковых растения (бальзамин, вода)
Содержание опыта: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.
Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: растение без воды жить не может.
Опыт №3
«На свету и в темноте» (наблюдение)
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.
Содержание опыта: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.
Через семь дней, листья у растения побелели.
Вывод: растение без света жить не может.
Опыт №4
«Может ли растение дышать? » (наблюдение)
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
Содержание опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт №5
«Испарение воды растениями»
Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.
Материалы: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Содержание опыта: Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой. Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
Итоги: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
Почему? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.
Эксперимент №:6
«Растению нужен свет»
Цель эксперимента: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.
Материалы: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.
Процесс: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
. Оставить растения на неделю.
. Сравнить затем их цвет.
. Поменять растения местами.
. Оставить растения также на неделю.
. Сравнить опять растения.
Итоги: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
Почему? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из-за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.
Эксперимент №7
«Воздушные корни»
Цель эксперимента: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.
Материалы: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.
Процесс:
. Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).
. Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.
. Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни
. Поместить растение в емкость с водой на решётку.
. Закрыть плотно крышкой.
. Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).
. Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.
Итоги: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.
Почему? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.
Эксперимент №8
«Растение хочет пить»
Цель эксперимента: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.
Материалы: Два цветка бальзамина, лейка с водой.
Процесс:
. Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.
. Два бальзамина поставить на солнышко
. Одно растение полить, а другое нет.
. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.
. Полить это растение и понаблюдать еще неделю.
Итоги: Цветок, которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.
Почему? Растение не может жить без воды и может погибнуть.
Опыт №9
«Что потом? » (наблюдение)
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.
Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. Вмесяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.
Эксперимент №10
«Что выделяет растение?»
Цель эксперимента: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
Процесс:
- Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).
- Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).
- Ставят его в теплое место ( если растение даёт кислород в банке его станет больше).
- Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород
- Проверить зажженной лучиной.
Итоги: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.
Почему? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.
Эксперимент №11
«Вверх или вниз»
Цель эксперимента: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.
Материалы: Комнатное растение, подставка.
Процесс:
- Поставить цветок с горшком набок на подставку
- В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев
Итоги: Стебли и листья поворачиваются к верху.
Почему? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.
Эксперимент №12
«Где лучше расти?»
Цель эксперимента: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Материалы: Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.
Процесс:
- Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.
- Дети сажают черенки традесканции в разную почву.
- Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.
- Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель
Итог: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
Почему? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.
Опыт №13
«Как увидеть движение воды через корни?»
Цель: доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.
Материалы: черенок гибискуса или герани с корешками, вода с пищевым красителем.
Ход опыта: Обучающиеся рассматривают черенки герани или гибискуса с корешками, уточняют функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель — «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в дневнике наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества)
Опыт №14
«Опыт с размножением растения»
Цель: показать детям на примере традесканции, как можно размножать растения.
Последовательность наблюдения:
- На первом этапе рассмотреть с детьми сам цветок традесканцию: форму, окрас листьев, длину стеблей.
- На втором этапе рассказать, что этот цветок можно размножить и каким образом. Выбрать 3 старые, самые длинные стебли цветка, отрезать их под корень (цветок не должен цвести). Затем отрезать его концы с молодыми листьями и поставить в стакан с водой. Дать постоять отросткам в стакане несколько дней до тех пор, пока не появятся корни. Затем уже ростки с корнями необходимо посадить в горшок с влажной землёй. Накрыть горшок стеклянной посудой и наблюдать в дальнейшем как растение принимается, увлажнять периодически почву.